» » Ваз 2104 ее разработки. Постмодернизм вытеснил классику

Ваз 2104 ее разработки. Постмодернизм вытеснил классику

Универсал ВАЗ-2104 был запущен в серийное производство в 1984 году как замена модели . За основу для создания машины был взят заднеприводный седан , «четверка» отличалась от него задней частью кузова, складывающимся задним диваном и топливным баком увеличенного до 45 литров объема. На «четверках» также впервые в отечественном автопроме был применен «дворник» заднего с омывателем.

В начале 1990-х годов машина получила переднюю панель и сиденья от « ». На экспорт автомобиль поставлялся под именами Lada Combi, (в Великобританию), Lada Nova Kombi (в Германию), (в Канаду), Lada Kalinka Olympe (во Францию). В 1991 году цены ВАЗ-2104 составляли 9100 рублей.

Первоначально универсал оснащался карбюраторным двигателем объемом 1,3 литра (69 л. с.) и четырехступенчатой коробкой передач. В последующие годы на ВАЗ-2104 ставили карбюраторный 1,5-литровый двигатель и впрысковые силовые агрегаты объемом 1,5, 1,6 и 1,7 литра. Со временем пятиступенчтая «механика» была заменена четырехступенчатой. В начале 2000-х годов велось мелкосерийное производство версии ВАЗ-21045 с 1,5-литровым дизелем мощностью 50 л. с.

До 2003 года ВАЗ-2104 выпускался в Тольятти, а потом его производство было передано на завод «Иж-Авто». В Ижевске «четверку» делали до осени 2012 года, причем в 2009-2010 годах из-за финансовых проблем предприятия сборка универсалов была приостановлена. Последние годы автомобиль оснащался мотором объемом 1,6 литра (73 л. с.) с впрыском топлива.

Всего было выпущено 1 миллион 142 тысячи «четверок».

Компоновка универсал всегда пользовалась повышенным интересом у отечественных автолюбителей. Серьёзной ценностью считалась возможность перевезти на дачу всю тёщину рассаду вместе с тёщей в салоне, а не на верхнем багажнике. Перевозимая на крыше рассада размахивала по дороге кустами и терялась на ухабах, в то время как в салоне всё доезжало целиком.

Место в модельном ряду

В силуэте популярного универсала ВАЗ 2104 легко читаются контуры его прототипов - отечественного ВАЗ 2102 и итальянского Fiat 124 Familiare. Это контуры скромные и лаконичные, но стильные и современные. Недаром «четвёрка» так плотно «вросла» в рынок. В 1984 - 2012 годах она сходила с конвейеров семи компаний, включая АвтоВАЗ и ИжАвто. Своего отечественного предшественника «четвёрка» вытеснила из производства за год, а итальянца пережила на два десятка лет.

Задумав обновить модель заднеприводного универсала первого поколения, конструкторы АвтоВАЗа не стали искать добра от добра. Кузов популярного седана ВАЗ 2105 сделали двухобъёмным, дополнив его деталями от ВАЗ 2102. Получилась модель 2104. Модель выглядела свежо, сохранила все функциональные преимущества предшественников, такие как малая погрузочная высота и отсутствие заднего бортика в багажном отделении.

Единственное возражение, которое высказал рынок, касалось мощности двигателя. Езда с заполненным под завязку грузовым отсеком большого объёма требовала более мощного силового агрегата. «Четвёрки» часто использовались для грузопассажирских перевозок, в том числе по бездорожью, и вопрос мощности мотора был весьма актуален.

Ответом на этот вызов рынка послужила модель ВАЗ 21043. На этот раз конструкторы тоже особенно не мудрили. Универсал оснастили более мощным, отлично зарекомендовавшим себя с точки зрения возможности его отремонтировать двигателем типа карбюратор ВАЗ 2103 с рабочим объёмом 1,5 литра.

Автомобиль получился на загляденье. Оптимальный по соотношению «функциональность / комфорт», он позволял отвезти супругу в сельпо и комбикорм на ферму. Сбалансированная по соотношению «мощность / экономичность», машина уверенно разгонялась и маневрировала с полной нагрузкой.

Двигатель универсала

Двигатель карбюратор ВАЗ 21043 старше мотора своего прототипа 2105. Так получилось, что модифицированная «четверка» стала по-настоящему популярной при устаревшем силовом агрегате. К моменту установки на ВАЗ 2104 двигатель 2103 делали уже более 10 лет, а на модели 21043 он продержался ещё почти двадцать. Итого - рекордные три десятка лет на конвейере.

Карбюраторный ВАЗ 21043 не является результатом модернизации или настройки мотора модели 2104. Его устройство - это возврат к прежним идеям, хорошо проверенным на модели 2103. Двигатель 2104 имеет более современный привод газораспределительного механизма от ремня, но мотор с цепным механизмом в 21043 почти на десять лет пережил своего потомка.

Силовой агрегат имеет рабочий объём 1452 куб. см. Ход поршня у него 80 мм, а у пятёрочного мотора - 66 мм при одинаковом диаметре цилиндра в 76 мм. Такая геометрическая разница даёт большую отдачу у 21043. Этот двигатель развивает мощность в 71,4 л. с. при 64 л. с. у пятёрочного агрегата.

С точки зрения крутящего момента длинноходный двигатель 2103 хорошо показывает себя на малых и средних оборотах. Короткоходный мотор 2105 получает преимущество, когда стрелка тахометра переходит за отметку в 4 000 об./мин. Для полу-грузового универсала это преимущество не было решающим, и даже при меньшей шумности и повышенной ремонтопригодности привода ГРМ пятёрочный мотор уступил рынок более мощному троечному. Дополнительный аргумент - ремонт ВАЗ 2103, в том числе регулировка своими руками не вызывают сложностей. ВАЗ 21043 стал самым массовым универсалом АвтоВАЗа за всю историю.

Технические характеристики авто

Самым заметным изменениям в ВАЗ 21043 подверглись характеристики, связанные с заменой двигателя, о чем свидетельствует руководство по эксплуатации:

  • на 2 км/ч, до 145 км/ч, увеличилась скорость;
  • расход топлива несколько возрос: в городском цикле 2104 тратит на 100 км 9,9 литра бензина АИ-92, а 21043 - 10,2 литра топлива той же марки;
  • разгон до 100 км/ч почти не изменился.

Внешне 4-я и 43-я модификации практически не различимы. Появились устройство обогрева и дворник на стекле задней двери, но специалист резонно возразит, что модели 2104 давно оснащались этими опциями в экспортной комплектации.

Нередко на дорогах встречается автомобиль, отличающийся от 21043 «семёрочным» салоном или передком радиатора. Бывает, установлена другая панель приборов. В народе за этим автомобилем закрепилось название ВАЗ 21047, что неверно. Индекс 21047 означает модификацию с правым рулём, предназначенную на экспорт Универсал с салоном от «сеемерки» имеет обозначение ВАЗ 21043-20.

Развитие идеи универсалов на АвтоВАЗе

Запустив ВАЗ-2104 в серию в 1984 году, конструкторы АвтоВАЗа не сняли ватманы с кульманов. Они продолжали развивать идею универсала, разрабатывали вариации флагманской модификации ВАЗ 21043. За годы выпуска 43-й модели прошли опробование:

  • 21048 - дизель ВАЗ-343, 1,77 литра;
  • 21041i - инжекторный двигатель ВАЗ-21067 на 1,6 литра;
  • 21041 VF - инжекторный ВАЗ-2103 на 1,5 литра.

Эти модификации не не выпускались массово, но все эти годы поддерживали отечественных конструкторов в относительной форме.

Исчерпав за двадцать лет выпуска потенциал кузова, а за тридцать лет - потенциал мотора, модификация 21043 ушла из производственной линейки. Но объективные преимущества универсалов никуда не делись. Появились новые группы приверженцев компоновки. Это горожане с большими семьями и молодёжь, которая ценит возможность перевозки габаритного спортинвентаря.

Универсалы усиливают свои позиции на рынке. И АвтоВАЗ в этом лидирует. В последнее время стал популярен универсал Lada Largus. Этот автомобиль, как в своё время ВАЗ 2104, имеет европейский прототип - модель Dacia Logan MCV производства Renaul-Nissan. Lada Largus выпускается как в 5-местном, так и в 7-местном варианте, что расширяет его возможности. Двигатели Ларгуса опробованы на Renault Logan и имеют отличные технические характеристики. Запасное колесо под днищем уменьшает дорожный просвет, но этого недостатка лишён перспективный Lada Largus Cross.

Отечественные наследники легендарного универсала ВАЗ 21043 по-прежнему лидируют на нашем рынке, конкурируя теперь не только с двухобъёмником Москвич-2141, но и с универсалами KIA Ceed и Ford Focus.

26.09.2012

17 сентября 2012 года останется в истории отечественного автопрома памятным днем: «АвтоВАЗ» поставил точку в истории своих «классических» моделей. В этот день был выпущен последний автомобиль из «классической» серии — LADA-2104. До этого «классика» производилась на мощностях Ижевского автозавода. Именно на «ИжАвто» было переведен выпуск всей данной линейки ВАЗовских автомобилей.

После того как в Тольятти прекратили собственный выпуск, ижевский автомобильный завод стал единственным, где собирались «классические» модели LADA. Первым тольяттинским автомобилем, «переехавшим» на «Иж-Авто», была «шестерка» — ВАЗ-2106. Далее постепенно свой новый «дом» находили всё больше ВАЗовских моделей. За ВАЗ-2106 последовала LADA-2107, а затем и LADA-2104. Именно «четверка» дольше всех продержалась на производственном конвейере. Ну а взамен ушедшей в историю серии приходит новая бюджетная ВАЗовская модель — Lada Granta, которая уже производится на «ИжАвто» с лета 2012 года.

Однако тот факт, что «классические» ВАЗовские модели больше не выпускаются, не означает, что владельцы данных автомобилей остаются у разбитого корыта. «ИжАвто» не прекращает сервисное обслуживание и поддержку данных моделей на протяжении 36 последующих месяцев, как минимум. Также будет выпускаться широкий ассортимент запчастей на ВАЗ-2104 и прочую «классику».


Несмотря на прекращение выпуска «классики», в магазинах «Авто-Альянса» вы сможете найти весь ассортимент запчастей на LADA-2104, а также на другие модели «АвтоВАЗа». Обладая большими складскими площадями, компания может предложить вам самый большой выбор запчастей на автомобили и прочую технику. Здесь вы сможете найти как фирменные запчасти ВАЗ , так и продукцию других заводов.

В начале 80-х годов с целью замены уже устаревшего к тому времени универсала ВАЗ-2102 специалисты Волжского автомобильного завода начали проектировать новый автомобиль. Перед конструкторами стояла задача создать новый универсал с минимальными затратами и максимальным эффектом. За основу автомобиля был взят седан ВАЗ-2104, который и предстояло переделать. В результате во второй половине 1984 года на свет появился новый универсал автозавода «ВАЗ» с заводским индексом ВАЗ-2104 или по-простому «четверка».

Универсал ВАЗ-2104 комплектовался различными двигателями, в том числе и дизельным двигателем ВАЗ-341. Со временем после очередной модернизации автомобиль получил 5-ступенчатую коробку передач.

По сравнению с предыдущим универсалом ВАЗ-2104 обладал рядом преимуществ и к 1985 году полностью вытеснил «двойку» с производства, таким образом, следующие 15 лет автомобиль был единственным универсалом Тольяттинского производства вплоть до появления ВАЗ-2111. В 2003 году компания «АвтоВАЗ» прекратила выпуск универсала ВАЗ-2105, однако с этого же момента и до 2012 года его производство продолжил Ижевский автомобильный завод.

Дизайн и конструкция

По сравнению с седаном ВАЗ-2105, на основе которого создали ВАЗ-2104, универсал получил менее жесткий кузов. После удлинения крыши для усиления жесткости появились выштамповки, однако полученной жесткости было маловато и дабы не промять крышу сильно нагружать расположенный на ней багажник не рекомендовалось. В задней части автомобиля для доступа к багажнику поместили открывающуюся вверх дверь, стекло которой в отличие от предыдущего универсала получило обогрев и стеклоочиститель.

Салон универсала ВАЗ-2104 был точно таким же, как у седана ВАЗ-2105 за исключением задних сидений, которые, как и полагается универсалам могли складываться, тем самым увеличивая объем багажного отделения. Объем багажника по умолчанию составлял 375 литров, а когда сиденья сложены, увеличивался до 1340 литров тем самым позволяя перевозить крупногабаритные грузы весом до 455 килограмм. Из недостатков можно отметить, что стандартному отопителю от седана было гораздо труднее в холодное время года прогреть значительно увеличенный салон.

В качестве силового агрегата на универсал ВАЗ-2105 устанавливали точно такие же двигатели объемом от 1290 до 1689 см3 и мощностью от 64 до 84 лошадиных сил. Но, не смотря на то, что двигатели были одинаковы, скорость универсала была ниже (137 км/ч вместо 143) из-за менее обтекаемой формы задка. С 1999 года мелкосерийно производили модификацию универсала с заводским индексом ВАЗ-21045Д, которую комплектовали дизельным двигателем ВАЗ-341 объемом 1.52 литра и мощностью 50 лошадиных сил. Дизельный универсал был гораздо дороже, но если учесть что в то время дизельное топливо стоило гораздо дешевле бензина, то эксплуатация данной модификации обходилась дешевле.

Модификации

ВАЗ-2104

Базовая версия универсала, с карбюраторным двигателем от ВАЗ-2105 , объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиных сил. Оснащен 4-ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21041

Опытный образец универсала, на него установили карбюраторный двигатель от ВАЗ-2101 , объемом 1,2 литра и мощностью 62 л.с.. Так же как и базовая модель оснащался 4-ступенчатой, механической коробкой передач.

ВАЗ-21042

По всей видимости, экспортный вариант, руль располагался справа. Так же автомобиль получил карбюраторный двигатель от ВАЗ-2103 , объемом 1,5 литра и мощностью 72 л.с.

ВАЗ-21043

Автомобиль оснащался электрикой и салоном от ВАЗ-2107 , некоторые экземпляры имели салон ВАЗ-2106. Карбюраторный двигатель был позаимствован у ВАЗ-2103 . Коробка передач была как 4 так и 5-ступенчатой.

ВАЗ-21044

Экспортная модель, оснащенная двигателем от ВАЗ-2107 , объемом 1.7 литра с моновпрыском, а так же 5-ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21045

Как и предыдущая, экспортная модификация, но с двигателем объемом 1,8 литра, в серийное производство не попала.

ВАЗ-21045Д

Модификация, которую мелкосерийно выпускали с 1999 года, оснащалась дизельным двигателем ВАЗ-341, объемом 1,52 литра и мощностью 50 лошадиных сил. Коробка передач 5-ступенчатая.

ВАЗ-21047

Улучшенный вариант "Четверки", оснащалась салоном от ВАЗ-2107 и карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 объемом 1,5 литра и мощностью 72 л.с.. Коробка передач 5-ступенчатая. На экспортных модификациях решетка радиатора устанавливалась от ВАЗ-2107 .

ВАЗ-21048

Дизельный универсал, с двигателем от ВАЗ-343 объемом 1,77 литра. Коробка передач 5-ступенчатая

ВАЗ-21041i

Автомобиль, оснащенный инжекторным двигателем ВАЗ-21067. объемом 1,6 литра. Коробка передач 5-ступенчатая. Электрооборудование и салон от автомобиля ВАЗ-2107 , а передние сиденья от Ижевского хэтчбэка ИЖ-2126 .

ВАЗ-21041 VF

Салон, электрика и передние сиденья как у предыдущей модификации, так же позаимствована у

Рынок сбыта: Россия.

Лада 2104 (ВАЗ-2104) — заднеприводный автомобиль с кузовом универсал. Первый выпуск «четверки» состоялся в 1984 году, когда эта модель пришла на смену универсалу ВАЗ-2102, хотя до 1985 года обе модели выпускали параллельно. Если говорить о концепции создания «четверки», то за основу ее была взята модель седана ВАЗ-2105, с целью унификации и снижения затрат на производство. Поэтому «четверка» унаследовала от «пятерки» практически все элементы и узлы, а для усиления жесткости кузова на удлиненной крыше появились выштамповки. Как и предшественник 2102, новый автомобиль стал очень популярным в качестве вместительной грузопассажирской малолитражки для самой непривередливой категории покупателей. Доступная цена, неприхотливость в эксплуатации, ремонтопригодность обеспечили ему очень долгую жизнь на конвейере.


Стандартная комплектация ВАЗ-2104 выглядит достаточно скромно, как и базовая модель ВАЗ-2105. Однако по сравнению с 2102, являвшейся по сути «копейкой» в кузове универсал, некоторый прогресс все же был. Автомобиль получил оригинальные большие задние фары, удобную полку багажного отсека. На «четверку» стандартно устанавливался обогрев заднего стекла, а позже в базовую комплектацию вошел и задний стеклоочиститель. Хотя модель получила отделку салона от 2105, на некоторые модификации устанавливали приборные панели и сиденья от люксовой ВАЗ 2107. Одна из самых популярных модификаций — ВАЗ-21043 с двигателем 2103. Этот улучшенный вариант оборудован более современным электрооборудованием, удобными водительским и пассажирскими сидениями, с учетом пожеланий покупателя автомобиль мог быть укомплектован нестандартной приборной доской, а в салоне использована высококачественная обивка из прочных материалов.

Автомобиль получил в оснащение карбюраторный двигатель 2105 объемом 1,3 литра мощностью 64 л.с. в комбинации с 4-ступенчатой коробкой передач. Но по моторам предлагалось большое разнообразие и других вариантов. Вообще, надо отметить, что «четверка» была очень богата на модификации с разными двигателями. Это может быть самый маломощный ВАЗ-2101 (1,2 литра) и более мощные ВАЗ-2103 и ВАЗ-2107, в более современных вариантах предлагавшие 5-ступенчатую КПП. Предлагалась «четверка» и с дизельным мотором, причем в двух вариантах — версия 21045 (1,5 л, 53 л.с.) и 21048 (1,8 л, 63 л.с.), а также с инжекторными моторами.

Отличительной чертой «четверки» является усиленная задняя подвеска, благодаря чему грузоподъемность универсала составила 455 кг. Задняя дверь «четверки» поднимается вверх, удобная жесткая полка может служить для перевозки легких предметов, кроме того в комплектацию автомобиля входит откидное заднее сиденье, позволяющее в сложенном состоянии значительно увеличить объем багажника авто — с 345 до 1230 л. Большая площадка и проем двери создают все удобства для легкого размещения груза. Кроме того, на базе автомобиля выпускалась малыми партиями версия пикапа ВАЗ-21043-33 грузоподъемностью 450 кг.

В плане безопасности ВАЗ 2104 практически ничем не отличается от остальной ВАЗовской «классики». Из оборудования — только ремни безопасности. Конструкция заднего сиденья, петли подушки и спинки, а также механизм фиксации спинки сконструированы таким образом, чтобы выдержать перегрузки при дорожно-транспортном происшествии. В целом же пассивная безопасность заднеприводных автомобилей ВАЗ, не исключая «четверки», по современным меркам находится на очень низком уровне. Это и понятно —разработка уходит корнями еще в 60-е годы прошлого века, когда не существовало таких строгих норм и требований, как сегодня.

Советская автопромышленность выпускала не так много машин, а универсалов еще меньше, хотя потребность в таком типе кузова была достаточно высока. Поэтому не удивительно, что ВАЗ 2104 снискал славу отличного семейного автомобиля в эпоху отсутствия серьезной конкуренции, когда пятидверные «Москвич» и «Волга» выпускались в гораздо меньших количествах, а «ИЖ-комби» с кузовом типа «лифтбек» и вовсе не стоял рядом с «четверкой» по уровню качества и комфорта. Только когда на отечественный рынок хлынули иномарки, «четверка» уже не могла выдерживать натиск, поскольку давно и безнадежно устарела. Универсалы новых поколений были гораздо «универсальнее».

Читать полностью