РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА ДТ-75М.
Трактор ДТ-75М. Регулировка зазоров в механизмах газораспределения и декомпрессии
Инструмент, приспособления: ключ торцовый S = 27, ключи гаечные S = 10,12,14,17, ключ динамометрический, отвертка, пассатижи, рукоятка для проворачивания коленчатого вала, набор щупов.
Проверку и регулировку зазоров производите на холодном двигателе или через 15 минут после его остановки:
А) отсоедините тягу декомпрессора и снимите колпаки головок цилиндров;
Б) проверьте затяжку гаек крепления стоек коромысел, момент затяжки гаек крепления ".головок цилиндров и при необходимости подтяните их;
В) включите с помощью ключа (за лыски валика) механизм декомпрессии;
Г) наблюдая за коромыслами клапанов (рис. 69) четвертого цилиндра, проворачивайте коленчатый вал рукояткой до момента перекрытия клапанов в этом цилиндре (выпускной клапан еще не закрылся, а впускной только начал открываться);
Д) выверните установочную шпильку (рис. 70) из картера маховика и вставьте ее ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик;
Е) нажимая на установочную шпильку, медленно проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в отверстие на маховике. В этом положении маховика поршень первого цилиндра окажется в ВМТ такта сжатия;
Ж) выключите механизм декомпрессии;
З) проверьте щупом зазор между стержнем клапана и бойком коромысла обоих клапанов первого цилиндра и при необходимости отрегулируйте. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,3 мм-с усилием.
Для регулирования зазора:
Рис. 69. Трактор ДТ-75М. Расположение двигателя
отверните контргайку регулировочного винта;
Вставьте в зазор щуп толщиной 0,25 мм;
Вверните или выверните отверткой регулировочный винт
До получения необходимого зазора, удерживая контргайку гаечным ключом;
Законтрите регулировочный винт контргайкой, удерживая его отверткой;
Проверьie щупом величину згзора, поворачивая рукой штангу толкателя, чтобы убедиться в отсутствии ее заедания;
И) отрегулируйте механизм декомпрессия для этого цилиндра:
Установите валик декомпрессора так, чтобы ось регулировочных винтов 9 (рис. 25) была вертикальна;
Отверните контргайку регулировочного винта и вывертывайте или ввертывайте его до тех пор, пока между клапаном и коромыслом будет установлен полный зазор (0,25-0,30 мм),
а затем вверните его на один оборот и законтрите;
К) вверните установочную шпильку в отверстие картера маховика;
Л) последовательно отрегулируйте зазоры в каждом цилиндре, как указано выше, в порядке их работы (1-3-4-2).
Для регулировки зазоров в клапанах и механизме декомпрессии следующего цилиндра проверните коленчатый вал в направлении вращения на 180°.
После регулировки зазоров пустите двигатель и прослушайте его работу. При появлении стука клапанов остановите двигатель и снова проверьте зазоры. При повторной проверке зазоры должны быть в пределах 0,2-0,35 мм;
М) установите колпаки головок цилиндров, следя за правильной установкой прокладок.
Трактор ДТ-75М. Регулировка клапанов системы смазки
Инструмент, приспособления: стенд для проверки узлов системы смазки, ключи гаечные S = 12,14,17,22,27,32,36, ключ торцовый S = 12, молоток, зубило, пассатижи, отвертка.
При понижении давления масла в главной масляной магистрали допускается при ТО № 3 производить подрегулировку
Клапанов системы смазки. Регулировку клапанов производите на стенде на давление открытия: сливной клапан - 4,5-5,0 кгс/см2; редукционный клапан нагнетательной секции масляного насоса - 9,0-9,5 кгс/см2; предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса - 2,5-3,2 кгс/см2.
Регулировку сливного клапана, установленного в корпусе центрифуги, производите регулировочным винтом, редукционного и предохранительного клапанов масляного насоса - регулировочными шайбами. После регулировки клапанов проверьте на стенде производительность масляного насоса.
Достаточно часто при длительной эксплуатации трактора дт-75 необходимо выполнять регулировку клапанов. В нашем случае двигатель а-41.
Первым делом откручиваем клапанную крышку и снимаем ее. Для начала необходимо проверить затяжку оси коромысла. Насколько хорошо они притянуты. Затем будем выставлять первый цилиндр в мерно точку, и регулировать клапаны.
Для того чтобы выставить мерно точку необходимо что бы впускной выпускной клапаны сначала открылись а зачем перекрылись один за вторым. Затем медленно вращает коленчатый вал, при помощи пускача. С левой стороны трактора дт-75 имеется по ходу движения отверстие на корпусе сцепления.
Другими словами туда вставляем какой-нибудь штырь и потихоньку вращаем коленчатый вал и штырь должен зайти в отверстия на маховике. Это будет означать верхнюю мерную точку первого цилиндра.
Затем регулируем по порядку клапана. Допустимый зазор составляет 0,25-0,30 миллиметров для обоих клапанов и впускного и выпускного.
Принцип регулировки клапанов на тракторе дт-75.
Выполняем ослабление гайки как показано на рисунке.
Затем используя отвертку, вращаем по часовой стрелке туже гайку, тем самым уменьшая зазор.
Берем щуп 0,3 миллиметры и он должен протаскиваться с небольшим усилием. После проведения регулировки клапана, держа отверткой регулировочный винт, затягиваем фиксирующую гайку. Затем проверяем щупом, не сбился ли зазор. Данную операцию необходимо провести на всех клапанах трактора дт-75.
* * *
Т ехническое обслуживание механизма газораспределения трактора ДТ-75 (и модификаций - ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К) сводится к регулировке зазоров механизма, а также проверке герметичности клапанов.
У величение зазора между бойком коромысла и торцом стержня клапана приводит к стуку клапана. Уменьшение зазора, причиной которого является неполное прилегание клапанов, влечёт за собой обгорание фасок выпускных клапанов, заедание стержней клапанов в направляющих втулках. В итоге падает мощность двигателя, а удельный расход топлива растёт. Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на холодном двигателе (для тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К) для впускных и выпускных клапанов составляет 0,25-0,3 мм.
П роверка и регулировка зазора производится по следующему алгоритму:
1) – поднять боковины верхнего щита капота;
2) – снять крышку колпака головки цилиндров (предварительно её необходимо очистить от грязи);
3) – включить декомпрессионный механизм;
4) – с помощью рукоятки поворачивать коленчатый вал до момента, пока поршень первого цилиндра не достигнем в.м.т. (верхняя мёртвая точка) в конце такта сжатия, при этом в первом цилиндре оба клапана окажутся закрытыми. Для установки поршня в в.м.т. используется установочная шпилька, которая вворачивается в картер маховика. Сначала установочную шпильку нужно вывернуть из картера, а затем вставить неразрезным концом в то же отверстие и провернуть маховик до того момента, пока шпилька не войдёт в отверстие маховика;
5) – после выключения декомпрессионного механизма следует проверить с помощью щупа зазор и, в случае необходимости, отрегулировать его посредством регулировочного винта коромысла. Регулировка зазоров между бойком коромысел и торцами стержней клапанов остальных цилиндров должна производиться согласно порядку работы цилиндров – 1-3-4-2;
6) – чтобы производить регулировку зазоров в каждом следующем цилиндре следует проворачивать коленчатый вал на пол оборота;
7) – по окончании регулировки зазоров клапанов в этом же цилиндре при поршне, который находится в в.м.т., осуществляется регулировка механизма декомпрессии. Для этого необходимо установить валик декомпрессора во включенное положение. Затем выбрать регулировочным винтом (36) [рис. 1] зазоры между коромыслом и винтом, коромыслом и клапаном, а потом отвернуть винт (36) на один оборот и законтрить его в данном положении;
8) – по окончании регулировки зазоров следует установить крышку колпака на место и закрыть боковые винты верхнего щита капота.
Рис. 1. Механизм газораспределения трактора ДТ-75М.
1) – Фланец;
2) – Шпонка;
3) – Шайба;
4) – Болт;
5) – Шестерня;
6) – Втулка;
7) – Ролик;
8) – Заглушка;
9) – Кронштейн;
10) – Головка цилиндров;
11) – Валик;
13) – Стойка;
14) – Кронштейн;
15) – Пружина;
16) – Сухарики;
17) – Тарелка;
18) – Пружина;
19) – Пружина;
20) – Тарелка;
21) – Втулка;
22) – Клапан выпускной;
23) – Седло;
24) – Клапан впускной;
25) – Наконечник;
26) – Распределительный вал;
27) – Подпятник;
28) – Толкатель;
30) – Кронштейн;
31) – Штанга;
32) – Наконечник;
33) – Регулировочный винт;
34) – Крышка;
36) – Винт;
37) – Коромысло.
П роверка плотности прилегания клапанов к гнёздам головки цилиндров, а также притирание клапанов (в случае необходимости) производится при ТО-3 через 960 ч работы двигателя.
Ч тобы осуществлять притирку клапанов требуется снять головку цилиндров и произвести разборку клапанного механизма. Для притирки клапанов применяется паста, в состав которой входит смесь микропорошка М14 либо М20 с дизельным маслом. Клапаны притирают до образования ровной матовой кольцевой полоски (ширина полоски от 1,5 мм).
П роверка плотности прилегания клапанов осуществляется по окончании сборки клапанного механизма путём заливки во впускные каналы клапанов головки цилиндров керосина. Отсутствие течи должно быть в течение 3 мин.
П ри замене старого клапана нужно добиться, чтобы новый утопал относительно плоскости головки цилиндра после притирки не менее 1,6 мм (для выпускного клапана) и 1,1 мм (для впускного клапана).
З атяжка гаек крепления головки цилиндров должна производиться равномерно (за несколько приёмов) в соответствии с последовательностью, указанной на схеме [рис. 2].
Рис. 2. Схема затяжки гаек головки цилиндра. Тракторы ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.
З а один приём гайку следует затягивать на 1-2 грани. Момент затяжки 16-18 кгс м (160-180 Н.м).
Р егулировка осевого перемещения распределительного вала осуществляется при износе верхнего бурта втулки переднего подшипника распределительного вала путём подбора регулировочных шайб, которые устанавливаются на фланец (1) [рис. 1].
П роверка и регулировка зазоров между бойком коромысла и стержнем клапана осуществляется на прогретом и холодном двигателе А-01М через 240 мото/ч. Для этого следует:
1) – очистить от пыли и снять колпаки головки цилиндров;
2) – проверить затяжку гаек стоек клапанных коромысел;
3) – проверить затяжку гаек, которые крепят головку цилиндра к блоку;
4) – включить механизм декомпрессора и наблюдать за коромыслами клапанов (шестой цилиндр), одновременно вращая вручную (медленно) по часовой стрелке коленчатый вал до момента перекрытия клапанов, иными словами, когда выпускной клапан в данном цилиндре ещё не закрылся, а впускной клапан только начал открываться;
6) – медленно поворачивать коленчатый вал, нажимая на штырь, пока он не войдёт в углубление, расположенное на маховике. Поршень первого цилиндра при этом окажется в в.м.т. при такте сжатия;
7) – выключить механизм декомпрессора и посредством щупа проверить зазор выпускного и впускного клапанов первого цилиндра. Если зазор отрегулирован правильно, то щуп толщиной 0,25 мм должен с лёгким нажимом входить в зазор, а щуп толщиной 0,3 мм – с усилием;
8) – для регулировки необходимо отвернуть контргайку регулировочного винта и, при удержании её гаечным ключом, завинтить либо отвинтить регулировочный винт отвёрткой до требуемого зазора;
9) – по завершении регулировки требуется законтрить регулировочный винт контргайкой, придерживая его отвёрткой. После этого нужно снова проверить величину зазора с помощью щупа, путём проворачивания штанги толкателя вокруг оси, для того чтобы удостоверится в отсутствии заедания;
10) – по завершении регулировки клапанного зазора первого цилиндра следует перейти к регулировке механизма декомпрессора в данном цилиндре. Для этого необходимо установить валик декомпрессора таким образом, чтобы ось регулировочных винтов находилась в вертикальном положении;
11) – выбрать расконтрённым регулировочным винтом зазоры между коромыслом и винтом, коромыслом и клапаном, а затем повернуть винт (по часовой стрелке) на один оборот, после чего законтрить винт;
12) – по завершении регулировки механизма декомпрессора в первом цилиндре, следует вынуть установочный винт и ввинтить его (неразрезной частью) в отверстие картера маховика;
13) – медленно провернуть коленчатый вал на одну третью оборота, что соответствует концу такта сжатия в пятом цилиндре. Отрегулировать зазоры в клапанах и механизме декомпрессора данного цилиндра (аналогично вышеописанному);
14) – дальнейшее проворачивание вала на одну третью оборота позволит производить регулировку зазоров в клапанах и механизме декомпрессора третьего, шестого, второго, а также четвёртого цилиндра.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по выполнению практических работ
ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц»
МДК01.01. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин»
Курс «Назначение и общее устройство тракторов и автомобилей»
Специальность 110809
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
БЛОК-КАРТЕРЫ, ГОЛОВКИ, ЦИЛИНДРЫ, ПРОКЛАДКИ.
Цель работы. Рассмотреть и изучить блок-картеры, головки, цилиндры, прокладки. Закрепить теоретические знания. Получить практические навыки по разборке и сборке ДВС.
Оснащение рабочего места. Блок-картеры, головки, цилиндры, прокладки. Комплектные детали, подлежащие разборке. Приспособление для выпресовки гильз. Плакаты, литература, инструмент.
Порядок составления отчёта.
1. Начертить приспособление для выпресовки гильз и обозначить позиции.
2. Описать устройство блок-картера.
______________________
________________________________________________________
_____________________________________
3. Ответить на вопросы.
КШМ предназначен для__________________________________________________
Прокладка установленная между головкой блоком предназначена для__________________________________________________
Под каким углом располагаются цилиндры на двигателях:
ЗиЛ-130?______________
СМД-62?______________
Д-240?________________
ЗМЗ-53?_______________
А-41?_________________
Головки изготовленные из алюминиевого сплава затягиваются на холодном, горячем двигателе (нужное подчеркнуть).
Сухая гильза отличается от мокрой тем, что________________________________________
________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНИТИЕ №2.
«Поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, стопорные кольца, шатуны, шатунные подшипники»
Цель занятия. Рассмотреть и изучить поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, стопорные кольца, шатуны, шатунные подшипники.
Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗиЛ-130 и др., установленные на поворотных стендах со снятыми головками блока и поддоном картера. Поршни, поршневые кольца, пальцы, шатуны. Приспособление для установки поршневых колец. Плакаты, литература, инструмент.
Порядок составления отчёта.
1. Начертить схему поршня с обозначением позиций.
2. Описать порядок сборки поршневой группы.
___________________________________________________________________
3. Ответить на вопросы.
Почему поршень изготавливают эллиптическим или с разрезом на юбке?
___________________________________________
Каким образом стопорные кольца поршневого пальца удерживаются в бобышках поршня?
____________________________________
С какой целью необходим зазор в замке кольца?
_____________________________
На каком поршне отсутствуют маслосъёмные кольца?
___________________________________________
Как определить угол расположения компрессионных колец?
__________________________________________________
В головке какого поршня дизельного или карбюраторного имеется камера сгорания?
___________________________________________
На каких двигателях и с какой целью в канавках головок поршней для компрессионных колец устанавливают стопорные винты?
______________________
Оценка______________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.
«Коленвалы, коренные подшипники, маховики»
Цель занятия. Закрепить теоретические знания. Рассмотреть и изучить коленчатые валы, коренные подшипники и маховики. Получить навыки по частичной разборке двигателей внутреннего сгорания.
Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗиЛ-130 со снятыми поддонами картеров, установленные на поворотном стенде. Коленвалы, коренные подшипники, маховики. Набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составления отчёта.
1. Описать устройство коленвала.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Описать устройство маховика и начертить схему.
3. Ответить на вопросы.
Маховик предназначается для_____________________________
____________________________________
Коленвал предназначен для________________________________________
Для чего в шатунных шейках коленвала предусмотрены пустоты?
____________________________________
Где располагаются метки для определения поршня первого цилиндра в в.м.т. у двигателей:
Противовесы предназначены для_____________________________
_________________________________________________________
Назвать число коренных и шатунных шеек у коленчатых валов двигателей:
СМД-62?_________________________________________________
ЗиЛ-130?_________________________________________________
Д-240?___________________________________________________
Оценка______________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4.
«Клапанный механизм двигателей»
Цель работы. Закрепить знания теоретического материала. Рассмотреть и изучить коромысла, стойки, валик, пружину валика коромысла, направляющую втулку клапана, клапаны и их пружины, опорные тарелки, сухарики, механизм поворота клапана. Получить практические навыки по частичной разборке и сборке газораспределительного механизма, а также по регулировке тепловых зазоров.
Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗИЛ-130 и другие, установленные на поворотных стендах. На стеллажах головки цилиндров с клапанным механизмом, коромысла, стойки, валик, пружина валика коромысла, направляющая втулка клапана, клапаны и их пружины, опорные тарелки, сухарики, механизм поворота клапана. Набор инструмента (ключи, отвертка, пластинчатый щуп, съемник для снятия пружин клапанов, обтирочный материал). Плакаты и схемы газораспределительных механизмов, литература, инструкционная карта.
Порядок составления отчёта.
1. Начертить механизм поворота клапана автомобиля ЗИЛ с обозначением позиций.
2. Ответить на вопросы.
а) Между какими точками деталей замеряют тепловой зазор клапанов при нижнем и верхнем расположении клапанов?_________________________________________________________________
б) В чем состоит конструктивное отличие впускного и выпускного клапанов двигателя ЗИЛ-130?____________________________________________________________________
в) С какой целью выпускной клапан двигателя ЗИЛ-130 поворачивается, в процессе его открытия?
___________________________________
Оценка_______________ Преподаватель________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5.
«Регулировка теплового зазора клапанов ЗиЛ-130»
Цель работы. Изучить устройство ГРМ. Приобрести навыки по регулировке теплового зазора клапанов на двигателе ЗиЛ-130.
Оснащение рабочего места. Двигатель ЗиЛ-130. Набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составления отчёта.
1.Описать порядок регулировки теплового зазора клапанов на двигателе ЗиЛ-130.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________
2.Начертить схему расположения меток для регулировки клапанов на двигателе ЗиЛ-130.
3.Ответить на вопросы.
Порядок работы цилиндров двигателя ЗиЛ-130.________________
_________________________________________________________
Тепловой зазор клапанов двигателя ЗиЛ-130:__________________
ГРМ предназначен для_____________________________________
_____________________________________________
Диаметр тарелки у выпускного клапана больше, меньше (подчеркнуть) чем у впускного.
Описать общий порядок регулировки клапанов двигателей.
Оценка______________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6.
«Регулировка теплового зазора клапанов двигателя А-41»
Цель работы. Изучить устройство ГРМ двигателя А-41.Получить практические навыки при регулировке клапанов двигателя А-41.
Оснащение рабочего места. Двигатель А-41, набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составление отчёта.
1.Описать порядок регулировки клапанов двигателя А-41.
______________________________________________________________________________________________________________
2. Описать общий порядок регулировки клапанов двигателей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Ответить на вопросы.
Тепловой зазор клапанов необходим для ________________________________________________
Декомпрессионный механизм служит для________________________
________________________________________________
Декомпрессионный механизм воздействует на______________________________________________________
Порядок работы цилиндров двигателя А-41______________________
Тепловой зазор клапанов двигателя А-41________________________
Оценка______________ Преподаватель__________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7.
«Регулировка теплового зазора клапанов Д-240»
Цель работы. Изучить ГРМ Д-240 и получить практические навыки при регулировке теплового зазора клапанов двигателя Д-240.
Оснащение рабочего места. Двигатель Д-240, набор инструмента, плакаты, литература.
Порядок составления отчёта.
1.Описать порядок регулировки клапанов на двигателе Д-240.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Начертить схему клапана и обозначить позиции.
3.Ответить на вопросы.
Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла составляет___________________________ мм.
Регулируют зазор между торцом клапана и бойком коромысла при выключенной, включенной на максимальную подачу топлива (подчеркнуть) и не ранее чем через 15…20мин, 20…25мин после остановки двигателя (подчеркнуть).
Что проверяется перед регулировкой?_____________________________________
Где находится метка установки первого поршня в в.м.т.?________
____________________________________
Ускорить регулировку можно следующим образом:_____________
__________________________________________________________
Оценка_____________ Преподаватель____________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.
Регулировка теплового зазора клапанов СМД-60, 62».
Цель занятия : изучить ГРМ двигателя СМД-60 и научиться регулировать тепловой зазор клапанов данного двигателя.
Оснащение рабочего места : двигатель СМД-60, набор инструментов, плакаты, литература.