» » Виды машин: марки, модели, назначение. Автомобили: легковые, грузовые и специального назначения

Виды машин: марки, модели, назначение. Автомобили: легковые, грузовые и специального назначения

У этого термина существуют и другие значения, см. Классификация (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авт … Википедия

Классификация легковых автомобилей и грузопассажирских на их базе. Существует несколько систем классификации легковых автомобилей. Содержание 1 СССР, Россия и частично СНГ 2 Европа … Википедия

- – существует несколько систем классификации масел: по вязкостно температурным свойствам – в настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE; по… … Автомобильный словарь

- … Википедия

Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам, а также по количеству игроков. Вследствие того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно… … Википедия

Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч … Википедия

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/8 декабря 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Книги

  • , Огороднов Сергей Михайлович, Орлов Лев Николаевич, Кравец Владислав Николаевич. В учебнике приведены конструкции механизмов и систем автомобилей и тракторов, описаны их устройство и работа, представлены кинематические схемы узлов и агрегатов. Подробно рассмотрены…
  • Конструкция автомобилей и тракторов. Учебник , Уханов А.П.. В учебнике приведена классификация, маркировка и описание общего устройства автомобилей и тракторов. Подробно рассмотрены вопросы, связанные с устройством и принципом действия поршневых…

Некоторые автолюбители ещё не знают, какой именно автомобиль они захотят купить. Чтобы начать знакомство с представителями личного транспорта, стоит ознакомиться с классификационными категориями автомобилей и их характеристиками. Информация, представленная в этой статье, будет нести рекомендательный характер и никак не повлияет на выбор, а лишь поможет с чего-то начать поиски, чтобы определиться с весовой категорией будущего стального друга.

Все автомобили такие разные, но в чем-то все же они похожи. По этим признакам их сводят в единую классификационную таблицу с классами автомобилей по маркам, затем группируют.

О сложившейся системе табличной классификации с примерами

Производственные представители мирового автопрома и автолюбители разных стран для определения класса авто пользуются общепринятыми данными. Всего насчитывается порядка двадцати категорий, по которым можно определить каждый автомобиль. Некоторые из них даже занимают сразу два звена. Подробное изучение всех параметров конкретной модели и сравнение с имеющимися данными позволят сделать правильный выбор без промедлений.

Имея точные данные перед покупкой конкретного агрегата, начинающий драйвер сможет применить информацию для собственной пользы. К примеру, транспортное средство имеет определённый износ. Его реализует прежний владелец и пытается выдать за автомобиль высшей, чем он есть на самом деле, категории, то грамотный покупатель сможет довести продавцу, что этот агрегат недостоин той стоимости, какую за него требует владелец.

Итак, детальнее об отличиях авто.

Первый класс автомобилей («Супер мини» в Европе)

Размером они небольшие: 380 см в длину и 160 в ширину. Небольшие двигатели от 600 мл до 1,2 литров потребляют горючее в малом количестве. Чаще они исполнены в кузове купе (с тремя дверьми), иногда - хэтчбек (с пятью створками).

Эти кары отлично подходят для ежедневных поездок в городских условиях, когда нужно быстро преодолевать незначительные расстояния и по возможности занимать незначительное пространство уличных парковок, просачиваться в транспортном потоке.

Представители этого звена хорошо известны соотечественникам по моделям из списка автомашин класса «а»:

  • Matiz;
  • Chevrolet Spark;
  • Ford KA;
  • Peugeot 107;
  • Citroen C1;
  • Chery qq6;
  • Chery Kimo.

Все «микролитражки» или «сити-кары», так называют авто первого класса, отличаются от старших автомобилей своих компаний более доступной стоимостью и компактными параметрами. За это и получили признание в качестве дополнительного средства передвижения для повседневного пользования.

Второй, малый класс автомобилей - «В»

Исследуя габариты этих авто, можно отметить следующие. По длине они меньше 4,2 м., по ширине – до 170 мм. Объем двигателя больше, чем у предыдущей категории, но менее 1,6 л.

Этот сегмент удачно объединяет доступную стоимость авто, наравне с первым классом и вместительность старших товарищей гольф-класса, а также предрасположенность для удобных передвижений в салоне четырёх-пяти человек. Ездить удобно как водителю, так и пассажирам, расположившимся на сиденьях спереди и сзади.

К перечню малых авто относят:

  • Citroen C3;
  • Peugeot 1007,
  • Ford Fusion;
  • Ford Fiesta;
  • Renault Modus;
  • Mitsubishi Colt;
  • Kia Rio New;
  • Honda Jazz;
  • Nissan Micra;
  • Nissan Note.

Иногда таких современников характеризуют рангом выше, например VW Polo, и другие иномарки. Но по определённым причинам они остаются коренным «В» классом.

Третий, гольф-класс или порядковый «С»

Основоположником этого автомобильного течения стала популярная модель «Фольксваген Гольф». Теперь во дворах европейцев добрая половина авто – представители этого звена. За счёт габаритов, приближенных к классу «В», транспортные средства приравнивают к «В+». И количественные показатели у них такие же:

  • ­ двигатель до двух литров,
  • ­ кузов длиной менее 430 см, шириной – до 180 см.

Среди импортных моделей к сегменту «гольф» относят:

Однако, есть несколько отличий автомобилей категории «с» от «б»:

  • в салоне Гольфов просторнее, но преимущественно на первом ряду;
  • наличие топовых комплектаций с расширенными интеллектуальными возможностями;
  • приближённость к полноценному среднему классу за счёт увеличенных габаритов некоторых представителей.

По цене «С» и «В» мало чем различаются между собой, потому активно продаются во всех странах.

Буквально сто лет назад, когда машин на городских улицах было не так много, классификация автомобилей была самой простой. Весь автотранспорт тех времен делился на две большие категории - легковые авто и грузовики. Еще его можно было поделить по такому признаку, как тип мотора, который приводил колесную конструкцию в движение - бензиновый или дизельный ДВС.

Все изменилось, когда упорная работа многих инженеров, стремящихся усовершенствовать кузов и основные узлы легковых машин, стала приносить свои плоды. На авторынках разных стран стали появляться все новые и новые модели, которые отличались друг от друга размерами, внешним видом и техническими характеристиками. Чтобы как-то упорядочить это изобилие, была введена классификация автомобилей, разделяющая их по нескольким категориям.

Систематизация Европейской экономической комиссии

На сегодняшний день в мире существует деление всех легковушек по американской, европейской и азиатской системам классификации. В России принято использовать европейский вариант. Европейская классификация включает в себя 10 групп легковых автомобилей, куда входят 6 размерных классов и 4 кузовных. Познакомимся поближе с тем, как можно определить по внешним признакам .

  • Класс A - supermini.

Классификация автомобилей по классам включает в эту категорию компактные автомобили, предназначенные для эксплуатации в условиях городских улиц. Обычно в длину они не превышают 360 см, а в ширину - 160 см, благодаря чему модели, представляющие группу A, можно легко узнать в плотном потоке автомобилей. Какие бы ни были логотипы на шильдиках этих машин, если вы видите перед собой компактный трехдверный хэтчбек, размеры которого соответствуют приведенным выше цифрам, можете быть уверены в том, что вы встретили представителя категории А. Машины, входящие в этот сегмент, также бывают 5-дверными хэтчбеками, но встречаются не так уж часто.

Основными достоинствами этих мини-авто считаются высокая маневренность и компактность. Они не способны показать большую скорость, однако на городских улицах этого и не требуется. Салон вмещает водителя и пассажира, сзади могут разместиться еще два пассажира, но без особого комфорта. Европейцы, предпочитающие экономные классы автомобилей, оценили по достоинству эти юркие легковушки и активно приобретают их в качестве второго автомобиля в семейный гараж. Типичные представители - Renault Twingo, Citroen C2, VW Lupo, ВАЗ Ока, Daewoo Matiz.

  • Класс B - малый.

Классификация легковых автомобилей по-европейски, выполняющая деление машин на классы по их размерам, относит к группе B машины, длина кузова которых не превышает отметку в 390 см, а ширина - 170 см. Эта категория также позиционируется как малолитражная. Ее представители часто встречаются на улицах средиземноморских городов. Большинство моделей - это переднеприводные хэтчбеки с 3-мя или 5-ю дверьми, изредка можно увидеть седан.

По уровню оснащенности и комфортности они стоят выше автомобилей A, но уступают более продвинутым моделям класса C. Благодаря своим небольшим габаритам автомобили из этой категории пользуются спросом среди женщин-водителей. Салон довольно просторный, но заднее сиденье рассчитано скорее на двоих взрослых пассажиров, чем на троих. Типичные представители - Ford Fusion, Hyundai Getz, Fiat Punto, Таврия.

  • Класс C - малый средний.

Большая часть от всех продаж легковых автомобилей в Европе приходится на машины, относящиеся к средним классам. Принятая там классификация именует авто из сегмента C как гольф-класс - по наименованию марки, положившей начало этой группе. Машина определяется как относящаяся к классу C по длине кузова, которая должна вписываться в рамки 390-440 см, и ширине с параметрами 160-175 см. В эту категорию попадают автомобили с любым типом кузова, будь то универсал, хэтчбек, УПВ или седан.

Салон авто гольф-класса довольно просторный и вполне комфортный для поездок впятером. Автомобиль рассчитан на продолжительную езду и способен преодолевать значительные расстояния по улицам города или междугородным трассам. Типичные представители - Audi A3, Opel Astra, Toyota Corolla, вся линейка ВАЗ (исключая «Ниву»).

  • Класс D - средний или семейный.

Определить по внешнему виду автомобиля, что он относится к группе D, довольно просто. Это просторная машина с привлекательным дизайном и габаритами кузова в пределах 460 см по длине и 180 см по ширине. Тип кузова может быть любым, главное - довольно высокий уровень комфорта и оснащенности. Идеальное сочетание технических характеристик и доступной цены превращают этот автомобиль в одного из лидера продаж на авторынке.

Также здесь есть деление автомобилей на семейные и элитные. Такая дополнительная классификация позволяет выбрать авто нужной комплектации как бизнесмену, так и домохозяйке. Некоторые элитные модели могут посоревноваться со спортивными моделями. Типичные представители семейной категории класса D - Citroen C5, Opel Vectra, Nissan Primera. Элитные модели - Audi A4, Jaguar X-type, Volvo S60.

  • Класс E - высший средний.

Европейская классификация именует данные автомобили высшим средним или бизнес-классом. В России такие машины делятся на два сегмента - представительский и высший средний. У этих авто помимо седана и универсала встречается также кузов хэтчбек. Длина машины из группы E превышает 460 см, а ширина составляет от 170 см и более.

Просторный салон автомобилей и высокий уровень базовой комплектации позволяют с комфортом проводить за рулем по несколько часов. Это дополняется большой колесной базой и независимыми (у большинства моделей) подвесками. Типичные представители - Mercedes E-Class, BMW 5-Series, Toyota Camry, Volvo S80/V70.

  • Класс F - люкс.

Классификация по европейской системе относит машины с просторным комфортабельным салоном к высшим бизнес-классам. Представители сегмента «люкс» занимают высшую ступень благодаря уровню оснащения и использованию дорогостоящих материалов в отделке салона автомобилей. Помещенный под капот седана 6-цилиндровый мотор обеспечивает великолепные динамические характеристики, а размеры (длина - от 460 см, ширина - от 170 см) позволяют пассажирам чувствовать себя максимально комфортно.

Многие модели имеют ярко выраженную спортивную внешность и соответствующую начинку. Представительские автомобили обычно управляются наемным водителем, что поднимает статус владельца еще выше. Сегмент «люкс» включает в себя такие модели, как Jaguar XJ8, BMW 7-Series, Audi A8, Rolls-Royce Phantom.

Кроме вышеописанных данная классификация включает еще кузовные сегменты автомобилей.

  • S - купе, кабриолеты, родстеры.

Эти машины обладают внешностью и характером спортивных моделей и рассчитаны на двух, реже четырех пассажиров. Они отличаются низкой посадкой и жесткой подвеской, а представителями являются Mercedes-Benz SLK, Audi TT Coupe, Porsche 911.

  • M – минивэны, компактвэны, микровэны, УПВ.

Для данного сегмента характерно наличие восьми пассажирских мест (без учета водителя) максимум. Если количество мест превышает это число, то такие авто именуют микроавтобусами (сегмент M1). Примерами являются следующие машины: Honda Odyssey, Nissan Quest, Mazda 5, Opel Zafira, Ford C-Max.

  • J – внедорожники, кроссоверы, паркетники.

Полноприводные пассажирские и грузопассажирские машины включают в свою группу автомобили, которые используются для активного отдыха, внедорожники профессиональные и общего назначения. Среди них выделяются такие типичные представители, как Mercedes Gelandewagen, Hummer H1, Subaru Legacy, Ford Expedition.

Сюда относятся и кроссоверы. Для этих автомобилей характерно сочетание основных характеристик нескольких классов. Они представляют собой промежуточное звено между универсалом и внедорожником и отличаются неплохой проходимостью. Этот класс имеет следующих представителей - Infiniti FX, Lexus RX300, Nissan Murano.

  • Пикапы, мини-пикапы, пикапы-гиганты.

Машины с таким кузовом представляют собой коммерческий вид транспорта, созданный для перевозки различных грузов. Чаще всего это полноприводные или заднеприводные авто.

Отметим следующие модели: Fiat Strada, Ford Ranger, Dodge Ram, Nissan Titan, Volkswagen Amarok.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Последние и актуальные новости из автомобильного мира!

Выбрать подходящий автомобиль на современном рынке становится все сложнее. Новые виды и классы машин появляются чуть ли не каждый год. Еще 5-8 лет назад новинками считались городские кроссоверы и четырехдверные купе. И если последние так и остались нишевыми авто, то первые захватывают все большие доли рынка. Кроме того, наблюдается размытие границ классов: все чаще встречаются обозначения B+ и C+. В этой статье мы рассмотрим общие классификации легковых автомобилей по классам и типам кузова. Она поможет вам сориентироваться в типах авто и подобрать подходящий. Для наглядности мы приведем примеры популярных в каждом классе моделей.

Классификация автомобилей по типам кузова

Седан

Это самый распространенный и популярный кузов, именно он ассоциируется со словом «автомобиль». Его конструктивной особенностью стала трехобъемность - моторный отсек, салон и багажник отделены друг от друга и занимают отдельные объемы. Седанами бывают и машины B-класса, и автомобили класса F (о размерах и классах - ниже). Это обусловлено уже упомянутой популярностью, которая, в свою очередь, вытекает из удобства использования и условной «статусности». Почему-то именно этот тип кузова считается наиболее представительным, стильным, и при этом практичным. Так это, или нет - решать вам.

Хэтчбек

Это городские автомобили, багажное отделение которых совмещено с салоном. Они лишены традиционного для седанов «хвоста» - задний свес у таких авто значительно короче. Такая конструктивная особенность и делает их практичными для использования в городских условиях - парковаться и маневрировать на хэтчбеке легче, чем на седане, ведь кузов заканчивается примерно на линии заднего стекла.

Универсал

Это гибрид седана и хэтчбека. Его багажник так же совмещен с салоном, но задний свес при этом «растянут» так же как у седана. Если вы любите путешествовать на автомобиле или часто перевозите габаритные грузы - стоит рассмотреть именно этот тип кузова.

Другие

Типов кузовов на деле огромное количество, но описывать абсолютно все смысла нет - они мало распространены, и либо встречаются крайне редко, либо вообще перестали использоваться автопроизводителями. Тем не менее, перечислим некоторые из них, и дадим им краткое описание.

  • Купе - двухдверный трехобъемник, в целом аналогичный седану. Главное отличие - уменьшенный задний ряд сидений. Термином «купе» также называют трехдверные хэтчбэки с небольшими размерами заднего дивана.
  • Минивэн - двухобъемный или однообъемный кузов, предназначенный для комфортной перевозки пассажиров. Может оборудоваться третьим рядом сидений и сдвижными задними дверьми.
  • Лифтбек - хэтчбек с длинным задним свесом. Выглядит почти как седан, но располагает пятой дверью. Такой тип кузова стал «фирменным» для автомобилей Skoda.
  • SUV. Не совсем верно выделять такой тип кузова, но тем не менее, упомянуть о так называемых sports utility vehicles стоит. К этому классу относятся всевозможные кроссоверы и внедорожники. Первые - это построенные на платформах обычных легковых автомобилей машины. Отличаются они формой кузова, высоким клиренсом и возможностью установки полноприводной трансмиссии. Такие авто предназначены в первую очередь для города - высокий дорожный просвет нужен для преодоления бордюров, и небольших ям, а увеличенная высота кузова помогает выкроить несколько лишних сантиметров пространства для водителя, пассажиров и багажного отделения. Внедорожники проектируются на основе рамной конструкции, обеспечивающей им повышенную проходимость и просторный салон.

Классификация автомобилей по классам

Класс A

Самый компактный класс, отлично подходящий для использования в городских условиях. Длина кузова таких машин не превышает 3,6 м, а ширина 1,6 м. Авто класса А - это трех- и пятидверные хэтчбеки, оснащаемые небольшими по объему моторами. Примеры автомобилей A-класса:

Класс B

Еще 5-6 лет назад такие авто были представлены, по большей части, пятидверными хэтчбеками и седанами длиной до 3,9м и шириной до 1,7. Однако развитие автомобильного рынка привело к возникновению целого сегмента бюджетных седанов этого класса. Авто класса B также ориентированы на городскую эксплуатацию: они компактны, маневренны и при этом вместительны и комфортны. К популярным моделям относят:

Класс C

Это так называемый «гольф-класс», названный так в честь своего основателя - модели Volkswagen Golf. Машины этого сегмента не превышают в размерах 4,3-4,5м в длину и 1,8м в ширину. При этом авто выполняются в кузовах «седан», «хэтчбек» и «универсал». С класса C начинается «средний» ценовой сегмент. Такие машины прекрасно подходят на роль семейного городского авто: в салоне с комфортом размещаются четыре человека, но вместе с тем габариты кузова позволяют им легко маневрировать в потоке машин. К популярным моделям относят:

Класс D

Автомобили D-класса - это, в большинстве своем, седаны и универсалы, длиной до 4,6м. Эти машины сочетают в себе простор салона с хорошим оснащением и ездовыми характеристиками. Наиболее популярные модели:

Класс E

Это «бизнес-класс», такие машины отличаются богатым пакетом опций уже в «базе», более сложной подвеской, просторным салоном и повышенным комфортом. Длина кузова авто класса E равна 4,8-5м, а ширина 1,8м. Распространенные модели:

Класс F

Это люксовые представительские автомобили премиум-брендов. Они ориентированы на тех, кто предпочитает задний диван месту водителя. Регулировки задних кресел и отдельный блок управления климатом для пассажиров - стандартные опции для таких авто. Они длинные (от 5м) и широкие (от 1,9), что позволяет водителю и пассажирам располагаться в салоне с максимальным комфортом. Главные модели в классе:

  • Mercedes-Benz E-klasse
  • BMW 7 series
  • Audi A8

Класс J

Это отдельный класс авто, в которых входят внедорожники и кроссоверы - SUV (sports utility vehicles). Внутри него есть своя система классификации автомобилей, схожая с общей. В общем случае их делят на компактные, средне- и полноразмерные SUV. По аналогии с обычными легковушками, существует также разделение на B,C,D и E классы.

Заключение

В этой статье мы привели общую классификацию автомобилей по классам (размерам) и кузовам, которая поможет вам сориентироваться на рынке, и подобрать машину, удовлетворяющую ваши потребности. Стоит отметить, что, за исключением класса F, мы не упоминали преимум-бренды. Авто таких производителей отличаются высокой ценой, технологичностью и уровнем оснащения. Компактный хэтчбек премиум-марки может быть напичкан опциями, обычно ассоциирующимися с полноразмерными седанами класса D или E, и обладать соответствующей стоимостью. Поэтому, во избежание путаницы, мы и обошли вниманием «дорогие» марки.

Современные автотранспортные средства классифицируются по разным признакам: литражу двигателя, грузоподъемности, вместимости, колесной формуле, осевой нагрузке, габаритным размерам; назначению, типу двигателя, типу кузова и т.д.

1.3.1. Маркировка двигателей

Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена:

на двигателях мод. 402.10, 4021.10 и их модификациях на специ­альной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на бло­ке цилиндров между фланцами крепления бензинового насоса и приво­да распределителя зажигания;

на двигателе мод. 4062.10 и его модификациях на специальной обра­ботанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на бло­ке цилиндров, над бобышками крепления передней опоры двигателя.

В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфави­та (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры.

Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом.

Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной.

Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру.

На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение моде­ли двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двига­теля включает менее шести цифр, то на незаполненных местах послед­них знаков (справа) выбиты нули. Например: "402000"; "402100"; "406200".

Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектнос­ти, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ).

Например: "40200G"; 40620F" и др.

Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв).

Первый знак - условный буквенный код года выпуска двигателя (V-1997;W-1998:X-1999).

Второй знак - условный цифровой код сборочного цеха (конвейе­ра), собравшего двигатель (О, 1, 2...).

Последующие знаки - порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указа­тельной части маркировки выбиты нули.

Например: "W1002774", где

1 - код сборочного цеха (конвейера);

2774 - номер двигателя.

В начале и конце маркировки, а также между ее составными частя­ми выбит разделительный знак - пятиконечная звезда.

Пример маркировки: *40200G*W1002774*; 40620F*W4000774*

По величине массы и осевой нагрузки (весу, приходящемуся на ось), а также габаритным размерам (высоте, ширине, длине) все АТС делятся на две группы: дорожные и внедорожные.

Дорожные автомобили - это АТС, предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования. Осевые нагрузки и габариты таких автомобилей соответствуют определенным ограничениям, которые учитываются при проектировании и строительстве дорог и дорожные сооружений.

Автомобили, выходящие за указанные ограничения, относятся к внедорожным . Они эксплуатируются вне дорог общего пользования.

Примерами внедорожных автомобилей являются карьерные автомобили самосвалы: БелАЗ – 75404, БелАЗ - 75553, БелАЗ - 75131, БелАЗ - 75303 и др.

По назначению автомобили классифицируются на транспортные и специальные (рис.1.1). При этом назначение АТС и некоторые конс­труктивные особенности согласно ОН 025.270-66 отражаются в их обозначении (индексации).

КамАЗ-5320: КамАЗ - условное на­именование Камского автомобильного завода; 5 - класс, грузовик полным ве­сом свыше 14 до 20 т (у КамАЗ-5320 около 15 т); 3 - вид, бортовые грузо­вики; 20 - порядковый номер модели.

Казалось бы, все просто. Но как быть с машинами, разработанными на базе той или иной основной модели? Напри­мер, с автомобилями повышенной и вы­сокой проходимости, модификациями легковых машин с кузовом «универсал», такси со специальным кузовом? В соот­ветствии с отраслевой нормалью они считаются не модификациями основной модели (то есть не приобретают пятого знака в индексе), а получают самостоя­тельные третью и четвертую цифры, - короче, рассматриваются как отдельные модели. А вот санитарные машины, соз­данные на базе автомобилей с кузовом «универсал», рассматриваются как моди­фикации последних и, таким образом, имеют пятизначный индекс. Наконец, са­нитарным автомобилям на базе грузо­вых шасси присваиваются из соответст­вующих классов индексы специальных машин.

Появление новой модели автомобиля, которой дается самостоятельный ин­декс, - это прежде всего изменение одного из основных параметров ее ха­рактеристики - полного веса, рабочего объема двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также кузова. В этом случае речь идет о тре­тьей и четвертой цифрах индекса. Основ­ным автомобильным заводам выделена группа по 10-12 цифр, которые служат для нумерации базовых моделей. При этом нормаль рекомендует сохранять по возможности третью и четвертую цифры индекса (то есть номер модели) при обозначении остальных видов спе­циализированных и специальных автомо­билей на их базе, Например: седельно­му тягачу, спроектированному на базе грузовика, обозначенного 0301, присва­ивается индекс 0401, самосвалу - 0501, автомобилю-цистерне - 0601, автомо­билю-фургону - 0701 и специальной машине - 0901.

А как быть с автопоездами? Их обоз­начение должно состоять из условного наименования предприятия, выпускаю­щего тягач, тире, индекса модели тяга­ча, дефиса и индекса модели полупри­цепа. Например: КамАЗ-5320-8350.

Теперь несколько слов о пятизначных и шестизначных индексах. Модификация автомобиля означает совокупность качественных изменений, вносимых в конструкцию базовой модели, ограничивающую или расширяющую область ее при­менения в эксплуатации. Она обознача­ется в индексе базовой модели при­бавлением пятого знака в нарастающем порядке. Первая модификация получит индекс 00001, вторая - 00002 и т. д., а девятая (последняя) - 00009. Так, длиннобазная модификация грузовика КамаЗ-5320 имеет обозначение КамАЗ-53202. Если появится десятая мо­дификация, допускается присвоение ей нового индекса модели с цифрой 1 в знаке модификации.

А как обозначаются модернизирован­ ные автомобили и вариантные исполне­ ния? Модернизация (сумма усовершен­ствований), не изменяющая параметров автомобиля, указанных в его техниче­ской характеристике, не находит отра­жения в его индексе. Модернизация, значительно изменяющая отдельные па­раметры, характеристику и внешний вид машины, с появлением вариантного ис­полнения отражена в двухзначном циф­ровом «суффиксе». Так, обозначение мо­дернизированного варианта модели со­ставляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, четы­рехзначного индекса, дефиса и цифро­вого двухзначного «суффикса» вариант­ного исполнения.

Экспортным вариантам присваивается однозначное цифровое обозначение в виде шестого знака индекса модели. При отсутствии модификации пятым знаком индекса модели будет ноль. За экспортными вариантами изделий устанавливаются следующие цифры: 6- экспортный вариант; 7 - экспортный ва­риант для тропического климата; 8, 9 - резерв для других экспортных вариан­тов;

Обозначение эксперимен­ тальных автомобилей и их вариантов. Им присваивается индекс модели в ус­тановленном порядке. Рекомендуется ставить впереди индекса модели букву Э для первого варианта экспериментально­го образца, 2Э для второго и т. д. При окончательном уточнении и утвержде­нии конструкции знаки Э, 2Э и т. д. из индекса устраняются, и сам он остается без изменений.

Нормаль на классификацию и систему обозначения авомобилей позволяет по индексу получить краткое точное пред­ставление об автомобиле и его назначе­нии. Думаем, что знакомство с этой си­стемой будет полезно для любого авто­мобилиста.

Рис. 1.1. Классификация АТС по назначению

Транспортные автомобили - это АТС, предназначенные для перевозки грузов и (или) пассажиров, т.е. выполнения транспортной ра­боты. Они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.

Пассажирские автомобили включают два вида: 1 - легковые; 2 - автобусы. Грузовые автомобили делятся на 2 большие группы: об­щего назначения и специализированные (рис.1.1). Автомобили общего назначения имеют, как правило, открытую грузовую бортовую платформу (часть автомобилей имеет Сортовые платформы, закрытые тентом) и предназначены преимущественно для транспортирования штучных (тарных) грузов, т.е. грузов, размещаемых на поддонах, в контейнерах малой грузоподъемности, в мешках, ящиках и другой таре. Они включают в себя два вида автомобилей: 3 - бортовые; 4 - седельные тягачи. Последние служат исключительно для буксировки полуприцепов и не имеют платформы для размещения грузов. Все остальные транспортные автомобили относятся к специализирован­ным, т.е. таким, которые рассчитаны на определённые виды грузов. Специализированные автомобили делятся на 4 вида:

5 - самосвалы (для перевозки насыпных и навалочных грузов);

6 - цистерны (для перевозки жидких, газообразных грузов и некоторых видов сыпучих грузов):

7- фургоны (для перевозки грузов, нуждающихся в защите от неблагоприятного или вредного воздействия внешней среды);

8 - резерв;

Использование специализированных автомобилей имеет целью обеспечить повышенную сохранность груза и (или) сократить время погрузочно-разгрузочных работ.

Грузопассажирские автомобили предназначены для перевозки как пассажиров, так и грузов.

Специальные автомобили в отличие от транспортных не пред­назначены для перевозки грузов или пассажиров, т.е. выполнения транспортной работы, а используются для перемещения специального оборудования, которое монтируется на шасси и предназначено для выполнения различных технологических операций. К таким автомоби­лям относят автокраны, автомастерские, пожарные автомобили, ра­диостанции, измерительные лаборатории, спортивные и т.п. Все специальные автомобили относят к 9-му виду.

Таким образом, все АТС по назначению делятся на 9 видов.

Легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, кроме того, делятся на классы. При этом основными классификационными признаками являются:

а) для грузовых автомобилей - полная масса;

б) для автобусов - габаритная длина;

в) для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя (т.е. "литраж") и "сухая" масса.

Грузовые автомобили по величине полной массы делятся на семь классов; к восьмому классу отнесены все прицепы, независимо от их полной массы, а к 9-му - полуприцепы (табл.1.1).

Под полной массой грузового автомобиля понимается масса снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением, с водителем и пассажирами в кабине.

Таблица 1.1

Классы автомобилей

Показа­тели

Классы автомобилей

Грузо­вые

Полная масса

Свы­ше 40

При­цепы

Полу при­цепы

Легко­вые

Литраж (л)

3,5 и более

Авто­бусы

Габарит­ная дли­на (м)

16,5 и бо лее

М а = М о + М грн + М Д + М э (1.1)

где М 0 = М с + М 3 + М с - собственная масса автомобиля;

М с - "сухая" (конструктивная) масса автомобиля:

М Э - масса заправки (топлива, охлаждающей жидкости, мотор­ного и трансмиссионного масла);

М с - масса снаряжения (комплект ключей, запасных частей и принадлежностей);

М грн - номинальная масса груза;

М Д - масса дополнительного снаряжения (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель);

М э, - масса экипажа.

М э = ( m 4+ m 6 к, (1.2)

где m 4 - расчетная масса одного человека;

m 6 - расчетная масса багажа;

П к - вместимость кабины (включая место водителя).

Полная масса пассажирского АТС определяется по формуле

М а = М о + М грн + ( m 4+ m 6 Н + М Д (1.3)

где П Н - номинальная вместимость автомобиля (общее число мест для пассажиров, обслуживающего персонала и водителя),

Расчетная масса водителя грузового автомобиля и единицы обслуживающего персонала автобуса составляет 75 кг. а масса во­дителя и пассажиров легкового автомобиля и автобуса - 68 кг. Расчетная масса багажа принимается равной:

23 кг - для междугородных и туристских автобусов;

13 кг - для автобусов местных линий;

3 кг - для автобусов пригородных линий;

0 кг - для грузовых и легковых автомобилей и городских автобусов.

Номинальная вместимость представляет собой сумму мест для пассажиров, обслуживающего персонала (экскурсоводы, кондукторы, медицинские работники и т.п.) и водителя, т.е.

П Н = П n + П о +1=(П сил + П ст )= П о +1. (1.4)

где П n - число мест для пассажиров;

П сил, П ст - соответственно число мест для сидящих и стоящих пассажиров;

П о - число мест для обслуживающего персонала.

В отечественной и зарубежной автомобильной промышленности, в части установления требований к конструкциям и методам испыта­ний, широко используется международная классификация АТС, приня­тая в Правилах ЕЭК ООН. Она учитывает назначение и массу АТС. Согласно этой классификации все АТС в зависимости от назначении делятся на 3 категории: M - пассажирские автомобили; N - грузовые автомобили; 0 - прицепы и полуприцепы.

Каждая из трех указанных категорий в зависимости от коли­чества мест для пассажиров и полной массы имеет свои градации.

Пассажирские АТС:

M 1 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения

M 2 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения и полную массу до 5 т;

M 3 - то же. но полную массу свыше 5 т.

Грузовые автомобили:

N 1 - полной массой до 3.5 т;

N 2 - полной массой свыше 3,5 т. но не более 12 т;

N 3 - полной массой свыше 12 т;

Прицепы и полуприцепы:

О 1 - одноосные прицепы полной массой менее 0.75 т;

О 2 - прицепы и полуприцепы полной массой от 0.75 до 3.5 т;

0 3 - то же, но полной массой свыше 3.5. но не более 10 т;

О 4 - то же. но полной массой свыше 10.0 т.

В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в автомобилях разного типа и назначения.

Семейства - это совокупность (ряд) различных по своему наз­начению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрега­тов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин и др.)

Условное наименование семейства и индексации, входящих в не­го моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой "базовой" модели.

Базовая модель - это основная модель семейства, преобладаю­щая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.

Производная модель - это модель автомобиля, в котором ис­пользуются основные агрегаты и узлы базовой модели автомобиля, и эксплуатационные свойства или назначение которого отличаются от базовой модели. Пример: бортовой автомобиль общего назначения НДЗ-5336 - базовая модель, седельный тягач МАЗ-5432 - производ­ная модель. Отметим, что производные модели при их индексации получают другой номер, отличный от базовой модели.

От производной модели следует отличать модификацию.

Модификация модели - это изделие, отличающееся от базовой модели некоторым эксплуатационными параметрами, областью приме­нения или конструктивным исполнением отдельных частей.

Модификация модели отмечается 5-ой цифрой (от 1 до 9) в ин­дексации. Пример: МАЗ-6422 - седельный тягач: МАЗ-64221 - моди­фикация седельного тягача МАЗ-6422. отличающаяся повышенной мощ­ностью двигателя.

Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектаций, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияет существенно на параметры автомоби­ля и область его применения.

Для изменения тех или иных эксплуатационных свойств и повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах.

Северный вариант предусматривает повышенную мощность систе­мы отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревате­ля двигателя и другие конструктивные меры, направленные на повы­шение приспособленности автомобиля к работе в условиях севера.

Тропический вариант также имеет целью приспособить автомо­биль к работе в специфических климатических условиях тропиков и субтропиков (усиленное антикоррозионное покрытие, герметизация салона или кабины от попадания влаги и пыли и т.п.).

Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повы­шенным качеством изготовления кабины (салона), кресел (сидений), приборной панели и т.п. а также наличием некоторых дополнитель­ных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повы­шение комфортабельности, улучшение внешнего вида, топливной эко­номичности и безопасности.

Тракторный транспорт. Этот вид транспорта занимает в сельско­хозяйственном производстве второе место по значимости, на его долю приходится 20...27 % перевозимых грузов.

Тракторный транспорт используют преимущественно на внутри-усадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорож­ных условиях.

На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-160 и другие модификации, а также Т-150К, К-744, кото­рые заняты на этих работах более 50 % времени в году.

Гусеничные тракторы используют на транспортных работах толь­ко в условиях бездорожья и на короткие расстояния.

Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей - на одно-, двух- и трехосные.

Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соот­ветственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б (грузоподъемностью 4000кг) и 2-ПТС-6-8526 - с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.

Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемнос­тью 9000кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-744, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000кг - с трактором типа К-744. Все тракторные прицепы оборудованы гид­роподъемниками для разгрузки.