» » Отдание пятидесятницы. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы

Отдание пятидесятницы. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы

Именно поэтому так вреден телевизор: он дает огромную пищу для мечтаний, он завладевает умом, причем так властно, что каждый, кто когда-нибудь смотрел телевизор, знает, как трудно от него оторваться - он как магнитом тянет. Хотя потом ощущаешь в душе пустоту, готов сам себя проклясть: опять время потерял, опять голова болит, время убито, а что приобрел? Говорят: вот, надо узнать новости. Ну, узнал. Что это знание тебе дало? Ничего. Какая завтра погода? На градусник посмотри и увидишь. Тем более, всем известно, что пятьдесят процентов угадают, а пятьдесят - соврут. Ну выгляни в окно, сам подумай и угадай. Может быть, еще точнее получится. Так что нам надо стараться от этих привычек отстраняться, особенно постом. Может быть, за это время мы вообще от них отвыкнем - а если нет, впереди Успенский пост, еще будем отвыкать. Пост - время, когда мы откладываем всякие развлечения и живем монашеской жизнью. Это для нас очень полезно.

«Псалмопение с сокрушением». Мы живем в конце христианской эпохи, и за всю историю Церкви скопилось очень много замечательных молитв, из которых составлен наш молитвослов. У древних же отцов - а эти слова сказаны в третьем веке, то есть тысячу семьсот лет тому назад, - не было молитвослова. Тогда у монахов была одна только книга - Псалтирь. Они молились, нараспев читая псалмы, и это называлось псалмопением. Почему псалмопение с сокрушением? Многие из нас, когда молятся, начинают мечтать, уноситься умом далеко, по разным стихиям мира, что-то о себе мнить. Этот образ молитвы неправильный. Молиться надо всегда с сокрушением, с покаянием, всегда осознавая, кто мы и кто Тот, Кому мы молимся. Молиться надо так, чтобы никогда собой не любоваться, не думать, как выглядишь со стороны, не радоваться, что много прочел. У молитвы должен быть единственный плод - сокрушение сердца. Часто мы откладываем молитвослов или Псалтирь с таким чувством, что хорошо помолились. Это значит, мы помолились плохо. Потому что когда человек оценивает себя и начинает похваливать, это не есть результат доброй молитвы. Добрая молитва - та, которая кончается слезами, когда человек сокрушает свое сердце, когда чувствует, что он такой грешник, что не достоин быть половой тряпкой в бане или у входа в метро, о которую все ноги вытирают. Вот когда в результате молитвы человек приблизится к этому чувству, значит, молитва была истинная.

Очень важно иметь молчание «и ни о чем другом не думать, как только о чаянии Господа». «Чаяние» - значит «ожидание». Господь нам повелел, чтобы мы всегда были готовы встретить Небесного Жениха: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». То есть мы всегда должны быть готовы к встрече Господа, ждать, когда Господь Святый Дух нас посетит. Должны все время бдеть над своим сердцем. Нам все время надо только об этом думать: как бы так угодить Богу, чтобы Господь к нам пришел и всегда был с нами, чтобы ничем Его не оскорбить, чтобы Он никогда не отходил от нас. Вот мы сейчас трудимся, храм восстанавливаем и иногда так увлекаемся работой, общением с людьми - ведь все хорошие люди собираются, симпатичные, милые, добрые, - что это нас уводит от самого главного. А надо всегда помнить: кому мы это делаем? Самому Господу Богу. Все надо делать перед Ним, ради Него, Ему надо посвящать каждый свой жест, каждое свое дело. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли... все делайте во славу Божию». Чтобы любое дело, нами сделанное, было ради Бога: вот, Господи, смотри, это для Тебя я тружусь. Никогда не забывать о главной цели нашего существования: зачем мы живем? Чтобы Бога прославлять и делом, и словом, и мыслью, и всей свой жизнью. Конечно, мы люди грешные, немощные, все время отвлекаемся, забываем, с кем-то поругаемся иногда, осудим - но тут же спохватись, покайся и начинай сначала, опять для Господа трудись. И так все меньше, меньше и меньше будем на мирскую суету отвлекаться и все больше Богу служить.

Еще старец сказал: «Будем заботиться о кротости». А Господь сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Кроткий человек - значит незлобивый, необидчивый, не лезущий вперед, спокойный, рассудительный. Надо стремиться к кротости, чтобы мы не были спорливые, раздражительные, настаивающие на своем, нахальные, как мирские люди. У нас так не должно быть. Мы все время должны заботиться о том, чтобы быть кроткими. Разгорячился - сразу подумай: кротость от меня ушла, это плохо, значит, я уже не Христов ученик.

«Заботиться о злострадании». Надо заботиться о том, чтобы поскорбеть за Христа. Всегда радоваться всякой скорби. Поболеть, пострадать, потрудиться, спину свою погнуть, ножки потомить, коленочки немножко к полу прижать, понудить себя. Самому стараться - не ждать, пока болезнь какая придет, а понуждать себя немножко, чуть-чуть всегда делать через силу. Немного, потому что если много будешь делать через силу, то совсем завалишься, это неразумно. Чуть-чуть нудить, прибавлять себе этого злострадания, все время ради Бога побольше делать: помолился, устал - ну еще чуть-чуть. И так во всем.

«Заботиться о долготерпении». Некоторые говорят: я молюсь уже два месяца - и ничего. Надо долго молиться - десять, двадцать лет. Надо приучать себя к терпению. Чтобы достичь христианской жизни, надо научиться терпеть долго.

«Заботиться о любви». Всякая злоба, ненависть, раздражение друг против друга, обиды - упаси Бог, это должно быть совершенно выброшено от нас. Все время надо думать: поступаю ли я с любовью? Что для меня дороже: какое-то дело или сам человек? Мы часто ради дела готовы на человека напасть, обидеть, отругать. Но все-таки человек дороже дела. И всегда надо помнить, что наше главное дело на земле - стяжать любовь, и заботиться: по любви ли я поступаю? Бывает, от других людей по отношению к нам исходит рознь, злоба. Но это Бог с ними, лишь бы от нас ничего не было. В этом состоит христианская жизнь.

И еще старец сказал: «Назначение христианина - подражать Христу». А как подражать Христу, если мы Его не знаем? Поэтому Евангелие, как я уже тысячу раз говорил и еще тысячу раз буду говорить, нам нужно знать наизусть. Не зная Евангелия, невозможно вообще жить. Оно должно быть основной нашей пищей. Мы должны читать Евангелие каждый день, хотя бы по одной главе, читать сосредоточенно, со вниманием, размышлять. Некоторые говорят: мне некогда. Главу прочесть - это сорок секунд при определенном навыке, кто медленно читает - полторы - три минуты. Уж полторы минуты из двадцати четырех часов для Господа и для спасения своей души найти можно! Как бы ни устал, как бы трудно ни было - а ты почитай, поразмысли. И вот так раз прочтешь, два, сто, тысячу раз прочтешь Евангелие - и постепенно ум твой усвоит. Конечно, кто поздно начал, тому трудней. А никто не виноват, надо было с детства в церковь ходить. Но Господь всегда поможет, если мы перед чтением Евангелия будем молиться: «Господи, помоги мне, вразуми».

И, познав Евангелие, мы узнаем жизнь Христову, узнаем Его чувства, Его слова, Его поступки. И тогда у нас всегда будет пример перед глазами. Вот какая-то ситуация - а ты не знаешь, как поступить. Задай себе вопрос: будь на моем месте Господь наш Иисус Христос, как бы Он поступил? И сразу тебе будет ответ: вот так ты должен поступить. Потому что Человек Иисус Христос, живя на земле, не совершил ни одного греха. Вот у нас какой образ. Любые самые святые люди имели какие-то изъяны, это неизбежно, все люди грешны по сравнению с Богом. Амвросий Оптинский в детстве был непослушным мальчиком. Сергий Радонежский в детстве плохо учился. У каждого какие-то были недостатки, но потом благодать Божия все восполнила. Вот так и мы должны, подражая Христу, восполнять свои немощи, приближаться к Царствию Небесному. А Петровский пост нам будет в этом помогать. Спаси, Господи.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Отдание праздника Святой Троицы, дня Пятидесятницы - излияния Духа Святаго, рождения Церкви Христовой. Учение о Святой Троице является основополагающим Божественным Откровением, непостижимым для человеческого ума. Посредством человеческих слов нам отчасти открывается Богооткровенная истина Бога о Самом Себе и приоткрывается некая завеса Тайны Самой Святой Троицы. Мы как христиане верим в Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Дабы как-то приблизить понимание о Боге троичном в Лицах, но едином по существу, в разные времена Троицу сравнивали то с солнцем, то с источником воды. Чтобы понять Святую Троицу, необходимо совершить подвиг молитвы, ибо мы знаем, что истинный богослов тот, кто молится. И эта тайна богословия Святой Троицы может открыться человеку тогда, когда он преуспеет в этом молитвенном подвиге своём. Наперёд скажу, что тайна понимания Святой Троицы, помимо посредства молитвы, заключается в любви. Ибо Единосущие подкрепляется этой великой и главной добродетелью. Когда мы говорим, что любим человека, мы порой не осознаем смысла этого глубочайшего слова. Поскольку для нас, большей частью, понимание любви - это некие особые чувства к тому или иному человеку, какое-то доброе благорасположение, может быть, желание находиться рядом, привыкание к этому человеку. Но чаще всего слово «любовь» нами определяется как некое чувство, которое возникает «за что-то»: за какие-то добрые взаимные к нам расположения, за красоту физическую, телесную. Но на самом-то деле любовь является самопожертвованием, и это её основное понятие. Хотя в миру и говорят, что нет определения любви, но любовь - это когда мы любим человека просто так, за то, что он есть, когда мы готовы принести себя в жертву ради его благосостояния и благополучия. Именно такое определение любви дал нам Сам Господь, когда Бог Отец послал Сына Своего Единородного в этот мир, когда Он воплотился и ради любви к роду человеческому принял на Себя страдания, распятие и смерть. Это совершение подвига было во имя любви к роду человеческому. Господь мог стереть нас с лица земли - строптивых, себялюбивых, гордых, ненавидящих друг друга, которым мешает всё в этом мире, в том числе и природа - дождь и даже соловьи, которые мешают спать. Наше око злое - мы видим в друг друге одно зло, ничего доброго не видим и не ощущаем. И вот к нам, таким непотребным, две тысячи лет назад пришёл Господь Бог, чтобы сделать нас лучше, чтобы наш взгляд стал добрым, чтобы мы видели друг друга не через извращенную призму зла, а через призму любви, самопожертвования. Сам Господь дал нам пример этого подвига любви. Его любовь к роду человеческому «ни за что». Более того, мы не заслуживаем этой любви! Вы сами понимаете, насколько мы порочны и не имеем даже толики самопожертвования. Но добродетель любви возникает не сразу, хотя порой мы имеем некое доброе расположение друг к другу. Это путь всей нашей жизни, чтобы в конце концов любить всех просто так, во имя самопожертвования. На пути к этой добродетели есть множество других, но первоочередной, фундаментальной добродетелью является смирение. Оно самым непосредственным образом связано с сегодняшними днями празднования Святой Троицы, Пятидесятницы, поскольку Священное Писание нам говорит об исполнении благодатью Божией тех, кто исполнился добродетелью смирения. В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). То есть, первым этапом исполнения Духа Святаго в нашем сердце является наличие смирения - осознание своего недостоинства; понимание своей греховности, нечистоты; понимание того, что вокруг - самые лучшие люди, а ты являешься самым испорченным человеком. Только когда мы к себе относимся с неким предубеждением и строгостью, а к ближним, наоборот, - со снисхождением и добрым расположением, наше спасение становится истинным. Но если мы к себе имеем строгость и эту строгость начинаем проявлять к другим, тогда у нас появляется некий суррогат духовной жизни. И не понятно, чем мы исполняемся - благодатью Божией или греховной составляющей. В прошлое воскресенье, в день Святой Троицы, когда мы посещали храм Божий, наверное, многие из вас ощущали состояние умиротворения. Всё к тому располагало: продолжительное богослужение, стояние на коленях. Вспомните, какими вы выходили из храма в этот день. Я думаю, что многие из вас были умиротворены, одухотворены. То есть, каждый почувствовал благодать Божию, которой была исполнена вся Церковь, и мы частично имели излияние Духа Святаго. Это не зря происходит в день Святой Троицы, чтобы мы имели возможность ощутить то, к чему должны стремиться и через добродетель смирения стяжать - благодатное состояние души. Мне хотелось бы, братья и сестры, пожелать всем нам исполняться благодатью Духа Святаго, понимать, что благодать Божия нас посещает тогда, когда мы осознаём свою греховность и смиряемся пред Богом. Окружающие нас люди заслуживают от нас доброго расположения. И мы не можем поступать так, как поступали в Ветхом Завете - око за око, зуб за зуб. Мы в Новом Завете понимаем по-иному: за хуление мы благословляем человека, за недолжное к нам расположение мы относимся к этому человеку по-доброму. Иначе какой смысл нашего нахождения в храме, если мы не исправляемся?! Да поможет нам Господь Бог исправиться, очиститься, одухотвориться и исполниться в конце концов самой главной добродетелью Божией, которую имеет и с нами делится Святая Единосущная и Нераздельная Троица.
Аминь.

Проповедь епископа Воскресенского Саввы в день Отдания праздника Пятидесятницы.Русская Православная Церковь Московский Патриархат Московская (городская) епархия

Мы слышим проповедь Господа в Храме. «В половине праздника вошел Иисус в храм и учил» . Он учит в Храме, чтобы посрамить Своих гонителей. Он показывает, что не боится их. Их обязанностью было учить народ в Храме. Но они учили его учениям и заповедям человеческим, и потому Господь входит в Храм и учит народ.

«Как Он знает Писания, не учившись?» Наш Господь не учился в пророческих школах или у ног раввинов. Он не мерою принял Духа. И не имел нужды в поучении человеками и через человека. Разумеется, служители Христовы должны трудиться, чтобы обретать знания обычным путем. Но при этом помнить, что без просвещения свыше их слово может оказаться медью звенящей или кимвалом бряцающим.

Как узнать, истинно ли учение Христово? Кто исполнился решимости жить по заповедям Христовым, «тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» . Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует.

Христос - Божественный Учитель - не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» - спрашивает преподобный Силуан Афонский. И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией . Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляется по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и - по отношению к человеческим душам, которые они обманывают.

И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в преступлении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа, якобы за нарушение Закона.

Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению .

«Не судите по наружности , - говорит Господь, - но судите судом праведным ». Те, кто являет себя праведными перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нём .

И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в Храме. Может быть, Он, действительно, Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришел, - рассуждают они, - Его дом - в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном. А в христианстве всё обстоит иначе. Если бы Бог был только в необычном, Он редко бы был с нами. В то время как, пребывая в обыденном, Он - с нами всегда .

«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» .

Ответ Господа не может не потрясти народ и его духовных вождей. Правда, что они знают, кто Он и откуда. Но также правда, что Он пришел от Бога.

И Господь говорит им, что они не знают Бога, а Он знает Его. Он - Единственный, Кто знает Бога. Только у Него одного - единственные отношения с Богом. И эти слова Спасителя оказываются решающими в Его жизни. До сих пор иудейские власти смотрели на Него как на дерзкого нарушителя субботы, а теперь они могут обвинить Его в самом высшем грехе - в богохульстве. Они видят, что Он говорит об Израиле и о Боге, как никто из людей не имеет права говорить.

Самое поразительное во всём этом - то, что каждый из нас поставлен именно перед таким выбором. Если ложь то, что Христос говорит о Себе, Он виновен в богохульстве, на какое не осмеливался никто и никогда. Но если это истина, Он есть никто иной как Сам Бог. Жизнь дается каждому человеку только для того, чтобы он мог сделать этот выбор .

Протоиерей Александр Шаргунов


Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы . Обре́тение мощей свт. Алекси́я, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.

Мч. Фалале́я. Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского.

При совершении службы отдания праздника Пятидесятницы в соединении с полиелейной службой в честь обре́тения мощей свт. Алекси́я следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы... в суббо́ту пред Неде́лею Всех святы́х, во отда́ние пра́здника Пятьдеся́тницы».

Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «пое́м еди́наго напреди́, а друга́го в настоя́щий пято́к, на повече́рии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1-е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1-я и 2-я Маркова глава).

Примечание. Рядовая служба Минеи (мч. Фалале́я) может быть перенесена на повечерие. Полиелейная служба равноапп. Константина и Елены с Недели Всех святых, 21 мая, может быть перенесена на пятницу, 19 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, Росси́йстии собо́ри…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прииди́те, лю́дие…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 .

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Неиздае́ма есть благода́ть…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́...».

По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Не́бо веду́щий путь…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе: «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15) и святителя.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...».

Паримии Пятидесятницы не читаются.

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

Сегодняшний день — это день отдания праздника Пятидесятницы или праздника Святой Троицы. И многие кто ходит в церковь, часто спрашивают, а что это — Пятидесятница? Непонятное такое название, правда? Пятидесятница означает пятьдесят. В библейской истории, кто знает Библию, в Ветхом Завете был праздник Пятидесятницы, то есть пятидесятый день, когда богоизбранный народ, избавился от плена, вышел из Египта.

И пророк Моисей Боговидец поднимается на гору Синай, где ему чудесным образом является Бог. Он беседует с Богом лицом к лицу, и Бог в лице Моисея дает человечеству Заповеди, Скрижали Завета. Заповеди любви к Богу и вторая скрижаль это заповеди любви к человеку. И говорит, что весь смысл человеческой жизни есть постижение Божественной любви, вхождение в эту любовь. И в этом есть спасение человека.

И вот на пятидесятый день после Пасхи, после Воскресения Христова, все апостолы собрались в Иерусалиме, потому что в этот день приходили в Иерусалимский Храм и все принимали участие в богослужении. Так делали и апостолы. Они жили в горнице, в таком маленьком домике, Небольшая такая комнатка, небольшой домик, где едва поместится полтора десятка человек. И вот в этой горнице, благодать Святого Духа сошла на апостолов, а в их лице сошла на всех верующих во Христа. И, говоря более глубоко, сошла на нашу Православную Христианскую Церковь. А Церковь это мы все с вами вместе верующие в Бога и отдающие себя Богу. И мы являемся единым, богочеловеческим организмом.

И вот эта благодать Духа Божия, преобразила апостолов. Они простые мужики, работали рыбаками, и вы знаете, когда люди простые, какой у них уровень, какие разговоры и какие у них интересы. И вдруг, они становятся… непостижимыми! Они преображают все вокруг себя. Они возвещают Слово Божие. Да, они слышали слова Христовы, да они пошли за Ним, но они получили Благодать Духа Божия, которая преобразила их. Они стали понимать то, что порой непонятно человеческому разуму. Они стали понимать сердцем то, что порой непостижимо для человеческого существа. Вера творит чудеса! И они преобразились и к этому преображению пошли призывать все народы, всю вселенную, весь наш человеческий мир.

Многие верующие даже на своем опыте знают, как меняется человек, когда касается его благодать Божия. Трудно бывает, падаешь, плачешь, стоишь на коленках, а благодать касается сердца и все проходит. Приходишь в храм и ощущаешь такую радость, чувствуешь рядом присутствие Бога, и уже ничего не страшно, и уже никого и ничего не боишься. И смерть, как говорится, не страшна. И таких примеров в Церкви, миллионы. Весь сонм святых. Поэтому мы будем завтра праздновать Собор Всех Святых Богу угодивших.

Вот так благодать духа Божия преобразила нашу землю. Люди стали святыми. Первые христиане называли друг друга братьями и сестрами. Называли христиан святыми и это действительно подлинное их название, подлинное обращение к ним.

И вот сегодня Церковь тоже обращается к нам, святым, призывая нас стать таковыми, каковыми мы должны быть. В Евангелии мы слышали сегодня наставление и в посланиях апостольских, что «вы свет миру, вы соль земли» и мы должны спастись сами, а когда сам спасаешься, вокруг тебя спасаются другие. И смысл нашей жизни, нашего спасения в чем проявляется? В стяжании благодати Духа Божия, как учил Серафим Саровский, а апостол Павел говорит: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас».

Каждый из нас это храм, это маленькая горница сионская, где Господь явился ученикам и преобразил их. Каждый человек, его сердце, это престол Живого Бога. Вот об этом напоминает Церковь нам сегодня, а потом праздник Всех Святых, призывает к святости, подлинной христианской жизни, Аминь.

СЛОВО ПРОИЗНЕСЕНО