» » Что такое антифриз,для чего он нужен и какие виды существуют? Автомобильный антифриз: разбираемся в нюансах Для чего служит антифриз.

Что такое антифриз,для чего он нужен и какие виды существуют? Автомобильный антифриз: разбираемся в нюансах Для чего служит антифриз.

Внушительная доля автомобильных поломок приходится на неисправность системы охлаждения. Однако многие водители продолжают игнорировать качество того, что залито в их авто. А среди тех, кто уделяет внимание качеству, нередко встает вопрос, какой из охладителей выбрать: антифриз или тосол? И как не ошибиться при покупке? В этих вопросах команда TAM.BY разбиралась вместе со специалистами компании “АзотХимФортис” .

Зачем нужны охладители и из чего они состоят?

Все охладители создаются из двух основных элементов: воды и этиленгликоля. Второй - это двухатомный спирт, который сейчас все чаще заменяют на более экологичный пропиленгликоль. Именно спирт способен поддерживать определенную температуру замерзания. Но этих двух компонентов для полноценного охладителя недостаточно. Тогда производители дополняют состав различными присадками. И уже они влияют на различия между охладителями.

Система охлаждения нужна для того, чтобы исключить перегрев двигателя. Водяной насос распространяет охладитель по двигателю, который поглощает тепло и выводит его в радиатор, откуда излишки тепла выходят наружу. Температура хладагента регулируется термостатом.

Чем отличается тосол от антифриза?

Вообще, “Тосол” - это торговая марка, под которой выпускалась, разработанная в СССР, охлаждающая жидкость. Со временем это название стало нарицательным.

Присадками к тосолу служат соли неорганических кислот: нитриты, нитраты, фосфаты, амины, бораты и силикаты. Эти элементы замедляют коррозию на деталях двигателя. Правда, тосол особой популярностью не пользуется. Он расходуется быстро и неравномерно, а двигатели современных авто изготавливают в основном из алюминиевых деталей, для защиты которых традиционная присадка тосола не подходит.

Антифриз тоже состоит из двух основных компонентов, но в качестве присадок в него добавляют карбонаты (соли органических кислот). Он выгодно отличается от своего “коллеги”. Антифриз с карбоксилатной присадкой эффективнее охлаждает, защищает цилиндры двигателя от кавитации, сохраняет свои свойства даже после долгой эксплуатации, позволяет водяному насосу работать в щадящем режиме, увеличивая таким образом срок его службы. А главное, надежно защищает алюминиевые детали при нагреве.

Как следить за системой охлаждения?

Главные процедуры по уходу за системой охлаждения - ее мытье и своевременная замена хладагента. Чтобы не сделать все вовремя, достаточно прочесть инструкцию на упаковке антифриза. Там все будет написано. В среднем антифриз с карбоксилатной присадкой меняют раз в 4-5 лет.

Также не забывайте регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в резервуаре. При этом горячую крышку радиатора открывать запрещено. Если уровень хладагента низкий, необходимо добавить его, размешав с дистиллированной водой в пропорции 1 к 1.

Периодически осматривайте шланги, ремни и радиатор, чтобы избежать возможных проблем системы охлаждения. Вздутые шланги, изношенные и поврежденные ремни, протечка радиатора - повод забить тревогу.

Как выбрать надежную охлаждающую жидкость?

Для начала внимательно изучаем упаковку с антифризом. На ней увидите букву “G” или слово “CODEG”, а рядом цифру. Они означают классификацию антифриза. Чем моложе авто, тем больше цифра для него нужна. Например, “G11” подходит для машин, выпущенных до 1996 года, а вот “G12” подойдет для авто не старше 2001 года.

Также обратите внимание на дату изготовления и срок хранения антифриза. Некоторые производители указывают, возможно ли смешивать данную жидкость с аналогами других марок. Упаковка должна внушать доверие. А если ее перевернуть, то жидкость не должна проливаться через крышку.

Осмотрите внешний вид жидкости. На дне тары не должно быть осадка или посторонних частиц. Встряхните канистру. Если антифриз качественный, то пена исчезнет через 3-5 секунд.

Охлаждающая жидкость , наряду с маслом в двигателе и коробке передач, а также тормозной жидкостью, требует периодической замены. При этом необходимо постоянно следить за тем, чтобы ее уровень в бачке не падал ниже минимально допустимого.

Функции охлаждающей жидкости и ее виды

Основное назначение охлаждающей жидкости – обеспечение оптимального температурного режима работы двигателя автомобиля. Перенос тепла происходит при циркуляции жидкости под действием специального насоса (помпы). Проходя через рубашку двигателя, жидкость «забирает», тепло, а отдает его после посещения радиаторов – основного и печного, охлаждаемых потоками воздуха. Дополнительная функция «охлаждайки» – обогрев салона авто в холодное время года.

Раньше многие автолюбители использовали в качестве охлаждающей жидкости обычную воду. В основном это объяснялось экономией и нежеланием приобретать специальный состав. Между тем, применение для этих целей воды, содержащей большое количество примесей, крайне нежелательно, так как она способствует коррозии металлических элементов системы охлаждения. Кроме того, воду естественно нельзя использовать в холодное время года, а температура ее кипения ниже, чем у специальных жидкостей.

Он представляет собой смесь этиленгликоля, воды и специальных антикоррозийных присадок, которые могут различаться в зависимости от марки и производителя. Обычно принципиально разный по составу антифриз «маркируется» и разным цветом.

В автомагазинах также можно встретить охлаждающую жидкость под названием тосол. Многие считают, что это совершенно другой тип жидкости, но это не так. На самом деле, тосолом называли один из видов антифриза, который был выпущен в советское время по настоянию компании Fiat, которую не устроило качество ранее использовавшейся. Со временем название стало нарицательным.

Как определить, что пора менять антифриз?

Срок «работы» антифриза составляет в среднем 2-3 года. Информация об этом должна быть на канистре с жидкостью. По прошествии этого срока охлаждающую жидкость необходимо заменить новой. Процедура эта элементарна и потребует лишь времени и специальной емкости для сбора отслужившего свое антифриза.

Спасибо за подписку!

Если вы не помните, когда меняли жидкость в последний раз или забыли спросить об этом у предыдущего владельца автомобиля, определить качество жидкости можно визуально. Новый антифриз имеет насыщенный (обычно красный или зеленый) цвет. Если жидкость в расширительном бачке такого же оттенка и чистая, торопиться с заменой не стоит. Когда антифриз бледнеет или становится мутным, это свидетельствует о том, что его время вышло, а имеющиеся в жидкости присадки перестали работать должным образом.

Кстати, бытует мнение о том, что цвет антифриза имеет большое значение. Это – миф. Фактически производитель антифриза может окрасить свой продукт в любой цвет. Если говорить о продукции какого-то конкретного производителя, то цвет может быть маркером ресурса службы жидкости. Но, опять-таки, это зависит от решения этого производителя.

Вывод: замена охлаждающей жидкости должна производиться своевременно. Это позволит не только создать оптимальные условия для работы двигателя, но и защитить его от внутренней коррозии.

Нормальное функционирование автомобиля невозможно без охлаждающей жидкости. А разъяснения, что она собой представляет, куда залить антифриз, фото этого процесса и другие полезные сведения мы предоставим далее в статье.

Что такое антифриз

Антифризом называется специальная жидкость, предназначенная для системы охлаждения автомобиля. Особенность этого вещества состоит в том, что оно не замерзает даже при самой низкой температуре. Такой эффект становится возможным благодаря специальному составу жидкости - этиленгликолю и воде, которые в совокупности образуют двухатомный спирт. В состав антифриза, кроме того, входят и так называемые ингибиторы - вещества, благодаря которым значительно замедляется процесс коррозии.

Как правило, производители рассматриваемой жидкости указывают температуру ее замерзания на упаковке (например, ОЖ-30 или "Тосол-50" и т. д.). Именно поэтому для каждого отдельного автомобиля есть свой тип Самый знаменитый из них - "Тосол". Существует распространенное заблуждение, что это вещество не является антифризом и предназначено для устаревших моделей автомобилей. Это, конечно же, не так.

Первое, что стоит здесь отметить, - антифриз необходимо менять каждые 70-80 тыс. километров. Однако большинство людей в России ездят совсем не много, и такие цифры набираются лишь лет за десять. Поэтому полное обновление антифриза необходимо осуществлять каждые 2 года. При этом стоит помнить и о различных дополнительных факторах: большой возраст, не лучшее техническое состояние автомобиля - все это указывает на то, что производить замену охлаждающей жидкости стоит как можно чаще. Также нужно менять антифриз:

  • если жидкость потемнела;
  • если двигателю необходим капитальный ремонт;
  • если существует утечка в системе охлаждения.

Слив антифриза

Перед тем как обратиться к вопросу, куда заливать антифриз, необходимо рассказать о том, как его правильно слить. Кстати, удалить ненужные остатки охлаждающей жидкости куда сложнее, чем эту самую жидкость залить:

  1. Для начала необходимо найти ровную поверхность, чтобы припарковать автомобиль. Если машина будет стоять наклонно, значительно увеличится риск того, что жидкость просто нельзя будет разглядеть.
  2. Далее нужно подставить емкость под то место, куда антифриз будет вытекать. После этого открываются краники слива в системе (на некоторых машинах есть специальные патрубки, которые придется снять). Делать это нужно очень аккуратно, ведь охлаждающая жидкость может начать выливаться неконтролируемым потоком.
  3. После того, как весь антифриз равномерно выльется, необходимо закрыть краник или же закрутить патрубок.

Таким образом, нет ничего особо сложного в том, чтобы вылить антифриз. Куда заливать охлаждающую жидкость и как это необходимо делать, мы расскажем дальше.

Залив антифриза

Как правильно залить антифриз? Куда заливать его необходимо? Опытные, уже имеющие некоторый стаж водители давно знают ответ на этот вопрос. Более того, ничего сложного в сливе и заливе охлаждающей жидкости они не видят.

  1. Нужно отвинтить крышечку расширительного бачка.
  2. В отверстие этого бачка вставляется специальная линейка.
  3. Лишь после этого спокойно и без резких движений нужно залить охлаждающую жидкость внутрь. Делать это нужно строго по установленной линейке - иначе антифриз прольется.
  4. Не стоит лить слишком быстро и много - в этом случае может образоваться воздушная пробка. Ничего хорошего эта пробка не даст, только плохое функционирование системы охлаждения в дальнейшем. Если в расширительном бачке есть обозначения "максимум" и "минимум", то ориентироваться нужно по ним.
  5. После того как жидкость будет залита, нужно плотно, но аккуратно закрыть крышку бачка.
  6. Далее необходимо включить двигатель. Примерно около 10 минут придется следить за состоянием антифриза. Затем нужно долить его до конечной отметки.

Лишь после этого все работы с заменой охлаждающей жидкости будут завершены.

Ошибки при заливе антифриза

Начинающие владельцы автомобилей нередко допускают ошибки при сливе или заливе охлаждающей жидкости в машину. Связано это, как правило, с неопытностью или неосторожностью. О самых частых таких ошибках мы и расскажем вам.

Самое опасное, что можно сделать при заливе антифриза, - это заранее включить двигатель. Ни в коем случае не следует выкручивать крышку расширительного бачка при включенном двигателе автомобиля. Привести это может к самым неприятным последствиям вроде ожогов на руках и лице. Дело в том, что жидкость при включенном двигателе начинает сильно расплескиваться, а ее температура при этом очень высока.

Следующая распространенная ошибка новичков - залив новой охлаждающей жидкости без слива старой. Не стоит и говорить, насколько это глупо и попросту опасно. Банальная лень может привести к самым неприятным последствиям. Конечно же, слив и залив необходимо осуществлять целиком.

Допускают начинающие водители и множество других ошибок. Здесь и отсутствие проверки уровня охлаждающей жидкости, и использование ее для автомобиля другой марки и т. д. Всегда и во всем, что связано с автомобилями, нужно быть очень внимательным и осторожным. Выяснять, куда заливают антифриз в автомобиле и какую охлаждающую жидкость лучше выбрать, всегда нужно у профессионалов и специалистов.

Замена антифриза на разных автомобилях

"Рено-Логан", "Форд-Фокус", "Лада-Веста" или "Хендай-Солярис" - куда заливать антифриз на разных марках автомобиля, а главное, как это делать?

На этот вопрос никак нельзя ответить однозначно. Моделей машин действительно много, и вид замены охлаждающей жидкости порой может немного варьироваться. Однако стоит дать один совет.

Все вопросы, касающиеся замены чего-либо или функционирования каких-то отдельных элементов, обязательно должны согласовываться только с продавцами или компаниями, где был приобретена машина. Перед покупкой обязательно нужно уточнить, как и куда заливать антифриз. "Хендай", "Рено", "Мазда" и многие другие марки мало чем отличаются друг от друга по рассматриваемому вопросу, однако детали стоит уточнять в обязательном порядке.

Нужен ли для замены антифриза автосервис?

В большинстве случаев обращение в центр технического обслуживания ради замены охлаждающей жидкости не является необходимой процедурой.

Однако если владелец автомобиля не хочет иметь дело с содержимым капота или же попросту не имеет времени, обратиться в автосервис можно. Многие же и вовсе не хотят вникать в вопросы, связанные с обслуживанием машины. Им совершенно не интересно, зачем и куда заливать антифриз.

"Тойоту-Короллу" или, например, "Форд-Фьюжен" обслужить в автосервисе будет не так уж и дорого. Средняя цена за смену антифриза по России - 500-800 рублей. К тому же в автосервисе сделают все крайне профессионально и произведут качественную промывку.

В данной статье расскажем что такое автомобильный антифриз, чем отличается от тосола и какой срок службы. Влияние на перегрев двигателя.

В чём отличие?

Тосол - название антифриза, разработанного для автомобилей ВАЗ. Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому её применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Название возникло так: первые 3 буквы взяли из названия отдела, где был изготовлен: «Технология Органического Синтеза». А окончание «ол» пришло из химической промышленности и указывает на принадлежность продукции к спиртам.

В итоге появился «ТОСОЛ», который предназначался для первых автомобилей ЖИГУЛЕЙ. Со временем название из аббревиатуры («ТОСОЛ») превратилось в нарицательное - так автолюбители стали называть любые охлаждающие жидкости. Не стоит поддаваться заблуждению, что для русских машин предназначен тосол, а для иномарок - антифриз. Тосол - один из антифризов.

Из чего делают?

Антифризы - охлаждающие жидкости системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре. Состоят из двухатомного спирта - этиленгликоля (65%), воды (35%) и антикоррозионных присадок, которые химики называют ингибиторами - замедлителями коррозии. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена») или указывают температуру замерзания (ОЖ-40).

Основа - гликольно-водная смесь, от которой зависят: способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на резину. Наиболее распространены антифризы на основе этиленгликоля. Но его водный раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою).

Поэтому в охлаждающую жидкость добавляют комплекс присадок: противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.

Стандартов много: в России это ГОСТ 28084-89 (который морально устарел), в США - ASTM D3306, D4340, D4656 (постоянно обновляются), в Англии - BS 6580. Они определяют характеристики антифризов: плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, влияние на резину, устойчивость в жёсткой воде - и регламентируют испытания по их проверке. Но не оговаривают состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет антифриза (синий или желтый) выбирает изготовитель.

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний - нет. На практике, производители используют технические условия (ТУ), занося в них нужную информацию. Поэтому в магазинах часто появляются антифризы, замерзающие при -25°С и закипающие при 90°С. Официально, температура начала кипения антифриза должна быть в пределах 105-115°С.


Кроме общих стандартов, многие изготовители применяют спецификации с дополнительными требованиями. Например, система нормативов концерна Volkswagen, которая нормирует антифризы по маркировке G11, G12 и G13 . Многие химические компании и представители торговли стали использовать их компактные названия для классификации охлаждающей жидкости.

Какой срок службы?

При эксплуатации антифриз стареет - концентрация ингибиторов постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс зависит от качества тосола и пробега автомобиля.

Срок замены предписывает автозавод или изготовитель. Обычно меняют раз в 2-3 года. На современных машинах меняют при эксплуатации более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика для новых авто. АвтоВАЗ указывает смену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза. Далее перечислим признаки, когда охлаждающая жидкость стареет раньше:

  • образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой возможности;
  • цвет становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже коррозируют. Такую жидкость нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько она прослужила.

Можно ли смешивать?

Отечественные жидкости, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, смешивать допустимо. Если номера ТУ неодинаковы, антифризы часто несовместимы. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воды, а потом - заменить всю жидкость в системе.

Если цвет разный. Например, старая - желтого цвета, а собираетесь залить красный антифриз. Можно ли смешивать? Подробнее в данной статье .

Влияние на перегрев двигателя

Температура кипения антифриза - не менее 105°С , если он соответствует всем стандартам и ГОСТам. Бывает, производители пытаются сэкономить на продукции и вместо дорогого этиленгликоля добавляют более дешевый глицерин, который стоит «копейки». Антифриз на основе глицерина становится вязким, в результате мотор перегревается.

Чтобы он не замерзал при -25°С, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. При этом температура кипения метанола составляет всего 65,5°С. При более высоких температурах метанол начинает активно испаряться и снижает температуру кипения тосола до 85-90°С вместо положенных 105-108°С.

Утечки некачественного антифриза приводят не только к перегреву двигателя , но и к пожару. Попади метанол, например, на раскаленный коллектор - может произойти открытое горение .

Не всегда, добавление в состав глицерина говорит о некачественном антифризе. Например, Volkswagen при производстве охлаждающих жидкостей под маркировкой G13 добавляет небольшой процент (до 20% в концентрате) глицерина в состав. Делается это не ради экономии, а благодаря экологии. Глицерин побочный продукт при производстве биодизеля, а значит его нужно куда-то девать - например, использовать в антифризе.

Советуем приобретать антифриз в фирменных точках продажи или через официальных поставщиков в интернет-магазинах. Если купили подделку, то она зимой приведёт к плохому запуску мотора в морозы, а летом - к пожару в моторном отсеке.

Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.

В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – .

Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких , не допуская ее вскипания.

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).

Дистиллированная вода, антифриз, тосол

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непрактичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводител и отдают предпочтение антифризам, которые лишены присущих воде недостатков.

В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых характеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.

По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.

Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.

Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.

Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.

Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.

Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).

Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.

Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих.
Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.

Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.

Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических характеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.

Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.

Маркировка антифризов от Volkswagen

Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество производителей «незамерзайки». Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).

Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G 11 и G 12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G 12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G 13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.

Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями G. Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – голубого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Как и в случае с и , смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.

Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.

Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?

Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.

Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.

По истечении этих сроков эксплуатационные характеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.

Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).

К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной, поэтому содержание в ней солей – повышенное. Эти соли, взаимодействуя с химическими веществами, входящими в состав ОЖ, образовывают осадок, который негативно влияет на металлические детали системы – проще говоря, активизируются коррозионные процессы. Выпавшие в осадок вещества затрудняют циркуляцию антифриза в системе, что приводит к ненадлежащему отведению тепла от узлов двигателя, в результате чего может произойти перегрев мотора. Если вам все-таки пришлось залить в систему охлаждения двигателя воду из-под крана, то при первой же возможности полностью замените «охлаждайку», предварительно промыв систему дистиллированной водой.