» » Тест на тему электрооборудование автомобиля. Сборник тестовых заданий по устройству автомобилей

Тест на тему электрооборудование автомобиля. Сборник тестовых заданий по устройству автомобилей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эксплуатации автомобилей

Электрооборудование автомобилей

Методические указания, вопросы для самопроверки и задания на контрольную работу для студентов всех форм обучения специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Составители Ю.В. Бурцев Р.Р. Масленников

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 4 от 10.04.02

Протокол № 15 от 16.04.02 Электронная копия находится в библиотеке ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Современные автомобили снабжены хорошо развитой системой электрооборудования. Электрическая энергия используется для пуска двигателя, зажигания рабочей смеси, освещения, работы: приборов сигнализации; контрольно-измерительных и разнообразных вспомогательных приборов.

Дальнейшее развитие электрооборудования автомобилей базируется на использовании полупроводниковых приборов, повышении мощности генераторов в связи с увеличением количества потребителей электроэнергии, внедрении электронных систем для автоматизации управления двигателем и автомобилем. При совершенствовании конструкции приборов электрооборудования особое внимание уделяется повышению их надежности и долговечности, а также упрощению технического обслуживания и ремонта.

Инженер-механик автомобильной специальности должен разбираться в вопросах применения электроэнергии на автомобилях, знать принцип действия и конструкцию приборов электрооборудования различных типов, способы поиска и устранения неисправностей, техническое обслуживание электрооборудования автомобилей. Следует отметить, что почти 20% всех отказов и неисправностей, возникающих при эксплуатации автомобилей, случается в системе электрооборудования.

Цель методических указаний – оказать помощь студентам заочной формы обучения специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» в самостоятельной работе по изучению курса «Электрооборудование автомобилей».

Курс «Электрооборудование автомобилей» базируется на знании физики, химии, электротехники, механики. Программа курса делится на следующие разделы:

1. Введение.

2. Аккумуляторные батареи.

3. Генераторные установки.

4. Стартёры.

5. Система зажигания.

6. Освещение, сигнализация и вспомогательное оборудование. По курсу «Электрооборудование автомобилей» читаются лекции,

выполняется одна контрольная работа и проводятся лабораторнопрактические занятия, после выполнения этих работ сдаётся зачет.

ЛИТЕРАТУРА

При изучении курса можно пользоваться следующими учебника-

1. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 2000. 320 с.

2. Электрооборудование автомобилей / C.В. Акимов, Ю.П. Чиж-

ков. М.: За рулём, 2001. 384 с.

3. Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1982. 263 с.

1. ВВЕДЕНИЕ

Классификация электрооборудования автомобиля.

Условия эксплуатации электрооборудования и основные требования, предъявляемые к автомобильному оборудованию.

Литература .

При изучении вводной части курса обратить внимание на следующее:

- для каких целей используется электроэнергия на автомобиле;

- основные элементы систем электрооборудования и их назначение;

- требования, предъявляемые к электрооборудованию современных автомобилей.

Вопросы для самопроверки

1.1. Для каких целей применяется электрооборудование на автомобиле?

1.2. Перечислите основные потребители электроэнергии на автомобилях.

1.3. Из каких элементов состоит система электропитания?

1.4. Из каких элементов состоит система электропуска?

1.5. Из каких элементов состоит система зажигания?

1.6. Из каких элементов состоит система освещения?

1.7. Перечислите основные требования, предъявляемые к автомобильному электрооборудованию.

2. АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

При изучении этого раздела необходимо уяснить, какие химические процессы происходят при разряде и заряде свинцового аккумулятора, разобраться в характеристиках его разряда и заряда, уяснить зависимость разрядных характеристик от величины разрядного тока и температуры электролита. Иметь понятие об ЭДС, напряжении, ёмкости и внутреннем сопротивлении аккумулятора.

После этого нужно перейти к конструктивным особенностям стартёрных аккумуляторных батарей (АБ), обратив внимание на их маркировку и технические требования, предъявляемые к ним.

В завершение необходимо запомнить основные правила эксплуатации стартёрных АБ, разобраться в том, как приготовить электролит и какую плотность его нужно поддерживать в батарее, ознакомиться с приборами для проверки состояния батареи, изучить способы устранения наиболее характерных неисправностей, обратив внимание на технику безопасности при работах с АБ.

Литература .

Вопросы для самопроверки

2.1. Для чего служит АБ на автомобиле?

2.2. Из каких веществ состоит активная масса положительных и отрицательных пластин свинцовой АБ?

2.3. Какие химические процессы происходят при разряде и заряде свинцовой АБ?

2.4. Что называют ЭДС покоя АБ? Напишите эмпирическую формулу для её вычисления.

2.5. Что называют ёмкостью АБ? При каких условиях ее определяют, от каких факторов она зависит?

2.6. Как определяют ёмкость АБ при последовательном и параллельном соединении аккумуляторов?

2.7. Что называют внутренним сопротивлением АБ и от каких факторов оно зависит?

2.8. Из каких основных частей состоит стартёрная свинцовая АБ?

2.9. Как маркируют свинцовую стартёрную АБ отечественного производства?

2.10. Какой должна быть плотность электролита АБ в зависимости от климатических условий?

2.11. С помощью каких приборов осуществляют проверку состояния АБ при эксплуатации?

2.12. В каких случаях следует доливать в АБ дистиллированную воду, а в каких электролит?

2.13. Перечислите наиболее характерные неисправности свинцовых АБ, назовите способы их устранения.

2.14. Какие способы заряда АБ вы знаете? Какое оборудование применяют при зарядке?

2.15. Меры предосторожности при работах с АБ.

2.16. Каков максимальный срок хранения сухозаряженной АБ?

3. ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ

В этот раздел входит изучение современных генераторов. Их преимущества перед генераторами постоянного тока. Ознакомление с конструкциями и принципом действия генераторов, способами автоматического регулирования напряжения генераторами.

Принцип действия регуляторов напряжения. Работа электронного транзисторного регулятора напряжения Я112-А .

Важное значение имеет ознакомление с основами эксплуатации генераторных установок: характерными неисправностями, методами проверки технического состояния как генераторов, так и их регуляторов напряжения.

Литература .

Вопросы для самопроверки

4.1. Что понимается под минимальной пусковой частотой вращения коленчатого вала ДВС?

4.2. Что представляет собой автомобильный стартёр?

4.3. Объясните работу схемы включения стартёра.

4.4. Работа механизма привода стартёра.

4.5. Для чего служат втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле?

4.6. В чем заключается техническое обслуживание стартёра? Каковы основные неисправности стартёра?

4.7. Проверка и устранение неисправностей стартёра.

4.8. Учитывается ли падение напряжение в проводах и «массе» при определении пусковой мощности стартёра?

5. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Назначение и принцип действия системы зажигания ДВС на примере классической системы батарейного зажигания. Контактнотранзисторная система зажигания, электронные системы зажигания. Достоинства и недостатки указанных систем зажигания.

На работу ДВС бензиновых двигателей большое влияние оказывает момент зажигания рабочей смеси. Поэтому надо обстоятельно разобраться, для чего необходимо изменять угол опережения зажигания на разных режимах двигателя и как это делается.

Необходимо твёрдо знать конструкцию элементов системы зажигания (катушки зажигания, распределителя зажигания, коммутатора, свечей, проводов), условия их работы на двигателе. Иметь понятие о тепловой характеристике свечей зажигания, помнить их маркировку.

Изучение этого раздела можно будет считать законченным после получения твёрдых знаний по основам эксплуатации системы электрического зажигания (правила ухода, способы устранения характерных неисправностей, методы проверки технического состояния, порядок установки зажигания на двигателе).

Вопросы для самопроверки

5.1. Что называется пробивным напряжением? Какие факторы влияют на его величину?

5.2. Что называется коэффициентом трансформации катушки за-

5.3. Почему воспламенение рабочей смеси должно происходить раньше, чем поршень дойдёт до верхней мёртвой точки? Что называется углом опережения зажигания? Почему необходимо менять угол при изменении нагрузки двигателя?

5.4. Назовите основные детали свечи зажигания. Из каких материалов изготавливают изоляторы свечей?

5.5. Как маркируют свечи отечественного производства?

5.6. Что произойдёт, если «горячую» свечу установить на форсированный двигатель?

5.7. Начертите схему классической системы батарейного зажигания и объясните работу этой схемы.

5.8. Что называется периодом работы прерывателя?

5.9. Каковы примерные значения напряжений, необходимые для пуска холодного двигателя и работы прогретого двигателя?

5.10. Чему равна (примерно) минимальная энергия, необходимая для воспламенения горючей смеси, и какова энергия искры современных систем зажигания?

5.11. Как зависит величина тока разрыва от режима работы двига-

5.12. Как определяют время замкнутого состояния контактов прерывателя, зная число цилиндров, тактность и частоту вращения коленвала?

5.13. От чего зависит величина вторичного напряжения катушки зажигания?

5.14. С какой целью применяют конденсатор в схеме системы зажигания с контактным прерывателем?

5.15. Какой величины устанавливают зазоры между электродами свечей зажигания?

5.16. Каков примерный ресурс свечей зажигания, в том числе форсированных двигателей?

5.17. Какая свеча «холоднее» А22Н или А17ДВ ?

5.18. С какой целью в центробежном регуляторе используется одна пружина жёсткая, а другая менее жесткая?

5.19. Почему катушку зажигания от классической системы зажигания нельзя использовать в контактно-транзисторной?

5.20. В чём отличие бесконтактно-транзисторной системы зажигания от контактно-транзисторной?

5.21. Для чего служит вакуумный регулятор опережения зажигания? Как он работает?

5.22. Назовите основные неисправности свечей, катушки зажигания, прерывателя-распределителя? Способы их устранения.

5.23. Как выполняется установка момента зажигания?

6. ОСВЕЩЕНИЕ, СИГНАЛИЗАЦИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

В этом разделе изучаются потребители электроэнергии на автомобиле. Исключительно важное значение для безопасности движения по дорогам имеет система освещения. Поэтому следует ознакомиться с основными параметрами, характеризующими осветительные и светосистемные приборы: активная поверхность оптической системы, световое отверстие, телесный угол охвата, угол излучения и рассеивания, фокус и фокусное расстояние реальной системы, коэффициент пропускания и поглощения. Изучить устройство ламп. Ознакомиться с рабочим процессом и конструктивными особенностями галогенных ламп Н1, Н2, Н3, Н4, обратив внимание на различное исполнение цоколей этих ламп.

Основные требования, предъявляемые к осветительным приборам. Фары с европейской системой светораспределения и американской. Противотуманные фары. Правила ухода за фарами и порядок их регулировки.

Должное внимание необходимо уделить изучению конструкции и принципов действия приборов сигнализации, контрольных приборов, стеклоочистителя, отопителя и другого вспомогательного оборудования, а также уходу за этим оборудованием.

Литература .

Вопросы для самопроверки

6.1. Каким двум противоречащим требованиям должны удовлетворять автомобильные фары?

6.2. Что собой представляет оптическая система фар?

6.3. Какая разница между двухнитевыми лампами американского

и европейского типов?

6.4. Что такое «европейский» асимметричный ближний свет?

6.5. Объясните принцип работы галогенных ламп.

6.6. Какие из галогенных ламп выпускаются с двумя нитями накала ближнего и дальнего света?

6.7. Как устроены сигнальные и габаритные фонари? Каким требованиям они должны удовлетворять?

6.8. Как действуют указатели поворотов?

6.9. Как работает стеклоочиститель?

6.10. Принцип действия спидометра и его устройство.

6.11. Как устроен указатель уровня топлива?

6.12. Устройство и работа указателя уровня масла.

6.13. Устройство и принцип действия указателя температуры в системе охлаждения.

6.14. Как устроен и работает звуковой сигнал?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

При выполнении контрольной работы нужно решить три задачи и ответить на пять вопросов из приведённого ниже списка. Задачи и вопросы разбиты на 20 вариантов: 10 чётных и 10 нечётных. Выбор варианта проводится по двум последним цифрам шифра студента. Если предпоследняя цифра чётная, то вариант берётся из чётной группы, а если нечётная, то вариант берётся из нечётной группы. Последняя цифра шифра соответствует номеру варианта.

Номера вопросов приведены в табл.1. Отвечая на вопрос, сначала надо выписать его текст, а затем изложить содержание ответа своими словами, по возможности кратко, но достаточно исчерпывающе.

Номера контрольных вопросов.

Таблица 1

№ варианта

№ вопроса

Нечётная группа

Чётная группа

Ответы на вопросы должны содержать необходимые теоретические положения, схемы, эскизы конструкций и цифровой материал.

  • II. Различные задания, которые могут использоваться на семинарских занятиях для проверки индивидуальных знаний.
  • Выбор и утверждение темы. Оформление задания на дипломное проектирование
  • Выполнение творческого домашнего задания «Психологические особенности семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью»
  • Выявление дисфункционального отношения к домашним заданиям.
  • 1.Какой процесс происходит в аккумуляторе?

    Эталон: в.

    2.Каковы причины возникновения короткого замыкания пластин аккумуляторной батареи? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.Каким должен быть уровень электролита в аккумуляторной батарее?

    а) выше пластин на 10-20 мм;

    б) выше пластин на 10-15 мм;

    в) выше на 20-25 мм;

    г) выше пластин на 8-12 мм.

    Эталон: б.

    4.Напишите маркировку свечи А11НТ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.Чем больше аккумуляторная батарея заряжена, тем…

    а) больше воды и серной кислоты содержится в ней

    б) меньше воды и серной кислоты содержится в ней

    в) больше воды и меньше серной кислоты содержится в ней

    г) меньше воды и больше серной кислоты содержится в ней

    Эталон: (б)

    6.Электролит полностью заряженной аккумуляторной батареи имеет плотность около…

    а) 1,0 г / см2

    б) 1,1 г / см2

    в) 1,2 г / см2

    г) 1,3 г / см2

    Эталон: (d)

    7.Какой металл нашел наибольшее распространение при изготовлении аккумуляторных батарей, устанавливаемых на современных автомобилях?

    б) Свинец

    г) Алюминий

    Эталон: (b)

    8.Единицей измерения мощности аккумуляторной батареи является...

    Эталон: (b)

    9.Какой процесс происходит в аккумуляторе?

    а) химическая энергия преобразуется в электрическую;

    б) электрическая энергия преобразуется в химическую;

    в) электрическая энергия преобразуется в химическую, а химическая - в электрическую.

    Эталон: в.

    10.Каковы причины возникновения короткого замыкания пластин аккумуляторной батареи? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ-эталон: разрушение сепараторов; выпадение большого слоя осадка.

    11.Каким должен быть уровень электролита в аккумуляторной батарее?

    а) выше пластин на 10-20 мм;

    б) выше пластин на 10-15 мм;

    в) выше на 20-25 мм;

    г) выше пластин на 8-12 мм.

    Эталон: б.


    12.Укажите назначение электрических стартеров

    а) превращает электрическую энергию в химическую

    б) для пуска двигателя

    в) преобразует переменный ток в постоянный

    Эталон: б

    13.Где установлен датчик температуры охлаждающей жидкости? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    14.Перечислите все контрольно- измерительные приборы, которые устанавливаются на автомобиле. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вопросы для дифференцированного зачета по курсу «автодело»


    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
    «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
    КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»

    ТЕСТЫ
    к теоретическим занятиям поМДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
    Профессия: 23.01.03 «Автомеханик»
    МДК 01.01 «Устройство автомобилей»
    Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
    Тема: Система зажигания
    Разработал Минаев Н.А.
    Севастополь
    2016
    Тесты к теоретическим занятиям по теме «Система зажигания», входящей в состав МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессии 23.01.03 «Автомеханик» и МДК 01.01«Устройство автомобилей» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
    Целью настоящих тестов является закрепление студентам знаний, полученных при изучении теоретического материала по теме «Система зажигания», входящей в состав МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессии 23.01.03 «Автомеханик» и МДК 01.01«Устройство автомобилей» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
    Тесты составлены в соответствии с требованиями программы профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессии 23.01.03 «Автомеханик» и ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» дневной формы обучения.
    Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский промышленно-технологический колледж имени маршала инженерных войск А.В. Геловани»
    Разработчик: преподаватель Минаев Н.А.
    1. Перечислите элементы, входящие в электронную систему зажигания:
    а) катушка зажигания

    в) конденсатор
    г) насвечникд) свечи
    е) высоковольтные провода
    2. Какую электрическую цепь размыкают контакты прерывателя?
    а) первичную цепь обмотки катушки зажигания
    б) вторичную цепь обмотки катушки зажигания
    в) цепь обмотки возбуждения
    3. В зависимости от каких параметров вакуумный регулятор изменяет угол опережения зажигания?
    а) частоты вращения коленчатого вала
    б) изменения напряжения в цепи катушки зажигания
    в) изменения нагрузки на двигатель
    г) от всех указанных параметров
    4. Какой прибор системы зажигания обеспечивает преобразование тока низкого напряжения в ток высокого напряжения?
    а) катушка зажигания
    б) прерыватель-распределитель
    в) искровые свечи зажигания
    5.какое напряжение возникает во вторичной обмотке катушки?
    а) 220 Вб) 380 Вв) 30 000 В6. Куда далее поступает ток высокого напряжения от катушки зажигания?
    а) на центральный контакт крышки распределителя
    б) на контакты прерывателя
    в) на искровые свечи зажигания
    7. Как изменяется угол опережения зажигания при уменьшении нагрузки на двигатель?
    а) увеличится
    б) уменьшится
    в) не изменится
    8. В зависимости, от каких параметров центробежный регулятор опережения зажигания прерывателя-распределителя изменяет угол опережения зажигания?
    а) мощностных нагрузок на двигатель
    б) скоростных параметров
    в) октанового числа бензина
    г) всех названных параметров
    9. Куда поступает ток с контактов прерывателя-распределителя?
    а) на первичную обмотку катушки зажигания
    б) на вторичную обмотку катушки зажигания
    в) на конденсатор
    г) во все названные приборы
    10. Когда возникает искра на электродах свечи зажигания?
    а) при подаче тока в цепь конденсатора
    б) при смыкании контактов прерывателя-распределителя
    в) при размыкании контактов прерывателя-распределителя
    г) во всех перечисленных случаях
    11. Какое устройство изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель?
    а) октан-корректор
    б) конденсатор
    в) вакуумный регулятор
    г) центробежный регулятор
    12. Каким образом центробежный регулятор изменяет угол опережения зажигания?
    а) водителем вручную, поворачивая корпус прерывателя
    б) автоматически, с помощью центробежных грузиков
    в) обоими способами
    13. На какой угол повернется ротор распределителя в 4-х тактном 4-цилиндровом двигателе, если коленчатый вал сделает один оборот?
    а) 15 градусовд) 270 градусов
    б) 45 градусове) 360 градусов
    в) 90 градусовж) 540 градусов
    г) 180 градусовз) 720 градусов
    Ответы на тестовые задания
    1 – г, д;
    2 – а;
    3 – в;
    4 – а;
    5 – в;
    6 – а;
    7 – б;
    8 – б;
    9 – а;
    10 – в;
    11 – в;
    12 – б;
    13 – в.
    Критерии оценивания
    Оценка «неудовлетворительно» – 7 правильных ответов и меньше
    Оценка «удовлетворительно» – 8-10 правильных ответов
    Оценка «хорошо» – 11-12 правильных ответов
    Оценка «отлично» – 13 правильных ответов

    Список используемой литературыГладов Г.И. Устройство автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
    Пехальский А.П. Устройство автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. – 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 528 с.

    Тесты по курсу "Электрооборудование автомобилей и тракторов"
    1. Какую плотность электролита вы бы выбрали для аккумулятора, работающего в северных районах России?
    1) 1,2; 2) 1,2; 3) 1,29; 4) 1,4; 5) 1,6.
    2. Электродвижущая сила одного элемента свинцовой аккумуляторной батареи, находящейся в покое, равна:
    1) 1 В; 2) 1,5В; 3) 2В; 4) 3 В; 5) 4В.
    3. Обмотка возбуждения генератора переменного тока служит для: 1) создания магнитного потока; 2) нагрева генератора; 3) вращения якоря; 4) вращения ротора; 5) разрядки батареи.
    4. Сердечник статора генератора переменного тока набирается из тонких листов электротехнической стали, изолированных между собой, с целью: 1) усиления магнитного потока; 2) увеличения фока службы; 3) сниже-ния потерь на вихревые токи (токи Фуко).
    5. Щетки генератора переменного тока изготавливают из: 1) меди; 2) графита; 3) графита с добавлением ме-ди; 4) свинца; 5) стали.
    6. Генератор в схемах электрооборудования автомобилей является: 1) устройством только для зарядки бата-рей; 2) устройством для пуска двигателя; 3) основным источником постоянного тока; 4) источником для пи-тания только системы зажигания; 5) источником для питания только приборов освещения.
    7. Напряжение на зажимах генератора поддерживается постоянным при помощи: 1) реле обратного тока; 2) реле включения; 3) ограничителя тока; 4) регулятора напряжения
    8. Что обозначает слово "стабилитрон"? 1) полупроводниковым прибор для стабилизации напряжения; 2) вы-прямитель; 3) сопротивление.
    9. С какой целью стали применять транзистор в регуляторах напряжения? 1) для уменьшения тока, разрывае-мого контактами; 2) в качестве управляемого сопротивления; 3) для регулирования тока возбуждения.
    10. Каким способом осуществляется зарядка аккумуляторной батареи на автомобиле? 1) при постоянной силе тока; 2) при постоянном напряжении (14,5 В); 3) при смешанном способе; 4) при переменном напряжении; 5) в импульсном режиме.
    11. Каким способом смешивается серная кислота с дистиллированной водой в процессе приготовления элект-ролита? 1) воду льют в кислоту; 2) кислоту льют тонкой струйкой в воду, перемешивая.
    12. Как включают обмотку возбуждения в стартерных электродвигателях с целью получения наибольшего крутящего момента на валу якоря при пуске двигателя? 1) последовательно; 2) параллельно; 3) смешанно; 4) не имеет значения.
    13. С какой целью в приводе стартера устанавливают муфту свободного хода? 1) для движения шестерни стартера к маховику; 2) для увеличения частоты вращения якоря; 3) чтобы устранить вращение якоря старте-ра от маховика после пуска двигателя; 4) для упрощения конструкции стартера.
    14. С какой целью в электрических схемах пуска двигателя применяют реле включения, которое подключает питание на обмотки тягового реле стартера? 1) создать схему с дистанционным управлением стартера; 2) уменьшить искрение в контактах замка зажигания и увеличить его срок службы; 3) упростить электрическую схему; 4) заменить функции электромагнитного тягового реле механизма привода.
    15. Главное назначение муфты свободного хода (обгонной муфты) стартера: 1) выполнять функцию подшип-ника между валом якоря и корпусом шестерни; 2) передавать крутящий момент от стартера к двигателю при пуске и устранять вращение якоря стартера после пуска двигателя; 3) передавать вращение от венца махови-ка валу стартера; 4) не препятствовать вращению вала двигателя от рукоятки.
    16. Укажите главную причину уменьшения скорости вращения стартера при пуске двигателя: 1) уменьшение натяжения пружины щеткодержателей; 2) понижение напряжения на аккумуляторной батареи; 3) осыпание активной массы на пластинах аккумуляторной батареи.
    17. Укажите главную причину, если не включается стартер: 1) окислились штыри аккумуляторной батареи; 2) частично разряжена аккумуляторная батарея; 3) разомкнута цепь тягового реле; 4) окислился контактный диск тягового реле; 5) окислились контакты тягового реле.
    18. В тяговом реле стартера кроме втягивающей обмотки имеется: 1) ускоряющая обмотка; 2) удерживающая обмотка; 3) возбуждающая обмотка; 4) последовательная обмотка.
    19. В маркировке свечи "А 20 ДВ" число20 характеризует: 1) длину свечи в мм; 2) зазор между электродами свечи в мм; 3) калильное число (тепловую характеристику); 4) вес свечи; 5) массу свечи.
    20. В маркировке свечи "А 20 ДВ" буква Д обозначает длину резьбовой части корпуса, равную: 1) 3 мм; 2) 5 мм; 3) 8 мм; 4) 10 мм; 5) 19мм.
    21. В маркировке свечи "А 20 ДВ" буква В обозначает: 1) выступание конуса изолятора за торец корпуса све-чи; 2) высокое качество верхнее; 3) расположение;4) для всех двигателей; 5) водостойкая.
    22. Чтобы свеча самоочищалась от нагара, температура конуса изолятора должна быть в пределах: 1) 10-20°С; 2) 40-60°С; 3) 80-100°С; 4) 100-120°С; 5) 400-500°С.
    23. Какая из указанных свечей имеет большее калильное число и считается более "холодной"? 1) А 11 ДВ; 2) А 14 ДВ; 3) А 17 ДВ; 4) А20 ДВ; 5)А23 ДВ.
    24. На двигателе установлена свеча "А 17 ДВ", но она дает калильное зажигание. Какую свечу, вы выбираете для устранения указанного недостатка? 1) А 8 ДВ; 2) А 11 ДВ; 3) А 14 ДВ; 4) А 17 ДВ; 5) А 20 ДВ.
    25. Какую величину зазора (в мм) рекомендуют между электродами свечи? 1) 0,1-0,2; 2) 0,2-03; 3) 03-0,4; 4) 0,5-0,6; 5) 0,6-0,8.
    26. В классической системе зажигания конденсатор служит для: 1) формирования необходимой амплитуды и формы импульса напряжения подаваемого на свечу; 2) устранения радиопомех; 3) сглаживания пульсаций вторичного напряжения; 4) повышения напряжения на вторичной обмотке.
    27. При установке зажигания поршень первого цилиндра устанавливают по метке около ВМТ на такте: 1) выпуска; 2) впуска; 3) сжатия; 4) рабочего хода; 5) на любом.
    28. Центробежный регулятор служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от: 1) нагруз-ки; 2) частоты вращения вала двигателя; 3) состава горючей смеси; 4) температуры двигателя; 5) степени сжатия.
    29. Вакуумный регулятор изменяет угол опережения зажигания в зависимости от: 1) частоты вращения вала двигателя; 2) нагрузки (положения дроссельной заслонки); 3) температуры двигателя; 4) компрессии двигате-ля.
    30. Октан-корректор служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от: 1) нагрузки; 2) час-тоты вращения вала двигателя; 3) температуры двигателя; 4) октанового числа бензина; 5) компрессии двига-теля.
    31. 3азор между контактами прерывателя должен быть в пределах: 1) 0,1-0,2 мм; 2) 0,2-03 мм; 3) 0,35-0,45 мм; 4) 1 -2 мм; 5) 3-4 мм.
    32. В контактной системе зажигания применяют конденсаторы емкостью: 1) 0,01-0,02мкФ; 2) 0,2-03 мкФ; 3) 1-2 мкФ; 4) 5-7 мкФ; 5) 20-30 мкФ.
    33. Температура искры между электродами достигает: 1) 10 °С; 2) 20 °С; 3) 50 °С; 4)200 °С; 5) 10000 °С.
    34. Вторичное напряжение в классической системе зажигания достигает: 1) 100В; 2) 200В; 3) 1000В; 4) 2000 В; 5) 15000-25000 В.
    35. В магнето источником тока является: 1) аккумуляторная батарея; 2) генератор с возбуждением от посто-янного магнита.
    З6. Почему в системах электрооборудования применяют однопроводную систему, используя вместо второго провода корпус автомобиля? 1) для уменьшения коррозии кузова; 2) для экономии дорогостоящих проводов; 3) для уменьшения радиопомех.
    37. Укажите главный недостаток зарядки батареи на автомобиле при постоянном напряжении: 1) данный способ хуже зарядки при постоянной силе тока; 2) нельзя осуществлять полную зарядку батареи; 3) большой ток в начале зарядки, возможно коробление пластин; 4) нельзя регулировать силу тока зарядки; 5) усложня-ется контроль зарядки.
    38. В современных системах зажигания при использовании датчика Холла, что является подвижной частью?
    1) магнит; 2) элемент Холла; 3) экран; 4) катушка возбуждения; 5) якорь.
    39. Определение степени разреженности аккумулятора возможно по: 1) температуре электролита; 2) плотнос-ти электролита; 3) цвету электролита; 4) сроку службы.
    40. Максимум полезной мощности аккумуляторной батареи наблюдается при равенстве сопротивления на-грузки: 1) бесконечности; 2) много больше величины внутреннего сопротивления; 3) много меньше величины внутреннего сопротивления; 4) внутреннему сопротивлению.
    41. Объяснить, почему в момент пуска двигателя стартер потребляет наибольший ток?
    42. Почему втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле стартера имеют одинаковое число витков и включены встречно?
    43. При включении стартера срабатывает тяговое реле, а якорь не вращается. Объяснить каковы неисправнос-ти.
    44. Для чего статорная обмотка генератора выполняется трехфазной?
    45. Почему частота напряжения генератора непрерывно изменяется?
    46. 3а счет чего во вторичной обмотке катушки зажигания возникает высоковольтный импульс напряжения при разрыве цепи первичной обмотки катушки зажигания?

    ОГБОУ СПО «Кадомский технологический техникум»

    Терёхин Алексей Иванович

    УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

    по разделу

    «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ» МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
    для студентов специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


    Кадом

    В учебно-практическом пособии по разделу «Электрооборудование автомобилей» МДК 01.02. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта рассмотрены общие принципы построения системы электрооборудования автомобиля, ее отдельных элементов и их взаимосвязи. Материал расположен в логическом порядке и хорошо структурирован, что облегчает понимание принципов работы всех систем и процесс диагностики неисправностей. Учебно-практическое пособие иллюстрировано схемами, таблицами и рисунками. После каждой темы даны вопросы для самоконтроля знаний, ответы на которые требуют творческого усвоения материала. Особое внимание уделено новым системам электрооборудования, используемым в моделях с применением бортовых компьютеров и микропроцессорной техники.

    Учебно-практическое пособие по разделу «Электрооборудование автомобилей» МДК 01.02. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта предназначено для студентов техникумов и колледжей. Разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


    Предисловие

    6


    7

    1. Устройство аккумуляторных батарей

    2. Химические процессы, происходящие внутри аккумуляторных батарей

    3. Возможные неисправности аккумуляторных батарей

    4. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

    5. Зарядка аккумуляторных батарей

    7

    Вопросы для самоконтроля

    10

    Тема 2: Генераторные установки

    10

    1. Генераторы переменного тока и их устройство

    2. Преимущества и недостатки генераторов переменного тока

    3. Регулирование напряжения генераторов

    10

    Вопросы для самоконтроля

    12

    Тема 3.Схемы систем электроснабжения

    13

    1. Схема электрооборудования

    2. Системы электроснабжения с генераторными установками переменного тока


    13

    Вопросы для самоконтроля

    14

    Тема 4: Эксплуатация системы электроснабжения

    15

    1.Техническое обслуживание системы электроснабжения

    2Основные неисправности системы электроснабжения

    3.Оборудование, необходимое для проверки системы электроснабжения


    15

    Вопросы для самоконтроля

    18

    Тема 5. Система зажигания

    18

    1. Назначение системы зажигания и предъявляемые к ней требования

    2.Понятие о контактной системе зажигания

    3. Принцип работы контактной системы зажигания

    4.Общие сведения о полупроводниковых системах зажигания

    5.Контактно-транзисторная система зажигания

    6. Бесконтактная система зажигания


    1. Катушки зажигания

    2. Прерыватель - распределитель

    3. Датчик - распределитель
    10.Коммутаторы

    11.Свечи зажигания

    12.Проверка технического состояния, испытания и регулировка приборов системы зажигания

    13.Оборудование, применяемое при эксплуатации систем зажигания


    18

    Вопросы для самоконтроля

    30

    Тема 6. Электропусковые системы

    30

    1. Назначение и основные требования, предъявляемые к электропусковой системе.

    2. Стартер, его устройство и назначение.

    3. Принцип работы стартера.

    4. Механизм привода стартера.

    5. Схемы электропусковых систем.

    6. Устройства для облегчения пуска холодного двигателя

    7. Электрофакельный подогреватель.

    8. Предпусковой подогреватель.

    9. Техническое обслуживание системы пуска двигателя.
    10.Основные неисправности в системе пуска двигателя и их устранение.

    Вопросы для самоконтроля

    38

    Тема 7: Контрольно-измерительные приборы

    38

    1. Общие сведения

    2. Приборы измерения давления

    3. Приборы измерения температуры

    4. Приборы для измерения уровня топлива

    5. Приборы контроля зарядного режима

    6. Приборы для измерения скорости движения автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя

    7. Эксплуатация контрольно-измерительных приборов

    38

    Вопросы для самоконтроля

    43

    Тема 8: Осветительные приборы

    44

    1. Общие сведения

    2. Классификация системы освещения

    3. Лампы осветительных приборов

    44

    Вопросы для самоконтроля

    45

    Тема 9: Приборы световой сигнализации

    45

    1. Общие сведения

    2. Классификация светосигнальных приборов

    3. Принципы нормирования основных характеристик светосигнальных приборов

    4. Габаритные огни

    5. Сигналы торможения

    6. Указатели поворота и их боковые повторители

    7. Конструкции светосигнальных приборов

    8. Световозвращатели

    46

    Вопросы для самоконтроля

    49

    Тема 10: Система включения и эксплуатация светотехнических приборов

    49

    1. Схемы включения осветительных приборов и световой сигнализации

    2. Устройство и работа реле-прерывателей указателей поворота

    3. Техническое обслуживание осветительных приборов и использование для этого оборудование

    49

    50
    50


    Вопросы для самоконтроля

    51

    Тема 11: Звуковые сигналы, электродвигатели, стеклоочистители

    51

    1. Электрические звуковые сигнализаторы, их виды, назначение, устройства и работа

    2. Техническое обслуживание звуковых сигнализаторов

    3. Неисправности реле сигнализаторов

    4. Стеклоочиститель с приводом, его устройство и работа

    5. Фароочистители

    6. Электродвигатели

    7. Неисправности электродвигателей

    Вопросы для самоконтроля

    56

    Тема 12: Система управления экономайзером принудительного холостого хода

    1. Особенности режима принудительного холостого хода двигателя

    2. Системы автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода

    3. Система подачи топлива с электронным управлением

    57
    Вопросы для самоконтроля

    61
    Тема 13: Схемы электрооборудования современных автомобилей

    61

    1. Принципы построения схем электрооборудования

    2. Система «Стоп-старта»

    3. Условные обозначения изделий электрооборудования

    4. Автомобильные провода

    5. Защитная аппаратура

    6. Техническое обслуживание бортовой сети автомобиля

    61

    Вопросы для самоконтроля

    69

    Тема 14: Коммутационная аппаратура, устройства для снижения радиопомех

    69

    1. Коммутационная аппаратура

    2. Мультиплексная система электропроводки

    3. Маршрутный компьютер

    4. Устройства для уменьшения радио- и телепомех

    5. Высоковольтные провода


    69

    Вопросы для самоконтроля

    75

    Список используемой литературы

    77

    Предисловие
    За последние годы автомобильный парк России претерпел существенные изменения. Отечественные производители, повышая конкурентоспособность своей продукции, значительно расширили и модернизировали электрооборудование автомобиля.

    На современных автомобилях электронные устройства управляют системой зажигания, впрыскиванием топлива, осуществляют контроль за работоспособностью узлов и агрегатов, предоставляя водителю информацию о состоянии транспортного средства. Сейчас практически любая система электрооборудования включает элементы электроники: это всевозможные реле, регуляторы, датчики и т.п. Применение электроники и микропроцессорной техники способствовало разработки систем автоматическим управлением двигателем и трансмиссией, блокировкой дверей, подъемом стекол, поворотом зеркал заднего обзора и много другое.

    Дисциплина «Электрооборудование автомобилей» является одной из основных дисциплин специального цикла, изучаемых студентами 3 курса специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Изучение данной дисциплины должно способствовать выработке у студентов творческого мышления, навыков практической оценки неисправностей, возникающих в системе электрооборудования автомобиля с учетом теоретических знаний материала и умений выделять главное в огромном потоке современной информации по устройству и модификации автомобилей.

    Учебно-практическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по данной учебной дисциплине. Материал расположен в логическом порядке и хорошо структурирован, что облегчает понимание принципов работы всех систем и процесс диагностики неисправностей. Учебно-практическое пособие иллюстрировано схемами, таблицами и рисунками. После каждой темы даны вопросы для самоконтроля знаний, ответы на которые требуют творческого усвоения материала.

    Тема 1: Аккумуляторные батареи
    План

    1.Устройство аккумуляторных батарей

    2. Химические процессы, происходящие внутри аккумуляторных батарей

    3. Возможные неисправности аккумуляторных батарей

    4. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

    5. Зарядка аккумуляторных батарей
    1.Устройство аккумуляторных батарей