» » Проверка дтож ваз - диагностика неисправностей датчика температуры. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и выявить его неисправность Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости 2110

Проверка дтож ваз - диагностика неисправностей датчика температуры. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и выявить его неисправность Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости 2110

При выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости или его неправильной работе, последствия для вашего железного коня могут быть самые печальные. Поэтому диагностика его работы будет не лишней, хотя бы раз в полгода.

Чтобы понять, как продиагностировать датчик, надо разобраться в принципе его работы. Сам датчик представляет из себя терморезистор в латунной оболочке, значение сопротивление которого зависит от его температуры. В большинстве случаев используются датчики с понижающим температурным коэффициентом, т.е. при повышении температуры терморезистора его сопротивление уменьшается.

Датчик стоит в замкнутой электрической цепи, напряжение на него подается с контроллера. Соответственно при уменьшении сопротивления, падение напряжение на нем уменьшается с помощью этой информации контроллер рассчитывает значение температуры.

При преодолении определенного порога блок управления начинает алгоритм снижения или стабилизации температуры, если необходимо изменяет положение клапана поступления тосола или включает вентилятор для ее охлаждения. По исполнению датчики различаются на терморезисторные и термобиметалические, принцип работы у них одинаковый.

Возможно датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен если имеют место быть следующие явления:

  • – при низкой температуре двигателя включается охлаждающий вентилятор, соответственно означает что терморезистор теряет сопротивление гораздо быстрее требуемых значений температуры;
  • – значительно увеличивается расход топлива, датчик просто не срабатывает или сопротивление не изменяется, соответственно система охлаждения практически не работает;
  • – двигатель трудно заводится или работает не стабильно, работа двигателя на критических режимах быстро приводит к его износу.

Конечно, можно обратиться на диагностику в любой автосервис, однако путем легких манипуляций это можно сделать и самому. Под рукой достаточно иметь вольтметр или омметр, если у вас есть мультиметр (или в простонародье «цешка») вообще замечательно, будет возможность проверить все параметры.

Поверхностной проверкой измерьте падение напряжения на датчике в двух состояниях: остывшего и нагретого двигателя. Падение должно составлять 2 В и 0,5 В, небольшие отклонения допустимы но если значения будут около 1,5 В и 1,25 В, датчик явно нужно заменить.

Для глобальной проверки, необходимо снять датчик. Взять стакан воды, омметр, кипятильник и градусник. И сверять показания температуры и датчика согласно приведенной ниже таблицы:

Температура, °С Сопротивление, Ом
+5 7280
+10 5670
+15 4450
+20 3520
+25 2796
+30 2238
+40 1459
+45 1188
+50 973
+60 667
+70 467
+80 332
+90 241
+100 177

Встречаются и обратные датчики с повышающим температурным коэффициентом, соответственно принцип действия обратный при повышении температуры сопротивление терморезистора увеличивается.

Важно отметить, что все манипуляции с датчиком необходимо производить крайне аккуратно, т.к. его повреждение может привести к необратимым последствиям.

И ещё хочу отметить один момент, если вам нужны патрубки системы охлаждения для авто Ваз Калина, то есть отличный ресурс. Цены вас приятно удивят, заходите и заказывайте.

В современных автомобилях установлено множество различных датчиков, каждый из которых выполняет свою задачу по сбору информации. Полученные данные направляются к электронному блоку управления, который принимает сигналы, обрабатывает их и раздает дальнейшие команды форсунками, узлам системы охлаждения двигателю и так далее.

Назначение

Так, одним из наиболее простых и полезных устройств является датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно - ДТОЖ). Его задача заключается только в том, чтобы своевременно информировать блок управления о чрезмерном повышении температуры. Далее «мозг» автомобиля на основе «залитой» в него программы дает ту или иную команду (к примеру, на включение дополнительного вентилятора радиатора охлаждения).

Признаки неисправности

Распознать неисправность ДТОЖ не так просто, как может показаться на первый взгляд. Здесь можно выделить множество симптомов, которые свидетельствуют о возможном выходе из строя узла:

Ухудшение состава выхлопа автомобиля;

Ухудшение управляемости на непрогретом моторе;

Повышенный расход топлива;

Перегрев двигателя;

Несвоевременный переход системы охлаждения на режим минимального (замкнутого) контура.

Конечно, во всех перечисленных выше неисправностях совсем не обязательно виноват датчик температуры. К примеру, при выходе из строя термостата ДТОЖ неизбежно будет фиксировать минимальную температуру.

Проверка датчика температуры

Большая часть датчиков температуры, устанавливаемых на современных авто, имеют особый тип - отрицательный коэффициент сопротивления. Что это значит? По своей сути ДТОЖ - это термистор, сопротивление которого тем меньше, чем выше температура. Эти принципы обязательно учитываются при диагностике узла.

Проверку выполняйте в следующей последовательности:

  1. Отгибайте защитный резиновый кожух, сжимающий контакты датчика.
  2. Подключайте «минус» вольтметра к заземлению силового узла на автомобиле.
  3. Определитесь с выводами, которые будут использоваться для заземления и сигнала.
  4. Подключайте «плюс» вольтметра к проводнику, который подключен сигнальному контакту ДТОЖ.
  5. Поверните ключ в замке зажигания на холодном двигателе.
  6. Оцените показания вольтметра - они должны находиться на уровне 2-3 Вольт.
  7. Воспользуйтесь приведенной ниже таблицей для анализа исправности датчика температуры (в ней указаны параметры напряжения, сопротивления и температуры).

  1. Убедитесь, что уровень напряжения на ДТОЖ совпадает с реальной температурой. Для измерений используйте термометр.
  2. Заводите авто и дайте мотору прогреться до 90-95 градусов Цельсия.
  3. В процессе прогрева силового узла следите за показателями напряжения на приборе - они должны постоянно меняться и соответствовать параметрам, указанным в таблице. Будьте внимательны. Бывают ситуации, когда изменение сопротивления (напряжения) ДТОЖ не соответствует требованиям. В этом случае датчик может выдавать слегка заниженные или завышенные параметры напряжения. Как следствие, запуск двигателя усложняется, топливовоздушная смесь становится слишком «богатой». В такой ситуации код ошибки не «вывалится» и диагностировать проблему становится весьма сложной задачей. Если же проверка выявила такую проблему, то меняйте датчик однозначно.
  4. Выполняйте дальнейшие измерения. К примеру, если напряжение сигнала ДТОЖ отсутствует, то вероятная причина - размыкание цепи или появления «земли». В случае если напряжение достигает уровня 5 Вольт, то вероятная причина - размыкание цепи. Разберем каждую из ситуаций более подробно:

Напряжение равно «0». В этом случае сделайте две вещи:

  • осмотрите сигнал ДТОЖ и его проводку на факт замыкания на землю,
  • проверьте состояние проводов между ЭБУ и датчиком температуры. Если здесь нет явных дефектов, а напряжение все равно отсутствует, то осмотрите все контакты и места заземлений в ЭБУ. В ситуации, когда с проводкой проблем не обнаружено, можно «грешить» на электронный блок управления.

Напряжение равно «5В» в нескольких случаях:

  • при разрыве в цепи ДТОЖ,
  • при разрыве цепи заземления,
  • в случае отсутствия контакта штекера с сами датчиком.

Опорное напряжение (напряжение сигнала) достигает 12 Вольт. В такой ситуации обязательно проверьте провода ДТОЖ на факт замыкания с «плюсовым» проводом АКБ или проводником, по которому подается напряжение.

  1. Проверьте целостность датчика температуры с помощью омметра. При этом учитывайте несколько важных моментов:

Выполняйте измерения в разных температурных режимах. После этого сравните данные с теми, что приведены в таблице выше;

Если уровень сопротивления на холодном двигателе в норме, то температура ОЖ должна находиться в диапазоне «плюс-минус» пяти вольт от указанного параметра;

Погрешность может иметь место, если проверки проводились вне ДТОЖ или вне канала ОЖ. Причиной этому может быть тот факт, что реальная температура ОЖ выше, чем температура на корпусе самого устройства.

  1. Проверяйте ДТОЖ вне автомобиля (можно реализовать только после снятия устройства):

Налейте в подготовленный сосуд воду заданной температуры;

Проведите измерение и убедитесь, что уровень сопротивления соответствует указанному в таблице параметру;

Постепенно подогревайте жидкость в сосуде, измеряйте ее температуру и сопротивление ДТОЖ. При этом не забывайте сравнивать полученные результаты с теми, что указаны в таблице.

Что делать, если ваш ДТОЖ имеет положительный температурный коэффициент? Здесь принципы проверки узла почти не отличаются от тех, которые мы уже рассмотрели выше. Единственное, что параметры измерения необходимо смотреть по другой таблице.

Вывод

Вот и все. Теперь вы точно знаете, как проверить датчик температуры. Учтите, что при обнаружении явной неисправности незамедлительно производите замены. К чему подвергать свой автомобиль лишнему риску, если стоимость ДТОЖ минимальна - от 400 рублей? Будьте внимательны, берегите себя и свое авто. Удачи.

Водители, которые регулярно ездят по загородным трассам, часто видят следующую картину: на обочине стоит легковушка с поднятой крышкой капота, из моторного отсека идет пар. Причиной этой ситуации чаще всего становится датчик температуры. В одном случае в поломке виноват сам автомобилист, он не заметил превышение температуры, а в другом – электронный элемент износился. Датчик охлаждающей жидкости (ДТОЖ) редко ломается, но если это случилось, то требуется срочная замена. После изучения данного материала читатель узнает, какая рабочая температура у мотора, почему греется двигатель ВАЗ 2110, как проверить ДТОЖ и как выполнить замену/установку нового элемента в автомобиле, где стоит инжектор.

Рабочая температура и причины перегрева двигателя

В нормальных условиях циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивает температуру 86-90 °C. В жаркий период показатель может запаздывать, потом после включения вентилятора температура останавливается на 94-108 °C. Частый вопрос автолюбителей: какая температура зимой в морозы? Первые 10-15 километров показатель может быть ниже 80 °C, но после этого рубежа он должен подниматься до 85-90 °C. Эти данные подходят для ВАЗ 2110 инжектор.

Также рабочая температура зависит от типа прошивки, скорости включения вентилятора и других особенностей, поэтому нормальный показатель – это 90-105 °C.

Теперь вы знаете, какая нормальная рабочая температура ВАЗ 2110, поэтому пора изучить причины ее превышения. Если «виновником» завышенного показателя является не ДТОЖ, то стоит предпринять следующие действия:

  • Проверить наружную часть радиатора на наличие загрязнений.
  • Выполнить замену термостата в ВАЗ 2110 инжектор.
  • Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, если ее стало мало — долить до нужной отметки.
  • Осуществить регулировку установки момента зажигания.
  • Выполнить проверку включения вентилятора.

Предназначение ДТОЖ и его расположение

Датчик температуры двигателя – это электронный прибор, выполняющий работу резистора. Его сопротивление изменяется в зависимости от окружающей среды. Для работы понадобится стандартный набор инструментов. В «десятке» электронный прибор установлен на головке блока цилиндра.

Во всех авто датчик температуры осуществляет контроль температуры силовой установки. Также этот элемент отвечает за экстренный запуск вентилятора. Если водитель имеет начальные навыки обращения с электроприборами, то ехать в автосервис не стоит, замену можно выполнить самостоятельно.

Проверка датчика

Для тестирования понадобится мультиметр. Проверяется датчик температуры охлаждающей жидкости следующим образом:

  1. Элемент демонтируется с автомобиля (процесс описан в инструкции по снятию и установке в следующем разделе). Далее нужно подготовить емкость, полностью заполненную охлаждающей жидкостью;
  2. Теперь следует нагреть емкость и поместить внутрь датчик охлаждающей жидкости, заранее подключенный к мультиметру. Важный момент – нужно знать температуру в емкости, чтобы определить работает ли элемент или нет. Поможет в этом таблица. К примеру, если в емкости 40 °C, то сопротивление должно быть около 1459 Ом;
  3. Если рабочая температура не соответствует сопротивлению (или наоборот), то элемент неисправен, требуется замена, так как починке он не подлежит. Если отклонение небольшое, то стоит просто почистить поверхность датчика – это может решить проблему.

Демонтаж и установка нового элемента

Перед тем как менять датчик включения вентилятора, необходимо убрать всю рабочую жидкость из автомобильного радиатора. После этого можно переходить к замене и установке нового элемента ВАЗ 2110 инжектор для включения вентилятора:

  1. С аккумуляторной батареи необходимо отсоединить минусовую клемму – это защитит от короткого замыкания, которое может произойти во время демонтажа электронного элемента;
  2. Далее следует отсоединить колодку проводов, как показано на фото:
  3. Теперь, когда провода не мешают, можно полностью вывернуть температурный датчик ВАЗ 2110 инжектор. Выполняется процесс гаечным ключом;
  4. Перед извлечением, необходимо проверить, полностью ли отсоединен элемент от клеммы и креплений цилиндра. Далее элемент следует достать из отверстия выпускного патрубка;
  5. Установка нового датчик охлаждающей жидкости для включения вентилятора проходит практически по той же схеме. Отличия необходимо рассмотреть отдельно. Новый ДТОЖ необходимо поместить в отверстие выпускного клапана на головке блока цилиндра. При помощи гаечного ключа его нужно завернуть до упора;
  6. После этого можно подключать провода, которые были отсоединены во время демонтажа неисправного ДТОЖ;
  7. Датчик охлаждающей жидкости для включения вентилятора установлен. Осталось только залить рабочую жидкость в радиатор. Желательно, чтобы она была новая. Также не рекомендуется смешивать новую рабочую жидкость со старой. Завершающим шагом будет подключение минусовой клеммы. Готово!

Важный момент! На корпусе ДТОЖ присутствует уплотнительная прокладка. При снятии ДТОЖ нужно следить, чтобы она не упала в капот. Прокладка может понадобиться при установке нового датчика, так как прокладка может не входить в набор ДТОЖ.

Заключение

Если греется двигатель ВАЗ 2110 из-за ДТОЖ, то проблему можно решить своими руками, в других случаях процесс ремонта будет сложнее. Какая рабочая температура двигателя тоже следует знать каждому владельцу этой модели. Если опыт ремонта и замены электрики отсутствует, то лучше доверить работу профессионалам из автомобильных мастерских.

Эффективная работа инжекторного двигателя обеспечивается набором датчиков. Все они подключаются к . Хэтчбеки «Лада» семейства «2112» выпускались только с инжекторными двигателями, и две разновидности этих ДВС являются 16-клапанными. О них речь пойдёт дальше. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешность будут показаны на фото.

Датчик избыточного давления масла, не подключаемый к ЭБУ, у нас показан на видео.

Разбираемся с датчиком кислорода

Определять артикулы датчиков нужно не по модели двигателя и даже не по нормам Евро, а только по блоку ЭБУ.

Разновидности датчиков концентрации кислорода (ДКК)

Число датчиков кислорода может равняться двум или одному – всё зависит от норм экологии. Также АвтоВАЗ использовал две разновидности датчиков – 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикулы BOSCH). Первые из них совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики подключались к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики двух разных типов отличаются даже внешне.

Блок ЭБУ в «Десятках ВАЗ» находится под пластиковой крышкой. Она расположена возле ступни переднего пассажира.

Красной стрелкой у нас отмечен первый, то есть основной датчик. Верхнее фото соответствует двигателю 21124 (1,6 л).

Местоположение датчиков (21124 и 21120)

(1,5 л) могли отвечать стандарту Евро-3, и тогда за основным датчиком приваривался «удлинённый» катализатор. Второй датчик находился за ним, то есть за «банкой». Уточним:

  • Стандарту Евро-2 соответствует конструкция с одним датчиком (основным);
  • При переходе к нормам Евро-3 добавился второй датчик (синяя стрелка).

Кстати сказать, 24-й мотор может отвечать нормам Евро-4.

Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112

Блок ЭБУ должен контролировать множество параметров сразу. Самой важной информацией будет положение коленвала. Можно отключить все датчики, кроме , и это не приведёт к прекращению работы двигателя.

Датчики, подключаемые к ЭБУ

Перечислим все элементы по одному:

  • 15 – ;
  • 17 – . Принцип работы – эффект Холла. Контролируется положение распредвала. О .;
  • 20 – ДПДЗ. Резистор, закреплённый на дроссельном узле 19. Измеряется угол отклонения дроссельной заслонки;
  • 21 – ДМРВ. Датчик, соединённый с корпусом фильтра. Контролирует расход воздуха, ;
  • 22 – РХХ. Не датчик, а регулятор (электромагнит). Используется в режиме холостого хода. О . О замене РХХ здесь.;
  • 24 – лямбда-зонд или датчик кислорода (см. выше) ;
  • 25 – . Закреплён в прорези КПП. Принцип работы – эффект Холла;
  • 26 – ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленвала;
  • 27 – .

Рассмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны снимки датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный ДВС).

Каждый элемент легко будет найти под капотом

Всё, что сказано выше, справедливо для двух двигателей сразу – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).

Нельзя откручивать датчик ДТОЖ, . А отключить датчик – значит отключить разъём, но не демонтировать сам датчик.

Где какой датчик находится — подкапотная схема

Посмотрим на ещё одну картинку.

Подкапотное пространство и мотор 21124

Важно понять, где находятся следующие элементы:

  1. ДПКВ;
  2. Лямбда-зонд;
  3. Датчик скорости;
  4. РХХ;
  5. ДПДЗ;
  6. ДМРВ;
  7. ДТОЖ.

Местоположение датчика фаз указано в предыдущей главе.

Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет сложно установить его так, чтобы сохранить герметичность.

Артикулы

Для сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.

В любом автомобиле одну из главных ролей играет система охлаждения. Как проверить должен знать каждый автомобилист. На всех инжекторных и карбюраторных машинах устанавливаются датчики температуры, но функции у них немножко отличаются.

Например, на карбюраторных двигателях датчик температуры позволяет только выводить информацию о текущем значении параметра на приборную панель. А вот в инжекторных системах один датчик позволяет не только показывать текущую температуру системы на панели приборов, но и подает сигнал на ЭБУ, который включает вентилятор охлаждения.

Для чего необходим датчик?

Этот прибор нужен для того, чтобы показать водителю значение температуры в системе охлаждения. Как было сказано выше, ЭБУ включает вентилятор охлаждения, установленный на радиаторе, с помощью этого датчика.

Кроме того, анализируя данные, поступающие от прибора, микроконтроллерная система позволяет производить корректировку скорости коленчатого вала на ХХ (холостой ход) во время прогрева.

При этом изменяется соотношение воздуха и бензина в топливной смеси, корректируется угол зажигания. В конструкции датчиков температуры, которые используются на автомобилях, применяются свойства полупроводников. Такие материалы имеют разное сопротивление электрическому току при изменении окружающей температуры.

А вот датчики, которые устанавливаются на карбюраторных двигателях и включающие вентилятор охлаждения, изготавливаются из Они просто деформируются по достижении определенной температуры и переключают силовые контакты.

Принцип работы прибора

Обязательно нужно знать, как работает устройство, перед тем температуры охлаждающей жидкости. ДТОЖ ВАЗ-2110 устанавливается непосредственно в корпусе термостата. У него имеется два вывода, один из которых соединен с корпусом и замыкается на массу, а второй идет к микроконтроллерному блоку управления.

От микроконтроллера поступает на ДТОЖ напряжение 5 В. Оно дальше идет к рабочему элементу посредством пружины из проводящего материала. Термистор обладает отрицательным температурным коэффициентом, следовательно, при повышении температуры в системе охлаждения его сопротивление уменьшается.

По разнице напряжения электронным блоком управления рассчитывается значение температур. Если прибор выходит из строя, то его необходимо проверить, а в случае обнаружения поломки обязательно заменить новым. Ремонтировать или пытаться восстановить прибор нет смысла, стоимость его не очень большая.

Симптомы поломки

Но перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2109, вам нужно обратить внимание на симптомы, которые могут возникнуть при поломке этого устройства:

  1. На приборной панели появляется сообщение об ошибке.
  2. Сложно запустить двигатель на холодную.
  3. При перегреве мотора не включается вентилятор охлаждения.
  4. Увеличение расхода бензина.
  5. При работе двигателя на холостом ходу держатся высокие обороты.

Вентилятор в системе охлаждения может не работать также по причине наличия поломки в системе питания. Нередко выходит из строя реле, провода, электродвигатель. Поэтому нужно убедиться, что вентилятор находится в рабочем состоянии, для этого замените электромагнитное реле и подключите напрямую двигатель.

Основные поломки датчика

Нужно знать, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости в имея под рукой минимальный набор инструментов. Вам потребуется только лишь наличие мультиметра. Среди основных поломок датчика можно выделить следующие:

  1. Нарушается градуировка термистора, из-за этого сопротивление элемента не соответствует значениям температуры, которые заданы для датчика.
  2. Положительный вывод прибора замыкается на массу.
  3. Нарушается герметичность элемента.
  4. Отсутствует электрический контакт в разъеме, обрыв электропроводки.

Причины поломок

При нарушении градуировки датчик начинает показывать "погоду". В результате этого ЭБУ использует неверную информацию, корректирует зажигание и впрыск топлива не так, как необходимо. В результате холодный двигатель довольно сложно запустить, увеличивается расход бензина, вентилятор системы охлаждения включается самопроизвольно.

Если в датчике произошло замыкание, то виной тому обычно становится разрушение или деформация корпуса. Такая поломка определяется он выдает сигнал ошибки на приборную панель. Герметичность корпуса датчика также теряется при механических повреждениях, намного реже в результате долгой эксплуатации, особенно с проточной водой в системе охлаждения.

В том случае, если отсутствует контакт, микроконтроллер переводит двигатель в аварийный режим. При этом вентилятор системы охлаждения функционирует постоянно, чтобы не допустить перегрева двигателя. Если восстановить контакт в электропроводке можно без проблем, то в первых трех случаях поможет только замена датчика.

Где находится ДТОЖ?

Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-21099, необходимо найти его на двигателе. На отечественных машинах с передним приводом располагается этот прибор на корпусе термостата. В карбюраторных автомобилях датчик температуры устанавливается в блоке двигателя, также со стороны термостата, под распределителем зажигания.

В других автомобилях этот прибор может располагаться как на выходных патрубках возле головки блока, так и на термостате. На некоторых автомобилях используется два датчика, один из которых необходим для функционирования указателя температуры, находящегося на приборной панели. А второй датчик выдает сигнал на микроконтроллерный ЭБУ.

Как снять и проверить датчик?

Обязательно нужно демонтировать прибор, перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2107. Для этого необходимо:

  1. От минусовой клеммы отсоединить провод.
  2. Затем отсоедините от корпуса датчика штекер с проводами.
  3. Выкрутите при помощи накидного или рожкового ключа прибор.

На время проведения ремонта желательно закрыть чистой ветошью отверстие. Проверка заключается в следующем:

  1. В электрический чайник наливаете холодную воду.
  2. Для проверки градуировки необходимо использовать электрический термометр (чем точнее, тем лучше).
  3. Мультиметр подключается к контактам датчика, обязательно соблюдайте полярность. Переведите тестер в режим омметра.

Температура воды, ºС

Сопротивление датчика, Ом

Установка нового прибора

Если все показания отличаются незначительно, то это можно списать на погрешность измерений. Но если же разница существенная, необходимо устанавливать новый датчик. А можно приобрести в любом автомобильном магазине, стоимость этих приборов относительно невысокая. Монтаж производится в обратном демонтажу порядке.

Не используйте при установке датчика ФУМ-ленту или силиконовые герметики. Достаточно установить новую медную шайбу, которая обеспечит должный уровень герметичности в системе. Если применять герметики, то они могут попасть внутрь системы и забьются каналы. Очистить систему от такого рода засора будет сложно, может даже придется полностью разбирать двигатель по частям, чтобы избавляться от них.