» » Регулировка клапанов двигателя а 41. Регулировка клапанов и декомпресионного механизма

Регулировка клапанов двигателя а 41. Регулировка клапанов и декомпресионного механизма
61 62 63 64 65 66 67 68 69 ..

РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА ДТ-75М.

Трактор ДТ-75М. Регулировка зазоров в механизмах газораспределения и декомпрессии

Инструмент, приспособления: ключ торцовый S = 27, ключи гаечные S = 10,12,14,17, ключ динамометрический, отвертка, пассатижи, рукоятка для проворачивания коленчатого вала, набор щупов.

Проверку и регулировку зазоров производите на холодном двигателе или через 15 минут после его остановки:

А) отсоедините тягу декомпрессора и снимите колпаки головок цилиндров;

Б) проверьте затяжку гаек крепления стоек коромысел, момент затяжки гаек крепления ".головок цилиндров и при необходимости подтяните их;

В) включите с помощью ключа (за лыски валика) механизм декомпрессии;

Г) наблюдая за коромыслами клапанов (рис. 69) четвертого цилиндра, проворачивайте коленчатый вал рукояткой до момента перекрытия клапанов в этом цилиндре (выпускной клапан еще не закрылся, а впускной только начал открываться);

Д) выверните установочную шпильку (рис. 70) из картера маховика и вставьте ее ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик;

Е) нажимая на установочную шпильку, медленно проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в отверстие на маховике. В этом положении маховика поршень первого цилиндра окажется в ВМТ такта сжатия;

Ж) выключите механизм декомпрессии;

З) проверьте щупом зазор между стержнем клапана и бойком коромысла обоих клапанов первого цилиндра и при необходимости отрегулируйте. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,3 мм-с усилием.

Для регулирования зазора:

Рис. 69. Трактор ДТ-75М. Расположение двигателя

отверните контргайку регулировочного винта;

Вставьте в зазор щуп толщиной 0,25 мм;

Вверните или выверните отверткой регулировочный винт

До получения необходимого зазора, удерживая контргайку гаечным ключом;

Законтрите регулировочный винт контргайкой, удерживая его отверткой;

Проверьie щупом величину згзора, поворачивая рукой штангу толкателя, чтобы убедиться в отсутствии ее заедания;

И) отрегулируйте механизм декомпрессия для этого цилиндра:

Установите валик декомпрессора так, чтобы ось регулировочных винтов 9 (рис. 25) была вертикальна;

Отверните контргайку регулировочного винта и вывертывайте или ввертывайте его до тех пор, пока между клапаном и коромыслом будет установлен полный зазор (0,25-0,30 мм),

а затем вверните его на один оборот и законтрите;

К) вверните установочную шпильку в отверстие картера маховика;

Л) последовательно отрегулируйте зазоры в каждом цилиндре, как указано выше, в порядке их работы (1-3-4-2).

Для регулировки зазоров в клапанах и механизме декомпрессии следующего цилиндра проверните коленчатый вал в направлении вращения на 180°.

После регулировки зазоров пустите двигатель и прослушайте его работу. При появлении стука клапанов остановите двигатель и снова проверьте зазоры. При повторной проверке зазоры должны быть в пределах 0,2-0,35 мм;

М) установите колпаки головок цилиндров, следя за правильной установкой прокладок.

Трактор ДТ-75М. Регулировка клапанов системы смазки

Инструмент, приспособления: стенд для проверки узлов системы смазки, ключи гаечные S = 12,14,17,22,27,32,36, ключ торцовый S = 12, молоток, зубило, пассатижи, отвертка.

При понижении давления масла в главной масляной магистрали допускается при ТО № 3 производить подрегулировку

Клапанов системы смазки. Регулировку клапанов производите на стенде на давление открытия: сливной клапан - 4,5-5,0 кгс/см2; редукционный клапан нагнетательной секции масляного насоса - 9,0-9,5 кгс/см2; предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса - 2,5-3,2 кгс/см2.

Регулировку сливного клапана, установленного в корпусе центрифуги, производите регулировочным винтом, редукционного и предохранительного клапанов масляного насоса - регулировочными шайбами. После регулировки клапанов проверьте на стенде производительность масляного насоса.

Достаточно часто при длительной эксплуатации трактора дт-75 необходимо выполнять регулировку клапанов. В нашем случае двигатель а-41.

Первым делом откручиваем клапанную крышку и снимаем ее. Для начала необходимо проверить затяжку оси коромысла. Насколько хорошо они притянуты. Затем будем выставлять первый цилиндр в мерно точку, и регулировать клапаны.

Для того чтобы выставить мерно точку необходимо что бы впускной выпускной клапаны сначала открылись а зачем перекрылись один за вторым. Затем медленно вращает коленчатый вал, при помощи пускача. С левой стороны трактора дт-75 имеется по ходу движения отверстие на корпусе сцепления.

Другими словами туда вставляем какой-нибудь штырь и потихоньку вращаем коленчатый вал и штырь должен зайти в отверстия на маховике. Это будет означать верхнюю мерную точку первого цилиндра.

Затем регулируем по порядку клапана. Допустимый зазор составляет 0,25-0,30 миллиметров для обоих клапанов и впускного и выпускного.

Принцип регулировки клапанов на тракторе дт-75.

Выполняем ослабление гайки как показано на рисунке.

Затем используя отвертку, вращаем по часовой стрелке туже гайку, тем самым уменьшая зазор.

Берем щуп 0,3 миллиметры и он должен протаскиваться с небольшим усилием. После проведения регулировки клапана, держа отверткой регулировочный винт, затягиваем фиксирующую гайку. Затем проверяем щупом, не сбился ли зазор. Данную операцию необходимо провести на всех клапанах трактора дт-75.


* * *

Т ехническое обслуживание механизма газораспределения трактора ДТ-75 (и модификаций - ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К) сводится к регулировке зазоров механизма, а также проверке герметичности клапанов.

У величение зазора между бойком коромысла и торцом стержня клапана приводит к стуку клапана. Уменьшение зазора, причиной которого является неполное прилегание клапанов, влечёт за собой обгорание фасок выпускных клапанов, заедание стержней клапанов в направляющих втулках. В итоге падает мощность двигателя, а удельный расход топлива растёт. Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на холодном двигателе (для тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К) для впускных и выпускных клапанов составляет 0,25-0,3 мм.

П роверка и регулировка зазора производится по следующему алгоритму:

1) – поднять боковины верхнего щита капота;
2) – снять крышку колпака головки цилиндров (предварительно её необходимо очистить от грязи);

3) – включить декомпрессионный механизм;

4) – с помощью рукоятки поворачивать коленчатый вал до момента, пока поршень первого цилиндра не достигнем в.м.т. (верхняя мёртвая точка) в конце такта сжатия, при этом в первом цилиндре оба клапана окажутся закрытыми. Для установки поршня в в.м.т. используется установочная шпилька, которая вворачивается в картер маховика. Сначала установочную шпильку нужно вывернуть из картера, а затем вставить неразрезным концом в то же отверстие и провернуть маховик до того момента, пока шпилька не войдёт в отверстие маховика;

5) – после выключения декомпрессионного механизма следует проверить с помощью щупа зазор и, в случае необходимости, отрегулировать его посредством регулировочного винта коромысла. Регулировка зазоров между бойком коромысел и торцами стержней клапанов остальных цилиндров должна производиться согласно порядку работы цилиндров – 1-3-4-2;
6) – чтобы производить регулировку зазоров в каждом следующем цилиндре следует проворачивать коленчатый вал на пол оборота;

7) – по окончании регулировки зазоров клапанов в этом же цилиндре при поршне, который находится в в.м.т., осуществляется регулировка механизма декомпрессии. Для этого необходимо установить валик декомпрессора во включенное положение. Затем выбрать регулировочным винтом (36) [рис. 1] зазоры между коромыслом и винтом, коромыслом и клапаном, а потом отвернуть винт (36) на один оборот и законтрить его в данном положении;

8) – по окончании регулировки зазоров следует установить крышку колпака на место и закрыть боковые винты верхнего щита капота.

Рис. 1. Механизм газораспределения трактора ДТ-75М.

1) – Фланец;

2) – Шпонка;

3) – Шайба;

4) – Болт;

5) – Шестерня;

6) – Втулка;

7) – Ролик;

8) – Заглушка;

9) – Кронштейн;

10) – Головка цилиндров;

11) – Валик;

13) – Стойка;

14) – Кронштейн;

15) – Пружина;

16) – Сухарики;

17) – Тарелка;

18) – Пружина;

19) – Пружина;

20) – Тарелка;

21) – Втулка;

22) – Клапан выпускной;

23) – Седло;

24) – Клапан впускной;

25) – Наконечник;

26) – Распределительный вал;

27) – Подпятник;

28) – Толкатель;

30) – Кронштейн;

31) – Штанга;

32) – Наконечник;

33) – Регулировочный винт;

34) – Крышка;

36) – Винт;

37) – Коромысло.

П роверка плотности прилегания клапанов к гнёздам головки цилиндров, а также притирание клапанов (в случае необходимости) производится при ТО-3 через 960 ч работы двигателя.

Ч тобы осуществлять притирку клапанов требуется снять головку цилиндров и произвести разборку клапанного механизма. Для притирки клапанов применяется паста, в состав которой входит смесь микропорошка М14 либо М20 с дизельным маслом. Клапаны притирают до образования ровной матовой кольцевой полоски (ширина полоски от 1,5 мм).

П роверка плотности прилегания клапанов осуществляется по окончании сборки клапанного механизма путём заливки во впускные каналы клапанов головки цилиндров керосина. Отсутствие течи должно быть в течение 3 мин.

П ри замене старого клапана нужно добиться, чтобы новый утопал относительно плоскости головки цилиндра после притирки не менее 1,6 мм (для выпускного клапана) и 1,1 мм (для впускного клапана).

З атяжка гаек крепления головки цилиндров должна производиться равномерно (за несколько приёмов) в соответствии с последовательностью, указанной на схеме [рис. 2].

Рис. 2. Схема затяжки гаек головки цилиндра. Тракторы ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.

З а один приём гайку следует затягивать на 1-2 грани. Момент затяжки 16-18 кгс м (160-180 Н.м).

Р егулировка осевого перемещения распределительного вала осуществляется при износе верхнего бурта втулки переднего подшипника распределительного вала путём подбора регулировочных шайб, которые устанавливаются на фланец (1) [рис. 1].

П роверка и регулировка зазоров между бойком коромысла и стержнем клапана осуществляется на прогретом и холодном двигателе А-01М через 240 мото/ч. Для этого следует:

1) – очистить от пыли и снять колпаки головки цилиндров;

2) – проверить затяжку гаек стоек клапанных коромысел;

3) – проверить затяжку гаек, которые крепят головку цилиндра к блоку;

4) – включить механизм декомпрессора и наблюдать за коромыслами клапанов (шестой цилиндр), одновременно вращая вручную (медленно) по часовой стрелке коленчатый вал до момента перекрытия клапанов, иными словами, когда выпускной клапан в данном цилиндре ещё не закрылся, а впускной клапан только начал открываться;

6) – медленно поворачивать коленчатый вал, нажимая на штырь, пока он не войдёт в углубление, расположенное на маховике. Поршень первого цилиндра при этом окажется в в.м.т. при такте сжатия;

7) – выключить механизм декомпрессора и посредством щупа проверить зазор выпускного и впускного клапанов первого цилиндра. Если зазор отрегулирован правильно, то щуп толщиной 0,25 мм должен с лёгким нажимом входить в зазор, а щуп толщиной 0,3 мм – с усилием;

8) – для регулировки необходимо отвернуть контргайку регулировочного винта и, при удержании её гаечным ключом, завинтить либо отвинтить регулировочный винт отвёрткой до требуемого зазора;

9) – по завершении регулировки требуется законтрить регулировочный винт контргайкой, придерживая его отвёрткой. После этого нужно снова проверить величину зазора с помощью щупа, путём проворачивания штанги толкателя вокруг оси, для того чтобы удостоверится в отсутствии заедания;

10) – по завершении регулировки клапанного зазора первого цилиндра следует перейти к регулировке механизма декомпрессора в данном цилиндре. Для этого необходимо установить валик декомпрессора таким образом, чтобы ось регулировочных винтов находилась в вертикальном положении;

11) – выбрать расконтрённым регулировочным винтом зазоры между коромыслом и винтом, коромыслом и клапаном, а затем повернуть винт (по часовой стрелке) на один оборот, после чего законтрить винт;

12) – по завершении регулировки механизма декомпрессора в первом цилиндре, следует вынуть установочный винт и ввинтить его (неразрезной частью) в отверстие картера маховика;

13) – медленно провернуть коленчатый вал на одну третью оборота, что соответствует концу такта сжатия в пятом цилиндре. Отрегулировать зазоры в клапанах и механизме декомпрессора данного цилиндра (аналогично вышеописанному);

14) – дальнейшее проворачивание вала на одну третью оборота позволит производить регулировку зазоров в клапанах и механизме декомпрессора третьего, шестого, второго, а также четвёртого цилиндра.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по выполнению практических работ

ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц»

МДК01.01. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин»

Курс «Назначение и общее устройство тракторов и автомобилей»

Специальность 110809

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

БЛОК-КАРТЕРЫ, ГОЛОВКИ, ЦИЛИНДРЫ, ПРОКЛАДКИ.

Цель работы. Рассмотреть и изучить блок-картеры, головки, цилиндры, прокладки. Закрепить теоретические знания. Получить практические навыки по разборке и сборке ДВС.

Оснащение рабочего места. Блок-картеры, головки, цилиндры, прокладки. Комплектные детали, подлежащие разборке. Приспособление для выпресовки гильз. Плакаты, литература, инструмент.

Порядок составления отчёта.

1. Начертить приспособление для выпресовки гильз и обозначить позиции.

2. Описать устройство блок-картера.

______________________

________________________________________________________

_____________________________________

3. Ответить на вопросы.

КШМ предназначен для__________________________________________________

Прокладка установленная между головкой блоком предназначена для__________________________________________________

Под каким углом располагаются цилиндры на двигателях:

ЗиЛ-130?______________

СМД-62?______________

Д-240?________________

ЗМЗ-53?_______________

А-41?_________________

Головки изготовленные из алюминиевого сплава затягиваются на холодном, горячем двигателе (нужное подчеркнуть).

Сухая гильза отличается от мокрой тем, что________________________________________

________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНИТИЕ №2.

«Поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, стопорные кольца, шатуны, шатунные подшипники»

Цель занятия. Рассмотреть и изучить поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, стопорные кольца, шатуны, шатунные подшипники.

Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗиЛ-130 и др., установленные на поворотных стендах со снятыми головками блока и поддоном картера. Поршни, поршневые кольца, пальцы, шатуны. Приспособление для установки поршневых колец. Плакаты, литература, инструмент.

Порядок составления отчёта.

1. Начертить схему поршня с обозначением позиций.

2. Описать порядок сборки поршневой группы.

___________________________________________________________________

3. Ответить на вопросы.

Почему поршень изготавливают эллиптическим или с разрезом на юбке?

___________________________________________

Каким образом стопорные кольца поршневого пальца удерживаются в бобышках поршня?

____________________________________

С какой целью необходим зазор в замке кольца?

_____________________________

На каком поршне отсутствуют маслосъёмные кольца?

___________________________________________

Как определить угол расположения компрессионных колец?

__________________________________________________

В головке какого поршня дизельного или карбюраторного имеется камера сгорания?

___________________________________________

На каких двигателях и с какой целью в канавках головок поршней для компрессионных колец устанавливают стопорные винты?

______________________

Оценка______________ Преподаватель____________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

«Коленвалы, коренные подшипники, маховики»

Цель занятия. Закрепить теоретические знания. Рассмотреть и изучить коленчатые валы, коренные подшипники и маховики. Получить навыки по частичной разборке двигателей внутреннего сгорания.

Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗиЛ-130 со снятыми поддонами картеров, установленные на поворотном стенде. Коленвалы, коренные подшипники, маховики. Набор инструмента, плакаты, литература.

Порядок составления отчёта.

1. Описать устройство коленвала.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Описать устройство маховика и начертить схему.

3. Ответить на вопросы.

Маховик предназначается для_____________________________

____________________________________

Коленвал предназначен для________________________________________

Для чего в шатунных шейках коленвала предусмотрены пустоты?

____________________________________

Где располагаются метки для определения поршня первого цилиндра в в.м.т. у двигателей:

Противовесы предназначены для_____________________________

_________________________________________________________

Назвать число коренных и шатунных шеек у коленчатых валов двигателей:

СМД-62?_________________________________________________

ЗиЛ-130?_________________________________________________

Д-240?___________________________________________________

Оценка______________ Преподаватель____________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4.

«Клапанный механизм двигателей»

Цель работы. Закрепить знания теоретического мате­риала. Рассмотреть и изучить коромысла, стойки, ва­лик, пружину валика коромысла, направляющую втул­ку клапана, клапаны и их пружины, опорные тарелки, сухарики, механизм поворота клапана. Получить прак­тические навыки по частичной разборке и сборке газо­распределительного механизма, а также по регулировке тепловых зазоров.

Оснащение рабочего места. Двигатели СМД-62, ЗИЛ-130 и другие, установленные на поворотных стен­дах. На стеллажах головки цилиндров с клапанным ме­ханизмом, коромысла, стойки, валик, пружина валика коромысла, направляющая втулка клапана, клапаны и их пружины, опорные тарелки, сухарики, механизм по­ворота клапана. Набор инструмента (ключи, отвертка, пластинчатый щуп, съемник для снятия пружин клапа­нов, обтирочный материал). Плакаты и схемы газорас­пределительных механизмов, литература, инструкцион­ная карта.

Порядок составления отчёта.

1. Начертить механизм поворота клапана автомобиля ЗИЛ с обозначением позиций.

2. Ответить на вопросы.

а) Между какими точками деталей замеряют тепловой зазор клапанов при нижнем и верхнем расположении клапанов?_________________________________________________________________

б) В чем состоит конструктивное отличие впускного и выпуск­ного клапанов двигателя ЗИЛ-130?____________________________________________________________________

в) С какой целью выпускной клапан двигателя ЗИЛ-130 пово­рачивается, в процессе его открытия?

___________________________________

Оценка_______________ Преподаватель________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5.

«Регулировка теплового зазора клапанов ЗиЛ-130»

Цель работы. Изучить устройство ГРМ. Приобрести навыки по регулировке теплового зазора клапанов на двигателе ЗиЛ-130.

Оснащение рабочего места. Двигатель ЗиЛ-130. Набор инструмента, плакаты, литература.

Порядок составления отчёта.

1.Описать порядок регулировки теплового зазора клапанов на двигателе ЗиЛ-130.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________

2.Начертить схему расположения меток для регулировки клапанов на двигателе ЗиЛ-130.

3.Ответить на вопросы.

Порядок работы цилиндров двигателя ЗиЛ-130.________________

_________________________________________________________

Тепловой зазор клапанов двигателя ЗиЛ-130:__________________

ГРМ предназначен для_____________________________________

_____________________________________________

Диаметр тарелки у выпускного клапана больше, меньше (подчеркнуть) чем у впускного.

Описать общий порядок регулировки клапанов двигателей.

Оценка______________ Преподаватель____________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6.

«Регулировка теплового зазора клапанов двигателя А-41»

Цель работы. Изучить устройство ГРМ двигателя А-41.Получить практические навыки при регулировке клапанов двигателя А-41.

Оснащение рабочего места. Двигатель А-41, набор инструмента, плакаты, литература.

Порядок составление отчёта.

1.Описать порядок регулировки клапанов двигателя А-41.

______________________________________________________________________________________________________________

2. Описать общий порядок регулировки клапанов двигателей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Ответить на вопросы.

Тепловой зазор клапанов необходим для ________________________________________________

Декомпрессионный механизм служит для________________________

________________________________________________

Декомпрессионный механизм воздействует на______________________________________________________

Порядок работы цилиндров двигателя А-41______________________

Тепловой зазор клапанов двигателя А-41________________________

Оценка______________ Преподаватель__________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7.

«Регулировка теплового зазора клапанов Д-240»

Цель работы. Изучить ГРМ Д-240 и получить практические навыки при регулировке теплового зазора клапанов двигателя Д-240.

Оснащение рабочего места. Двигатель Д-240, набор инструмента, плакаты, литература.

Порядок составления отчёта.

1.Описать порядок регулировки клапанов на двигателе Д-240.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Начертить схему клапана и обозначить позиции.

3.Ответить на вопросы.

Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла составляет___________________________ мм.

Регулируют зазор между торцом клапана и бойком коромысла при выключенной, включенной на максимальную подачу топлива (подчеркнуть) и не ранее чем через 15…20мин, 20…25мин после остановки двигателя (подчеркнуть).

Что проверяется перед регулировкой?_____________________________________

Где находится метка установки первого поршня в в.м.т.?________

____________________________________

Ускорить регулировку можно следующим образом:_____________

__________________________________________________________

Оценка_____________ Преподаватель____________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

Регулировка теплового зазора клапанов СМД-60, 62».

Цель занятия : изучить ГРМ двигателя СМД-60 и научиться регулировать тепловой зазор клапанов данного двигателя.

Оснащение рабочего места : двигатель СМД-60, набор инструментов, плакаты, литература.