» » Как почистить систему охлаждения. Промывка системы охлаждения двигателя

Как почистить систему охлаждения. Промывка системы охлаждения двигателя

Охлаждающая жидкость, циркулируя в рубашке охлаждения практически доходит до кипения, а когда в системе есть неисправности, то и, действительно, закипает от сильно разогретого двигателя внутреннего сгорания. Если тосол кипит, то, следовательно, силовой агрегат перегревается. А при прогорает прокладка блока цилиндров – масло просачивается в охлаждающую жидкость. Масло в систему охлаждения двигателя может попасть и при других нарушениях герметичности рубашки охлаждения.

Вся жидкость превращается в воду и образует на стенках рубашки, радиатора и патрубках накипь, осадок.

Со временем любая жидкость превращается в воду, теряет свои свойства, образует на стенках рубашки, радиатора и патрубках накипь, оставляет осадок. Если в соединениях резиновых частей системы был использован герметик, то есть вероятность, что его кусочки есть и в охлаждающей жидкости. Во всех этих случаях системе охлаждения двигателя требуется очистка. Как промыть систему охлаждения двигателя?
Прежде чем приступить к промывке системы охлаждения двигателя своими руками, нужно определиться, какими возможностями вы располагаете, насколько сильно загрязнение в конкретном автомобиле. От того, насколько правильный способ вы выбрали зависит результат очистки системы охлаждения двигателя, а также последствия промывки (дело в том, что промывка системы охлаждения химикатами пробивает забитые каналы, в том числе и те, которые, трогать бы не надо, результат – пробивка прокладки ГБЦ, разъедание старых резино-пластмассовых деталей и прочее).
Итак, вы полностью меняете охлаждающую жидкость (регламент замены охлаждающей жидкости: старый автомобиль, тосол – каждые 45 тыс. км или раз год, новый автомобиль, хороший антифриз – 100-250 тыс. км или раз пять лет) или цвет ее немного потемнел, есть небольшие следы ржавчины, грязи – в этом случае вам поможет обычная дистиллированная вода (она продается в магазинах, торгующих автохимией).

Как самому промыть систему охлаждения двигателя

Производителями автохимии создано большое количество специальных составов для промывки системы охлаждения ДВС.

  1. Подготовим инструменты: термозащитные перчатки, емкость на 10-20 литров, ключ на 12-16 (чаще 13, 14), салфетки, воронку, отвертку, если придется патрубок с радиатора снимать.
  2. Подставляем емкость. Откручиваем сливные пробки: на блоке цилиндров в виде отдельностоящего болта, на радиаторе в виде пластикового винта снизу (либо нижний патрубок).
  3. Сливаем охлаждающую жидкость, оцениваем степень ее загрязненности.
  4. Вкручиваем на места сливные пробки.
  5. Заливаем дистиллированную воду в расширительный бачок и в заливную горловину радиатора (если такая имеется) – 8 литров (иногда 16, если двигатель большой).
  6. Запускаем двигатель на пятнадцать – двадцать минут (нужно, чтобы термостат успел открыть большой круг).
  7. Если вы сомневаетесь, то подождите, чтобы вода немного остыла, затем слейте ее, открутив сливные пробки и подставив пустую емкость.
  8. Оцените степень загрязнения слитой воды, если она кажется вам сильно грязной, то залейте дистиллированную чистую воду еще на один круг.
  9. Закрутите сливные винт и пробку.
  10. Налейте свежий в бачок.
  11. Пустите двигатель, уровень жидкости будет опускаться, доливайте антифриз до отметки.
  12. Тоже самое проделайте с заливной горловиной радиатора.
  13. Охлаждающая жидкость заменена, теперь нужно .

Для этого ослабим хомут патрубка, идущего на печку и дождемся пока из него не польется ОЖ. Либо снимем патрубок с дроссельного узла и подадим воздух через отверстие расширительного бачка до появления ОЖ из дроссельного патрубка.
Если знать, как правильно промыть систему охлаждения двигателя, то воздушной пробки не получится. Для этого перед тем, как начать заливать антифриз, снимите патрубок в самом верхнем положении системы (штуцер подачи охлаждающей жидкости в карбюраторе или дроссельной заслонке на инжекторе) и заливайте ОЖ пока она из него не польется (патрубок держать вертикально отверстием вверх).
Рассмотрим другую ситуацию. Тосол стал почти черным, в нем много грязи, ржавчины, есть масляная пленка. Чтобы промыть систему охлаждения двигателя от масла, нужны более серьезные средства, чем дистиллированная вода. Производителями автохимии создано большое количество специальных составов для промывки системы охлаждения ДВС. Если вам позволяют средства, то приобретите одну из семиминуток от хорошего бренда (например, Lavr, Liqui Moly, Hi Gear и тому подобные) либо очистительный комплекс, состоящий из нескольких промывок.

Способы промывки системы охлаждения


Химические промывки бывают разных назначений: от ржавчины, от накипи, а также промывки системы охлаждения двигателя от эмульсии (масляной, бензиновой). К упаковке прилагается подробная инструкция по использованию данного состава.
Однако, это дорого. Есть более дешевые и проверенные способы прочистить рубашку охлаждения блока, патрубки и радиатор. Итак, :

Есть дешевые и проверенные способы прочистить рубашку охлаждения блока, патрубки и радиатор.

  • дистиллированная вода;
  • лимонная кислота;
  • уксус;
  • кока-кола;
  • каустическая сода;
  • молочная сыворотка;
  • спрайт.

Промывка системы охлаждения – это одно из тех действий, которое следует научиться делать самому. Мероприятие не сложное, не требует специальных инструментов и навыков, а, главное, стоит дорого, если производить его в автосервисе. Опасность химического ожога можно исключить, если давать жидкости остыть перед сливом (во многих мануалах написано, что сливать нужно горячую, но, поверьте, это совершенно не обязательно). Легкого вам ремонта.

Чтобы двигатель служил дольше и не давал сбоев, его нужно охлаждать и поддерживать рабочую температуру. С этой функцией справляется система охлаждения. Она обеспечивает эффективный отвод тепла от цилиндропоршневой группы, не позволяя двигателю перегреться. Но из-за высоких температур со временем в охлаждающем контуре образуется накипь, и возникает вопрос: как промыть систему охлаждения двигателя?

Эта процедура довольно сложная. И если вы не обладаете определенными навыками и знаниями, то лучше доверить промывку системы охлаждения квалифицированным специалистам СТО. Однако если вы располагаете кое-какими инструментами и хорошо знакомы с устройством машины, то можно сделать очистку системы охлаждения автомобиля самостоятельно.

Когда необходимо промыть систему охлаждения

Это очень популярный вопрос, который интересует многих владельцев. Чтобы избежать засорений и поломок, стоит осуществлять промывку системы охлаждения как минимум раз в 2 года. Помимо этого, каждые 30 000 — 45 000 км следует менять жидкость, это поможет предотвратить отказ мотора.

Как прочистить систему охлаждения собственными усилиями? Для начала необходимо детально изучить механизм отвода тепла. Его наиболее уязвимым местом считаются патрубки; в случае образования закупорки они могут порваться, и появится течь. Поэтому чтобы их не повредить, нужно использовать только щадящие растворы.

Какими средствами промывать: плюсы и минусы

Чтобы промывка системы не отнимала много времени и не нанесла ощутимого вреда охлаждающему контуру автомобиля, стоит провести обзор всех средств, пригодных для этой процедуры.

Вопрос, чем промыть систему охлаждения, является очень популярным, и ответ на него есть. Для этого лучше всего воспользоваться специальными средствами для промывки системы. Они находятся в широком доступе и реализуются в магазинах автохимии и на рынках. Вот только стоимость их высока.

Если вы задумались, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя, используя лишь подручные средства, то далее вы найдете перечень веществ, пригодных для этого.

Вода

Действительно, с помощью обычной воды без особых усилий можно очистить систему охлаждения, не опасаясь каких-либо последствий. Для этой процедуры рекомендуется заливать дистиллированную воду, поскольку она не содержит примесей и не спровоцирует образование накипи.

  • Главный плюс – вам не потребуются большие затраты. Вы самостоятельно сможете дистиллировать воду в домашних условиях, либо купить её в автомагазине за копейки. Это самый дешевый и доступный способ.
  • К минусам можно отнести время промывки. Дистиллированная вода не содержит едких компонентов, а потому промывка патрубков и шлангов займет довольно много времени.

Кислота

Имеется в виду лимонная кислота. Ее достаточно часто применяют для очистки двигателя от накипи. В том случае, когда речь заходит о незначительных загрязнениях, рекомендуется использовать 800 г лимонной кислоты на 10 литров воды. В сложных случаях подойдет раствор из 1 кг лимонной кислоты на 10 литров воды.

  • Этот способ относительно дешевый, простой в исполнении и безвредный.
  • Рекомендуется соблюдать осторожность и не превышать указанную концентрацию лимонной кислоты, поскольку это может способствовать повреждению металлических компонентов.

Уксус

Еще одно народное средство, к которому прибегают многие автомобилисты. Разведенный уксус отлично подходит для промывки системы охлаждения двигателя своими руками. К тому же он продается повсеместно и при этом стоит недорого.

  • Главный плюс – простота в использовании, всеобщая доступность, дешевизна
  • В чрезмерных концентрациях создает риск химического ожога и может повредить детали системы охлаждения. Оптимальные пропорции – 0,5 литров уксусной кислоты на 10 литров воды.

Каустическая сода

Она же – гидроксид натрия (NaOH). Каустическая сода пригодна для промывки лишь медных радиаторов. Но если вы не уверены на 100%, что ваша система состоит именно из этого металла, то не следует рисковать.

Если же вы хорошо знакомы с устройством своего автомобиля, то для промывки двигателя используйте не более 1 литра 10%-ного раствора каустики на 1 ведро воды.

  • При грамотном применении каустическая сода позволяет удалить все загрязнения из системы охлаждения двигателя.
  • Это вещество очень едкое, поэтому использовать его необходимо максимально осторожно. Ни в коем случае не допускать попадания в глаза.

Молочная сыворотка

Невероятно, но факт – молочная сыворотка действительно подходит для тщательной очистки радиаторов и шлангов. Она абсолютно не агрессивна и мягко воздействует на компоненты системы, не повреждая и не нарушая её целостности.

  • Простата в использовании, относительно дешевая, безопасная для человека.
  • Найти молочную сыворотку непросто, а в некоторых регионах она и вовсе считается дефицитом.

Пришло время поговорить о мерах предосторожности. Многие автомобилисты для промывки системы охлаждения пользуются народными средствами, не учитывая, что в них содержатся весьма едкие компоненты, способные вызвать повреждение внутренних механизмов авто. Если вы твердо решили промывать систему охлаждения самостоятельно, то нужно подробно ознакомиться со списком нежелательных растворов и веществ.

Сладкие газированные напитки (Coca Cola)

Насколько бы безобидными ни казались газированные напитки на первый взгляд, их ни в коем случае нельзя использовать для промывки шлангов и радиаторов. Все дело в высоком содержании сахара и углекислого газа, которые могут нанести серьезный вред резиновым и пластмассовым деталям.

Газированные напитки удаляют загрязнения за счет наличия ортофосфорной кислоты (H 3 PO 4) в своем составе. Однако концентрация сахара чересчур высока, он будет пригорать, поэтому строго не рекомендуется применять ни Coca Cola, ни Fanta, ни Sprite, ни какие другие напитки.

Моющие средства бытовой химии (Fairy)

Средства для мытья посуды так же не подходят для комплексной очистки системы охлаждения. Их состав предназначен для устранения животных жиров, поэтому он бесполезен в борьбе с органическими отложениями. Кроме того, прочистка с использованием бытовой химии – довольно затратное дело, поскольку чистящие средства стоят больших денег.

Средства для стиральных машин (Calgon)

Подобные средства можно найти в любом супермаркете. Но они предназначаются исключительно для удаления известкового налета и также неэффективны при удалении присадок и остатков масла. К тому же, если вы неправильно рассчитаете концентрацию, то спровоцируете образование свища в системе и порчу радиатора, что недопустимо.

Чистящие и моющие средства (Белизна)

Любые растворы, в состав которых входит гипохлорит натрия (NaClO), провоцируют разрушение алюминия. Любые бытовые средства, предназначенные для быстрого удаления пятен и всевозможных загрязнений, нельзя использовать для промывки охладительной системы, поскольку они влекут за собой коррозийные процессы, губительные для блока цилиндров и радиатора.

Средства для устранения засоров (Крот)

Речь идет о средствах, предназначенных для прочистки сточных труб. Они также изготовлены на основе каустической соды, о которой говорилось выше, но их не следует применять для очистки автомобильных узлов. Это негативно скажется на состоянии алюминиевых радиаторов, уплотнителей и сальников.

Стоит ли промывать систему после применения герметика

При удалении накипи и всевозможных отложений, как в шлангах, так и на радиаторе, очистители системы охлаждения рекомендуется использовать еще до нанесения герметика. Это поможет устранить все образования без остатка. В результате, узлы будут работать в штатном режиме и надежно отводить тепло, препятствуя перегреву двигателя.

Промывка системы охлаждения должна проходить по всем правилам. Перед прочисткой следует полностью слить антифриз и осушить шланги, а после применения соды, уксусной кислоты и других веществ, промыть их несколько раз проточной водой.

Заключение

Если у вас под рукой имеются все вышеперечисленные вещества или хотя бы некоторые из них, промывку охлаждающей системы можно провести своими силами. Но если у вас возникли какие-либо сомнения в успехе операции, то лучше не рисковать понапрасну и доверить эту процедуру квалифицированным мастерам СТО. Они смогут порекомендовать вам антифриз или тосол с учетом всех особенностей вашего автомобиля и дать рекомендации по обслуживанию системы охлаждения двигателя.

Немногие автовладельцы знают, каким образом нужно осуществлять промывку системы охлаждения двигателя, хотя в данном процессе необходимо учитывать целую массу нюансов.

Разумеется, некоторые люди делают это самостоятельно, не имея никаких теоретических знаний. Так можно только лишь навредить и нарушить процесс работы системы охлаждения. Ещё обязательно рассмотрим вопрос о том, какую жидкость для промывки системы охлаждения можно использовать. Прямо сейчас вы сможете узнать о том, как промывается автомобильная система охлаждения, и какие жидкости используются для этого.

Двигатель в процессе работы подвергается большим нагрузкам, в связи с чем он нагревается до больших температур. Получается, что система охлаждения двигателя понижает его температуру. В этой самой системе задействована охлаждающая жидкость, циркулирующая по специальным каналам. По своему физическому принципу она выполняет роль теплоносителя, впитывая теплоту от мотора. Затем горячая жидкость охлаждается радиатором, после чего вся теплота рассеивается в воздушном пространстве. В случае неработоспособности охлаждающей системы, двигатель в вашем автомобиле будет постоянно перегреваться.

Почему она не работает?

Существует целый ряд причин, по которым охлаждающая система автомобиля работает неправильно. Возможно, в трубках радиатора и каналах образовался налёт, который препятствует процессу теплообмена. Примечательно то, что эти осадки практически не проводят тепло, поэтому оно остается внутри моторного отсека, а радиатор будет просто-напросто работать в холостую.

Вообще налёт представляет собой что-то похожее на накипь, которая образуется в результате происходящих окисляющих процессов при поддержке довольно-таки высокой температуры.

Промывка сывороткой

Вам необходима промывка системы охлаждения сывороткой — это один из самых лучших способов. Дело заключается в том, что сыворотка имеет кислую среду, в которой вся накипь и прочий налёт будут быстро растворятся. Но есть и другие причины плохой работы охлаждающей системы. К примеру, в каналах может образоваться так называемая воздушная пробка. Жидкость вообще не будет проходить по магистралям, поэтому в данном случае избежать перегрева двигателя просто-напросто невозможно.

Также неработоспособность вентилятора может стать причиной плохой работы системы охлаждения, но это никак не связано с так называемыми каналами. А вот забитый пылью и мусором радиатор тоже может препятствовать правильной работе охлаждающей системы. Процесс теплообмена нарушается, теплота не выводится из моторного отсека, соответственно сам двигатель будет нагреваться до критических температур. Если у вас действительно есть хотя бы одна из выше перечисленных проблем, то вам обязательно нужно сделать промывку системы охлаждения

Жидкости для промывки

Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях то жидкость для системы охлаждения можно менять 1 раз в два года.

Однако стоит помнить то, что перед её заменой необходимо для начала промыть систему. Чем промыть систему охлаждения автомобиля? Для этого в продаже имеются специальные химические вещества. Вы можете использовать в качестве промывочной жидкости обычную дистиллированную воду лишь только в том случае, если слитая охлаждающая жидкость не имеет никаких осадков, а также если её нормальный цвет сохранился. Не рекомендуется использовать для промывки обычную воду, так как она содержит большое количество солей, которые будут скапливаться на магистральных каналах.

Вообще промывать систему охлаждения можно практически любыми жидкостями, имеющими так называемую кислую среду. Именно в таких условиях любые осадки будут разрушаться. Для этого в воду добавляются специальные химические вещества. Это может быть даже и обычный уксус. Вы можете приобрести специальные присадки. Конечно же, наиболее эффективными являются специализированные жидкости для промывки охлаждающей системы, которые можно будет приобрести в любом автомобильном магазине.

Народные способы

Кто-то заливает в свою систему обычный лимонад «Фанта» или молочную сыворотку — все эти продукты имеют кислую среду, поэтому любые осадки моментально разрушатся. Лимонная кислота — также является одним из самых лучших вариантов. Вообще все выше перечисленные жидкости и продукты гораздо эффективнее химических активных веществ, которые продаются в автомобильных автомобилях, поэтому мы предлагаем вам промыть вашу охлаждающую жидкость либо лимонной кислотой, либо молочной сывороткой. Уверяем вас в том, что никакого вреда автомобилю вы этим самым действием не нанесёте! Однако запомните, что в таком случае вам нужно будет обязательно сделать повторную промывку двигателя дистиллированной водой, так как могут остаться некоторые химические вещества, которые в процессе химической реакции вполне могут создать новые осадки.

Лимонная кислота

Промывка системы охлаждения лимонной кислотой является одним из самых лучших и распространенных вариантов среди автолюбителей. В принципе здесь нет ничего сложного, всё это вы сможете сделать и своими собственными руками. Для начала вам необходимо слить старую жидкость из системы охлаждения двигателя — не бойтесь, только соблюдайте элементарные меры безопасности. Ни в коем случае не делайте какие-либо действия с прогретым двигателем. Наряду с этим, вы обязательно должны знать о том, что охлаждающая жидкость содержит в себе ядовитые вещества, поэтому лучше всего работать в специальных перчатках и очках.

Далее установите свой автомобиль на ровной местности. Откручиваем крышку расширительного бачка, устанавливаем под автомобиль какую-нибудь ёмкость, куда и будет сливаться старая жидкость для охлаждения двигателя. Не забудьте открутить пробку у радиатора снизу! Затем переставляем ёмкость и сливаем охлаждающую жидкость уже под самим мотором. Переходим к процессу промывки охлаждающей системы. Закручиваем абсолютно все пробки обратно. Заливаем туда разведенную лимонную кислоту. Заводим двигатель и даём ему некоторое время поработать. Нужно чтобы залитая жидкость прошла весь контур по магистральным каналам, удалила там всяческие налеты. Потом выключаем зажигание и даём двигателю охладиться. Повторяем ту же самую процедуру с лимонной кислотой ещё несколько раз.

Вообще количество повторений выше представленной процедуры напрямую зависит от того, в каком состоянии жидкость будет сливаться в ёмкость. Если она не имеет никаких осадков и сохранила свой нормальный цвет, то значит на этом можно и остановиться, а в противном случае нужно повторять все те же самые действия до тех пор, пока не будет достигнут необходимый результат. Уверены в том, что в каналах есть воздушные пробки? Для этого вам необходимо отсоединить так называемые патрубки дроссельного узла — таким образом удалится абсолютно весь воздух из системы. Не забудьте после промывки охлаждающей системы лимонной кислотой почистить от пыли и мусора радиатора, так как он играет большую роль в системе охлаждения двигателя.


Перед тем как узнать, чем очистить систему охлаждения двигателя от ржавчины необходимо разобраться в причинах ее образования.

Основной проблемой загрязнения радиатора является использование неочищенной воды и неправильное обслуживание механизма охлаждения. Вследствие этого, в сотах радиатора и трубопроводах образовывается накипь, происходит ржавление. Также, в состав проточной воды входят соли, которые под действием высоких температур оседают и разрушают внутреннюю часть патрубков радиатора. Использование дистиллированной воды защитит механизм от накипи, но она не способна справится с процессом коррозии.

Эффективную работу охладительного механизма обеспечивает залив качественного тосола, антифриза. Параллельно с этим, неправильно разбавленная охладительная жидкость и не своевременная замена приводит к потере защитных качеств присадок и выпадения их в осадок. Продукты разложения накапливаются на стенках радиатора и патрубках, что приводит к внутреннему разрушению каналов.

Последствия загрязнения радиатора

Проверку технического состояния элементов охлаждения рекомендуется проводить раз в два года или после 70 - 80 тыс. км пробега. При этом нужно выполнить такие действия:

  • почистить элементы системы от пыли и грязи;
  • визуально осмотреть детали и патрубки узла на наличие механических повреждений;
  • заменить жидкость в радиаторе;
  • при необходимости, провести промывку.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины можно узнать в интернет-магазине или сервисном центре.

Несвоевременное проведение технических работ приводит к преждевременной поломке механизма охлаждения.

Образования ржавчины и накипи на сотах радиатора и каналах циркуляции воды приводит к следующим последствиям:

  • перегрев и заклинивание силового агрегата;
  • износ подогревателя ОЖ;
  • выход из строя обогревателя салона транспортного средства;
  • повреждение водяного насоса.

По этому, для бесперебойной эксплуатации автомобиля очень важно знать, чем прочистить систему охлаждения двигателя от ржавчины.

Способы самостоятельной очистки системы

Очистка выполняется в два этапа.

  • Первый этап - это наружная очистка: охлаждающий радиатор, вентилятор и решетку промывают от мусора, пыли, налипшей грязи.
  • На второй этапе проводится внутренняя очистка с применением специальных средств.

Чтобы понять, чем очистить систему охлаждения любого двигателя от ржавчины, необходимо провести визуальный анализ сточенной жидкости из установки. Ее цвет и наличие инородных загрязняющих частиц подскажет, каким способом нужно промывать механизм. Темный цвет, жирные пятна, частицы ржавчины указывают на сильное загрязнение.

В этом случае желательно применять подкисленный раствор. При светлом оттенке без явных осадков, достаточно применить дистиллированную воду.

Промывка дистиллированной водой

Робота начинается со слива отработанной жидкости. Для этого, автомобиль оборудован краном на радиаторе и специальным болтом на блоке мотора. Далее, необходимо залить дистиллированную воду и завести автомобиль. После 20 минут работы на малых оборотах глушим двигатель и сливаем воду. По состоянию воды определяем необходимость повторной промывки:

  • если вода чистая, заливаем приготовленный состав антифриза;
  • в случае присутствия грязи - промываем систему повторно.

Лимонная кислота

Применяется в случае коррозии¸ сильного загрязнения элементов радиатора.

Эффективное действие компонента начинается после прогрева мотора до 70 - 80 градусов. Чтобы не повредить металлические и резиновые детали, раствор нужно готовить в таких пропорциях:

  • на каждые 5 литров воды необходимо добавлять 100 - 120 гр. лимонной кислоты;
  • 80 - 100 гр. - на 4 литра воды.

Применение раствора.

Для начала необходимо слить всю воду с радиатора и блока цилиндров. После этого заливаем приготовленный раствор, заводим мотор и прогреваем до 80 градусов. Общее время выполнения процедуры должно быть в пределах 30 −40 минут. Процедура завершается полным сливом раствора и дополнительным промыванием дистиллированной или кипяченой водой. Делается это для полного удаления остатков раствора.

Промывка каустической содой

Метод подходит для медных радиаторов механизма охлаждения. Способ запрещается использовать, если установленные алюминиевые детали.

Способ использования:

  • 50 - 60 гр. соды разводят в 1 литре воды;
  • промывают смесью демонтированный радиатор.

После работы устройство нужно промыть кипяченой водой.

Авто химические средства

Преимущество их использования в том, что в их состав входят присадки, которые эффективно бурятся с последствиями коррозии и не вредят двигателю.

Надежным средством для защиты радиатора от коррозии - это водный раствор этиленгликоля.

Для обеспечения надежной защиты от ржавчины, необходимо учитывать значения зависимости процентного состава этиленгликоля от температуры кристаллизации охлаждающей жидкости.

Решетка радиатора - своеобразный грязеприемник: всё, что проходит сквозь нее, оседает на радиаторе. А радиаторов в автомобиле может быть несколько - у охладителя наддувочного воздуха (интеркулер), гидроусилителя рулевого управления, конденсатора кондиционера. Радиатор системы охлаждения двигателя всегда устанавливают последним по направлению потока воздуха, значит он хуже всех обдувается набегающим потоком воздуха. И часто именно из-за него затевают водные процедуры. Ведь прочие теплообменники при загрязнении лишь частично теряют эффективность, а система охлаждения двигателя больше напоминает тумблер с двумя позициями: «нормально работает» и «караул, кипим!».

Радиатор двигателя загрязняется не только снаружи, в его бачках часто скапливаются частицы ржавчины и окалины, а также продукты окисления алюминиевых деталей. И если вы задумались о промывке радиатора снаружи, имеет смысл совместить ее с заменой охлаждающей жидкости. Сроки замены жидкости у всех автомобилей разные, но, поверьте опыту, при пробеге 80–90 тысяч километров обновить ее не помешает.

Рассмотрим способы очистки радиаторов. Действовать будем, как завещали отцы диале­ктики, от простого к сложному.

Проще простого

Проще всего с - у них один радиатор. Промыть его можно самостоятельно, причем даже не снимая с машины. Например, из шланга на даче. Или заехав на мойку. Напор воды не должен быть мощным, чтобы не погнулись тонкие теплоотводящие пластины. Если это произойдет, радиатор практически перестанет пропускать через себя воздух и, соответственно, не сможет эффективно охлаждать жидкость.

Перед водными процедурами желательно установить за радиатором экран из полиэтиленовой пленки: он преградит путь воде и грязи, летящим на приводной ремень, генератор и свечи. При этом важно не залить и электродвигатель вентилятора. Ему не страшны брызги, но не следует направлять прямо на него струю под давлением.

В компании

Если радиатор охлаждения двигателя установлен в пакете с другими радиаторами, его промывка без демонтажа вряд ли даст желаемый результат. Дело в том, что струя после мойки первого теплообменника неизбежно теряет силу - и эффективной очистки второго радиатора не получится. В этом случае можно попробовать промыть радиаторы с разных сторон: конденсатор - с наружной, а радиатор системы охлаждения - с внутренней. Но по опыту знаю, что между двумя теплообменниками порой остается что-то вроде войлочного одеяла из тополиного пуха и прочих «материалов». Иногда удается отделаться малой кровью, демонтировав решетку радиатора (на тех автомобилях, где она снимается отдельно от бампера). Это даст возможность промыть теплообменники без . А потом, наклонив радиатор охлаждения двигателя и отсоединив его верхние крепления, очистить пространство между радиаторами.

Самый сложный, но и наиболее эффективный способ очистить радиатор двигателя - полностью его демонтировать. Для этого придется отсоединить и снять электровентилятор в сборе с кожухом, а также разъединить теплообменники двигателя и кондиционера. С конденсатором кондиционера сложнее: после демонтажа придется вновь заправлять систему хладагентом. Поэтому конденсатор стараются просто отводить в сторону и промывать, обходясь без разгерметизации системы кондиционирования. При этом снятый радиатор двигателя рекомендую почистить не только снаружи, но и внутри. Для стопроцентного успеха нужно слить охлаждающую жидкость из системы и промыть чистой водой все контуры охлаждения. Это повысит эффективность работы отопителя, поскольку и в его теплообменнике скапливается грязь.

Для разных машин методика извлечения радиатора системы охлаждения разная. В большинстве случаев необходимо снять передний бампер и решетку радиатора, а также демонтировать снизу защиту двигателя или пластиковые брызговики. У некоторых автомобилей под бампером располагается балка-усилитель, которая приварена к передним концам лонжеронов, что осложняет доступ к радиаторам. У других ее можно демонтировать, отвернув всего несколько болтов, что облегчает доступ к теплообменникам.

Если не решаетесь промывать радиатор своими силами, можно доверить эту работу профессионалам. При этом официалы будут действовать по полной программе - со снятием радиатора, но и сумму запросят немалую. Например, владельцу среднеразмерного кроссовера в Москве придется заплатить около 12 тысяч рублей .

Неофициальные сервисы, специализирующиеся на автомобилях одной марки, обычно оценивают свои услуги несколько ниже. Еще доступнее предложения гаражных мастеров, но и качество зачастую соответствующее. Помыть на автомойке снятый радиатор обойдется в 100–300 рублей .