» » Выбираем антифриз: чем отличаются, можно ли смешивать, когда и зачем менять. Что такое антифриз

Выбираем антифриз: чем отличаются, можно ли смешивать, когда и зачем менять. Что такое антифриз

Автомобилисты часто называют охлаждающую жидкость по-разному. Некоторые пользуются тосолом, другие антифризом. А что же лучше? В чем разница тосола и антифриза ?

Тосол – что это такое?

Тосол – это один из видов антифриза, изготовленный в СССР. Тосол является охлаждающей жидкостью для двигателя внутреннего сгорания.

Раньше в советских автомобилях для охлаждения мотора использовали воду . Но в зимнее время она замерзала, что могло привести к серьезным поломкам, а также к трещине блока.

Водителям приходилось вечером сливать воду, а утром снова заливать. Это было совсем неудобно, потому поставили задачу создать охлаждающую жидкость, стойкую к морозам. Так был изобретен тосол.

Он состоит из воды, с добавлением этиленгликоля и различных присадок из неорганических солей . Это позволяет тосолу не замерзать при низких температурах.

Минимальная температура эксплуатации бывает различная и указывается в марке тосола, например, Тосол-40 может быть использован при температуре, не превышающей -40°C.

Тосол имеет и свои недостатки . Дело в том, что эта жидкость является агрессивной, то есть в процессе работы она воздействует на элементы системы охлаждения, разрушая их.

Для избежания этого используют различные присадки . Они создают специальный защитный слой на элементах двигателя, что позволяет избежать коррозии деталей. Но этот слой препятствует нормальному теплообмену между тосолом и блоком, а охлаждение является его основной задачей.

Еще одним недостатком тосола является невысокий срок службы. Обычно он составляет около 40 тысяч километров , после чего охлаждающую жидкость необходимо менять.

Что такое тосол и антифриз, видео:

Антифриз – что это такое?

Антифриз представляет собой жидкость, которая не боится мороза. Она призвана использоваться при низких температурах. Отличается от тосола только состав антифриза, да и то не всегда.

Его производители, как и любого другого товара, могут предоставлять хороший качественный продукт, а некоторые продают некачественную жидкость, которая негативно влияет на двигатель. Потому нельзя четко выделить, .

Можно сказать, что хороший антифриз от ведущих мировых брендов, которые вкладывают большие деньги в новые разработки, однозначно лучше старого доброго тосола . Но могут встречаться жидкости, с надписью на таре «антифриз», которые тосолу в подметки не годятся.

Что лучше использовать антифриз или тосол?

Разницы между тосолом и антифризом нет. Потому нельзя сказать что лучше – тосол или антифриз . Тосол – это один из его видов. Другими словами, просто определенный бренд.

Все охлаждающие жидкости являются антифризами , тосол же – антифриз, созданный в СССР, имеющий специальные свойства и содержащий в себе определенные вещества.

Кроме химического состава, вот чем отличается тосол от антифриза :

  • имеет более длительный ресурс работы;
  • более устойчивый к повышенным температурам;
  • антифриз создает защитный слой лишь в местах, которые подверглись коррозии.

Как выбрать антифриз?

Антифриз является охлаждающей жидкостью. Потому главной его характеристикой является рабочая температура. Очень важно подобрать правильный тип охлаждающей жидкости, которая будет нормально выполнять свою задачу.

В нашей стране есть теплые места, а также очень холодные. Выбирать стоит, в зависимости от средней температуры зимой с запасом. Также важна температура кипения тосола или антифриза . Ведь охлаждающая жидкость работает при температуре около 100°C. Именно при ней кипит антифриз в расширительном бачке.

Важно, чтоб при сильном нагревании полезные свойства жидкости не менялись. А высокая температура кипения охлаждающей жидкости, позволяет эксплуатировать двигатель при высоких температурах окружающей среды.


Следует понимать, что антифриз – токсичная жидкость . Применяемые в ней химические вещества воздействуют на элементы двигателя, постепенно их разрушая. В современных двигателях используются легкие сплавы, которые легко подвергаются коррозии. Потому, при выборе антифриза, нужно учитывать его химический состав .

Важную роль играет температура кипения антифриза , он не должен вспениваться. Если качество низкое, в процессе работы они могут образовывать пену. Это ведет к ухудшению теплоотдачи и риску возникновения воздушных пробок.

Потому экономить на антифризе не стоит, это может вылиться в дорогой ремонт. Лучше покупать продукт известных брендов , которые себя зарекомендовали, как производители качественного товара.

Нужно остерегаться подделок, на рынке или в других сомнительных местах, велика вероятность, что вам продадут подделку. Потому покупать антифриз лучше в специальных магазинах. У продавца можно требовать сертификат качества на желаемый продукт.

Можно ли смешивать антифриз с тосолом?

Много «авторитетных» гаражных автолюбителей, плохо понимая, что такое антифриз, советуют смешивать тосол и антифриз. Они уверяют, что в итоге получится жидкость, в которой будет намного больше присадок, что улучшит ее качество. Это в корне не верно. Допускается добавление охлаждающей жидкости той же марки, которая до этого использовалась.

Если смешать антифриз и тосол – обе жидкости вступят в реакцию, нарушится формула обоих, что повлечет за собой резкое ухудшение качества, усилит коррозионное воздействие, а также риск выпадения осадка.


Некоторые утверждают, что можно смешивать тосол по цветам. Но на практике это делать не рекомендуется. Кроме вышеперечисленных рисков, следует учесть, что тосол разработан давно, его формула устарела. Он является более агрессивным и сильнее воздействует на систему охлаждения. В старых двигателях это допускалось, новые двигателя не предполагают такого, потому при сильном коррозийном воздействии охлаждающей жидкости, могут быстро выйти из строя.

Для тех, кто хочет поэкспериментировать, можно в отдельную емкость влить две жидкости и посмотреть, что будет, если смешать антифриз с тосолом . Если появится пена или осадок – жидкости несовместимы .

Все эти опыты автолюбители проводят на свой страх и риск. Производители смешивать антифризы, а тем более с тосолом, не рекомендуют. Кроме того, если вы решили сменить охлаждающую жидкость , перед использованием нового антифриза, систему рекомендуют промыть.


Замена антифриза

Охлаждающую жидкость время от времени необходимо менять. Для того, чтоб выяснить состояние охлаждающей жидкости, можно приобрести специальную полоску-индикатор. Воздействуя с антифризом, она меняет цвет, по которому можно определить состояние охлаждающей жидкости.

Многие водители знают, . Замену нужно производить на холодном двигателе. Перед тем как слить антифриз с блока двигателя, нужно поставить автомобиль с горки, чтобы был небольшой уклон.

После, требуется слить всю жидкость из радиатора автомобиля , расширительного бачка и блока двигателя. Для этого существуют специальные краны или пробки, которые необходимо открутить.

После того как жидкость вытекла, систему необходимо промыть, даже если вы будете использовать ту же марку охлаждающей жидкости. Потому что за время работы в системе охлаждения скопилось множество шлаков и различного осадка. Его необходимо удалить.


Промывку делают дистиллированной водой. Закрываются все краны, вкручиваются обратно пробки. После этого в систему охлаждения необходимо залить воду. Далее нужно завести автомобиль, включить печку и дать немного поработать. Вода начнет циркулировать по системе, убирая остатки старого антифриза вместе с мусором.

После промывки нужно слить воду и приступить к заливке нового антифриза . Для этого, на той же горке или эстакаде, необходимо поставить машину наоборот – передом вверх. Это позволит избежать воздушных пробок.

Далее влить необходимое количество антифриза, не закрывая крышку радиатора, завести двигатель. После некоторого времени работы рубашка охлаждения полностью заполнится жидкостью, воздух уйдет. Проверяем сколько антифриза в системе охлаждения , при необходимости доливаем.

Существует другой вариант. Можно слить жидкость с автомобиля, добавить через радиатор дистиллированную воду и завести двигатель. Далее опять залить воду в радиатор. Процедуру повторить несколько раз (желательно не менее пяти ) для полной промывки.

Продвинутые автолюбители могут делать замену антифриза в домашних условиях . Мало владеть автомобилем, необходимо знать, . Потому новичкам и педантам рекомендуется обратиться на СТО, где вам это сделают профессионально.

Замена охлаждающей жидкости, видео:

Цвет антифриза

На самом деле антифриз бесцветный. Но что же тогда мы льем в систему своего автомобиля? В чем разница между красным, зеленым и синим антифризом ? Нередко можно услышать рекомендации, что зеленый лучше синего . А красный имеет больший ресурс работы и так далее.

Это заблуждение многих автомобилистов. Цвет антифриза можно, конечно, связать с определенными характеристиками, но качество никак от цвета не зависит. Нет ответа на вопрос, , потому что дело не в цвете, а в химической формуле.

Весь секрет заключается в том, что сегодня на рынке автомобильной химии присутствует много производителей, которые стремятся переманить покупателя на свою сторону.


Большинство шоферов-любителей слабо разбираются в тонкостях, а потому цвет антифриза будет отличным сигналом для покупателя.

Например, известная торговая марка разработала новый вид антифриза, который может долго служить и обеспечивать пробег более 200 тысяч километров . Компания решила, что он будет оранжевого цвета. Это будет его отличать от других в глазах потребителя и свидетельствовать о высоком качестве соответствующего бренда.

Производители добавляют немного красителя для придания необходимого цвета. Это не влияет на его качество. Однако по негласному договору существует определенная привязка к цвету антифризов, имеющих определенную структуру и включающих в себя специальные компоненты.

Важная роль антифриза

Все мы любим свои автомобили, тщательно за ними ухаживаем, покупаем качественное топливо, ласково натираем полиролью. Но многие не догадываются, как важна охлаждающая жидкость. Антифриз влияет на срок службы некоторых узлов двигателя и позволяет эксплуатировать автомобиль при различных температурах. Потому важно знать, как часто менять антифриз в машине.

Нужно обязательно следить за состоянием антифриза. Изменение цвета свидетельствует о том, что стоит обратить внимание на охлаждающую жидкость и сменить ее. В наше время технологии не стоят на месте, появляется все больше и больше различных видов антифризов , которые обладают разными свойствами и оберегают двигатель от коррозии.

В СССР был создан собственный антифриз – тосол , который с успехом эксплуатировался во всех отечественных автомобилях. Это хорошая охлаждающая жидкость, не замерзающая при низких температурах. Но она очень агрессивна и негативно влияет на двигатель. Особенно это касается новых автомобилей.

Потому предпочтительней использовать качественный антифриз проверенных известных торговых марок. Они вкладывают деньги и разрабатывают новые формулы охлаждающей жидкости, которые будут бережно относиться к вашему двигателю, а также долго и качественно выполнять свои основные функции. Потому неважно сколько стоит антифриз , если он будет обладать необходимыми качествамивы сэкономите на ремонте двигателя.

Участвуйте в опросе:

Что лучше тосол или антифриз?


Что такое антифриз: рассказывают эксперты "Технология тепла".

Одним из направлений работы компании «Технология тепла» является продажа автолюбителям качественных охлаждающих жидкостей. Мы не только предложим лучшие образцы российского и зарубежного производства, но и поможем разобраться, для чего нужен антифриз для машины и куда его наливают.

Необходимость в использовании охлаждающей жидкости в автомобиле вызвана тем, что в процессе работы двигатель внутреннего сгорания нагревается и требует постоянного охлаждения. Оптимальная температура его эксплуатации не должна превышать примерно +85ОС. Для этого и используется охлаждение. Ответ на вопрос, что это такое антифриз, состоит в том, что он является одной их технологических жидкостей, обязательных для автомобиля, и обеспечивает защиту двигателя от перегрева и связанных с ним неисправностей, снижения мощности, повышения расхода топлива.

Каждый автолюбитель знает, что проверка уровня охлаждающей жидкости - это обязательная процедура при эксплуатации автомобиля. Во многих моделях на панели приборов для этого имеется специальная лампочка индикации уровня жидкости. Если она отсутствует, то проверка должна проводиться визуально - по уровню или поплавку непосредственно в бачке. Достаточно осуществлять такую проверку один раз в месяц при условии, что не возникает никаких проблем с температурой двигателя. Если же наблюдается его перегрев - это повод для внеплановой проверки.

Рассказывая о том, зачем нужен антифриз, хотелось бы также добавить, что при снижении его уровня может наблюдаться такое явление, как неравномерность оборотов в моторе автомобиля. Это тоже повод проверить уровень и долить при необходимости до необходимого объема.

Постоянный контроль температуры двигателя, равномерности его работы, уровня охлаждающей жидкости позволят предотвратить перегрев и поломки, продлят срок исправной эксплуатации автомобиля.

Для чего нужен антифриз и почему без него не обойтись?

Специалисты компании «Технология тепла» всегда подробно и развернуто отвечают вопросы покупателей, что такое антифриз и почему он разного цвета, какая марка подойдет для моего автомобиля и многие другие.

Если вы начинающий автолюбитель, то у нас не только сможете купить необходимый состав. Наши специалисты готовы лично показать, куда лить антифриз в вашем автомобиле и какое его количество требуется, а также объяснить основные правила безопасности, которые следует при этом соблюдать. Никогда нельзя открывать крышку бачка при заведенном двигателе, потому что можно обжечь руки. Открывая крышку, следует сначала слегка ее открутить и выпустить давление, а лишь затем полностью снять. Уровень жидкости не должен быть слишком низким или высоким, потому что это создаст проблемы с нормальным охлаждением двигателя вашего автомобиля.

Обращайтесь в компанию «Технология тепла» чтобы купить качественную продукцию для охлаждения двигателя вашего автомобиля и узнать, что такое антифриз и тосол.

Кроме общих стандартов, многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации, с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA

Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M,
или система нормативов G концерна Volkswagen:
- G 11 - для легковых автомобилей или легких грузовиков (присадки неорганические, допускается присутствие силикатов);
- G 12 - для тяжелой техники или новой автотехники (присадки органические, включают карбоксилатные соединения, силикаты отсутствуют).

Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения. Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимые концентрации силикатов, буры и хлоридов. Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенные. Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы уплотнений водяного насоса (меньше нерастворимых осадков), улучшает защиту от кавитационной коррозии (более подробно характеристика присадок приведена в соответствующем пункте главы).

В России слова исторически сложившимся синонимом слова антифриз является тосол. Зачастую под антифризом понимают импортный аналог тосолов. Собственно само слово «ТОСОЛ» - название первого автомобильного антифриза, разработанного специально для использования в системе охлаждения «Жигулей» и получившего широкую известность.

ТОСОЛ предназначен для охлаждения двигателей автомобилей в любое время года при любых температурах, до минус 65°С. Внешне стандартный ТОСОЛ-40 представляет собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 - красный, впрочем, цвет - исключительно вопрос пристрастий производителя, никак не влияющий на свойства. Так, в Германии антифриз темно-зеленого цвета, а в Италии - красный. Основным назначением окрашивания современных ОЖ является информирование потребителя о составе ОЖ - органическая основа пакета присадок или неорганическая - с целью определения возможностей смешивания разных ОЖ.

В России ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т.п.) выбирает изготовитель. ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Техническая сертификация ОЖ необязательна. Технические требования на антифризы изложены в ТТМ 1.97.0717-2000 и ТТМ 1.97.0731-99.

Технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40oС согласно ГОСТ 28084-89 представлены ниже.

Таблица 1.3.

Технические характеристики охлаждающих жидкостей (согласно ГОСТ 28084-89)

Наименование показателя Норма по ГОСТ 28084-89
1. Внешний вид Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей
2. Плотность, г/см 3 , при 20 o С, в пределах 1,065-1,085
3. Температура начала кристаллизации, o С, не выше минус 40
4. Фракционные данные:
температура начала перегонки, o С, не ниже 100
массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 o С, %, не более
50
5. Коррозионное воздействие на металлы, г/м 2 сутки, не более:
медь, латунь, сталь, чугун, алюминий 0,1
припой 0,2
6. Вспениваемость:
объем пены, см 3 , не более 30
устойчивость пены, с, не более 3
7. Набухание резин, %, не более 5
8. Водородный показатель (рН), в пределах 7,5-11,0
9. Щелочность, см 3 , не менее 10

Области применения антифризов

Антифризы в целом находят широкое применение в различных областях использования. Основных направлением использования является жидкостное охлаждение двигателей внутреннего сгорания. К данному сектору относится использование охлаждающих жидкостей в легковых и грузовых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями.

Помимо этого, охлаждающие жидкости используются в сельскохозяйственной, строительной и др. спецтехнике, а также в военной технике. В этих областях представлена преимущественно техника с дизельными двигателями.

В двигателях мототехники также используются охлаждающие жидкости, но этот сектор существенно менее емкий. Необходимо отметить, что для мототехники выпускаются специализированные охлаждающие жидкости, которые на данный момент в России не производятся.

Давным-давно (кажется, в прошлую пятницу©) я заинтересовался, каков же состав антифриза и какими свойствами обладает. Для того, чтобы упорядочить полученные в процессе получения ответа представления, и написана эта статья. Пользуйтесь. Если кого-то интересуют отличия тосола и антифриза, добро пожаловать на страницу, посвящённую . А здесь будут рассмотрены вопросы, общие для всех видов автомобильных охлаждающих жидкостей.

Итак, для начала вспомним, а зачем вообще мы заливаем антифриз в автомобиль? Конечно же для того, чтобы отвести тепло от стенок камеры сгорания. Эта основная функция и выглядывает из-под термина «охлаждающая жидкость» (по-английски «coolant»). При этом выравнивается температурный режим деталей двигателя. Плохо, если в одной точке деталь имеет температуру 200 градусов, а в другой всего 50. Об этом говорит тот факт, что при поломке системы охлаждения часто «ведёт» головку блока цилиндров, именно из-за большой разности температур в разных частях детали и, соответственно, разного теплового расширения.

Ну и второстепенная, но тоже очень полезная функция, подогрев некоторых узлов автомобиля. Например, салона или дроссельного узла.

Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода (про воздушное охлаждение говорить здесь не будем:)), которая имела несколько недостатков. Во-первых, вода замерзает при 0°C, а поскольку при замерзании она расширяется, то велика вероятность разрыва каналов циркуляции охлаждающей жидкости. Что и наблюдалось повсеместно лет 50 назад во время первых заморозков у машин, стоящих на улице с не слитой из системы водой.

Второй недостаток воды – кипение при 100°С. Конечно, в те стародавние времена моторы не были сильно форсированными, и в нормальных условиях мотор не нагревался до таких температур, но в жаркий день где-нибудь на подъёмах в гору машины «закипали» довольно часто.

И третий недостаток – высокая коррозионная активность воды. То есть мотор внутри попросту ржавел. При этом ухудшалась теплопроводность стенок деталей (у ржавчины примерно в 50 раз хуже, чем у металла), что со временем приводило к их перегреву. К тому же из-за частиц ржавчины могут засориться каналы системы охлаждения, или выйти из строя насос или термостат.

Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.

Вышеуказанные недостатки воды заставили искать ей замену. Сейчас автомобильные антифризы состоят из двух базовых элементов – воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) вместо этиленгликоля может использоваться пропиленгликоль, или соли.

Этиленгликоль — двухатомный спирт, в чистом виде имеющий температуру замерзания около -13°С и температуру кипения 197°С. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля заключается в более низкой температуре замерзания, чем каждого вещества в чистом виде. Так, смесь в пропорции 1 к 1 будет иметь температуру замерзания -38°С.


У ЭГ (или МЭГ – устоявшееся в среде производителей сокращение от слова моноэтиленгликоль, он же этиленгликоль) также есть недостатки. Во-первых, он токсичен, полстакана внутрь будут смертельны человека. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.

Однако, несмотря на недостатки водный раствор МЭГ решает две проблемы применения воды из трёх: температура замерзания при приемлемой вязкости гораздо ниже нуля, причём, в отличие от воды, замерзая, раствор практически не расширяется, что даёт гарантию сохранения в целости системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1:1 выше ста градусов (около 106°С), а если учесть, что система герметична и в ней повышенное давление, то эта температура будет ещё выше. В общем, для обычного ДВС хватает с запасом.

Пропиленгликоль тоже штука хорошая, однако более вязкая, нежели МЭГ и на порядок более дорогая. Его основным достоинством является нетоксичность (отравиться им настолько непросто, что его используют в том числе и как пищевую добавку под номером E1520). Поскольку у автолюбителей нет привычки пить охлаждающую жидкость, то и в автомобильной системе охлаждения он не используется. К тому же высокая вязкость ухудшает теплоотведение (жидкость медленнее протекает по системе) и дополнительно нагружает насос, снижая его ресурс.

Говоря о вязкости нельзя не упомянуть ещё об одном компоненте, из которого иногда делают дешёвые отечественные тосолы (кстати, ТОСОЛ – это ставшее нарицательным название марки советского антифриза, изобретённого в 1969 году). Это глицерин . Вещество тоже не токсичное, по вязкости сравнимое с пропиленгликолем, однако существенно дешевле даже этиленгликоля. Отсюда и смысл его использования в производстве охлаждающих жидкостей для производителей. Как правило, глицериновый тосол имеет бо́льшую плотность (примерно 1.12-1.17г/см3 в отличие от МЭГовского 1.07-1.08 г/см3). Разброс значения плотности получается из-за того, что нередко производители смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях балансируя между параметром плотности, температуры замерзания и себестоимости. О вреде высокой вязкости написано выше, хотя на этот параметр, как правило, никто внимания не обращает (в основном, просто не зная о нём). С себестоимостью всё понятно, чем дешевле, тем лучше, плотность желательно держать поближе к этиленгликолевой потому что потребитель может проверить тосол ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические цифры температуры замерзания в минус 54°С и ниже, что, естественно, не соответствует действительности. Саму же температуру замерзания проверить в бытовых условиях сложно. Нужен либо доступ к промышленным холодильникам, либо место жительства в Сибири с морозами ниже -40.

Ещё один негативный момент с глицерином в том, что он высокого качества достаточно дорог, поэтому в тосолах используется дешёвый и некачественный продукт, в котором обязательно выпадет осадок в процессе работы. Нерастворимые частицы осадка могут забить или сузить каналы системы охлаждения и привести как минимум к ухудшению теплоотведения, а как максимум (в случае с забитыми каналами) – к перегреву и поломке двигателя.

Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.

Остаётся проблема коррозии, которая МЭГом не только не решается, а и ещё больше усугубляется, поскольку МЭГ более активен в этом отношении, чем вода.

Для её решения в раствор добавляют присадки-ингибиторы коррозии, которые практически сводят на нет эту активность. Существуют несколько различных технологий производства антифризов, которые отличаются именно добавляемыми антикоррозионными присадками (базовые элементы, вода и моноэтиленгликоль, в составе антифризов почти у всех одинаковые). Подробнее об этом написано в .

Кроме этого в антифризы добавляют антикавитационные, антипенные и цветовые добавки. Первые минимизируют образование кавитационного износа (кавитация – это образование и схлопывание пузырьков с паром, в процессе которого образуется ударная волна, постепенно разрушающая твёрдые поверхности вплоть до сквозных дыр в гильзах), они особенно нужны в дизельных двигателях с гильзами цилиндров мокрого типа, а вот с антипенными присадками нас ждёт сюрприз: оказывается, их наличие или отсутствие в антифризе никак не сказывается на работе охлаждайки в двигателе по той простой причине, что при повышенном до 2-3 атмосфер давлении в замкнутой системе охлаждения (читай, в любом обычном автомобиле), пена не образовывается в принципе. А присадку эту добавляют для нужд производителя антифриза или завода-производителя автомобилей. При различных технологических манипуляциях антифриз и может запениться, усложняя работу конвейера.

Ну а цветовые добавки используются для «опознания» жидкости определённого вида (например, в некоторых странах цвета конкретных разновидностей тосола прописаны в законах), чтобы не залить случайно не то, что положено.

Однако в России таких нормативов нет, поэтому на практике у нас любой антифриз может быть любого цвета (обычно гибридный антифриз красят «под карбоксилатный» в красный цвет, опять же из экономических соображений).

Смешивать охлаждающие жидкости разных типов совсем не рекомендуется (нельзя, короче), потому что в этом случае присадки различных групп нейтрализуют друг друга, и вы получаете в моторе простой водный раствор этиленгликоля, иногда с осадком. На коррозионную активность такого раствора можно посмотреть в табличке выше по тексту.

Также цвет помогает понять, где протечка именно антифриза, а не моторного масла, или жидкости ГУРа, да просто уровень окрашенной жидкости лучше видно в расширительном бачке (без красителя антифриз был бы бесцветным). Кроме этого снижение интенсивности цвета и его изменение может говорить об истощении присадок в объёме антифриза. А это означает, что пора проводить его замену. Ну и для повышения лояльности потребителя тоже цвет можно использовать. Например, начать производить серо-буро-малиновый антифриз и использовать его для первой заливки на автозаводе. Автовладелец, исходя из соображения, что можно мешать зелёный с зелёным, красный с красным и т.д., будет искать именно серо-буро-малиновый антифриз. Ну и найдёт у одного единственного производителя, там и купит. За хорошие деньги, ибо эксклюзив:).

Чуть не забыл, иногда в состав антифризов добавляют вкусовую горькую присадку Bitrex, чтобы отбить охоту у детей и животных пить его. Напомню, этиленгликоль является ядом, при этом имеет сладковатый вкус. Кстати, этиловый спирт нейтрализует действие этиленгликоля (чем быстрее выпьете, тем больше вероятность, что останетесь в живых).

Итого.

  • Антифриз – это вода, смешанная с этиленгликолем (пропиленгликолем, глицерином) в пропорции примерно 1 к 1 с добавлением антикоррозионных, антикавитационных, антипенных и цветовых присадок.
  • Водный раствор этиленгликоля даёт низкую температуру замерзания и повышенную температуру закипания.
  • Коррозионная агрессивность этого раствора нейтрализуется антикоррозионными присадками.
  • В дешёвом тосоле часто применяют глицерин, имеющий большую вязкость. Иногда такой тосол имеет более высокую температуру замерзания (при смешивании с этиленгликолем для подгонки плотности).
  • Цвет антифризов ничего не говорит об их совместимости.

Нет похожих публикаций

Долговечность двигателя автомобиля зависит от бесперебойной работы системы охлаждения, в основе которой лежит принудительная циркуляция жидкости. В качестве такой жидкости применяется и вода, однако это чревато тем, что при первом же морозе она замерзнет. Это повлечет за собой появление трещин, утечек и снижение охлаждающей способности системы, а возможно, и дорогостоящий ремонт. Поэтому были разработаны специальные составы – антифризы.

Что такое антифриз

Антифриз – общепринятое название охлаждающих жидкостей (ОЖ), переводимое как «препятствующий замерзанию». Он представляет собой смесь воды и многоатомного спирта, этиленгликоля или пропиленгликоля, дополненную пакетом присадок. Основной характеристикой является низкая температура замерзания. От качества ОЖ зависит безотказность работы всей охлаждающей системы.

Характеристика этиленгликоля

Этиленгликоль – это маслянистая сиропоподобная жидкость, бесцветная, со слабым характерным запахом, практически нелетучая. Он характеризуется следующими свойствами:

  • температура замерзания составляет -12,6 градусов Цельсия;
  • температура кипения – +197 градусов Цельсия;
  • плотность в нормальных условиях – 1,11 г/см3.

Свойство, благодаря которому этиленгликоль получил такое широкое применение в производстве антифризов, — это способность образовывать с водой раствор с уникальной характеристикой – низкой температурой замерзания. В зависимости от концентрации этиленгликоля, она может опускаться до -80 градусов Цельсия (концентрат антифриза). Стандартная смесь, содержащая 52-64% спирта – кристаллизуется при 34-40 градусах ниже нуля.

Этиленгликоль – это сильнейший пищевой яд, а его водный раствор действует разрушающе на материалы системы охлаждения. Пропиленгликоль – экологически менее вреден, не ядовит и быстрее разлагается, но его стоимость намного выше. ОЖ с пропиленгликолем в России пока не производится.

Присадки

Помимо гликоль-водного раствора в составе антифриза присутствуют присадки:

  • антикоррозионные (ингибиторы);
  • стабилизирующие;
  • антикавитационные;
  • уменьшающие вспениваемость.

Эти добавки дают различия в свойствах охлаждающих жидкостей, и влияют на их эксплуатационные характеристики, срок службы, область применения (определенные автомобили и двигатели) и качество.

Антифриз отличия

На рынке представлено огромное количество охлаждающих жидкостей и сложно сделать выбор среди множества названий, обозначений и цветов. Разберемся, какие имеет антифриз отличия, и ответим на самые частые вопросы.

Тосол или антифриз?

Тосол является разновидностью ОЖ, разработанной и производимой отечественной промышленностью. Он создан отделом «Технология органического синтеза», аббревиатура которого (ТОС) и дала ему название в соединении с окончанием «ол», говорящем о его принадлежности к группе спиртов. Наименование «Тосол» не было запатентовано и впоследствии распространилось на большинство охлаждающих жидкостей, производимых в России. Соответственно, тосол – это разновидность антифриза, и разницы между ними нет.

При покупке тосола нужно проявлять бдительность, так как часто под этим названием продаются некачественные жидкости и подделки. Даже его соответствие нормативным документам не означает, что охлаждающая система будет бесперебойно работать. ГОСТ 28084-89 применялся еще к советским ОЖ, которые совершенно не подходят для современных двигателей.

Отличия по цвету

Цвет антифриза зависит от прихоти производителя или требований автоконцернов, а вовсе не от класса и качества жидкости. Краситель добавляется в минимальных количествах и на свойства ОЖ никак не влияет. Одинаковые по цвету антифризы могут существенно отличаться, в то время как один тип жидкости может окрашиваться создателями в разные цвета. Конечно, существует некое условное соответствие цвета определенному типу ОЖ, но ориентироваться только по нему не следует.

Отличия по пакету присадок

Процент присадок в составе концентрата ОЖ составляет 5-7%, при разбавлении он еще уменьшается. Однако именно они обусловливают у разных видов антифриза отличия, которые влияют на работу охлаждающей системы.

Выделяют три типа охлаждающих жидкостей в зависимости от количества и вида присадок. В основу классификации вошла система, разработанная компанией Volkswagen для себя.

  • Группа G11 – силикатные антифризы. Состоят из этиленгликоля и небольшого количества неорганических присадок (основа – силикаты). ОЖ этой группы зеленого или голубого цвета. Силикаты выстилают внутреннюю поверхность системы по аналогии с накипью, выполняя таким образом антикоррозионную функцию. Однако это мешает теплообмену и приводит к частому перегреву двигателя. Со временем этот налет отслаивается и начинает циркулировать в системе, действуя как абразив. Поэтому антифриз данной группы имеет небольшой срок эксплуатации — около 30 тысяч км, то есть примерно раз в два года он требует полной замены с промыванием. Применяют для автомобилей, которые имеют год выпуска до 1996 года. Именно к этой группе относится отечественный тосол. На канистрах и банках с антифризом этой группы будут, в зависимости от производителя, следующие надписи: G11; conventional coolants; traditional coolants; Inorganic Acid Technology (IAT).
  • Группа G12 (G12+, G12++) – это разновидности антифризов, основу которых составляет этиленгликоль и ингибиторы на основе органических карбоновых кислот. Цвет ОЖ данного типа – красный или розовый. Срок службы – порядка 5 лет.
    • G12 – это класс карбоксилатных ОЖ, получаемый органической технологией. Карбоны не выстилают всю внутреннюю область охлаждающей системы. Они работают только на участках с коррозией, образуя защитный слой толщиной в 1 микрон. За счет этого увеличивается теплоотдача, и жидкость остается чистой на протяжении всего срока службы. Однако появляется и недостаток – такой антифриз лишь «залечивает» имеющуюся коррозию и не способен предотвратить ее. Указание данного класса на упаковке: G12, Organic Acid Technology (ОAT), carboxilate coolants.
    • Класс G12+ появляется за счет добавления в полностью органический состав G12 неорганических присадок для устранения его минуса. Европейские производители вводят силикаты, американские – нитриты, японские – фосфаты. Технология производства получила название гибридной. Обозначается: G12+, hybrid coolants, Hybrid Organic Acid Technology (HОAT)
    • Класс G12++ — это соединение состава G12 с минеральными присадками, лобридная технология. Термины на упаковке: G12++, lobrid coolants, SOAT coolants.
  • Группа G13 – имеет состав, равноценный G12++, но в основе антифриза лежит пропиленгликоль. Это экологически чистый антифриз, отвечающий всем требованиям безопасности. За ним закреплен желтый и оранжевый цвет, но теоретически он может быть любым. Имеет один существенный недостаток – высокую стоимость, поэтому в РФ не производится и практически не применяется.

Отличия от использования воды

И наконец, многие используют в качестве ОЖ просто воду, особенно летом, либо сильно разбавляют антифриз. Чем это грозит:

  • перегревом двигателя, так как вода не справляется с охлаждением в жаркую погоду;
  • образованием накипи, если вода не дистиллированная;
  • замерзанием воды при малейших заморозках (бывают и летом) и выходом из строя деталей системы охлаждения;
  • коррозией и образованием ржавчины.

Коэффициент расширения воды при замерзании составляет 9%, а антифриза – 1,5-2%. Поэтому конструкционные материалы системы охлаждения способны выдержать даже полное его замерзание, которое произойдет только при температуре ниже -35 градусов Цельсия.

Делаем вывод, что для современных двигателей подходящим типом ОЖ являются антифризы группы G12 (G12+, G12++). Чтобы правильно выбрать класс и производителя охлаждающей жидкости – необходимо ориентироваться на допуски и одобрения автопроизводителя данного автомобиля. Все указания есть в сервисной книжке.

Можно ли смешивать антифриз

Теоретически, большая часть антифризов на основе этиленгликоля между собой совместима. Однако, учитывая наличие присадок разных типов, это может привести к следующим последствиям:

  1. Охлаждающая жидкость приобретает другие свойства, и как они скажутся на работе системы – неизвестно.
  2. Полное свертывание смеси может произойти при смешивании ОЖ безсиликатной группы с другими типами. Поэтому делать это категорически запрещается.

Смешивание жидкостей одного цвета не дает никаких гарантий. Это могут быть антифризы с разными добавками. Кроме того, следует учитывать, что производители различиями в цвете могут определять совершенно разные характеристики. К примеру, цветовая гамма антифризов европейских производителей обозначает класс допуска, а японских – температурный диапазон. Китайские антифризы вообще красным цветом могут выделить улучшенный состав антифриза класса G11.

Покупать антифриз следует только по рекомендациям производителя автомобиля. Можно дать положительный ответ на вопрос, можно ли смешивать антифриз, если это жидкость того же класса и аналогичного состава. Все остальные случаи – доливание дистиллированной или простой воды, антифриза другой марки или тосола – только в экстремальных ситуациях, когда нет другого выхода. После таких мер, при первой же возможности, охлаждающую жидкость нужно слить, систему промыть, просушить и залить подходящий антифриз.

Зачем нужно менять антифриз

Полная замена антифриза производится в следующих случаях:

  • жидкость выработала свой ресурс;
  • после экстренного смешивания с ОЖ другой марки (не рекомендованной) или водой;
  • состав жидкости оказался низкого качества.

Принудительный отвод тепла от мотора – это главная функция системы охлаждения. Перегрев двигателя грозит потерей мощности автомобиля и повышенным расходом горючего. Если же движок работает в таких условиях регулярно – то неизбежно уменьшение ресурса движка и его выход из строя.

Многие водители задаются вопросом, зачем нужно менять антифриз, если автомобиль работает, жидкость не замерзает и не закипает в жару? Выработавшая свой ресурс охлаждающая жидкость теряет свои дополнительные свойства из-за того, что присадки постепенно разрушаются. Однако эти изменения становятся заметны не сразу, и со временем сэкономившего водителя ждут следующие неприятности:

  1. Коррозия внутренней поверхности системы охлаждения. Слой ржавчины снижает теплоотдачу, уменьшает внутренний диаметр каналов радиатора, вследствие чего циркуляция ОЖ происходит намного хуже. Это приводит к снижению отвода тепла и перегреву движка.
  2. Эрозия от кавитации. Кавитационный процес представляет собой образование и схлапывание пузырьков. Качественный антифриз образует тончайшую пленку и защищает поверхность от разрушающего воздействия. Однако со временем антикавитационные присадки теряют свои свойства, и пленка разрушается, что приводит к эрозии.
  3. Возникновение осадка, что особенно характерно для антифризов, содержащих силикаты. Это также приводит к перегреву двигателя.
  4. Образование трещин. При некачественном составе антифриза и большом содержании воды происходит застывание и кристаллизация жидкости. После размораживания наблюдается появление микротрещин и утечек в патрубках и на стыках шлангов.

Когда нужно менять антифриз

Менять антифриз нужно в срок, указанный в паспорте автомобиля, так как у каждого двигателя он свой. Либо ориентироваться на рекомендации производителя охлаждающей жидкости. В зависимости от класса ОЖ, это может быть срок от 2 до 5 лет.

Однако раствор может прийти в негодность и раньше положенного срока. Определить, когда нужно менять антифриз, можно несколькими путями:

  • Оценить внешний вид. Если цвет антифриза обесцветился, потемнел или изменился, то это говорит о его непригодности для последующего использования. Насторожить должен и красный с рыжим оттенок, говорящий о присутствии ржавчины, а также мутность жидкости.
  • Использовать специальную тестовую полоску, погрузив ее в жидкость. Продается она в тех же магазинах, где продаются антифризы. Специальная шкала, которая к ней прилагается, поможет определить срок замены. Этот способ самый простой способ.
  • Присутствие в охлаждающей жидкости пены, осадка и хлопьев накипи требует немедленной замены антифриза с полным промыванием и просушиванием системы охлаждения.

Все это говорит о том, что лучше немного потратится и вовремя купить антифриз, чем потом делать дорогостоящий ремонт системы охлаждения, а возможно и двигателя.