» » Топливный фильтр для дизельного двигателя: устройство, замена, принцип работы. Топливные фильтры для дизельных двигателей - выбираем лучший Лучшие производители топливных фильтров для дизелей

Топливный фильтр для дизельного двигателя: устройство, замена, принцип работы. Топливные фильтры для дизельных двигателей - выбираем лучший Лучшие производители топливных фильтров для дизелей

Современные дизельные двигатели - сложные и точные механические системы, нарушить работу которых способны мельчайшие посторонние частицы. На страже благополучия мотора стоят фильтры очистки дизельного топлива. Внешне похожие, они кардинально отличаются от бензиновых «братьев».

Устройство и принцип работы фильтров очистки дизельного топлива

Прежде чем дизельное топливо будет использовано по назначению, его очищают от загрязнений и воды. Это необходимо, так как в форсунки и цилиндры топливо поступает под большим давлением. Посторонняя пыль в этом случае превращается в абразив, быстро выводя из строя детали. Грязное топливо - основная причина преждевременных отказов дизельных моторов. В их системах питания обычно установлены два топливных элемента: грубой и тонкой очистки. Решения с одной или тремя ступенями фильтрации встречаются реже. Разделение функций между фильтрами тонкой и грубой очистки не догма. Например, удаление воды из топлива может быть возложено как на первый, так и на второй или на оба сразу. Все зависит от конструкторского решения.

Грязное топливо - основная причина преждевременных отказов насоса, форсунок, поршней и цилиндров дизельных моторов

Фильтр грубой очистки топлива (ФГОТ) удерживает крупные посторонние частицы диаметром примерно 100–300 мкм. Более мелкие фракции останавливает фильтр тонкой очистки (ФТОТ). Размер улавливаемой пыли зависит от требований, предъявляемых к топливу мотором. Так, двигателям самой прогрессивной системы Common Rail, форсунки которых работают под давлением до 2,5 тыс. атмосфер, необходимо самое чистое топливо. Допустимый размер посторонних частиц для них не крупнее 3–5 мкм. Обычные дизельные моторы с плунжерными топливными насосами высокого давления (ТНВД) менее «капризны», так как рабочее давление топлива в них значительно ниже. Место ФГОТ в системе питания - до предварительного насоса, подающего топливо в нагнетатель (топливный насос высокого давления). ФТОТ размещают перед ТНВД.

Фильтр грубой очистки дизельного топлива устанавливают до предварительного насоса, тонкой - перед топливной аппаратурой

Устройство фильтров грубой очистки дизельного топлива

Распространённая конструкция ФГОТ представляет собой разборный стакан со сменным фильтрующим элементом.

Распространённая конструкция ФГОТ- разборный стакан со сменным фильтрующим элементом

В фильтре-отстойнике чистящий элемент выполнен в виде сетки. Внутри стакана могут размещаться дополнительные элементы, улучшающие функционирование: отражатель, успокоитель и пр.

В фильтре-отстойнике фильтрующий элемент выполнен в виде сетки

В некоторых автомобилях используются неразборные универсальные прямоточные ФГОТ в прозрачном пластиковом корпусе, внешне похожие на бензиновые. Например, в Mercedes-Benz W124 установлен фильтр WK 31/5.

Прямоточный фильтр грубой очистки дизельного топлива похож на бензиновый

Эксперименты по установке дизельного двигателя на серийный легковой автомобиль в Европе начались в тридцатые годы ХХ века. К примеру, в 1936 году существовала 45-сильная версия Mercedes 260D с детищем Рудольфа Дизеля под капотом.

Устройство фильтров тонкой очистки дизельного топлива

Принципиально они отличаются свойствами фильтрующих элементов и размером удерживаемой пыли. Фильтрующий элемент - главная деталь ФТОТ. Кроме него, фильтр может быть оборудован сепаратором для отделения влаги от топлива, краном для слива накопившейся воды и датчиком её наличия.

Кроме фильтрующего элемента ФТОТ может быть оборудован сепаратором для отделения влаги от топлива, краном для слива накопившейся воды и датчиком её наличия

Конструктивно элементы эти выполняются как неразборными, так и разборными. Во втором случае в качестве сменного элемента используется либо картридж, либо патрон. Картридж - бескорпусной сменный элемент из фильтровальной бумаги или другого мелкопористого материала - устанавливают в корпус из пластика, алюминия или стали. Патрон ФТОТ - тот же картридж, но размещённый внутри собственного корпуса. Некоторые топливные патроны можно использовать и для очистки масла. Топливный фильтр образуют два элемента: патрон и крышка.

Фотогалерея: конструкции фильтров

Неразборный фильтр тонкой очистки собран в закрытом корпусе При необходимости заменяют лишь картридж разборного фильтра Внутри разборного фильтра находится сменный картридж Патронный фильтр состоит из крышки и патрона Сменный элемент патронного типа - тот же картридж, собранный в отдельном корпусе

Видео: устройство фильтра

Выбор

Правильная стратегия выбора топливного фильтра - выполнение рекомендаций производителей автомобиля. Они разработаны с учётом потребностей двигателя. Не стоит экспериментировать, устанавливая неподходящий фильтр лишь по той причине, что он дешёвый.

Некоторые автомобилисты пытаются компенсировать низкое качество очистки частой заменой топливного элемента. Это неправильный подход. Главная задача фильтра - не допустить попадания в топливную аппаратуру и цилиндры посторонних частиц крупнее определённого размера. Тонкость фильтрации - одна из характеристик, которая не изменяется во время эксплуатации. Ни старый, ни новый элемент, который не способен удержать мелкие частицы, не убережёт двигатель от поломки.

Тонкость фильтрации - одна из характеристик фильтра, которая не изменяется во время эксплуатации

Сходные по параметрам фильтры выпускают разные компании. Известные бренды Mann, Knecht (Mahle), Bosch, UFI, Delphi и другие занимают лидирующее положение на рынке, так как производят высококачественную продукцию, которую производители автомобилей устанавливают на новые машины. Для подбора подходящего фильтра используйте онлайн-каталоги. Выбирайте только те модели, в описании которых есть прямая рекомендация для вашего автомобиля.

Фотогалерея: фильтры очистки топлива известных брендов

Фильтры Bosch - одни из самых дешёвых среди известных брендов Mann предлагает самую широкую гамму фильтров различного назначения Delphi - одна из немногих компаний, освоивших производство фильтров для дизельных двигателей Common Rail
Knecht-Mahle - престижный немецкий бренд Итальянская компания UFI поставляет фильтры на сборочный конвейер Volkswagen

Видео: обзор топливных фильтров

Регламент замены

Признаки необходимости замены фильтров очистки топлива следующие:

  • трудности с остановкой двигателя,
  • самопроизвольная остановка мотора,
  • заниженная мощность,
  • шумная работа двигателя,
  • обильный чёрный дым из выхлопной трубы.

Ждать, пока проявятся перечисленные симптомы опасно. Дизельный двигатель не терпит невнимательного отношения. Промедление с заменой топливных фильтров уменьшает ресурс мотора и провоцирует преждевременный выход из строя. Чтобы избежать неприятностей, меняйте фильтры не реже, чем рекомендует руководство по эксплуатации автомобиля.

Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей, разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.

Производители постоянно совершенствуют топливные фильтры дизельных двигателей. Расчётный ресурс современных сменных фильтрующих элементов достигает 90 тыс. км пробега. Практические рекомендации изготовителей автомобилей значительно скромнее, что объясняется, вероятно, двумя факторами. Во-первых, на срок эксплуатации очень сильно влияет низкое качество топлива. В фильтрах нет индикаторов засорённости, поэтому проверить состояние фильтрующих элементов без разборки невозможно, и лучше перестраховаться, чем нанести двигателю значительный урон. Во-вторых, фирменный сервис приносит значительную прибыль, от которой правообладатели брендов не спешат отказываться.

Единых рекомендаций по замене фильтров для всех дизельных автомобилей не существует. Обычно они составляют 25–40 тыс. км пробега. Очиститель грубый, если он есть, и в руководстве автомобиля нет особой рекомендации, меняют вместе с основным элементом тонкой очистки.

Приведённые цифры лишь обобщённые данные, не предназначенные для практического использования. Загляните в «букварь» своей машины. Не исключено, что её производитель считает целесообразным менять фильтры чаще. Например, для дизельных автомобилей Renault Duster в 2015 году установлен ресурс фильтра 20 тыс. км пробега, до этой даты он составлял всего 10 тыс. км.

Низкокачественное топливо значительно уменьшает срок службы фильтра. Чтобы нанести вред двигателю, иногда бывает достаточно одной заправки. Заметив что-то неладное после посещения АЗС, слейте подозрительное топливо и заполните бак заведомо качественным. Как можно быстрее замените топливный фильтр, даже если признаки нестабильной работы исчезли.

Подогрев фильтра очистки двигателя на дизельном топливе

Особенность зимней эксплуатации дизельного топлива - кристаллизация находящихся в нём парафинов. Из-за низкой температуры парафины выпадают в осадок, забивая топливный фильтр и топливопроводы. Зимнее топливо устойчиво в большей степени, чем летнее, но и оно может застыть.

Из-за низкой температуры парафины выпадают в осадок, забивая топливный фильтр и топливопроводы

Правильный метод борьбы с кристаллизацией парафинов - подогрев топливного элемента. В некоторых автомобилях он реализован конструктивно, например, в Renault Duster.

В некоторых автомобилях подогрев реализован конструктивно, например в Renault Duster

Оборудовать подогревом любой автомобиль можно, установив фильтр с обогревом взамен штатного или в дополнение ему.

Оборудовать подогревом любой автомобиль можно, установив фильтр с обогревом взамен штатного или в дополнение ему

Самостоятельно и с минимальными затратами проблему решают установкой на имеющийся фильтр электрического бандажного подогревателя.

С минимальными затратами проблему подогрева решают установкой на имеющийся фильтр электрического бандажного подогревателя

Видео: обогреватель топливного фильтра своими руками

Надёжный топливный фильтр - обязательное условие длительной эксплуатации дизельного двигателя. Сэкономить на фильтре невозможно. Ремонт мотора обойдётся дороже.

Бесперебойная эксплуатация автомобиля во многом зависит от качества используемого горючего. В любом топливе в большей или меньшей степени присутствуют примеси, негативно влияющие на работу двигателя. Поэтому оно должно проходить безусловную многоступенчатую очистку.

Топливный фильтр отвечает за очистку от примесей подаваемого в цилиндры двигателя горючего. Обычно он представляет собой картридж с фильтровальной бумагой.

Основу топливного фильтра обычно составляет картридж с фильтровальной бумагой

Топливный фильтр восстановлению и ремонту не подлежит, а заменяется через определённые интервалы времени. Корпус фильтра с впускным и выпускным штуцерами изготовлен из термостойкого материала. В качестве фильтровального материала используется качественная десятимикронная бумага.

Устройство топливного фильтра довольно простое

На современных автомобилях обычно установлены два фильтра очистки топлива:

  1. Фильтр грубой очистки (ФГО), задерживающий частицы примесей размером более 0,1 мм.
  2. Фильтр тонкой очистки (ФТО), задерживающий частицы размером менее 0,1 мм.

Двухступенчатая очистка обеспечивает надёжную защиту двигателя от попадания в него топлива с примесями.

Виды топливных фильтров

Используемый тип фильтра тонкой очистки зависит от системы подачи топлива. Различают:


В рамках двухступенчатой системы очистки топливо сначала проходит через фильтр грубой очистки (предварительный фильтр), расположенный, как правило, в бензобаке перед бензонасосом. Затем топливо поступает в фильтр тонкой очистки (финишный фильтр), который задерживает частицы примесей, прошедшие через ФГО.

На бензиновых двигателях в качестве ФГО может использоваться фильтрующий элемент, установленный в погружной насос, а ФТО может быть встроен в бензонасос или в топливную магистраль.

Работу системы очистки топлива в наиболее общем виде можно представить следующим образом:

  • сначала топливо проходит через ФГО, передвигаясь от бензобака по топливопроводу в корпус ФТО через впускной штуцер;
  • в корпусе ФТО горючее проходит через фильтровальную бумагу, на которой остаются наиболее мелкие частицы механических примесей;
  • через выпускной штуцер топливо направляется к двигателю.

Устройство фильтров может меняться. Так, некоторые ФТО изготавливаются с тремя штуцерами - впускным, выпускным и возвратным. Последний предназначен для возвращения бензина в бак при высоком давлении в системе.

Назначение топливных фильтров

Современные авто чрезвычайно чувствительны к качеству горючего. Продаваемое на АЗС топливо уже содержит посторонние примеси. Кроме этого, в бензин или дизельное топливо попадает вода, ржавчина со стенок стальных баков, пыль и грязь от заправочного пистолета.

Современные автомобили чувствительны к качеству топлива

В инжекторных системах механические примеси в топливе могут спровоцировать преждевременный износ и, как следствие, выход из строя форсунок и бензонасоса. Фильтр удаляет конденсат и загрязнения до того, как горючее поступит в систему, предотвращая тем самым неприятные последствия.

Более того, эффективность сгорания очищенного топлива заметно выше. В результате увеличивается мощность двигателя.

В результате несвоевременной замены или выхода из строя топливного фильтра:

  • возникают проблемы с запуском двигателя;
  • образуются засоры в топливопроводах;
  • изнашиваются отдельные элементы системы впрыска;
  • засоряется карбюратор;
  • повышается расход горючего.

Фильтры грубой очистки

ФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место.

В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера.

  1. Сетка с крупным ячейками установлена на горловине бензобака.
  2. Сетка с более мелкими ячейками установлена на топливозаборнике.
  3. Сеткой с самыми мелкими ячейками оборудован впускной штуцер.

Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку

В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака.

Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток. Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата. Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место.

Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очистки

Фильтр-отстойник состоит из следующих элементов:

  • корпус с крышкой;
  • фильтрующий элемент из алюминиевых пластинок толщиной 0,15 мм с выступами в 0,05 мм - находится на втулке в прикреплённом к корпусу стакане;
  • вкрученная в корпус втулка с резьбой;
  • распределитель, прижимаемый втулкой;
  • уплотняющая паронитовая прокладка между стаканом и корпусом;
  • успокоитель, находящийся в нижней части корпуса.

Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником

Фильтр-отстойник работает по следующей схеме:

  1. Через отверстия в распределителе дизельное топливо поступает в фильтр.
  2. Топливо движется ниже в успокоитель - здесь остаются крупные частицы механических примесей и конденсат.
  3. Затем горючее идёт вверх к сетке фильтрующей части, на которой остаются мелкие частицы примесей.
  4. Через топливоотвод горючее поступает в двигатель.

Фильтры тонкой очистки

Основное назначение ФТО - очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки. Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек.

Виды фильтров тонкой очистки

Выделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки.

Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору. Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала - контакт горючего с фильтром становится более продолжительным.

Неразборные фильтры служат довольно долго

Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом. В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки.

Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент. Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить.

Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала.

Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра

Расположение топливных фильтров

Расположение ФТО зависит от вида транспорта и особенностей его топливной системы. В любом случае он обязательно будет находиться между бензобаком и двигателем. ФТО может быть расположен под днищем или под капотом авто. Возможны варианты его установки в бензобаке вместе фильтром грубой очистки и бензонасосом.

Очистка от крупных загрязнений должна происходить до того, как горючее попадёт в топливную систему. Поэтому ФГО чаще всего расположен в бензобаке. Иногда он может находиться и под днищем машины в моторном отсеке. Фильтр тонкой очистки в этом случае будет установлен между карбюратором и бензонасосом.

Место установки топливных фильтров зависит от системы подачи горючего.


Сеточные фильтры всегда установлены на стандартные места, и найти их довольно просто. Фильтр-отстойник в любом случае будет находиться около бензобака. Его можно легко найти по патрубкам, идущим от бака.

Порядок замены топливного фильтра

Своевременная замена или очистка топливных фильтров необходима для всех типов двигателей.

  1. В случае бензинового карбюраторного двигателя необходимость очистки топлива диктуется тем, что часто в карбюраторе из-за некачественного топлива засоряются топливные каналы. Более того, отдельные элементы карбюратора могут быть повреждены или разрушены вследствие абразивных свойств примесей.
  2. Инжекторные системы ещё более требовательны к качеству топлива, поскольку оно подаётся в цилиндры небольшими дозами под высоким давлением. Подача топлива осуществляется с помощью форсунок, состоящих из высокоточных элементов (прецизионных пар). Механические примеси в топливе могут повредить поверхность этих элементов, и форсунка выйдет из строя.
  3. Дизельные агрегаты предъявляют ещё более высокие требования к очистке топлива. Здесь прецизионные пары установлены не только в форсунках, но и в насосе, который также может выйти из строя.

Производители утверждают, что менять очиститель дизельного топлива или фильтрующую его часть нужно как минимум единожды в 30 тысяч км пробега.

Топливный фильтр после 30000 км пробега полностью утрачивает свои оригинальные свойства

Периодичность замены топливного фильтра определяется:

  • моделью автомобиля;
  • условиями эксплуатации;
  • качеством самого фильтра.

Все топливные фильтры можно разделить на две группы:

  • погружные, расположенные в корпусе погружённого в бензобак насоса,
  • магистральные, расположенные на топливной магистрали между баком и силовым агрегатом.

По типу крепежа выделяют:

  • топливные фильтры, которые можно снять руками;
  • фильтры, установленные производителем на специфический крепёж (для демонтажа приходится покупать специальный инструмент или обращаться на станцию технического обслуживания);
  • фильтры, заменяемые с помощью стандартного набора инструментов.

Для самостоятельной замены топливного фильтра потребуются следующие инструменты:

  • стандартный набор гаечных ключей;
  • отвёртки;
  • защитные перчатки;
  • ёмкость для слива топлива из фильтра;
  • насос или компрессор.

Замена топливного фильтра производится в соответствии со следующим алгоритмом.

  1. Неразборный ФТО на карбюраторном двигателе закреплён хомутами в топливной магистрали. Для его замены следует ослабить хомуты, заменить фильтр на новый и закрепить его.
  2. В случае инжекторных систем получить доступ к ФГО (а иногда и к ФТО) можно через лючок в баке. Фильтр тонкой очистки, расположенный вне бака, меняется после ослабления хомутов бензопровода. Для этого следует:
    • демонтировать заднее сидение;
    • открыть лючок;
    • снять закрепляющую гайку;
    • отсоединить шланги;
    • снять разъем питания бензонасоса;
    • разобрать корпус топливной системы.
  3. Наиболее сложно заменить топливные фильтры на дизельном двигателе. Если встроен фильтр-отстойник, его сначала отсоединяют от системы питания. Затем он разбирается с помощью гаечных ключей, а топливо сливается в предварительно подготовленную ёмкость. Фильтр промывается и продувается сжатым воздухом, а фильтрующий материал (если таковой имеется) меняется на новый.

Разборный ФТО меняется так же, как фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, а неразборный фильтр снимается и меняется на новый.

Чаще всего визуально оценить, требуется ли замена фильтра, невозможно - обычно фильтрующих элементов не видно. Исключение составляют некоторые модели для карбюраторных двигателей.

Основные симптомы загрязнения топливного фильтра следующие.

  1. Двигатель периодически глохнет.
  2. Двигатель глохнет при снижении оборотов.
  3. Автомобиль тяжело набирает обороты, особенно на подъёме.
  4. Двигатель плохо запускается по утрам.
  5. Увеличивается расхода горючего.
  6. Постепенно снижается мощность мотора.
  7. При нажатии на педаль акселератора автомобиль движется рывками.

После замены фильтра следует ещё раз проверить надёжность всех соединений и при необходимости подтянуть. В местах соединения фильтров с топливными магистралями не должно быть протечки или отверстий.

Очистка топливного фильтра

Очистка возможна только для разборных разновидностей топливных фильтров. В общем виде порядок действий при промывке следующий.

  1. Фильтр снимается и протирается сухой ветошью.
  2. Откручиваются болты крепления крышки, крышка снимается.
  3. Вытаскивается фильтрующий элемент.
  4. Внутренняя часть корпуса протирается сухой тканью без ворса.
  5. Фильтр и пробка промываются ацетоном и продуваются сжатым воздухом.
  6. На фильтр надевается новое уплотнительное кольцо.
  7. Фильтр ставится на место и подсоединяется к топливным магистралям.
  8. До краёв фильтра заливается бензин.
  9. Закручивается крышка.
  10. Закрывается пробка.

Проводить очистку или полную замену очистителя горючего в бензиновых автомобилях необходимо каждые 60–100 тысяч км пробега.

На карбюраторных двигателях фильтры грубой очистки обслуживаются следующим образом.

  1. Из топливной горловины вытаскивается сетка.
  2. Если сетка забита грязью, её промывают в бензине и продувают струёй сжатого воздуха.
  3. Из бензобака достаётся топливозаборник.
  4. Снятая с топливозаборника сетка чистится аналогично сетке с топливной горловины.
  5. Откручивается впускной штуцер карбюратора.
  6. Сетка из впускного штуцера карбюратора промывается и продувается.

После очистки и установки фильтров на место, следует запустить двигатель и дать ему поработать около минуты на холостых оборотах. После этого необходимо осмотреть места соединений фильтров на предмет протечки топлива.

Особенности фильтров для дизельного топлива

Основная задача очистки дизельного топлива - предотвращение попадания конденсата в двигатель. Вода в большинстве случаев отделяется от топлива фильтром-сепаратором.

Фильтр очистки дизельного топлива должен подогревать горючее и защищать двигатель от попадания конденсата

Кроме того, свойства дизельного топлива изменяются при понижении температуры. Поэтому фильтр должен быть адаптирован к холоду. Эта проблема решается добавлением в фильтр системы подогрева (например, штора может быть бумажной, способной проводить ток). Таким образом поддерживается оптимальная температура смеси холодного топлива из бака и подогретого из фильтра.

Некоторые модели топливных фильтров для дизельных двигателей имеют систему для отделения конденсата и датчики, показывающие содержание воды в топливе.

Критерии качества топливных фильтров

Дешёвые топливные фильтры низкого качества не способны защитить части двигателя, соприкасающиеся с горючим, от преждевременного изнашивания и ржавчины. Причины этого следующие:

  • фильтрующий материал может порваться в процессе работы;
  • такие фильтры быстро засоряются и не пропускают горючее;
  • дешёвые фильтры имеют низкую поглощающую способность;
  • некачественный материал фильтра не сможет задерживать мелкие частицы примесей.

Фильтрующий элемент качественного фильтра не порвётся, а примеси в топливе не повредят форсунки.

Причины выхода из строя топливного фильтра

Основная причина преждевременного выхода из строя топливного фильтра в подавляющем большинстве случаев - низкое качество горючего. В результате:

  • засоряется фильтрующий элемент, и топливо с трудом течёт по магистралям;
  • разъедается фильтрующий материал, забиваются и выходят из строя форсунки и другие элементы системы подачи топлива.

Видео: замена топливного фильтра

Своевременная очистка или замена топливного фильтра - гарантия длительной бесперебойной эксплуатации вашего автомобиля. Особое внимание при этом стоит уделить качеству приобретаемых новых изделий. А заправляясь только на проверенных АЗС, вы сможете избежать внеплановой замены фильтра. Удачи на дорогах!

Дизельное топливо, как и обычный бензин, на АЗС РФ представляет собой горючее невысокого качества. Как правило, на 1 тонну субстанции приходится около половины килограмма различных примесей . На первый взгляд, количество сторонних фракций не велико, однако важно понимать, что с течением времени использование такого топлива может всерьёз повредить целый ряд узлов автомобиля. Наиболее чувствительны к неблагоприятному воздействию «грязного» горючего дизельные моторы и их топливная система. Дабы минимизировать возможные риски поломок по ранее упомянутой причине автомобильные инженеры внедрили в конструкцию машин на дизеле топливные фильтры особой структуры. Более подробно об их устройстве, принципах работы, важности для транспортного средства и прочих нюансах, касающихся топливофильтров на дизеле, поговорим в приведённой ниже статье.

Устройство и принцип работы

Дизельный топливный фильтр аналогично своим «собратьям» выполняет одну главную функцию - фильтрацию поступающего в мотор и топливную систему горючего. По принципу организации очистки топлива все автомобили на дизеле достаточно схожи. Общий принцип данной процедуры таков:

  1. Топливо попадает в бак, где часть крупных примесей остаётся на его дне, в качестве осадка, а другая - отфильтровывается при помощи специальной крупноячеистой сетки, расположенной на выходе (реже - на входе) бензобака.
  2. Затем горючее отправляется по топливопроводам дальше по магистрали, после чего попадает в фильтр грубой очистки, проводящий фильтрацию топлива от влаги и примесей, размером не менее 0,5—1 мм.
  3. Пройдя грубую очистку, дизель попадает в фильтр тонкой фильтрации, который, в свою очередь, доводит топливо до максимально чистого состояния, очищая его от ряда мелких примесей. Насколько горючее получится чистым на подходе к мотору, определяется исходя из того, какова размерность у ячеек фильтрующего элемента. На дизеле она измеряется в микронах и, как правило, максимально мала, дабы осуществлять качественную очистку топлива.

На разных моделях авто с дизельной аппаратурой топливные фильтры имеют разную конструкцию и организацию работы. Наиболее популярны среди видов топливофильтров узлы, устроенные:

  • либо цельной деталью, то есть и фильтрующий элемент тонкой очистки, и - грубой фильтрации объединены в один модуль;

  • либо двумя разными узлами, то есть фильтр тонкой и грубой очистки - отдельные детали друг от друга;

  • либо в качестве составной части других элементов топливной системы автомобиля на дизеле (топливным насосом, уровня датчика топлива и т. д.).

Стоит отметить, что вне зависимости от способа организации топливный фильтр для дизеля имеет существенное отличие от аналогичных деталей, но на бензиновых моторах. Оно заключает в том, что в дизельных топливофильтрах имеется специальная ёмкость, в которой конденсируется вся отфильтрованная влага и требует периодической очистки со стороны владельца автомобиля. Подобная особенность во многом связана с тем, что дизельное топливо содержит намного больше влаги, нежели бензин, поэтому содержание таковой в нём достаточно велико и при попадании в топливораспределительные механизмы или даже мотор способно вызвать необратимые поломки. Помимо ёмкости для сбора влаги, в фильтр дизеля нередко монтируют и специальные нагревательные элементы, которые в холодную погоду защищают фильтрующий элемент от замерзания из-за немалого количества влаги, содержащейся в нём.

Важно! Излишняя влага в топливном фильтре на дизеле способна вызывать детонацию двигателя, поэтому при появлении сигналов на приборной панели или собственноручном обнаружении большого количества влаги в специальной ёмкости, её нужно незамедлительно устранить.

Признаки загрязнённости топливофильтра на дизельном моторе

В большинстве моделей с дизельным мотором - Тойота Прадо 150, УАЗ Патриот, Форд Мондео 4, Митсубиси Паджеро 4, КИА Соул, Форд Куга и многих других, топливный фильтр устроен таким образом, что проверить состояние его фильтрующих элементов не представляется возможным. Как правило, топливофильтры на дизеле являются неразборным узлом, требующим цельной замены и имеющим непрозрачный корпус. Учитывая данный факт, резонно возникает вопрос - «Как узнать, что фильтр пора менять?».

Ответить на таковой не столь сложно, ведь для определения степени загрязнённости топливного фильтра на дизеле достаточно внимательно проследить за поведением автомобиля. С «забитым» фильтрующим элементом или чрезмерном наличии в нём влаги машина начнёт:

  • плохо заводиться;
  • не тянуть, то есть будет наблюдаться ярко выраженная потеря мощности;
  • дёргаться, троить и подтормаживать в процессе движения;
  • нестабильно работать на холостому ходу;
  • работать с заметной детонацией мотора;
  • «кушать» больше топлива.

При проблеме именно с топливным фильтром представленная выше симптоматика будет нарастающей, то есть усиливаться постепенно. Зная такую особенность, можно легко отличить плохо работающий фильтр дизеля от других проблем в топливной системе.

Помимо признаков в работе автомобиля, стоит учитывать и регламентированные производителями сроки службы дизельных топливофильтров. Они зависят от того, какой тип фильтра используется на конкретном агрегате. В большинстве случаев сроки таковы:

  • для обычных фильтров наружного типа (по-другому - «бочонки») - не более 20 000 километров пробега;

  • для фильтров-картриджов - от 60 000 до 120 000 километров пробега.

Второй вид фильтрующих элементов, как правило, используется на дизельных автомобилях от японских, корейских и американских производителей, а более простыми фильтрами нередко оснащаются машины с дизелем бюджетного класса (Форд, КИА, Хендай, Шевроле и т. п.).

Важно! При появлении ранее указанных признаков и истечения срока службы топливный фильтр необходимо незамедлительно заменить. В противном случае его загрязнённость спровоцирует более серьёзные поломки в других узлах автомобиля.

Почему опасно использовать «забитый» фильтр на дизеле

Ранее уже не раз было отмечено, что использовать загрязнённый фильтр на дизельном моторе достаточно опасно. Подобные слова не преувеличение, а реальная констатация фактов. Во многом данное явление связано с тем, что:

  • во-первых, топливная система дизеля устроена таким образом, что крайне чувствительна к примесям, имеющимся в горючем;
  • во-вторых, дизельное топливо содержит огромное количество влаги, которая, попав в двигатель, способна не просто в разы сократить его срок службы, но и вовсе - «убить» мотор.

Опираясь на данную информацию, можно составить базовый перечень тех поломок, которые появятся при использовании «забитого» топливофильтра на дизеле. Список таков:

  • поломка топливораспределительного механизма (аналог инжектору и карбюратору на бензиновых моторах);
  • выход из строя топливонасоса, топливопроводов и прочих элементов магистрали, по которой идёт нечистое топливо;
  • неисправность двигателя и его внутренних узлов, которые вызваны детонацией из-за обилия влаги в горючем.

Важно! Не забывайте, что заменить топливный фильтр дизеля - это не столь сложно и относительно быстро. А вот бороться с проблемами, появившимися после использования неисправного узла, будет гораздо сложнее. Поэтому настоятельно рекомендуем вовремя проводить замены столь важной детали в системе дизельных авто.

Расположение фильтра

Теперь, когда все читатели поняли, насколько топливные фильтры для дизельных моторов важны и необходимы, можно рассмотреть процедуру по их замене. В первую очередь, стоит внимательно изучить вопрос о месторасположении данного узла. В этом плане дизельные автомобили также различны. Топливофильтры на дизеле устанавливаются двумя различными способами. Давайте рассмотрим каждый возможный вариант:

  • Первый. Узел вмонтирован в топливный насос и располагается в бензобаке. Чтобы добраться до него, придётся получить доступ к баку любым возможным способом. Как правило, необходимо снять задний диван в салоне автомобиля. После этого можно начинать ремонт узла. Подобная организация работы топливной фильтрации зачастую используется на более новых дизельных автомобилях (Форд Мондео 4, Митсубиси Паджеро 4, КИА Соул и т. п.).

  • Второй. Топливный фильтр дизеля располагается отдельным узлом. В таком случае найти узел также не стол сложно - достаточно либо открыть капот, либо заглянуть под бензобак и найти за ним характерный «бочонок» - это и будет топливофильтр. Подобный вариант расположения узла нередок как для старых моделей дизелей, так и для новых (УАЗ Патриот, Форд Куга и т.п.).

От месторасположения топливного фильтра дизеля во многом зависит то, как будет проводиться его замена, насколько будет сложна данная процедура и что в её процессе придётся осуществлять. В любом случае ремонт подобного рода не представляет собой ничего сложного, поэтому при необходимости его проведения обращения на СТО можно избежать без особых проблем.

Замена

Итак, непосредственно замена топливного фильтра на дизеле проводится в два этапа:

  1. Подготовительные мероприятия.
  2. Сам ремонт.

Для лучшего понимания всей сути процедуры давайте рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Подготовка

В первую очередь, необходимо подготовиться к проведению замены. В перечень подготовительных мероприятий входят:

  • Покупка нового фильтрующего элемента, тип и точная вариация которого определяются с учётом модели авто в каждом конкретном случае. Наиболее удобно приобретать фильтры, если знать его артикул. Например, оригинальный узел на Рено Дастер с дизелем имеет следующее обозначение - 8200813237. Не забывайте, что в том случае, когда фильтр вмонтирован в топливный насос, желательно менять модуль целиком, а не отдельные его части.
  • Сбор необходимого инструмента, в который входят:
  • набор гаечных ключей;
  • несколько отвёрток (как правило, шлицевых);
  • ёмкость для слива топлива;
  • ветошь;
  • при необходимости - домкрат, хомута для крепления, пинцеты для снятия предохранителей и прочее.
  • Подготовка автомобиля. На данном этапе необходимо поставить машину в меру просторном месте, достать из неё лишние вещи и, при необходимости, провести дополнительные процедуры для придания ей надлежащего для ремонта вида.
  • Обеспечение соблюдения техники безопасности. На заключительном этапе подготовки важно исключить наличие открытых источников огня поблизости к месту ремонта и поставить недалеко от последнего огнетушитель, ведь работа будет проходить с горючим, которое легко воспламеняется.

После простых подготовительных процедур можно приступить к замене топливного фильтра вашего дизеля.

Процесс

Как было отмечено ранее, заменить топливный фильтр на дизеле под силу любому автовладельцу. Главное - чтобы он обладал базовыми навыками авторемонта и знал некоторые тонкости данной процедуры. С первыми наш ресурс помочь не в силах, а вот ознакомить читателей с процессом замены - вполне.

Первоочерёдно сбросьте давление в топливной системе вашего автомобиля. Сделать это необходимо, так как, в противном случае при демонтаже старого фильтра вытечет огромное количество горючего. Сброс давления можно осуществить двумя способами:

  1. Первый - через монтажный блок. Для этого достаточно отключить АКБ и найти в блоке предохранитель, отвечающий за электрообеспечение бензонасоса, а затем демонтировать его. Затем заведите двигатель и дайте ему поработать до тех пор, пока он не заглохнет. После этого подключите АКБ, пару раз «прокрутите» стартер, снова отключите аккумулятор и верните на место предохранитель.
  2. Второй - через колодку топливного насоса. В таком случае вместо предохранителя демонтируется колодка питания ранее упомянутого узла и проводится аналогичный вышеописанному алгоритм действий.

Сбросив давление в системе, можно приступать к дальнейшим этапам замены.

Теперь, необходимо найти топливный фильтр на вашем автомобиле и демонтировать его. Процедура на данном этапе зависит от того, какая именно у вас модель дизеля:


После ранее указанных процедур остаётся лишь установить новый топливный фильтр. Для этих целей необходимо провести комплекс мер, обратный процессу снятия. После чего автомобиль важно привести в первоначальное состояние и завести его, дав поработать несколько минут. Ремонт окончен.

Важно! Если после замены топливного фильтра дизель не заводится или появились подтёки топлива, обязательно повторите описанный выше алгоритм ремонта и исправьте имеющиеся недочёты. Как правило, проблемы связаны с неправильным креплением топлипроводов и других узлов топливной системы.

Не забывайте, что ремонт топливной системы любой машины - крайне ответственное мероприятие, проводить которое важно грамотно с учётом всех его нюансов. В противном случае риск навредить автомобилю или вывести другие узлы из строя достаточно велик. Более того, неправильно проведённый ремонт топливной системы может спровоцировать пожар , что крайне опасно как для водителя, так и для пассажиров. Поэтому при наличии каких-либо сомнений в своей компетенции, лучше откажитесь от собственноручной замены фильтра на дизеле и доверьте её профессионалам с СТО.

В целом же, процедура подобного ремонта не столь сложна и вполне проводима каждым автовладельцем. Главное в её процессе - придерживаться представленной ранее информации и делать всё грамотно. Надеемся, статья дала ответы на интересующие вас вопросы. Удачи в ремонте и на дорогах!

Видео о замене топливного фильтра на дизеле:

Топливная аппаратура дизельного двигателя очень чувствительна к загрязнениям. Всю работу по очистке берут на себя топливные фильтры для дизельных двигателей. До попадания непосредственно в камеры сгорания дизтопливо проходит 3 этапа очистки: предварительную фильтрацию в топливном баке, этапы «грубой» и «тонкой» очистки.

Проблемы, которые решают дизельные топливные фильтры

Основной задачей таких фильтров является предотвращение проникновения абразивных примесей и смол, образующихся из-за химических реакций, в топливную магистраль и камеры сгорания. Из-за большого содержания влаги в дизтопливе, в отличие от бензина, дизельные топливные фильтры должны конденсировать воду и в большом объёме удалять её из аппаратуры подачи горючего.

Вместе с тем в дизельном топливе отмечается высокое содержание парафинов, которые кристаллизуются при отрицательных температурах. Попадание таких частиц в двигатель зачастую становится опасным для него. Лучшим способом борьбы с данной проблемой является использование фильтров с подогревом.

В случае если топливный фильтр для дизельного двигателя уже забит парафином, необходимо его заменить.

Этапы очистки дизтоплива и виды фильтров

Первым препятствием на пути взвесей в горючем служит фильтрующий элемент в топливном баке автомобиля. Как правило, он представляет собой каркас, запаянный в сетку, которая и является преградой для твёрдых частиц. Такой тип очистки не может предотвратить попадание в топливную аппаратуру мелких частиц, воды, парафинов и смол.

Но благодаря ему отсеивается большая часть крупных элементов - продуктов коррозии и мусора. Они присутствуют в любом топливном баке. Это препятствует засорению магистралей низкого давления, а также значительно увеличивает срок эксплуатации фильтра грубой очистки.

В большинстве случаев замена данного элемента не регламентируется производителем, но делать это рекомендуется. Срок его службы напрямую зависит от новизны автомобиля, его технического состояния и качества топлива. Сетчатый элемент в баке автомобиля является самым дешёвым звеном во всей цепи подачи топлива в двигатель, но не менее важным, поэтому не стоит пренебрегать его проверкой и при необходимости заменой.

За второй этап отвечают фильтры «грубой» очистки топлива (фильтры-отстойники). Их название обуславливается наличием стакана-отстойника. В нижней части он оборудован успокоителем, благодаря которому удаётся удалить воду.

А в его верхней части находится сетчатый или пластинчатый фильтрующий элемент, позволяющий избавиться от частиц размером до 0,05 мм, оставшихся после первого этапа. Далее топливо поступает в топливный насос низкого давления (ТННД).

У данного типа фильтров предусмотрена сливная пробка для очистки стакана от конденсата и отстоя. Большинство фильтров-отстойников имеет разборную конструкцию. Такое устройство топливного фильтра дизельного двигателя обеспечивает возможность промыть и, если необходимо, заменить фильтрующий элемент и тем самым восстановить эффективность очистки.

Особым видом фильтров на этом этапе являются подогреваемые сепараторы для дизтоплива. Их цена значительно выше, чем у обычных фильтров-отстойников, но качество очистки горючего более эффективно, а подогрев решает проблему парафинов. Они способны удалить до 95% воды и примесей из дизельного топлива.

Процесс очистки начинается с этапа прогрева топлива, предотвращающего кристаллизацию парафинов и воды. Далее под действием центробежных сил, возникающих при закручивании эмульсии, проходящей через специальные каналы, вода и примеси отделяются и оседают в стакане-отстойнике.

Для отделения более мелких частиц используется принцип изменения направления потока, который реализуется при помощи лопастей сепаратора. Заключительным этапом служит гофрированный картридж, удаляющий мельчайшие твёрдые частицы.

Часто встречаются фильтры «грубой» очистки, соединённые с подкачивающим насосом или фильтром «тонкой» очистки.

В большинстве случаев загрязнение фильтров «грубой» очистки не будет ощущаться при эксплуатации автотранспорта, т.к. производительность ТННД всегда выше, чем необходимо для стабильной работы двигателя. Поэтому, чтобы предотвратить дорогостоящий ремонт, необходимо своевременно удалять скопившуюся воду и мусор из отстойника и не игнорировать необходимость замены фильтрующего элемента.

Заключительным препятствием для топлива до его поступления в дизельный двигатель служит фильтр «тонкой» очистки. Он позволяет избавиться от оставшихся на предыдущих этапах твёрдых частиц, которые не видны глазу, а также от образовавшихся смол. Ещё одной его функцией является защита двигателя от воздуха, попавшего в топливо на ранних этапах очистки.

Через клапан-жиклер воздух с излишками горючего отводится обратно в бак. Разность температур отводящейся смеси и топлива в баке способствует образованию конденсата и увеличению содержания воды. Функцию «тонкой» очистки на этом этапе выполняет сменный элемент, состоящий из специальной пористой бумаги.

Зачастую замена только этого элемента регламентирована производителем. Из-за этого частой ошибкой становится игнорирование необходимости обслуживания остальных фильтрующих элементов.

Выбор топливного фильтра

Перед выбором любого топливного фильтра для дизельных двигателей следует учесть конструктивные особенности вашего автомобиля. Ни в коем случае нельзя использовать бензиновый топливный фильтр! Он не сможет предотвратить попадание воды и парафинов в двигатель.

Большинство современных дизельных легковых автомобилей зарубежного производства оборудованы только фильтром «тонкой» очистки. В таком случае нельзя ограничиваться только соблюдением регламента. Необходимо оборудовать автомобиль дополнительным звеном очистки топлива. Идеальным вариантом станет установка фильтра-сепаратора с подогревом.

Вот основные характеристики, на которые следует обратить внимание при его выборе: пропускная способность, мощность нагревательного элемента, качество фильтрации, допустимое давление и габариты изделия. Для нормальной эксплуатации транспортного средства все эти параметры должны соответствовать особенностям системы питания двигателя.

Так, пропускная способность для двигателей с топливными насосами высокого давления (ТНВД) находится в пределах от 20 до 50 л/ч (в редких случаях до 60 л/ч). А с системами Common Rail и насос-форсунками - от 40 до 80 л/ч.

То же относится и к качеству фильтрации для двигателей с ТНВД, достаточным значением, будет 10-30 мкм, а для Common Rail данный параметр не должен быть хуже 2-5 мкм. Для создания центробежного эффекта и качественной фильтрации для автомобилей с малым расходом топлива следует выбирать фильтры небольшого объёма, а при большом расходе - наоборот.

Определившись с типом фильтров, стоит обратить внимание на их качество. В настоящее время рынок переполнен всевозможными предложениями. При заявленных схожих характеристиках цена может отличаться в 10 раз. Но не стоит поддаваться соблазну этой дешевизны.

Самым лучшим вариантом будет использовать оригинальные компоненты, но если такой возможности нет, стоит обратить внимание на зарекомендовавшие себя бренды: Mann, Knecht, OE, Bosch и пр. Часто такие крупные компании являются поставщиками оригинальных комплектующих. Чем выше стоимость фильтра, тем лучше степень его фильтрации.

Замена топливного фильтра

Данная процедура требует определённых навыков и опыта. Технология замены элементов отличается у разных моделей автомобилей. Важно ознакомиться с ней до проведения каких-либо работ. Строгое соблюдение технологии замены гарантирует вам исправную работу двигателя в дальнейшем.

При должной сноровке такую процедуру можно выполнить и самостоятельно. Для этого необходимо извлечь фильтрующий элемент, удалить мусор и воду из корпуса и избавиться от воздуха в системе питания. Если вы не знаете, как выполнить данные действия, обратитесь в сервис.