» » Газель преодолела"Шёлковый путь". Автомобили ГАЗ - на ралли-марафоне «Шелковый путь–2017»! Газ шелковый путь

Газель преодолела"Шёлковый путь". Автомобили ГАЗ - на ралли-марафоне «Шелковый путь–2017»! Газ шелковый путь

Было бы нечестно говорить, что мы ехали за победой. Для команды ГАЗ Рейд Спорт сам финиш в Пекине это уже победа, а мы финишировали. Не на веревке, не на трех колесах, хотя и такое было, финишировали честно, а местами и друзей подтаскивали вперед. Итак, Шелковый Путь позади, осталось подвести итоги.

Скептики и любители философии на диване уже успели попытаться протроллить команду на предмет, на каком месте ГАЗ Рейд Спорт в таблице результатов. Пусть тешатся своим плоским юмором, так как адекватные люди прекрасно понимают, что для нашей команды это был первый выезд на такую длинную дистанцию. Проба пера, тест, разведка боем, тренировка перед Дакаром, называйте как хотите.

Впрочем, давайте обо всем по-порядку. Неразберихи и так хватило в организации всей этой вакханалии, и начнем, пожалуй, прямо со старта.

Тактика и стратегия

Еще на берегу было решено, что в Пекин едут всего два экипажа: Вячеслав Субботин и Евгений Павлов, а также женский экипаж Татьяна Елисеева и Елена Правдина. На российском этапе за место в таблице чемпионата России бились также экипажи близнецов Александра и Михаила Коструковых, и грузовики ГАЗ и ГАЗон Некст.

Вопрос почему Александр и Михаил не поехали в Пекин назревал и назрел, когда команда уже ворвалась в Китай.

Ответ прост — братья должны были биться за места в зачете чемпионата России, а это значит гнать на полную, что противоречит тактике тех, кто ехал в Пекин. В Пекин ехали на доезд, а значит берегли машины вопреки потерянным минутам, а чаще и часам.

Братья молодцы! Это даже не обсуждается и по этапу ЧР по ралли-рейдам они доказали.

Большая глупость объединять ЧР и ШП в одно мессиво. Надо разделять гонки и это будет правильно, тогда все смогут биться по честному и в одном режиме. Думаю, если бы не этап ЧР, то братья также вваливали бы до Пекина, а там уже как получится. Может, и до десятки потягались бы.

А так, одни едут до Алматы, вторые до Пекина. Кто едет до Пекина, тот априори в проигрыше, т.к. бережет машину. Все просто.

И вот, наконец, Китай. От этого этапа остались двоякие впечатления. У всех, кто был, кто прошел, кто вернулся. Очень и очень неудачная организация всех процессов, в половине случаев ужасные места для бивуаков, иногда отсутствие еды в столовой, интернет, которого лучше бы не было.

В общем, хватило и позитива, и откровенного негатива.

Командный подход

В плане спортивных впечатлений все отлично. Для ГАЗ Рейд Спорт все косяки организации отошли на второй план, так как стояла задача проверить свои силы, возможности и возможности автомобилей в песках, которым нет равных в России. Все эти «Большие Браты» просто нервно курят в сравнении с тем, когда подъезжаешь к «стенке» и понимаешь, что это не гора, а просто песок. Дюна!

Учились ездить по серьезным пескам впервые и все. Уже по результатам было принято решение, что по возможности все пилоты с перспективой на Шелковый Путь и Дакар будут тренироваться в песках. Где — пока не решили, но будут. Это просто необходимо, чтобы хотя бы задуматься о результатах. Не о победе, а о результатах.

С другой стороны, говорить, что ГАЗ Рейд Спорт совсем осталась с носом нельзя. За весь Шелковый Путь, по сути, только два ЧП. Один раз на бок легли девушки, второй раз улегся на бок и экипаж Субботина. В обоих случаях автомобили поставили на колеса и они продолжили гонку.

Если посмотреть на общий план, то были и те, кто сошли, кто разбивал машину и приезжал в бивуак на изуродованных снарядах. Получается, что осторожность оправдала себя, хотя, по словам гонщиков, всем приходилось одергивать себя от желания нажать педаль и попробовать побиться за хорошее время.

Слабости и недочеты

С моей позиции, основные проблемы у нашей команды в условиях марафона не самые страшные. Во-первых, это катастрофическая нехватка топлива — надо что-то делать с его запасами. Часто экипажи приходили на финиш с сухими баками и приходилось их заправлять сразу за финишной чертой.

Дальше мелочи, но которые тоже важны. Попав в пыльную бурю, моторы наглотались пыли. Штатные заводские фильтры забивались мгновенно и, похоже, что не очень хорошо сдерживали мелкодисперсную пыль. Проблемы были не только у ГАЗов, но нас то интересуют наши автомобили. Да и пыльная буря для многих стала первой в жизни.

Большие лиазоны и спецучастки требуют соответствующей подготовки и важно все до мелочей. Например, сетки для шлемов, куда можно положить их во время движения по асфальту, чтобы они не перекатывались по полу. Опытные экипажи все это имеют, но для пилотов ГАЗ Рейд Спорт лиазоны по 400 км вообще впервые.

Две запаски — мало! Это уже проверено на собственной шкуре. Три, а то и четыре колеса должно быть в кузове. На камнях можно оставить два колеса разом, а где-то в песках стравиться и разбортировать третье. В итоге — финиш на диске, а то и на ступице, что тоже было.

Больше света! Это уже не для красоты. В багажнике лежала одна люстра от РИФа, но поставить ее так и не смогли. Выкарабкиваясь из песков и по грунтовкам в сумерках штатного света не хватает для высокой скорости. Нужны мощные лампы, которые позволят ехать быстро и хорошо ориентироваться на местности.

Мощные и надежные компрессоры! Компания Автовентури прислала в помощь два компрессора ViAir 450C, но по опыту езды в песках с необходимостью быстро стравиться и потом накачаться стало ясно, что надо по два компрессора на каждый автомобиль. Не по одному двухцилиндровому, а по два на случай, если один вдруг откажет или перегреется, ведь жара на солнце под 50 градусов, а то и выше.

В положительном остатке

После пыльной бури некоторым показалось, что движки стали подъедать масло. Достоверных данных нет. Мой гражданский Соболь вроде как сохранил показатели в норме. Техники будут проверять, сработала ли уже усталость и мнительность или что-то не так.

На такой жаре и в таких условиях тема масла вообще вставала на первый план. Для Total появился не просто полигон для испытаний в формате ЧР, а уже серьезная гонка на двигателях Cummins и масло отработало на пять. К тому же, все пробы были собраны для обработки экспертами Тотал.

Надо заметить, что с маслом Тотал на Шелковый Путь поехали не только ГАЗы, но и многие другие, в том числе известные гонщики команды Peugeot.

Впрочем, что говорить о боевых, если стандартные и чуть-чуть подготовленные автомобили Соболь 4х4 сопровождения и прессы ехали также по жаре, пыли, пескам и грунтовкам. И доехали! Без проблем. Без поломок. Но о «гражданских» экипажах я расскажу отдельно.

Молодцы пилоты и штурманы. Выдержали, не заплутали, не сломились духом после переворотов и казалось бы непреодолимых песков по 70 километров дюн с отвесными стенами. Со стороны просто говорить, но даже я, заехав чуть-чуть в пески, местами не понимал, как туда вообще можно проехать на пять-шесть километров. А они ехали там десятками. Е-ха-ли!

Моральный дух

Ругались, но не дрались! Усталость быстро дала о себе знать. Сон по 2-3 часа в сутки высушивает все эмоции. Улыбаешься через зубы, а раздражительность берется сама по себе. Тем, кто не в руле проще — завалились и спят на лиазоне, а ты цепляешься за руль потому, что надо доехать.

Когда становилось совсем невмоготу, открываешь бутылку с водой и льешь себе на голову. Прямо на ходу. Прямо в машине. Так с периодичностью в 10-15 минут. Помогает. Доезжаешь, что-то делаешь и падаешь с ног. Снова на пару-тройку часов.

В общем, если кого-то обидел резкими высказываниями — извините. Но все понимали. Команда оставалась командой. Надо ехать на финиш с топливом, значит берешь и едешь. Это значит, что в бивуаке будешь уже к полуночи, но иначе нельзя. Мы — команда, а это главное. Потом отоспимся!

Сложнее всего пилотам. Приехали, надо привести себя в порядок, надо рассказать техникам о проблемах, надо все проконтролировать, а только потом поспать. Штурманы в это время рисуют фломастерами, это тоже важно и тоже время.

Потом идут техники. Утром на старте они просто валялись вповалку потому, что ночью делали машины, меняли колеса, меняли масло, устраняли неисправности. Всем хватило. Всем будет, что вспомнить.

В последние дни гонки я говорил, что больше никогда не поеду Шелковый Путь. Гори оно все огнем. Хочу домой, хочу джакузи и смузи. Потом подходил Иван Седов и говорил: Соберись тряпка! А я его посылал в Пекин и дальше.

Сейчас, конечно, думаю, что все это была скопившаяся усталость. Конечно поеду. И Шелковый Путь и Дакар, и Кэмэл Трофи и на Марс, если возьмут.

В медийном плане это была провальная гонка. Если российский этап прошел отлично, то китайский — просто выброшенные деньги и время для пресс-экипажей. Организаторы подумали об официальном пресс-пуле, а о пресс-экипажах, которые тоже заплатили немалые деньги за участие и тоже участвуют в информационном потоке, просто забыли. От слова совсем. От слова пошли вы все в Пекин.

Дорожное покрытие меняется буквально с каждым километром: только что был идеальный асфальт — и вот уже грунтовка с ямами в полколеса. Отмеченная в «легенде» АЗС оказывается ---КАМАЗом--заправщиком,- припаркованным на обочине... И ни деревьев, ни тени. Вместе с командой «ГАЗ Рейд Спорт» я сопровождал --ралли-рейд «Шелковый путь» от Москвы до Алма-Аты.

Чемпион Дакара-2016 Жерар де Рой, который выступает на Iveco, рассказал во время визита на в начале лета: мол, ему постоянно звонит Владимир Чагин, приглашает на «Шелковый путь». Но если бы маршрут гонки проходил не из Москвы в Пекин, а наоборот, де Рой принял бы участие! А так — нет, поскольку пришлось бы долго ждать возвращения машины из Пекина, и ее не успеют подготовить к следующему Дакару.

Так что на нынешнюю гонку не прибыли ни де Рой, ни чешский герой Дакара Алеш Лопрайс, ни призовые пилоты на МАНах и заводская команда GINAF, что, разумеется, снизило «грузовой» градус мероприятия.

К традиционной шеренге бело-голубых КАМАЗов добавился черный капотник

Однако интрига все же была — связанная с противостоянием двух капотников. Как известно, КАМАЗ в прошлом году построил «носатую» машину с кабиной Mercedes Zetros, но ее дебют оказался не особо успешным: лопались рессоры, пробило радиатор из-за неудачного расположения, были нарекания к арендованному двигателю Gyrtech (это Caterpillar, переделанный чешской командой Buggyra). Теперь же на машину установили более прочные рессоры, а радиатор «развели» с интеркулером, сместив назад.

Дебютант «Шелкового пути», капотник Renault Sherpa, с ходу занял третье место в «грузовом» зачете. У Шерпы, как и у «носатого» КАМАЗа, откидывается не только капот, но и кабина

Прямым конкурентом этому грузовику стал тоже «носатый» Renault Sherpa, построенный накануне «Шелкового пути» для голландской команды Mammoet Rallysport по тому же принципу, что и КАМАЗ. На гоночное шасси от бескапотника Renault K (два таких автомобиля тоже принимали участие в гонке) установили кабину от армейской модели Sherpa 5. Двигатель — 13-литровый Volvo-Renault, коробка передач — «робот» ZF AS Tronic. Если честно, мы не ожидали от этой машины высоких результатов, но знаете, что оказалось?

Москва—Казань (845 км)

Вместе с коллегой Николаем Марковым я отправился в путь на микроавтобусе Соболь 4х4 с бортовым номером 828. Хотя он считался автомобилем сопровождения и на спецучастки мы не выезжали, правила гонки распространялись и на нас. На лобовом стекле был закреплен прибор Tripy, выданный организаторами: он не только показывает маршрут и расстояние до конечной точки, но и контролирует скорость. Если превысить пару раз за день отметку 110 км/ч (90 разрешенных + 20 сверху) — получишь штраф от организаторов, да такой, что гаишники обзавидуются: около 500 евро!

Соболь 4х4, на котором я ехал, перед советским «рекламным щитом» посреди степи

Поэтому мы старались не гнать, тем более что дорога от Нижнего Новгорода до Казани не очень располагает к скоростной езде. Порой на асфальте встречаются такие жуткие надолбы, что даже на Соболе с его высокой посадкой неуютно. Вдобавок — длиннющие пробки из-за дорожных работ. В итоге на казанский пролог гонки, где в песке забуксовали разные экипажи (включая женскую газовскую команду на Соболе), мы благополучно опоздали.

Казань—Уфа (557 км)

Башкирия встретила нас непогодой (из-за которой отменили спецучасток) и отсутствием разметки: была — и нет! Вечером на бивуаке я отправился изучать грузовики каравана: помимо боевых машин, в ралли-рейде участвовало больше сотни грузовых техничек, включая экзотических «китайцев», — здесь были, кроме прочего, Dongfeng с колесной формулой «чайниз сикс», «китайская шестерка» (две оси спереди, одна сзади), и Sinotruk с моторхоумом, сделанным из контейнера.

Китайский моторхоум на шасси Dongfeng c двумя осями спереди

На их фоне газовские технички на базе новых Уралов Next смотрелись очень достойно: у них — двухрядные кабины, где задний ряд превращается в спалку, здоровенные кузова с мастерской спереди и складом для запчастей сзади. А еще — доработанные силовой агрегат и трансмиссия: мощность мотора поднята с 312 до 330 л.с., снят ограничитель скорости на 90 км/ч, установлена главная передача 6,77 вместо 7,49.

Перед «Шелковым путем» Группа ГАЗ построила технички на базе нового Урала Next

Уфа—Костанай (721 км)

Чтобы совершить марафонский перегон до Костаная и попутно сфотографировать гонщиков на броде около границы с Казахстаном, пришлось выехать очень рано. Красивейшие уральские горные дороги, серпантины-перевалы... Но где же дальнобойные фуры, которыми обычно забита трасса? На придорожных стоянках, куда их загнали гаишники на время прохождения каравана! Что касается автомобилей «Шелкового пути», то, похоже, у ГИБДД был приказ не трогать их: на моих глазах иностранные машины сопровождения обгоняли через сплошную на виду у инспекторов — а те отводили глаза.

Древний ЗИЛ-130В с полуприцепом-автобусом работает в аэропорту Костаная

На границе с Казахстаном нас ждало приключение: чуть не проскочили без проверки. Не успели отъехать от пункта пропуска сотню метров, как видим в зеркала — сзади кричат и машут руками. Забыли пройти казахстанский паспортный контроль! Вежливые пограничники извинились за нашу же оплошность — однако так же вежливо добавили, что, если бы мы не вернулись, они бы имели полное право открыть огонь...

Костанай—Астана (723 км)

После бивуака в приграничном Костанае — прямая, как стрела, трасса, уходящая за горизонт. Вокруг ни намека на цивилизацию: лишь изредка к дороге подходит линия электропередач, и раз в 50—70 км мелькнет какой-нибудь населенный пункт. Казалось бы, включай круиз-контроль и расслабляйся. Не тут-то было: внезапно может начаться никак не обозначенный дорожный ремонт со срезанным до грунта асфальтом — и длятся такие места не сотни метров, а километры.

А это «заряженная» Газель Next Вячеслава Субботина, турбодизель Cummins которой форсирован до 200 л.с. и 500 Нм

А на спецучастке в этот день не повезло экипажу самого быстрого МАЗа под управлением Сергея Вязовича: перегрелась и треснула выхлопная труба, а из-за нее обгорели пневмотрубки. Мазовцам пришлось все это чинить...

Астана—Балхаш (618 км)

За Астаной, царством новостроек, уходим на дороги местного значения — тоже очень разнокалиберные. За 200 километров таких трасс покрытие менялось раз тридцать: то асфальт разных цветов, то щебень, а то и вовсе грунт. После того как отъехали от заправки, термометр на которой показывал +38°С, — неожиданная остановка: заскрежетало левое переднее колесо. Сняли его — и обнаружили камешек, застрявший между тормозным диском и пыльником.

Только прибыли на брод (который оказался по зубам и нашему Соболю), как пилот одного из проезжавших экипажей прокричал нам, что в километре отсюда перевернулась «боевая» Газель. Но нам-то нельзя ездить по гоночной трассе — и я побежал по жаре. Повторять не советую никому: уже метров через пятьсот такого бега я понял, что выдохся, — и, когда подъехал наш Соболь (ему пришлось объезжать по степи), выпил, не останавливаясь, три -пол-литровые бутылки... с водой, конечно.

К месту аварии багги Стефана Петранселя мы подъехали первыми. К счастью, после серии переворотов экипаж не пострадал

А «перевернувшейся Газелью» оказался Peugeot Стефана Петранселя: гонщик не заметил бугорок на скоростном участке, и автомобиль сделал аж шесть оборотов через крышу. Экипаж был жив и даже цел — но предлагать помощь, а тем более буксировать пострадавшую машину нам было запрещено, поскольку за это могли дисквалифицировать и нас, и гонщиков. Если бы повреждения автомобиля оказались слишком серьезными, экипажу пришлось дожидаться своей технички или «метлы» — -КАМАЗа-эвакуатора. Но Петранселю со штурманом удалось-таки привести машину в чувство и продолжить гонку — хотя и с шестичасовым отставанием.

Балхаш—Алма-Ата (641 км)

Из-за сильнейшего ветра отменили часть спецучастка, где располагалась красивая точка съемки. Поэтому нам ничего не оставалось, как встретить участников на промежуточном финише и отправиться в Алма-Ату.

Ралли по-казахски: трактор Беларус перетаскивает через брод Газельку-скотовоз с живностью в кузове

В пустыне Гоби сразу два грузовых гонщика сделали «уши»: Андрей Каргинов на КАМАЗе и Сергей Вязович на МАЗе. Но как раз Вязович (которого быстренько подняли на колеса другими мазовскими грузовиками) стал лучшим в минской команде — шестым в итоговом зачете.

Газовские экипажи Вячеслава Субботина и Татьяны Елисеевой благополучно финишировали в Китае (хотя и в пятом десятке среди «легковых» гонщиков), их коллеги братья Коструковы завершили гонку в Алма-Ате — причем один из них, Михаил, выиграл этап чемпионата России в зачете Рейд-спорт.

Татьяна Елисеева — пилот женского экипажа газовской команды

Когда этот номер готовился к печати, Федор Лапшин испытал на бездорожье под Екатеринбургом техничку Урал Next, об этом — в следующих выпусках рубрики.

Ралли «Шёлковый путь-2017» - это 9599 км от Москвы до Сианя, древней столицы Китая, через Казахстан. Из этого расстояния 4094 км занимают спецучастки: размытые дождями просёлки, ухабистые грунтовки в казахских степях, крутые горные склоны и, конечно, пустыни Гоби и Такла-Макан. Из 51 стартовавшего с Красной Площади экипажа 20 даже не доехали до Китая. Репутация самого сложного ралли-марафона оправдалась. Как же показала себя в этом испытании команда ГАЗ Рейд Спорт?

Не считая автомобилей сопровождения, в гонке участвовали 2 Газели-Некст и 2 Садко-Некст. Один Садко сошёл с дистанции из-за ошибки пилота, остальные благополучно финишировали. Причём, Газели показали хорошие результаты: 3 и 4 место в своём классе, 11 и 13 места в общей классификации. Заметим, что в этом марафоне прошлогодний победитель «Дакара» Жерар Де Рой пришёл последним, а раллийная легенда Себастьян Леб разбился и покинул гонку. Капитан газовской команды Вячеслав Субботин поясняет: дело в надёжности машин и мастерстве пилотов, 50 на 50. Двигатель Cummins 2,8l, форсированный до 200 л. с., без проблем выдержал жару пустыни Гоби. Газели шли стабильно и порой дышали в затылок безоговорочным фаворитам гонки - КамАЗам. Не подвели и Соболи 4×4 сопровождения. По словам Константина Гусева, члена одного из экипажей, Соболь прошёл пустыню Гоби спокойно, «как будто это был ралли-рейд по Калмыкии».

Не секрет, что «Шёлковый путь» многими воспринимается как тренировка перед «Дакаром», который должен состояться в январе 2018 года. Об этом можно спорить, однако опыт прошедшего ралли команде ГАЗ Рейд Спорт обязательно пригодится.

Ралли-рейда подал 61 экипаж из тринадцати стран. После административных проверок и технической инспекции на торжественный старт на Красную площадь были допущены 21 грузовик и 33 автомобиля.

Среди них - 12 российских экипажей: шесть в зачете грузовиков, еще шесть - в автомобильном зачете. Единственный женский экипаж в марафоне - тоже российский: Мария Опарина и Таисия Штанева (Suprotec Racing ) едут на Maverick X 3 XRS DPS 903 TCIC в зачете Т3.

Один из наших автомобильных экипажей - настоящие фанаты гонок. Сергей Шалыгин и Артем Канивец, которые едут гонку на Toyota Land Cruiser , - из Владивостока. До старта соревнования в Москве они добирались по дорогам общего пользования и к началу марафона уже успели преодолеть более 20 тысяч километров. Теперь, по сути, они начали путь домой. Разве что в режиме гонки, то есть чуть быстрее и не всегда по дорогам.

Стоит выделить еще один автомобиль: ГАЗ 2704ЕВ, на котором выступают Александр Семенов/Рамиль Замалетдинов (№ 126). Экипаж заявлен под именем BFCEC Sport : в подготовке техники помогала китайская компания Beijing Foton Cummins Engine Company, производящая дизельные двигатели.

Один экипаж заявила ASPEC Motorsport : Виктор Хорошавцев/Антон Николаев едут на BMW X 3 (№ 111).


Команда «ГАЗ Рейд Спорт» выставила четыре машины, причем две в зачете грузовиков. На этих ГАЗ-C41R13 ГАЗон Next едут Болеслав Левицкий/Александр Обухов (№320) и Михаил Шкляев/Александр Лагута (№ 322). А в зачете автомобилей соревнуются два ГАЗ 33027: Александр Коструков/Евгений Павлов (№123) и Михаил Коструков/Олег Нежнов (№ 128), ГАЗ 33027.

Представлен четырьмя грузовиками в составе экипажей:

Айрат Мардеев/Айдар Беляев/Дмитрий Свистунов (№ 300);

Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильнур Мустафин (№ 303);

Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков (№ 307);

Антон Шибалов/Андрей Мокеев/Дмитрий Никитин (№ 312).

К сожалению, не примут участие в гонке заявившиеся ранее Владимир Васильев/Константин Жильцов - из-за травмы спины у Владимира, а также Сергей Успенский/Андрей Русов.

Впрочем, россияне выступают и за латышскую AVMotorsport . На Mitsubishi L 200 с Алдисом Вилцансом едет Антон Плетнев, а на Toyota Land Cruiser - полностью российский экипаж: Юлия Мигунова-Хегай и Игорь Петенко.

Любопытно, что русский язык - средство коммуникации во франко-украинском экипаже Sodicars : пилот Фредерик Шавиньи признался, что переговоры по радио со штурманом Игорем Мотко ведет именно на нем. Возможно, не все из них, но на территории России француз точно не пропадет: на старте марафона он продемонстрировал хорошее произношение и познания в языке.

Французы - соорганизаторы ралли «Шелковый путь», поэтому неудивительно, что в числе участников так много французских экипажей. Одна команда Peugeot выставила три автомобиля. «Дрим-тим», как и в , составили Сириль Депре, Стефан Петерансель и Себастьен Лёб. В этом году они едут на прототипе Peugeot 3008.

«МАЗ-СПОРТавто» из Белоруссии выставила три прототипа МАЗ-5309RR в зачете грузовиков: Сергей Вязович/Павел Гаранин/Андрей Жигулин (№ 304), Александр Василевский/Дмитрий Вихренко/Антон Запорощенко (№ 309), Алексей Вишневский/Максим Новиков / Андрей Неверович (№ 316).

А вот Казахстан в грузовиках представлен Артуром Ардавичусом, но он выступает за голландскую команду Жерара Де Роя. Причем едет Артур на предыдущем грузовике самого Де Роя, а Жерар - на новом прототипе. Поэтому голландец осторожничает в прогнозах, напоминая, что техника пока не успела зарекомендовать себя. Впрочем, вряд ли бы он стал заявляться в столь серьезную гонку, не будучи уверенным в возможностях нового Iveco .

В гонку заявлен целый десант китайских автомобилей, среди которых самым сильным участником можно назвать Хань Вэя, победителя соревнований в Китае. В прошлом году он уже участвовал в «Шелковом пути» и в этом планирует вновь добраться до финиша и по возможности навязать борьбу лидерам. Выступать он будет на SMG 0 RC 0028 за команду Geely Auto Coopertires Team .

Кстати, уже после старта в список допущенных участников добавился еще один внедорожник - китайский дуэт на Toyota Hilux . Поэтому на первый спецучасток вышло 34 автомобиля и 21 грузовик.

Ночью участники марафона покинули Москву, чтобы днем прибыть к месту старта первого спецучастка под Чебоксарами. Для разминки его сделали недлинным - всего 61 километр. Опасения, что погода помешает соревнованию, не оправдались: старт дали по расписанию. Среди автомобилей первым на трассу отправился Сириль Депре, следом за ним - Язид Аль-Раджи (X-Raid MINI), Себастьен Лёб (Peugeot), Брайс Мензис (X-Raid MINI) и Стефан Петерансель (Peugeot).

Вероятно, в отсутствие Владимира Васильева именно они поведут главное сражение за победу. И свою решимость подтвердил Себастьен Лёб - он быстрее всех прошел СУ1: 0:42:02. На 29 секунд отстал от него Петерансель, третьим стал Сириль Депре, уступивший 2 минуты 14 секунд.

Себастьен Лёб (Peugeot Sport): «Учитывая состояние трассы, мы старались проехать в оборонительном режиме, и всё прошло неплохо. Машине весом в две тонны ехать по мокрой траве непросто - рисковать приходилось чуть ли не в каждом повороте. Наш результат - это не следствие стратегии, ведь стартовать первым завтра - не самая удобная позиция».

Лучшим из россиян на первом СУ стал Александр Семёнов (BFCEC Sport Газ) - он занял девятое место, следом за ним в протоколе расположился Михаил Коструков (ГАЗ Рейд Спорт).

Среди грузовиков первым финишировал чех Мартин Коломы (TATRA BUGGYRA Racing ): 0:49:43. В 51 секунде позади - его соотечественник Алеш Лопраис (Instaforex Loprais Team ). Третье место у голландца Тона ван Генугтена (Petronas Team De Rooy Iveco).

Российские экипажи пока не спешат: Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) занял восьмое место, остальные расположились далее первой десятки.Как пояснил его сокомандник Айрат Мардеев, они с самого начала понимали, что не смогут выиграть:

« Мы стартовали первыми, а в таких условиях это всегда самая плохая позиция, потому что тебе приходится расчищать дорогу для других. Траектории были очень грязные, поэтому мы ехали аккуратно. В какой-то момент мы пропустили ван ден Бринка и де Роя, и увидели, что им также тяжело - и с этого момента мы втроём и ехали».

Хотя спецучасток и был коротким, но наверняка он запомнится своим рельефом, особенно Марии Опариной и Таисии Штаневой. В их открытом грязь летит прямо на пилота и штурмана, поэтому на финише девушки вместе с техникой выглядели так, будто преодолевали болото. Всего лишь прошли дистанцию! 29-е в автомобильном зачете и третьи в своей категории Т3.

Ощущения от прохождения спецучастка разделил Александр Семенов (BFCEC Sport ): «Очень много тины было - прямо грязюка, которая „всасывала“ машину. Травища большая, в ней постоянно идёшь юзом - то передней осью, то задней. Кружишься, но всё равно идёшь».

В воскресенье участникам «Шелкового пути» предстоит преодолеть 785 километров пути, из которых 157 километров отведено на второй спецучасток. К концу дня экипажи должны добраться до Уфы.

Общий зачёт марафона, по итогам первого этапа, первая десятка

Автомобили:

  1. Себастьен Лёб (Peugeot Sport) - 0:42:02
  2. Стефан Петерансель (Peugeot Sport) +0:29
  3. Сириль Депре (Peugeot Sport) +2:14
  4. Язид Аль-Раджи (X-Raid MINI) +3:38
  5. Брайс Мензис (X-Raid MINI) +3:38
  6. Кристиан Лавьей (Baicmotor) +3:43
  7. Хань Вэй (Geely SMG) +8:20
  8. Жером Пелише (Raid Lynx Toyota) +9:50
  9. Александр Семёнов (BFCEC Sport Газ) +9:53
  10. Михаил Коструков (ГАЗ Рейд Спорт) +11:01

Грузовики:

  1. Мартин Коломы (Tatra Buggyra Racing) - 0:49:43
  2. Алеш Лопраис (Instaforex Loprais Team) +0:51
  3. Тон ван Генугтен (Petronas Team De Rooy Iveco) +2:03
  4. Сергей Вязович (МАЗ-СПОРТавто) +2:35
  5. Жерар де Рой (Petronas Team De Rooy Iveco) +4:01
  6. АртурАрдавичус (Astana Motorsport Team De Rooy Iveco) +4:06
  7. ПаскальдеБар (Riwald Dakar Team Renault) +4:07
  8. Антон Шибалов (КАМАЗ-мастер) +4:18
  9. Алексей Вишневский (МАЗ-СПОРТавто) +5:29
  10. Мартин ван ден Бринк (Mammoet Rallysport Renault) +5:52

Фото: пресс-служба марафона «Шелковый путь», Александр Феоктистов, Ольга Полякова, Suprotec Racing , Geely Motors, МАЗ-СПОРТавто

Россияне хотят использовать Новый шелковый путь, чтобы увеличить экспорт газа, а китайцы видят в нем инструмент для распространения своего политического влияния, в чем Кремлю придется убедиться.

Новый шелковый путь с Газпромом

Российский Газпром, казахский КазМунайГаз и китайская компания PetroChina подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве в сфере развития сети газозаправочных объектов с использованием инфраструктуры Нового шелкового пути. Стороны заявили о своей заинтересованности в развитии рынка газомоторных транспортных средств при помощи формирования газотранспортной инфраструктуры на маршруте Китай-Европа. В документе содержатся оценки потенциального количества указанных транспортных средств и объема потребления газомоторного топлива на российском, казахском и российском участках маршрута в период до 2030 года. Проведенный анализ станет основой для разработки поэтапного плана создания сети газовых АЗС.

В ноябре 2016 года Газпром и PetroChina, дочернее предприятие Китайской национальной нефтегазовой корпорации, заключили соглашение о начале сотрудничества в этой сфере. В мае 2017 года Газпром, CNPC, «Российские автомобильные дороги» и China Communications Construction Company подписали меморандум о взаимодействии, который касается, в частности, применения природного газа в качестве моторного топлива.

Транспортный коридор Китай-Европа — это элемент китайского проекта «Новый шелковый путь», который предусматривает создание новой сухопутной и морской инфраструктуры. Концепцию представили осенью 2013 года, Китай использует ее в качестве орудия своей «мягкой силы». На входящие в нее проекты выделено около 40 миллиардов долларов, которыми распоряжается Фонд Шелкового пути.

Защита окружающей среды подстегивает китайский газовый бум

Российский газ может стать для китайцев инструментом для достижения нескольких целей экономической политики страны. Пекин борется с загрязнением воздуха в городах, а помочь в этом может развитие газового транспорта. Как сообщает агентство Reuters, объемы продаж грузовых автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, могут достичь рекордного уровня, поскольку меры по контролю уровня загрязнения включают в себя ограничения для транспорта с дизельным двигателем. За первые семь месяцев рост продаж составил 540%. Это вызвано, в частности, запретом на использование дизельных грузовиков при транспортировке угля из северных портов, где отмечается самый высокий уровень загрязнения воздуха. В рамках борьбы со смогом китайские власти планируют также газифицировать в этом регионе около 1,4 миллиона домохозяйств.

Пекин не зависит от российского газа: чтобы покрыть свои потребности, он может использовать собственные ресурсы или поставки сжиженного природного газа из любой точки земного шара. По оценкам аналитического центра Китайской национальной нефтегазовой корпорации, до 2030 года потребление газа в Китае будет расти на 8,1% (средний мировой показатель составляет 2,1%). Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в ближайшие годы на Китай придется 40% глобального роста спроса на природный газ.

Контекст

Пекин ведет серьезную политическую игру

The Guardian 04.09.2017

Новый Шелковый путь изменит правила игры

Forbes 18.04.2017

Россия на шелковом пути

Forbes 15.03.2017 В связи со слабыми перспективами увеличения объемов добычи газа (в том числе сланцевого) Китай, который сейчас входит в тройку лидеров в области разработки неконвенциональных месторождений, уступая США и Канаде, сосредоточит свое внимание на СПГ. Объем китайских запасов сланцевого газа оценивается в 764,3 миллиарда кубометров. Между тем в июне объем импорта СПГ в Поднебесную по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 95%. Китайцы купили 3,12 миллионов тонн этого топлива. За январь-июль 2017 года объем импорта сжиженного газа достиг 19 миллионов тонн (рост на 45%). Поставщиками выступали преимущественно Австралия и Катар, а Китай занял третье место в списке крупнейших мировых импортеров СПГ.

Многообещающе выглядят в этом контексте планы запуска газопровода «Сила Сибири» из России в Китай, который планируют ввести в эксплуатацию 20 декабря 2019 года. Проектная мощность газопровода составляет 38 миллиардов кубометров в год, но на первом этапе объем поставок составит всего несколько миллиардов тонн. Проблемой может стать тот факт, что, как сообщала пресса, цена на газ привязана к цене нефти, а ее котировки колеблются сейчас вокруг отметки в 55 долларов за баррель. Это означает, что стоимость контракта между Газпромом и CNPC опустится до границы рентабельности или даже ниже. Разговоры о том, что «Сила Сибири» может принести россиянам убытки, начались уже тогда, когда нефть стоила 100 долларов.

Возможно, в связи с этим россияне возлагают надежды на проект «Ямал-СПГ», который задуман для работы с азиатскими рынками. В его рамках в 2019 году планируется запустить экспортный газовый терминал общей мощностью до 16,5 миллионов тонн в год. Ресурсной базой станет Южно-Тамбейское газовое месторождение, лицензия на разработку которого принадлежит Газпрому. Однако «Ямал-СПГ» — это инициатива потенциального конкурента концерна на российском рынке: компании «Новатэк». Проект получил поддержку Фонда шелкового пути (ему принадлежит 9,9% акций), что тоже демонстрирует приоритеты Китая. Остальные акционеры — это «Новатэк» (60% акций), китайская корпорация CNPC и французская Total (по 20%).

Сближение или угроза доминирования?

Пока сложно сказать, насколько проект Нового шелкового пути сблизит Китай с Россией, а насколько усилит Пекин, ослабив Москву. Россияне стараются компенсировать увеличивающуюся зависимость от Поднебесной при помощи «русификации» маршрута, то есть его использования для поставок газа. Свидетельством этого может служить тот факт, что Россия уговаривает Китай направить инвестиции Фонда шелкового пути на так называемый Ледяной шелковый путь — морские транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» в Арктике. Китайские средства могут помочь россиянам развить Северный морской путь и увеличить объем продажи голубого топлива.

Москва нуждается в китайских партнерах из-за западных санкций, которые затронули нефтяной сектор и, в частности, компании «Газпром нефть», «Роснефть» и «Новатэк». Санкции лишили их возможности вести сотрудничество с партнерами из Евросоюза и США, что ограничило возможности в области инвестиций и технологий. Передача ноу-хау, например, в секторе неконвенциональной добычи полностью заблокирована. Китайцы могут предоставить средства, но с информацией о разработке сланцевых нефтяных месторождений будет сложнее, поскольку они сами еще не обладают такими технологиями. Решимость россиян побороться за азиатское финансирование ставит их в зависимость от Китая, которому выгодно такое положение дел. В данном случае он может пустить в ход «мягкую силу», то есть продвигать свои интересы под вывеской проекта «Новый шелковый путь».

«Процесс претворения в жизнь концепции Пути позволит Китаю расширить политическое влияние в соседних странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Новый шелковый путь станет противовесом для доминирования США, а также российских интеграционных проектов в этом регионе», — пишет эксперт варшавского Центра восточных исследований Марчин Качмарский (Marcin Kaczmarski). Он отмечает, что китайцы смогут получить базу для укрепления своего политического авторитета, а Газпром получит взамен контракты на поставку газа. Вопрос в том, будет ли это достаточной компенсацией за зависимость от превосходящего по силе партнера?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.