» » А3 б4 моторное масло.  Спецификации ACEA

А3 б4 моторное масло.  Спецификации ACEA

Европейская классификация моторных масел для автомобилей Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) 2007, как и ACEA 2004, состоит из трех классов :

1 класс - масла для бензиновых двигателей и дизельных двигателей легковых автомобилей.

2 класс - масла для двигателей с установкой дополнительного оборудования.

3 класс - масла для мощных дизельных двигателей грузовых (коммерческих) автомобилей.

Внутри каждого класса идет разделение на категории с различными эксплуатационными свойствами.

В классификации 2004 года объединены в двойные две категории - A (бензиновые двигатели) и B (дизельные двигатели легковых автомобилей и фургонов), как например, A3/B3, что значительно сблизило с реальными условиями применения масел конечным потребителем.

Введены категории С1, С2 и С3 (так называемые low SAPS* oils), предпосылки к появлению которых были намечены уже в классификации ACEA 2002, где требовалась необходимость сообщения о содержании серы, фосфора и хлора для обеспечения совместимости масел с катализаторами нейтрализации отработавших газов и улучшения экологических характеристик масел.

Категории A2 и B2 с 2004 года отменены как устаревшие, и разрешены к использованию лишь для тех автомобилей (старых моделей), для которых рекомендованы масла подобных категорий.

дизельных двигателей легковых автомобилей

A1/B1 - масла, предназначенные для двигателей, допускающих применение снижающих трение, энергосберегающих масел, имеющих пониженную вязкость (2.6-3.5 мПа·с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Масла, имеющие данную классификацию, могут быть непригодны для некоторых двигателей (например, спортивных моделей). При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации и техническими справочниками.

А3/В3 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для эксплуатации в тяжелых условиях, и/или для эксплуатации при увеличенных интервалах замены (согласно рекомендациям автопроизводителей). Допускают всесезонное применение маловязких масел, определяемых изготовителем двигателей.

А3/В4 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива.

А5/В5 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для эксплуатации высокофорсированных двигателей при увеличенных интервалах замены, а также для двигателей, допускающих применение энергосберегающих масел, имеющих пониженную вязкость (2.6-3.5 мПа·с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Масла, имеющие данную классификацию, могут быть непригодны для некоторых моделей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации и техническими справочниками.

зольных элементов, фосфора и серы (SAPS oils)

для двигателей нейтрализации отработавших газов

С1 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных катализатором TWC**, DPF ***, требующих применения малозольных (SAPS). Масло категории С1 является также энергосберегающим, то есть его вязкость при высоких температурах и скоростях сдвига ограничена только нижним пределом в 2.9 мПа·с. Такие масла обеспечивают продление ресурса катализатора нейтрализации отработавших газов типа TWC и фильтра DPF и обеспечивают топливную экономичность двигателя.

Важно! Масла, имеющие данную классификацию, имеют наименьшее содержание фосфора и серы, а также обладают максимально низкой зольностью. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками.

С2 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Так же является энергосберегающим, т.е. пределы по вязкости аналогичны С1. Предельные значения по содержанию серы, фосфора и золы выше, чем у С1 приблизительно в 1,5 раза. Такие масла также обеспечивают продление ресурса катализатора и фильтра и обеспечивают топливную экономичность двигателя.

Важно! Масла, имеющие данную классификацию, могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками.

С3 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Аналогично С2 по содержанию серы, фосфора и золы, т.е. выше приблизительно в 1,5 раза, чем у С1. Отличается от С2 большей (³3,5 мПа·с) вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига, т.е. позволяет спортивный стиль вождения. Такие масла также продлевают срок эксплуатации TWC и DPF оборудования.

Для масел, имеющие данную категорию, с 2007 года введено требование по минимальной щелочности (ОЩЧ ³6 мг КОН/г), аналогично С4.

С4 - масла (категория введена с 28.02.2007 г.) сочетают свойства масел С1 и С3, т.е. имеют наименьшее содержание фосфора и серы, а также максимально низкую зольность, но при этом их вязкость при высоких температурах и скоростях сдвига ³3,5 мПа·с. Как и масла категории С3 имеют требование по щелочности (ОЩЧ ³6 мг КОН/г).

грузовых автомобилей

Е2 - масла, для мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих со средними и высокими нагрузками и, в основном, с нормальным интервалом между заменами.

Е4 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции и способностью поглощения сажи, обеспечивающие чистоту поршней и минимальные износы. Предназначены для использования в мощных быстроходных дизелях, соответствующих Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 по экологическим нормам, и работающих в очень жестких условиях, т.е. с длительным интервалом между заменами. Пригодны для двигателей без сажевых фильтров и для отдельных двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR) и системами снижения уровня окислов азота (SCR NOx). При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации и рекомендациями дилера.

Е6 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции и способностью поглощения сажи, обеспечивающие чистоту поршней и минимальные износы. Предназначены для использования в мощных быстроходных дизелях, соответствующих Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 по экологическим нормам, и работающих в очень жестких условиях, т.е. с длительным интервалом между заменами. Пригодны для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR) с сажевыми фильтрами и без таковых, а также системами снижения уровня окислов азота (SCR NOx). Масло Е6 разработано специально для эксплуатации на малосернистом топливе (макс. 50 ppm) двигателей с сажевыми фильтрами. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации и рекомендациями дилера.

Е7 - масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Обеспечивают чистоту поршней, минимальное полирование цилиндров, а также минимальные износы и отложения в турбокомпрессорах. Предназначены для использования в мощных быстроходных дизелях, соответствующих Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 по экологическим нормам, и работающих в очень жестких условиях, т.е. с длительным интервалом между заменами. Пригодны для двигателей без сажевых фильтров и большинства моделей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR) а также системами снижения уровня окислов азота (SCR NOx). При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации и рекомендациями дилера.

Что такое SAPS масла?

Это масла с ограниченным содержанием зольных элементов, а также серы и фосфора.

Введение отдельного класса таких масел связано с установкой на современные автомобили специальных устройств (с целью обеспечения норм по экологии в соответствии с Euro 4) - катализаторов нейтрализации отработавших газов, очень чувствительных к составу топлива и моторных масел, вернее к продуктам их сгорания, так или иначе попадающих в систему выхлопа. В результате сгорания топлива образуются окислы азота NOx, вода, углекислый газ CO2 , угарный газ СО, а также твердые углеводородные частицы CH (остатки несгоревшего бензина, а также «угоревшего» масла). Катализатор имеет структуру, основу которой составляют комплексные соединения из благородных металлов (платина, палладий, родий), имеющие «активные центры», в которых и происходит «допревращение» отработавших газов до необходимых соединений, а именно, до СО2 , паров воды и N2 .

Достаточно отметить, что производство катализаторов дорого, а их чувствительность к продуктам окисления и прежде всего сгорания топлива и моторного масла (вернее, присадок, входящих в его состав) очень велика. Соединения серы и фосфора входят как в состав топлива, так и в состав присадок, использующихся для производства моторных масел. Повреждение катализатора происходит вследствие блокировки его активных центров, или, проще говоря, по причине его загрязнения.

С введением более жестких экологических норм возросли и требования к моторным маслам, обеспечивающим работу современных двигателей на должном уровне. Это, в свою очередь, привело к выделению масел, обеспечивающих надежную и безопасную работу транспорта, оснащенного дорогостоящим, но необходимым для достижения экологических норм оборудованием, в особый отдельный класс С.

Примечание:

*SAPS (Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur) - масла с ограниченным содержанием зольных элементов,

Фосфора и серы

**TWC (Three Way Catalyst) - трехкомпонентный каталитический нейтрализатор

***DPF (Diesel Particular Filter) - фильтр твердых частиц выхлопа дизельных двигателей

ACEA (англ. European Automobile Manufacturers Association) - ассоциация европейских производителей автомобилей. Данной аббревиатурой обозначается сообщество автоизготовителей из Европы. В него входит пятнадцать фирм, производящих моторное масло в больших объемах. Девять лет назад сообщество создало особый стандарт, который позволяет разделить масла для автомобилей на подгруппы, напоминает ГОСТ. Спецификация ACEA классифицирует все масляные жидкости по их свойствам и параметрам.

В классификацию масел ACEA входят три категории:

  1. Первая включает в себя масла, предназначенные для легковушек, фургонов, микроавтобусов.
  2. Во вторую категорию входят смазки, включающие катализатор, восстанавливающий отработавшие газы.
  3. Масла из третьей категории используются в высоконагруженных дизельных моторах.

Класс 1

Любой класс, входящий в спецификацию ACEA, заключает в себе четыре группы масел. Их маркировка состоит из букв и цифр. В 1-ый класс включены смазки A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Эти масла возможно использовать для бензиновых двигателей, малонагруженных дизелей, микроавтобусов.


Обозначение допуска на канистре

A1/B1 располагают большим эксплуатационным ресурсом. Такие расходники маловязкие, текучие. Подробно ознакомиться с их характеристиками возможно, заглянув в эксплуатационное руководство, прилагающееся к авто.

A3/B3 предназначены для заливки в высокофорсированные движки. Данные автомасла возможно использовать круглый год. Автопроизводители утверждают, что их не нужно часто менять.

ACEA A3/B4 подходят для заливки в высокофорсированные ДВС, заключающие в себе систему прямого впрыска горючего.

A5/B5 можно использовать в высокофорсированных моторах для увеличения интервалов замены. Подобные смазки достаточно текучи, из-за чего их нельзя лить в определенные движки.

Класс 2

Для высокофорсированных моторов, включающих в себя катализатор восстановления отработавших газов, в классификации моторных масел по ACEA есть специальная категория. Масла, которые входят в нее, используются в ДВС на бензине/дизеле. Смазки пролонгируют эксплуатационный период фильтров сажи и трехкомпонентных катализаторов.


C1 заключают в себе минимальное количество соединений серы и фосфора, располагают небольшой зольностью сульфатов. Масла маловязкие, предназначаются для уменьшения затрат топлива.

ACEA C3 по собственным характеристикам напоминают C2, однако более вязкие.

C4 похожи на C1, однако более вязкие. Содержание серных, фосфорных элементов, зольность сульфатов минимальные.

Необходимо помнить, что допуски качества ACEA описывают довольно специализированные смазки, которые предназначаются для применения в определенных моторах. Однако это не значит, что нужно игнорировать рекомендации автопроизводителя. Изготовителю лучше всего известно, какой нефтепродукт требуется лить в его машину.

Класс 3

Автомасла, относящиеся к этому классу, помечаются буквой E, заливаются в высоконагруженные моторы на дизеле. Их нельзя использовать в движках на бензине/газе. Кроме обеспечения смазывания деталей, данные расходники очищают поршневые узлы. Обыкновенно их льют в ДВС, сертифицированные по «Евро-1/2/3/4/5». Также данные смазки увеличивают интервалы замены.


E4 дают возможность уменьшить изнашивание моторных деталей. Присадочные элементы, которые содержатся в них, позволяют сократить образование сажевых отложений. Ввиду этого автомасла возможно применять в силовых агрегатах, не оборудованных фильтром сажи, но оснащенных EGR, SCR. В таком случае смазка обеспечивает сокращение концентрации оксидов азота в выхлопных газах.

E6 похожи на E4, но предназначаются для применения в силовых агрегатах, включающих в себя фильтры сажи.

E7 полируют запчасти двигателей внутреннего сгорания. Они обеспечивают гладкость цилиндров поршней. Смазки льют в движки, не оснащенные фильтрами сажи. Наличие/отсутствие ERG/SCR не имеет значения.

E8 применяются в силовых агрегатах, оборудованных фильтрами сажи. По своим характеристикам эти масла близки к E7.

Подбор автомасла

Выбирая свежий расходник для авто, необходимо, прежде всего, учитывать рекомендации изготовителя машины. Перед тем, как залить в автомобиль автомасло, отличающееся от рекомендованного, обязательно проконсультируйтесь с сотрудником сервисного центра. Помните, что, залив в движок неподходящий нефтепродукт, вы даете автопроизводителю право отказать вам в гарантийном ремонте.

Чтобы не ошибиться с выбором, нужно понимать, как расшифровываются маркировки масел. Уметь выполнять расшифровку маркировок недостаточно, необходимо понимать, каковы характеристики того или иного нефтепродукта. Ознакомиться с параметрами смазок возможно, заглянув в специальные таблицы.

Спецификацию ACEA можно рассматривать только как источник дополнительной информации о виде и характеристиках автомасла. Данный стандарт призван упростить водителям выбор смазочных жидкостей. Например, если смазки, которая рекомендована вашим автопроизводителем, нет в магазинах, вы можете подобрать другую, относящуюся к тому же классу ACEA.

ACEA - ассоциация, созданная крупнейшими европейскими производителями (Alfa Romeo, BMW, Citroen, Peugeot, Fiat, Renault, Volkswagen, Daimler Benz, British Leyland, Daf).
Она была основана в результате слияния CCMC с ATIEL. Спецификации CCMC, которые к настоящему моменту заменены ACEA, классифицируют продукты как G для бензиновых, PD для легких и D для тяжелых дизельных двигателей.
Специфкации ACEA были разработаны для повышения качества, производительности и лучшего отношения к окружащей среде.
Принятние спецификаций ACEA подразумевает:

  • Введение в эксплуатацию новых инноваионных материалов, в сравнении с используемыми в данный момент
  • Анализ и сертификацию уровней качества каждой используемой формулы
  • Обязательство производителей не вносить изменения в утвержденные формулы
  • Сертификация заводов ISO 9001/2
  • Согласие производителей со стандартами ATIEL, организации, вместе с CCMC определившей методы и параметры основ свидетельств ACEA

Тесты, требуемые спецификациями ACEA, добавлены к сформулированным CCMC и делают их более строгими.

Следующие буквы классифицируют типы двигателей:
[A] - бензиновые двигатели
[B] - легкие дизельные двигатели
[C] - двгатели с устройствами для снижения количества выхлопов
[E] - тяжелые дизельные двигатели
Цифровые категории указывают на различные способы применения, связанные с определенным классом двигателей, указанных буквами. Последнее обновление спецификаций ACEA происходило в феврале 2002 года.
Ответственность за выбор нужной категории ACEA лежит на производителе двигателей.
Масла, принадежащие к определенной категории, так же могут соответствовать требованиям другой, но в конкретные двигатели должно заливаться масло определенной категории и класса.
Ссылка на год служит лишь для промышленных необходимостей, давая информацию об уровне и качестве используемых материалов. Более свежие редакции спецификаций значат что были проведены новые тесты или в категорию были введены новые требования. При этом редакции сохраняют обратную совместимость, новые всегда будут полностью поддерживать уровень старых, за исключением случаев, когда вводится новая категория.

Бензиновые двигатели

A1 Масло для бензиновых двигателей, с низкой вязкостью, трением и высокой температурой. Эти масла не подходят для использования в некоторых двигателях. Для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля. Описываются масла, повышающие экономию топлива.

А2 Отменена

А3 Стабильное масло для использования в высокопроизводительных двигателях с увеличенным интервалом замены масла, в которых так же производителяями рекомендовани масла с низкой вязкостью и широким температурным диапазоном

А4 Не используется

А5 Стабильное масло с постоянной вязкостью, для двигателей с увеличенным интервалом замены масла, которым требуется масло с низкой вязкостью и высокой температурой применения. Может не подходить для некоторых типов двигателей, для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля.

Легкие дизельные двигатели

B1 Масло для дизельных двигателей легких машин, которые требуют масла малой вязкости и трения и высоких рабочих температур. Это масло может не подходить некоторым типам двигателей, для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля.

B2 Отменена

B3 Стабильное масло для использования в высокопроизводительных дизельных двигателях для легких машин с увеличенным интервалом замены масла, в которых так же производителяями рекомендовани масла с низкой вязкостью и широким температурным диапазоном

B4 Повторяет спецификаии B3, но для двигателей с прямым впрыском

B5 Стабильное масло с постоянной вязкостью, для дизельных двигателей легких машин с увеличенным интервалом заены масла, которым требуется масло с низкой вязкостью и высокой температурой применения. Может не подходить для некоторых типов двигателей, для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля.

Дизельные двгатели с устройствами для снижения количества выхлопов

С1 Стабильное масло, созданное для использования в дизельных двигателях, оборудованных фильтрами твердых частиц выхлопа, которым так же требуется масло низкой вязкости, низкой зольностью и HTHS выше 2,9. Эти масла увеличивают срок жизни фильтра твердых частиц и поддерживают экономию топлива. Внимание. Данные масла поддерживают самыне низкие требования уменьшенной зольности и могут подходить не для всех двгателей, для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля

С2 Стабильное масло, созданное для использования в дизельных двигателях, оборудованных фильтрами твердых частиц выхлопа, которым так же требуется масло с низкой зольностью и HTHS выше 2,9. Эти масла увеличивают срок жизни фильтра твердых частиц и поддерживают экономию топлива. Внимание. Данные масла поддерживают самыне низкие требования уменьшенной зольности и могут подходить не для всех двгателей, для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля

С3 Стабильное масло, созданное для использования в дизельных двигателях, оборудованных фильтрами твердых частиц выхлопа. Эти масла увеличивают срок жизни фильтра твердых частиц и поддерживают экономию топлива. Внимание. Данные масла поддерживают самыне низкие требования уменьшенной зольности и могут подходить не для всех двгателей, для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля

С4 Стабильное масло, созданное для использования в дизельных двигателях, оборудованных фильтрами твердых частиц выхлопа, которым так же требуется масло с низкой зольностью и HTHS выше 3,5. Эти масла увеличивают срок жизни фильтра твердых частиц и поддерживают экономию топлива. Внимание. Данные масла поддерживают самыне низкие требования уменьшенной зольности и могут подходить не для всех двгателей, для дополнительной информации необходимо смотреть сервисную книжку автомобиля

Тяжелые дизельные двигатели

E1 Устарела.

E2 Масло для общего испльзования в дизеьных двигателях, в том числе с наддувом, предназначенных для работы в нормальных и экстремальных условиях, с нормальны интервалом замены масла.

E3 Эта категория смазок обеспечивает эффективную заботу об очистке поршей, снижении трения и нагара, а так же повышении стабильности смазки. Так же эта категория рекомендована для двигателей, удовлетворяющим требованиям выбросов EURO-I или EURO-II в тяжелых условиях работы. Так же подходит для увеличенного интервала замены масла.

E4 Стабильные масла, обеспечивающие эффективную заботу об очистке поршей, снижении трения и нагара, а так же повышении стабильности смазки. Так же эта категория рекомендована для высокопроизводительных двигателей, удовлетворяющим требованиям выбросов EURO-I, EURO-II и EURO-III в тяжелых условиях работы, таких как силбно увеличенные интервалы смены масла

E5 Стабильные масла, обеспечивающие эффективную заботу об очистке поршей. Так же обеспечивает контроль трения и количества отложений на нагнетателе. Уровень контроля нагара и стабильности смазки отвечает спецификациям E3. Рекомендовано для высокомощных двигателей

E6 Стабильное масло, обеспечивающее отличную очистку поршней, контроль за нагаром и стабильностью смазки. Рекомендовано для самых высокоэффективных двигателей, подпадающих под требования EURO I-IV по уровню вредных выбросов и работающих в самых тяжелых условиях вроде значительно увеличенного интервала смены масла по рекомендациям производителя. Подходит для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов с или без фильтров частиц, а так же для двигателей, оборудованных катализаторами нейтрализации отработавших газов. Спецификации E6 особенно рекомендованы для двигателей, оснащенных фильтрами частиц и созданны для использования в комбинации с дизельным топливом с низким содержанием серы. Рекомендяции могут меняться в зависимости от двигателя, поэтому в случае сомнений необходимо обращаться к сервисной книжке.

E7 Стабильное масло, обеспечивающее отличную очистку поршней и полировку цилиндров. Обеспечивает уменьшение износа, контроль за нагаром и стабильностью смазки. Рекомендовано для самых высокоэффективных двигателей, подпадающих под требования EURO I-IV по уровню вредных выбросов и работающих в самых тяжелых условиях вроде значительно увеличенного интервала смены масла по рекомендациям производителя. Подходит для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов с или без фильтров частиц, а так же для двигателей, оборудованных катализаторами нейтрализации отработавших газов. Рекомендации могут меняться в зависимости от двигателя, поэтому в случае сомнений необходимо обращаться к сервисной книжке.

Моторные масла по определению не могут соответствовать единому стандарту. Различные двигатели и типы коробок передач, условия эксплуатации – все эти факторы заставляют выпускать технические жидкости с различными параметрами.

Чтобы потребители (автозаводы и владельцы автомобилей) не запутались в совместимости расходных материалов с агрегатами, было решено создать систему стандартов качества.

Изначально масла классифицировались лишь по вязкости (SAE). Затем была создана система качества API (American Petroleum Institute), которая применялась на территории северной Америки.

Сразу после ее внедрения, ассоциацией европейских инженеров была разработана аналогичная классификация масел ACEA, для рынка Европы. Оба стандарта существуют параллельно, не конфликтуя друг с другом.

О чем говорит стандарт

Классификация моторного масла по ACEA была разработана для лоббирования интересов европейских автопроизводителей. Кроме того, в «группу поддержки» вошли несколько концернов из США, имеющих филиалы в Европе.

Вот неполный перечень учредителей стандарта: BMW, Volkswagen AG, Porshe, Daimler, Land Rover, Jaguar, Fiat, PSA, Renault, Ford-Europe, GM-Europe, Crysler-Europe, Toyota, MAN, Volvo, SAAB-Scania, DAF. Как расшифровывается (точнее, какую информацию несет в себе стандарт)?

На что обращать внимание при покупке моторного масла — видео консультация

Если аббревиатура SAE говорит лишь о вязкости, то в ACEA заложены данные по совместимости с конкретными двигателями. Причем списки совместимых агрегатов согласовываются с автомобильными концернами – участниками программы сертификации.

В классификации по стандарту АСЕА заложены минимальные базовые требования по качеству масел. То есть, их соблюдение (в отличие от подбора по SAE), гарантирует беспроблемную эксплуатацию мотора или КПП. Кроме того, эта классификация дает информацию о следующих параметрах и свойствах:

  • базовая основа;
  • комплект дополнительных присадок;
  • химический состав;
  • физические свойства;
  • предназначение (тип топлива, нагрузка на двигатель, условия эксплуатации агрегата).

Маркировки и их значения

Классификация моторных масел по ACEA может быть нанесена на упаковку вместе с остальными стандартами, такими, как API, ILSAC и ГОСТ.

Важно! С точки зрения потребителя, именно этот сертификат гарантирует высокое качество. Условия тестирования масел для получения спецификации ACEA существенно более высокие, в сравнение с остальными стандартами. Европейские требования жестче североамериканских, азиатских и российских.

Несмотря на компактность классификатора (например, АСЕА А1/В1), в аббревиатуру заложена достаточно объемная информация. За время существования стандарта (начиная с 1996 года), несколько раз менялась компоновка символов.

Первые варианты сертификации предполагали отдельную маркировку для бензиновых и дизельных моторов (ACEA A или ACEA B). Начиная с 2004 года, все масла, представленные для получения допуска, одновременно тестируются для всех видов топлива.

Запоминать аббревиатуры с моно допуском нет смысла, такие расходники уже не выпускаются.



Современные масла, сертифицированные сразу для всех видов топлива, имеют маркировку с указанием класса через дробь: например, ACEA A1/B1.

Основная классификация масел по стандарту ACEA (включая устаревшую)

  1. Class A – сертифицирована совместимость с силовыми установками, работающими только на бензине. Содержание серы и сульфатной золы выше современных норм экологической безопасности Euro.
  2. Class B – допуск подходит для двигателей, работающих на тяжелом топливе. Класс нагрузки на дизельный силовой агрегат: «Light Duty», то есть легкий и средний. Процент сульфатной золы снижен до современных норм, содержание серы достаточно высокое.
  3. Class C – стандарт разработан для достаточно большой линейки моторов. Работает с бензиновыми моторами, оснащенными каталитическим нейтрализатором, а также с дизелями, оборудованными сажевым фильтром. Характеризуется средним и малым содержанием сульфатной золы и серы, масло соответствует высоким требованиям экологической безопасности.
  4. Class E – Достаточно узкий стандарт, предназначенных ля мощных дизельных моторов, работающих в тяжелых условиях «Heavy Duty».

Подробная классификация по ACEA

После 2012 года ACEA ввела множество дополнительных подклассов:

  • Для легковых автомобилей, оснащенных дизельными и бензиновыми двигателями. Подразумевается малая и средняя нагрузка. 4 категории моторного масла ACEA: A3/B4, A1/B1, A3/B3, A5/B5;
  • Для коммерческой дизельной техники и тяжелых грузовиков категории от C1 до C4, двигатель должен соответствовать экологическим нормам Euro 4;
  • Для моторов, работающих на любом топливе, при наличии в конструкции систем очистки выхлопных газов (катализатор, DPF) – еще 4 категории: Е4, Е6, Е7, Е9.

Последняя цифра обозначает последовательное нарастание класса качества и совместимости. Если в силовой установке предписано использовать масло ACEA A3/B3, то в него можно заливать ACEA A5/B5. Обратной совместимости нет.

Подробно про классы ACEA — видео

Самые востребованные категории с расшифровкой:

  • A1/B1 – Устойчивые к расслоению масла, рассчитаны на пролонгацию интервала замены. Незначительные потери на трение. Основное применение – бензиновые и дизельные моторы, работающие на малых нагрузках. Классификатор не универсальный – следует изучить допуски производителя автомобиля.
  • A3/B3 – Предназначены для бензиновых моторов с высокой степенью форсирования, включая турбированные. При эксплуатации с дизельным топливом напротив, применяются на малонагруженных ДВС. Универсальная погодная эксплуатация, увеличенные интервалы замены.
  • A3/B4 – Развитие предыдущей спецификации: допускается работа на турбированных дизельных моторах с высоким форсированием. Имеют обратную совместимость с A3/B3.
  • A5/B5 – относительно свежий стандарт, вобравший в себя достоинства (точнее – требования) предыдущих классификаций. Помимо экологических допусков, масло относится к категории высокоэкономичных. Кроме того, смазка практически не расходуется «на угар». Имеет обратную совместимость с предыдущими классами. Исключение составляет лишь отсутствие совместимости с конкретными двигателями (указано в инструкции по регламентным работам).

Важно! При наличии на упаковке с моторным маслом нескольких стандартов качества, лучше ориентироваться именно на ACEA.

Классификация моторных масел.

Первые стандарты и классификации моторных масел появились уже в началае ХХ века – во времена легендарного Ford T. В процессе развития и совершенствования автомобильных двигателей, изменялись и требования к маслам, которые отражались в соответствующих спецификациях. Сегодня в автомобильном мире существует два общих стандарта классификации моторных масел – американский API и европейский ACEA, а также множество фирменных допусков автопроизводителей.

Стандарт ACEA применяется для классификации моторных масел в Европе. Ввиду наличия множества фирменных допусков автопроизводителей, является достаточно общим и во многом базовым для них. Используется азиатскими автопроизводителями, работающими на европейском рынке. В Северной Америке не применяется.

Стандарт API (American Petroleum Institute) является действующим стандартом классификации моторных масел в Северной Америке. Разработан совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers). Свое распространение в Азии получил благодаря истории развития японского, корейского и китайского автомобилестроения. В Европе не применяется.

Стандарт ILSAC действующий стандарт, внедренный и развиваемый международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC- International Lubricant Standardization and Approval Committee). Комитет был создан американской и японской ассоциями производителей автомобилей ААМА и JAMA. Распространен у американских, японских и корейских автопроизводителей.

В связи с тем, что в Европе и Америке применяются различные, хотя и во многом очень схожие сегодня стандарты, масла для европейского рынка зачастую не имеют действующих омологаций API, а масла для американского рынка – омологаций ACEA даже если продукт в действительности соответствует или превосходит требования стандарта.

Классификация ACEA
Европейский стандарт ACEA предъявляет более высокие требования к маслам, нежели стандарт API тех же лет. Согласно классификации ACEA, моторные масла делятся на три класса. Класс A/B: для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкой коммерческой техники; Класс C: масла со сниженной зольностью (Low SAPS - Sulfated Ash, Phosphorus, Sulphur) для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкой коммерческой техники с дополнительными системами нейтрализции отработанных газов, в том числе с системами EGR, многоступенчатыми катализаторами, сажевыми фильтрами; Класс E: для тяжелых грузовых автомобилей, строительной техники и т.п. В классификации ACEA, в отличии от американской API, название класса масла не меняется при изменении требований к свойствам масел или методике тестирования. Изменения отражаются в маркировке класса по годам (например, A3-04/B4-04).

Отличие бензиновых и дизельных масел
В легких бензиновых и дизельных двигателях применяются одинаковые масла поэтому масла классов A и B (для легких бензиновых и легких дизельных двигателей) объединены в один класс и идут в паре (A/B).

Масла класса ACEA A/B для бензиновых и дизельных двигателей

Класс

Применение

Маловязкие энергосберегающие масла со сниженной вязкостью HTHS (HTHS >2,6 мПа*с для масел вязкостью SAE xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа*с для остальных классов вязкости)
Такими маслами являются:

Для двигателей, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом. Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются:

Для двигателей, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом и непосредственным впрыска топлива, насос-форсунками или системой Common Rail. Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются:

Маловязкие энергосберегающие масла для двигателей, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом. Пониженная вязкость HTHS 2,9 – 3,5 мПа*с.
Такими маслами являются:

Масла класса ACEA С со сниженной зольностью для бензиновых и дизельных двигателей

Класс

Применение

Маловязкие энергосберегающие масла со сниженным показателем вязкости HTHS от 2,9 мПа*с. Низкая зольность. Для двигателей с современными системами нейтрализации отработанных газов.
Такими маслами являются :

Маловязкие энергосберегающие масла со сниженной HTHS. Средняя зольность. Для двигателей с современными системами нейтрализации отработанных газов. Пониженная вязкость HTHS от 2,9 мПа*с.
Такими маслами являются:

Для двигателей современными системами нейтрализации отработанных газов, работающих в тяжелых условиях либо с удлиненными межсервисными интервалами, в том числе с турбонаддувом. Низкая и средняя зольность. Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются:

Для двигателей с современными системами нейтрализации отработанных газов, в том числе с турбонаддувом. Низкая зольность. Стандартная вязкость HTHS >3,5 мПа*с.
Такими маслами являются:

Масла класса АСЕА Е для грузовых автомобилей

Класс

Применение

Для дизельных двигателей без турбонаддува, работающих в легких условиях со стандартными интервалами замены. По свойствам соответствуют спецификации MB 227.1;
Класс отменен в 1998 году.

Для слабонагруженных дизельных двигателей без сажевых фильтров, систем рециркуляции со стандартными интервалами замены. По свойствам соответствует спецификациям MB 228.1, MAN 271.
Класс отменен в 2007 году .
Таким маслом является:

Для дизельных двигателей без сажевых фильтров и систем рециркуляции, работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены.
Класс отменен в 2002 году

Для высокооборотистых дизельных двигателей экологических классов Euro I, Euro II и Euro III (без сажевых фильтров), работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены. Высокая зольность, хорошие антиокислительные свойства.
Такими маслами являются:

Для высокооборотистых дизельных двигателей экологических классов Euro I, Euro II и Euro III (без сажевых фильтров), работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены. От масел класса Е4 отличается соответствием более строгим требованиям, выдвигаемым американскими стандартами API.
Класс отменен в 2002 году
Таким маслом является:

Соответствует классу E4, однако, с ограничениями по зольности. Для дизельных двигателей экологических классов Euro I - Euro V, в том числе оснащенных системами рециркуляции EGR, снижения выбросов оксидов азота и сажевыми фильтрами.
Такими маслами являются:

Для дизельных высокооборотистых двигателей экологических классов Euro I - Euro IV с системами рециркуляции (EGR) и снижения выбросов оксидов азота, без сажевых фильтров, работающих, в том числе, в тяжелых условиях и с удлиненными интервалами замены. Улучшенные антиокислительные и моющие свойства.
Такими маслами являются:

Соответствует классу E7, однако, с ограничениями по зольности. Для дизельных двигателей экологических классов Euro I - Euro V, в том числе оснащенных системами рециркуляции EGR и снижения выбросов оксидов азота, а также сажевыми фильтрами.
Такими маслами являются:

Классификация API
Исторически в Америке легковые автомобили и легкие грузовики (траки) комплектуются исключительно бензиновыми двигателями. Дизеля же являются уделом исключительно тяжелой техники. Поэтому в классификации API моторные масла разделяются на две крупные категории: S (Service) для бензиновых двигателей и C (Commercial) для дизельных моторов коммерческой техники.

Масла стандарта API S для бензиновых двигателей

Класс

Статус

Применение

Действующий

Представлен в октябре 2010 года.
Основные характеристики: улучшенная защита поршней от высокотемпературных отложений, более строгие требования к шламообразованию, улучшенная совместимость с уплотняющими деталями двигателя, ограничение содержания фосфора.
Требования к энергосберегающим (FE- fuel economy) маслам класса API SN соответствуют требованиям стандарта ILSAC GF-5: лучшая топливная экономичность, защита турбонагнетателей, систем уменьшения токсичности выхлопа, повышенная стойкость при использовании в двигателях на этанол-содержащем бензине вплоть до E85.
Масла API SN близки по свойствам с маслами АСЕА С с поправкой на высокотемпературную вязкость HTHS.
Такими маслами являются:

Действующий

Введен в 2004 году. В сравнении с предыдущим накладывает дополнительные требования на антиокислительные, моющие свойства масла и его ресурс. Появляется понятие энергосберегающих масел.
Для двигателей, выпущенных до 2010 года.

Действующий

Введен в 2001 году. Основные характеристики: повышенная (в сравнении с SJ) защита от износа, улучшение топливной экономичности, снижение количества выброса вредных веществ, увеличенные сервисные интервалы. Ужесточены методики тестирования. Для двигателей, выпущенных до 2004 года.
Такими маслами являются:

Действующий

Введен в 1996 году. Более жесткие требования (в сравнении с SH) к выбросам вредных веществ.
Для двигателей, выпущенных до 2001 года.

Устаревший

Введен в 1993 году. Основные требования соответствуют классу SG, однако ужесточена методика тестирования.
Для двигателей, выпущенных до 1996 года.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1993 года. Могут не обеспечивать необходимую защиту от износа, шламообразования, имеют сниженное противодействие окислению.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1988 года. Могут не обеспечивать необходимую защиту от шламообразования.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1979 года.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1971 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1967 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве бензиновых двигателей, выпущенных после 1951 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Устаревший

Масла стандарта API C для дизельных двигателей

Класс

Статус

Применение

Действующий

Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, соответствующих дорожному стандарту экологичности 2010 года и внедорожному стандарту Tier 4. Масла для применения в автомобилях с современными системами нейтрализации отработанных газов (в том числе сажевыми фильтрами DPF). Содержание серы в топливе менее 0,05% (500 ppm). Применение масел этого класса с топливом с содержанием серы более 0,0015% (15 ppm) не рекомендуется. Повышенные защита от износа и отложений на поршнях, термостабильность, улучшенные антиокислительные свойства.
Превосходят масла классов API CI-4, CI-4 PLUS, CH-4, CG-4 и CF-4.
Таким маслом является:

Действующий

Представлен в 2002 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, соответствующих стандарту экологичности 2004 года (представлен в 2002 году). Для использования в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Содержание серы в топливе менее 0,5%. Превосходят масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Некоторые масла класса CI-4 также соответствуют классу CI-4 PLUS.
Такими маслами являются:

Действующий

Представлен в 1998 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, соответствующих стандарту экологичности 1998 года. Содержание серы в топливе менее 0,5%. Превосходят масла классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
Такими маслами являются:

Устаревший

Представлен в 1995 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, работающих в тяжелых условиях и соответствующих экологическим нормам 1994 года. Содержание серы в топливе менее 0,5%. Превосходят масла классов CD, CE и CF-4.

Устаревший

Представлен в 1990 году. Для высокооборотистых 4-тактных двигателей, в том числе с турбонаддувом. Масла этого класса могут применяться вместо масел классов CD и CE.
Таким маслом является:

Устаревший

Представлен в 1994 году. Для 2-тактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях. Масла этого класса могут применяться вместо масел класса CD-II.

Устаревший

Представлен в 1994 году. Для форкамерных двигателей, двигателей, работающих в тяжелых условиях и на топливе с содержанием серы более 0,5%. Масла этого класса могут применяться вместо масел класса CD.

Устаревший

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1994 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1990 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1961 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Устаревший

Масла не предназначены для применения в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1959 года. Применение в современных двигателях может привести к падению характеристик и повреждению двигателя.

Масла стандарта ILSAC
Стандарт ILSAC был разработан совместно американскими и японскими автопроизводителями для классификации маловязких моторных масел, применяемых в современных бензиновых двигателях. Все масла класса ILSAC имеют сниженную высокотемпературную вязкость HTHS. На сегодняшний день масла класса ILSAC разделены на 6 классов. Каждый следующий класс предъявляет к свойствам масел новые более строгие требования либо расширяет диапазон возможных вязкостей (как правило, в сторону более жидких масел).

Масла стандарта ILSAC

Класс

Статус

Применение

Класс GF-6 должен быть представлен в 2017 году. Ожидается, что GF-6 будет разделен на два подкласса: ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.
Масла класса GF-6A будут обеспечивать лучшие защиту двигателя, топливную экономичность и стабильность характеристик по сравнению с GF-5. Значение HTHS от 2.6 мПа*с.
Масла класса GF-6B по комплексу характеристик обеспечат те же свойства, что и GF-6A, однако будут обладать еще более низкой высокотемпературной вязкостью HTHS. Также появятся масла вязкостью ниже 0W-20.

Действующий

Представлен в 2010 году. Масла стандарта GF-5 должны обеспечивать лучшую защиту поршней от высокотемпературных отложений и лучшую защиту турбонагнетателей, иметь более высокую совместимость с уплотняющими деталями двигателя, повышенную стойкость при использовании в двигателях на этанол-содержащем бензине вплоть до E85. Также более строгие требования к шламообразованию. Превосходит GF-1, GF-2, GF-3 и GF-4.

Устаревший

Стандарт GF-4 идентичен API SM, но требует прохождения дополнительных тестов на топливную экономичность VIB Fuel Economy Test (ASTM D6837).
Превосходит GF-1, GF-2 и GF-3.
Таким маслом является :

Устаревший

Масла стандарта GF-3 должны соответствовать требованиям стандарта API SL и директивы EC-II. Дополнительные требования к стойкости пакета присадок, противодействию угару, склонности к отложениям в двигателе, влиянию масла на системы нейтрализации отработанных газов, топливной экономичности.
Превосходит GF-1 и GF-2.

Устаревший

Представлен в 1996 году. Масла стандарта GF-2 должны соответствовать требованиям стандарта API SJ и директивы EC-II. Дополнительные требования к зольности, низкотемпературным свойствам, высокотемпературной стабильности и пенообразованию. Допустимые вязкости: 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-30, 10W-40 и 10W-50.
Превосходит GF-1.

Устаревший

Представлен в 1990 году, в 1992 году были внесены правки. Масла стандарта GF-1 должны соответствовать требованиям стандарта API SH и директивы Energy Conserving II (EC-II). Представляет собой базовые требования к маслам для американских и японских автопроизводителей.