» » Философские проблемы химии. Смотреть что такое "Шапошник" в других словарях

Философские проблемы химии. Смотреть что такое "Шапошник" в других словарях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В. А. Шапошник

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ

Учебное пособие для аспирантов и магистрантов химического факультета

Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета

Р е ц е н з е н т:

доктор философских наук, профессор И. И. Борисов

Шапошник В. А.

Ш24 Философские проблемы химии: учебное пособие для аспирантов и магистрантов химического факультета / В. А. Шапошник; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательскополиграфический центр Воронежского государственного универси-

тета, 2011. – 104 с.

Эпистемология, логика и онтология химии и смежных с ней естественных наук – физики и биологии – рассмотрены на основе эволюционных принципов. Кроме традиционных проблем эволюционной эпистемологии изложены вопросы творческой интуиции и проблема фальсифицируемости метафизического знания. Рассмотрено сходство и различия классической и эволюционной логики, разделены сферы их приложения. Рассмотрены критерии эволюции, общая картина эволюции природы, место химии в классификации наук и химическая эволюция.

© Шапошник В. А., 2011

© Воронежский государственный университет, 2011

© Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................

ГЛАВА 1. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ....................

1.1. Эмпирическое познание.......................................................................

1.2. Метафизический метод познания химических явлений...................

1.3. Критерий демаркации и единство эмпирического и

метафизического методов познания...................................................

1.4. Теория и эксперимент...........................................................................

1.5. Теоретический плюрализм (анархическая эпистемология) .............

1.6. Теория отражения.................................................................................

1.7. Язык химии............................................................................................

1.8. Сверхсознание (творческая интуиция) ...............................................

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЛОГИКА......................................................

2.1. Конкретное и абстрактное....................................................................

2.2. От абстрактного к конкретному..........................................................

2.3. Эволюция понятий................................................................................

2.4. Единство противоположных суждений..............................................

2.5. Аналитические и синтетические умозаключения

в химии...................................................................................................

ГЛАВА 3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ.............................

3.1. Критерий сложности в эволюции и самоорганизация......................

3.2. Информационный критерий эволюции..............................................

3.3. Термодинамический критерий в химической эволюции..................

3.4. Классификация наук.............................................................................

3.5. Редукционизм........................................................................................

3.6. Антиредукционизм и аналитический метод познания......................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Только в университетские годы я настолько созрел, чтобы понять философию. Она совершенно преобразила мое бытие; даже физика кажется мне с тех пор наукой, настоящим достоинством которой является то, что она дает философии существенные вспомогательные средства. Мне представляется, что все науки должны группироваться вокруг философии, как их общего центра, и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующего специализирования наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель.

Макс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике

К словам знаменитого физика, работы которого стали необходимыми химикам для рентгеноструктурного анализа вещества, по сути дела можно ничего не добавлять во введении. Однако лаконичность высказывания требует комментария, который и будет содержанием введения. Были времена, когда только зарождалось знание, науки и культура. Их объем был еще мал

для дифференциации. В те времена появилось слово «философия» (греч. ϕιλοσοϕια ), которое может быть переведено как любовь к мудрости. Пи-

фагор подчеркивал, что он не является мудрецом (σοϕος ), а только любителем мудрости (ϕιλοσοϕος ).

Анри Пуанкаре писал, что трудно поверить, какую огромную экономию мысли может осуществить одно хорошо подобранное слово, и это слово становится творцом. Таким словом стала философия, но объем и содержание этого понятия менялись во времени. В ранней греческой философии этот термин относился ко всем областям знания, и только ученики Аристотеля, назвав его сочинение «Метафизика», впервые провели грань между наукой о природе (ϕυσις ) и метафизикой (μετα = ϕυσις , после физики). О метафизике Аристотель писал: «Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует природу сущего как такового, а все они, отделяя себе ка- кую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами чего-то самосущного». Впоследствии термином «метафизика» стали обозначать знания, которые не вытекали непосредственно из опыта (a priori ), а термин «философия» был закреплен за учением об общих принципах бытия и сознания.

Рудименты этих представлений сохранялись до нашего времени. Многие выдающиеся химики называли свои сочинения философскими, о чем свидетельствуют названия книг: Роберта Бойля «The Philosophical Works», Джона Дальтона «New System of Chemical Philosophy», Жана Дюма «Lecons sur la philosophie chimique», Станислао Канниццаро «Sunto di un сorso di philosofia chimica», Вильгельма Оствальда «Moderne Naturphilosophie». Как и в прошлые века, присуждение во многих современных университетах ученой степени Ph.D (Doctor of Philosophy) можно отнести к реминисценции той важной роли, которую играла философия в качестве универсальной системы знаний.

В зависимости от объекта рассмотрения различают гуманитарную философию (философию жизни, истории, права, этики и т. д.) и философию науки. Оформление философии науки как предмета исследования стало отражением бурного научного прогресса, начатого еще в XVII веке, когда возникли ее институты в виде академий, университетов, научных сообществ, средств коммуникации. Роль науки как фундамента технического прогресса стала особенно велика в настоящее время. В то же время, несмотря на специфику объектов исследования, между разными ветвями философии меньше различий, чем общего, которое их объединяет. Различия проявляются при выборе объектов анализа и синтеза, внешним проявлением которых становится акцент на примеры из частных наук, иллюстрирующие общие закономерности онтологии, эпистемологии и логики.

Философия, исследующая наиболее общие закономерности бытия и познания, выступает в качестве предельной, самой общей методологии научного познания. Действенный продуктивный характер научной методологии был продемонстрирован непосредственно многими философами. Философ Рене Декарт создал основы аналитической геометрии, объяснил причину приливов и отливов морей и океанов лунным притяжением. Обозначения 2D, 3D вошли прочно в современную символику. Анализируя причину своих успехов в естественных науках, он написал в работе «Рассуждения о методе»: «Что касается меня, то я никогда не считал, что мой ум в чем-либо совершеннее обычного ума, часто мне даже хотелось иметь мысль столь же быструю, или воображение столь же ясное и отчетливое, или память столь же обширную и хорошую, как у некоторых других… Но я могу заверить, что мне в юности весьма посчастливилось попасть на некоторые пути, приведшие меня к тем соображениям и правилам, на основе которых я выработал себе метод, который дает мне возможность постепенно расширять мои познания, поднимая их мало-помалу до самой высокой степени, какая только может быть достижима при посредственности моего ума и краткости моей жизни». И. Кант предложил гипотезу о происхождении солнечной системы из большой газовой туманности, от которой при ее сжатии под действием сил гравитации и происходящем вследствие этого вращении, отделились под действием центробежной силы планеты.

В большинстве случаев философия играет роль посредника в генерации нового знания. Знание общего метода не всегда предопределяет конкретные шаги исследования. А. С. Кравец считает, что чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов исследования. Философия приобретает эвристический характер при синтезе с научными законами, суждениями и понятиями. Общее (философия) входит в частное (специальные науки) через особенное, в качестве которого в современной науке выступают внутринаучные методологические исследования. От попыток вульгарного применения философии предостерегал выдающийся химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд: «Философия никогда не должна посягать на задачи специальных наук; раз она пытается это сделать, то необходимыми следствиями являются тотчас или через некоторое время самые грубые ошибки. Лучшее, что может сделать философия, это привести в более тесную связь воззрения, полученные другим путем, с результатами, добытыми из данного исследования, и пользоваться и теми и другими для взаимного их освещения, подтверждения и лучшего изучения наличных факторов». Негативные последствия грубого вмешательства некоторых философов советского времени в естественные науки, гонения на кибернетику, генетику, теорию резонанса в химии привели к стагнации многих важных направлений отечественной науки.

Существовали периоды, когда философы были гордостью и украшением нации. Первым периодом была Древняя Греция, однако из нее не вычеркнешь страшную страницу казни Сократа, гонений на Аристотеля после смерти Александра Македонского. Ф. Бэкон (1561–1626), английский философ, создатель методологии опытной науки, был лорд-канцлером Англии. Особенно высоким был авторитет философов в Германии конца XVIII и начала XIX века. Трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и их признанием обществом были заложены фундаментальные основы философии. Первым был И. Кант (1724–1804). Он всю жизнь прожил в Кенигсберге и отклонил множество лестных приглашений из других университетов. Ученый мир приезжал сам учиться к Канту. Когда Кант умер, город прощался с ним 16 дней. Золотой период немецкой классической философии завершил Г. В. Ф. Гегель (1770–1831). Будучи директором и учителем гимназии в Нюрнберге, он написал там свой главный труд «Науку логики», начав работу в 1807 г. и закончив ее в 1816 г. После публикации книги он получил приглашение читать лекции в старинном университете Гейдельберга, но вскоре перешел в Берлинский университет. В 1829 г. Гегель был избран ученым советом ректором Берлинского университета, но через год он понял, что это не его стихия. Этих людей знала не только вся Германия, их знал мир. Студенты из разных университетов и разных стран приезжали слушать его лекции. Когда честолюбивый Шопенгауэр принципиально объявил в одно и то же время и в аудитории рядом с Гегелем свою лекцию, то студенты предпочли Гегеля, хотя его манера чтения лекций вызывала у многих нарекания.

Начало XX века было временем крупных открытий в естествознании, таких как квантовая теория, строение атома, теория относительности, превращения атомов. Естествознание стало комплексом наук, которые профессионально не мог освоить не только философ, но и коллеги по частной науке. Органикам стало трудно понимать специалистов в области физической химии не только в силу различия объектов, но даже и вследствие наличия в каждой из ветвей знаний специальных языков. Это оказало пагубное влияние на развитие философии в прошлом веке. Наиболее известные из философов имели физико-математическое (Поппер, Витгенштейн, Фейерабенд) или химическое (Поляни) образование. Имена философов становились все менее известными даже в кругу интеллигенции.

Одной из задач философии является обобщение результатов конкретных наук, в которых успехи наиболее велики (авангардные науки) и сосредоточен интеллектуальный потенциал общества, для решения задач других научных дисциплин. Развитие философии является разумной реакцией общества на дифференциацию знаний и ставит задачу методологической интеграции, поэтому потребность в развитии философии не пропала, а только увеличилась по той же причине, которая была высказана Максом фон Лауэ. А. Швейцер обратил наше внимание на то, что стагнация в философии грозит не только замедлением прогресса, но опасны и социальные последствия этого. Техницизм подчиняет мировоззрение, а политизация общественной жизни и тоталитаризм подавляет человека, создает конформистскую личность. Такой человек может легко быть переориентирован на любую акцию. Результатом были мировые войны. Альберт Швейцер в книге «Культура и этика» писал: «Мы вступили в новое средневековье. Всеобщим актом воли свобода мышления изъята из употребления, потому что миллионы индивидов отказываются от права на мышление. Избавление от нынешнего средневековья будет намного труднее, чем от прежнего. Тогда велась борьба против исторически обусловленной внешней власти. Ныне речь идет о том, чтобы побудить миллионы индивидов сбросить с себя собственноручно надетое ярмо духовной несамостоятельности». А. Швейцер дает не только диагноз, но и рецепты – возвращение человеку свободного времени для сохранения духовной и культурной жизни, а главное, возврат к универсальности образования, которое должно противостоять специализации, отрицательно сказывающейся на психике современного человека. Переход от Средневековья к эпохе Возрождения был связан с появлением энциклопедически образованных личностей, таких как Леонардо да Винчи. Выходом из нового средневековья может стать реальный синтез естественного и гуманитарного образования, фундаментом которого является философия.

Философский подход к решению научных проблем является критерием новизны исследования. Матричное развитие науки лишь в незначительной степени требует философского анализа. Возникновение принципиально

нового эмерджентного знания невозможно без новых методологических решений. Уже в прошлом веке источником парадигм стали преимущественно сами пионеры науки. Создание невербальной теории творчества, не вошедшей еще ни в один учебник философии, было начато математиком А. Пуанкаре его анализом роли рекомбинаций и роли бессознательного в науке. Роль эмоциональных языков в этом процессе была установлена как определяющая химиком М. Поляни. Математик Г. Вейль выделил красоту из эмоциональных языков: «В своей работе я всегда пытался объединить истину с красотой, а когда мне приходилось выбирать между ними, я обычно выбирал красоту». Физиолог академик АН СССР П. В. Симонов построил из этих представлений систему, опубликовал результаты в книгах и на страницах журнала «Вопросы философии». Для системы представлений о творческом процессе он взял термин режиссера К. С. Станиславского – сверхсознание.

Мы привели только один пример, но анализ творчества пионеров науки может не только их увеличить, но и стать доминантным принципом развития философии. В. Оствальд в «Истории электрохимии» писал, что посредники, которые не создают науку, но пишут монографии и учебники, не имеют такого творческого потенциала, как ее создатели. В связи с этим, отсеивая зерна от плевел, они могут не заметить маленькие крупицы золота, которое оставляют нам гении. Но для этого надо бережно относиться к их творчеству, перечитывать их труды в надежде найти ответы, которые могли бы решить проблемы современности.

Если исходить из принципа К. Поппера, что все люди – философы и задача состоит в том, чтобы сохранить все ценное, ими созданное, то подобная интеграция, как она ни была бы трудна, должна стать доминантным принципом. Как философы, так и ученые для защиты новизны своих новых идей нередко в дискуссиях отрицали идеи других авторов. Наша задача – найти ту нишу, которую должен занять каждый философ, сохранить, по возможности, весь бесценный багаж знаний для того, чтобы отправиться с ним в новый путь.

ГЛАВА 1. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ

В рассуждениях не было бы никакой точности, если бы ею не были проникнуты уже наши определения.

А. Пуанкаре

Одной из причин трудностей усвоения нового материала при обучении является неопределенность используемых понятий и их определений. Причиной этого может быть представление преподавателя, что используемые термины студенту известны. В свою очередь студент не придает большого значения неопределенности услышанных им новых понятий и редко обращается к словарям за их уточнением. Объединение диффузных понятий в суждения и умозаключения увеличивает неопределенность, которую студент может принять за недостаток способностей. В научном творчестве объективные трудности создает использование слов для обозначения разных предметов, которое филологи называют лексической полисемией. Многозначность слов является объективной причиной неопределенности понятий и основанных на них логических конструкций, поэтому проблема номинации, создания единой терминологии исключительно важна.

В то же время анализ понятий является только частью задач, которые ставит перед собой философия. Лауреат Нобелевской премии по химии И. Пригожин писал: «Существует возможность того, что уточнение понятий будет способствовать дальнейшему развитию наук, что понимаемая так философия, хотя и с использованием “чужих” методов – логики, семантики, сможет производить новое знание, сравнимое со знанием, добываемым собственно наукой. Такую надежду питают приверженцы “аналитической философии”, занимающей столь видное место в англо-американских кругах. Мы не хотим умалять интерес, который представляют такие попытки. Однако нас сейчас интересуют совершенно другие проблемы. Мы не ставим своей целью прояснить или аксиоматизировать существующее знание, мы стремимся лишь в какой-то степени восполнить некоторые принципиально важные проблемы в этом знании» . Изложение принципиально важных проблем философии науки является целью предлагаемого курса, однако по изложенным в начале этого раздела причинам мы будем уделять внимание уточнению используемых в нем понятий и терминов.

Термин «эпистемология» (греч. επιστημη – знание, умение, наука, λοχος – слово, речь, беседа, изречение) наиболее распространен в современной профессиональной философской литературе для обозначения теории познания. Теория познания является важнейшим разделом философии, изучающим отношение знания и реальности, проблем и принципов возникновения и развития знания. Для обозначения теории познания также применяется термин «гносеология» (греч. γνϖις – познание, знание).

1.1. Эмпирическое познание

Термин «эмпиризм» (греч. εμπειρια – опыт, знания, приобретаемые опытом) обозначает направление в эпистемологии, которое считает чувства, опыт первичным и определяющим источником познания. Наиболее радикальным течением эмпирического метода познания является сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение, восприятие, сознание, ум, мышление, мысль, понятие, идея). Последовательный сенсуализм признает чувственное восприятие мира единственным источником познания. Высказанная греческим философом Парменидом фраза: «У большинства смертных нет ничего в заблуждающемся уме, кроме того, что попало туда через их заблуждающиеся органы чувств» – превратилась в Риме в формулировку сенсуализма: «Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu» (нет ничего в разуме, че-

го бы не было в чувствах). Во времена становления современного естествознания сенсуализм развивали Дж. Локк (1632–1704) и Этьен де Кондильяк (1715–1780) . Локк считал, что все человеческое познание проистекает из опыта (внешнего – ощущения и внутреннего – рефлексии), который непосредственно возбуждают идеи. Кондильяк исключил рефлексию и оставил в качестве единственного источника знаний только ощущения. В его труде «Traite des sensation» (Трактат об ощущениях) 1754 г. можно прочесть: «Главная цель этого сочинения состоит в том, чтобы показать, что все наши знания и все наши способности происходят из чувств или, точнее, из ощущений» . Возражая ему, историк философии Дж. Льюис описывает от рождения слепую, глухую и немую Лауру Бридман, которая обладала незаурядным интеллектом . Он обратил внимание на то, что интеллект не является простой функцией остроты ощущений. Можно вспомнить великого Гомера, который был слепым, и гениального Бетховена, который став глухим, продолжал активную творческую жизнь.

Создателем классического эмпиризма были Ф. Бэкон (1561–1626) и Т. Гоббс (1588–1679) . Основным методом эмпиризма Бэкон считал индукцию, т. е. направление познания от частного к общему. Однако он предостерегал от простого перечисления ограниченного числа благоприятных фактов. Он полагал, что простая перечислительная индукция чаще всего приводит к ошибочным обобщениям и в лучшем случае имеет эвристическое значение для поиска вероятных предположений. Задача, которую Бэкон ставит перед научной индукцией, состоит в том, чтобы в опыте произвести «разделение и отбор и путем исключений и отбрасываний делать необходимые выводы».

Современная химия является преимущественно эмпирической наукой. Формальная кинетика химических реакций является типичным примером чисто эмпирических представлений. Использование эмпирических изотерм сорбции (Генри, Фрейнлиха, Ленгмюра), как и других эмпирических пред-

Шапошник И.И. родился в 1949 году. В 1972 г. окончил с отличием лечебный факультет Челябинского государственного медицинского института, являлся Ленинским стипендиатом. Затем обучался в клинической ординатуре на кафедре пропедевтики внутренних болезней по специальности «терапия», в аспирантуре - по специальности «кардиология». В 1974-79 гг. работал ординатором, врачом-реаниматологом, заведующим кардиологическим отделением Челябинской городской клинической больницы № 1. В 1979 г. под руководством своего Учителя, профессора Гладышева Павла Леонидовича, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Диагностическое значение исследования электрического поля сердца при остром инфаркте миокарда» в Институте кардиологии им. А.Л. Мясникова АМН СССР (г. Москва).

С 1979 по 1987 гг. работал ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней, с 1987 по 1992 гг. - доцентом той же кафедры, с 1992 г. по настоящее время - заведующий кафедрой. В 1994 г. при научной консультации директора НИИ кардиологии академика РАМН и чл.-корр. РАН профессора Ю.Н. Беленкова защитил докторскую диссертацию на тему «Изучение взаимосвязей основных патогенетических факторов при кардиомиопатиях». В 1995 г. за заслуги, связанные с выявлением существенных закономерностей при длительном наблюдении за больными кардиомиопатиями, избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук.

Шапошник И.И. является высококвалифицированным врачом - терапевтом, уделяющим основное внимание вопросам кардиологии. Ему присвоена высшая квалификационная категория по специальностям «терапия», «кардиология» и «функциональная диагностика». Он является научно-практическим руководителем терапевтической службы Челябинской городской клинической больницы № 1 и кардиологического реабилитационного Центра «Гарвей», главным кардиологом Управления здравоохранения администрации г. Челябинска (с 1988 г.). В 1975 г. впервые внедрил в г. Челябинске исследование фермента креатинфосфокиназы и регистрацию множественных отведений ЭКГ при остром инфаркте миокарда. В 1981 г. впервые на Урале освоил и внедрил метод двухмерной эхокардиографии (совместно с проф. П.Л. Гладышевым и к.м.н. Е.Б. Исуповым).

В 1990 г. создал и возглавил на базе ЧГКБ № 1 Центр некоронарогенных поражений миокарда. Является автором методических рекомендаций «Диспансеризация больных кардиомиопатиями», изданных на федеральном уровне (совместно с к.м.н. Н.В. Жуковой). С 2007 г. на базе терапевтического корпуса ЧГКБ № 1 под руководством профессора И.И. Шапошника функционирует созданный одним из первых в России кардиологический реабилитационный Центр «Гарвей» (директор - к.м.н. А.О. Салашенко).

Шапошник И.И. является автором свыше 150 научных работ, многие из которых опубликованы в центральной печати и за рубежом. Под его руководством и научной консультации защищены 1 докторская и 23 кандидатские диссертации. Неоднократно выступал с докладами на Всероссийских и международных научных форумах. За последние 10 лет принимал участие во многих международных кардиологических конгрессах (Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Женева, Барселона и др.).

С 1973 г. Шапошник И.И. ведёт активную педагогическую деятельность. По результатам анкетирования студентов является одним из лучших лекторов Челябинской государственной медицинской академии. Под его руководством изданы 8 методических пособий для студентов, на федеральном уровне - пособие «Вопросы ревматологии» (2002 г.). Для усовершенствования учебного процесса им подготовлено свыше 100 слайдов, создан учебный фильм «Физические методы исследования», 26 видеосюжетов. В рамках выполнения российско-американской программы по высшему медицинскому образованию в 1997 г. Шапошником И.И. впервые в России внедрен в преподавание курс «Введение в клиническую медицину», в 2002 г. - курс «Введение в специальность». Данные курсы основаны на принципиально новом комплексном подходе к изложению дисциплины.

В качестве главного кардиолога г. Челябинска Шапошник И.И. регулярно проводит семинары, круглые столы, конференции для врачей-кардиологов и терапевтов как в г. Челябинске, так и в городах области (Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Сатка, Троицк, Озёрск, Снежинск, Трёхгорный и др.).

Гражданство:

СССР СССР

Дата смерти: Награды и премии:

Шапошник, Борис Львович (17 декабря , Пинск - 12 сентября , Минск), советский конструктор автомобилей, Герой Социалистического Труда , лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники БССР , доктор технических наук .

Биография

Борис Шапошник родился в 1902 году в Пинске в бедной еврейской семье; отец был скорняком. И хотя многодетная семья (ещё до Первой мировой войны в Шапошников родились 3 дочери и 2 сына) жила небогато, по традиции, родители не жалели средств, чтобы дать детям образование. Будущий главный конструктор посещал начальную 4-классную школу, а затем высшее 4-классное училище в Пинске. В 1920 году , имея большое желание продолжить своё образование, уехал в Москву. Рабфак, затем МВТУ - в 1929 году Борис Львович, ещё студентом, пришёл на Московский автозавод слесарем-планировщиком, стал ударником труда.

Карьера на МАЗ

С Шапошник работал на Минском автозаводе начальником конструкторского бюро карьерных самосвалов большой грузоподъёмности. В короткие сроки были разработаны двухосный МАЗ-525 (грузоподъёмность 25 т) и трёхосный МАЗ−530 (грузоподъёмность 40 т).

С Б. Л. Шапошник - главный конструктор СКБ «МАЗ». Под его руководством была создана гамма колёсных артиллерийских тягачей с колёсной формулой 8х8, а затем серия шасси для самоходных пусковых установок большой мощности.

В Б. Л. Шапошнику и группе его соратников за создание этого семейства автомобилей-тягачей была присуждена Государственная премия.

В за заслуги в создании автомобилей высокой проходимости и грузоподъёмности Б. Л. Шапошнику присвоено звание Героя Социалистического труда.

В Борис Львович ушел из жизни.

Признание

  • Два ордена Ленина (1968, 1973);
  • медали;
  • Заслуженный деятель науки и техники Белорусской ССР (1962).

Напишите отзыв о статье "Шапошник, Борис Львович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шапошник, Борис Львович

Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.

Шапошник Борис Львович – главный конструктор СКБ-1 Минского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР.

Родился 17 декабря 1902 года в городе Пинск Пинского уезда Минской губернии (ныне Пинского района Брестской области Белоруссии) в многодетной семье ремесленника-скорняка. Еврей. Окончил начальную четырехклассную школу, затем высшее четырехклассное училище в Пинске. С 15 лет трудился подсобным рабочим на стройках Пинска. В 1920 году переехал в Москву, где окончил рабфак при механико-электротехническом институте имени М.В.Ломоносова, а затем в 1930 году – МВТУ имени Н.Э.Баумана (ныне – МГТУ имени Н.Э.Баумана).

Был направлен на Московский автомобильный завод АМО (впоследствии – ЗИС, ныне АМО ЗИЛ), где в это время шла реконструкция. Трудился с 1929 года во время преддипломной практики на заводе планировщиком подлежащего реконструкции цеха. После защиты диплома с 1930 года работал на этом заводе техником рессорного цеха, инженером-конструктором конструкторского отдела, заместителем руководителя группы двигателей и трансмиссии, ведущим конструктором по двигателям и коробкам передач, начальником отдела карбюраторных двигателей.

В 1939 году Б.Л.Шапошник был назначен главным конструктором завода. Участвовал в разработке трехосного грузовика ЗИС-6, полноприводного ЗИС-32, полугусеничных ЗИС-22, ЗИС-33, ЗИС-35, газобаллонного ЗИС-30, газогенераторных ЗИС-13, ЗИС-18, ЗИС-21, ЗИС-41, автобусов ЗИС-8, ЗИС-16, ЗИС-17, легкового ЗИС-101А, занимался модернизацией грузовика ЗИС-5.

Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года Б.Л.Шапошник вместе с работниками завода был эвакуирован в Ульяновск, где стал главным конструктором автозавода УльЗИС (ныне УАЗ), который вскоре начал выпускать грузовики ЗИС-5.
Здесь же под руководством Шапошника был спроектирован дизельный грузовик УльЗИС-253 грузоподъемностью 3,5 тонны. К 1 мая 1944 года первый УльЗИС-253, не уступающий по основным параметрам американскому Студебеккеру, был собран. Однако трудности с дизелем не позволили поставить перспективный грузовик на конвейер.

В 1944 году за выполнение заданий по производству автомобилей главный конструктор Б.Л.Шапошник был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

К УльЗИС-253 вернулись осенью 1946 года, когда под его выпуск было решено построить новый автозавод в Новосибирске. Главным конструктором этого завода был назначен Б.Л.Шапошник. Однако в конце 1948 года Новосибирский автозавод был передан в другое ведомство, а сотрудников отдела главного конструктора и экспериментального цеха Новосибирского автозавода во главе с главным конструктором Б.Л.Шапошником перевели на Минский автомобильный завод.

В январе 1949 года с должности главного конструктора объекта началась деятельность Б.Л.Шапошника на Минском автозаводе. В рекордно короткий срок (к 17 сентября 1950 года) под его руководством был разработан тяжелый карьерный двухосный самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн с дизельным двигателем Д-12А мощностью 300 л.с. (на базе дизеля В-2 танка Т-34) и трехосный МАЗ-530 (грузоподъемность 40 т). Подобных транспортных средств до Б.Л.Шапошника никто не создавал. Самосвал МАЗ-525 был в 1958 году передан на вновь созданный Жодинский машиностроительный завод (ныне известный во всем мире белорусский автогигант БелАЗ).

25 июня 1954 года в структуре Минского автозавода было организовано Специальное конструкторское бюро №1 (СКБ-1) с целью создания серийного производства многоосных большегрузных полноприводных тягачей военного назначения. Главным конструктором СКБ-1 был назначен Б.Л.Шапошник. В ноябре 1955 года был собран разработанный в СКБ-1 опытный образец инженерного тягача МАЗ-528, предназначенного для работы с навесным бульдозерным оборудованием. Он стал прообразом разработанного в 1960 году инженерного колесного тягача МАЗ-538, который использовался в качестве базы для различных спецмашин: бульдозера, траншеекопателя, путепрокладчика.

В 1956 году под руководством Б.Л.Шапошника был разработан на базе одноосного тягача МАЗ-529В установщик портального типа 8У210 и транспортер пускового стола 8У217 для ракеты средней дальности Р-12, состоявшей на вооружении Ракетных войск стратегического назначения более 30 лет - с марта 1959 года по июнь 1989 года.

МАЗ-529В в качестве базы для ракетного установщика использовался и для ракет Р-12У, Р-14, Р-14У, Р-16У.

В 1956 году в СКБ-1 был изготовлен опытный образец четырехосного полноприводного артиллерийского тягача МАЗ-535 с двигателем Д12А-375 мощностью 375 л.с, который предназначался для буксировки тяжелых артиллерийских систем весом до 10 тонн. Дальнейшим развитием этого семейства стали седельный тягач МАЗ-535В с полуприцепом МАЗ-5248 (грузоподъемность 25 тонн), который был применен для транспортировки первой советской твердотопливной управляемой оперативно-тактической ракеты 9К71 "Темп".

Тягач МАЗ-535А. принятый на вооружение в 1962 году, использовался для транспортировки тележек ракет Р-12, Р-14, РТ-15, Р-26, ГР-1, Р-36.

В 1958 году Б.Л.Шапошник разработал одну из своих самых известных машин – седельный тягач МАЗ-537 с двигателем Д-12А-525 мощностью 525 л.с. Он по сей день остается в строю Ракетных войск стратегического назначения России.

Танковоз МАЗ-537Г с полуприцепом МАЗ-5247Г (грузоподъемность 50 тонн) использовался и в качестве транспортера баллистических ракет всего семейства УР-100, а также Р-36М.

Тягач МАЗ-537Е предназначался для буксировки полуприцепов с активным приводом на колеса. Он использовался в качестве базы, на которой монтировались транспортно-перегрузочные агрегаты ракет семейства УР-100, а также РТ-2, РТ-23УТТХ, РТ-2П "Тополь". На основе МАЗ-537 разработаны установщики ракет УР-100, Р-36М, РТ-23УТТХ, а также заправочные автоцистерны ЗАЦ-1 (для амила) и ЗАЦ-2 (для гептила). Тягач МАЗ-537Д с генераторной установкой стал базой для создания стартового полуприцепа СТ-30 для комплекса дальней беспилотной разведки ДБР-1 "Ястреб" (с самолетом Ту-123), принятого на вооружение в 1964 году.

При создании первого поколения минских тягачей-ракетовозов, основными представителями которого были семейства 535-й и 537-й моделей, СКБ-1 под руководством Б.Л.Шапошника впервые в отечественном машиностроении разработало и внедрило оригинальную гидромеханическую трансмиссию, двухскоростную раздаточную коробку, тележечную схему размещения мостов (2 + 2), сделало управляемыми колеса двух передних мостов, применило семь дифференциалов, независимую подвеску всех колес, пневмогидравлические тормоза, централизованную накачку шин, сконструировало оригинальную раму корытного типа.

МАЗ-537Б стал основой для разработки широко применяемого четырехосного тягача МА3-543 с разделенной кабиной водителя, позволяющей уменьшить общую габаритную длину самоходной пусковой установки.

За создание многоосных шасси повышенной проходимости 543-го семейства главный конструктор СКБ-1 Б.Л.Шапошник в 1968 году был награжден орденом Ленина и стал лауреатом Государственной премии СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 7 марта 1973 года за заслуги в создании автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности Шапошнику Борису Львовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Различные модификации тягача МАЗ-543 были использованы для создания самоходной пусковой установки 9П120 для ракеты «Темп-С»; машин ракетного комплекса на основе ракеты РС-14 «Темп-2С» - машины подготовки и пуска 15В56, машины дизель-электростанции МДЭС 15Н1061, боевой машины 9А52-2 дальнобойной крупнокалиберной системы залпового огня «Смерч» и других ракетных систем.

На основе компоновки МАЗ-543 были разработаны шасси для пусковых установок семейства «Оплот» с большей грузоподъемностью и более мощным двигателем (650 л.с.). Затем было создано шестиосное шасси МАЗ-547 грузоподъемностью 50 тонн с двигателем мощностью 748 л.с., также с разделенной кабиной, мостовой тележечной схемой трансмиссии и управляемыми колесами передних мостов. Это шасси было применено в самоходных пусковых установках для межконтинентальной баллистической ракеты «Темп-2С» (СС-16 по классификации НАТО) и ракеты средней дальности РСД-10 "Пионер" (СС-20 по классификации НАТО).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 апреля 1976 года за создание особо мощного шасси для самоходной пусковой установки ракетного комплекса «Темп-2С» Б.Л.Шапошнику в числе других создателей комплекса была присуждена Ленинская премия.

Полноприводные шасси повышенной грузоподъемности колесной формулы 12х12 (МАЗ-547В) и 14х12 (МАЗ-7912) стали базой для создания самоходных пусковых установок межконтинентальных ракетных комплексов стратегического назначения.

Наряду с разработкой специальных автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности, конструкторское бюро под руководством Б.Л.Шапошника создавало модификации этих автомобилей для народного хозяйства – тягач МАЗ-537Г с двухосным полуприцепом 5247Г, трубовоз МАЗ-7910 на шасси МАЗ-543М с одной двухместной кабиной, МАЗ-7310 с грузовой платформой грузоподъемностью 20 тонн и другие.
В 1977 году на базе тягача МАЗ-537Г и полуприцепа МАЗ-9994 была создана передвижная атомная электростанция "Памир-630Д".
Документация по МАЗ-537 была передана Курганскому заводу колесных тягачей, который это изделие успешно выпускал до 90-х годов ХХ века.

С марта 1985 года – на пенсии, на которую он ушел из-за тяжелой болезни.

Награжден двумя орденами Ленина (21.08.1968; 07.03.1973), орденом Октябрьской Революции (16.12.1982), 2 орденами Трудового Красного Знамени (28.10.1944, 17.06.1961), 2 орденами «Знак Почета» (19.11.1949, 26.06.1959), медалями.
Заслуженный деятель науки и техники БССР (1962), лауреат Ленинской премии (1976) и Государственной премии СССР (1968). Доктор технических наук (1983).

В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Шапошник (древне-русское мужское имя)

Тимофей Шапошник, посадский смоленский. 1609. А. И. II, 310. Олеша Шапошник, тихвинский посадский. 1650. А. Ю. 290. Иван Шапошник, верхотурский стрелец. А. К. II, 824.


Словарь древне-русских личных собственных имен. - С.Петербург: Типография И.Н. Скороходова . Тупиков Н.М. . 1903 .

Смотреть что такое "Шапошник" в других словарях:

    ШАПОШНИК - Тимофей Шапошник, посадский смоленский. 1609. А. И. II, 310. Олеша Шапошник, тихвинский посадский. 1650. А. Ю. 290. Иван Шапошник, верхотурский стрелец. А. К. II, 824 … Биографический словарь

    ШАПОШНИК Борис Львович - (1902 85), российский инженер, конструктор грузовых автомобилей и специальной техники. С 1929 работал на АМО ЗИС (см. АМО) , где еще в предвоенные годы выпустил серийно ЗИС 32. Главный инженер УАЗа в 1942 46. С 1949 начальник конструкторского… … Энциклопедический словарь

    Шапошник, Борис Львович - Род. 1902, ум. 1985. Инженер, конструктор грузовых автомобилей и специальной техники. Среди разработок ЗИС 32, МАЗ 525, МАЗ 530, тягачи для ракет СКАД и др. Лауреат Государственной премии (1968). Герой Социалистического Труда (1973) …

    Шапошник, Игорь Иосифович - Заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Челябинской государственной медицинской академии с 1992 г., главный кардиолог г. Челябинска с 1988 г.; родился 1 ноября 1949 г. в г. Бендеры Молдавской ССР; окончил Челябинский государственный… … Большая биографическая энциклопедия

    Шапошник, Юрий Петрович - Генеральный директор АО "Апатит"; родился в 1951 г.; окончил Ленинградский горный институт; с 1975 г. работает на предприятии "Апатит"; женат, имеет двоих сыновей; увлекается горными лыжами … Большая биографическая энциклопедия

    шапошниківський - прикметник … Орфографічний словник української мови

    Гипертрофическая кардиомиопатия - МКБ 10 I42.142.1 I42.242.2 МКБ 9 425.4 … Википедия

    Коммуна (газета) - Газета «Коммуна» Тип общественно политическое издание, с 1993 года независимое, частное Формат … Википедия

    Еврейские фамилии (профессии) - Немецкие и еврейские фамилии, значение которых связано с профессиями список фамилий, связанных с профессиональной деятельностью … Википедия

    МАЗ-7907 - МАЗ 7907 … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (Ш) - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «Ш». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

Книги

  • Иван Грозный. Первый русский царь , Вячеслав Шапошник. Развернутое жизнеописание первого русского венчанного царя Ивана IV принадлежит известному историку, профессору Санкт-Петербургского государственного университета В. В. Шапошнику.…