» » Тойота Приус Гибрид: в борьбе за экономичность и экологичность. Принцип работы гибридного двигателя на автомобиле Как работает toyota prius

Тойота Приус Гибрид: в борьбе за экономичность и экологичность. Принцип работы гибридного двигателя на автомобиле Как работает toyota prius

"Но потому он и Дальний Восток, Что - далеко на востоке...". Высоцкий В.С.

Почему "правый руль" ?

Родился и живу я на Дальнем Востоке в городе Хабаровске, водительский стаж - более 15 лет. В силу сложившейся местной специфики последних десятилетий, владел исключительно "праворульными" автомобилями японского происхождения. Ни для кого не секрет, что по самым скромным подсчетам 7 легковых автомобилей из 10 на Дальнем Востоке, являются автомобилями с пробегом, ввезенными из Японии. Наверняка жители страны восходящего солнца, приезжая в Хабаровск, испытывают гордость за свой автопром и ощущают ностальгию по минувшим временам, поскольку видят, как уверенно топчут наши "идеально ровные дороги" японские авто выпуска с начала 90-х годов прошлого века. Немалое влияние на местный автомобильный рынок оказывает удаленность от центра Российского автопрома в лице его величества АВТОВАЗа и еще большая удаленность от автомобильных рынков Европы и США. В последнее время ситуация немного меняется в пользу покупки дальневосточниками новых автомобилей из дилерских центров, которых открылось в нашем городе уже немало, однако в целом простому обывателю с весьма и весьма средним доходом, до недавних событий с "прыжками" валют, все еще проще и выгоднее было купить японский автомобиль с пробегом. На момент написания данной статьи японский автомобиль с правым рулем все еще остается у нас эталоном качества и наиболее ликвидным товаром на вторичном рынке.

Личный опыт владения японскими автомобилями у меня исключительно положительный. При эксплуатации последних двух "японцев": Honda Fit (2002 год выпуска) - 3 года, поменял только правую заднюю ступицу; Toyota Corolla Fielder (2006 год выпуска) - 5 лет вообще без поломок, хотя нет, на момент продажи перегорела лампа в правом переднем габарите, средний пробег составил по 10 000 км в год. Все. Какие-либо "детские болезни" отсутствовали как класс.

Почему Toyota Prius?

Как человек, интересующийся современной техникой, старающийся следить за развитием технического прогресса, в том числе и в автомобильной отрасли, я с интересом следил за сообщениями в прессе о выходе первого гибридного автомобиля в Японии. Личное знакомство с Toyota Prius в первые состоялось в 2004 году. Мой коллега и товарищ по работе купил себе эту "диковинку инженерной мысли" - Toyota Prius в "10-м кузове" 1999 года выпуска. Как он сам утверждал, этот Prius на тот момент был "второй в городе". Поскольку работали с товарищем "бок о бок", то я был в курсе эксплуатации гибрида от момента его приобретения до самой продажи. Сказать, что автомобиль эксплуатировался активно - это ничего не сказать. Prius реально пахал "за себя и за того парня", при этом накручивая по 40 000 километров в год, без серьезных поломок отработал 5 лет и был продан новому счастливому владельцу, оставив после себя только хорошие воспоминания. Потом по городу "побежали" гибридные 20-ки, уже хэтчбэки, приобретшие ныне узнаваемый облик. Шло время, появились первые статьи в прессе о выпуске еще более продвинутой 30-ки, оснащенной 1.8-литровым двигателем. Впервые увидев 30-ку вживую, сразу отметил её красивую, выразительную, запоминающуюся внешность, впитавшую в себя черты предыдущего "кузова". В прессе мелькали обзоры, рейтинги, выводы экспертов, в том числе и европейских, о признании Приусa самым надежным автомобилем с пробегом. Время шло, автомобиль прочно занял свое место в моей жизни. Исполняя прихоти хозяина, четырехколесный друг взамен требовал всегда немного: своевременной замены "расходников" и регулярной заправки хорошим топливом, цена на которое с течением времени медленно и неумолимо росла. Сначала с "голубых экранов" нам разъясняли, что цена на бензин растет потому, что мировые цены на нефть падают. Потом ценники на бензоколонках переписывались в сторону увеличения уже по причине роста мировых цен на нефть.

Совсем недавно круг замкнулся. Стоимость нефти упала... или нет, лучше так - УПАЛА!!!, а "нефтяные магнаты" привычным жестом прибавили к стоимости своего продукта еще 25 копеек. Получается, что бы в стране и мире ни происходило, одно остается неизменным - рост цены на топливо. Если 10 лет назад я на 1000 рублей заправлял в бак 40 литров 95-го бензина, то теперь на те же деньги не выходит и 27 литров. В 2011 году я сменил место работы, увеличив тем самым ежедневный пробег автомобиля почти в 10 раз, и мысль о приобретении более экономичного транспортного средства стала посещать меня еще чаще. На фоне этого служивший верой и правдой Fielder начал намекать, что скоро придется вкладывать деньги в его ремонт, поскольку качество качеством, а ничего вечного не бывает. Привычке менять автомобиль до получения рейтинга "постоянный клиент автосервиса" я изменять не стал и принял решение о продаже этого и покупке другого "железного коня", обязательно более нового по году выпуска, обязательно более экономичного по расходу топлива и желательно не ниже классом. Появилась очередная возможность осуществить свою давнюю мечту - взять новый автомобиль из салона. Денежный баланс "подбит", начался поиск. Посетив десяток салонов и дилерских центров, перерыв интернет, прикинув максимально допустимые расходы на новое авто, возможность продажи транспортного средства по завершению периода его эксплуатации с учетом специфики местного рынка, расходы при эксплуатации, учтя неизбежный рост топлива, заложив гипотетическую возможность падения своих доходов, внешний вид и техническую начинку представленных на рынке "продуктов", на выходе был получен один-единственный вариант, при полном разгроме конкурентов - Toyota Prius, правый руль, с пробегом только по Японии. Мечте о покупке нового автомобиля суждено было оставаться мечтой и дальше. Prius - единственный автомобиль, попавший в мое поле зрения, который соответствовал предъявляемым мной к транспортному средству требованиям. Не подвергаемая сомнению экономичность, проверенная временем надежность, заложенная с запасом на будущее технологичность и абсолютная ликвидность на местном рынке - все это присутствовало в Toyota Prius с избытком. Помимо этого, автомобиль с пробегом не так стремительно теряет свою стоимость с течением времени, как новый. Задумано, сказано, сделано – фирма, занимающаяся доставкой , аукцион, торги, начало "сумасшедших скачек" валюты, подъем первоначально планируемой суммы на 50 000 рублей, покупка автомобиля. От мысли до обладания автомобилем прошло чуть более двух месяцев.

Что я получил - Toyota Prius, 2011 год выпуска, комплектация S-LED, пробег 79300 километров, кузов с оценкой 4.5, салон "B". Переводя с на русский язык - "не бит не крашен, в салоне картошку не возили, совсем как новый".

Первые впечатления о Toyota Prius.

Вот он желанный, красавчик, как новый, все блестит, состояние нового автомобиля, положительные эмоции на пределе! В первый раз сажусь за руль Prius`a: непривычное отсутствие замка зажигания, нажимаю кнопку "Power", на приборной панели загорается и гаснет "Welcome to Prius" уступая место индикаторам потоков энергии, справа зажигается огонек "READY". Переключаю "джойстик" передач - ДВС молчит. Легкое нажатие на педаль газа, бесшумная работа силовой установки, шелест колес по бетонке сервиса сменяющийся хрустом свежевыпавшего снега на улице. Я управляю Toyota Prius! Тут же бросается в глаза мигающий датчик остатка топлива в баке, эйфория от радости покупки моментально сменяется тревожным чувством предстоящих проблем связанных с отсутствием топлива, а в воспоминаниях всплывают повествования форумов о том, что Prius, несмотря на возможность езды на электродвигателе, за отсутствие топлива в баке "переживает" не меньше чем свои негибридные собратья, а может даже еще и больше. "Масла в огонь" подливал датчик возможного пробега на остатке топлива, который уверенно показывал мне ноль километров. Обошлось, доехал до ближайшей заправки 500 метров без приключений. Залил в бак на 1000 рублей около 27 уже упомянутых выше литров бензина. Датчик, ранее сигнализировавший мне, что на остатке топлива я проеду ноль километров, теперь "не моргнув глазом" показывал тысячу с чем то километров. Ох ничего себе, пронеслось у меня в голове, какая экономичность! Но тут же разум дал команду, что японец еще не понял, куда попал, и по привычке строил свой прогноз по ранее "намотанным на одометр японским километрам". В то же время у нас в Хабаровске начало декабря, температура за бортом - 25 и последствия сильнейшего за последние 50 лет снегопада, показавшего коммунальным службам города настоящую "Кузькину мать". По мере адаптации автомобиля к местным реалиям - дорогам и погодным условиям - бортовой компьютер корректировал цифру возможного пробега и, в целом, перестал врать после пятой или шестой заправки. Первый день эксплуатации автомобиля показал, что разговоры о "максимум 10 литрах бензина на сотню зимой" не соответствуют действительности! При вечерней постановке в гараж приборы бортового компьютера автомобиля показывали расход топлива 12,5 литров на 100 километров! В тот день город переживал последствия сильнейшего снегопада и таких "хороших" пробок на дорогах я не видел ни разу. При пробеге в 67 километров средняя скорость, согласно показаниям бортового компьютера, составила 9,5 километров в час! Такому расходу способствовало еще и то, что я еще не умел пользоваться гибридом. Да-да, при определенном опыте в эксплуатации Приуса на нем можно двигаться еще более экономично. В общем, мой личный рекорд расхода топлива был установлен именно в первый день активной эксплуатации. По ходовым качествам Prius сильно напоминал Toyota Corolla. Диодный свет фар выше всяких похвал, на голову выше родного "королловского" ксенона. Эргономика салона - без нареканий. Некоторые технические решения, например, такие, как точечная диодная подсветка центральной консоли, просто поражали элегантностью и простотой исполнения. Электроника, отвечающая за ходовые качества, оправдывала свое наличие при малейшем намеке на отсутствие сцепления колес автомобиля с дорогой. Там, где на прежнем автомобиле, стоя на накатанном снежном подъеме, мне пришлось бы буксовать, Prius уверенно поднимался под хитрое потрескивание "антиюза" и "антибукса" из подкапотного пространства, подмигивая соответствующей "иконкой" на приборной панели. Вместо рычага переключения передач - "джойстик", для переключения которого достаточно усилия одного пальца руки.

Единственное, что сразу не понравилось и потребовало переучивания, так это то, что нельзя просто так взять и нажать "бибикалку" на ступице руля большим пальцем руки, как я это делал на Fielder`е. Здесь это простое и уже естественное для меня движение руки оказалось "зарезервировано" для управления многофункциональными кнопками расположенными на руле.

Особенности эксплуатации Toyota Prius

Пересев из обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания в гибрид Toyota Prius, к некоторым вещам следует привыкать заново, а кое-что - переосмысливать вновь. Prius всегда дает водителю возможность выбора. Желаешь экономить топливо - двигайся не спеша, размеренно, часто используя электродвигатель ("ECO mode" – режим максимальной экономии топлива). Хочешь "уйти" со светофора первым с пробуксовкой колес - включай режим "POWER mode" (режим максимальной отдачи всей силовой установки). Мечтаешь прикоснуться к будущему - прокатись на электротяге принудительно, заглушив ДВС одним нажатием кнопки (режим EV). А еще можно вообще забыть о том, что управляешь гибридным автомобилем, не пользоваться дополнительными режимами, при этом автомобиль все равно будет двигаться экономично. Отдельной строкой стоит упомянуть, что ни в одном автомобиле я не видел такого повышенного мониторинга расхода топлива, как в Toyota Prius, где приборы стремятся показать водителю, как меняется расход бензина в зависимости от его манеры езды. Индикатор мгновенного расхода топлива в режиме реального времени показывает, сколько километров на литре проедет автомобиль в текущем ритме движения. Придавил на педальку - получите 10 километров на литре, ослабил педальку - 20, отпустил совсем - 40 (когда показывает 40 км/л, то ДВС не работает). Сделал сброс одометра - получите расход топлива за текущую сессию с момента "включения" автомобиля. Желаешь посмотреть как ты расходовал топливо ближайшие 15 - 30 минут, сколько при этом было получено энергии путем рекуперации - пожалуйста. Индикатор гибридной системы отображает рекуперацию энергии, силу нажатия на педаль газа, экологичное движение, текущий заряд батареи. Разбивка по цветам "полоски" силы нажатия на педаль газа позволяет управлять гибридной системой автомобиля. Сбрасывая газ - выключать ДВС, "поднимая" полоску и не "загоняя" её во вторую половину индикатора - двигаться, используя только электродвигатель. Слегка выйти за границы первой, светло-зеленой половины "полосы" в темно-зеленую, тем самым запустить ДВС, начать подзарядку батареи, отключив электродвигатель от подачи энергии для движения, плавно вернуть "полоску", не сбрасывая газ в светло-зеленую область - двигаться на ДВС и батарее, при этом заряжая ее.

Об экономии

Стоимость гибридного автомобиля действительно выше аналогичного по классу авто. В то же время, стоимость гибрида с пробегом уже несколько ниже и в целом является равной стоимости нового классического автомобиля с ДВС из салона. И, говоря об экономии, я остановлюсь не только на бензине. Prius экономит время. Неожиданно, правда? Об этом мало кто задумывается, но факт остается фактом. Покупая надежный автомобиль, мы реже будем решать проблемы, связанные с его обслуживанием и ремонтом. Покупая экономичный автомобиль, мы реже будем заезжать на автомобильную заправочную станцию. С начала эксплуатации автомобиля при температуре -25, с приходом весны и плюсовых температур расход заметно снизился. Причем это происходило буквально на глазах - с каждым миллиметром повышения столбика термометра расход падал. Если в при отрицательной температуре хорошо было иметь расход бензина 6,5 литров на 100 километров, то теперь я часто вижу на расходомере 5 литров на сотню! Причем такой расход достигается без контроля своих действий и поведения на дороге, в обычном ритме движения. Когда начинаешь задумываться о расходе топлива, сверять свою манеру езды с показаниями приборов, стараясь повысить экономичность движения, то результат не заставляет себя ждать. Мой лучший текущий результат расхода топлива - 3,7 литра на 100 километров, и я не сомневаюсь в том, что этот результат будет улучшен. Глядя на разнообразие выводимой Prius`ом информации о расходе топлива, невозможно не ввязаться в игру под названием "спорим, сегодня я потрачу меньше бензина", Prius дает такую возможность. Субъективно экономия Toyota Prius, в отличии от Toyota Corolla Fielder объемом 1,5 литра, в зимнее время года составляет не менее 30%, в летнее время - не менее 50%. При абсолютно равных эксплуатационных условиях. Не могу не отметить, что большинство подсчетов предстоящих расходов на топливо ведется без учета динамики роста цен, что лично я считаю неправильным. Посчитав предстоящие расходы с учетом прогнозируемого роста цен на бензин, мы получим уже совсем другие цифры.

Одним из интереснейших решений в автомобилестроении является появление гибридных двигателей. Машины такого рода призваны минимизировать расход топлива, а также служить верой и правдой своему владельцу. В числе наиболее популярных автомобилей с гибридным двигателем – Toyota Prius ZVW30. На сегодняшний день он считается одним из лучших в своем классе. Но бытует и мнение о том, что Prius третьего поколения является довольно посредственной машиной со множеством проблем. Поэтому, чтобы голословно не озвучивать конкретную информацию, стоит узнать: какие недостатки есть у Приуса, и стоит ли покупать его.

Технический характеристики:

  • Модификация (двигатель): 1,8 CVT (100 кВт (134) л.с./5200 об.), Многоточечный впрыск, гибридный бензиновый;
  • Трансмиссия: ECVT (вариатор)
  • Максимальная скорость: 180 км/ч;
  • Тип подвески:
  • Передняя подвеска — Независимая – McPherson;
  • Задняя подвеска – Полузависимая
  • Клиренс: 140 мм
  • Размеры шин и диск: P195/65 R15
  • Тип кузова: Хэтчбек
  • Средний расход топлива: 1.8 CVT — 3,9 л./100 км.
  • Грузоподъёмность: 435 кг.

Toyota Prius легко заняла лидирующую позицию среди автомобилей с гибридным приводом. Это было легко, так как в этом сегменте рынка особенной конкуренции не наблюдается. Гибридный автомобиль с достаточно конкурентноспособной модификацией смогла выставить на рынок только Honda, но всё равно Тойота обошла ее по всем параметрам.

Но, если взять во внимание все автомобили подобного класса, Toyota Prius окажется примерно в середине рейтинга. Сейчас продажи этой машины стабильны, но они сильно не дотягивают до запланированных производителем. Ряд недоработок и откровенно слабых мест заставляют водителей сожалеть о своём выборе.

Что самое интересное, к Prius первого поколения, который был выпущен впервые ещё в 1997 году, претензий меньше всего. Prius второго поколения, в кузове NHW20, и Prius третьего поколения в кузове ZVW30 были разработаны уже на его основе.

Слабые места Тойота Приус третьего поколения

  • Топливная система;
  • Гибридная система;
  • Инвертер и помпа охлаждения инвертера;
  • Салон.

Разберём более подробно…

Топливная система.

В первую очередь владельцы Приусов отмечают, что потребление топлива у автомобиля гораздо больше заявленного. При ремонте топливной системы ждёт новый неприятный сюрприз. Топливный фильтр почему-то разместили в бензобаке, что сильно затрудняет ремонт и поднимает цену.

Первое, что бросается в глаза уже сразу после покупки (по словам очевидцев-владельцев) – это больший расход топлива, чем заявлено. Но… сразу стоит отметить, что озвученные производителем показатели достижимы при обычной езде по городским дорогам или трассе. В действительности же к этому еще добавляется работа аудиосистемы, кондиционера или печки (в летнее и зимнее время соответственно) и прочие факторы, которые и увеличивают расход. Без этого цифры на информационном табло соответствуют заявленным. Исключения разве что могут составлять автомобили, чей пробег перевалил за 250–300 тысяч км – здесь уже можно действительно говорить об увеличившихся затратах на топливо.

Гибридная система.

Она, в принципе, всё та же, что и в Приусе второго поколения, но более высокого уровня. Электромотор теперь более мощный, его связь с бензиновым двигателем всё также обеспечивает планетарная передача. Но это привело к появлению излишних шумов на высоких оборотах. Также обновленная система очень неровно работает на холостых.

По заявлению производителей, данный автомобиль полностью предназначен для поездок по городу и при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании ему долгое время не потребуется ремонт и замена каких-либо деталей. На деле оказалось всё наоборот.

Здесь наблюдается два возможных варианта неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля.

  • Первый – поломка инвертора: стоимость на эту деталь довольно высока, но… при покупке таковой у официального дилера. Практика же показывает, что в обычных магазинах автозапчастей покупка деталей обходится гораздо дешевле, потому решение этого вопроса не представляется тяжелым.
  • Вторая болячка этого двигателя – батарейки: при выходе из работы одного или пары элементов в официальных мастерских будут настаивать на полной замене всего блока, что вылезет в хорошую копеечку. В действительности же можно заменить (даже самостоятельно, почитав необходимую информацию) неработающие элементы и продолжать ездить.
  • Проблемы при эксплуатации в районах низких температур Приусов оснащенных литий ионной батарейкой, после 2010 года начали устанавливать на Toyota Prius PHV(35 кузов), Prius Alpha ZVW-40(7-ми мест.), Prius V, Prius+, так же четвертое поколение Prius (ZVW51). Li-Ion стало гораздо компактнее за счет чего в некоторых моделях она находится между передними сидениями, но чувствительна к морозам в отличии от никель-металл-гидридных(Ni-MH).

Инвертер и помпа охлаждения инвертера.

Помпа охлаждения для инвертора обладает явно выраженными недостатками, так как часто ломается. Водителю необходимо тщательно следить за ее состоянием, как инвертор тоже моментально перегревается и подлежит замене.

Наблюдается возникновение частых поломок в помпе охлаждения инвертера, если по какой-либо причине падает уровень антифриза в бачке. Неисправность помпы вызывает перегрев инвертера и, конечно же, он приходит в полную негодность и требуется его полная замена. Цена инвертера если его удастся найти, доходит до ста тысяч рублей.

Совет! Владельцам Prius следует внимательно следить за наличием антифриза в бачке помпы и за всеми предупреждающими сигналами компьютера автомобиля. Система охлаждения является уязвимым местом данной модели и может преподнести массу сюрпризов.

С непонятных причин переднюю панель Toyota Prius сделали по примеру спортивных моделей. Это не очень нравится владельцем такой машинки, тем более, что на ней расположено множество кнопок в неудобном порядке. Конструкторы не позаботились об интуитивно понятной панели управления, они просто хотели максимально улучшить вариант второго поколения.

В процессе использования автомобиля становится понятно, что на отделку салона пошли некачественные материалы. Они сами по себе отслаиваются, пластиковые части начинают дребезжать.

Основные недостатки Toyota Prius 30 2009–2015 гг. выпуска

Есть и ряд общих недостатков, на которые обязательно нужно обратить внимание:

  1. Слишком низкий клиренс;
  2. Закисание суппорта тормозов;
  3. Рулевая стойка. Здесь кот в мешке: у кого-то она исправно работает и при большом пробеге, а у кого-то выходит из строя уже на 50–70 тысячах километрах. Но это действительно слабая сторона Приуса, потому при его покупке нужно просто быть готовым.;
  4. Высокий шанс повредить гибридную часть при ДТП;

Заключение.

Впрочем, в третьем поколении Приус действительно стал быстрее и мощнее. Остается надеяться, что в следующих серийных выпусках производители доработают эту модель.

При покупке Toyota Prius необходимо провести полную компьютерную и обычную диагностику. Специалист должен определить, на какой степени износа находится все узлы и системы автомобиля. Ремонт даже одного узла — весьма дорогостоящая забава. Осмотр кузова тоже обязателен по всем местам соединений.

При покупке новой или б\у Тойоты Приус нужно помнить, что ее ремонт по плечу не каждому специалисту. Лучше всего проводить ее осмотр и ремонт на специализированных сервисах, а их можно найти не в каждом городе.

P.S.: Уважаемые автовладельцы, если вами были замечены систематические поломки каких-либо деталей, агрегатов данной модели, то сообщите об этом в комментариях ниже.

Was last modified: Март 26th, 2019 by Administrator

Категория

ЕЩЕ ПОЛЕЗНОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ ПРО АВТОМОБИЛИ:

  • - Наверняка каждый настоящий или будущий владелец автомобиля интересуется возможными слабыми местами и недостатками своего настоящего или будущего...
  • - Mazda Premacy – это популярный 5-7 местный японский минивэн, пользующийся успехом у тех, кто часто путешествует с семьей, который производился чуть...
  • - Данный автомобиль остается весьма популярным несколько десятилетий на рынке вовсе не зря. Больше половины владельцев данного кроссовера не жалуются...
37 сообщения на статью “Слабые места и основные недостатки Toyota Prius 30 с пробегом
  1. Сергей

    20 приус из европы 147000 моих 30000 км 2008г выпуска в моей эксплуатации 4 года в сибире. начитавшись заменил помпу (надо ли) два раза горели лампы подсветки и 1 раз ближнего света. Зашумела правая ступица переднего колеса — заменил, 1 раз заменил малый кумулятор. меняю масло фильтр в движке как положенно. как купил 1 раз менял в коробке. Есть интересный прикол, если проворонить при стоянке отключение ближнего света (сам немного глуховат и пищание при выходе не слышу) зимой малый акум на 4 часа ближнего и габаритного света не хватало. машину можно запустить с АКБ от любого шуруповерта. одному правда не удобно мешает кнопка открытия капота. ее нужно держать нажатой (поставил рядом скобочку которая это делает — зажмет кнопку открытия капота) и ВУ аляяяяяяяяя два проводка с крокодильчиками на + в предохранительном блоке и любой болт кузова. заводится. При этом первым начинает включатся рэле и система ваккумного усилителя.
    Холодноват кузов точнее долго прогревается зимой. расход на трассе 5.2 л/100км. в городе 9л/100км но в городе у меня очень малый пробег от дома до работы 1.7км и стоп на 4 часа потом опять 1.7км при таком цикле расход большооооооой 9л зимой естественно даже двигатель толком не прогревается.
    НРАВИТСЯ у сына 30 ка. как ни странно мне она нравится меньше чем 20 ка (субьективное оценка).
    Здоровский автомобиль

  2. Андрей

    Купил Приус 30 2014 года с пробегом 130 000 км. Сейчас 132 000 км. Расход пока по городу и трассе 4,5-5,5 литров в среднем. Машиной очень да волен.

  3. Роман Иванович

    Моя машина 2010 года брал 2х летнюю с Европы. Клиренс очень низкий. Поломок нет никаких. Из болячек не держат двери когда открываешь и износ задних тормозных направляющих за 5 лет. Все. Слушайте больше эту писанину. Да батарею я сам убил раньше срока на пробеге 180тыс кончилось топливо но я спешил. Жал газ в пол и полностью высадил Ввб на что она не рассчитана. Выел рампу. Под замену 14 элементов их 28. Решил поставить новую батарею. Это все.

  4. Дмитрий

    Эта писанина не имеет ни чего общего с реальностью!
    Шасть лет назад взял этот автомобиль с целью пару месяцев покататься пока не нашёл замену своему внедорожнику, но не тут-то было. Я влюбился в этот автомобиль! На нём можно проехать хоть тысячу километров и не устать, всё интуитивно понятно. Что бы что-то сломать надо быть полным неудачником. Батарея имеет ресурс 7-9 лет, на пробеге ни как не сказывается, даже наоборот т.к. никельметаллгидридные батареи не любят простоя и быстрее выходят из строя из-за долгих простоев. Расход будет как захотите, от 4 л/100км до 7,5 больше просто не сможете. Я езжу всегда с педалью в пол и у меня не получается. Помпа электронная и даже если она умирает, то сразу автомобиль сообщит об этом. Инвертор можно купить на разборе из Японии за копейки, батарея с частичной заменой обойдётся рублей в 20, но вы за 7 лет больше на ТО потратите с автомобилем с традиционным ДВС. На Prius ТО заключается в замене масла и фильтров! Ни каких тебе роликов, ремней, свистов, текущих рейках и прочего геморроя! Едет он хоть на низкой хоть на высокой скорости очень бодро, меня на светофорах останавливали тачки по 400 коней чтобы узнать сколько у меня лошадок. А коней в Prius 30 на ДВС 99 и на электрогенераторе 37, а налог только за 99. Высокая масса не даёт застрять на мягком снегу и прочих трудностях, но если сядете, то берите трос по крепче. На высокой скорости автомобиль идёт как по рельсам, отзывчивость просто офигенная. Единственный минус — это клиренс в 140 мм, но это с лёгкостью решается установкой проставок. Так что хватит кошмарить народ!!! Просто прокатитесь на нём разок и сами всё поймёте!

Точь-в-точь как у прежней машины. Выходит, гибрид четвертого поколения - результат глубокого рестайлинга?

Не тут-то было! Четвертый Prius абсолютно новый. В его основе - модульная архитектура TNGA (Toyota New Global Architecture), на которой в обозримом будущем станет базироваться большинство моделей компании. Доля высокопрочных сталей в конструкции кузова увеличилась с 3 до 19%, жесткость кузова на кручение выросла на 60% - это при уменьшившейся на 50 кг снаряженной массе. Вместо задней балки гибрид получил независимую подвеску, а тяговая батарея переехала из багажника под сиденье. По сути, прежний в новом Приусе лишь ДВС, да и тот был заметно доработан. Японцам удалось снизить потери на трение и повысить стойкость к детонации. Термодинамический КПД этого двигателя составляет 40% - рекордный показатель во всей индустрии.

Заявленный расход в районе 3 литров на 100 км - правда? И почему паспортные значения городского и загородного циклов практически не отличаются?

Три литра на сотню, конечно, лукавство. По крайней мере, . Лучшим результатом остались 3,9 л/100 км во время перегона из Москвы в Дмитров со средней скоростью 55 км/ч. Самыми «устрашающими» значениями на экране трип-компьютера остались 5,5 л/100 км - впрочем, для достижения подобного результата на Приусе надо безжалостно «дубасить». В нормальных условиях расход в городском и загородном циклах действительно практически идентичен и составляет около 4,3–4,5 литра на сотню. Спасибо системе рекуперативного торможения, которая в городе работает на удивление эффективно.

Можно ли окупить «гибридность» Приуса за счет низкого расхода топлива?

Давайте прикинем вместе. В качестве точки отсчета возьмем со 122-сильным 1,6-литровым мотором в максимальной комплектации Prestige. Такой автомобиль стоит 1 329 000 рублей и с точки зрения потребительских качеств максимально близок к Приусу (та же колесная база и простор на заднем сиденье, та же мощность, схожий уровень отделки и оснащения). Заявленный городской расход 1,6-литровой Короллы в городе - 8,2 л/100 км. На трассе - 5,3 л/100 км. Конечно же, на деле и эти значения будут выше заявленных. Так что за средний расход примем 9 л/100 км, допуская, что наш гипотетический владелец эксплуатирует автомобиль преимущественно в городе (напомню, расход Приуса не слишком зависит от цикла и в среднем составляет 4,5 л/100 км). Таким образом, при годовом пробеге в 25 000 км экономия составит 1125 литров, или 45 000 рублей (один литр АИ-95 приравняем к 40 рублям). Чтобы компенсировать разницу в цене между Короллой (1 329 000 рублей) и Приусом (2 112 000 рублей), потребуется больше 17 лет. Поэтому покупать гибрид с целью экономии утопично.

Тогда какой в нем смысл? Какие качества можно без тени сомнений записать в актив Приусу?

Сочетание управляемости и плавности хода заслуживает похвалы. Prius прекрасно отрабатывает даже самые жесткие дорожные дефекты и остается абсолютно живым, интересным в управлении автомобилем. Небольшие крены, насыщенная обратная связь на руле. А еще Prius по-настоящему тихий: двигателя не слышно вовсе (разве что вы захотите выкрутить его в отсечку), да и шум от дороги проникает в салон только при езде по абразивному асфальту. Добавьте приятный, качественно отделанный интерьер. Плюс некоторые наверняка запишут в актив «японцу» кричащую эпатажную внешность.

Хорошо. А как насчет явных минусов?

И сюда многие также запишут внешность. После цены в два с лишним миллиона рублей это, пожалуй, следующий сдерживающий фактор. Кроме того, у Приуса маленький багажник (всего 276 литров по результатам наших замеров). А если говорить о ездовых свойствах, расстраивают тормоза. В процесс торможения в любой момент может бесцеремонно вмешаться электромотор, так что усилие на педали «гуляет». Совсем недавно мне довелось испытать , который лишен такой особенности. Так что, отцу всех гибридов есть к чему стремиться. Гибридность как таковая - не оправдание.

Какие перспективы ждут Prius четвертого поколения в России?

Буду предельно осторожен в прогнозах, но в том, что четвертый Prius станет популярнее предшественника, не сомневаюсь ни на минуту. Дело в том, что за весь 2016 год в России официальными дилерами было продано лишь 16 гибридов третьего поколения. Это абсолютное дно, пробить которое новинке никак не по силам. Хотите - верьте, хотите - нет, но мне уже даже посчастливилось увидеть на дороге Prius четвертого поколения. Судя по номерным рамкам, он принадлежал частному лицу, а не российскому представительству Тойоты.

Гибрид модели Toyota Prius за три ее поколения успели настолько усовершенствовать, что сегодня этот силовой агрегат можно встретить и в ряде более популярных массовых моделях Toyota. Так в чем же конструктивные ноу-хау тойотовского гибрида?

Конструкция

Гибридная силовая установка Toyota Prius представляет собой последовательно-параллельную конструкцию (комбинированная), в которой крутящий момент на колеса может передаваться от двигателя внутреннего сгорания напрямую и от тягового электромотора в любых пропорциях. Для реализации работы по такой схеме в конструкцию силовой установки был внедрен, так называемый, делитель мощности. Это планетарный механизм с четырьмя шестернями-сателлитами. К наружной шестерне этого механизма подключен тяговый электродвигатель. Так же она непосредственно связана с главной передачей, которая передает крутящий момент к межколесному дифференциалу и далее на колеса. Четыре сателлита в этой конструкции подключены к двигателю внутреннего сгорания, т.е. их оси вращаются вокруг оси центральной солнечной шестерни. Последняя, в свою очередь, связана с управляющим мотор-генератором. Чтобы понять, как эта конструкция работает, следует по отдельности рассмотреть режимы ее работы.

Общий принцип работы

Начальный разгон машине обеспечивает тяговый электромотор-генератор MG2. Он вращает внешнюю шестерню планетарной передачи, через которую момент передается на колеса. Когда мощности тягового электромотора становится недостаточно, в работу вступает бензиновый двигатель. При этом он работает в самом экономичном режиме. Вращая шестерни сателлиты, приводятся в действие как наружная шестерня, так и внутренняя, солнечная, которой управляет мотор-генератор MG1. И именно от поведения MG1 зависит на сколько усилие ДВС передастся на колеса, иными словами это называется «формирование передаточного числа трансмиссии».

Так же MG1 отвечает за подзарядку батареи в любом режиме (даже стоя на месте) и за запуск двигателя, что делает систему очень гибкой, вне зависимости от режима эксплуатации. Благодаря этому инженерам Toyota удалось получить универсальную систему распределения крутящего момента, которая максимально оптимально распределяет энергию, полученную при сгорании топлива в ДВС. Эта система так же обладает уникальной механической надежностью, поскольку управление крутящим моментом происходит по проводам, минуя традиционное множество сложнейших механических и гидравлических узлов.

Делая эко-мобиль с очень умной силовой установкой инженеры Toyota серьезно подошли и к выбору двигателя внутреннего сгорания. Он, как и в целом автомобиль, разработан для максимальной экономии топлива. А так как эта характеристика напрямую зависит от коэффициента полезного действия мотора, т.е. от эффективности использования теплоты сгораемого топлива, было принято решение создавать ДВС, работающие по циклу Аткинсона. В данном моторе, в отличии от двигателей, работающих по циклу Отто, сжатие начинается не в начале хода поршня вверх, а чуть позже, поэтому часть топливо-воздушной смеси выталкивается обратно во впускной коллектор. Благодаря этому удается увеличить рабочий ход, чем увеличивают время использования энергии давления расширяющихся газов, т.е. повышают КПД мотора с соответствующим снижением расхода топлива. Цикл Аткинсона в гибридах более актуален по причине работы ДВС в данной конструкции в более узком диапазоне оборотов.

В последнем 4-м поколении Toyota Prius используется 1,8-литровый бензиновый двигатель, мощностью 98 л.с.. В Toyota Yaris Hybrid применен 1,5-литровый двигатель, мощностью 75 л.с., в модели Auris – 1,8-литровый 99-сильный ДВС, и в последней новинке Toyota RAV4 Hybrid использован 2,5-литровый ДВС мощностью 155 л.с. Суммарная мощность силовых установок этих гибридов составляет, соответственно, 122 л.с., 100 л.с., 136 л.с., 197 л.с.

Стоит отметить, что инженеры Toyota продолжают совершенствовать конструкцию ДВС, работающего по циклу Аткинсона. На данный момент уже выпускаются моторы с тепловым КПД (коэффициент полезного действия), который достигает 40%. Ранее этот показатель для данных моторов составлял 38 %, а для ДВС, работающих по циклу Отто – еще меньше. Более высокий коэффициент полезного действия означает более эффективное использование тепла, выделяемого при сгорании топлива. Соответственно, удельная мощность и экономичность новых гибридных агрегатов Toyota стали еще выше.

Кстати, понятие «холостого хода двигателя» у гибридов Тойота отсутствует. Если блок управления запустил мотор, это означает что: либо заряжается батарея, либо прогревается ДВС, либо обогревается салон, либо автомобиль движется.

Электромоторы

В конструкции гибридной силовой установки Toyota используется два электромотора – управляющий мотор-генератор (MG1) и тяговый мотор-генератор (MG2). Мощность тягового электромотора:

Yaris Hybrid – 45 кВт, 169 Нм;

Auris Hybrid – 60 кВт, 207 Нм;

Prius – 56 кВт, 163 Нм;

RAV4 Hybrid – 105 кВт, 270 Нм; задний электромотор – 50 кВт, 139 Нм;

Кстати, управляющий мотор-генератор в данной конструкции выполняет и функцию стартера. Это позволило исключить из конструкции ДВС классический стартер, которые в случае с ДВС, работающими по циклу Аткинсона не могут запускаться на низких оборотах (у обычных ДВС Отто – 250 об/мин). Данный агрегат для запуска нужно «раскрутить» до оборотов не менее 1000, что и делает управляющий мотор-генератор.






/

Электроника

За обеспечение работы гибридной силовой установки Toyota отвечают еще ряд систем. Это преобразователь напряжения (инвертор), 520В / 600В / 650В. В него входит бустер, инвертор преобразователь постоянного тока в постоянный ток 14 вольт (для питания бортовой сети, DC/DC) и жидкостная система охлаждения. Последняя нужна для создания наиболее благоприятных условий работы электроники. Она работает с наибольшей производительностью и наименьшими потерями при комнатной температуре (порядка 20 градусов Цельсия). Поскольку инвертор оборудован мощными каскадами транзисторов – они требуют быстрого отвода тепла. Этого же требуют и электромоторы в трансмиссии. Для этого к инвертору и трансмиссии подведена жидкостная система охлаждения, температурный диапазон которой гораздо ниже, чем нормальный температурный диапазон двигателя внутреннего сгорания.

В рамках Киотского протокола, подписанного в 1997 году, многие страны взяли на себя ответственность сократить вредные выбросы в атмосферу.

Учитывая тот факт, что одним из инициаторов этого протокола была именно Япония, многие крупные японские компании запустили ряд проектов, призванных снизить количество выбросов. Одной из компаний была и Toyota Motor – здесь еще в 1992 году представили «Хартию Земли», дополненную впоследствии «Экологическим планом действий».

Эти два документа определили одно из наиболее приоритетных на сегодняшний день направлений деятельности компании – разработку новых экологически чистых технологий. В рамках этой программы разрабатывались несколько вариантов силовых установок, среди которых и гибридная силовая установка, появившаяся в 1997 году на автомобилях Тойота Приус Гибрид.

Разработка автомобиля с гибридной силовой установкой началась еще в 1994 году. Главной задачей для инженеров являлось создание электродвигателя и источников питания, способных если не заменить, то хотя бы эффективно дополнить основной двигатель внутреннего сгорания.

Инженеры Toyota, по их признанию, протестировали свыше ста вариантов различных схем и компоновок, что позволило создать действительно эффективную схему под названием Toyota Hybrid System. В итоге, после доведения системы до полностью рабочей модели, она была установлена на автомобиль Toyota Prius Hybrid (модель NHW10), ставший первым гибридным автомобилем компании.

Система THS представляет собой комбинированную силовую установку, состоящую из двигателя внутреннего сгорания, двух электромоторов и бесступенчатой трансмиссии HSD. Бензиновый мотор 1NZ-FXE объемом 1500 см3 способен развивать мощность 58 л.с., а суммарная мощность электромоторов составляет 30 кВт. Электромоторы используют энергию, накопленную в высоковольтных батареях с запасом 1.73 кВт*ч.

Главной особенностью силовой установки являлось то, что электромоторы могли также работать, как генератор — при движении на бензиновом двигателе, а также при рекуперативном торможении, они заряжали батарею и позволяли через время снова ее использовать. Сам мотор работал по принципу Аткинсона, благодаря чем средний расход топлива в условиях города составлял от 5.1 до 5.5 л/100 км.

Электромотор мог работать как отдельно от основного двигателя, так и в синергетическом режиме, позволяя быстрее разгоняться до более экономичной передачи. Все это позволило снизить количество вредных выбросов в атмосферу примерно до 120 г/км – для сравнения, гибридный гиперкар Ferrari LaFerrari выбрасывает в атмосферу 330 г/км.

Несмотря на свои достоинства и экономичность, Тойота Приус Гибрид был встречен довольно прохладно – сказывалась необычная силовая установка, недостаточно мощная даже для спокойной езды автомобиля массой свыше 1200 кг.

Поэтому в 2000 году силовая установка была доработана в версии NHW11 – мощность бензинового двигателя увеличена с 58 до 72 л.с., а мощность электромотора – с 30 до 33 кВт. Также благодаря небольшим изменениям в системе накопления энергии, емкость ВВБ возросла до 1.79 кВт*ч.

Второе поколение NHW20 (2003-2009 гг.)

Появившаяся в 2003 году гибридная модель Тойоты Приус существенно отличалась от своего предшественника. Прежде всего, гибрид получил кузов пятидверный хэтчбек – этот кузов был более популярен среди 72% потенциальных покупателей автомобиля, чем седан.

Вторым значительным изменением являлась модифицированная силовая установка THS II. Все тот же полуторалитровый бензиновый мотор 1NZ-FXE был форсирован до 76 л.с., а вот мощность электромотора увеличена до 50 кВт. Это позволило не только увеличить максимальную скорость гибрида со 160 до 180 км/ч на бензиновом моторе и с 40 до 60 км/ч на электродвигателе, но также сократить время разгона до 100 км/ч почти в полтора раза.

Использование инвертора принципиально новой конструкции дало возможность снизить массу батарей с 57 до 45 кг и сократить количество элементов. Запас накопленной энергии снизился с до 1.31 кВт*ч, но так как инвертор нового образца позволял более эффективно преобразовывать рекуперативную энергию, то запас хода на аккумуляторных батареях по сравнению с Приус первого поколения увеличился, а скорость зарядки батарей возросла на 14%. Также удалось снизить расход топлива до 4.3 л/100 км , а уровень выбросов угарного газа – до 104 г/ км.

Третье поколение ZVW30 (2009-2016 гг.)

Несмотря на явный коммерческий успех, инженеры Toyota продолжили совершенствовать модель в целях повышения его автономности при использовании экологически чистых источников энергии и дальнейшего снижения выбросов. На базе системы THS была разработан принципиально новый последовательно-параллельный гибридный привод Hybrid Synergy Drive, работающий по тому же принципу, но с рядом серьезных нововведений.

Прежде всего, вместо исчерпавшего ресурс увеличения мощности двигателя 1NZ-FXE стал устанавливаться двигатель 2ZR-FXE объемом 1800 см3, развивающий мощность в 99 л.с. Мощность электромотора повысили до 60 кВт, а его размеры уменьшились благодаря применению планетарной передачи. Рекуперативная система доработана с целью повышения КПД и ускорения времени зарядки. Несмотря на возросшую почти до 1500 кг снаряженную массу, динамические характеристики только улучшились благодаря более мощному мотору.

Применение нового гибридного привода позволило не только повысить динамические характеристики автомобиля, но и сделать его более экономичным. По заявлению инженеров Toyota, расход в смешанном режиме составляет 3.6 л/100 км – это паспортные данные.

Естественно, что в реальных условиях этот показатель выше, но по отзывам владельцев, в среднем он не превышает 4.2-4.5 л/100 км, против почти 5.5 л/100 у второго поколения Prius.

Еще одно нововведение – установленная в крыше солнечная панель мощностью 130 Вт, используемая для работы системы климат-контроля.

В 2012 году модель прошла модернизацию, в ходе которой была существенно повышена автономность гибрида на электрической тяге. Установлены новые аккумуляторные батареи, а их емкость увеличена почти в 3 раза – 21.5 А*ч против 6.5 и запасенная энергия в 4.4 кВт*ч против 1.31. Такой заряд позволяет гибриду проехать на электромоторе 1.5 км при максимальной скорости в 100 км/ч или 20 км при скорости в 40 км/ч. При этом выброс вредных веществ в атмосферу составляет всего 49 г/км.

Четвертое поколение (2016 г.)

Осенью 2015 года компания Toyota на автосалоне в Лас-Вегасе презентовала новое поколение Prius Hybrid. Автомобиль основан на совершенно новой платформе и радикально отличается своим агрессивным и интересным дизайном, намекающим на более спортивных характер.

Это действительно так – по словам главного инженера проекта Prius Коузди Тоесима, при разработке дизайна гибриду придали спортивные черты, так как он стал намного быстрее и динамичнее своих предшественников.

Силовая установка Hybrid Synergy Drive осталась практически без изменений. Но благодаря использованию более совершенных материалов, повышению крутящего момента электромотора и новому электромеханическому вариатору удалось повысить максимальную скорость автомобиля. Также в середине 2016 года появится первая полноприводная версия гибрида, с установленным в заднем мосту дополнительным электромотором мощностью 7.3 кВт.

С высоковольтными батареями новой конструкции гибрид проезжает более 50 км на электрической тяге, а усовершенствованная зарядная система сокращает время полной зарядки до 90 мин и дает возможность набрать 60% заряда всего за 15 минут.

На сегодняшний день компания Toyota продала уже более 3.5 млн. своих автомобилей семейства Prius. Эта модель заслуженной считается самым популярным гибридом в мире и с уверенностью демонстрирует, что будущее за автомобилями с гибридной и электрической силовой установкой, снижающими вредное воздействие на окружающую среду.

Видео

В заключение видео-обзор последней версии.