» » Не получается выставить зажигание на ваз 2106. Правильная регулировку системы зажигания на автомобилях ваз

Не получается выставить зажигание на ваз 2106. Правильная регулировку системы зажигания на автомобилях ваз

Работа двигателя напрямую зависит от исправности систем зажигания и подачи топлива. Они определяют мощность мотора, расход топлива, приёмистость, лёгкость пуска. Сбой в настройке момента зажигания карбюраторного двигателя приводит к появлению детонации, калильному зажиганию, увеличению температуры выхлопа и быстрому выходу агрегата из строя. Существует несколько способов, как выставить зажигание на ВАЗ 2106. Все они просты и доступны начинающему автолюбителю.

Устройство системы зажигания на классических двигателях ВАЗ

Моторы, устанавливаемые на ВАЗ 2106, отличаются рабочим объёмом, но имеют одинаковую конструкцию. Трамблёр, детали ГРМ, передняя крышка с метками и шкив коленвала взаимозаменяемы при ремонте. Встречается контактная (КСЗ) и бесконтактная (БСЗ) системы зажигания. В первом случае размыкание контактов происходит механическим способом при повороте вала трамблёра на 90 0 . Во втором варианте применён датчик Холла и контроллер, позволяющий точно определять момент подачи искры в цилиндры.

Простейшая контактная система состоит из следующих элементов:

  • Замок зажигания, он же выключатель;
  • Катушка зажигания с двумя обмотками для получения высокого напряжения;
  • Механический прерыватель, размыкающий первичную обмотку катушки в нужный момент;
  • Ротор и контактная крышка для распределения напряжения к свечам зажигания;
  • Центробежный и вакуумный регуляторы;
  • Транзистор для снижения силы тока в первичной обмотке и продления срока службы;
  • Свечи зажигания;
  • Высоковольтные провода.

Схема контактного зажигания: 1 - генератор, 2 - замок зажигания, 3 - распределитель зажигания, 4 - кулачок прерывателя, 5 - свечи зажигания, 6 - катушка зажигания, 7 - аккумуляторная батарея

Принцип работы любой системы зажигания выглядит следующим образом. В момент, когда поршень в цилиндре находится в верхнем положении и максимально сжимает топливную смесь, происходит размыкание обмоток катушки. Высокое напряжение через крышку-распределитель попадает по высоковольтному проводу к соответствующей свече зажигания, на электродах которой возникает мощная искра. Происходит воспламенение. Этот процесс называется рабочим ходом поршня.

С увеличением оборотов двигателя угол опережения зажигания (УОЗ) изменяется, а центробежный регулятор делает угол оптимальным. Вакуумный регулятор смещает угол в зависимости от разрежения во впускном коллекторе. Это позволяет добиваться оптимальной мощности на всех режимах работы двигателя.

Признаки неисправности

Регулировка зажигания на машине требуется после ремонта двигателя или снятия трамблёра. Как и любая механическая система, он имеет свойство изнашиваться, появляются характерные симптомы:

  • Двигатель не заводится или работает с перебоями. Если бензин поступает в карбюратор, то причина кроется в неправильной настройке угла зажигания или смещении меток на цепи ГРМ.
  • Снижение динамики разгона и ухудшение эластичности мотора. Воспламенение смеси происходит не в оптимальное время, поэтому КПД снижается.
  • Увеличение расхода топлива. Это бывает при позднем зажигании, когда для получения прежней динамики приходится активнее нажимать на педаль газа. Часть бензина не успевает сгорать и вылетает в выхлопную трубу.
  • Позднее зажигание является причиной хлопков в глушителе, когда воспламенение несгоревшей топливной смеси происходит в момент открытия выпускного клапана.
  • Жёсткая работа двигателя возможно при раннем воспламенении бензина в цилиндрах. Взрыв в момент недохода поршня до ВМТ является причиной характерного тарахтящего звука и звона.

Внимание! Позднее зажигание часто становится причиной прогара выпускных клапанов, которые в этот момент перегреваются.

Обнаружив неисправность, следует проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2106, а при необходимости отрегулировать его. Для работы понадобится свечной ключ, ключ на «13», лампочка или стробоскоп, пластинчатый щуп.

Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106

Разберём 3 известных способа регулировки угла зажигания на двигателях ВАЗ.

При помощи стробоскопа (по меткам)

Данный способ позволяет очень точно выставить зажигание по меткам, и не требует снятия трамблёра и клапанной крышки. Весь процесс регулировки занимает 5 минут. Стробоскоп возможно найти в любом автомагазине. Порядок действий следующий:

  1. На заглушённом автомобиле ослабляем гайку крепления трамблёра, предварительно сделав на его корпусе отметку начального положения;
  2. На передней крышке двигателя находим две короткие и одну длинную метку, очищаем их от грязи и масла;
  3. Подключаем минусовой провод стробоскопа к «массе» двигателя, плюсовой - к катушке зажигания, а специальный зажим - на высоковольтный провод первого цилиндра;
  4. Пускаем двигатель и включаем стробоскоп. Свет от его лампы, направленный на шкив, покажет истинное положение момента зажигания;
  5. Медленно поворачивая корпус трамблёра, добиваемся совмещения метки на шкиве коленвала и приливов на передней крышке;
  6. Проверяем обороты двигателя по тахометру и при необходимости регулируем холостой ход на карбюраторе;
  7. Затягиваем гайку фиксации трамблёра.

Метку «4» на шкиву необходимо совместить с нужной вам меткой на крышке. Метка «1» соответствует углу в 10 0 , «2» - 5 0 , «3» - 0 0

Метки имеют значение в 0 0 , 5 0 и 10 0 относительно верхней мертвой точки (ВМТ). Для правильной работы на 92 бензине выбирают опережение 0 градусов.

Установка по лампочке

Если под рукой не оказалось стробоскопа, а зажигание требуется выставить точно, рекомендуют использовать простую автомобильную лампу на 12 вольт. К ней припаивают два провода с зачищенными контактами. Настройку производят в такой последовательности:


Совет! Вместо сигнальной лампы используют вольтметр, который подключается аналогичным образом. Вращением корпуса трамблёра ищем положение, в котором напряжение отсутствует.

Выставляем зажигание на слух

Быстро настроить примерное положение трамблера возможно и без всяких приборов. Потребуется немного терпения и хороший слух. Этот способ применим только при условии исправности карбюратора и ГРМ. Действуем таким образом:

  • Пускаем двигатель, даём прогреться до рабочей температуры, ручка дроссельной заслонки в карбюраторе должна быть утоплена;
  • Немного ослабляем крепёж трамблёра и начинаем его аккуратно поворачивать;
  • При повороте на большие углы двигатель будет глохнуть или наоборот увеличивать обороты;
  • Необходимо добиться ровных холостых оборотов в диапазоне 700-800 об/мин без посторонних стуков и детонации;
  • В таком положении фиксируем распределитель.

Такая регулировка на слух требует проверки на дороге или стробоскопом, но для первичной настройки - это оптимальный вариант.

Видео: как выставить зажигание на ВАЗ 2106

Как установить бесконтактное (электронное) зажигание

Установка электронного зажигания – это самый простой способ улучшить работу мотора. Замена на бесконтактную систему даёт такие преимущества:

  • Уверенный холодный пуск;
  • Стабильная работа двигателя на любых оборотах;
  • Высокая надёжность;
  • Увеличивается срок службы свечей зажигания;
  • Мощная искра;
  • Не требуется регулировка зазора и центробежного регулятора.

В состав готового набора входит трамблёр с датчиком Холла, специальная катушка зажигания и коммутатор. Высоковольтные провода возможно оставить и старые.

Электронная система зажигания включает в себя: катушку зажигания, трамблёр, коммутатор и комплект проводов

Чтобы установить бесконтактное зажигание взамен старого нам потребуется ключ на «13» и на «10», два винта для крепления коммутатора и стробоскоп для настройки угла опережения.

Порядок выполняемых работ:


Важно! Системы БСЗ могут отличаться длиной вала трамблёра для разных моделей двигателей классических «Жигулей», поэтому перед покупкой стоит уточнить у продавца о взаимозаменяемости компонентов.

Проверка угла зажигания во время движения автомобиля

Проверку работоспособности системы зажигания после любой регулировки лучше всего производить в движении. Это связано с особенностями конструкции трамблёра и октановым числом используемого бензина. Бывает так, что выставленные по меткам углы зажигания не дают достаточной динамики и приёмистости. Поможет регулировка на слух по началу детонации:

  • Разгоняем автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
  • Включаем прямую передачу (на ВАЗ 2106 четвёртую) и нажимаем педаль газа до упора;
  • Должен появиться характерный звон (детонация), который пропадёт через 2-3 секунды, а ускорение будет ровным и мощным без провалов;
  • Если детонация не исчезает на протяжение всего разгона, значит угол зажигания «ранний»;
  • Полное отсутствие звона и вялая динамика говорят о запаздывании искры в цилиндрах;
  • Регулируем положение трамблёра на месте, доворачивая его на 3-5 градусов;
  • Когда регулировка будет завершена, положение корпуса трамблёра относительно блока отмечают риской или краской.

Работы по регулировке зажигания следует проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания - 15000 км, для электронной - вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке легко могут быть проделаны самостоятельно, гараж для этого не нужен. Навык самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в дальней дороге или зимой, когда возникают проблемы с запуском.

ВАЗовская «семёрка» - последняя классическая модель Жигулей, выпускавшаяся с 1982 по 2012 год. Причём инжектор и электронное зажигание появилось на автомобиле ВАЗ 2107 уже в 90-е, а все предыдущие модификации шли с карбюратором и системой механического (контактного) искрообразования. Поскольку по территории стран бывшего СССР «бегает» немало таких машин, то вопрос перехода на бесконтактное зажигание (сокращённо - БСЗ) не теряет актуальности для их владельцев. Решается он без особых проблем, нужно лишь купить комплект нового оборудования и поставить его на «семёрку» своими руками, чтобы не тратить средства на услуги автосервиса.

Конструкция электронного зажигания

Чтобы поставить бесконтактную систему на «классику» ВАЗ 2107 с карбюратором, желательно изучить, как она устроена. Это поможет вам правильно собрать схему и успешно запустить её в работу. БСЗ для старых карбюраторных моделей Жигулей состоит из таких элементов:

  • трамблёр, он же - распределитель системы зажигания;
  • высоковольтная катушка новой конструкции (отличается от старой, работающей с механическими контактами);
  • коммутатор, отвечающий за управление системой;
  • высоковольтные и обычные провода с разъёмами и клеммами, соединяющие перечисленные элементы;
  • свечи зажигания.

Справка. Поскольку в новой системе зажигания отсутствует контактная группа, а её работа управляется электронным блоком, то к ней одинаково подходят названия «бесконтактная» и «электронная».

В новой высоковольтной катушке предусмотрено 2 обмотки. Первичная изготовлена из проводника большого сечения и подключена к электрической сети автомобиля через реле замка зажигания. Вторичная обмотка намотана большим количеством витков тонкой проволоки и присоединена высоковольтным проводом к трамблёру, состоящему из следующих частей:

  • корпус с установленным по центру валом;
  • на конце вала закреплён подвижный контакт (так называемый бегунок);
  • сверху на корпус надевается крышка, куда подключены высоковольтные провода большого сечения, идущие к свечам зажигания;
  • на валу имеется выступ (кулачок), напротив которого стоит датчик Холла;
  • сбоку прикреплена вакуумная диафрагма, обеспечивающая опережение зажигания.

Коммутатор соединяется проводниками малого сечения с распределителем и катушкой, его задача - управлять своевременной подачей искры на свечи.

Справка. В более новых модификациях ВАЗ 2107, где вместо карбюратора стоит инжектор, отдельный коммутатор отсутствует. В нём нет нужды, поскольку искрообразованием и подачей топлива ведает контроллер бортового компьютера.

Принцип действия БСЗ

Искрообразование с электронным управлением функционирует по достаточно простому алгоритму, что и обусловливает надёжность подобной схемы. Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, на первичную обмотку катушки идёт постоянное напряжение от бортовой сети, отчего вокруг неё образуется магнитное поле. Дальше система работает так:

  1. Стартер поворачивает коленвал и приводит в движение вал трамблёра вместе с бегунком.
  2. Датчик Холла, реагирующий на прохождение рядом металлической массы, регистрирует оборот вала по выступу на нём и отправляет сигнал коммутатору.
  3. Электронный блок по сигналу датчика отключает подачу напряжения к первичной обмотке катушки.
  4. В момент разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс высокого напряжения (до 24 кВ). По толстому проводу он направляется к подвижному контакту трамблёра.
  5. Бегунок перенаправляет импульс на один из неподвижных контактов, встроенных в крышку. Оттуда напряжение поступает к свече того цилиндра, где поршень находится в верхней мёртвой точке.
  6. В этот момент топливо уже находится в камере сгорания в сжатом состоянии. Когда на электродах свечи проскакивает искра, происходит его воспламенение.
  7. Бегунок вращается и передаёт искру всем цилиндрам по схеме 1-3-4-2, после чего двигатель машины заводится и начинает работать.

Примечание. В старых автомобилях ВАЗ 2107 коммутатор отсутствовал, а электрическая цепь разрывалась механическим способом - кулачок вала размыкал контактную группу.

Плюсы и минусы бесконтактного зажигания

На данный момент системой искрообразования с электронным управлением оснащается 100% выпускаемых автомобилей, использующих в качестве горючего бензин или сжиженный газ. Механическое зажигание устарело и осталось в прошлом. Причина - её ненадёжность при эксплуатации, частые неполадки и невысокая мощность искры. По сравнению с контактной системой БСЗ обладает следующими преимуществами:

  1. Отсутствие контактов, чьи поверхности постоянно подгорают от высокого напряжения, отчего мощность искрообразования резко падает.
  2. В распределителе электронной системы нет быстроизнашивающихся деталей, которые приходилось менять через каждые 15-20 тыс. км пробега.
  3. Благодаря бесконтактной схеме и новой конструкции катушки напряжение, подаваемое на электроды свечей, удалось поднять с 18 до 24 кВ. Это благотворно повлияло на воспламенение и сжигание топливовоздушной смеси в цилиндрах.
  4. Надёжность в работе и долговечность.

Справка. В прошлые времена хозяевам ВАЗовской «классики» довольно часто приходилось удалять выступ, нагорающий на поверхности одного из контактов, для чего требовался плоский надфиль. Но на втором контакте образовывалось углубление, которое зачистить достаточно трудно, поэтому производители стали делать контактные группы со сквозными отверстиями.

Из существенных недостатков БСЗ можно отметить один - неремонтопригодность датчика Холла. Если механические контакты подчищаются, то неисправный датчик нужно только менять, поэтому желательно возить его с собой. С другой стороны, данный приборчик очень надёжен в работе и служит без проблем 40-50 тыс. км.

Справка. Владельцам автомобилей ВАЗ 2107, оснащёнными первыми комплектами БСЗ, помимо датчика Холла приходилось возить ещё и запасной коммутатор. Но спустя 2 года его конструкция претерпела модернизацию, отчего электронные блоки перестали выходить из строя.

Инструкция по установке бесконтактной системы

Процедура замены механического зажигания на электронное делится на такие этапы:

  • выбор и покупка БСЗ;
  • подготовка инструментария;
  • снятие старой системы и установка новой;
  • настройка зажигания.

Если ранее вам не приходилось самостоятельно разбираться с проблемами искрообразования в классических моделях Жигулей, то придётся выделить на всю работу примерно 3-4 часа.

В заводской комплект БСЗ для ВАЗ 2107, имеющийся в продаже, входят следующие детали:

  • коммутатор с каталожным номером 36.3734 (ещё бывает 3620.3734);
  • главный распределитель зажигания, маркировка - 38.37061;
  • высоковольтная катушка, номер по каталогу - 27.3705;
  • жгуты проводов с разъёмами.

Примечание. Маркировка трамблёра указана для машин с двигателями объёмом 1,5 и 1,6 л. В модификациях «семёрок» с мотором 1,3 л блок цилиндров меньше по высоте, а вал распределителя зажигания короче. Его каталожный номер - 38.3706–01.

В продаже встречается подобный бесконтактный комплект, предназначенный для российского внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». В нём трамблёр маркируется так: 3810.3706 либо 38.3706–10. Не стоит его покупать для «классики», поскольку элемент отличается по техническим параметрам, хотя внешне выглядит так же.

Среди производителей, выпускающих готовые комплекты электронного зажигания для старых моделей ВАЗ, лучше всех себя зарекомендовала компания «СОАТЭ», чьё производство расположено в г. Старый Оскол Российской Федерации. Отзывы владельцев «классики» о продукции компании сугубо положительные.

Совет. Планируя ставить БСЗ на «семёрку», параллельно замените свечи зажигания (марка - А17ДВР) и высоковольтные провода к ним. В комплект поставки они не входят, но для стабильной и экономичной работы двигателя с новой системой искрообразования очень пригодятся.

Какие понадобятся инструменты?

Для монтажа электронного блока и других элементов БЗС вам потребуется простой инструментарий, имеющийся в гараже у любого мастеровитого автомобилиста:

  • отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
  • рожковые ключики размером 8, 10 и 13 мм;
  • обычные пассатижи;
  • свечной ключ, оснащённый для удобства карданчиком;
  • ручная либо электродрель со сверлом диаметром 3-3,5 мм.

Примечание. С помощью ключей откручиваются клеммы, крепления трамблёра и катушки. Дрель понадобится, чтобы сделать 2 отверстия для монтажа коммутатора. В некоторых машинах можно отыскать готовые отверстия, рассчитанные под монтаж электроники, они находятся на левом лонжероне (по ходу движения авто).

Хорошо, если вам удастся найти и взять на время специальный ключ, предназначенный для поворачивания коленчатого вала ВАЗ 2107, ухватившись за гайку храповика. Другой вариант - вращать коленвал обычным рожковым ключом размером 30 мм либо поворотом вывешенного заднего колеса при включённой 4-й передаче.

Проводить работы по установке и настройке бесконтактного зажигания можно в любом удобном месте, лишь бы позволяли погодные условия. Поскольку смотровая яма вам не потребуется, то сгодится ровная и хорошо освещённая площадка.

Установка БСЗ на автомобиль

Перед монтажом электронного зажигания вам нужно снять с машины старую систему, действуя в таком порядке:

  1. Поднимите крышку капота «семёрки», отключите аккумулятор от бортовой сети и снимите со свечей провода высокого напряжения.
  2. Выверните свечи и поворотом коленчатого вала выведите поршень 1-го цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). В этом вам поможет длинная отвёртка, вставленная в свечной колодец. Убедитесь, что насечка на шкиве коленвала стоит напротив первой метки на блоке цилиндров (она самая длинная из трёх).
  3. Разблокируйте металлические защёлки крышки распределителя зажигания и снимите её вместе с проводами. Для верности поставьте на клапанной крышке двигателя отметку напротив подвижного контакта бегунка.
  4. Отключите от трамблёра все провода и тонкую трубку, которая соединяет его со штуцером на карбюраторе. Ослабьте гайку, прижимающую юбку распределителя к блоку цилиндров, и открутите её. Снимите старый трамблёр, проследив, чтобы не потерялась прокладка (стоит между ним и блоком).
  5. Отсоедините провода от контактов высоковольтной катушки и запомните, куда они подключались. Открутите кронштейн катушки и снимите её с кузова.

Установку БСЗ начните с монтажа электронного блока, снабжённого алюминиевой посадочной пластиной с отверстиями (она служит элементом охлаждения прибора). Если на левом лонжероне есть готовые отверстия, прикрутите к ним коммутатор двумя саморезами. В противном случае найдите свободное место неподалёку от катушки, просверлите отверстия и закрепите блок управления.

Совет. Не ставьте коммутатор под бачком с жидкостью для промывки лобового стекла. Если он протечёт, то зальёт нежную электронику и зажигание перестанет функционировать.

Монтаж элементов бесконтактной системы выполняйте в такой последовательности:

  1. Возьмите новый трамблёр, снимите с него крышку и наденьте прокладку. Установите его в гнездо на блоке цилиндров таким образом, чтобы подвижный контакт встал напротив меловой метки, нарисованной на клапанной крышке мотора. Слегка прижмите юбку распределителя крепёжной гайкой, чтобы он случайно не повернулся.
  2. Прикрутите катушку высокого напряжения на старое место (крепления совпадают). Подключите к её клеммам провода от реле замка зажигания, тахометра и коммутатора. Жила, идущая от контакта «1» электронного блока, подключается к клемме с маркировкой «К» катушки, а провод от контакта «4» соединяется с клеммой «Б».
  3. Установив зазор 0,8-0,9 мм между электродами свечей, закрутите их в отверстия цилиндров. Наденьте на трамблёр крышку и подсоедините все провода высокого напряжения, в том числе центральный, ведущий к катушке. Подключите вакуумную трубку, после чего можете приступать к пуску мотора и регулировке своевременного искрообразования.

Совет. При монтаже высоковольтной катушки клеммы меняются местами, что доставляет некоторые неудобства. Вопрос решается ослаблением гайки крепёжного хомута и поворотом корпуса катушки на 180°, после чего её можно ставить на место.

Этапы установки зажигания в фотографиях

Положение бегунка при совмещённых метках Перед выставлением меток нужно снять крышку распределителя Откручивание проводов старого трамблёра Снятие центрального высоковольтного провода с катушки Когда все провода сняты и откручена гайка крепления, трамблёр вынимается из блока После монтажа новой катушки провода подключаются к тем же клеммам Высоковольтные провода нужно подсоединять, ориентируясь по цифрам на крышке Коммутатор крепится на 2 самореза к лонжерону

Видеоматериал по замене зажигания на электронное

Указания по настройке зажигания

Если вы чётко следовали изложенной инструкции, присоединили все провода согласно схеме и не сбили совмещённые метки, то мотор запустится без проблем. Чтобы отрегулировать зажигание, нужно добиться стабильной работы двигателя, так что для начала прогрейте его несколько минут, не давая заглохнуть нажатием на педаль газа.

Совет. Если запуск мотора не удался, а при включении стартера не проявляются даже хлопки, то вы наверняка напутали с проводкой. Ещё раз проверьте все по схеме, прилагающейся к заводскому комплекту деталей электронного зажигания.

Выполнить регулировку на прогретом двигателе можно двумя методами:

  • без использования специальных приборов - «на слух»;
  • точная настройка с помощью стробоскопа.

Стробоскоп - это прибор с лампочкой, мигающей одновременно с передачей импульса датчиком Холла. Когда включённый стробоскоп подносят к маховику коленчатого вала на работающем моторе, то становится видно положение насечки. Отсюда и возможность точной регулировки.

Для настройки подключите питание стробоскопа к аккумуляторной батарее, а толстую жилу - к высоковольтному проводу свечи 1-го цилиндра. Отпустите гайку крепления трамблёра и поднесите мигающую лампу к шкиву. Медленно поворачивайте корпус распределителя, пока насечка на шкиве не займёт место напротив короткой риски, после чего затяните гайку.

Настройка народным способом «на слух» выполняется так:

  1. Заведите двигатель и отпустите гайку, удерживающую распределитель зажигания.
  2. Плавно и не спеша вращайте трамблёр в пределах 15°. Найдите положение, при котором мотор работает наиболее стабильно.
  3. Зажмите гайку крепления.

Совет. Когда станете поворачивать распределитель зажигания рукой, старайтесь не касаться проводов высокого напряжения, чтобы вас не ударило током. Оптимальный вариант - взяться за корпус мембранного механизма, куда присоединена трубка от карбюратора.

Вполне закономерно, что после установки системы бесконтактного зажигания холостые обороты двигателя вырастут до 1100-1200 об/мин из-за повышенной мощности искры. Установите норму 850-900 об/мин, закручивая винт холостого хода на карбюраторе и ориентируясь по тахометру. На карбюраторах ВАЗ 2105-2107 типа «Озон» этот винт располагается в нижней секции агрегата с правой стороны и отличается большим размером. В карбюраторах ВАЗ 2108 типа Solex (такие тоже ставились на «семёрку») есть длинная рукоятка из пластика, выступающая справа (по ходу движения). Второй винт, регулирующий состав топливовоздушной смеси, крутить нельзя.

Совет. Если во время резкого нажатия на акселератор из двигателя раздаётся звонкий стук, то вы поставили слишком большой угол опережения зажигания и смесь вспыхивает раньше чем нужно. Ослабьте гайку распределителя и поверните корпус на пару градусов по часовой стрелке.

Видеоролик о регулировке зажигания на «классике» Жигулей

Лучшим показателем успешной установки и настройки бесконтактной системы зажигания является проверка ВАЗ 2107 на ходу. Стоит проехать на автомобиле несколько километров, чтобы проверить при различных режимах - разгон, движение по прямой и накатом при включённой передаче. Поведение машины наверняка вам понравится, а опостылевшая зачистка контактов забудется навсегда.

Оттого насколько грамотно и квалифицированно выполнена настройка зажигания ВАЗ-2106 зависит не только мощность и динамика силового агрегата, но и расход. Некорректную работу зажигания можно выявить по следующим моментам:

    трудный запуск;

    недостаточная мощность двигателя;

    завышенный расход;

    неустойчивый режим ХХ;

    повышенная температура;

    детонация после выключения;

    при резком нажатии на «газ» появляется характерный стук пальцев.

Настройка зажигания на ВАЗ

В зависимости от того какой тип зажигания установлен вашей модели, настройка системы имеет некоторые особенности. В то же время принцип выполнения данной операции для всех модификаций аналогичен. Регулировка зажигания ВАЗ-2106 проводится в 3 этапа:

    УЗСК – калибровка угла контактов в замкнутом положении.

    УОЗ – регулировка угла опережения.

    Контроль работоспособности в движении.

Регулировка углов контактов зажигания

Для работы нам понадобится:

    набор ключей, в том числе и специальный ключ для коленвала;

  • набор щупов для ВАЗ-2106;

    электронный тахометр.

Если на вашей модели применена классическая или система зажигания транзисторного типа настройку зажигания выполняем в следующем порядке.

    Демонтируем крышку с трамблёра и надфилем чистим контакты, чтобы они плотно замыкались друг с другом. Если необходимо, подгибаем неподвижный элемент.

    Вращая специальным ключом коленвал, устанавливаем максимальный зазор. При отсутствии ключа, можно выполнить эту процедуру путём толкания автомобиля, предварительно включив 4-ю передачу.

    После того как установлен максимальный зазор, выкручиваем винт пластины подшипника.

    Затем пластиной в 0,4 мм калибрует зазоры, а потом фиксируем положение, вкручиванием винта.

    Контролируем расстояние между электродами пластинками на 0,35 и 0,4 мм. В этом случае тонкий щуп должен легко проходить, а толстый инструмент – не должен. Ставим на место крышку трамблёра.

    Запускаем двигатель и проверяем с помощью тахометра УЗСК. Он должен быть 55°±3°. При необходимости выполняет его калибровку.

    Регулируем угол опережения зажигания

    Для выполнения этой процедуры существует несколько вариантов, оптимальными являются следующие:

    • с помощью стробоскопа;

      с помощью лампочки;

      по искре;

    – наиболее быстрый и точный способ калибровки при условии наличия данного устройства. Сначала необходимо подключить прибор к сети машины. Затем следует снять с трамблёра и заглушить трубопровод октан корректора. Вслед за этим прогреваем двигатель до рекомендованной температуры. После этого ослабляем крепёжный болт трамблёра и направляем луч стробоскопа в район шкива. При устойчивых оборотах ХХ вращая корпус трамблёра, устанавливаем первую метку шкива против второго деления, которое находится на крышке газораспределителя. Отрегулировав нужное положение, фиксируем корпус трамблёра, закручиванием крепёжного болта.

    Настройка с помощью лампочки выполняется при отсутствии стробоскопа. Регулировка производится с помощью двенадцативольтовой лампочки, к которой предварительно подсоединены 2 провода и специального ключа для коленвала.

      Сначала вращая коленвал, установите его метку напротив нулевого деления на крышке газораспределителя.

      Один провод лампочки соедините с катушкой через кабель, идущий от трамблёра, а другой – с массой кузова.

      Центральный кабель трамблёра выньте и подключите на массу.

      Открутите немного крепёжный болт корпуса трамблёра.

      Включите систему зажигания, лампа должна гореть.

      Вращением по часовой стрелке корпуса трамблёра установите положение, при котором погаснет контрольная лампа.

      Вслед за этим двигайте корпус обратно до того момента, когда снова загорится лампа.

      С помощью болта зафиксируйте трамблёр.

    Если на вашей модели предусмотрена тиристорная или транзисторная схема замка зажигания ВАЗ-2106, данную регулировку выполнить с помощью лампочки не получиться из-за того, что напряжения, которое имеется на контактах трамблёра, может не хватить для включения лампы. В таком случае настройку следует произвести с помощью диодного пробника или вольтметра.

    Регулировка по наличию искры производится на основании того, что искра появляется при размыкании контактов. Предварительно установите коленвал в положение, при котором его метка совпадёт с первым делением на крышке газораспределителя. В этом случае бегунок трамблёра будет находиться напротив силового кабеля 1-го цилиндра. Вытащите центральный кабель трамблёра и расположите его на расстоянии от массы в пределах 5 мм. Открутите крепёжный болт трамблёра и включите зажигание. Проверните корпус в сторону часовой стрелки на 25-30 градусов. После этого медленно двигайте корпус обратно и в момент появления искры, зафиксируйте трамблёр.

    Регулировку на слух следует проводить только в исключительных случаях, когда вышеизложенные варианты по той или иной причине реализовать не удалось. Сначала включаем двигатель, а затем ослабляем крепление корпуса трамблёра. Вращая корпус, установите максимальные обороты мотора. После этого поверните трамблёр немного по часовой стрелке и зафиксируйте корпус болтом. При этом вполне вероятна большая ошибка, однако, этого будет достаточно, чтобы добрать до ближайшей станции обслуживания или своего гаража, где можно будет выполнить более точную настройку.

    Видео- Установка зажигания по лампочке

    Контроль работоспособности зажигания

    Результаты настройки зажигания необходимо протестировать в процессе движения машины. Перед этим предварительно прогрейте двигатель и после разгона 45-50 км/час, включив 4-ю передачу, энергично нажмите педаль «газа». При правильной регулировке зажигания в этот момент должны кратковременно (1-2 сек) появиться и сразу исчезнуть характерные хлопки в результате детонации с последующим энергичным набором скорости. Если это не произошло, проверните корпус трамблёра на 1 позицию против часовой стрелки. Когда детонация продолжается более 2 секунд, корпус необходимо провернуть по часовой стрелке на 1 деление.

Рассмотрим установку момента зажигания (угла опережения зажигания) на «классических» автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 с контактной системой зажигания и их модификациях. Необходимость в выставлении угла опережения зажигания может возникнуть после снятия-установки распределителя зажигания (трамблера), либо при попытке более оптимально настроить работу двигателя. Неверно выставленный момент зажигания грозит возникновением целого ряда проблем в работе двигателя. Вот некоторые из них: падение мощности и приемистости, повышенный расход топлива, неустойчивый холостой ход, проблемы с запуском двигателя, выстрелы и хлопки в глушитель, черный дым из глушителя, прогорание клапанов и пр.


Необходимые инструменты

Всю работу по установке угла опережения зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107 можно провести без применения каких-либо специальных приспособлений и устройств. Использование стробоскопа, контрольной лампы не имеет особого смысла, так как по окончании установки момента зажигания потребуется провести проверку его правильности на движущемся автомобиле. Из инструментов потребуются всего лишь:

— Рожковый или накидной ключ на 13 мм.

— Рожковый или специальный ключ на 38 мм.

Подготовительные работы

— Ставим автомобиль на ручной тормоз;

Установка момента опережения зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107

Ставим момент опережения зажигания под 92-й бензин.

1. Совмещаем метку на шкиву коленчатого вала и метку на передней крышке двигателя (среднюю из трех там имеющихся).

Для этого специальным ключом (либо рожковым ключом на 38 мм) медленно вращаем коленчатый вал за храповик вплоть до их совпадения.

2. Устанавливаем трамблер защелками параллельно двигателю, контакт бегунка должен смотреть на 4-й цилиндр (определите по крышке трамблера).

Контакты прерывателя должны быть сомкнуты. Слегка прижимаем корпус трамблера держателем.

3. Включаем зажигание и медленно поворачиваем корпус трамблера до размыкания контактов прерывателя. Между контактами проскочит искра.

Это и будет искомый момент зажигания. Ключом на 13 мм затягиваем гайку держателя трамблера.

Проверка правильности установки момента зажигания

Двигаясь на автомобиле со скоростью 45-50 км/ч на 4-й передаче по ровной дороге, резко, на непродолжительное время, нажмите на педаль «газа». Одновременно прислушайтесь к работе двигателя. Кратковременно возникшая детонация — 1-3 сек (стук «пальцев») свидетельствует о правильной установке угла опережения зажигания, длительная о слишком , отсутствие детонации о . Необходимо подкорректировать угол опережения вращением трамблера (против часовой стрелки – делаем зажигание более ранним, по часовой – более поздним). После чего провести проверку еще раз.

Примечания и дополнения

— Бывают ситуации, когда при правильно установленном угле опережения зажигания (короткая детонация при движении), на автомобилях ВАЗ 2101-2107, работа двигателя на холостом ходу оставляет желать лучшего. В этих случаях многие просто крутят трамблер, выставляя зажигание немного пораньше, чтобы стабилизировать холостой ход. Желательно устранить эту неисправность регулировкой карбюратора, а не вращением трамблера, так как сбивается установленный ранее правильный момент зажигания.

Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.

Принцип работы

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2106 включает в себя такие детали, как:

  • катушка высокого напряжения для электронного зажигания;
  • распределитель зажигания со встроенным фотоэлектрическим датчиком (датчик Холла);
  • коммутатор;
  • соединительные провода.

Схема работы следующая.

  1. Первичная обмотка катушки высокого напряжения состоит из небольшого количества витков толстой проволоки, через коммутатор подключена к аккумуляторной батарее и генератору, постоянно находится под напряжением. Когда один из поршней приближается к своей верхней мертвой точке (ВМТ), фотоэлектрический датчик регистрирует момент зажигания и посылает импульс на коммутатор, который тут же разрывает цепь «первичная обмотка катушки — аккумуляторная батарея».
  2. Вторичная обмотка катушки представляет собой огромное количество витков тонкой проволоки. Вследствие разрыва цепи в ней возникает короткий импульс высокого напряжения. Этот импульс по проводу высокого напряжения из катушки поступает в распределитель зажигания.
  3. Бегунок, вращающийся на валу под крышкой трамблера, передает этот импульс на свечу в тот цилиндр, в котором поршень достиг ВМТ. На свече проскакивает мощная искра и поджигает топливо.
  4. Датчик Холла регистрирует прохождение поршнем ВМТ, импульс на коммутатор пропадает, и тот замыкает цепь первичной обмотки. Цикл начинается сначала.

Поскольку топливо сгорает с определенной скоростью и за некий малый промежуток времени, искра на свече должна появиться в определенный момент. Если это произойдет слишком рано, поршню придется преодолевать сопротивление воспламенившихся расширяющихся газов. При запаздывании топливо будет сгорать во время рабочего хода поршня, когда он уже направится вниз.

В обоих случаях двигатель будет нестабильно работать на холостом ходу, терять мощность и перегреваться. Чтобы этого не происходило, необходима регулировка угла опережения зажигания. Оптимальный момент для воспламенения топлива наступает после прохождения поршнем ВМТ, а коленчатый вал повернется на 10-12°. Это и есть угол опережения зажигания.

Следует отметить, что электронное зажигание на ВАЗ можно приобрести как целым комплектом, так и по отдельности. Большинство автолюбителей, установивших электронное зажигание на свой автомобиль, рекомендуют покупать комплект для ВАЗ 2106, который производится в г. Старый Оскол. В этом случае проблем практически не возникает.

Если же вы решили приобретать детали по отдельности, то надо обратить внимание на длину вала распределителя зажигания. Дело в том, что модификации автомобиля ВАЗ 2106 комплектовались разными двигателями, поэтому перед покупкой надо посмотреть маркировку на блоке цилиндров. Для блоков цилиндров с маркировкой 2103 и 2106 трамблер идет с более длинным валом, чем для блоков с маркировкой 2101 или 21011.

Это связано с разным ходом поршня этих двигателей и разной высотой блока. В отдельных случаях автолюбители вместо штатного ставят коленчатый вал от ВАЗ 21213 Нива и таким образом увеличивают ход поршня на блоках 2101 и 21011. Такой тюнинг никак не отражается на длине вала распределителя зажигания, который необходимо выбирать по маркировке на блоке цилиндров.

Пошаговая инструкция

Чтобы установить электронное зажигание, действовать нужно следующим образом.

    1. Поворачивать коленчатый вал рукояткой или ключом до тех пор, пока метка на шкиве вала не совместится с длинной риской на блоке цилиндров. При совмещении этих меток в первом или четвертом цилиндре поршень находится в положении ВМТ. Это легко проверить, если вывернуть свечи и снять крышку трамблера. Бегунок будет указывать либо на 1-й, либо на 4-й цилиндр (ориентироваться надо по крышке, на которой нанесены номера цилиндров).
    2. Снять вакуумную трубку со штуцера, вытащить провода высокого напряжения из крышки трамблера, отвернуть гайку крепления трамблера и извлечь его, предварительно запомнив положение бегунка. Во время этой операции следить за тем, чтобы прокладка, стоящая между распределителем зажигания и блоком цилиндров, не потерялась. К слову, провода высокого напряжения при установке электронного зажигания также рекомендуется заменить на новые.
    3. Взять новый трамблер, надеть на него прокладку и повернуть вал таким образом, чтобы бегунок встал в такое же положение, как и на старом трамблере. Установить его на блок цилиндров и слегка притянуть гайку крепления. Надеть крышку, вставить провода высокого напряжения, присоединить их к свечам. Схема присоединения по номерам цилиндров — 1-3-4-2. Присоединить вакуумную трубку.
    4. Старую катушку высокого напряжения демонтировать, на ее место установить новую и присоединить провода. По умолчанию установите детали, купленные одним комплектом. К нему прилагается инструкция, и провода имеют маркировку. В противном случае при демонтаже следует запомнить, какой из проводов был прикреплен к плюсовому контакту старой катушки.
  1. Установить коммутатор. У моделей ВАЗ, выпускавшихся в последние годы, имеется для него специальное место на левой стороне кузова (смотреть по ходу автомобиля), рядом с трамблером. В более старых машинах придется аккуратно просверлить 2 отверстия и закрепить коммутатор саморезами. Присоединить разъем.
  2. После установки требуется регулировка угла опережения зажигания. В идеале это делают при помощи стробоскопа, но на первое время регулировка может быть выполнена «на слух». Для этого следует запустить двигатель, дать ему поработать полминуты, а затем, аккуратно вращая трамблер за корпус в разные стороны на угол не более 15°, добиться устойчивой работы двигателя на холостом ходу. Гайку крепления трамблера затянуть.

После того как установлено новое зажигание на ВАЗ 2106, необходимо очистить свечи и откорректировать величину зазора между электродами. Величина зазора может быть в пределах 0,8-0,9 мм.