» » Выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Автомобильный зарядник: как выбрать зарядку для аккумулятора

Выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Автомобильный зарядник: как выбрать зарядку для аккумулятора

Каждый владелец автомобиля обязательно должен позаботиться о бесперебойной , важнейшего компонента электрооборудования, без которого запуск двигателя не представляется возможным. Отказ АКБ в результате разряда – довольно частое явление, особенно в зимний период, поэтому вопрос приобретения средств, восстанавливающих функциональность аккумуляторной батареи, особенно актуален для холодных регионов.

Аккумулятор не производит электроэнергию, он лишь её накапливает, а затем отдаёт. Заряжается АКБ от электрического генератора автомобиля, но полной зарядки при этом не достигается, поэтому спустя какое-то время батарея утрачивает свой заряд, требуя подключения внешних устройств. При плюсовой температуре двигатель способен завестись и от наполовину заряженного аккумулятора, а вот зимой шансы запуска существенно снижаются, если заряд батареи неполный. Опытные автомобилисты знают, как важно всегда иметь под рукой спасительное средство от внезапной разрядки АКБ.

Авторынок предлагает бесчисленное количество всевозможных зарядных устройств разного качества и стоимости, но к выбору прибора необходимо подходить со всей ответственностью. Следует учитывать тот факт, что не каждая зарядка может подойти к АКБ вашего автомобиля, поэтому важно знать, каким типом батареи оборудована машина. Сориентироваться среди многообразия видов и производителей поможет рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года. Здесь собраны приборы с разными характеристиками в широком ценовом диапазоне отечественного и зарубежного производства.

Виды зарядных устройств для АКБ

Среди ассортимента зарядников автомобильных аккумуляторов можно найти экземпляры с дополнительными опциями. Кроме основной функции, они могут выполнять множество других, но и стоимость в этом случае будет порядком выше, поэтому перед покупкой нужно определиться, какие из дополнений будут действительно использоваться и стоит ли того переплата.

Зарядно-пусковые устройства для АКБ бывают:

  1. Импульсные. Преимуществами приспособлений этой разновидности являются компактность и маленький вес, а также . Они более удобны в применении, выше по стоимости, чем трансформаторные зарядники, но впоследствии приобретение себя оправдывает. Принцип работы импульсных устройств основывается на создании токов высокой частоты, для чего большие габариты без надобности.
  2. Трансформаторные приборы намного объёмнее и постоянно иметь при себе такое приспособление неудобно, обычно они применяются для стационарного обслуживания аккумулятора. Действие устройства заключается в снижении напряжения путём стандартного преобразования. Трансформаторные зарядники считаются надёжными, легко ремонтируются, но имеют большой вес.

Выбирая лучшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, следует внимательно изучить характеристики приборов, взвесив все преимущества и недостатки. Кроме того, необходимо обратить внимание на тип и параметры батареи, эта информация содержится в паспорте транспортного средства.

Топ-10 инверторных ЗУ

Под инверторными (импульсными) зарядными устройствами понимают автомобильные зарядки, обеспечивающие восстановление ёмкости АКБ в полностью автоматическом режиме. Эту возможность обеспечивает интеллектуальный микроконтроллер, умеющий анализировать все важнейшие параметры заряжаемой батареи и в зависимости от этих показателей самостоятельно подбирать нужный ампераж и вольтаж в каждый конкретный момент времени. От пользователя не требуется ввод или изменение в процессе работы устройства его настроек, при этом инверторное ЗУ обеспечивает наиболее щадящие условия заряда для аккумуляторной батареи, что продлевает её ресурс. Отличительной чертой таких приборов является высокая функциональность, обеспечиваемая большим количеством предварительно настраиваемых параметров, а также высокий уровень безопасности. Главным достоинством инверторных устройств можно назвать защиту АКБ от перезаряда, которого очень не любят некоторые типы автоаккумуляторов.

Корейское ЗУ можно назвать безусловным лидером рейтинга по соотношению цены и качества зарядки. Лучшее зарядное устройство импульсного типа для автомобильного аккумулятора в своей категории обеспечивает 9 режимов работы:

  • тестирование батареи на предмет её состояния и правильности подключения;
  • десульфатация;
  • мягкая подзарядка для сильно разряженных АКБ;
  • основной режим, обеспечивающий до 80% заряда аккумулятора;
  • функция поглощения, когда зарядка осуществляется при постоянном напряжении динамически уменьшающимся током;
  • функция восстановления, используется при зарядке сильно разряженных батарей при расслоении электролита;
  • анализ АКБ на способность удерживать заряд;
  • полная подзарядка (с использованием минимальных токов);
  • функция «импульс» обеспечивает поддержание максимального напряжения батареи в режиме хранения.

Прибор обладает защитой от переполюсовки, перегрева, перезаряда и КЗ.

Присутствует система защит: от переполюсовки, перегрева (перезаряда) и короткого замыкания. Дополнительным преимуществом является трёхлетняя заводская гарантия. Умеет работать в том числе с шестивольтовыми аккумуляторами.

Кроме доступной стоимости (порядка 2,0-2,1 тысяч рублей), характеризуется высокой функциональностью, включая возможность запоминания настроек.

Единственным недостатком можно назвать необходимость ручного переключения между режимами 6/12 В – модель самостоятельно не может различать номинальный вольтаж АКБ.

Второе место в рейтинге 2019 года лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов занимает профессиональная модель от шведского производителя. Импульсная зарядка CTEK MXS 25 может работать только с 12-вольтовыми АКБ, но зато поддерживает аккумуляторы в очень большом диапазоне ёмкостей (40-500 Ah) при максимальном уровне тока заряда 25 А.

Несмотря на столь впечатляющие параметры, устройство обладает малым весом (менее 2 кг.) и (235х65х130 мм.). Умеет работать со всеми типами свинцово-кислотных аккумуляторов (WET, MF), а также с гелевыми и AGM батареями.

MXS 25, как и предыдущая модель, является многофункциональным аппаратом с поддержкой 8 режимов, в числе которых – Supply, позволяющий использовать ЗУ в качестве источника питания и отсоединять АКБ с сохранением базовых настроек.

Среди важных функций стоит отметить возможность диагностирования батареи на предмет способности принимать заряд, а также удерживать его, возможность десульфатации пластин, детальная профилактика АКБ.

Преимущества CTEK MXS 25:

  • мощное зарядное устройство можно использовать для всех типов аккумуляторов;
  • полная автоматизация работы ЗУ на всех режимах функционирования;
  • пятилетняя гарантия от производителя;
  • наличие функции Supply, позволяющей сохранять настройки после отключения аккумулятора;
  • высокий уровень защищённости (от влаги, механических повреждений, искрения, переполюсовки, КЗ, перепадов напряжения, перезаряда).

К сожалению, есть и недостаток – довольно высокая стоимость CTEK MXS 25 (примерно 35 тысяч рублей).

Третье место в рейтинге лучших импульсных зарядных устройств занимает ещё один представитель южнокорейского концерна. Этот интеллектуальный прибор обладает хорошим набором функций и отличается высоким качеством сборки. Может использоваться для подзарядки как шести-, так и двенадцативольтовых АКБ, то есть является универсальной моделью.

В DW450 используется микропроцессор собственной разработки (модернизированный ADC 12 Bit), который умеет оценивать состояние автомобильного аккумулятора и на основании этого анализа регулировать параметры зарядки, напряжение и силу тока, что оптимизирует процесс зарядки и продлевает срок службы батареи.

Работает со всеми разновидностями свинцово-кислотных автоаккумуляторов (WET/MF/GEL/AGM) емкостью 40-120 Ah.

Другие достоинства модели:

  • наличие информативного цифрового дисплея, отображающего процесс зарядки в режиме реального времени:
  • функция диагностики;
  • «зимний» пакет, позволяющий осуществлять зарядку при низких температурах;
  • защита от переполюсовки, короткого замыкания, перегрева, перезаряда;
  • бюджетная стоимость (от 2200 рублей).

К сожалению, отсутствует функция десульфатации пластин, да и один год гарантии от производителя – не слишком много.

Изделие, собранное в Германии, по определению не может быть некачественным.

Так что если вас интересует, какое зарядное устройство для автоаккумулятора лучше, а фактору стоимости при этом отводится второстепенная роль – советуем обратить внимание именно на эту модель. Она стоит примерно втрое дороже корейских аналогов, и это можно назвать единственным существенным недостатком модели.

AW05-1208 – универсальное ЗУ, для которого нет разницы, аккумулятор какого типа и какой ёмкости заряжать (в пределах 10-160 Ah). Правда, шестивольтовые АКБ оно не поддерживает, но во всём остальном девайс действительно хорош: умеет заряжать медленно/быстро, производить тестирование подключённой батареи и восстанавливать сильно разряженные и сульфатированные батареи с расслоенным электролитом. Имеется режим поддержки заряда: если вы куда-то уезжаете на длительное время и не желаете допустить, чтобы аккумулятор разряжался – оставляйте включённой подзарядку.

Достоинства модели:

  • автоматическое определение параметров АКБ (типа, величины заряда, способность его удерживать) и выбора режима зарядки;
  • великолепное качество сборки и комплектующих;
  • и сетевой, и интерфейсный кабеля расположены с одной стороны девайса, что не доставляет неудобств в работе;
  • в комплект поставки включён крючок, с помощью которого ЗУ можно подвесить к стене.

Изделие известной итальянской фирмы замкнуло ТОП-5 рейтинга автоматических ЗУ для автомобильных аккумуляторов. Несмотря на принадлежность к среднему ценовому сегменту, данной модели удалось занять довольно высокое место благодаря поддержке АКБ любых типов и высокому току заряда. С помощью STAR SM150 вы сможете подзаряжать батареи ёмкостью вплоть до 225 Ah, то есть даже те, которые используются в грузовых транспортных средствах.

Такие зарядные устройства – нередкий гость компаний с немалым парком ТС, их можно отнести к категории полупрофессиональных. Обладая относительно небольшими габаритами и современным дизайном, автомобильная подзарядка обладает обширным функционалом, позволяя реанимировать безнадёжные АКБ и работать в условиях пониженных температур.

Девайс самостоятельно определяет режимы работы в зависимости от параметров аккумулятора, используя интеллектуальный микропроцессор со встроенными датчиками тока и напряжения.

Отметим, что Deca STAR SM150 производится на заводе в Сан-Марино, что гарантирует высокое качество сборки, и соответствие . Все этапы зарядки отображаются с помощью светодиодной индикации, отсутствие дисплея можно назвать основным недостатком STAR SM150 (как и отсутствие поддержи 6-вольтовых батарей).

Это надёжное универсальное ЗУ сочетает в себе доступную стоимость и европейское качество. Латвийская модель открывает вторую половину топ-10 импульсных подзарядок для автомобильных аккумуляторов. Единственная модель в данном обзоре, предусматривающее зарядку 24-вольтовых автоаккумуляторов, что позволяет использовать Vitals 2415ddca для подзарядки АКБ как легковых, так и грузовых транспортных средств. Ток зарядки может выбираться вручную, причем переключение в пределах 3-15 А производится плавно. Имеется возможность одновременной зарядки двух 12-вольтовых батарей, подключённых по последовательной схеме (актуально для тяжёлых грузовиков, оснащаемых двумя аккумуляторами). Интеллектуальный микропроцессор обеспечивает тестирование батареи, выбор оптимального режима, контроль показателей и завершение подзарядки с автоматическим отключением прибора.

Металлический ударопрочный корпус защитит ЗУ от механических повреждений, наличие принудительной вентиляции исключает перегрев девайса.

Vitals 2415ddca полностью соответствует принятым в ЕС стандартам качества, безопасности и уровня защит, умеет восстанавливать ёмкость глубоко разряженных батарей.

Среди недостатков стоит отметить громоздкий корпус и отсутствие возможности подзаряжать старые АКБ.

Название бренда явно указывает на высокое качество сборки, надёжность и безотказность подзарядки, одновременно ассоциируясь с высокой стоимостью техники этой торговой марки. В данном случае стоимость нельзя назвать очень высокой (6200-6500 рублей), но это обуславливается относительно невысоким уровнем зарядного тока (максимальное значение – 7 А). Впрочем, его хватает для подзарядки большинства АКБ легковых автомобилей.

В число самых лучших автомобильных зарядных устройств Bosch C7 входит благодаря высокому уровню безопасности и большому ресурсу. Интеллектуальный микроконтроллер поддерживает три режима работы модели, что существенно расширяет сферу его применения (можно подзаряжать портативный холодильник, запускать процесс регенерации старых АКБ). ЗУ умеет работать с аккумуляторами всех типов, включая гелевые. Обладает компактными размерами и довольно большой функциональностью.

Ещё одно бюджетное ЗУ . Так что если вы думаете, что отменное качество и низкая стоимость – понятия несовместимые, то эта модель существенно снизит уровень вашего скептицизма. При стоимости порядка 4500 рублей этот девайс имеет впечатляющие характеристики и обширный функционал – а что ещё нужно для успешного продвижения на рынке?

Результат не заставил себя ждать: в 2016 году ЗУ Einhell CC-BC 10M было признано в Германии лучшим в номинации «Выбор года». К сожалению, популярность модели настолько высока, что встретить её в отечественных автомагазинах становится всё проблематичнее.

Компактные размеры и яркий, стильный и модный дизайн только добавляют очков этому качественному девайсу. Встроенный контроллер на микропроцессорах большинство операций выполняет в полностью автоматическом режиме, от определения разновидности аккумуляторной батареи до отключения прибора при достижении 100% заряда.

CC-BC 10M имеет все востребованные функции, от восстановления сильно разряженных автоаккумуляторов до пакета «холодная погода». Присутствует и функция непрерывной зарядки, позволяющей оставлять аккумулятор в гараже на сколь угодно длительное время подключенным к ЗУ, не боясь перезаряда.

В числе достоинств модели можно назвать наличие информативного жидкокристаллического дисплея, удобной рукоятки для переноски или использования прибора в подвешенном состоянии, переключателя режимов 6/12 В.

Единственным существенным минусом является отсутствие десульфатации пластин.

При средней стоимости порядка 4200 рублей эту модель можно считать одной из самых доступных в нашем обзоре, поэтому включение её в список лучших автоматических ЗУ для автомобильных аккумуляторов вовсе не случайно.

Девайс в состоянии выполнять подзарядку АКБ через прикуриватель, не требуя прямого подключения (но только если прикуриватель подключён напрямую к батарее, минуя цепь генератора).

Другой отличительной характеристикой зарядного устройства является использование фирменной системы PulseTronic, реализующую полностью автоматическую работу прибора и позволяющую реализовать следующие функции:

  • полноценную защиту всех электронных контуров;
  • безыскровую защиту от переполюсовки и КЗ;
  • строгий контроль процесса подзарядки;
  • уменьшенный нагрев АКБ;
  • увеличенное время работы автоаккумулятора.

Обычный режим подзарядки дополнен ускоренным (функция Boost), есть возможность переключения подзарядки двух батарей грузовых авто. Имеется возможность выбора одного из трёх режимов работы T-charge 12.

Модель умеет восстанавливать заряд слишком сильно разряженных аккумуляторов.

Недостатком модели можно назвать небольшой ток заряда (5 А) и поддержку АКБ ёмкостью не более 70 Ah.

CTEK MXS 5.0

Шведская компания – единственная, удостоившаяся включения в рейтинг лучших автомобильных зарядных двух разных моделей.

Что же помогло MXS 5.0, стоящей 12 тысяч рублей, закрепиться в нашем топ-10 импульсных ЗУ? Обладая компактными габаритами, эта подзарядка может восстанавливать даже сильно разряженные АКБ. Шведы, как известно, помешаны на безопасности, поэтому в данном приборе реализованные все уровни защиты, включая защиту электронных компонент автомобиля. Именно поэтому данную модель предпочитают владельцы дорогих иномарок – они могут не опасаться выхода их строя бортового компьютера и других электронных компонент во время подзарядки батареи.

Микропроцессорный инвертор обеспечивает 8 режимов работы устройства, а качество сборки настолько высокого, что производитель предоставляет на свою продукцию пятилетнюю гарантию.

Единственным недостатком, кроме высокой цены, можно назвать отсутствие цифрового дисплея.

Топ-5 трансформаторных ЗУ

Главное отличие классических трансформаторных подзарядок от инверторных аналогов – отсутствие микроконтроллера. Другими словами, процесс восстановления ёмкости АКБ происходит не в автоматическом режиме. Это означает, что автовладелец должен следить за показаниями амперметра, чтобы прекратить процесс по мере его завершения. Трансформаторные устройства могут иметь регулятор силы заряда тока, при этом все они характеризуются большим весом и габаритами, что обусловлено применением преобразователя тока трансформаторного типа. Несмотря на ряд вышеописанных недостатков, этот тип подзарядок всё ещё пользуется большой популярностью. Причина проста – низкая стоимость, простота и надёжность конструкции, высокая ремонтопригодность.

Рейтинг 2019 года зарядных устройств трансформаторного типа для автомобильных аккумуляторов возглавляет ЗУ итальянского происхождения, очень популярное в Старом Свете. Ток заряда у этой модели, как видно из названия, составляет 16 А, чего достаточно для подзарядки батарей ёмкостью 20-200 Ah. При весе 4,5 кг. и приличных габаритах Дека очень проста в обслуживании и неприхотлива в эксплуатации. И хотя режим заряда необходимо устанавливать вручную, это несложно, бояться перезаряда батареи тоже не нужно, поскольку прибор оснащён соответствующей защитой. Заряжать им можно легковые авто, внедорожники, микроавтобусы и грузовики, причём имеется возможность подключения двух спаренных 12-вольтовых АКБ.

Из недостатков стоит отметить малую длину кабеля – 2 метра для тяжёлого устройства часто не хватает.

В нашем рейтинге трансформаторных ЗУ для автомобильных аккумуляторов это единственная модель с возможностью как зарядки АКБ в обычном и ускоренном (Boost) режимах, так и пуска силового агрегата при полностью посаженной батарее.

Чтобы обеспечить такую возможность, аппарат должен быть большим и мощным. WDK Start620 – именно такой: при токе заряда 90 А он обеспечивает пусковой ток номиналом 560 А и пиковый – 620 А. Агрегат способен заряжать аккумуляторы практически любой ёмкости (до 1000 Ah), и это рекордный показатель для нашего обзора.

Разумеется, вес ЗУ соответствующий – около 29 кг, имеется возможность подключения двух 12-вольтовых аккумуляторов. Высокий уровень защиты позволяет не беспокоиться о неправильном подключении, а также о риске перезаряда АКБ.

Кроме большого веса (WeiderKraft WDK Start620 трудно отнести к мобильным зарядным устройствам), аппарат характеризуется достаточно высокой стоимостью (от 13 тысяч рублей), но зато с его помощью можно восстанавливать ёмкость любых, самых мощных свинцово-кислотных аккумуляторов.

Единственное китайское ЗУ, попавшее в рейтинг зарядных устройств для автомобильных батарей – согласитесь, в наше время это редкость. Впрочем, о данном приборе мы не можем сказать ничего плохого, да и сама компания Forte относится к достаточно известным производителям. Сочетание бюджетной стоимости (2200 рублей) с неплохой функциональностью – залог популярности CB-15FP. В принципе она умеет всё, что требуется от подзарядки данного типа: присутствует режим стандартной зарядки и Boost, имеется возможность подключения спаренных батарей от грузовиков, присутствует защита от перезарядки.

Максимальная ёмкость АКБ для подзарядки – 135 Ah. Ток зарядка регулируется в пределах 3,5-7,0 А. Лицевая сторона прибора изготовлена из ударопрочного пластика, корпус – металлический. Дизайн современный, управление – простое и интуитивно понятное. Следить за процессом подзарядки можно с помощью встроенного амперметра.

Вес модели относительно небольшой для трансформаторного типа – 5 кг., имеется удобная прорезиненная рукоятка для переноски. Сборка неплохая, но до европейских стандартов явно не дотягивает.

Тайванский бренд Гарвин хорошо известен российскому потребителю. Фирма специализируется на изготовлении обширного ассортимента электроинструментов, в том числе зарядных устройств. Модель Charge GE-CB220 представляет собой крепкого середнячка. При стоимости порядка 8000 рублей прибор в состоянии восстанавливать ёмкость свинцово-кислотных батарей, включая спаренные 24-вольтовые. Присутствует обычный и ускоренный режим, последний обеспечивает в 2-3 раза более быструю подзарядку, но его не рекомендуется использовать для полностью разряженных автоаккумуляторов. ЗУ адаптировано для российских условий (может работать при морозах до -40°С).

Имеется защита от перегрузок, перегрева и КЗ, корпус – ударопрочный и износостойкий. Модель достойна быть представлена в рейтинге зарядных устройств для автомобильных АКБ, и если бы не высокая стоимость, место было бы более высоким.

Elitech УЗ 20/12

Единственная отечественная модель в нашем обзоре, и не самая дешёвая. При стоимости 3600 рублей обеспечивает зарядку свинцово-кислотных автоаккумуляторов ёмкостью 90-180 Ah, включая 24-вольтовые АКБ грузовиков. Ток заряда может принимать два значения – 7 или 12 А. Весит чуть более 7 кг, что для данного класса зарядных устройств вполне приемлемо. Корпус износостойкий, дизайн современный, для контроля над процессом подзарядки имеется встроенный амперметр. Есть защита от перегрева и коротких замыканий.

Но мы считаем, что лучше всё же доплатить и приобрести инверторную модель, с которой у вас вообще не будет никаких лишних забот – включил и ушёл. К тому же выбор таких устройств гораздо шире. Трансформаторные модели постепенно, но неотвратимо исчезают из прилавков автомагазинов.

Столкнуться с «реанимацией» своего аккумулятора приходится по разным причинам – кто-то забывает выключить габариты, кто-то высаживает батарею морозным утром в попытках запуска, у кого-то на машине электрический ток за ночь подъедают сигнализация или неправильно подключенная магнитола. В любом случае зарядное устройство иметь про запас будет полезно: рано или поздно оно сможет выручить.

На рынке можно встретить разнообразные конструкции «зарядок», и все они имеют свою специфику применения. Ее необходимо учитывать, чтобы не совершить необдуманную покупку – разным АКБ требуются и разные условия зарядки.

Менее всего капризны – они могут спокойно выдерживать и заряд повышенным током (напомним – стандартным током заряда считается ток, составляющий 1/10 от числовой величины емкости батареи, то есть батарея на 45 А*ч нужно заряжать током до 4,5 А, 55 А*ч – до 5,5 А и так далее), и перезаряд. «Выкипание» в них легко скомпенсировать, доливая воду, а риск повреждения из-за повышенного газовыделения устраняется очень просто – выворачиванием пробок.

Поэтому самые простые зарядные устройства, состоящие из трансформатора и диодного моста, могут прекрасно работать с аккумуляторами классического типа. Они обычно имеют переключатель режимов зарядки «меньший ток-больший ток», но, как мы уже говорили, для классических батарей это не является принципиальным. Зато в саму конструкцию таких «зарядок» заложен большой плюс – напряжение на их клеммах во включенном состоянии присутствует всегда, поэтому даже долго простоявший без заряда АКБ они медленно, но верно «оживят». Но надолго оставлять батарею без присмотра не стоит: в конце цикла зарядки начнется обильное выделение водорода (то самое «кипение»), а в смеси с воздухом он крайне взрывоопасен.

Видео: Как и какое выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Просто о сложном

Однако свинцово-кислотные источники энергии классического типа постепенно уходят с рынка, их сменяют необслуживаемые кальциевые аккумуляторы. Им уже требуется четкое выдерживание режима заряда: при превышении зарядного тока они начнут терять уровень электролита, который из-за неразборной конструкции восполнить будет нельзя. Поэтому для всех типов необслуживаемых батарей (а это и кальциевые, и AGM, и ) подойдут только автоматические зарядные устройства.

Конструктивно они уже гораздо сложнее – их схема рассчитана на то, чтобы автоматически устанавливать необходимый ток и прерывать процесс зарядки, когда ток падает ниже определенного значения. Такое зарядное устройство, бесспорно, будет гораздо удобнее в работе – зарядив АКБ, оно отключится, а не будет «кипятить» его. К тому же в большинстве моделей автоматических зарядок предусмотрена защита от неправильного подключения, так что, как говорится, с ними разберется и блондинка.

Но из принципа действия автоматических устройств проистекает и их главный минус – если такую зарядку подключить к долго простоявшему разряженным аккумулятору, она не сможет его зарядить: в этом случае он будет в начале цикла принимать очень малый ток, и автоматика посчитает его полностью заряженным. Выходов может быть несколько:

  1. Купить автоматическое зарядное устройство с возможностью отключения защитной автоматики (как правило, это пускозарядные устройства), и на несколько часов оставить его подключенным в этом режиме. При наличии постоянного напряжения на клеммах АКБ постепенно «оживет» — кристаллы сульфата свинца на пластинах начнут растворяться, и зарядный ток вырастет до величин, с которыми автоматика будет работать адекватно.
  2. Можно сделать проще – имитировать зарядный ток, чтобы автоматика не выключала зарядку. Для этого достаточно включить какую-либо нагрузку параллельно клеммам аккумулятора (например, лампочку из фары) – если через несколько часов отключение этой нагрузки не приведет к отключению ЗУ, значит, «оживление» прошло успешно.

Упомянутые выше, это достаточно специфичный класс – они могут не только заряжать, но и в течение нескольких секунд отдавать значительный ток для прокрутки стартера. Они удобны тогда, когда нельзя тратить несколько часов на зарядку высаженной батареи: зарядив АКБ «хоть на сколько-то», можно перевести такое устройство в пусковой режим, и их совместной с аккумулятором токоотдачи уже хватит для запуска. По сути, кнопка пускового режима в них просто отключает всю защитную автоматику – как мы уже упоминали, для «реанимации» глубоко разряженных батарей это тоже может пригодиться.

Видео: Как правильно выбрать зарядное устройство для АКБ

И, наконец, последний класс зарядных устройств – это переносные бустеры. Они не питаются от электросети, а имеют встроенный гелевый аккумулятор небольшой емкости, но с большой токооотдачей. Главный их плюс – это возможность подзарядить аккумулятор или завести мотор там, где ни , ни подключить зарядку к электросети нельзя. Но и минус понятен – компактные размеры вынуждают урезать емкость батареи, поэтому время зарядки от бустера и тем более число попыток запуска строго ограничены.

Зарядные устройства для классических аккумуляторов

Оборонприбор ЗУ-75А

Конструкцию этого зарядного устройства можно описать словами «проще не придумаешь» — внутри его корпуса скрыты трансформатор с переключением выводов вторичной обмотки (тумблер 4А/6А на корпусе), диодный мост и контрольный амперметр. Для хранения в сыром и плохо проветриваемом гараже это оптимальный вариант – в отличие от электронных зарядных устройств, тут банально нечему ломаться.

Определенные нюансы эксплуатации связаны с небольшой габаритной мощностью встроенного трансформатора – хотя производитель и заявляет о возможности работы с 90-амперными аккумуляторами, реально «потолок» для ЗУ-75 – это АКБ с емкостью 65 ампер-часов, для их зарядки потребуется еще вполне приемлемое время.

С необслуживаемыми кальциевыми батареями это зарядное устройство можно использовать только при крайней необходимости, и тем более с AGM или гелевыми: в конце процесса зарядки напряжение на клеммах может превышать 15 В, что для таких батарей чревато повреждениями.

Автоматические зарядные устройства

FUBAG MICRO 80/12

Современная электроника позволяет создавать компактные и не требующие развитого охлаждения высокотоковые схемы. Поэтому зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов необязательно должно быть «ящиком с ручкой» — компактное ЗУ Fubag Micro скорее напоминает блок питания от ноутбука.

Тем не менее, оно может похвастаться несколькими программами зарядки, оптимизированными для батарей разных типов. Поэтому независимо от того, какая установлена на вашей машине, Fubag Micro зарядит ее быстро и безопасно, все остальное время не занимая много места. Особенно нужно отметить, что в этом ЗУ есть режим восстановления сульфатированных аккумуляторов – оставив машину на несколько дней с высаженной «в ноль» батареей, вы сможете ее потом спокойно зарядить.

Кулон 715А

Эта торговая марка уже давно обосновалась в магазинах автозапчастей, но из числа всех зарядных устройств «Кулон» стоит выделить именно 715А. В его схему был введен дополнительный режим «блок питания», когда автоматика не снижает постепенно ток на выходах, отключаясь в конце процесса зарядки, а поддерживает постоянное напряжение на клеммах. Этому режиму можно найти много применений – например, запитывать в гараже 12-вольтовую переноску, «реанимировать» глубоко разряженные аккумуляторы и так далее.

Видео: Лучшее Зу для АКБ. Кулон 715д

При использовании в автоматическом режиме пользователю достаточно выставить по амперметру максимальный зарядный ток, определяемый, как мы уже писали выше, из емкости аккумулятора. С учетом того, что ток может доходить до 15 ампер, это ЗУ пригодится и для малогабаритных аккумуляторов , и для тяговых батарей коммерческой техники.

Пускозарядные устройства

Elitech УПЗ 30/120

Это зарядное устройство имеет возможность работы с 12- и 24-вольтовыми аккумуляторами, причем у него два режима зарядки: если в «нормальном» можно работать и с необслуживаемыми батареями, то в «быстром» можно только заряжать классические свинцово-кислотные, так как зарядный ток в нем значительно увеличивается.

Тумблер пускового режима отключает защитную автоматику, позволяя ЗУ кратковременно отдавать в нагрузку до 120 А. По меркам профессиональных пускозарядных устройств это немного, но нужно учитывать, что перед нами все же компактная переносная модель. К тому же именно нескольких десятков ампер и не хватает обычно, чтобы провернуть стартер с разряженным аккумулятором.

FUBAG COLD START 300/12

При своих компактных размерах (масса – всего 1,5 кг) это инверторное пускозарядное устройство может отдавать пусковой ток до 50 А. Поэтому его применение точно отражено в названии – это устройство предназначено в первую очередь для помощи при холодном запуске, когда стартеру не хватает совсем «чуть-чуть» тока.

Что же касается применения именно для зарядки, то здесь реализована та же цифровая схема, что и в Fubag Micro – владельцу достаточно выбрать нужный режим кнопкой Mode, после чего ЗУ само задаст необходимые параметры зарядки для конкретного типа аккумулятора. Ток и напряжение заряда можно по выбору вывести на экран прибора, а при возникновении неисправности на нем же отобразится соответствующий код ошибки.

К обязательным атрибутам любого автовладельца относится зарядное устройство для аккумулятора. В зимнее время, когда батарее приходится работать в сложных погодных условиях и на аккумулятор ложится повышенная нагрузка, это особенно актуально. Рынок предлагает большой выбор самых разнообразных моделей, и выбрать лучшую довольно затруднительно. Предлагаем вниманию читателей рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов на 2019 год и надеемся, что он поможет определиться с выбором.

10. DECA CB MACH 214 | Цена 1 700 рублей

Открывает наш рейтинг зарядных приборов для автомобильных аккумуляторов 2019 года ЗУ DECA CB MACH 214 . Устройство служит для зарядки свинцовых аккумуляторов. Оборудовано защитой от короткого замыкания, перегрузок и неправильной полярности. Способно поддерживать батарею в полностью заряженном состоянии без риска его повреждения. Зарядное устройство оснащено индикаторами.

Цена – около 1700 рублей.

9. Сонар УЗ 201 | Цена 9 000 рублей


На 9 месте в рейтинге зарядных устройств для аккумуляторов находится «» с автоматической подачей тока. Достоинства прибора: небольшой вес и невысокая цена. Из недостатков устройства стоит отметить неудачное исполнение корпуса – крышка ЗУ плохо закрывается.

Стоимость устройства – около 900 рублей.

8. Кулон 106 | Цена 1 300 рублей


На 8 месте в списке лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года находится ЗУ «». Он предназначен для зарядки аккумуляторов емкостью от 20 до 95 А/ч. Устройство оснащено индикаторами на лицевой стороне и системой защиты от неправильного подключения и короткого замыкания.

Цена прибора – около 1300 рублей.

7. «Триада» BOUSH-50 | Цена 2 500 рублей


Седьмую позицию в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года занимает ЗУ . Предназначено для аккумуляторов с емкостью от 40 до 150 А/ч. Оснащен двумя режимами работы: 12 или 6 Ампер. Из дополнительных возможностей есть вентилятор для охлаждения и индикатор. Прибор имеет оригинальную форму – его корпус выполнен в виде джипа, поэтому ЗУ «Триада» BOUSH-50 может стать неплохим подарком автолюбителю.

Средняя цена устройства – 2500 рублей.

6. Орион PW-320/325 | Цена 2 400 рублей


» занимает 6 место в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов. Два режима управления зарядки: ручной и автоматический. Недостаток устройства – небольшой шум при работе. Из достоинств – регулировка тока зарядки, защита от короткого замыкания и неправильной полярности.

Цена прибора – около 2400 рублей.

5. Solaris CH 12A | Цена 1 000 рублей


На 5 месте в рейтинге зарядных девайсов для автомобильных аккумуляторов находится простое, но надежное в эксплуатации ЗУ Solaris CH 12A . Прибор предназначен для зарядки батарей с емкостью 40-240А/ч. Из дополнительных возможностей – зарядка аккумулятора без снятия его с автомобиля, выбор тока, ускоренный заряд.

Стоимост ь ЗУ – около 1000 рублей.

4. Inelco KeePower Medium 8A/12V | Цена 7 500 рублей


Четвертое место в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов занимает ЗУ . Прибор имеет три режима работы: зарядка в стандартном режиме, восстановление аккумулятора и зарядка в зимнее время. Подставка, интегрированная в корпус, позволяет установить прибор под нужным наклоном. На лицевой стороне корпуса расположено 7 индикаторов, отражающих данные о режиме работы и состоянии аккумулятора. В корпус встроен светодиодный фонарик.

Недостатком ЗУ можно назвать высокую цену в 7500 рублей.

3. Электроприбор ЗУ 75 | Цена 1 700 рублей


Одно из достоинств ЗУ – небольшой вес. Если по габаритам он близок размерам среднего аккумулятора, но вес прибора при этом составляет всего 2 кг. Зарядное устройство можно легко переносить благодаря наличию ручки-переноски. В пластиковую ручку встроен светодиодный фонарик, необходимый в темное время суток. Электроприбор ЗУ 75 оснащен системой безопасности, способной предотвратить поломку прибора в случае его неправильного подключения к аккумулятору или короткого замыкания.

Недостаток прибора – белый цвет корпуса.

Стоимость прибора – около 1700 рублей.

2. Daewoo DW 400 | Цена 2 500 рублей


ЗУ находится на 2 месте в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года. Это интеллектуальное зарядное устройство, оснащенное системой диагностики уровня заряда аккумулятора. После оценки состояния батареи прибор устанавливает необходимую силу тока и напряжение. Это позволяет не только максимально эффектно зарядить автомобильный аккумулятор, но и продлить срок его работы.

Девайс предназначен для зарядки аккумуляторов легковых автомобилей, мотоциклов, грузовых машин, сельскохозяйственной техники. Девять ступеней зарядки гарантируют бережное восстановление заряда аккумулятора. ЗУ Daewoo DW 400 оснащено дисплеем, на который выводится информация о процессе зарядки и предупреждения об ошибках при подключении ЗУ к аккумулятору. Из дополнительных возможностей есть функция восстановления аккумуляторной батареи и система защиты от короткого замыкания, неправильной полярности и перегрева устройства.

Стоимость зарядного устройства – около 2500 рублей.

1. Автоэлектрика Т-1021 | Цена 2 000 рублей


ЗУ «» уверенно возглавляет наш рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года. У данного устройства практически нет конкурентов. Какими преимуществами перед другими моделями обладает зарядное устройство? Оно предназначено для зарядки аккумуляторных батарей всех типов, емкость которых составляет от 3 Ач до 90 Ач. Зарядник имеет два режима зарядки – ручной и автоматический. В ручном режиме зарядка аккумулятора идет в более щадящем варианте. В этом режиме ЗУ также может восстановить сильно разряженный аккумулятор без заметной потери емкости.

Зарядное устройство оснащено продвинутой системой безопасности от короткого замыкания, перегрева элементов прибора и неправильного подключения к аккумуляторной батарее. Из дополнительных возможностей имеется встроенный в прибор фонарь для работы в темное время суток.

Стоимость ЗУ – порядка 2 тысяч рублей.

Но может случиться, что однажды авто просто не заведется по простейшей причине: не выключенные с вечера фары, магнитола, подсветка в салоне - да мало ли причин для разрядки АКБ? И как быть в таком случае? Бежать и покупать новую аккумуляторную батарею?

Как раз в подобных случаях и выручает автовладельца зарядное устройство для аккумуляторов автомобиля. Конечно, за секунды АКБ не зарядить, придется ждать, но все-таки не выбрасывать же исправный аккумулятор.

А что, если действительно необходимо срочно ехать, а АКБ полностью разряжен? Есть и в таком случае выход. Существует автомобильный зарядник, называемый пуско-зарядным (подобный прибор иногда называют зарядная батарея), он как раз и позволяет завести автомобиль, а дальше уже можно предоставить оставшуюся работу по разряженной батарее генератору.

Имеет смысл разобраться, что собой представляют зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, каких видов они могут быть, и каковы их профильные рабочие направления.

Виды зарядных устройств

Конечно, при приобретении подобного устройства стоит задуматься, для какой цели оно покупается. Все люди разные, кто-то немного рассеян и может забыть выключить световые приборы в автомобиле, а кто-то педантичен и внимателен. Да и по стоимости подобные автомобильные зарядники отличаются, в зависимости от количества функций, которые они могут выполнять.

Существует два основных вида таких приборов: зарядное и пуско-зарядное. Остальные дополнительные опции, вложенные в них, - уже на усмотрение автолюбителя.

Устройство зарядки для аккумулятора автомобиля

Такие приборы предназначены для зарядки автомобильной аккумуляторной батареи постепенно, на протяжении нескольких часов. Обычно АКБ снимается и заносится в дом, где и подключается к устройству. Оно может быть самым простым, без защиты (такие производились очень давно, но у многих еще остались). В таком случае придется следить за стрелкой амперметра. При падении на 0,1–0,3 А, зарядное устройство необходимо отключить. Это значит, что АКБ заряжен полностью.

Более новые модели имеют защитное отключение. Оно срабатывает при полной зарядке или замыкании пластин аккумулятора.

Кстати, если «повезло» купить щелочной никель-кадмиевый (NiCd) аккумулятор, то необходимо будет минимум трижды произвести цикл «зарядка–разрядка». В противном случае уже через пару-тройку месяцев (максимум полгода) его придется выбросить.

Пуско-зарядные устройства

Некоторые, конечно, могут подумать, что не стоит переплачивать, а запустить двигатель можно так же и зарядным устройством, но это будет очень неверным решением. Дело в том, что для запуска стартер автомобиля берет на себя ток силой около 250–300 А. Следовательно, провернув один раз двигатель (а возможно, что и не провернув), у зарядного устройства в лучшем случае сработает автоматическое отключение. Ну а в худшем после подобного эксперимента придется покупать все новое - и аккумулятор, и зарядник.

Плюс пуско-зарядного устройства в том, что оно может кратковременно выдать ток большой мощности, которого хватит на то, чтобы завести автомобиль.

Ну а теперь, разобравшись с видами зарядных устройств, можно перейти и к вопросу выбора подобного прибора, учитывая необходимые функции.

Выбор зарядника

Чтобы правильно выбрать зарядное устройство для аккумуляторной батареи, нужно учитывать некоторые нюансы. Самое первое, что необходимо сделать - это изучить данные АКБ. Без них выбрать ЗУ не получится, оно может просто не подойти по техническим параметрам. И еще. В наше время на прилавках магазинов появилось много китайской продукции, а она, чаще всего, сомнительного качества. Поэтому лучше всего приобретать российские приборы. В этом случае можно быть уверенным, что не попадется подделка.

Удобнее всего автоматические зарядные устройства со встроенным амперметром. При выборе желательно брать автомобильный зарядник с небольшим запасом максимального тока, который должен составлять 10% от емкости заряжаемого аккумулятора. К примеру, если батарея на 60 А/ч, то максимально возможная нагрузка на него не должна превышать 6 А, а оптимальной будет зарядка при 3 А, т.е. 5%.

Если же при зарядке нет возможности настройки силы тока, значит, устройство автоматическое и само выберет оптимальный режим, что будет более полезным для АКБ.

Необходимо учесть и выходное напряжение. Аккумуляторная батарея может быть на 12 или на 24 В (на мотоциклах напряжение бортовой сети составляет 6 В).

Вспомогательные функции

Зарядные устройства могут иметь множество дополнительных функций. При приобретении желательно выбирать те, которые действительно могут пригодиться. К подобным относится защитное отключение при неправильной полярности. Другими словами, каждый может ошибиться, подключив минусовой провод на плюс и наоборот. Также полезной будет и функция защиты от перегрева и короткого замыкания в аккумуляторной батарее.

Иногда очень может помочь кнопка «Цикл» или «Десульфатация». Дело в том, что при эксплуатации кислотного АКБ со временем на пластинах образовывается сульфатный налет, который мешает нормальной работе батареи. Аккумулятор начинает быстро разряжаться и так же быстро принимает заряд. В этом случае имеет смысл попробовать подобный режим, и если АКБ еще не совсем вышла из строя, то удастся ее реанимировать.

Суть десульфатации в том, что на клеммы подаются кратковременные импульсы заряда высокого тока, чередующиеся с нагрузкой. Таким образом, сульфатные кристаллы разрушаются, и становится вполне возможной отсрочка замены батареи.

На что обратить внимание

При приобретении устройства для зарядки аккумуляторов автомобилей обязательно нужно визуально осмотреть прибор. Корпус должен быть устойчив, регуляторы, тумблеры и кнопки не должны вызывать сомнения в работоспособности и качестве. Если автозарядное устройство или любая его деталь даже на первый взгляд кажется некачественной или болтается - лучше от такой покупки отказаться.

Также нужно осмотреть клеммные зажимы - их пружины должны быть жесткими, плотными, а толщина меди не может быть менее 3 мм. В противном случае они просто прогорят при зарядке.

Обязательно наличие у продавца сертификата соответствия именно на выбранную модель ЗУ для аккумулятора.

По техническому оснащению - чем больше дополнительной защиты, тем лучше. Это поможет сберечь устройство при возникновении какой-либо внештатной ситуации.

Также необходимо поинтересоваться у продавца, имеется ли на данный товар гарантия. Нужно помнить, что зарядное устройство автомобиля - это сложный прибор, и никто не застрахован от заводского брака, некачественных деталей или просто разгильдяйства сборщика.

Зарядка аккумулятора

Основное правило перед включением прибора - изучение инструкции. Не стоит этим пренебрегать во избежание внештатных ситуаций и выхода из строя ЗУ, батареи или бортовой сети авто.

Наилучший вариант для зарядки аккумулятора - это полностью снять с автомобиля батарею, и если это не слишком трудоемкий процесс, то лучше занести АКБ домой. Если же приходится заряжать «на месте», то провода бортовой сети с аккумулятора нужно снять.

Далее, не включая зарядное устройство в сеть, подключаются его провода к батарее - сначала красный «+», затем черный «-». После этого выставляются все необходимые режимы и подается питание (если зарядное устройство для аккумулятора автоматическое, то ничего выставлять не нужно).

Если аккумуляторная батарея обслуживаемая, то необходимо открыть крышки сверху. При этом, если это уже не первая зарядка АКБ, можно заметить промежуток времени, через который начинается закипание электролита и, сравнив с предыдущими зарядками, понять, не требуется ли батарее десульфатизация. Если указанное время сильно сократилось при том же режиме зарядки - это и говорит об образовании кристаллов.

Конечно, при зарядке можно выставить и максимально разрешенный для батареи ток, если возникла такая срочность, батарея зарядится намного быстрее, но при этом аккумулятору наносится вред и срок его службы сокращается. Необходимо помнить, что лучше подобную зарядку не применять (или применять насколько возможно реже).

Особенности пуско-зарядного устройства

Пуско-зарядные устройства тоже могут иметь некоторые дополнительные функции, которые следует учесть при приобретении. Дело в том, что перед походом в магазин для себя необходимо решить, какой именно нужен прибор - стационарный или переносной. Стационарный работает только от сети в 220 вольт, и его применение возможно или в электрифицированном гараже, или же с использованием кучи удлинителей, что явно не очень удобно.

Переносное пуско-зарядное устройство имеет встроенный аккумулятор. Его можно зарядить дома и в нужный момент воспользоваться по назначению в любом месте, что, конечно, удобнее. Но подобный прибор стоит немного больше. К тому же не стоит забывать, что в нем установлена аккумуляторная батарея, и она также требует обслуживания, а иногда и замены.

Но, естественно, эти недостатки оправданны. Ведь у каждого может произойти так, что, опаздывая на работу, невозможно завестись, а «прикурить» не у кого. Конечно, подобные пуско-зарядные устройства в такой ситуации незаменимы.

Редко встречающиеся функции

Иногда в пуско-зарядных устройствах, да и в обычных зарядниках для автомобилей встречаются функции, которые не помешало бы штатно устанавливать во все подобные приборы по умолчанию. Одной из них является проверка аккумуляторной батареи для автомобиля на работоспособность. Ведь не все АКБ являются обслуживаемыми, а потому определить, не замкнула ли одна из «банок», невозможно, хотя напряжение в батарее будет падать после зарядки практически сразу. Подобная функция помогает определить это моментально, при подключении.

Также очень удобен замер и контроль емкости батареи. При этом на дисплей, которым оснащен зарядник для АКБ, будет выведена информация по времени зарядки и количеству принятого ею тока.

Да и вообще, лучше всего приобретать устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов с максимально возможным количеством функций и настроек, как по напряжению, так и по силе подаваемого тока, а также не забывать и про информационные функции. Только тогда появится возможность контролировать каждое действие, не полагаясь на программу.

Конечно, если нужно, на таких многофункциональных устройствах есть возможность включения и автоматического режима.

К тому же необходимо помнить, что при условии того, что аккумуляторная батарея полностью разряжена (были оставлены на ночь включенными фары), то, включив автомобильное зарядное устройство в режиме автоматики, зарядить аккумулятор не удастся. Прибор просто не видит отклика на импульс, подаваемый на батарею, т.к. тот полностью ей поглощается, и перестает давать зарядку, считая, что аккумулятора нет вовсе. В таком случае необходимо переключить зарядник на импульс, дать ему время немного поработать, и только после этого включать автоматический режим.

Подводя итог

Что ж, имеет смысл еще раз пройтись по пунктам необходимых функций, приобретая зарядку для аккумуляторов автомобилей:

  • Выходное напряжение совпадает с напряжением бортовой сети.
  • Максимальная сила тока - выше 10% от емкости АКБ.
  • Ручная настройка параметров зарядки с возможностью включения автоматики.
  • Желательно пуско-зарядное, хотя оно и дороже.
  • Обязательное присутствие функции десульфатизации.
  • Возможность проверки работоспособности.
  • Функция проверки емкости батареи.

Необходимо помнить об обязательном осмотре устройства и проверке всей документации на него.

Если соблюдать эти нехитрые правила, то можно получить удовлетворение от приобретения хорошего зарядного устройства для аккумулятора, которое в будущем не раз выручит в сложной ситуации, от которой никто не застрахован.

Очень часто, особенно в холодное время года, автолюбители сталкиваются с необходимостью зарядки автомобильного аккумулятора. Можно, и желательно, приобрести заводское зарядное устройство, лучше зарядно-пусковое для использования в гараже.

Но, если у вас есть навыки электротехнических работ, определенные знания в области радиотехники, то можно изготовить и своими руками простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Кроме того, лучше заранее подготовиться к возможному случаю, когда АКБ внезапно разрядилась вдали от дома либо места стоянки и обслуживания.

Общие сведения о процессе зарядки АКБ

Заряд автомобильного аккумулятора необходим при падении напряжения на клеммах менее 11,2 Вольта. Несмотря на то, что аккумуляторная батарея может запустить двигатель автомобиля и при таком заряде, во время длительной стоянки при пониженных напряжениях начинаются процессы сульфатации пластин, которые приводят к потере емкости АКБ.

Поэтому во время зимовки автомобиля на стоянке либо в гараже необходимо постоянно производить подзарядку аккумулятора, следить за напряжением на его клеммах. Более лучший вариант – снять аккумуляторную батарею, занести в теплое место, но все равно не забывать о поддержании его заряда.

Заряд аккумулятора ведется постоянным либо импульсным током. В случае зарядки от источника постоянного напряжения обычно выбирается ток заряда равный одной десятой от емкости АКБ.

Например, если емкость аккумуляторной батареи составляет 60 ампер-часов, ток заряда следует выбирать 6 Ампер. Однако, исследования показывают, что, чем меньше ток заряда, тем наименее интенсивно идут процессы сульфатации.

Мало того, существуют методы десульфатации пластин аккумулятора. Они заключаются в следующем. Сначала АКБ разряжается до напряжения 3 – 5 Вольт большими токами малой длительности. Например такими, как при включении стартера. Затем идет медленный полный заряд током около 1 Ампера. Такие процедуры повторяют 7-10 раз. Эффект десульфатации от этих действий есть.

Практически на таком принципе основаны десульфатирующие импульсные зарядные устройства. АКБ в таких приборах заряжается импульсным током. За период зарядки (несколько миллисекунд) на клеммы аккумулятора подается разрядный короткий импульс обратной полярности и более длительный зарядный прямой полярности.

Очень важно в процессе заряда не допустить эффекта перезаряда аккумуляторной батареи, то есть момента, когда он зарядится до предельного напряжения (12,8 – 13,2 Вольта в зависимости от типа АКБ).

Это может вызвать , увеличение плотности и концентрации электролита, необратимые разрушения пластин. Именно поэтому заводские зарядные устройства снабжены электронной системой контроля и отключения.

Схемы самодельных простых зарядных устройств для автомобильного аккумулятора

Простейшие

Рассмотрим случай, как нужно зарядить аккумулятор подручными средствами. Например, ситуацию, когда вечером вы оставили автомобиль возле дома, забыв выключить какое-нибудь электрооборудование. К утру АКБ разрядилась и не заводит авто.

В этом случае, если у вас автомобиль заводится хорошо (с пол-оборота) аккумуляторную батарею достаточно немного «подтянуть». Как это сделать? Во-первых, необходим источник постоянного напряжения в пределах от 12 до 25 вольт. Во-вторых, ограничительное сопротивление.

Что можно посоветовать?

Сейчас практически в каждом доме есть ноутбук. Блок питания ноутбука или нетбука, как правило, имеет выходное напряжение 19 Вольт, ток не менее 2 ампера. Внешний вывод разъема питания – минус, внутренний – плюс.

В качестве ограничительного сопротивления, а оно обязательно !!!, можно использовать салонную лампочку автомобиля. Можно, конечно и более мощную от поворотников или еще хуже стопов или габаритов, но есть вероятность перегрузки блока питания. Собирается простейшая схема: минус блока питания – лампочка – минус АКБ – плюс АКБ – плюс блока питания. За пару часов аккумулятор подзарядится настолько, что сможет запустить двигатель.

Если ноутбук отсутствует, можно на радиорынке заранее приобрести мощный выпрямительный диод с обратным напряжением более 1000 Вольт и током от 3 Ампер. Он имеет небольшие размеры, можно положить в бардачок на экстренный случай.

Что делать в экстренном случае?

В качестве ограничительной нагрузки можно использовать обычные лампы накаливания на 220 Вольт. Например, лампа на 100 Ватт (мощность = напряжение Х ток). Таким образом, при использовании 100 ваттной лампы ток заряда будет составлять около 0,5 Ампер. Немного, но за ночь он отдаст 5 Ампер-часов емкости в аккумулятор. Обычно достаточно, чтобы утром пару раз прокрутить стартер автомобиля.

Если соединить в параллель три лампы по 100 Ватт ток заряда увеличится втрое. Можно за ночь почти наполовину зарядить автомобильный аккумулятор. Иногда вместо ламп включают электроплитку. Но здесь уже может выйти из строя диод, а заодно и АКБ.

Вообще, подобного рода эксперименты с прямым зарядом аккумуляторной батареи от сети переменного напряжения 220 Вольт крайне опасны . Их следует использовать только в экстремальных случаях, когда нет другого выхода.

Из блоков питания компьютера

Перед тем, как приступить к изготовлению своими руками зарядного устройства для автомобильного аккумулятор, следует оценить свои познания и опыт в области электро- и радиотехники. В соответствии с этим выбрать уровень сложности устройства.

Прежде всего, следует определиться с элементной базой. Очень часто у пользователей компьютеров остаются старые системные блоки. Там есть блоки питания. Наряду с напряжением питания +5В в них присутствует шина +12 Вольт. Как правило, она рассчитана на ток до 2 Ампер. Этого вполне достаточно для немощного зарядного устройства.

Видео — пошаговая инструкция по изготовлению и схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из компьютерного блока питания:

Вот только напряжения 12 Вольт маловато. Необходимо «разогнать» его до 15. Каким образом? Обычно методом «тыка». Берут сопротивление около 1 килоОм и подсоединяют параллельно другим сопротивлениям вблизи микросхемы с 8-ю ногами во вторичной цепи блока питания.

Таким образом, изменяют коэффициент передачи цепи обратной связи, соответственно, и выходное напряжение.

Сложновато объяснять на словах, но обычно у пользователей это получается. Подбором величины сопротивления можно достичь напряжения на выходе около 13,5 Вольт. Это достаточно для зарядки автомобильного аккумулятора.

Если блока питания под рукой нет, можно поискать трансформатор с вторичной обмоткой на 12 – 18 Вольт. Они использовались в старых ламповых телевизорах и прочей бытовой технике.

Сейчас такие трансформаторы можно найти в отработанных источниках бесперебойного питания, его можно за копейки купить на вторичном рынке. Далее приступают к изготовлению трансформаторного зарядного устройства.

Трансформаторные ЗУ

Трансформаторные зарядные устройства — наиболее распространенные и безопасные приборы, широко используемые в автолюбительской практике.

Видео — простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с использованием трансформатора:

Самая простая схема трансформаторного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора содержит:

  • сетевой трансформатор;
  • выпрямительный мост;
  • ограничительную нагрузку.

Через ограничительную нагрузку протекает большой ток, она сильно нагревается, поэтому для ограничения тока зарядки часто используют конденсаторы в первичной цепи трансформатора.

В принципе, в такой схеме можно обойтись и без трансформатора, если грамотно подобрать конденсатор. Но без гальванической развязки с сетью переменного тока такая схема будет опасна с точки зрения поражения электрическим током.

Более практичны схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов с регулировкой и ограничением тока заряда. Одна из таких схем изображена на рисунке:

В качестве мощных выпрямительных диодов можно использовать выпрямительный мост неисправного генератора автомобиля, слегка перекоммутировав схему.

Более сложные импульсные зарядные устройства с функцией десульфатации обычно выполнены с использованием микросхем, даже микропроцессоров. Они сложны в изготовлении, требуют специальных навыков монтажа и настройки. В таком случае проще приобрести заводское устройство.

Требования безопасности

Условия, которые следует выполнять при использовании самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора:

  • зарядное устройство и АКБ на время зарядки должны быть расположены на несгораемой поверхности;
  • в случае использования простейших зарядных устройств необходимо использовать индивидуальные средства защиты (изолирующие перчатки, резиновый коврик);
  • во время использования вновь изготовленных устройств необходим постоянный контроль за процессом зарядки;
  • основные контролируемые параметры процесса зарядки – ток, напряжение на клеммах аккумулятора, температура корпуса зарядного устройства и аккумулятора, контроль момента закипания;
  • при постановке на зарядку в ночное время необходимо наличие устройств защитного отключения (УЗО) в сетевом подключении.

Видео — схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из ИБП:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Как проверить Б/У авто перед покупкой


Как оформить полис ОСАГО онлайн за 7 минут

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Лёха

    Информация, представленная здесь, конечно, любопытная и познавательная. Я, как бывший радиотехник советской школы, прочитал с большим интересом. Но в реальности сейчас даже «отчаянные» радиолюбители вряд ли будут заморачиваться с поиском схем самодельного зарядного устройства и позже собирать его с паяльником и радиодеталями. На это пойдут только радиолюбители-фанатики. Гораздо проще купить заводской аппарат, тем более цены, думаю, доступные. В крайнем случае, можно обратиться к другим автолюбителям с просьбой «прикурить», благо, сейчас автомобилей везде полно. Написанное здесь полезно не столько практической ценностью (хотя и это тоже), сколько прививанием интереса к радиотехнике в целом. Ведь большинство современных детей не то что отличить резистор от транзистора не могут, да и выговорить-то с первого раза не выговорят. И это очень печально…

    Михаил

    Когда аккумулятор был старый и полудохлый, частенько пользовался ноутбучным блоком питания для подзарядки. В качестве токоограничителя использовал ненужный старый задний фонарь с четырьмя лампочками по 21 Ватт, включенными параллельно. Напряжение на клеммах контролирую, в начале зарядки обычно примерно 13 В, аккумулятор жадно ест заряд, потом напряжение заряда возрастает, и когда доходит до 15 В, зарядку прекращаю. Хватает полчаса-час, чтобы уверенно запустить двигатель.

    Игнат

    У меня в гараже советское зарядное устройство, «Волна» называется, 79-го года выпуска. Внутри здоровенный и тяжеленный трансформатор и несколько диодов, резисторов и транзисторов. Почти 40 лет в строю и это при том, что юзаем его с отцом и братом постоянно и не только для зарядки, а и в качестве блока питания в 12 В. А сейчас действительно, проще купить дешевое китайское устройство за пять соток, чем заморачиваться с паяльником. А на Алиэкспресс даже можно и за полторы сотни купить, пересылать правда будут долго. Хотя вот из блока питания компьютера вариант мне понравился, у меня как раз десяток валяется в гараже старых, но вполне рабочих.

    Сан Саныч

    Мда. Растёт конечно пепсиколовое поколение… :-\ Правильное зарядное устройство должно выдавать 14.2 вольта. Не больше и не меньше. При большей разности потенциалов электролит вскипит, а аккумулятор вздует так, что его потом будет проблематично вытащить или, наоборот, — не установить обратно в авто. При меньшей разности потенциалов заряда АКБ не будет. Самая нормальная схема из представленных в материале, — с понижающим трансформатором (первая). При этом трансформатор должен выдавать ровно 10 вольт при токе не менее 2 ампера. Таких в продаже навалом. Диоды лучше ставить отечественные, — Д246А (необходимо ставить на радиатор с изоляторами из слюды). На худой конец — КД213А (эти можно приклеить на суперклей к алюминиевому радиатору). Конденсатор любой электролитический емкостью не менее 1000 мкФ на рабочее напряжение не менее 25 вольт. Сильно большой конденсатор тоже нафиг не нужен, так как за счёт пульсаций недовыпрямленного напряжения получаем оптимальный заряд для АКБ. Итого получим 10 * корень из 2 = 14.2 вольта. У самого такой зарядник ещё со времён 412го москвича. Не убиваемый вообще. 🙂

    Кирилл

    В принципе при наличии нужного трансформатора собрать схему трансформаторного зарядного устройства самому не так и сложно. Даже для меня, не сильно большого специалиста в обрасти радиоэлектроники. Многие говорят, мол зачем морочиться, если проще купить. Согласен, но тут дело не конечного результата, а самого процесса, ведь куда приятнее пользоваться вещью изготовленной собственными руками, чем покупной. И самое главное, если эта самоделка выйдет из стоя, то тот кто её собирал знает свою зарядку для аккумулятора досконально и способен починить быстро. А если сгорает покупное изделие, то еще покопаться нужно и вовсе не факт, что поломка будет найдена. Я голосую за устройства собственной сборки!

    Олег

    Вообще считаю, что идеальный вариант — это зарядное устройство промышленного производства, поэтому такое имею и вожу в багажнике постоянно. Но в жизни ситуации разные. Как- то был в гостях у дочери в Черногории, а там вообще с собой ничего не возят и даже редко кто имеет. Вот и она забыла на ночь закрыть дверь. Аккумулятор разрядила. Ни диода под рукой, ни компа. Нашел у нее шуруповерт бошевский на 18 вольт и 1 ампер тока. Вот его зарядку и использовал. Правда заряжал всю ночь и периодически трогал на предмет перегрева. Но ничего выдержала, утром завели с полпинка. Так что вариантов много, надо искать. Ну а по поводу самодельных зарядок, как радиоинженер могу посоветовать только трансформаторные, т.е. развязанные по сети, они безопасны по сравнению с конденсаторными, диодными с лампочкой.

    Сергей

    Зарядка аккумулятора нестандартными устройствами может привести или к полному безвозвратному износу, или к снижению гарантированной эксплуатации. Вся проблема в подключение самоделок, что бы номинальное напряжение ни превышало допустимого. Необходимо учитывать перепады температур и это очень важный момент, особенно в зимнее время. При понижении на градус увеличиваем и наоборот. Есть примерная таблица в зависимости от типа батареи – запомнить ее не сложно. Еще один важный момент – все замеры напряжения и естественно плотности производятся только на холодную, на неработающем двигателе.

    Виталик

    Вообще зарядным устройством пользуюсь крайне редко, может раз в два-три года, и то, когда уезжаю на долго, к примеру летом на пару месяцев на юг к родственникам. А так в основном машина почти ежедневно в работе, аккумулятор заряжается и надобности в таких устройствах нет. По этому считаю, что покупать за деньги то, чем практически не пользуешься не слишком умно. Оптимальный вариант — собрать такую простенькую поделку, допустим из компьютерного блока питания, и пуская валяется в ожидании своего часа. Ведь здесь принципиально не зарядить батарею полностью, а немного взбодрить её для пуска мотора, а дальше генератор сделает свое дело.

    Николай

    Буквально вчера подзаряжали аккумулятор от зарядника для шуруповерта. Машина стояла на улице, мороз -28, аккумулятор пару раз крутанул и встал. Достали шуруповерт, пару проводов, подключили и через полчаса авто благополучно завелось.

    Дмитрий

    Готовое магазинное зарядное устройство конечно идеальный вариант, ну а кому хочется приложить свои руки, да учитывая что пользоваться им приходится не часто, то можно не тратить деньги на покупку и сделать зарядку самим.
    Самодельное зарядное должно быть автономно, не требовать присмотра, контроля тока, так как заряжаем чаще всего ночью. Кроме того оно должно обеспечивать напряжение 14,4 В и обеспечивать отключение АКБ при превышении тока и напряжения выше нормы. Также должно обеспечивать защиту от переполюсовки.
    Основные ошибки которые совершают «кулибины» — это подключение напрямую к бытовой электросети, это и не ошибка даже а нарушение техники безопасности, следующая ограничение тока заряда емкостями, да и дороже: одна батарея конденсаторов 32 мкф на 350-400 В (меньше нельзя) обойдется как крутое фирменное зарядное устройство.
    Проще всего использовать компьютерный импульсный блок питания (ИБП), он сейчас доступнее трансформатора на железе, да и отдельную защиту делать не надо, все готово.
    Если нет компьютерного блока питания надо искать трансформатор. Подойдет силовой с накальными обмотками от старых ламповых телевизоров – ТС-130, ТС-180, ТС-220, ТС-270. Мощности у них за глаза с избытком. Можно найти на авторынке старый накальный трансформатор ТН.
    Но все это только для тех кто дружит с электрикой. Если нет не заморачивайтесь – вы не сделаете зарядку отвечающую всем требованиям, поэтому покупайте готовую и не тратьте время.

    Лора

    Мне досталось от деда зарядное устройство. С советских времен. Самодельное. Я в этом совсем не разбираюсь, но знакомые увидев его восхищенно и уважительно цокают языком, мол, вот эта вещь «на века». Говорят, на каких-то лампах собрана и до сих пор работает. Я, правда, им практически не пользуюсь, но не в этом дело. Все советскую технику ругают, а она в разы оказывается надежнее современной, даже самодельная.

    Владислав

    В целом полезная вещица в хозяйстве, особенно если есть функция регулировки выходного напряжения

    Алексей

    Ни пользоваться, ни собирать самодельные зарядки как-то не доводилось, но принцип сборки и работы вполне представляю. Думаю, самоделки ничем не хуже заводских, просто возиться никто не хочет, тем более цены на магазинные вполне доступные.

    Виктор

    В целом, схемы несложные, деталей немного и они доступные. Наладку при наличии некоторого опыта тоже реально сделать. Так что вполне можно собрать. Конечно, очень приятно пользоваться прибором, собранным собственными руками)).

    Иван

    Зарядник, конечно штука полезная, но сейчас на рынке есть экземпляры поинтереснее — имя им пуско-зарядные устройства

    Сергей

    Схем зарядного устройства очень много и я как радиоинженер перепробовал многие из них. До прошлого года у меня работала схема еще с советских времен и она работала прекрасно. Но однажды у меня (по моей вине) в гараже умер полностью аккумулятор и понадобился циклический режим, чтобы его восстановить. Тогда и не стал заморачиваться (в связи с нехваткой времени) с созданием новой схемы, а просто пошел и купил. И теперь вожу зарядку в багажнике на всякий случай.