» » Технология покраски автомобиля: пошаговый порядок. Полная покраска кузова Наши мастера по ремонту

Технология покраски автомобиля: пошаговый порядок. Полная покраска кузова Наши мастера по ремонту

Лакокрасочное покрытие - это способ защиты вашего транспортного средства от коррозии, внешних климатических и механических факторов,важный элемент экстерьера. От того, как выполнена и кузова, зависит визуальное восприятие машины - об этом известно каждому автолюбителю.

Вследствие этого, краска для покраски авто -элемент, который определяет дизайн. Правильно выбрать цвет для автомобиля - значит обеспечить кузову и дискам защиту и привлекательный экстерьер. А момент выбора вас должно интересовать не только то, сколько стоит автомобильная краска, но её внешний вид и эксплуатационные характеристики.


Покраска автомобиля определяет его дизайн

Виды эмалей: химический состав

Автомобильная эмаль, в зависимости от химического состава, может относиться к одной из трёх разновидностей:

  • алкидной;
  • акриловой;
  • меламиноалкидной.

Каждая краска для покраски авто имеет свои недостатки и преимущества. Принимая решение, какую краску выбрать для своей машины, мы исходим из задач, которые мы при этом ставим.

Алкидная эмаль

Автоэмаль такого типа изготавливается на основе из алкидных смол. Эта краска для авто удобна тем, что в работе с ней не нужно создавать особых условий.

При полной покраске она применяется не очень часто - после её нанесения потребуется ещё покрыть авто лаком и отполировать. для машины чаще всего применяется для локальных покрасочных работ.


1K эмаль Кудо автомобильная, Алкидная

Специалисты отмечают у этого типа следующие достоинства:

  • быстрое высыхание;
  • демократичные цены;
  • высокий уровень защиты;
  • удобство применения.

Основным недостатком алкидных материалов является максимально быстрое высыхание, вследствие чего они сохнут не очень равномерно. Поэтому рекомендуется при окрашивании использовать или аэрозольный вариант, при котором вещество распыляется из баллончика. Это даёт маленькую толщину слоя, что положительно сказывается на качестве покрытия.


Алкидные автоэмали «Булмат»

Акриловая эмаль

Акриловая эмаль чаще всего используется в покрасочных работах для автомобиля. В её составе присутствуют два ингредиента - пигмент и отвердитель. После того как они вступают между собой в химическую реакцию, происходит высыхание эмали.

Если говорить о достоинствах, которыми отличается такая краска для покраски авто, можно назвать следующие факторы:

  • после окрашивания не нужно покрывать поверхность лаком;
  • высокий уровень защиты от агрессивных сред;
  • короткое время высыхания;
  • возможность исправления дефектов в процессе окрашивания.

Автоэмаль акриловая Vika АК-1301 0,85 кг с отвердителем 0,212 кг

Недостатков у этого типа эмали всего два:

  • высокая стоимость;
  • необходимость нанесения в несколько слоёв.

Эмаль универсальная акриловая SATIN RAL , Кудо

Меламиноалкидная эмаль

Меламиноалкидная краска для машины относится к заводским видам покрытия. Учитывайте это, решая какую выбрать эмаль для работы в домашних условиях. Это объясняется тем, что для полимеризации необходимы особые условия. Она сохнет при повышенных температурах в диапазоне от 110 до 130 0 С.

Меламиноалкидная краска для покраски автомобиля имеет следующие достоинства:

  • прочность и надёжность;
  • большое количество вариантов цветов и эффектов.

При этом главным недостатком является то, что вы не сможете её заказать для окрашивания в собственном гараже.


Покраска автомобиля в заводских условиях

Типы поверхности после окрашивания

Определяясь с тем, какую выбрать краску для автомобиля, учитывайте, что поверхность может быть:

  • глянцевой. Авто будет ярко блестеть, отражая солнечные лучи. Такой тип поверхности возможен при выборе любой краски для авто, кроме алкидной - в случае её применения вам понадобится дополнительно покрывать поверхность лаком и полировать;
  • матовой. Такая поверхность не блестит и не отражает предметы. Достижение этого эффекта возможно при использовании алкидных эмалей и специальных матовых лаков;
  • металлик. В эмаль добавляется специальный пигмент, который даёт металлизированный блеск. Окрашивание такого типа имеет свои сложности - его лучше доверить профессионалам;
  • хамелеон.

Элегантную, прочную и герметичную «одежду» для автомобильного кузова создают на протяжении многих десятилетий. За всю историю автомобилестроения были испробованы самые разные типы красок, а до наших дней дошло всего несколько их разновидностей. И различаются они по целому ряду характеристик.

Краска (эмаль) – неоднородна, она состоит из целого набора компонентов. Основной – это так называемый пигмент, представляющий собой твердые частицы, придающие материалу определенный цвет. Связываются эти частицы жидкой основой – смолой природного или синтетического происхождения. Для достижения необходимой консистенции (вязкости) в состав краски перед ее нанесением вводят растворитель. Когда краска слоем уложена на поверхности, он становится «ненужным» и испаряется.

Свойства эмалей – адгезия, твердость, оптимальные параметры сушки – зависят от типа смолы-основы. В зависимости от этого автокраски сегодня «грубо» делятся на нитро, алкидные и акриловые.

Первые автокраски, известные со времен производства Ford T, выпускались на нитроглицериновой основе. Благодаря способности растворителей хорошо испаряться они быстро высыхали при невысокой температуре. Нитроэмали в чистом виде уже практически не применяются в автомобильной промышленности и >автосервисе, так как они не обеспечивают необходимый блеск поверхности, а слой краски имеет малую толщину и низкую пластичность. Ее используют только реставраторы раритетных автомобилей, на кузова которых в свое время наносили по 14 и более слоев нитроэмали. Сейчас в основном применяют алкидные и акриловые краски. О них и поговорим подробнее.

Алкид

Революцию в отрасли покрасочных материалов для автомобилей произвело появление синтетических красок на нитроцеллюлозной основе, широко известных как алкидные эмали (их иногда называют «синтетикой»). В свое время такими красками пользовались на автосборочных конвейерах и в ремонтных мастерских. В советские годы широкое распространение получили алкидно-меламиновые эмали МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110.

Алкидные краски наносятся легче, чем нитроэмали, из-за меньшей доли растворителя ложатся на поверхность более толстым слоем (в среднем 15 – 20 микрон), достаточно эластичны, не боятся бензина. Однако при всех своих плюсах они не очень устойчивы к атмосферным воздействиям – кислотным осадкам, ультрафиолетовому излучению.

Высыхают краски этого типа вследствие испарения из их состава растворителей, а также окисления смолы при контакте с кислородом, содержащимся в воздухе. Это может происходить как при небольших температурах – 20–30°С, так и при более высоких – 100–130°С. От температуры зависит время высыхания – так, при 120°С «синтетика» сохнет 1 час, при 80°С – 2 часа, при 50°С – 3-4 часа. Применение ускорителей, которые интенсифицируют процесс испарения растворителя, сокращает время сушки вдвое. Некоторые автомаляры очень любят финскую алкидную краску торговой марки Sadolin, которая без каких-либо ускорителей высыхает при 20°С в течение 8–10 часов.

В отечественном автосервисе, помимо Sadolin, до сих пор применяются алкидные краски марок Helios, Vika («Русские краски»), Mipa и др. В Европе эмали этого типа не используются из экологических соображений. В Украине же, несмотря на кажущуюся архаичность, они не уходят с рынка, как и в других странах с морально устаревшим автопарком. Из-за этого доля алкидов в мировом производстве автоэмалей достаточно велика – до 50 %.

Акрил

Следующее поколение красок – эмали на основе полиуретановой и акрилуретановой смол, причем последние под общепринятым названием «акриловые» получили повсеместное признание. Ремонтные акриловые эмали называют двухкомпонентными (их обозначают индексом 2К), потому что они образуются из двух составляющих – соответственно акриловой краски и отвердителя. Их смешивают непосредственно перед покраской.

Процесс высыхания протекает несколько иначе, чем у алкидных красок. Основную роль играет не испарение растворителя (хотя оно тоже присутствует), а процесс полимеризации смолы в результате химический реакции с отвердителем. Благодаря этому краска может сохнуть даже при 15°С, хотя для сокращения времени высыхания температуру поднимают до 80°С. Теоретически с применением ускорителя возможна покраска и при 5°С, однако обеспечить высокое качество покрытия при такой температуре нереально.

Двухкомпонентные эмали за один проход пульверизатора могут укладываться на поверхность толстым слоем (до 60 микрон), хотя в этом не всегда есть необходимость – и более тонкая пленка (40–50 микрон) без дополнительной защиты обладает достаточной прочностью, твердостью, эластичностью и химической стойкостью. Кроме того, после полимеризации акриловая эмаль хорошо поддается полировке и дает возможность перекрашивать автомобиль без негативных последствий. В целом особенности двухкомпонентных акриловых красок позволяют даже в условиях ремонтных мастерских создавать покрытие, по качеству близкое к заводскому.

Стоит отметить, что автокраски целого ряда брэндов – Glasurit, PPG, Sikkens, Spies Hecker, Standox, Lechler и др. – сегодня выпускаются исключительно на акриловой основе. Продукция данного типа есть и в ассортименте не столь маститых производителей, которые у нас более известны своими алкидными эмалями.

Цвет с «дистанционкой»

Так называемый твердый остаток, который определяет толщину и цвет эмалевой пленки на кузове, на самом деле может быть не совсем твердым. Уже существуют краски (правда, очень дорогие), которые после нанесения пребывают в аморфном состоянии. Ориентацией частиц их твердого осадка в слое краски можно управлять, создавая в нем электрическое поле. При этом один полюс управляемого с помощью пульта электроустройства подсоединяется к металлу кузова, а другой – непосредственно к слою краски. Частицы при этом изменяют свое положение, поэтому меняются характеристики преломления света в слое краски и, соответственно, изменяется цвет покрытия!

Новинка

Несмотря на то, что отечественный рынок уже достаточно насыщен, на нем продолжают появляться новые брэнды. Не так давно украинские покупатели познакомились с продукцией еще нескольких компаний.

В их числе итальянская фирма Lechler, которая производит двухкомпонентные акриловые краски и лаки для обычных однотонных покрытий и покрытий с эффектом «металлик», «перламутр» и «хамелеон». Существенно, что эта фирма с полуторавековой историей, как и многие другие производители, предлагает полный ассортимент материалов для ремонтно-восстановительных кузовных работ – шпатлевки, грунты, полировальные пасты и т. п.

В ближайшее время в Украине появятся краски и под уже знакомым брэндом Mixon. Специалистам из автосервиса он известен по другим типам материалов, которые используются при восстановлении лакокрасочного покрытия кузовов. Производятся эти краски в Европе. В ассортимент продукции Mixon входят как алкидные и акриловые эмали, так и краски-«металлики».

Краски и лаки под маркой Eurolak также появились в Украине в этом году. Они интересны тем, что производятся в Германии по заказу украинской компании – с учетом особенностей рынка стран Восточной Европы, но по немецким стандартам.

Свою новинку представила в этом году на рынке Украины и компания Sadolin – эмаль Sadolin 2K Acrylic Topcoat. Это одна из последних разработок компании. Новая краска отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым к акриловым эмалям.

Акварель для автопрома

Около десяти лет назад ведущие европейские автопроизводители начали внедрять технологию окраски автомобилей акриловыми эмалями на водной основе. Толчком к этому послужило ужесточение экологических требований. Сегодня такими красками покрывают кузова Audi, VW, Volvo и др. В развитых странах эмали на водной основе уже начали применять и в некоторых автомалярных мастерских. А причиной, побудившей к использованию этой недешевой технологии, стали высокие налоги с предприятий, использующих любые другие растворители.

Эмали, основанные на водорастворимых смолах, ничем не отличаются от обычных, даже сохнут с такой же «скоростью». Малярам такие эмали нравятся, поскольку в них нет токсичных летучих веществ. Однако это не значит, что такие краски совсем безвредны для организма людей, непосредственно контактирующих с ними. К сожалению, украинские автомаляры по целому ряду причин еще не скоро будут использовать водорастворимые акриловые автоэмали.

«Металлик» и «перламутр»

Для получения красок «металлик» и «перламутр» используется особая пигментная краска-основа, которая отличается прозрачностью. В ее состав вводят частицы, которые способны отражать свет, чем и создают эффект «металлик» при попадании в слой краски лучей света. Оттенок цвета при этом изменяется в зависимости от угла зрения. Поверх этой эмали наносится слой лака, который придает покрытию визуально большую глубину и выполняет функцию защитного слоя. Краска с отражающим эффектом имеет сложный состав – это комбинация на основе полиэфирных смол с добавлением меламиновой смолы и целлюлозного эфира.

Двухслойное покрытие, т.е. краска под слоем лака, все чаще встречается и при использовании обычных однородных красок без эффекта «металлик». Распространению этой технологии в последние годы способствует снижение стоимости лака, а также, стремление добиться, чтобы покрытие было не только эффектным, но и прочным. Слой лака при этом имеет толщину 60 микрон, поэтому наносить краску можно более тонким слоем – 15–20 микрон.

«Перламутр» отличается от «металлика» в первую очередь мягким блеском. Достигается это тем, что проникающий в толщу краски свет отражается от более мелких частиц, которые в толще краски располагаются многослойно. В качестве частиц используются полупрозрачные чешуйки железной слюды, окрашенные окисью металла. Перламутровые покрытия могут быть двух- и трехслойными, т.е. с одним или двумя слоями эмали-основы определенного цвета и слоем прозрачного лака.

Трудоемкость процесса покраски автомобиля и связанные с ним временные и финансовые затраты напрямую зависят от вида краски, которая при этом используется. Какой краской можно самостоятельно покрасить машину, а какая требует специальных навыков и оборудования при использовании? Какие краски и лаки быстро сохнут, а какие формируют более качественное покрытие? Какая краска подходит для полной покраски, а какая – только для мелкого ремонта? Разберемся во всем по порядку.

Целлюлозные краски для покраски авто. Нажмите на фото для увеличения.

Целлюлозные краски – это материал с большим «стажем» в сфере машиностроения. В состав таких красок входит нитрорастворитель, который быстро испаряется при обычной температуре окружающей среды, поэтому и само покрытие высыхает быстро. В связи с этим нет необходимости проводить покраску в специальном закрытом боксе, чтобы избежать загрязнения свежевыкрашенного кузова оседающей пылью.

Среди недостатков целлюлозных красок можно выделить следующие:

  • они огнеопасны, так как характеризуются низкой температурой возгорания;
  • однократное нанесение целлюлозной краски на корпус авто образует тонкую пленку, поэтому для качественной покраски требуется несколько слоев с тщательной сушкой каждого из них;
  • целлюлозные краски быстро теряют яркость цвета;
  • сами по себе такие покрытия не обладают достаточным блеском, поэтому после покраски требуется еще и полировка.

Как правильно красить автомобиль целлюлозной краской? Корпус должен быть зашпаклеван, отшлифован и обработан грунтом. Целлюлозная эмаль разводится с растворителем в соотношении 1:1 (для финишного слоя – 1:3) и наносится при помощи краскораспылителя.

Глифталевые лаки и краски

Глифталевая автоэмаль, в отличие от целлюлозной, образует более толстую, прочную пленку, а также не требует последующей полировки. Однако глифталевая краска достаточно долго сохнет: при температуре 20-25°С покрытие становится твердым через сутки, а полностью теряет чувствительность к растворителям и механическому воздействию лишь спустя 15-30 дней.

Глифталевые лаки можно сушить и при более высокой температуре (60-80°С), но тогда появляется риск повреждения пластиковых деталей кузова. Перед покраской глифталевым лаком поверхность должна быть тщательно загрунтована, чтобы сцепление с краской было более прочным. При разведении с растворителем нужно обязательно учитывать то, что вязкость лака может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды. Чаще всего степень разведения варьируется в пределах 15-35%.

Акриловые автокраски

Акриловые краски для покраски авто. Нажмите на фото для увеличения.

Если вас интересует, какой краской можно быстро и качественно покрасить авто, то советуем вам обратить внимание на акриловые автоэмали. После нанесения этого материала поверхность получается прочной, однородной и блестящей. Акриловые покрытия быстро затвердевают и быстро приобретают устойчивость к растворителям и механическим повреждениям.

Единственный минус – это низкая покрывная способность, то есть, чтобы добиться максимального эффекта, нужно наносить на кузов несколько слоев эмали. Акриловое покрытие вполне самодостаточно, поэтому проводить лакировку не обязательно. Но если вы хотите сделать поверхность идеально ровной, а цвет – еще более глубоким, то 1-2 слоя лака будут как нельзя кстати. Перед нанесением лака слой акрила нужно тщательно высушить и отшлифовать мелкой шкуркой.

Алкидные краски

Алкидные автоэмали – еще один привлекательный по соотношению цены и качества вариант. Основные преимущества этих красок – легкость нанесения, хорошая покрывная способность и стойкость к химическим и механическим воздействиям. Недостаток – необходимость длительной сушки покрытия из-за того, что на поверхности краски почти сразу же образуется пленка, замедляющая затвердевание внутренних слоев. Решить эту проблему можно повышением температуры сушки, а также добавлением в эмаль специального материала – ускорителя.

Нитрокраски

Какой краской лучше пользоваться, чтобы не полностью покрасить автомобиль, а лишь избавиться от мелких дефектов покрытия? Ответ очевиден – нитрокраской. Она очень быстро сохнет, но обладает низкой атмосферостойкостью. В связи с этим нитрокраски используются преимущественно для текущего ремонта кузова и требуют обязательного нанесения финишного слоя лака.

Краски с металлическим эффектом

Покрытие, созданное при помощи красок-металликов, может быть одно-, двух- или трехслойным.

Однослойный металлик

Процесс нанесения такой краски похож на покраску меламиноалкидными эмалями, так как в ее состав входит лак. Сложность работы с однослойными металликами состоит в том, что, если образуется подтек, его практически невозможно убрать, так как свежевыкрашенный кузов нельзя полировать.

Двухслойный металлик

Механизм работы с этим материалом таков: на загрунтованную поверхность сначала наносится краска-металлик требуемого цвета, а затем – лак. Разумеется, лакировка проводится только после полного высыхания металлика, на что уходит не менее получаса. Единственная функция краски здесь – придание кузову определенного цвета, тогда как лак делает покрытие и атмосферостойким, и прочным, и блестящим. При использовании этого метода покраски обычно ограничиваются двумя слоями (металлик и лак), но это число может быть и больше в зависимости от покрывной способности краски.

Трехслойный металлик

Примеры трехслойной покраски – покрытия типа «хамелеон» или «белый перламутр». Покраска автомобиля при этом проводится по следующей технологии:

  1. кузов тщательно грунтуется;
  2. наносится первый слой краски – грунт-тонор, придающий авто базовый цвет;
  3. наносится второй слой краски, обеспечивающий нужный эффект, например, перламутр. Он полупрозрачный, поэтому не перекрывает базовый цвет корпуса;
  4. наносится лак.

Качество покрытия будет по-настоящему впечатляющим, если вы заранее выясните, какая краска лучше. Металлик или перламутр, применяемый для покраски авто, характеризуется сложностью состава и технологии изготовления, поэтому доверять можно только известным производителям. Такой автомобиль смотрится дорого и солидно, но его довольно трудно ремонтировать, даже если речь идет о мелких сколах и царапинах.

Порошковые краски

Нанесение порошковой краски. Нажмите на фото для увеличения.

Порошковая краска – это сухая смесь, которая при помощи специального оборудования напыляется на подготовленный кузов, а затем в процессе термической обработки полимеризуется, образуя прочную однородную пленку. Краску, не попавшую на корпус во время напыления, можно использовать вторично, поэтому потери при такой покраске авто не превышают 2%. Порошковые краски – это широкая гамма оттенков, а также возможность создания разных эффектов (глянец, металлик, матовая поверхность). Порошковые эмали некоторых видов плавятся при низких температурах, поэтому красить ими можно не только сам кузов, но и пластиковые и стеклянные детали. Покраска порошковыми эмалями проводится только профессионалами, что делает ее весьма дорогостоящей процедурой, но высокое качество и привлекательность покрытия многократно окупают расходы.

Покраска кузова автомобиля представляет собой длительный и трудоемкий процесс, который обычно доверяют профессиональному автомаляру. Однако при должных теоретических и практических навыках, в сочетании с аккуратностью при работе, возможно самостоятельно добиться прекрасных результатов. Перед началом покрасочных работ важно внимательно изучить советы профессионалов, а также подобрать правильные материалы и .

Очень важным моментом, который иногда игнорируется или вовсе забывается, является выбор места для покраски. Ни в коем случае нельзя проводить покраску на открытом воздухе. В данном случае пыль и мошкара обязательно испортят конечный результат и вызовут дефекты покраски.

Покраска кузова авто включает в себя две стадии:

  • подготовка кузова к покраске;
  • непосредственно покраска.

Наилучшим вариантом является покраска в – специальном месте, где созданы наилучшие условия для достижения хорошего результата. Однако покраску кузова автомобиля своими руками можно осуществлять и в гараже, при должной его подготовке.
Для этого необходима тщательно подмести пол, убрать ненужные вещи, которые могут служить источником пыли и, по возможности смыть водой стены и пол.

Обратите особое внимание на подготовку кузова к покраске

Подготовка кузова автомобиля к покраске является очень важной стадией, от качества выполнения которой зависит не только внешний вид автомобиля, но и срок службы краски. В самом начале автомобиль необходимо тщательно вымыть. Затем следует снять все декоративные элементы с кузова, которые не будут окрашиваться, а несъемные элементы тщательно заклеиваются малярным скотчем или обрабатываются специальной смесью, защищающей от краски и лака. Защитную смесь следует наносить крайне аккуратно, не допуская ее попадания на части кузова, которые будут окрашиваться, так как краска не будет держаться на такой поверхности.

Для удобства покраски автомобиля рекомендуется производить разборку элементов кузова. Обычно снимаются двери, капот, крышка багажника, а иногда передние крылья. Данная процедура не является обязательной, однако позволяет лучше выкрасить труднодоступные элементы кузова.

Следующей стадией в подготовке к покраске кузова авто является выявление дефектов краски и ржавчины. Необходимо тщательно несколько раз изучить всю поверхность автомобиля, чтобы не пропустить ни одной ржавчины. Для этого необходимо использовать помещение с хорошим освещением с разных сторон.

Ржавчина с поверхности кузова удаляется двумя способами:

  • Механическая зачистка
  • Химический способ (травление)

Механическая зачистка ржавчины осуществляется крупнозернистой шлифовальной шкуркой, стальными щетками или любым другим абразивным материалом. При необходимости зачистки больших поверхностей можно воспользоваться орбитальной машинкой. Для того, чтобы избежать появления пыли, ржавчину перед шлифовкой можно смочить уайт-спиритом или керосином.

Химическая очистка от ржавчины подразумевает растворение ржавчины с помощью растворов кислот или кислых солей, входящих в состав средства для травления. После растворения ржавчина снимается обычной ветошью, а поверхность обрабатывается любым растворителем. Иногда при глубоком проникновении ржавчины, поверхность предварительно необходимо зачистить механически, для облегчения проникновения травящей смеси.

Поскольку очищенная от ржавчины поверхность кузова представляет собой «голый» металл, то его необходимо защитить от повторной коррозии. Для этого на обезжиренную поверхность наносится 1-2 слоя кислотного грунта. В последствии непосредственно на этот грунт будет наноситься обычный акриловый грунт.

2. Шлифование и обезжиревование поверхности

Следующим этапом в подготовке к покраске кузова автомобиля своими руками является обработка лакокрасочного покрытия всей окрашиваемой поверхности авто наждачной бумагой, до образования однородного матового цвета. Этот этап обязателен, так как на глянцевой лакокрасочной поверхности новая краска не будет держаться.

Ошкуривание является очень трудоемкой процедурой. Для ускорения обычно используют орбитально-шлифовальные машинки со специальными кругами для шлифовки, либо шлифовальный рубанок. В труднодоступных местах прибегают к ручному шлифованию с помощью наждачной бумаги. Шлифовка также позволяет выровнять поверхность кузова, избавив от царапин и других мелких изъянов старой краски.

После получения однородного матового слоя краски, поверхность автомобиля необходимо тщательно обдуть для удаления образовавшейся при шлифовке пыли. Следует быть особенно внимательным при обдувке труднодоступных мест. Далее поверхность автомобиля обезжиривается с помощью ацетона или уайт-спирита. При этом рекомендуется использовать специальную безворсовую салфетку, а после испарения обезжиривающей жидкости, тщательно пройтись по кузову пылесборной салфеткой.

Перед покраской кузова автомобиля, его необходимо загрунтовать с помощью акрилового грунта. Обычно грунт бывает белого или черного цвета. Грунт белого цвета используют для светлых тонов краски, черный, соответственно, – для темных. Кроме этого белый и черный грунт одного производителя можно смешивать в различных пропорциях для получения необходимого тона.

Грунтовка наносится на кузов автомобиля с помощью пульверизатора. Для экономии грунта лучше использовать пульверизатор с верхним расположением бака. При необходимости, перед применением грунт разбавляется растворителем в соответствии с рекомендациями производителя.

Грунт наносится на кузов авто обычно в два слоя, с промежуточной сушкой между слоями. Первый слой наносится горизонтальными полосами, чтобы каждая следующая перекрывала предыдущую наполовину. Не стоит пытаться сразу добиться непрозрачности грунта, так как это может привести к слишком толстому слою грунта или образованию потеков. После 15-20 минут можно приступать ко второму слою, который наносится перпендикулярно первому.

Если после нанесения двух слоев на поверхности еще остались участки, где грунт просвечивается, то необходимо сделать еще один слой. Затем перед началом следующего этапа подготовки к покраске кузова авто, необходимо дать полностью высохнуть грунту. Это занимает несколько часов и зависит от толщины и количества слоев грунта.

Далее следует стадия шлифования всей загрунтованной поверхности автомобиля. Шлифование можно осуществлять сухим способом, а также с использованием воды. Второй способ позволяет избавиться от пыли, однако может вызвать коррозию метала.

Поверхность грунта шлифуется до получения идеально гладкой поверхности. Для этих целей применяют наждачную бумагу с различным размером зерна. Для шлифования поверхности под нанесение краски с лаком используют бумагу 800, для получения поверхности под акриловую краску зашкуривание грунта производят наждачной бумагой с размером зерна 600.

Довольно часто после проведения шлифования грунта на поверхности кузова остаются мелкие, трудно заметные дефекты, которые после покраски обязательно дадут о себе знать. Для предотвращения таких ошибок рекомендуется использование проявочного порошка, который, при нанесении на корпус автомобиля проявляет все скрытые недостатки.

После завершения шлифования грунта необходимо повторить стадии обдувки, обезжиривания и протирания поверхности автомобиля пылесборной салфеткой. Затем необходимо как можно скорее приступить к непосредственной покраске кузова автомобиля, чтобы избежать вероятности его засорения.

Этапы покраски кузова автомобиля

Наилучших результатов при покраске можно добиться использованием метода напыления с помощью краскопульта (пистолета) для покраски. Однако и этот способ может вызвать брак при неправильном подборе диаметра сопла краскопульта. Он зависит от вязкости краски. Поскольку для каждого слоя покраски используется эмаль с определенной вязкостью, то для работы подбирают, как правило, несколько различных пистолетов.

При вязкости краски 18-22 секунды рекомендуется использовать сопло с диаметром 1,3-1,4 мм. Вязкость эмали 30-35 секунд требует использования пистолета с соплом 1,6-1,8 мм. При неправильно выбранном сопле краска вместо того, чтобы распыляться, будет разбрызгиваться по поверхности, образуя потеки и неровности.

Покраску кузова авто с помощью краскопульта следует проводить на расстоянии 30-35 см от поверхности. Очень важно выдерживать это расстояние на всем протяжении покраски. Если держать краскопульт слишком близко, то избежать образования потеков и разводов будет очень трудно. В случае слишком большого расстояния до поверхности большая часть краски не будет просто попадать на поверхность кузова, что приведет не только к перерасходу эмали, но и к тому, что она будет плохо держаться на автомобиле.

1. Настройка факела краскопульта

Рекомендуется, чтобы форма факела при нанесении краски на поверхность была овальной с размером в большей стороне около 30 см. Такая форма достигается правильным регулированием давления подачи воздуха. При слабом давлении краска будет плохо разбрызгиваться, образуя на поверхности капельки. При слишком сильной подаче воздуха факел будет иметь форму восьмерки.

При покраске кузова автомобиля своими руками следует следить за тем, чтобы факел краски наносился на поверхность под 90 градусов. Допустимое отклонение не должно превышать 5-10 градусов, иначе получится неоднородное покрытие. Перемещать пистолет при покраске необходимо со скоростью 30-40 см/с. Если слишком спешить, то поверхность не будет прокрашиваться полностью, если же передвигать краскопульт слишком медленно, то будут образовываться потеки и неровности. Поэтому при высокой окружающей температуре используют замедляющие процесс испарения растворители, а при низких температурах – ускоряющие испарение.

Для подготовки краски к нанесению, ее необходимо разбавить растворителем. При этом нужно подобрать не только количественное соотношение компонентов, но и вид растворителя в зависимости от окружающей среды. Если растворитель испаряется слишком быстро, то краска не успеет хорошо разгладиться по поверхности и образует шагрень. При слишком длительном испарении краска, наоборот, слишком сильно растекается, образуя потеки.

После того, как краска доведена до необходимой густоты, подобран подходящий краскопульт, выбрано давление подачи воздуха, нужно обязательно провести пробную покраску на ровной металлической поверхности. Эта процедура позволит выявить возможные ошибки при подготовке краски и оборудования и своевременно устранить их. Кроме этого, вы сможете потренироваться в покраске, если не делали этого ранее, или освежить предыдущий опыт.

Покраска кузова авто, как правило, производится тремя слоями. В результате конечная толщина краски составляет от 70 до 120 мм. Если автомобиль окрашивается в металлик, то, после высыхания краски, обязательно наносится несколько слоев лака.

Вначале наносится проявочный слой краски. Он более тонкий чем последующие слои, при этом допускается наличие небольших не закрашенных участков, которые затем скроются двумя последующими слоями. Гораздо хуже появление трудно устранимых потеков при слишком толстом слое нанесения.

  1. Для первого слоя при покраске кузова авто используют эмаль с большей, чем последующие для последующих вязкостью. При этом она наносится тонким слоем, быстрыми горизонтальными движениями, постепенно перемещаясь сверху вниз. При нанесении первого слоя, а также всех последующих за ним, каждая новая полоса краски наносится параллельно вышележащей с перекрытием примерно на 50 процентов. После нанесения первого слоя необходимо дать ему просохнуть в течение 5-10 минут в зависимости от температуры в гараже.
  2. Перед нанесением второго слоя краски следует еще раз тщательно изучить всю поверхность кузова на предмет наличия незамеченных дефектов. Первый проявочный слой краски позволяет лучше проявить такие дефекты.
  3. На следующей стадии покраски кузова автомобиля эмаль необходимо наносить более толстым слоем. При этом нужно быть аккуратнее, чтобы краска наносилась равномерно без образования пятен. Второй слой эмали наносят перпендикулярно первому, вертикальными полосами. Такая технология позволяет избежать непрокрашенных областей.
  4. Для третьего слоя краска должна быть наиболее жидкой. Обычно он наносится более тонким слоем, чем при второй стадии.

После завершения покраски кузова автомобиля не следует сразу же снимать малярный скотч с поверхностей не предназначенных для покраски, поскольку еще не высохшая краска может подтечь на открытую поверхность. Следует дать подсохнуть эмали 10-15 минут. После снятия молярного скотча необходимо проверить, не попала ли эмаль на участки, не подлежащие покраске. При их обнаружении, свежую краску будет легко удалить с помощью ветоши смоченной слегка смоченной растворителем.

Теперь автомобиль можно оставлять на сушку. Краска полностью высыхает при нормальных условиях за 1-2 суток. Горячая сушка автомобиля позволяет значительно сократить время выдерживания, однако требует наличия специального оборудования.

Если после покраски кузова автомобиля планируется еще покрытие лаком, то не рекомендуется пересушивать краску. Нельзя оставлять автомобиль непокрытый лаком на сутки, поскольку пересушенная эмаль негативно повлияет на силу связывания лака с окрашенной поверхностью.

Для того, чтобы покраска кузова автомобиля своими руками прошла удачно, необходимо не только внимательно изучить пособия и инструкции, но и осуществить несколько пробных покрасок на старых деталях. Потратив немного времени на обучение, вы сможете избежать временных и финансовых затрат на устранение возникших из-за неопытности ошибок.

Восстановление лакокрасочного покрытия автомобиля — задача не только эстетическая. Внешний вид авто отражает ваше отношение к нему и влияет на товарную ценность, но это не все, что дает нанесенный на кузов слой грунтовки, краски и лака.

Что происходит при повреждении краски на кузове

Состав автомобильной краски не ограничивается только пигментами, придающими цвет или отлив. Покрытие кузова — сложный многокомпонентный состав, который накладывается поэтапно, с соблюдением строгих технологических регламентов. Его свойства определяют способность кузова противостоять агрессивным воздействиям и сохранять прочность.

Повреждения покрытия кузова могут оказаться незначительными и даже незаметными, но со временем будет нарушена его защитная функция, и повреждение постепенно доберется до металла.

Наиболее опасными считаются именно невидимые травмы покрытия — оставаясь незамеченными, они разрушают покрасочный слой. Этот процесс проходит в несколько этапов и имеет серьезные последствия.

  1. На месте повреждения начинает скапливаться пыль, которая постепенно впитывает влагу из окружающего воздуха. Кроме того, агрессивные примеси в вохдухе начинают заполнять углубление. Начинается проникновение влаги в окружающие царапину или скол микротрещины, которые возникают практически сразу после удара и постепенно разрастаются.
  2. Грязь проникает под краску и приподнимает ее, увеличивая площадь повреждения.
  3. Отслаивается грунтовка, защитные свойства покрытия исчезают, влага начинает контактировать с металлом, возникает коррозия, которая при распространении на большой площади приводит к нарушению прочности металла. Кузов начинает разрушаться.

Обеспечить защиту кузова и продлить срок его службы можно, своевременно устраняя повреждения, для чего используются специальные краски, грунтовки и лаки. С развитием технологий производства, типы автомобильных красок все больше различаются по свойствам и возможностям применения.

Автомобильные краски по составу

Среди наиболее распространенных видов окрашивающих и защитных составов следует выделить шесть основных. Типы красок для автомобилей:

  • синтетические меланоалкидные эмали, название которых происходит от типа пигмента — меланина, основы цвета. В большинстве случаев эти эмали должны наноситься в три слоя, поскольку краска относится к однокомпонентным. При соблюдении технологии перекрашивания авто, это покрытие дает хорошие стойкие цвета, эффектный блеск кузова и надежную защиту. Для раскрытия всех свойств этих эмалей необходимо изучить инструкции производителя — процесс сушки краски бывает разным. Возможна сушка при комнатной температуре в течение нескольких суток, допускается использование специального отвердителя, сушка в условиях покрасочной камеры.

Назвать какой-либо из методов лучшим нельзя, поскольку разные производители ориентируют свою продукцию на наиболее подходящую технологию. Сушка в камере происходит при разогреве до 130 градусов, использование отвердителя позволяет ускорить процесс и отказаться от высокой температуры, но не для всех эмалей.

Шлифовка производится с осторожностью, необходимо выждать до полного высыхания состава.

  • нитро-краски — эти составы непригодны для нанесения на большие площади, нельзя применять их для полной окраски кузова или крупной детали. Нитро-составы имеют низкую пластичность, поэтому большой пласт такой краски будет постепенно отставать от поверхности. Сохнет нитро-краска быстро, что делает ее прекрасным материалом для устранения мелких дефектов. Процесс нанесения и сушки очень простой, нагрев не требуется, при комнатной температуре краска станет прочной уже через полчаса. Перепады температур, влажности, вибрации и прочие воздействия сильно снижают стойкость этого состава, укрепить его можно, нанеся сверху специальный лак;
  • акриловые смеси — виды автокрасок, отличающиеся достаточно высокой ценой, которая оправдывается их высокой стойкостью и отличными цветовыми характеристиками. Краски двухкомпонентные, создающие прочный защитный слой, которому свойственна высокая пластичность — при механических воздействиях акриловые смеси “тянутся”, что позволяет им сохранить целостность. Некоторые смеси могут создать затруднения при шлифовке, поэтому соблюдение технологии производителя — самое серьезное требование!

Акриловый состав применяется для полной окраски автомобиля, при этом наносится не менее двух слоев материала. Сушка производится с помощью отвердителя. Следует внимательно отнестись к инструкциям, поскольку операции с отвердителем могут иметь разный порядок, разные требования по количеству добавляемого реагента.


В большинстве случаев в состав добавляется отвердитель, после чего до необходимой консистенции краска доводится с помощью разбавителя. Высокие температуры акриловым красящим смесям не нужны, для сушки достаточно сухого помещения с комнатной температурой и защиты от прямого солнечного света;

  • специальные составы — продукция, которая используется некоторыми производителями, не раскрывающими компонентов краски. Такие составы разрабатываются для брендовых авто, обычно краски позиционируются как имеющие уникальные свойства, особую прочность, блеск или иные качества.

Главным недостатком такого состава остается именно его уникальность и невозможность качественно устранить повреждение покрытия без вмешательства специалистов сервисного центра. Виды покраски машин такими составами разнообразны и связаны с тщательным соблюдением технологического регламента.

Автокраски “хамелеон”, многослойное окрашивание, “металлик”

Типы красок для автомобилей по свойствам покрытия продолжаются составами с особенностями преломления цвета: это , “хамелеоны” и прочие многокомпонентные материалы, которые зачастую имеют брендовое назначение.

Хочешь знать о покраске автомобиля все? Читай еще полезные статьи:

  • . Вы уже пробовали сделать это?
  • . Делаем сами.
  • . Что это??