» » Консервация основных средств — что это такое, порядок и причины. Консервация авто на зиму: основные правила зимнего хранения машины Консервация автомобиля на длительный срок на предприятии

Консервация основных средств — что это такое, порядок и причины. Консервация авто на зиму: основные правила зимнего хранения машины Консервация автомобиля на длительный срок на предприятии

КОНСЕРВАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.

Автомобили, которые не планируется эксплуатировать в течение двух месяцев, должны быть законсервированы. Консервация позволяет содержать технически исправные и полностью укомплектованные автомобили в состоянии, обеспечивающем их сохранность.

Консервация включает подготовку автомобилей к консервации, а также техническое обслуживание и контроль за состоянием автомобилей, находящихся в консервации/
В качестве материалов для консервации применяются универсальное консервационное масло, консервационная смесь топлива и пассивирующий раствор.

Универсальное консервационное масло приготовляют добавлением к моторному маслу, заправляемому в агрегаты и системы автомобиля, защитной присадки-ингибитора АКОР-1 (ГОСТ 15171-70) в следующем соотношении от общего количества приготовляемой смеси:

  • 10% для автомобилей, работающих в районах с умеренным климатом;
  • 20% для автомобилей, работающих в районах с жарким и влажным климатом.

Перед приготовлением смеси нужно нагреть масло до температуры 70-100° С, а защитную присадку - до температуры 60-70° С. Затем следует добавить к дизельному маслу присадку, интенсивно перемешивая масло до получения однородной смеси (однородность смеси определяют по отсутствию черных или темно-коричневых разводов в струе масла, стекающей с мешалки, а также по отсутствию на дне и стенках емкости осадков).

Консервационную смес ь топлива с присадкой АКОР-1 приготовляют из расчета 30% защитной присадки от общего количества смеси.

Для получения смеси к дизельному топливу добавляют подогретую до температуры 60-70° С присадку. Интенсивным перемешиванием топлива добиваются получения
однородной смеси. Затем смесь подогревают до температуры 70-100° С.

Пассивирующий раствор приготовляют из следующих компонентов (в г/л):
Глицерин................... 30
Кальцинированная сода............ 5
Калиевый хромпик.............. 0,5

Взвешенное количество предварительно измельченных сухих компонентов нужно растворить в небольшом объеме воды, подогретой до температуры 40-50° С. После полного растворения компонентов раствор из сосуда надо перелить в ванну, ввести в него глицерин, долить воду до нужного объема и перемешать. В зимний период перед применением раствора его подогревают до температуры 50° С. При повторном использовании раствора его отфильтровывают от шлама.

Консервация автомобилей может быть кратковременной или длительной.

При подготовке автомобилей к кратковременной консервации (два-три с половиной месяца) необходимо выполнить следующее:

1. Провести очередное техническое обслуживание, слить жидкость из системы охлаждения, радиатора отопителя и бачка обмыва стекол, ослабить натяжение ремней привода генератора

2. Смазать тонким слоем технического вазелина или солидола неокрашенные металлические поверхности.

3. Зачистить наждачной бумагой или металлической щеткой детали с налетом ржавчины (кроме шлифованных поверхностей) и протереть их ветошью, смоченной в бензине. Восстановить нарушенный слой краски узлов и агрегатов автомобиля.

4. Смазать зажимы системы электрооборудования тонким слоем солидола, не допуская при этом попадания смазки на изоляцию проводов, очистить провода от грязи и насухо протереть.

5. Для предохранения гильз цилиндров от коррозии снять форсунки и заложить в каждый цилиндр 65-72 мл консервационного масла. Для равномерного распределения масла по всей поверхности гильз цилиндров коленчатый вал провернуть кратковременным включением стартера, выключив подачу топлива рукояткой ручного управления рычагом останова двигателя.

6. Обернуть парафинированной бумагой и обвязать шпагатом воздухозаборники и глушитель.

7. Обернуть изоляционной лентой сапуны двигателя, коробки передач и мостов; герметично закрыть промасленной бумагой картеры коробки передач и мостов.

8. Закрыть двигатель брезентом, непромокаемой тканью или синтетической пленкой для защиты от пыли и влаги.

9. Промыть топливный бак, после чего заправить его топливом полностью.

10. Проверить наличие и исправность запасного инструмента и принадлежностей. Очистить инструмент и принадлежности от грязи и ржавчины, инструмент заправить, нерабочие поверхности без антикоррозийного покрытия окрасить черной эмалью, рабочие поверхности смазать солидолом (кроме напильников и надфилей). После обработки инструмент обернуть парафинированной бумагой и уложить на место.

11. Очистить рессоры от грязи и пыли, смазать графитной смазкой.

12. Оклеить светонепроницаемой бумагой или закрыть щитами стекла кабины с наружной стороны.

13. Снять аккумуляторные батареи и подготовить к длительному хранению согласно инструкций завода-изготовителя батарей.

14. Установить автомобиль на подставках, разместив их под передним и задним мостами так, чтобы колеса находились над грунтом на высоте 8-10 см. Рессоры должны быть разгружены, шины и другие резиновые детали защищены от прямого воздействия солнечных лучей.

При подготовке автомобилей к длительной консервации сроком до одного года, кроме работ, проводимых при кратковременной консервации, необходимо выполнить следующее:

1. Провести второе техническое обслуживание.

2. Если консервации подвергается автомобиль, проработавший более двух лет после выпуска с завода, разобрать подвеску и проверить состояние деталей (негодные заменить, нерабочие поверхности окрасить, рабочие смазать). Собрать подвеску и смазать ее узлы и детали.

3. Снять с автомобиля колеса и демонтировать шины; очистить от ржавчины и окрасить обода, ступицы и кольца колес; очистить шины от грязи, вымыть и насухо протереть; протереть тальком камеры и внутренние полости шин; смонтировать шины на колеса, накачать их и поставить колеса на место.

Кривошипно-шатунныи механизм :

    Слить масло из картера двигателя и заправить консервационной смесью.

    Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и заправить ее пассивирующим раствором.

    Пустить двигатель, дать поработать ему 2-3 мин со средней частотой вращения коленчатого вала при включенной первой передаче; для остановки двигателя уменьшать постепенно частоту вращения.

    После остановки двигателя слить консервационную смесь и завернуть пробку, затем слить пассивирующий раствор и продуть систему охлаждения сжатым воздухом в течение 30-40 с.

Коробка передач. Консервацию производят совместно с консервацией кривошипно-шатунного механизма двигателя. При этом требуется:

    Слить масло из картера коробки передач.

    Заправить консервационным маслом, залив в пятиступенчатую коробку передач 18 л; в десятиступенчатую 24 л.

    Пустить двигатель и включить первую передачу в коробке.

    После 2-3 мин работы двигателя остановить его.

    Слить масло из коробки передач, завернуть пробки.

Система питания:

    Отсоединить подводящую трубку на топливоподкачивающем насосе.

    Подсоединить заборник топлива и погрузить в емкость с хорошо отфильтрованной топливоконсервационной смесью.

    Прокачать топливоподкачивающим насосом систему питания до тех пор, пока из наконечника сливной трубки не пойдет чистая смесь (без пузырьков воздуха).

    Провернуть коленчатый вал на 2-3 оборота, рычаг регулятора при этом должен находиться в положении, соответствующем подаче топлива.

Консервацию сливной магистрали форсунок надо выполнять следующим образом:

    Отвернуть на полтора-два оборота болты крепления сливных трубок форсунок 1-го и 4-го цилиндров.

    Накачать через сливной штуцер топливоконсервационную смесь до появления ее без пузырьков воздуха из-под отвернутых болтов.

    После этого болты завернуть.

Для консервации воздушного фильтра:

    Смазать его снаружи защитной смазкой\" НГ204, МРТУ 12Н № 69-63

    Внутреннюю поверхность пылеотбойника смазать (предварительно вынув фильтрующий элемент) - консервационным маслом.

  • Дать стечь маслу.

Цилиндры двигателя . Консервацию цилиндров производят сразу после остановки двигателя, пока он не остыл.

    После остановки двигателя провертывают коленчатый вал стартером без подачи топлива для удаления из цилиндров продуктов сгорания.

    Заливают через отверстия гнезд форсунок в каждый цилиндр 65-72 мл консервационного масла, нагретого до температуры 70-100° С.

    Провертывают коленчатый вал без подачи топлива двумя-тремя кратковременными включениями стартера.

Обслуживание автомобилей в консервации .

Необходимые операции следует выполнять в сроки (и в объеме), указанные ниже.

Один раз в месяц следует проверить:

    положение автомобиля на подставках;

    сохранность пломб;

    состояние наружных поверхностей агрегатов и механизмов;

    состояние герметизирующих оклеек;

    состояние аккумуляторных батарей;

    кроме того, надо очистить автомобиль от пыли (влаги), в зимнее время от снега.

Два раза в год требуется:

    зарядить аккумуляторные батареи, плотность электролита довести до величины, соответствующей времени года;

    смазать все точки согласно карте смазки;

    заправить системы автомобиля (топливом, охлаждающей жидкостью и маслом);

    а также проверить состояние трубопроводов и уплотнений, запасных деталей, инструмента и принадлежностей.

После года консервации:

    пустить двигатель;

    прогреть до нормальной температуры охлаждающей жидкости и масла;

    прослушать его работу на разных режимах (подготовку и пуск двигателя проводить, как указано в разделе "Расконсервация автомобиля или шасси");

    проверить работу всех контрольно-измерительных приборов;

    проверить работу агрегатов и механизмов трансмиссии при работающем двигателе, включая попеременно все передачи;

    после выполнения указанных, работ надо автомобиль вновь законсервировать.

Расконсервация автомобиля или шасси.

Работу по расконсервации автомобиля нужно выполнять в следующем порядке:

    распломбировать автомобиль;

    снять с подставок;

    удалить консервационную смазку с металлических деталей, снять оклейку со стекол кабины, сапунов двигателя, коробки передач и мостов, воздухозаборника и глушителя;

    установить аккумуляторные батареи, проверить наличие тока в электрических цепях;

    заправить автомобиль охлаждающей жидкостью, топливом и смазкой;

    проверить, нет ли отстоя в картере двигателя, в агрегатах трансмиссии, масляном и топливном баках;

    при обнаружении отстоя слить его через сливные отверстия до появления чистой смазки или топлива;

    выполнить контрольные работы;

    подготовить двигатель к пуску, проверить коленчатый вал двигателя вручную, сделав четыре-пять оборотов, затем провернуть стартером без подачи топлива в течение 10-15 с (включив, стартер 2-3 раза), после этого прокачать систему питания;

    пустить двигатель, добившись его вращения с частотой, соответствующей холостому ходу, прогреть двигатель и проверить его работу на разных режимах;

    провести контрольный пробег автомобиля на 20- 25 км;

    во время пробега проверить работу всех агрегатов и механизмов.

Консервация автомобиля на зиму - очень противоречивое мероприятие, одни считают его бессмысленным и относят к "пережиткам прошлого", однако на самом деле, за десятилетия мало что изменилось и коррозию "никто не отменял".

В этой статье я расскажу об основных правилах правильной консервации для того чтобы ваш автомобиль хорошо перезимовал и весной встал в строй с минимальными потерями.

1. Железный гараж - недопустим!

Гараж из жести или тонких листов металла не подходит для консервации автомобиля на зиму , в светлое время суток он нагревается, а в темное сильно остужается. В итоге из-за перепада температур могут пострадать: лакокрасочное покрытие (ЛКП), резиновые детали, к тому же возможно образование конденсата и как результат - коррозия. Идеальным для хранения машины является капитальный гараж из дерева, блоков или кирпича с толстыми стенами и подогревом, которому не страшны перепады и температурные колебания.

2. Ни в коем случае не используйте брезент

Если у вас нет гаражного помещения, а стоянка находится очень далеко или ее нет вообще, не используйте брезентовые чехлы или накидки для защиты кузова. Этот материал очень плохо подходит для этого, он при всей его плотности все же пропускает влагу вовнутрь, при этом очень плохо отпускает ее вовне, в итоге он накапливает большое количество влаги, которая испаряется на солнце и создает эффект парника. Что происходит с металлом в парнике вы знаете, я думаю нет необходимости лишний раз объяснять... Кроме того, при снятии или одевании чехла вы так или иначе повредите ваше ЛКП.

3. Не мойте машину перед консервацией

Мокрый или свежевымытый автомобиль без вентиляции будет очень долго сохнуть, тем временем на кузове в уязвимых местах появятся очаги коррозии. Если вы не успели - поставьте грязный автомобиль в гараж, это будет хоть и не совсем эстетично, зато машина будет сухой и не "огорчит" вас весной вздувшейся краской. Как вариант, можете перенести консервацию машины на зиму, дождавшись погожего теплого дня.

4. Не пользуйтесь «колодками»

Некоторые "бывалые" автомобилисты советуют новичкам при постановке машины на длительное сбережение использовать так называемые колодки, которые устанавливаются под машину с целью разгрузки пружин и подвески. Цель такого мероприятия заключается в том, что в таком свободном состоянии подвеска лучше сберегается. Однако вместе с тем, в сети уже не мало тех, кто имел печальный опыт такого хранения, вместо пользы, все обернулось дорогостоящим ремонтом ходовой части. Дело в том, что при поднятом кузове из корпуса выходит шток амортизатора, если в гараже будет не очень сухо, то штоки начинают ржаветь и покрываться коррозией, в итоге весной вы "попадаете" на замену всех или большинства амортизаторов.

5. Обязательно снимите АКБ

За зиму от бездействия аккумуляторная батарея может полностью разрядиться, кроме того сам подвержен негативному воздействию холода может довольно быстро прийти в негодность или утратить былую мощность и производительность. Во избежание подобного сценария рекомендую снять аккумулятор с авто и поставить на длительное хранение в темном сухом месте. Если же вам не охота носиться с АКБ, то хотя бы снимите высоковольтные провода с клемм. Не забывайте время от времени производить подзарядку аккумулятора и проверку плотности электролита при помощи ареометра.

6. Не оставляйте воду в радиаторе!

Если вы используете в качестве ОЖ воду или очень "слабый" , который замерзает при малейшем заморозке, обязательно слейте его перед тем как законсервировать автомобиль на зиму. Лучше всего вместо него морозостойкий. В бачке омывателя также должна быть незамерзающая жидкость, если вы не имеете таковой, то просто слейте воду из бачка. Выхлопную лучше заткнуть чем-нибудь плотным, например, куском ветоши плотно свернутого в пробку. То же самое сделайте с воздуховодом, достаньте воздушный фильтр и заткните отверстие тряпкой пропитанной в масле. Такая тряпка не пропустит не только воздух, но и влагу, что очень важно. Топливный бак необходимо заполнить топливом, что называется "под завязку", это позволит избежать коррозии и появления воды в баке. В пустом баке образуется конденсат, за несколько месяцев его соберется достаточно для того чтобы усложнить вам жизнь и заставить просушивать бак и промывать всю топливную систему.

7. Если вы ленивый, то этот пункт для вас!

Те, кому не хочется выполнять все вышеперечисленные меры предосторожности консервации авто, могу дать несколько советов, которые позволят при минимальных "телодвижениях" сохранить в целости и сохранности свою машину. Прежде всего не ленитесь раз в неделю до рабочей температуры. Время от времени подзаряжайте АКБ и следите за его состоянием. Старайтесь поддерживать в гараже оптимальную температуру особенно при критически низких температурах. Раз в месяц после серьезных морозов проверяйте состояние своей машины, если вы обнаружили что-то неладное, не поленитесь и выполните все вышеописанные меры и произведите консервацию авто или доверьте эту процедуру специалистам.

Большое число автолюбителей зимой не ездят на собственных машинах и в целях экономии выбирают общественный транспорт. Тут-то как раз и следует вспомнить о подготовке автомобиля к консервации.

Не стоит надеяться, что достаточно будет поставить авто в гараж. Вряд ли кому-то захочется вдруг обнаружить весной, что машина не заводится и ей нужен серьезный ремонт. Устранение всех возможных неисправностей и повреждений, возникающих за время простоя вследствие отсутствия элементарной подготовки может стоить владельцу немало денег.

Длительный простой автомобиля оказывает такое же влияние на его техническое состояние и эксплуатационные характеристики, как пробег в тысячи километров. Стоит обратить внимание хотя бы на то, что время стоянки особенно активно идут процессы коррозии кузова. Остановить их проблематично именно зимой, ведь при низкой температуре практически невозможно удалить попавшую за время эксплуатации влагу.

Так какие же действия нужно предпринять, чтобы оптимально подготовить автомобиль к зимней стоянке? Во первых, не стоит сразу слепо следовать всем инструкциям, которые даются на интернет-форумах. К консервации автомобиля нужно подходить очень внимательно.

Существует множество отдельных моментов, зависящих от марки автомобиля, срока его службы и текущего состояния. Не помешает ознакомиться с руководством по эксплуатации вашей машины, чтобы не возникало спорных моментов.

Примерный план действий

1. Подготовка кузова и салона:

2. Аккумулятор:

  • отключить от бортовой сети и очистить клеммы;
  • проверить уровень электролита;
  • полностью зарядить.

3. Консервация двигателя:


  • ослабить натяжение приводного ремня вентилятора и генератора;
  • заткнуть промасленным тампоном отводящую трубку глушителя и патрубок карбюратора (заранее сняв фильтр);
  • закрыть двигатель брезентом.

4. Слить:

5. Понизить давление в шинах.

6. Очистить колеса и тормозные барабаны.

7. Остановить автомобиль на подставки над полом (землей) на высоте минимум 5 см.

Желательно, но не обязательно:

  • заливать в цилиндры двигателя масло;
  • заклеивать промасленной бумагой все имеющиеся входные и выходные отверстия;
  • смазывать консервационной смазкой неокрашенные детали, узлы и т.д.

Советы опытного автоинструктора:

  1. Старую АКБ нужно хранить отдельно в прохладном помещении.
  2. Незамерзающая охлаждающую жидкость сливать не нужно.
  3. Багажник и капот лучше оставить приоткрытыми.
  4. Не стоит затягивать стояночный тормоз.
  5. Рекомендуется отсоединить нижние концы амортизаторов от подвески и утопить шток, сжав амортизаторы до отказа.
  6. Защитный чехол не должен соприкасаться с поверхностью кузова.

114. Хранение автомобильной техники представляет собой этап эксплуатации, при котором неиспользуемая по назначению машина содержится в специально отведенном для ее размещения месте в заданном состоянии, обеспечивающим ее сохраняемость в течение установленных сроков.

Постановке на хранение подлежат все машины, которые не планируются к использованию три и более месяцев. В зависимости от режима использования машин для них устанавливаются два вида хранения - кратковременное и длительное.

Автомобильная техника подлежит хранению:

кратковременному - если использование машин не планируется на срок от трех месяцев до одного года;

длительному - если использование машин не планируется на срок один год и более.

115. Ответственность за хранение машин возлагается: на командиров подразделений, за которым они закреплены; должностных лиц, принявших машины на хранение; на период обслуживания и ремонта.

116. О постановке машин на кратковременное или длительное хранение объявляется в приказе командира части.

В приказе указываются:

марки и регистрационные знаки машин, вид и места их хранения;

объем и сроки подготовки мест хранения машин в соответствии с требованиями к условиям хранения;

сроки подготовки машин к хранению;

силы и средства, привлекаемые для выполнения подготовительных и специальных работ, организация подготовки привлекаемого к работам личного состава;

мероприятия по противопожарной и экологической защите техники и парков;

должностные лица, ответственные за подготовку машин к хранению и их хранение;

состав комиссии для проверки готовности мест хранения и машин к хранению (при необходимости).

Эти же положения, в части подготовки к хранению автомобильных базовых шасси, излагаются в приказе о постановке на кратковременное или длительное хранение вооружения и техники.

117. Подготовка мест хранения машин включает:

выбор хранилищ или площадок необходимой вместимости, освобождение их от вооружения, техники и имущества, не подлежащих совместному хранению с машинами;

ремонт хранилищ и создание в них условий для обеспечения заданных температуры и влажности воздуха;

планировка площадок, устройство (восстановление) их покрытия и ограждения;

обустройство освещения, противопожарных и молниезащитных средств.

118. Подготовка машин к хранению включает:

контрольный осмотр машин и их техническое обслуживание в установленном объеме, устранение выявленных при этом отклонений от технических требований к машинам;

специальные работы по консервации;

постановку машин на отведенные места хранения, пломбирование и укрытие (при необходимости);

сдачу помещений или площадок с машинами под охрану, а при отсутствии подготовленных помещений и площадок - сдачу под охрану самих машин.

Подготовку к хранению машин общевойскового назначения организуют начальник автомобильной службы части и его непосредственный начальник.

119. Работы по подготовке машин к хранению выполняются личным составом подразделений (складов, баз), в которых должны храниться машины, под руководством командиров этих подразделений (начальников складов, баз, техников подразделений).

По решению командира части или вышестоящих начальников к работам может привлекаться личный состав других подразделений (частей).

120. О постановке машины на длительное хранение делается запись в паспорте машины.

121. Постановка на хранение машин неприкосновенного запаса оформляется актом закладки материальных средств в порядке, предусмотренном в соответствующих нормативных документах.

Эти машины хранятся отдельно от других машин, а при содержании их в одном помещении с другими машинами - отделяются перегородками. Перегородки должны исключать несанкционированный доступ к машинам, а имеющиеся в них входы (ворота) - надежно закрыты и опечатаны.

122. В процессе хранения машин осуществляется:

поддержание заданных условий хранения;

контроль технического состояния и техническое обслуживание машин;

опробование машин длительного хранения;

переконсервация машин по истечении установленных сроков действия защитных свойств консервационных материалов или при необходимости;

замена (освежение) пневматических шин, аккумуляторных батарей, горючего, масел и специальных жидкостей по истечении сроков их годности для дальнейшего хранения * ;

контроль за содержанием машин на хранении;

устранение недостатков и отклонений от технических требований, выявленных при осмотрах, опробовании и техническом обслуживании машин.

123. Заданные условия хранения машин обеспечиваются:

поддержанием в исправности укрывочных и защитных материалов,

хранилищ, навесов, ограждений, запоров ворот и дверей, покрытия площадок;

своевременной уборкой помещений, площадок и территории, на которой машины размещены, расчисткой территории и подъездных дорог от листьев, снега, выкашиванием травы и удалением скошенной;

поддержанием в отапливаемых хранилищах заданных температурного режима и влажности;

поддержанием в готовности к применению средств пожаротушения и эвакуации машин.

124. В целях поддержания хранящихся машин в заданном состоянии в течение установленного срока хранения проводятся контроль их технического состояния, техническое обслуживание в порядке, указанном в разделе 4 данной главы.

125. Опробование машин, содержащихся на длительном хранении, проводится в целях определения технического состояния агрегатов, систем и механизмов, проверки эффективности их консервации. Опробование машин проводится пуском двигателя и опробованием агрегатов на месте хранения или контрольным пробегом.

126. План-график технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении (приложение 6), разрабатывается в части на 12 лет и ежегодно корректируется с учетом изменения состава хранящихся машин, сроков постановки и снятия их с хранения и фактически выполненных работ в процессе хранения.

127. Переконсервация машин проводится в целях восстановления зашиты агрегатов, механизмов, приборов, систем и деталей от коррозии и биологических повреждений в процессе хранения.

Периодичность переконсервации определяется условиями хранения машин, а также сроками действия защитных свойств примененных консервационных материалов. Переконсервация проводится также при повреждениях защиты, выявленных в процессе хранения машин.

Переконсервация включает:

расконсервацию;

проверку исправности агрегатов, механизмов, приборов, систем;

удаление влаги (проветривание, просушка), других источников повреждения защитных материалов, а также последствий повреждения;

замену поврежденных деталей при невозможности устранения последствий повреждения без нарушения размеров, качества поверхности и сопряжений деталей;

повторную консервацию.

128. Решение о снятии машин с кратковременного и длительного хранения принимают должностные лица, отдавшие приказ о постановке их на хранение, или их начальники.

Решение о снятии машин с длительного хранения с исключением их из неприкосновенного запаса принимают должностные лица в пределах прав, предоставленных им соответствующими нормативными документами.

О снятии машин с кратковременного и длительного хранения объявляется в приказе командира части, а о снятии машин с длительного хранения делаются также отметки в формулярах (паспортах) машин.

129. Объем работ по постановке машин на кратковременное и длительное хранение и снятию их с хранения, а также порядок опробования машин в процессе хранения, нормы времени по постановке на хранение и снятие с хранения машин указываются в нормативных документах ГАБТУ МО РФ.

Нормы времени на выполнение отдельных операций по постановке машин на хранение и снятию их с хранения уточняются командирами частей в зависимости от условий содержания машин, обеспеченности оборудованием и материалами, наличием и подготовленностью личного состава, привлекаемого к работам, а по снятию машин с хранения - также с учетом времени, отведенного на приведение части в более высокую степень боевой готовности.

130. Запрещается допуск кого-либо к находящимся на хранении машинам без командира подразделения или должностного лица, ответственного за их содержание и сохранность.

Порядок допуска к машинам неприкосновенного запаса устанавливается командиром части и объявляется в его приказе.

131. Проверка содержания машин в процессе хранения осуществляется должностными лицами части при контрольно-техническом осмотре в соответствии с их обязанностями. При этом проверяются:

наличие и правильность размещения машин, соблюдение порядка их содержания, охраны и допуска к ним;

порядок и чистота на местах хранения машин, обеспечение заданных условий хранения, состояние и надежность укрывочных и защитных материалов, хранилищ и ограждений;

своевременность, полнота и качество работ по содержанию машин в заданном состоянии;

наличие, состояние и сохранность содержащегося на складе имущества, снятого с машин;

состояние машин;

наличие условий для приведения машин в установленные сроки в высшие степени готовности к использованию;

соблюдение противопожарных и молниезащитных мер.

Результаты проверок вносятся в книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов роты (приложение 12 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).

Организация хранения машин проверяется также при инспектировании и итоговых проверках войск, ревизиях производственной и финансово-хозяйственной деятельности частей.

132. Постановка на хранение, контроль технического состояния, техническое обслуживание, опробование, переконсервация автомобильных базовых шасси, проверка их содержания, а также снятие с хранения планируются и производятся одновременно с аналогичными мероприятиями, предусмотренными (выполняемыми) для смонтированных на них вооружения и техники, под руководством соответствующих начальников родов войск (служб) с участием автомобильной службы части.

Хранение машин.

В процессе эксплуатации машина подвергается не только рабочим нагрузкам, но и воздействию атмосферных осадков. Большую опасность для машин представляет коррозия. Резкие колебания температуры отрицательно сказываются как на метал­лических деталях, так и на деталях из резины, пластмасс и дере­ва. Воздействие окружающей среды наиболее неблагоприятно в нерабочий период, когда машина находится на хранении. При неправильном хранении ее металлические детали ржавеют, рези­новые части (шланги, пневмошины, ленты) теряют эластичность и делаются хрупкими, декоративная и защитная краски разру­шаются.

Поэтому основной задачей хранения машин является защи­та их от разрушительного действия окружающей среды, содержа­ние в работоспособном состоянии и создание условий, обеспечи­вающих быстрый пуск и ввод в эксплуатацию.

В зависимости от продолжительности различают следующие виды хранения :

Меж­сменное;

Кратковременное (до 1 мес.);

Длительное (свыше 1 мес.).

В зависимости от условий хранение бывает:

Непосредственно на рабочем месте;

в полевых парках;

В стационарных парках (гаражах).

Длительное хранение машин (консервация) независимо от сроков должно обеспечивать их содержание в работоспособном состоянии. Перед постановкой в консервацию машина проходит технический осмотр и, при необходимости, ремонтируется. Тех­ническое состояние машин, направляемых на консервацию, должно обеспечить их работу после хранения в пределах 300-500ч.

Консервация машин включает в себя подготовку машин к хранению, содержание на хранении и контроль и технический уход при хранении.

1. Производится чистка и мойка машины. Затем выполня­ется очередное техническое обслуживание в соответствии с гра­фиком. Металлические неокрашенные части покрывают антикор­розионной смазкой (технический вазелин, канатная мазь, и т.д.).Окрашенные декоративные поверхности покрывают слоем воско­вой пасты, предохраняющей краску от воздействия атмосферной влаги. Резиновые части должны быть очищены от грязи и масла и протерты тальком.

2. Машину устанавливают на подкладки (при гусеничном ходе) или брусья для разгрузки пневмошин. Давление в пневмошинах снижается на 50% по отношению к рабочему. При откры­том хранении пневмошины окрашивают раствором мела, что за­щищает их от действия солнечных лучей. В ответственных узлах снимают монтажные напряжения: разгружаются рессоры, кана­ты, транспортерные ленты, контргрузы.

3. После остановки двигателя внутреннего сгорания сливают воду из системы охлаждения. Топливную систему и баки промы­вают и полностью заправляют топливом. Все картеры заполняют эксплуатационными маслами.



4. Особое внимание при консервации необходимо обращать на удаление газов из цилиндров двигателей, так как основной опасностью является коррозия стенок цилиндров и клапанных гнезд. Для удаления газов коленчатый вал двигателя проворачи­вают вруч ную, стартером или пусковым двигателем при выклю­ченном зажигании или без подачи топлива.

5. Электрооборудование (электродвигатели, генераторы, аккумуляторы) с машин снимают и хранят отдельно в закрытых помещениях. Особое внимание уделяется хранению аккумуляторных батарей. Их следует хранить заряженными в холодных помещениях при температуре не ниже -25° С. При хранении аккумуляторов при отрицательной температуре они не теряют работоспособности до 1,5 лет.

6. Кабины, капоты и крышки бензобаков должны быть опломбированы.

На каждую машину, поставленную на длительное храненн составляется специальная карточка, которая является документо: для контроля за подготовкой и содержанием машины. Машина н Консервации проверяется ежемесячно с отметкой в карточке. Н менее 2 раз в год проверяется техническое состояние машин пуском двигателя и опробованием всех механизмов