» » Классификация моторных масел ILSAC. Спецификации и допуски - амелла Моторные масла ilsac gf 5

Классификация моторных масел ILSAC. Спецификации и допуски - амелла Моторные масла ilsac gf 5

В конце 2010-го года выходят два новых класса моторных масел API SN и ILSAC GF5. Уже с октября 2010 года началось лицензирование. Продукты с новыми классами появявились на нашем рынке в начале 2011-го года.

Новый класс SM создавался американским нефтяным институтом (API) совместно с американской профессиональной ассоциацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) и SAE (Общество инженеров автомобильной промышленности). Отличия класса API SN от предыдущей спецификации SM гораздо более масштабны, нежели отличия класса SM от SL. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость. Для новой категории API SN Комитет по смазочным материалам предложил следовать той же схеме развития, что и с более ранними категориями API и ILSAC. Это означает, что все эксплуатационные характеристики моторных масел для API и ILSAC будут эквивалентны, кроме того, что предлагаемые требования API SN не включают в себя тесты на защиту от износа по методике Sequence IIIG на состаренных маслах. Эти тесты и испытания на экономию топлива по методике Sequence VID являются важными ориентирами для масел, претендующих на соответствие стандарту ILSAC GF-5.

Основные же отличия ILSAC GF-5 от предыдущей классификации GF4, в возможности работы с биотопливом, улучшенной защитой от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совме ст имостью с уплотнительными материалами и улучшенной защитой от шламообразования.
Требования API SN и ILSAC GF5 достаточно близки и маловязкие масла, скорее всего, будут классифицироваться совместно по этим двум классификациям.

Сравнение ILSAC GF-5 и API SN

Требования Спцифическая вязкость SAE ILSAC GF-5 API SN для ILSAC классов API SN для прочих классов API SN ресурсосбержение
Тест на пену метод А 1 мин 1 мин 10 мин 1 мин
Фосфор, мин % 0,06 мин 0,06 мин 0,06 мин 0,06 мин
Фосфор, макс. % 0,08 макс - - 0,08 макс
Удержание фосфора, % 79 мин - - 79 мин
Стенд TEOST MHT-4 мг 35 макс 35 макс 45 макс 35 макс
Стенд TEOST 33С, мг Для 0W20
Совместимость с єластомерами Да Да Да Да
Индекс застывания (желирования) 12 макс 12 макс - 12 макс
Стойкость к эмульгированию Да Нет Нет Да
Сера, % макс. 0W и 5W 0,5 макс Нет Нет 0,5 макс
Сера, % макс. 10W 0,6 макс Нет Нет 0,6 макс
Стенд ROBO Seq.IIIGA Да Да Нет Да
Seq.VID 0W-X 2,6/1,2 мин Нет - 2,6/1,2 мин
Seq.VID 5W-X 1,9/0,9 мин Нет - 1,9/0,9 мин
Seq.VID 10W-30 1,5/0,6 мин Нет - 1,5/0,6 мин

Испытания моторных масел ILSAC и API

Категория ILSAC GF-1 GF-2 GF-3 GF-4 GF-5
Категория API SH SJ SL SM SN
Год введения 1992-93 1996 2001 2004-05 2010
Испытания и параметры
Защита от коррозии Seq.lllD llD Ball Rust Ball Rust Ball Rust
Коррозия подшипников, стабильность сдвига L-38 L-38 Seq.Vlll Vlll Vlll
Износ и вязкостные присадки Seq.lllE lllE lllF lllG & lllA lllG & ROBO
Износ клапанов - - Seq.lVA lVA lVA
Низкотемпературные отложения Seq.VE VE VG VG VG
Экономия топлива Seq.VI VIA VIB VIB VID
Вязкость Sae J300 Sae J300 Sae J300 Sae J300 Sae J300
Содержание фосфора 0.12 макс 0.10 макс 0.10 макс 0.06-0.08 0.06-0.08
Способность удерживать фосфор - - - - 79%
Содержание серы, % - - - 0.5-0.7 0.5-0.6

Для моторных масел бензиновых двигателей. Одна из причин в том, что классификация API SN возглавила новую категорию моторных масел под названием — ресурсосберегающие.

Чтобы понять, что такого в ресурсо сберегающем масле API SN, нужно разобраться с API SM энерго сберегающем.

Расшифровка API SN и SM

Когда в 2005 году был разработан новый класс API SM, он получил дополнительную спецификацию, точнее его определили в новую на то время категорию энергосберегающих масел, в которой он до сих пор один (API SM).

Energy Conserving (обозначается EC, пример API SM EC ) т.е. энергосберегающее масло, которое обладает маловязкостными свойствами (другими словами более текучее или жидкое), за счет чего достигалась экономия топлива не менее 1,5% от аналогичного эталонного API SM.

Resource Conserving (обозначается RC, пример API SN RC ) и является ресурсосберегающим маслом и в этой категории только классификация моторного масла API SN. Спецификация RC (Resource Conserving) появилось в 2010 году, когда и API SN.

Подводя итоги отмечу, отличием RC от EC является требования к спецификации. Можно сказать, что ресурсосберегающее масло превосходит энергосберегающее, так как требует не только экономии топлива от качественного масла, а так же сохранение деталей системы выхлопа, турбонаддува и совместимость с биотопливом.

На этом расшифровка API SN не закончена. Для более правильного и понятного представления в улучшениях нужно просто сравнить спецификацию API SN и SM.

  • Улучшенная степень защиты при высокой температуре в цилиндрах
  • Меньше отложений в виде нагара
  • Улучшена совместимость с разными видами топлива
  • Улучшенные моющие свойства
  • Улучшенные защитные свойства

Требования для стандарта ILSAC GF-5 аналогичны API SN RC.

На самом деле, требования для международного азиатского рынка достаточно объективны. Если вы найдете на японском масле ILSAC GF-5, можете не сомневаться, что это масло отвечает требованиям API SN RC. Отсутствие спецификации ресурсосберегающего масла лишает его возможности получить стандарт ILSAC GF-5

Замена моторного масла – процедура, которую водитель может выполнить самостоятельно. Для этого достаточно найти эстакаду, после чего выполнение работ потребует максимум полчаса. Но перед тем как выполнять работу по замене масла, его необходимо приобрести. При выборе расходных жидкостей всегда нужно придерживаться рекомендаций производителей. Но если имеются специфические требования к маслу, либо найти нужный состав не удается в магазине, можно самостоятельно разобраться в маркировке масла, чтобы подобрать оптимальный вариант.

Оглавление:

Какие бывают типы моторных масел

Как известно, главная задача моторного масла - минимизировать трение движущихся деталей в моторе автомобиля. Чем меньше детали трутся, тем меньше вероятность поломки, а значит, двигатель прослужит дольше.

В зависимости от того, какой мотор используется на автомобиле, существует 3 типа моторных масел: бензиновое, дизельное и универсальное. Как можно понять из их названий, первые два предназначены для конкретных типов двигателей, а универсальный вариант подойдет, как для дизеля, так и для бензинового мотора.

Помимо деления масел по типу двигателя, также их можно классифицировать по сезонности, когда рекомендуется такие составы использовать. Масло может быть летним, зимним или всесезонным. Стоит отметить, что сезонность масла зависит от его вязкости, а также от показателя изменения консистенции при повышении или понижении температуры.

В зимний период лучше использовать менее вязкие масла, чтобы мотору было проще стартовать после стоянки на холоде. Летом же такие масла применять не рекомендуется, поскольку они недостаточно качественном смазывают компоненты двигателя. Для лета подойдут более вязкие варианты, но если их использовать зимой, они могут препятствовать быстрому пуску мотора при отрицательной температуре окружающей среды.

Обратите внимание: Наиболее распространены сейчас всесезонные моторные масла, вязкость которых практически не меняется от температуры окружающей среды.

Из чего состоят моторные масла

Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна - это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.

Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.

Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.

Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.

При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.

Основные свойства и параметры моторных масел

Как отмечалось выше, каждый производитель хранит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои собственные уникальные наборы присадок. Но основной параметр вязкости должен быть указан при маркировке моторного масла.

Вязкость моторного масла

При выборе подходящего состава нужно обращать внимание, в первую очередь, на показатель вязкости масла. От него непосредственно зависит, насколько сильно будут повреждаться детали в процессе работы:

  • Высокая вязкость. Излишне высокая вязкость ведет к тому, что мотору сложно стартовать при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть “масляное голодание”, поскольку не сразу после пуска двигателя до трущихся деталей дойдет масляный состав;
  • Низкая вязкость. Также может приводить к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.

Дополнительные присадки

Каждое моторное масло, которое можно встретить в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющих его эксплуатационные свойства. В зависимости от состояния мотора, его склонности к износу, а также других параметров владелец автомобиля может подобрать необходимое ему масло. Некоторые из свойств, которые добавляются с наборами присадок:

  • Дополнительная защита от износа;
  • Минимизация вероятности отложения стружки и различных посторонних веществ в моторе;
  • Устойчивость к возникновению коррозии;
  • Наличие дополнительных антиокислительных свойств;
  • Дополнительные “чистящие” присадки.

Этот список далеко не полный. На канистре каждого моторного масла можно увидеть основные преимущества, которые выделяет его производительно.

Маркировка моторных масел

В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.

Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:

  • Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 - это летние показатели масла. Зимник - это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
  • Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
  • Тип двигателя. Если установлен индекс 1 - это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 - оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.

Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.

Расшифровка маркировки SAE

Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.

По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.

Читается маркировка по стандарту SAE просто:

  • Если в маркировке присутствует буква W - это говорит о том, что масло является зимним;
  • Если в маркировке содержится только число - это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число - тем выше вязкость. Вариация числа - от 0 до 50;
  • Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.

Расшифровка маркировки API

Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:

  • Если после указания API имеется приписка EC - это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
  • Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
  • Если присутствует буква S - она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
  • Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой - от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
  • Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.

Расшифровка классификации масел ACEA

Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.

Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:

  • A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
  • С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими - соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
  • E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.

Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.

Расшифровка классификации масел ILSAC

Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.

ILSAC, Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов, образован в 1992 году AAMA (Американской ассоциацией производителей автомобилей, представителями DaimlerChrysler Corporation, Ford Motor Company и General Motors Corporation) и JAMA (Японская ассоциация производителей автомобилей) для определения потребностей, параметров и лицензирования. и администрирование спецификаций смазочных материалов. Вместе с трехсторонней системой (API, SAE и ASTM) сформировалась EOLCS, система лицензирования и сертификации моторного масла. Масла ILSAC часто имеют символ обслуживания API (пончик), включая обозначение энергосбережения и / или сертификационный знак API (Starburst).

Далее перечислены действующие и утратившие силу отраслевые стандарты ILSAC. Прежде, чем воспользоваться данными из таблиц, следует внимательно изучить руководство по эксплуатации транспортного средства. Моторное масло может соответствовать требованиям более чем одной эксплуатационной категории.

Самое последнее издание отраслевого стандарта ILSAC (GF-5 ) для моторных масел автомобильных бензиновых двигателей включает в себя эксплуатационные требования предшествующих версий и может быть использована для обслуживания ранее выпущенных двигателей, для которых были рекомендованы масла предыдущих категорий.

Вскоре должен быть принят новый стандартGF-6. Спецификация ILSAC GF-6 в настоящее время находится в разработке и, вероятно, будет разделена на две под-спецификации. ILSAC GF-6A будет полностью обратно совместим с ILSAC GF-5, но обеспечит лучшую экономию топлива, лучшую защиту двигателя и улучшенные характеристики при сохранении долговечности. ILSAC GF-6B будет иметь те же характеристики, что и ILSAC GF-5A, но позволит использовать масла с меньшей вязкостью, такие как xW-16, используя преимущества экономии топлива, предлагаемые новым классом вязкости SAE 16.

СТАНДАРТ ILSAC НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ИЗДАНИЕ СТАТУС ОПИСАНИЕ
GF-6 Проект Спецификация ILSAC GF-6 в настоящее время находится в разработке и, вероятно, будет разделена на две под-спецификации. ILSAC GF-6A будет полностью обратно совместим с ILSAC GF-5, но обеспечит лучшую экономию топлива, лучшую защиту двигателя и улучшенные характеристики при сохранении долговечности. ILSAC GF-6B будет иметь те же характеристики, что и ILSAC GF-5A, но позволит использовать масла с меньшей вязкостью, такие как xW-16, используя преимущества экономии топлива, предлагаемые новым классом вязкости SAE 16.
GF-5 Действующий Представлено в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло GF-5 обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях двигателя и деталях турбонагнетателя, снижение низкотемпературных отложений (смол), снижение расхода топлива, улучшенную совместимость с системой снижения токсичности отработавших газов, расширенную совместимость с уплотнительными деталями, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85.
GF-4 Устаревший Действительно до 30 сентября 2011 года. Используйте масло GF-5 вместо GF-4.
GF-3 Устаревший Используйте масло GF-5 вместо GF-3. Была введена в 2001 году и соответствовала категории API SL (PS 06).
G F-2 Устаревший Используйте масло GF-5 вместо GF-2. Была принята в 1996 году и соответствовала требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 — SAE 0W-20, 5W-20;
GF-1 Устаревший Используйте масло GF-5 вместо GF-1. Полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40 ,50, 60;

Основные отличия масел категории ILSAC:

  • низкая вязкость — 2,6-2,9 мПа с при температуре 150°С и скорости сдвига 10^6 с^-1;
  • малая летучесть (по Нок или ASTM);
  • хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors);
  • низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV);
  • высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability);
  • обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
  • малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора);

Сентябрь 18th, 2016 Admin

Всем владельцам автомобилей необходимо уметь разбираться в моторных маслах, уметь читать информацию, скрытую в маркировке, написанной на этикетке. Правильный выбор и использование продукта хорошего качества дает вам гарантию на стабильный и продолжительный срок службы двигателя автомобиля. Свойства смазывающего продукта должны отвечать по всем условиям завода-изготовителя. Работа масел проходит под высоким давлением и в большом температурном диапазоне, по этой причине к ним выдвигаются такие жесткие требования.

Чтобы сделать проще процесс подбора масла для определенного вида двигателя по необходимым характеристикам и требуемым условиям, выработано несколько видов международных норм. Мировые изготовители масел пользуются всеми признанными классификациями.

Классификация автомобильных моторных масел:

  • ILSAC;
  • ГОСТ;
  • ACEA.

Чаще применяют 3 разновидности классификации – API, ГОСТ и ACEA.

Выделяют 2 главные категории моторных масел, привязанных к виду двигателя: дизельные или бензиновые. Также есть и универсальное масло. На упаковке обязательно имеется информация по назначению продукта. В состав каждого моторного масла входит минеральное масло, которое составляет основную его часть, и необходимое количество присадок.

Жидкость для смазки разделяют по химическому составу на:

  • Синтетическую.
  • Минеральную.
  • Полусинтетическую.

На таре, рядом с другой информацией, всегда пишется химический состав.

Что может быть написано на канистре с маслом:

  1. Присутствующие присадки API и ACEA.
  2. Классификация плотности SAE (вязкость).
  3. Штрих-код.
  4. Рекомендации производителей автомобилей.
  5. Спец. категории моторных масел.
  6. Дата изготовления и номер партии.
  7. Псевдонимная маркировка (не имеет ничего общего со стандартной маркировкой, является частью маркетинга, к примеру, fully synthetic и тому подобное).

Чтобы выяснить, какое именно масло идеально подойдет для мотора вашего автомобиля, мы поможем разобраться в более значимой маркировке.

Классификация моторных масел по SAE: таблица

Главные свойства, которые указаны в разметке на таре продукта, – параметры плотности по классификации SAE – международные нормы, регулируемой вязкости масел зависимости от сезонного изменения температуры воздуха.

Из-за этого масла разделяют на 3 вида, которые отличаются по своей структуре:

  • Зимние масла более жидкие и позволяют без затруднений запустить двигатель автомобиля при низкой температуре воздуха. Обозначается показатель SAE такого вида символом «W» (к примеру, 0W, 5W, 10W и так далее). Для того чтобы выяснить предельное значение, следует вычесть число 35. При плюсовой температуре воздуха такое масло не подходит для применения, так как по структуре оно становиться слишком жидким и не сможет образовывать смазывающий слой, т.е. не будет выполнять функции своего предназначения.
  • Летние масла используются при температуре воздуха от 0˚ и выше, так как вязкость у них довольно велика, чтобы при высокой температуре текучесть не превосходила нужного показателя для эффективной смазки частей мотора. В зимний период года невозможно будет запустить двигатель с маслом высокой вязкости. Маркируются летние масла числовым обозначением без букв (к примеру, 5,10,15 и т.д.; больше число – сильнее вязкость).
  • Всесезонные масла являются самыми востребованными из-за способности осуществлять функции своего предназначения как в холодное, так и в теплое время года. Предельные значения таких масел можно посмотреть в схеме, где расшифрованы показатели SAE. Такой тип масла обозначают двойной маркировкой (к примеру, SAE 15W-40).

Характеристика вязкости – самая первая и значимая составляющая маркировки и спецификации смазывающей жидкости, но существуют и другие. Делать выбор смазывающей жидкости, применяя только данные по вязкости, – неверно. Также необходимо учитывать соотношение свойства продукта и условия его применения.

Все масла обладают не только вязкостью, но и многими другими различными эксплуатационными свойствами (противоизносные, моющие и антиокислительные свойства, коррозийная активность и другие). Эти свойства дают возможность определять область их назначения.

Классификация моторных масел по API: таблица

Основными показателями в классификации по API являются: вид двигателя и режим его работы, действующие свойства масла и год введения в эксплуатацию. Разделяются масла по стандарту на 2 категории:

  1. Категория «S» – для двигателей, работающих на бензине.
  2. Категория «C» – предназначена для дизельного мотора.

Как расшифровать маркировку моторного масла API?

Начинаться обозначение API может с буквы «C»или «S». Они указывают, для какого типа двигателя предназначено масло. Следующая буква определяет класс продукта, который показывает уровень действующих свойств.

По этой классификации разъяснения маркировки моторных масел выглядит так:

  • Сокращенное обозначение ЕС, расположенное сразу после API, указывает на масла, сберегающие энергию.
  • За аббревиатурой указывающие римские цифры несут информацию об уровне экономии топлива.
  • Буквой «С» определяются масла для двигателей, работающих на дизельном топливе.
  • Буквой «S» обозначают масла для бензиновых моторов.
  • Универсальное масло отмечено буквами обеих категорий через черточку с наклоном (к примеру, API SL/CF).
  • После букв «S» или«C» указывают степень эксплуатационных качеств, обозначается она буквами от «А» (самый маленький показатель) до «N» и т.д. (чем выше по алфавитному порядку значение 2-й буквы, тем выше класс продукта).
  • Для дизельных двигателей масла по маркировке API делят на двухтактные и четырехтактные (обозначается в конце цифрой «2» или «4» соответственно).

Моторные масла, прошедшие ряд проверок SAE/API и имеющие соответствие нормам действующих разновидностей качества, указываются в виде круглого знака на этикетках. В верхней части знака располагается обозначение – «API Service», в центральной – степень вязкости по SAE, снизу – степень энергосбережения (если она есть).

Используя моторные масла по необходимой спецификации, вы повышаете износоустойчивость и снижаете риск поломки мотора. При этом уменьшается расход топлива и «угар» масла, двигатель работает тише, а его ходовые качества улучшаются (в особенности при холодной температуре), меньше изнашиваются система очистки выхлопа и катализатор.

Классификации ILSAC, ГОСТ, АСЕА – что означает и как расшифровать

Классификация и обозначение моторных масел по ILSAC

Совместная разработка Америки и Японии – классификация ILSAC. Международным комитетом по стандартизации и испытаниям было выведено 5 нормативов смазывающей жидкости:

  • ILSAC GF-1,
  • ILSAC GF-2,
  • ILSAC GF-3,
  • ILSAC GF-4,
  • ILSAC GF-5.

Они подобны классам по API и отличаются лишь тем, что соответствующие масла классификации по ILSAC являются энергосберегающими и универсальными по всем сезонам. Такая классификация выступает лучшим вариантом для японских автомобилей.

Классификация и обозначение моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, масла для двигателей разделяют на:

  • группы по действующим свойствам;
  • категории по кинематической вязкости.

По вязкости масла разделяют на следующие классы:

  • Зимний период года – 3, 4, 5, 6.
  • Летний период года – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
  • Универсальные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10,….6/16 (1-ая цифра обозначает зимний класс, а 2-ая – летний).

Чем больше числовое обозначение во всех описанных выше классах, тем выше уровень вязкости.

Масла для двигателей подразделяются на 6 групп по сфере использования и помечаются буквами от «А» до «Е».

Масла с цифровым показателем «1» указывают на свое предназначение для использования в двигателях, работающих на бензине, «2» – для дизельных моторов, а отсутствие цифрового показателя говорит об универсальности жидкости.

Классификация и обозначение моторных масел по АСЕА

Объединение автопроизводителей Европейских стран разработало классификацию АСЕА. В ней отмечены их категории и предназначение, а также эксплуатационные свойства масел для двигателей. Эта спецификация также разделена по применению в бензиновых и дизельных типах двигателей.

Последние нормативы разделяют масла на 3 разновидности и 12 групп:

Кроме классификации моторного масла, в маркировке по АСЕА отмечается номер издания (обновления тех. требований) и год введения в эксплуатацию. Отечественные масла дополнительно проходят сертификацию ГОСТ.

Группы масел в категории ILSAC, их соответствие стандартам API:

  • ILSAC GF-1 (устаревшая категория) – качество масла подобно классификации API SH; по вязкости SAE 0W-20, 5W-35, 10W-40.
  • ILSAC GF-2 – аналогично по качеству продукта API SJ, по плотности SAE 0W-20, 5W-25.
  • ILSAC GF-3 – соответствует разновидности API SL, выпущен в эксплуатацию в2001 г.
  • ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5 – аналогичны SM и SN.

Также в соответствии со стандартом ILSAC для японских машин с турбированными дизельными двигателями, разработана категория JASO DX-1. Такая маркировка масел рассчитана на двигатели новых машин с высокими нормами экологичности и вмонтированными турбинами.

Спецификации и допуски моторных масел

В спецификации ACEA и API выражены минимальные основные требования, принятые изготовителями присадок и масел и производителями автомобилей. Характеристики масла при эксплуатации отличаются, поскольку у разных марок автомобилей моторы устроены по-разному. Часть ведущих производителей двигателей создали свой персональный метод классифицирования масел (упрощенное название – допуск), который вносит дополнения в систему классификации АСЕА. Производители двигателей, такие как: BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Renault, Ford, Fiat, GM – предпочтительно пользуются личными одобрениями при выборе моторных масел.

Разберемся в более известных и чаще используемых допусках, которые указаны на таре моторных масел.

Допуски моторного масла для VAG

Моторное масло – VW 500.00 – сберегающее энергию (SAE 10W-30, 5W-30, 5W-40 и т.д.) Для бензиновых моторов (до 2000 года выпуска) рассчитано VW 501.01 – подходит для любого сезонного периода. VW 502.00 – предназначается для применения в турбированных двигателях.

Масло для моторов, работающих на бензине с вязкостью SAE 0W-30, – VW 503.00 – требующее более редкую замену (до30.000 километров). Для двигателя автомобиля, у которого система выхлопа с трехкомпонентным нейтрализатором, – VW 504.00.

Допуск масел VW 505.00 для двигателей TDI предусмотрен для таких авто, как AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA работающих на дизеле (до 2000 года выпуска). Моторам PDE с насос-форсункой – масла с допуском VW 505.01.

Для автомобилей, работающих на дизельном топливе (выпущенных после 2002 года), рекомендуется масло энергосберегающее с вязкостью 0W-30 – VW 506.00 – более редко требует замены (до50.000 километровв 4-х цилиндровых двигателях TDI). Для двигателей, работающих на дизельном топливе с насос-форсункой и турбированных PD-TDI, – допуск VW506.01 – редко требующее замены масло.

Допуски моторного масла для Мерседес

Личные допуски-разрешения имеются также и у производителей авто MERCEDES-BENZ. Разрешение МВ 229.1 обозначает масло для двигателей MERCEDES, работающих на бензине и на дизеле, с 1997 года выпущенных в производство. Разрешение МВ 229.31, ограничивающее содержание фосфора и серы, введено в применение позже, имеет соответствие с SAE 0W и SAE 5W. Многофункциональное масло для двигателей, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе с увеличенным сроком эксплуатации, а также энергосберегающее, имеет разрешение МВ 229.5.

Допуски моторного масла для BMW (БМВ)

Для автомобилей, выпуска с 1998 года, предлагается использовать масла с обозначением допуска «BMW Long life-98», которые соответствуют нормам АСЕА А3/В3, с увеличенным эксплуатационным сроком. «BMW Long life-01» – допуск масла, рекомендован для двигателей автомобилей, выпуск которых приходится на конец 2001г. При повышенной нагрузке двигателя в сложных условиях рекомендуется использовать масла с допуском «BMW Long life-01 FE». В современных автомобилях BMW применяют моторные масла с допуском «BMW Long life-04».

Допуски моторного масла для Рено

В 2007 году производителями RENAULT были разработаны допуски, соответствующие главным требованиям АСЕА:

  • Renault RN0700 – АСЕА А3/В4 или АСЕА А5/В5.
  • Renault RN0710 соответствует условиям АСЕА А3/В4.
  • Renault RN0720 соответствует условиям АСЕА С3 (некоторые вспомогательные от Renault).
  • Допуск RN0720 создан для применения в современных автомобилях, работающих на дизельном топливе с наличием сажевого фильтра.

Допуски моторных масел для Форд (FORD)

Масло для двигателей классификации SAE 5W-30, получившее разрешение Ford WSS-M2C913-A, рассчитывается для начального применения и последующей замены. Такое масло имеет соответствие всем требованиям и нормам по следующим классификациям: АСЕА А1-98, ILSAC GF-2 и еще вспомогательным требованиям Ford.

Масло, которое имеет разрешение Ford М2С913-В, соответствует необходимым нормативам АСЕА А1-98 и В1-98, ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3, рекомендуется для первичного применения и последующей замены в автомобилях с дизельными и бензиновыми моторами.

В 2012 году был разработан и введен допуск-разрешение Ford WSS-M2C913-D. Моторные масла с таким показателем предлагаются для всех автомобилей Ford с дизельным двигателем. Исключением являются модели Ford Ка TDCi, запущенные в производство до 2009 года, и двигатели выпуска от 2000 до2006 г. Допуск предусматривает повышенный эксплуатационный период масла и заправку топливом с высоким содержанием серы или био-дизельным горючим.

Моторное масло, получившее допуск Ford WSS-М2С934-А, рассчитано на увеличенный эксплуатационный период и предназначается для использования в автомобилях с дизельным мотором и сажевым фильтром (DPF). Масло, которое соответствует допуску Ford WSS-М2С948-В, отвечает стандартам по классификации АСЕА С2 (для дизельных и бензиновых моторов с катализатором). Наличие этого допуска говорит о том, что вязкость масла соответствует SAE 5W-20 с пониженным сажеобразованием.

Выбирая моторное масло необходимо учитывать следующее:

  • Выбор соответствующего химического состава масла – синтетическое, полусинтетическое или минеральное.
  • Нормативы классификации вязкости по SAE (зимние, летние или универсальные).
  • Набор присадок, соответствующий требованиям (формулируются в классификациях АСЕА и API).
  • Обратить внимание, для каких именно марок автомобилей предназначается продукт (эту информацию можно рассмотреть на этикетке тары).
  • Важно не упускать из вида дополнительные показатели и допуски масла (к примеру, обозначение Long life говорит о том, что масло подходит для использования в автомобилях с увеличенным сервисным сроком замены).
  • В особенностях некоторых составов можно определить сочетание с двигателями, у которых имеются интеркулер, турбонадув, регулировка высоты подъема клапанов, фазами ГРМ и охлаждением газов рециркуляции.