» » Масса и грузоподъемность грузовых автомобилей. На какие машины распространяется система Платон? Автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн

Масса и грузоподъемность грузовых автомобилей. На какие машины распространяется система Платон? Автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн

15 ноября 2015 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее по тексту – Постановление №504), устанавливающее плату (сбор) за проезд по федеральным дорогам такими большегрузными автомобилями. Рассмотрим порядок налогообложения вышеуказанного сбора.

Основным «дорожным» документом, определяющим использование дорог в РФ, является Федеральный закон от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» (далее по тексту – Закон №257-ФЗ). Статья 31 Закона №257-ФЗ регламентирует порядок движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.

Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, допускается при наличии специальных разрешений(п.1 ст.31 Закона №257-ФЗ).

А для получения такого разрешения требуется (п.6 ст.31 закона №257-ФЗ):

1) согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством;

3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.

Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2015 г. №248-ФЗ введены новые требования в части габаритов и загруженности большегрузных автомобилей. Так, за превышение установленных Правительством РФ допустимых габаритов большегрузов более чем на два процента, необходимо платить.

Плательщики сбора

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ (п.12 ст.31 Закона №257-ФЗ).

Согласно п. 13 ст.31 Закона №257-ФЗ размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

1) Правительством РФ в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;

4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.

С 15 ноября 2015 в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. №68-ФЗ введена новая ст.31.1 Закона №257-ФЗ. Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами (п.1 ст.31.1 Закона №257-ФЗ).

Следует иметь в виду, что положения ст.31.1 не применяются к платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог. То есть платные автомобильные дороги – это совсем другая история, не связанная с причинением вреда автотрассе.

И, забегая вперед, отметим, что при документальном подтверждении и экономическом обосновании подобных расходов, оплата проезда по платным дорогам может быть учтена в составе прочих расходов в целях исчисления налога на прибыль (Письмо УФНС по г. Москве от 07.06.2012 г. №13-11/050285).

Ново введенная плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается владельцами транспортных средств и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Освобождение от сбора

От дополнительной платы в счет возмещения вреда федеральным автодорогам освобождаются (п.7 ст.31.1 Закона №257-ФЗ):

1) транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

3) специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

То есть нововведение не коснется социально-значимых видов перевозок, осуществляемых большегрузами.

Согласно п.8 ст.31.1 Закона №257-ФЗ размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ.И в целях реализации положений ст. 31.1 Закона №257-ФЗ Правительством РФ издано Постановление №504, устанавливающее Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами.

Таким образом, помимо транспортного налога, с 15 ноября 2015 г. будет взиматься дополнительная плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т.

Расчет платы

Согласно п.1 Постановления №504 размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, составит 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам. Однако, после многочисленных забастовок водителей 11 ноября 2015 г., Правительство изменило плату за проезд – 1 рубль 53 копейки за каждый километр пробега. При этом приведенный размер платы в счет возмещения вреда подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен (п.2 Постановления №504).

Механизм действия новых правил выглядит следующим образом:

1.Оператор заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о транспортном средстве (тип и марка, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, разрешенная максимальная масса в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства), к которым владелец транспортного средства прилагает копию свидетельства о регистрации транспортного средства.

В качестве оператора могут выступать индивидуальный предприниматель или , на которых возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы.

2. Большегруз до начала движения по федеральной трассе оборудуется бортовым устройством с системой ГЛОНАСС/GPS (оператор предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования).

3. Владелец большегруза перечисляет на специальный счет денежные средства оператору (аванс) в размере, определенном исходя из планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, утвержденного Правительством РФ (с 15 ноября 2015 г. - 1,53 рубля за один километр пути).

Как уже было отмечено, система работает с использованием глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS и плата будет рассчитываться на основании данных, полученных от бортового устройства, в автоматическом режиме. Такой способ расчетов удобен для тех большегрузов, которые постоянно осуществляют рейсовые перевозки по федеральной автомобильной дороге.

Если речь идет о разовых поездках, то договор с оператором может не заключаться, а владелец транспортного средства информирует оператора о планируемом маршруте, времени (дате) движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также сообщает сведения о транспортном средстве. На основании предоставленных владельцем транспортного средства указанных сведений и размера платы, оператор рассчитывает и доводит до владельца транспортного средства протяженность пути и расчет размера денежных средств, которые необходимо внести владельцу транспортного средства в качестве платы.

Владелец транспортного средства на основании доведенной до него оператором информации вносит денежные средства оператору, получает от оператора документ, подтверждающий внесение платы, и осуществляет движение по запланированному маршруту.

4. При необходимости оператор осуществляет возврат владельцу транспортного средства не перечисленных или излишне перечисленных в доход федерального бюджета денежных средств в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего заявления от владельца транспортного средства.

Пример.

Протяженность федеральной трассы Челябинск - Екатеринбург составляет 218 км.

Стоимость одной поездки транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, составит: 218 км х 1,53 руб./км = 333,54 руб.

Налогообложение

Представители финансового ведомства (Письмо Минфина РФ от 06.10.2015 г. №03-11-11/57133)разъяснили порядок отражения в налоговом учете дополнительной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу выше 12 тонн.

НДС

Данная операция не является объектом налогообложения НДС, поскольку отсутствует факт реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Как было нами отмечено, владельцы большегрузов могут авансом перечислять платежи в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Возникает ли в этом случае обязанность оператора начислить и оплатить в бюджет «авансовый» НДС? В письме Минфина РФ подчеркивается, что пп.2 п.1 ст.162 НК РФ в данной ситуации нельзя применять, поскольку в данной статье речь идет о суммах, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Таким образом, перечисление оплаты транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не связано с определением налоговой базы по НДС.

Отметим, что и сумма НДС за проезд по платным дорогам также не предъявляется и, соответственно, не принимается к вычету перевозчиками. Оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких дорог), осуществляемым согласно договору доверительного управления (учредитель– РФ), не является объектом налогообложения НДС. Исключением являются услуги, плата за которые в соответствии с концессионным соглашением остается в распоряжении концессионера (пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании ст.264 НК РФ, при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.Аналогичным образом учитывается плата за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Единый при УСН

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывают расходы в соответствии с порядком определения расходов на основании ст.346.16 НК РФ.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с гл. 26.2 НК РФ (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Перечень налогов и сборов установлен ст.13-15 НК РФ. Плата владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в данный перечень налогов и сборов не включена.

Таким образом, указанная платав составе расходов налогоплательщика, применяющего УСН, не учитывается.

Наказание

В связи с изложенными нововведениями, КоАП РФ дополнен новой ст.12.21.3 -«Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Так, с 15 ноября 2015 г. движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если такая плата является обязательной, - влечет наложение административного штрафа (п.1 ст.12.21.3 КоАП РФ):

На водителя указанного транспортного средства в размере 5 тысяч рублей;

На должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, в размере40 тысяч рублей;

На индивидуальных предпринимателей в размере 40 тысяч рублей;

На юридических лиц в размере 450 тысяч рублей.

А повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа (п.2 ст.12.21.3 КоАП РФ):

На должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, - в размере 50тысяч рублей;

На индивидуальных предпринимателей - 50 тысяч рублей;

На юридических лиц –1 миллиона рублей.

Кроме того, нарушители могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.63.1 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», предусматривающей штрафы (п.1 ст. 5.63.1 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;

На юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.

А повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа(п.1 ст. 5.63.1 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

На юридических лиц - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.

К административной ответственности нарушителей будут привлекать сотрудники МВД РФ в установленном КоАП РФ порядке.

Резюме

Как отмечают специалисты «Росавтодора» (http://rosavtodor.ru/activity/investing-activity/concession-projects/toll-collection-system/faq/), внедрение дополнительной платы изменит качество дорожного покрытия на федеральных трассах. Основная объективная причина не самого лучшего качества дорог - многолетнее недофинансирование работ по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог. Уровень финансирования в настоящее время значительно отстает от норм, установленных нормативными актами Правительства РФ. В целях упорядочения расходования средств на дорожное хозяйство и контроля эффективности их расходования воссозданы дорожные фонды.

Средства, полученные от сбора платы, будут направляться в федеральный дорожный фонд. Совокупность мер, в том числе введение платы, позволит привести качество дорог в надлежащее состояние к 2019 году.

Однако качество повышения состояния федеральных автодорог будет обеспечено опять за счет граждан. Специалисты Минэкономразвития РФ подсчитали, что тариф в 3,73 рубля за 1 километр приведет к росту цен на потребительские товары минимум на 5%, поскольку стоимость доставки таких товаров повысится минимум на 12%. Сейчас пока тариф (временно) снижен до 1,53 рубля за 1 километр.

До недавних событий у всех на слуху были термины "5-тонник","10-тонник" и прочие "тонники" и применялись они для обозначения грузоподъемности автомобиля. "Петрович, нам на завтра нужно два 10 тонника!" - говорил заказчик начальнику транспортного цеха, и всем было ясно, что для перевозки некого груза, необходимы два автомобиля грузоподъемностью не ниже 10 тонн. С появлением "Платона" появился термин "12-тонник" и означает он вовсе не грузоподъемность, а разрешенную максимальную массу , применительно к нынешней ситуации "12-тонни" это любой грузовик, чья разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн.

Разрешенная максимальная масса устанавливается предприятием производителем и указывается в ПТС - это масса автомобиля + максимально допустимая масса груза (пассажиров). Для примера, допустим масса ТС без нагрузки 9 тонн, а разрешенная максимальная масса 25 тонн это означает, что масса перевозимого груз вместе с водителем, запасными колесами, соляркой в баке не должна превышать (25-9) 16 тонн, в случае автопоезда складываются параметры тягача и полуприцепа/прицепа. И еще раз акцентирую ваше внимание это устанавливается производителями - простыми словами "Мы делаем вот такие машины, на них вы можете возить вот столько груза".

В законах и актах регулирующих движение ТС и перевозку грузов или пассажиров по дорогам используется термин максимально допустимая масса или просто максимальная масса и означает массу ТС с грузом или без. Простыми словами "По этой дороге вы можете ехать на грузовике массой не более (какого-то значения) и что определили там производители нам не важно, не больше чем на знаке написано".

Максимальная масса определяется путем сложения осевых нагрузок ТС. Осевая нагрузка это масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги. Для разных дорог осевые нагрузки могут разные, для разных типов ТС осевые нагрузки могут различатся (влияют межосевые расстояния, количество осей в тележке, скатность и тип подвески) . Простыми словами "У вас 2х осный тягач, массой 8 тонн и 3х осный прицеп массой 7 тонн, на этой дороге максимально доустимая масса не может превышать 38 тонн, значит при правильном расположении груза в прицепе, вы можете перевозить 38-8-7=23 тонны."

Если при сложении осевых нагрузок максимальная масса превышает 44 тонны эта перевозка попадает в разряд тяжеловесных и требует оформления специального разрешения, согласования маршрута в контролирующих органах и оплаты пошлины за повышенный ущерб дорогам.

Если максимальная масса ТС свыше 80 тонн, то необходима разработка специального проекта, который может потребовать, например укрепления мостов на маршруте движения.

Вопрос масс и нагрузок, конечно, значительно глубже и в одном посте охватить все аспекты сложно, но для понимания основных моментов, думаю, что вам пригодится.

С осени прошлого года в России введен платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн. С 1 ноября 2015 стоимость проезда по федеральным трассам составляет 3,7 рубля за километр. При этом муниципальные и региональные власти будут самостоятельно определять ценность своих дорог.

Платный проезд грузовиков по федеральным трассам: закон

Дата этого нововведения переносилась не один раз: изначально изменения планировались в 2013 году, потом - в 2014. Окончательная дата была назначена на ноябрь 2015, и правительство страны подтвердило информацию, рассказав о цене проезда, правилах и технической стороне. Взимание платы с грузовиков свыше 12 тонн будет производиться в размере 3,7 рубля за каждый километр пройденного пути. Изначально рассматривался еще один вариант данной системы, подразумевающий плату за каждую тонну груза, однако он был признан неосуществимым, поскольку требовал значительного переформирования

Расстояние, пройденное грузовиками по будет рассчитываться при помощи специального прибора, подключенного к GPS или ГЛОНАСС. Получать его водители будут абсолютно бесплатно.

Введение платного проезда для грузовиков Минтранс РФ объяснило уроном, который они наносят дорожному покрытию. По словам ведомства, он исчисляется в триллионах рублей, а транспортный налог, выплачиваемый каждый год многотоннажными автомобилями, не способен его покрыть. Введенный закон позволит внести в бюджет страны свыше 100 миллиардов рублей, которые будут направлены на реконструкцию и ремонт федеральных трасс.

Удар по перевозчикам

В «Росавтодоре» ранее говорили о том, что платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн понизит прибыль компаний максимум на 0,5 %. Подобный оптимизм выглядел слегка неуместным, особенно на фоне того, что в круг плательщиков планировалось включить даже автомобили массой свыше 3,5 тонны и распространить действие закона на все дороги Российской Федерации.

Рентабельность бизнеса перевозчиков крайне редко превышает 20 %, кроме того, они обязаны ежемесячно выплачивать транспортный налог, размер которого составляет порядка 4-6 тысяч рублей на один автомобиль. Учитывая тот факт, что в среднем одна фура проезжает как минимум 10 тысяч километров, то ее владельцу придется выплачивать как минимум еще одну

Платный проезд грузовиков по федеральным трассам, закон о котором был принят в прошлом году, согласно расчетам повысит стоимость услуг перевозчиков на 8-15% в зависимости от конкретного маршрута транспортировки грузов.

Система «Платон»

Платный проезд грузовиков в России реализовывался как проект при помощи системы «Платон». Основных функций у нее несколько: сбор, обработка, хранение и передача информации о передвижении транспортных средств, чей вес превышает 12 тонн. Подобная система оплаты действует на всех федеральных трассах страны.

Куда направляются деньги, собранные «Платоном»

Сборы с грузовиков свыше 12 тонн будут направляться в Дорожный фонд, откуда поступать в региональные дорожные проекты. Средняя сумма таких «пополнений» будет составлять порядка 40 миллиардов рублей в год. Благодаря этому к 2019 году планируется привести все трассы федерального назначения в более-менее нормальное состояние. Подобный подход к данной проблеме даст возможность региональным дорожным фондам направить собственные ресурсы на решение других проблем.

Система позволяет воплощать сложные проекты, требующие привлечения частных инвестиций. На ближайшие несколько лет уже запланировано строительство нескольких объектов, расположенных в разных регионах страны.

Как пользоваться системой

Сумма за платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн будет вноситься путем оформления маршрутной карты либо установкой специального бесплатного бортового устройства. Приобретение подобного прибора не является обязательной мерой.

Пополнить личный счет в системе можно официальный интернет-сайт, терминалы QIWI или «Платон» либо в одном из 138 офисов обслуживания по всей стране. Для удобства водителей работает круглосуточная горячая линия. Также созданы специальные мобильные офисы, которые осуществляют контроль оплаты километража, пройденного грузовыми автомобилями.

Штрафы в проекте

Введение нового законодательства включает в себя специальные правила платного проезда грузовиков и штрафную систему. В Кодекс об административных нарушениях были внесены некоторые поправки, согласно которым владельцы многотоннажных автомобилей в случае неуплаты сбора будут обязаны выплатить 5 тысяч рублей, при повторном нарушении - 10 тысяч, но при этом на водителей фур санкции налагаться не будут. Для юридических лиц размеры штрафов куда более значительны: до 450 тысяч рублей за нарушение.

Система «Платон» функционирует на данный полностью в автоматическом режиме. Проверку автомобилей на дорогах никто не производит, оплата за километраж проводится путем оформления маршрутной карты, которую предъявлять никому не надо. В основе системы лежит определение наличия упомянутого выше документа либо бортового устройства. Грузовики свыше 12 тонн, плата за проезд которых не была внесена, будут штрафоваться сотрудниками ГИБДД на основе фото- и видеосъемки.

На сегодняшний день система контроля внесения средств включает в себя 100 автомобилей мобильного контроля и порядка двух десятков рамок, установленных на территории Калужской и Московской областей. На России на протяжении последующих полутора лет планируется разместить еще 461 рамку стационарного контроля.

Элементы системы «Платон»

  • Центр управления и мониторинга.
  • Автоматизированная система расчетов и геоинформационная система.
  • 138 центров по обслуживанию пользователей.
  • Мобильный контроль.
  • Официальный интернет-сайт.
  • Рамки стационарного контроля, размещенные на федеральных трассах.
  • Партнерская сеть терминалов QIWI.
  • Терминальная сеть самообслуживания.
  • Колл-центр.
  • Маршрутные карты и бортовые приборы.

Как взимание платы отразится на стоимости товаров

Платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн не должен сказаться на цене продовольственных товаров, подорожания продуктов потребитель заметить не должен.

Согласно словам перевозчиков, в среднем стоимость перевозок за километр составляет порядка 30 рублей. Учитывая окончательный тариф в 3,06 рубля, цена на продукцию возрастет на максимум 10 %. При этом стоимость самой транспортировки составляет как минимум 4-10 % от себестоимости грузов. Проще говоря, на итоговую цену данные сборы если и повлияют, то в очень небольшой величине - максимум 1 %.

Введение подобной системы никак не отразится на стоимости продовольственной продукции. Как правило, подобные товары производятся недалеко от точек продаж, поэтому необходимости в транспортировке груза на дальние расстояния нет. Проще говоря, в 12-тонных фурах хлеб не перевозят.

Если полагаться на опыт прибалтийских компаний, можно сделать вывод о том, что после введения аналогичных фрахты не повысились, а, наоборот, понизились в условиях огромной конкуренции.

Протесты дальнобойщиков

Еще до того как закон о взимании платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн был принят, по стране прокатилась волна протестов дальнобойщиков. Водители требовали отсрочить запуск системы, снизить тарифы и провести тест «Платона». Выражались подобные митинги весьма просто: многие федеральные трассы были перекрыты фурами, из-за чего образовались многокилометровые пробки.

Многие дальнобойщики были не рады введению новых сборов, поскольку им приходилось выплачивать налоговые сборы, которые правительство обещало отменить несколько лет назад. Кроме того, их смущала сама необходимость регистрации в системе, «сырое» программное обеспечение приборов и штрафы за несоблюдение требований и отказ от выплаты средств.

Введение подобного закона, согласно мнению многих экспертов, вряд ли приведет к чему-либо хорошему. Обязательная плата за проезд многотоннажных автомобилей может привести к уничтожению мелкого бизнеса как такового и весьма сильно ударить по кошелькам обычных потребителей, несмотря на все расчеты правительства.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с...

Статья 31.1. Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения

1. Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

3. В целях настоящей статьи под разрешенной максимальной массой транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, понимается масса снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанная в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой либо в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящей статьи сочлененное транспортное средство, включающее прицеп или полуприцеп, признается единым транспортным средством.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Положения настоящей статьи не применяются к платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог.

6. Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством, признаваемым единым транспортным средством в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вносится собственником (владельцем) входящего в его состав механического транспортного средства. В отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам и признаваемых едиными транспортными средствами в соответствии с частью 4 настоящей статьи, указанная плата вносится водителями, если она не внесена собственниками таких транспортных средств.

7. От внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

3) самоходные транспортные средства с вооружением, военная техника, транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации и иные специальные транспортные средства, осуществляющие перевозки вооружения, военной техники и военного имущества.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен включать в том числе положения о сроках внесения такой платы, возможности отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок перечисления в доход федерального бюджета платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета в целях исполнения положений настоящей статьи, порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы взимания такой платы, а также правила пользования технически и технологически связанными объектами, обеспечивающими взимание платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Многим останутся памятные дни в ноябре 2015 года, когда на дорогах можно было встретить вереницы дальнобойщиков, проводивших акции протеста, по схеме «улитка», против ввода платы за пользование федеральными дорогами для большегрузных автомобилей с разрешенной массой более 12 тонн. Суть была как всегда проста, когда низы не могут, а верхи не хотят, но революции не случилось… Плата для большегрузов была введена, с 15 ноября 2015 года. Это значит, что жизнь автомобилистов дальнобойщиков несколько усложнилось. У них появились новые права и обязанности, а за невыполнение своих обязанностей и новые штрафы. Именно об оплате по системе «Платон» и о штрафах если этого не делать, мы и поговорим в нашей статье.

Появление нового оператора участвующего в сборе средств за пользование федеральными дорогами

Еще в августе 2014 года было подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1662-р председателем правительства Медведевым Д.А. При этом необходимо заметить, что уже в данном распоряжении были упомянуты участники ООО «РТ-Инвест» и предприниматель Игорь Ротенберг. Последний упомянут на сайте компании «РТ-Инвест».
То есть произошло неслыханное по щедрости лоббирование интересов, когда вне конкурса и тендера были назначены исполнители для важного и денежного проекта. Интересно и то, что фактически взносы в федеральный бюджет, на ремонт дорог, собирают «частники», имеющие отношения к государству постольку поскольку. Ну что же, председателю правительства однозначно виднее как быть, нежели простым смертным.

Как можно осуществить оплату для большегрузов за пользование федеральными дорогами

Так как оператор уже есть, то необходимо заключить с ним правовые отношения. Сделать это можно тремя способами:

Зарегистрироваться на сайте системы «Платон»;
- оформить договорные отношения в ближайшем офисе системы;
- воспользоваться терминалом самообслуживания (лишь для оплаты, карту или устройство получить невозможно)

При этом исходя из того куда вы обратитесь и что предпочтете, вам могут выдать либо бортовое устройство, многоразового использования. Либо маршрутную карту – одноразовую.
При этом выдача устройства или карты будет проводиться по факту проверки всех предоставленных данных, а это для физического лица:

Адрес электронной почты.
Номер мобильного телефона.
ИНН.
Банковские реквизиты.
Отсканированное свидетельство о регистрации транспортного средства.

Для юридических лиц все гораздо сложнее. В итоге устройство или карта будет выдана в офисе сразу, а при регистрации через сайт примерно через 5 дней. По факту прихода все в тот же офис. Именно поэтому пойти в офис предпочтительней.

Здесь надо заметить, что лучше взять многоразовое устройство, оно станет универсальным, в отличии от карты. Устройство не требует прописывать маршрут в отличии от карты. В этом случае оплата будет взиматься на основании определения местонахождения (маршрута движения) транспортных средств, при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Единственное о чем осталось сказать, так это то, что оплату можно произвести через банк либо через банковскую карту. В будущем, появиться возможность внести оплату через терминалы наличными средствами.

Куда и как устанавливается устройство для считывания оплаты за проезд (использование) федеральных дорог для большегрузов более 12 тонн

Теперь о технической части, то есть об устройствах обеспечивающих определение ТС, а также производящих передачу данных и расчет во время поездки. (зачисление и списание оплаты).
Устройство системы «Платон» должно быть подключено к бортовой сети автомобиля во время всей поездки. Оно должно стоять максимально близко к лобовому стеклу, для возможности обеспечения связи с ним. При этом не рекомендуется устанавливать последнее вблизи обогрева стекла. Такое требование связано с уменьшением помех при передаче сигнала.

Главный показатель работы устройства это горящий зеленым цветом светодиод. Именно он сигнализирует о том, что все в порядке. Если он не горит, то это причина для беспокойства, так как в этом случае на водителя большегруза могут наложить штраф, о котором мы и поговорим далее.

Сумма оплаты каждого километра за пользование дорогами федерального значения большегрузов более 12 тонн (по системе Платон)

Первоначально планировалось, что сумма составит 3,5 рубля за километр пути. Однако после акций протеста дальнобойщиков правительство несколько снизило ставки. Так тариф для большегрузов при движении по федеральным трассам общего пользования до 29 февраля 2016 года составит 1,53 руб. за километр пройденного пути, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – 3,06 руб. Однако до 2018 года не дотерпели.
Москва, 2016 год, 2 ноября. Минтранс РФ подготовил проект постановления, согласно которому тариф системы «Платон» будет поднят до 3,73 рубля за 1 км.

Какой статьей регламентируется штраф за неоплату проезда (использование) федеральных дорог большегрузными автомобилями более 12 тонн

Под новый закон необходимо было дополнить и КоАП новой статьей или пунктом, что и было сделано. Так с 15 ноября 2015 года появилась статья 12.21.3 «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»

Теперь осталось изучить статью и постановление № 504 от 14.06.2013 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» на предмет того, что же является нарушением, и какой штраф в этом случае будет взят с водителя.

Что является фактом неоплаты при пользовании федеральными дорогами для большегрузов более 12 тонн?

Начнем с постановления, вернее даже прилагаемых к нему правил «Правила взимания платы в счет возмещения вредя, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования… ». В них есть пункт 12, который мы и процитируем:

Движением без внесения платы считается:

движение транспортного средства при выключенном или неисправном бортовом устройстве без внесения владельцем транспортного средства денежных средств оператору и информирования оператора в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
движение транспортного средства при отсутствии бортового устройства без внесения владельцем транспортного средства денежных средств оператору и информирования оператора в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
отклонение транспортного средства от планируемого маршрута и (или) времени (даты) движения по такому маршруту при отсутствии бортового устройства без информирования оператора в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору.

Что-либо здесь комментировать излишне. Как говориться написано русским по белому, и добавить нечего. Так все понятно. Теперь о штрафе за подобные отступления от правил.

Штраф за неоплату пользования федеральными дорогами большегрузов более 12 тонн

Снова возвращаемся к нашей нововведенной статье КоАП 12.21.3 РФ и смотрим ее пункты:

Здесь надо заметить, что законодатели не остановились на этом и пошли дальше, а именно прописав 2 пункт в этой статье, который предусматривает более суровое наказание в случае повторного нарушения. Итак, смотрим часть 2:

Остается добавить, что повторное нарушение считается в течение года со дня вступления в силу постановления, согласно КоАП 4.6 РФ.

Хронология развития событий после забастовок дальнобойщиков за отмену взимания платы с грузовиков (большегрузов) с разрешенной массой более 12 тонн

15 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал документ предусматривающий поправки к Кодексу об административных правонарушениях, по которым за неуплату проезда по системе "Платон" юридическое лицо (собственник фуры) должно заплатить 5 000 рублей штрафа, а за повторное нарушение – 10 000 рублей. Это значительно меньше установленных изначально сумм – ранее юридическое лицо предполагалось штрафовать на 450 000 рублей за первое нарушение и на 1 000 000 рублей – за второе.
Также согласно поправкам, от выплаты штрафа освободят большегрузы, въехавшие из-за рубежа, если автомобиль прошел не более 50 километров от границы, а водитель успел оплатить дорожный сбор по системе "Платон" после фиксации нарушения, но до рассмотрения дела.

Также в 20 числах декабря 2015 года президент внес предложение об упразднении транспортного налога для грузовиков более 12 тонн. Изменение было рассмотрено правительством в 2016 году, но так и не принято.

Можно ли заплатить штраф за "Платон" со скидкой в 50 процентов

С начала 2016 года в КоАП РФ появились нововведения в статье 32.2 КоАП РФ, которые допускают возможность оплаты по некоторым статья связными с нарушениями ПДД скидку в 50 процентов. К этим статьям КоАП РФ можно отнести и штрафы по системе "Платон".
То есть если водителю выписали штраф, не важно на какое лицо, будь то физическое или юридическое, штраф за нарушение требований платного проезда для большегрузов можно заплатить со скидкой в 50 процентов. Здесь главное соблюсти сроки. Заплатить не позднее 20 дней с момента вынесения постановления и не ранее чем штраф попадет в базу данных ГИБДД.

Вопрос ответ по теме «Взимание платы с грузовиков более 12 тонн и штраф в случае неуплаты платежа»

Вопрос: Возьмут ли штраф, если деньги были внесены, но устройство «Платон» было отключено во время поездки?
Ответ: Да, возьмут. Первоначально штраф составит от 5000 рублей. Повторно от 50000 рублей.

Вопрос: Возьмут ли штраф с водителя, который пользуется не своим устройством, но ездит на своем автомобиле, в случае если счет устройства не позволял оплатить проезд?
Ответ: Да, возьмут. Штраф будет выписан в первую очередь собственнику ТС.