» » Техника безопасности электрокаров при эксплуатации. Меры безопасности при эксплуатации электропогрузчиков и аккумуляторных батарей

Техника безопасности электрокаров при эксплуатации. Меры безопасности при эксплуатации электропогрузчиков и аккумуляторных батарей

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на электрокаре допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автотележки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, имеющие не ниже второй группы по электробезопасности.

1.2. Водитель электрокара должен проходить:

  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ №90 от 14. 03. 1996 г;
  • проверку знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.

1.3. Водитель электрокара обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации автопогрузчика
  • соблюдать правила безопасности при погрузке и разгрузке грузов;
  • соблюдать ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

1.4. Водитель электрокара должен:

  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения механика;
  • знать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности и электробезопасности;
  • знать положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
  • знать правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать автопогрузчик в чистоте и порядке.

1.5. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.6. При обнаружении неисправностей электрокара, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автотележку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу.

1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.9. Монтаж и демонтаж пневматических шин и их накачивание должно проводиться в специальном помещении, оборудованными для этой цели специальным предохранительным устройством (решетчатой клеткой).

1.10. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель автопогрузчика должен использовать следующие СИЗ: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные.

1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы электрокара;
  • столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности электрокара и проверить:

  • техническое состояние, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации,
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • проверить завинчивание крышек аккумуляторной батареи и закрыть крышку над ней;
  • верхняя часть элементов аккумуляторной батарей должны содержаться сухой. Выводы и кабельные башмаки должны быть чистыми, смазанные вазелином и хорошо затянутыми;
  • зарядку аккумуляторных батарей, проверкой вольтметром при включенном токоприемнике;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;

2.3.Проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

2.4. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

3.Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.

3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния электрокара и перевозимого груза., но не выше 5 км в час.

3.4. Ширина пути и проходных коридоров должна соответствовать ширине электрокара с грузом.

3.5. Водителю электрокара запрещается:

Работать с неисправными тормозами, звуковыми и световыми сигналами;

Управлять электрокаром влажными руками или замасленными руками;

Не должен перевозить людей:

3.6. Во избежание наезда на работников при приближении не менее чем на 5 м подать звуковой сигнал.

3.7. Скорость движения по территории цехов должна не более 3 км в час.

3.8. Управляя электрокаром, находится на подножке только лицом по направлению движения.

3.9. Водителю не разрешается:

  • управлять электрокаром в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • перевозить грузы, если они закрывают обзорность пути, выходят за габариты;
  • перевозить груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика;
  • передавать управление электрокаром посторонним лицам;

3.10. При транспортировании негабаритных грузов водитель должен убедиться, что высота и ширина пути достаточны для свободного проезда.

3.11. При транспортировании объемных грузов, нарушающих видимость на переднем ходу, водитель должен осуществлять транспортирование задним ходом.

3.12.При движении электрокара с грузом по уклону, груз должен быть направлен к верхней части уклона.

3.13. При постановке электрокара на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу

3.14. При ремонте электрокара содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

3.15.Подъем электрокара домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

3.16..На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

3.17. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

3.18.Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как электрокар будет установлен на козелки.

3.19.Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара из-за неисправности оборудования электрокара водитель обязан:

Остановить электрокар;

Принять меры к тушению загорания, применив углекислотный огнетушитель или песок, брезент.

4.2. При обнаружении трещин в корпусе аккумуляторных батарей, работу прекратить и потребовать замены.

4.3.При обнаружении повреждения в электрокаре водитель должен остановит его и сообщить мастеру.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить электрокар. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

5.2.Снять спецодежду, принять душ.

Железнодорожный транспорт. Безрельсовый колесный транспорт. Электрокары и электропогрузчики.

А. Железнодорожный транспорт. Безопасность железнодорожного транспорта на предприятии обеспечивается службой движения. Все работники службы движения должны быть обучены и знать правила содержания, ремонта и эксплуатации железнодорожных путей.

Ремонтные подразделения должны иметь необходимую документацию (схемы путей, эпюры стрелочных переводов и укладки шпал, нормы и технические условия содержания путей и др.). Должны быть разработаны планировка территории с указанием мест разгрузки грузов и габаритов их складирования, а также конкретные указания по безопасным приемам работы.

Бригадиры ремонтных бригад должны регулярно проверять состояние железнодорожных путей и стрелочных переводов и своевременно устранять выявленные дефекты. Дорожные мастера лично не реже чем 2 раза в месяц проверяют состояние путевого хозяйства и составляют график планово-предупредительного ремонта с учетом результатов проверки, а также следят за своевременным его проведением.

По обе стороны железнодорожного полотна должно быть свободное пространство не менее 2 м от наружной головки рельса, за пределами которого можно складировать грузы в штабеля высотой до 1,2 м. При большой высоте штабеля это расстояние следует увеличить до 2,5 м. Для разгрузки и погрузки вагонов, полувагонов и платформ оборудуются специальные площадки. Вагоны для погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на прямом участке пути без уклона и вдали от стрелочных переводов. На время этих работ вагоны затормаживают с помощью стальных башмаков, устанавливаемых под колеса.

Закрывать люки полувагонов после выгрузки грузов следует при помощи специальных люкоподъемников.

Особо внимательным необходимо быть при осуществлении маневровых работ. Нельзя производить сцепление вагонов на кривизнах пути с радиусом менее 60 м, так как при этом не соединяются автоматические сцепки, а составителям вагонов на ходу выполнять эту операцию вручную весьма опасно.

Б. Безрельсовый колесный транспорт. Для перевозки различных материалов, заготовок, готовых изделий между цехами, из цехов на склады или наоборот обычно используется автомобильный транспорт, находящийся в ведении самого предприятия или выделяемый централизование автокомбинатами.

Перед выездом на линии до начала перевозки грузов должно быть тщательно проверено техническое состояние транспортных средств, в особенности действие тормозов, рулевого управления, исправность кузова и запорных устройств.

Боковые и задние борта кузовов автомашин должны открываться и иметь прочные петли и запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания и выпадения груза при движении.

Выпуск на линию автомашин разрешают сменные механики, что подтверждается подписью в путевых листках водителей.

Водитель может покинуть свое место или оставить транспортное средство лишь при условии, если приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его посторонними лицами. Например, водитель не должен оставлять автомобиль с работающим двигателем или ключом в замке зажигания.

Во избежание падения или смещения перевозимые грузы должны быть тщательно уложены в кузове или на платформе автомашины. Для перевозки опасных грузов (например, баллонов с газом, химически активных или горючих жидкостей и др.) необходимо пользоваться контейнерами или другими приспособлениями, исключающими толчки и удары во время движения.

Нельзя перевозить людей на подножках, крыльях, крышах кабин даже при малой скорости автомобиля.

Особую опасность представляет движение задним ходом. При движении задним ходом путь должен просматриваться через зеркало заднего вида и боковые зеркала, а в необходимых случаях должно быть выделено лицо, помогающее водителю обеспечивать безопасное движение.

В. Электрокары и электропогрузчики. В настоящее время аккумуляторные электрические тележки (электрокары) и погрузчики широко применяются в качестве внутризаводского и внутрицехового транспорта. Хорошо зарекомендовали себя электрокары и электросамосвалы, выпускаемые промышленностью Народной Республики Болгария, у которых скорость движения при полной загрузке достигает 15 км/ч. Эти машины снабжены приборами безопасности. Цепь управления имеет секретный замок с ключом, что исключает возможность использования их посторонними лицами. У них имеются осветительные фары, стоп-сигнал, указатели поворота и др.

Все электрокары и погрузчики, находящиеся в эксплуатации, снабжаются заводскими номерными знаками, определяющими их принадлежность к определенному цеху, и инвентарным номером.

Для обеспечения безопасности движения до начала работы водитель обязан проверить исправное состояние электрокара или электропогрузчика, обратив особое внимание на исправное действие тормозов, звукового сигнала, световых приборов.

Во время движения водитель должен внимательно следить за состоянием дороги перед электрокаром (погрузчиком), избегая движения по неровной поверхности, внимательно объезжать возможные препятствия, на поворотах снижать скорость во избежание заноса или опрокидывания, следить за дорожными знаками. Особенно внимательно и осторожно нужно двигаться при переезде через железнодорожный путь, перекрестки дорог, в местах движения пешеходов, на узких участках пути, в помещениях цехов и складов, где скорость движения не должна превышать 3 км/ч. Не разрешается при движении в цехах приближаться к станкам и оборудованию ближе 0,5 м.

Ширина проездов для электрокарного транспорта должна быть не менее 1,8 м при одностороннем движении и не менее 3 м при двустороннем.

При погрузке электрокара (электропогрузчика) недопустимо превышать разрешенную массу груза; надо следить за правильной его укладкой на платформу с тем, чтобы груз не выступал за габариты платформы. Во время движения надо следить за тем, чтобы груз не смещался.

При использовании грузового лифта для подъема груженого электрокара лифтер и рабочий, сопровождающий груз, в момент въезда в лифт должны покинуть кабину.

В процессе работы не исключены случаи, когда водитель электрокара из-за какой-либо помехи вынужден покинуть свое место во время движения. Во избежание движения неуправляемого электрокара (например, типа ЭК-2) он оборудуется ножной педалью, нажатием на которую водитель включает электрическую цепь. После снятия с педали ноги цепь питания электродвигателя размыкается и автоматически срабатывает механический тормоз, что приводит к быстрой остановке неуправляемой машины. Этим предупреждается возможный несчастный случай.

Чтобы исключить опрокидывание погрузчика в процессе движения, груз на захватных вилках должен располагаться равномерно на обе лапы и не должен выступать вперед за пределы вилки более чем на 1/3 длины лап.

Рама погрузчика перед транспортировкой груза должна быть отклонена до отказа назад. Высота перевозимого груза не должна ухудшать обзор дороги и выходить за пределы защитного устройства, предохраняющего водителя.

Подъем и спуск перевозимого груза необходимо осуществлять при угле наклона, равном или меньшем угла наклона рамы назад, указанного в паспорте погрузчика.

Во избежание падения груза захватные вилы должны быть застопорены болтами на раме после каждой регулировки.

Автопогрузчики применяются только на открытых участках для разгрузочно-погрузочных работ и межцехового и межскладских транспортировки грузов. В зависимости от характера груза автопогрузчики могут быть оборудованы небольшим, ковшом, безблочная стрелой, вилочными захватами. Автопогрузчики могут работать только на территории, имеющей твердое покрытие. Перед началом работы автопогрузчик должен быть проверен на соответствие правилам безопасности и эксплуатации в соответствии с инструкцией. К работе на нем допускаются лица старше 18 лет, прошедшие обучение, сдали экзамены и получили право на управление автопогрузчиками. Основным условием безопасной работы автопогрузчика является соответствие массы поднимаемого груза, допустимым нормам нагрузки. Грузоподъемность механизма изменяется в зависимости от положения центра тяжести груза относительно опорной рамы. Поэтому поднимать груз, центр тяжести которого расположен на расстоянии от рамы, превышает установленную инструкцией запрещается. Нарушение этого требования может привести к падению погрузчика и травмирования работников. Запрещено перевозить груз массой, превышающей грузоподъемность автопогрузчика. Длинномерные грузы разрешается транспортировать только на открытых участках территории, причем способ удержания груза должен исключать возможность его разрушения или падения. Грузы больших размеров, которые закрывают водителю видимость, перемещают при движении автопогрузчика задним ходом. При этом ответственный за погрузку лицо указывает дорогу и подает сигналы. Работа с грузами должна исключать возможность их падения во время захвата, подъема, транспортировки, опускания и разгрузки. Запрещается укладывать на автопогрузчик груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя.

Поднимать и опускать груз разрешается только при полной остановке автопогрузчика.

Мелкие штучные грузы транспортируют только в специальной таре, которую заполняют не выше ее бортов. В случае потери автопогрузчиком устойчивого положения немедленно опускают груз.

Особую осторожность требует транспортировки в узких проездах. В ночное время предусматривают должное электрическое освещение складских или рабочих участков.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ автопогрузчиком запрещается: поднимать и перевозить людей; оставлять погрузчик с грузом на вилах или с поднятыми вилами; продолжать работу при неустойчивом положении автопогрузчика. Скорость движения погрузчика не должна превышать 7 км / ч при движении по главным проездах и 5 км / ч при движении в других местах. Нельзя оставлять автопогрузчик с работающим двигателем около легковоспламеняющихся материалов без присмотра и оставлять руль управления при поднятом грузе.

После окончания работы водитель должен осмотреть и очистить все части и сделать соответствующую запись в сменном журнале о замеченных недостатках в работе автопогрузчика.

Электрокары и электропогрузчики

Электрокары и электропогрузчики применяются как межцеховой и внутренне цеховой транспорт для транспортировки и обработки грузов. В отличие от автопогрузчиков, эти машины являются экологически чистыми и могут работать как на открытых территориях, так и внутри помещений. К управлению электрокарами и электропогрузчиками допускаются лица в возрасте от 18 лет и старше, имеющие удостоверение на право их управлением. Перед началом работы водитель должен проверить, в соответствии с инструкцией, исправность всех узлов и механизмов и аккумуляторной батареи.

Электропогрузчики не реже одного раза в год испытывают на надежность и грузоподъемность, для чего поднимают груз, который превышает номинальную грузоподъемность на 20-25%. При эксплуатации электрокаров и электропогрузчиков надо соблюдать правила пожарной и электробезопасности. Пожар может произойти вследствие замыкания аккумуляторной батареи из-за повреждения электропроводки на электрокаре или электропогрузчики, или оставленного на аккумуляторной батареи какого инструмента или металлической детали. Нельзя допускать окисления и ослабление контактов в батареи, курить и пользоваться открытым пламенем вблизи аккумуляторной батареи.

Подъем и опускание груза следует осуществлять только при неподвижном электропогрузчики. Запрещается перевозить грузы при положении вилок электропогрузчика от уровня пола выше на 0,3-0,5 м. Минимальная ширина проездов для межцехового электротранспорта равна максимальной ширине электротранспорта с грузом транспортируемого плюс один метр.

Перед транспортировкой груза водитель обязан убедиться в том, что груз соответствует грузоподъемности электропогрузчика, а его габариты - размерам проезда. Скорость движения электрокаров и электропогрузчиков в помещениях не должна превышать 6 км / ч, а при движении по эстакадам и проездах - 3 км / ч.

Зарядка аккумуляторных батарей производится в специальных Подзарядное пунктах, должны располагаться в отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 5-10 кратность воздухообмена Прилужной аккумуляторных батареях и 10-15 кратность - при кислотных. Корпуса зарядных электрических машин и аппаратов заземляющих. Пидзарядни пункты относятся к помещениям особо опасных по опасности поражения человека электрическим током и взрывоопасных по взрывопожароопасности, поэтому там следует соблюдать соответствующие правила электро- и взрывопожаробезопасности.

1. К управлению электропогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право управления этими машинами.

2. Перед допуском к работе водитель погрузчика обязан пройти инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и практически освоить приемы безопасного подъема, перевозки и укладки грузов.

3. После прохождения устного инструктажа водитель должен расписаться в специальном журнале и получить письменную инструкцию.

4. Повторное обучение и проверку знаний необходимо производить не реже одного раза в год. Обучение должно быть организовано администрацией, а проверять знания обязана специальная квалификационная комиссия, решение которой оформляется протоколом.

5. Водитель погрузчика обязан выполнять только ту работу, которая входит в его обязанности. При получении задания на выполнение других работ следует обращаться к лицу, ответственному за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ на данном участке.

6. При совмещении работы водителя погрузчика с выполнением других работ на складе необходимо дополнительно изучить инструкцию по технике безопасности на совмещаемой работе.

7. Во время работы быть внимательным и осторожным, не отвлекаться посторонними делами.

8. Работать в плотноприлегающей одежде, без свисающих концов тесемок и в рукавицах. Обувь не должна иметь скользкую подошву.

9. Заметив нарушение инструкции другими водителями или рабочими склада и возникшую опасность для окружающих, предупредить рабочего или заведующего складом о необходимости соблюдений требований, обеспечивающих безопасность работы.

10. При несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о происшедшем администрации.

11. Не менее одного раза в год испытывать погрузчик, поднимая груз, превышающий номинальную грузоподъемность на 20-25%. Испытания должны быть оформлены соответствующим актом.

12. Запрещается работать на неисправном погрузчике. За работу на неисправном погрузчике ответственность несет водитель.

13. Строго соблюдать периодичность технических уходов за погрузчиком, в особенности за электрооборудованием и гидравлической системой.

14. Перед началом работы проверить:

а) напряжение аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой. Напряжение должно быть не менее 27 В при подъеме груза, равного номинальной грузоподъемности погрузчика;

б) надежность контактов аккумуляторной батареи, клемм на предохранительном щитке, наличие пробок на всех банках;

в) все наружные крепления. При необходимости подтянуть их;

г) уровень масла в баке, герметичность всех соединений гидропривода и работу механизма подъема и наклона без нагрузки;

д) исправность работы ножного и ручного тормозов. При необходимости отрегулировать зазор между колодками и тормозными барабанами, а также свободный ход педали. Этот ход должен быть в пределах 6-12 мм, а пружина педали должна свободно возвращать педаль на место до упора;

е) величину зазора и исправность работы рулевого управления;

ж) действие звукового сигнала, а также переключателей света фар, заднего фонаря и стоп-сигнала;

з) состояние шин и давление в них. Работать на спущенных шинах не разрешается, так как это приводит к потере продольной и поперечной устойчивости погрузчика. Давление в шинах должно соответствовать давлению, указанному в инструкции завода-изготовителя.

15. При работе на электропогрузчике строго следить за надежностью соединений подпружиненного рычага с рычагом замкнутого блок-контакта тормоза, величиной свободного хода педали тормоза, а также за надежностью соединений тяги ручного тормоза с тросами выключения блок-контакта тормоза.

16. Следить за чистотой блок-контакта и плотностью соединений. Не реже двух, раз в месяц осматривать контакты и при необходимости зачищать их.

17. При обнаружении неисправностей в электрической системе электропогрузчика не устранять их, а самому немедленно пригласить слесаря или электрика.

18. Для предупреждения пожара вследствие искрения аккумуляторной батареи на погрузчике или по Другой причине необходимо:

не оставлять на батарее инструмент или металлические детали;

не допускать ослабления контактов в батарее;

не курить и не пользоваться открытым пламенем вблизи батареи.

19. В случае отказа в работе приборов электрооборудования (короткое замыкание и др.) немедленно выключить аккумуляторную батарею ключом зажигания.

20. Доливать электролит в аккумуляторы следует при помощи мерной кружки и воронки, пользуясь при этом защитными очками, резиновыми перчатками, резиновым фартуком и резиновыми сапогами.

21. В случае попадания щелочи на кожу, слизистую оболочку глаза или одежду следует смыть щелочь 3%-ным раствором борной кислоты или струей воды.

22. Очищать батареи можно только после отключения их от зарядного устройства.

23. Перед зарядкой аккумуляторных батарей необходимо вывернуть крышки, а потом подключить батареи к зарядному устройству.

24. Включать электропогрузчик на зарядку в следующем порядке:

а) присоединить провода от зарядного устройства к батарее, строго соблюдая полярность;

б) установить реостат на наибольшее сопротивление;

в) включить источник тока;

г) включить рубильник нагрузки, присоединяющий батареи к цепи заряда;

д) установить реостатом силу тока в 125 А.

25. Во время зарядки следить, чтобы электролит не выплескивался из батарей. Если выплескивание все же наблюдается, собрать электролит с крышки и понизить уровень электролита в аккумуляторе.

26. По окончании зарядки необходимо:

а) выключить рубильник нагрузки;

б) выключить источник тока;

в) отключить от батареи концы питающего кабеля;

г) оставить батарею для охлаждения в течение 2-3 ч;

д) закрыть крышки.

27. Во время работы электропогрузчика следить за уровнем масла в баке. Категорически запрещается срывать пломбу и регулировать перепускной клапан. Регулировать клапан можно только на специальном стенде или с помощью манометра на 100 ат. Перепускной клапан регулируется на 60-65 ат при работающем электродвигателе насоса с поднятой до отказа вилкой. По окончании регулировки следует вновь запломбировать колпачок, снять манометр с тройником и поставить шланг высокого давления.

28. Нельзя работать на электропогрузчике со снятым щитом панели электродвигателя и со снятой крышкой аккумуляторной батареи.

29. Строго соблюдать указания завода-изготовителя по техническому обслуживанию и правилам эксплуатации электропогрузчика изложенные в заводской инструкции.

30. Перед погрузкой (разгрузкой) и транспортировкой определенного вида груза установить ширину вилок в соответствии с габаритами этого груза. Относительно вертикальной рамы вилки должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

31. Поднимать груз следует осторожно, без рывков. Находиться кому-либо около груза или штабеля в это время не разрешается.

32. Запрещается наклонять раму с грузом вперед при отсутствии опоры под вилками, так как это может привести к опрокидыванию погрузчика.

33. Не поднимать и не перевозить груз, расстояние от центра тяжести которого до передних стенок вил больше рекомендованного заводской инструкцией, или же груз, превышающий по весу номинальную грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления погрузчиком и потере его продольной устойчивости.

34. Поднимать груз только при неподвижном электропогрузчике. Не рекомендуется поднимать груз во время движения погрузчика.

35. При перевозке грузов располагать вилы погрузчика на высоте 200...300 мм от земли, а раму подъемника наклонить на себя до отказа.

36. При перевозке грузов больших размеров, мешающих водителю просматривать дорогу, погрузчик должен двигаться задним ходом или дорогу водителю должен показывать сопровождающий.

37. Не сходить с погрузчика при поднятом грузе.

38. Прежде чем заехать по трапу в вагон, проверить прочность и надежность установки трапов.

39. Не подниматься и не спускаться по пандусам, если их проезжая часть покрыта льдом или маслом.

40. Не изменять скорость движения при подъеме по пандусу, а заранее включать низшую передачу.

41. При движении по рампе двигаться как можно дальше от края.

42. Поворачивать погрузчик следует на пониженной скорости и плавно, насколько позволяют условия работы. Крутые повороты на полном ходу могут вывести погрузчик из устойчивого положения и привести к аварии, особенно при езде по скользкому полу.

43. Не допускать резкого торможения погрузчика во время его движения, за исключением особо опасных случаев.

44. Для безопасного торможения необходимо:

плавно нажать на педаль тормоза и одновременно отпустить педаль контроллера и педаль тормоза.

45. При стоянке на подъемах или уклонах пользоваться ручным тормозом.

46. Перевозить груз только по исправным полам складов или дорогам.

47. Подавать звуковые сигналы в местах скопления людей.

48. Замедлять движение и давать звуковые сигналы в проходах, при поворотах, при проездах через ворота и двери, мимо дверей, при пересечении рельсовых путей.

49. При движении погрузчика по узким проходам склада, особенно с грузом, соблюдать особую осторожность, чтобы не задеть штабеля так как упавшие с него грузы могут травмировать людей, работающих около штабеля.

50. При штабелировании грузов не поворачивать погрузчик до тех пор, пока вилы его полностью не выйдут из-под поддона.

51. Не сталкивать груз на штабель, если нет опоры под вилами, иначе погрузчик может опрокинуться.

52. В зимнее время следить, чтобы территория, на которой работает погрузчик, была очищена от льда. При гололедице путь движения погрузчика должен быть посыпан песком.

53. Не работать в темное время суток при недостаточном освещении пути движения и мест погрузки и разгрузки.

54. Для обеспечения безопасности при транспортировке грузов с помощью захватов необходимо, чтобы рама грузоподъемника находилась в транспортном положении, а груз был поднят над полом (грунтом) на высоту 200...300 мм.

55. При использовании погрузчика с безблочной стрелой в качестве подвижного крана соблюдать правила техники безопасности при работе на автокранах.

56. Для обеспечения безопасной работы погрузчика нагружать его в зависимости от величины вылета стрелы. При вылете грузового крюка 525 мм грузоподъемность погрузчика - 650 кг; при вылете 860 мм - 450 кг; при вылете 1195 мм - 350 кг (погрузчик 4004 , 4004А). Увеличивать нагрузку на грузовой крюк выше указанной запрещается.

57. Не оставлять погрузчик на рельсовых путях или в поездах.

58. Отходя от погрузчика, вынимать ключ из замка включения электрической цепи.

59. По окончании работы поставить погрузчик на отведенное место, очистить его от грязи, пыли, устранить возникшие во время работы неполадки или сообщить сменщику или ответственному за работу погрузчиков лицу о всех неполадках.

Утверждаю: Директор ООО » » ___________ В.В.Иванов «__» __________ 2013 г.

Инструкция № по охране труда водителя электрокара

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на электрокаре допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:- вводный инструктаж;

  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автотележки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, имеющие не ниже второй группы по электробезопасности.

1.2. Водитель электрокара должен проходить:

  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ №90 от 14. 03. 1996 г;
  • проверку знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.

1.3. Водитель электрокара обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации автопогрузчика
  • соблюдать правила безопасности при погрузке и разгрузке грузов;
  • соблюдать ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

1.4. Водитель электрокара должен:

  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения механика;
  • знать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности и электробезопасности;
  • знать положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
  • знать правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать автопогрузчик в чистоте и порядке.

1.5. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.6. При обнаружении неисправностей электрокара, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автотележку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу.

1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.9. Монтаж и демонтаж пневматических шин и их накачивание должно проводиться в специальном помещении, оборудованными для этой цели специальным предохранительным устройством (решетчатой клеткой).

1.10. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель автопогрузчика должен использовать следующие СИЗ: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные.

1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы электрокара;
  • столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности электрокара и проверить:

  • техническое состояние, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации,
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • проверить завинчивание крышек аккумуляторной батареи и закрыть крышку над ней;
  • верхняя часть элементов аккумуляторной батарей должны содержаться сухой. Выводы и кабельные башмаки должны быть чистыми, смазанные вазелином и хорошо затянутыми;
  • зарядку аккумуляторных батарей, проверкой вольтметром при включенном токоприемнике;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;

2.3.Проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

2.4. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

.Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.

3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния электрокара и перевозимого груза., но не выше 5 км в час.

3.4. Ширина пути и проходных коридоров должна соответствовать ширине электрокара с грузом.

3.5. Водителю электрокара запрещается:

Работать с неисправными тормозами, звуковыми и световыми сигналами;

— управлять электрокаром влажными руками или замасленными руками;

— не должен перевозить людей:

3.6. Во избежание наезда на работников при приближении не менее чем на 5 м подать звуковой сигнал.

3.7. Скорость движения по территории цехов должна не более 3 км в час.

3.8. Управляя электрокаром, находится на подножке только лицом по направлению движения.

3.9. Водителю не разрешается:

  • управлять электрокаром в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • перевозить грузы, если они закрывают обзорность пути, выходят за габариты;
  • перевозить груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика;
  • передавать управление электрокаром посторонним лицам;

3.10. При транспортировании негабаритных грузов водитель должен убедиться, что высота и ширина пути достаточны для свободного проезда.

3.11. При транспортировании объемных грузов, нарушающих видимость на переднем ходу, водитель должен осуществлять транспортирование задним ходом.

3.12.При движении электрокара с грузом по уклону, груз должен быть направлен к верхней части уклона.

3.13. При постановке электрокара на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу

3.14. При ремонте электрокара содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

3.15.Подъем электрокара домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

3.16.На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

3.17. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

3.18.Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как электрокар будет установлен на козелки.

3.19.Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара из-за неисправности оборудования электрокара водитель обязан:

Остановить электрокар;

Принять меры к тушению загорания, применив углекислотный огнетушитель или песок, брезент.

4.2. При обнаружении трещин в корпусе аккумуляторных батарей, работу прекратить и потребовать замены.

4.3.При обнаружении повреждения в электрокаре водитель должен остановит его и сообщить мастеру.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить электрокар. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

5.2.Снять спецодежду, принять душ.

Инструкцию составил:

Руководитель подразделения

Согласовано:

Инженер по охране труда