» » Промывка радиатора печки автомобиля. Чем промыть радиатор печки: инструкция и разные методы

Промывка радиатора печки автомобиля. Чем промыть радиатор печки: инструкция и разные методы

Бывает так, что с наступлением очередной зимы в салоне автомобиля становится холоднее, чем в прошлую зиму, причем, дело далеко не в погоде! Однако это еще полбеды. Хуже, когда в придачу никак не пропадает обмерзание окон, а это уже нарушение обзора и опасность движения на автомобиле.

К сожалению, когда подобное происходит, в первую очередь надо «грешить» на отопитель салона. Засорение его радиаторного элемента – довольно частый случай в эксплуатации современных автомобилей.

И тогда появляется необходимость промыть радиатор печки, не снимая его с авто. Но почему же без съема? Да потому что у многих популярных нынче автомобилей этот узел встроен в систему так, что демонтировать его с машины очень сложно.

Главное, предварительно определить, что операция действительно необходима. Это сделать несложно: достаточно понять, что отопление неэффективно при прочих работающих органах. Если конкретнее: при шумящем вентиляторе, исправном кране обогревателя, работающем термостате системы охлаждения, достаточном уровне антифриза в расширительном бачке, отсутствии воздушных пробок.

Если всё это соблюдено, то налицо засоры внутри решетчатого агрегата контура подогрева салона. А засоры, кстати, случаются, в том числе, из-за банальных нарушений при эксплуатации авто. Каких именно, указано в части списка ниже:

  • несвоевременная замена антифриза;
  • плохой тосол;
  • просто долгий срок использования агрегата.

Читайте также про и .

Но все это не беда! Существует несколько способов, как промыть радиатор печки, причем, не снимая его с автомобиля. При этом в качестве жидкостей для принятия «ванных процедур» узла можно использовать известные кухонные средства:

В самом общем случае ответ на вопрос, как промыть радиатор печки автомобиля без съема звучит так.

  1. Необходимо отсоединить входящий и выходящий патрубки отопителя.
  2. Залить моющее средство в узел через исходящий шланг.
  3. Промыть, слить.
  4. Залить лимонную кислоту для смыва окисей.
  5. Выждать полчаса, слить.
  6. Тщательно пролить для ополаскивания весь элемент чистой водой.
  7. Подсоединить всё обратно.

Впрочем, есть еще более щадящий способ прочистки описываемого органа автомобиля. Это его продувка компрессором. При данном методе шланг компрессора подсоединяют к выводу решетчатого элемента отопителя. Вся грязь после включения компрессора выдувается наружу. Этот способ можно совместить с жидкостной прочисткой.

Ниже мы более подробно обсудим, чем промыть радиатор печки, а главное, как промыть радиатор отопителя автомобиля, не снимая его.

Как обойтись без снятия

Итак, рассмотрим метод, позволяющий промыть радиатор печки автомобиля без снятия. Заметим, что при этом материал промываемого узла – не алюминий, а медь или латунь!

Нам пригодятся:

  • чистящее средство «Крот»;
  • лимонная кислота;
  • емкость для слива;
  • резиновые шланги подходящего диаметра, хомутики к ним;
  • лента ФУМ.

Начинаем.

  1. В подкапотном пространстве находим патрубки подвода и отвода антифриза от отопителя салона. Подставив емкость, отсоединяем их.
  2. Удлиняем эти патрубки своими шлангами, стянув соединения хомутиками. Также стоит уплотнить соединения сантехнической лентой ФУМ.
  3. Прикрепляем выход компрессора к выходному шлангу прочищаемого аппарата.
  4. Продуваем компрессором остатки антифриза и крупную грязь, отключаем компрессор.
  5. Заливаем через эту же трубку очищающее средство, например, «Крот» или «Доместос». Выжидаем полчаса.
  6. Сливаем средство, одновременно определяем по его состоянию степень отмывки агрегата. (Тут есть еще один кустарный способ. Можно пристроить к концам наших шлангов большие пластиковые бутылки, причем одну с чистящим раствором, а вторую – пустую. Теперь легко нагнетать жидкость туда-сюда, сжимая и разжимая руками пустую бутылку).
  7. Далее наполняем вычищаемый агрегат раствором лимонной кислоты. Выжидаем также минут тридцать.
  8. Опорожняем узел.
  9. Промываем решетчатый элемент под давлением чистой водой. Давление можно создать, подключив шланг к обычному водопроводу и несильно открыв кран.
  10. Снова повторяем пункты 3 и 4.
  11. Отсоединяем наши шланговые удлинители, производим сборку, то есть устанавливаем всё, как было изначально.
  12. Проверяем работу системы.


Вот такой нехитрый процесс. Главное, при выполнении данной технологии соблюдать предельную осторожность и аккуратность.

Не надо забывать и о технике безопасности. Всевозможные отмывочные щелочи, контактируя с кожей рук, вызывают неприятные раздражения. Кожа как будто становится сильно гладкой, а позже трескается. Так что обязательно надеваем резиновые перчатки!

Что делать с алюминиевым узлом

Теперь рассмотрим случай, когда у нас решетчатый элемент обогревателя салонного пространства выполнен из алюминия. Дело в том, что данный материал «боится» воздействия щелочей. И тут сразу возникает вопрос, чем промыть такой алюминиевый радиатор печки автомобиля?

Практически все нормальные щелочи способны разъесть алюминиевые стенки, стало быть, от таких «ванных процедур» алюминиевому теплообменнику может прийти окончательный конец! К щелочам относится и «Крот».


К кислотам алюминий более устойчив. Так что появляется вариант, чем промыть алюминиевый радиатор отопителя автомобиля – это некий водный раствор кислоты, скажем, той же лимонной. Или, например, можно использовать раствор ортофосфорной кислоты.

Данная кислота содержится в небольших количествах в газированной воде «Кока-кола». Да-да, именно пресловутая кола подходит для отмывки алюминия! Ну а вывод такой: промыть алюминиевый радиатор можно либо лимонной кислотой, либо, как это ни парадоксально звучит, обычной колой.

Приятно в морозный день садиться в тёплый салон автомобиля. Но как же он нагревается? Что для этого нужно? Какие проблемы могут быть у системы обогрева? Какая нужна для автомобильной печки промывка?

Система обогрева автомобиля

Обогрев любого авто, называют попросту - печка. Принцип работы у всех одинаков. Охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя, нагретая до большой температуры. Одной из точек, где находится охлаждающая жидкость, является радиатор отопителя. Это маленький радиатор с расположенным рядом с ним специальным электрическим мотором для нагнетания через соты радиатора горячего воздуха в салон.

Загрязнение печки

Со временем на внутренних стенках трубок радиатора печки образуется налёт. Это вроде накипи в чайнике. Теплопроводность обогревателя уменьшается и, следовательно, ухудшается обогрев салона. Как же прочистить радиатор печки автомобиля? И важнее - как промыть печку в автомобиле не снимая? Здесь всё зависит от типа установленного нагревателя отопителя и используемой для системы охлаждения жидкости.

В настоящее время уже практически никто не заливает обычную воду в систему охлаждения. Как и предписано, большинство водителей используют антифриз и тосол. Тем не менее следует знать, что в системе охлаждения образуется два вида загрязнения: накипь и жировой осадок антифризов. Отмываются они различными очистителями. Щелочными и кислотными. Также существуют нейтральные промывки.

Типы печечных радиаторов

Радиаторы печки в основном в плане промывки отличаются материалом изготовления. Большинство современных радиаторов изготовлены из пластика и алюминия. То есть боковые бачки ёмкости сделаны из пластмассы, а соты из тонких алюминиевых трубочек.

Однако, иногда ещё встречаются радиаторы старого образца, выполненные из меди. Окислы меди смываются намного труднее, чем обычный налёт. Поэтому промывка медного радиатора вопрос отдельный.

Средства для промывки

В настоящее время на рынке присутствует множество различных средств для промывки радиатора печки автомобиля. Их выпускают как общеизвестные брендовые производители такие, как: Lique Moli или Hi Gear. И менее известные торговые марки, например, российский «Лавр».

По типу воздействия они подразделяются на:

  • нейтральные;
  • щелочные;
  • кислотные;
  • двухкомпонентные.

Самыми лучшими считаются именно двухкомпонентные варианты заводских промывок. Повышенный спрос на жидкость для промывки системы охлаждения автомобиля, соответственно заставляет производителей работать в нужном направлении.

Народные средства для очистки

Однако различные присадки и жидкости для очистки системы охлаждения появились относительно недавно. Как раньше владельцы машин самостоятельно чистили систему охлаждения. Оказывается, некоторые привычные нам бытовые вещества тоже довольно неплохо могут промыть все патрубки системы охлаждения. Раньше неплохо себя показали:


Как можно заметить и здесь работают кислотные и щелочные вещества. Лучший способ чередовать кислотную и щелочную среду. Сначала промывается система кислотой, а потом щёлочью.

Стандартные алюминиевые радиаторы

Чем лучше промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля может решить только хозяин машины. Конечно при столь богатом выборе средств трудно остановиться на чём-то одном. Выбирать нужно в зависимости от срока эксплуатации автомобиля и степени загрязнения. Например, если регулярно промывать систему с самого начала, то можно обойтись даже дистиллированной водой. Просто каждые 10 000 километров аккуратно сливать антифриз и, залив дистиллированную или хотя бы хорошо прокипячённую воду, дать машине поработать на ней 15 минут. Потом слить. Повторять процедуру несколько раз, пока сливаемая вода не станет чистой.

Важно! Заливать именно дистиллированную или сильно кипячёную воду! Нельзя пытаться промыть систему охлаждения простой водой из-под крана. Содержащиеся в обычной воде взвеси ещё больше загрязнят всю систему.

Наименее сложный способ промывки радиатора печки самостоятельно, это с помощью фирменных нейтральных присадок к антифризу от известных фирм. В этом случае определённый объём жидкости добавляется в расширительный бачок, и эксплуатация продолжается в штатном режиме. Через 2-3 дня антифриз сливается и заливается свежий. Смываемый налёт в этом случае превращается в гелевый компонент, и легко вымывается водой. Однако это не очень эффективно при сильном засоре радиатора печки.

Промывка застарелой накипи системы охлаждения

Если машина не новая и есть подозрение что радиаторы не промывались - лучше всего воспользоваться двухкомпонентной присадкой. Либо использовать по очереди кислотную, а следом щелочную, жидкости для прочистки радиаторов без снятия с машины. Лучше этот процесс рассмотреть на примере промывки системы охлаждения ВАЗ.

Промывать радиаторы автомобиля не снимая, желательно на смотровой яме. Это обеспечит свободный доступ к сливным отверстиям и позволит провести работу чисто. В первую очередь необходимо слить охлаждающую жидкость из системы в подставленные ёмкости. На всех автомобилях обычно имеются две точки слива, в радиаторе и блоке двигателя. В радиаторе пробка обычно выполнена в виде барашка, в блоке - болт с головкой на 13.

Тщательно слить ОЖ и залить половину нормы воды, добавить первый компонент присадки либо кислотную промывку. Залить воду до уровня и запустить двигатель.

Внимание! При заливке остатков воды обязательно снять один из верхних патрубков системы с подогрева карбюратора или узла дроссельной заслонки. Иначе именно в радиаторе печки образуется воздушная пробка.

Запустить двигатель и дать поработать 10 -15 минут. Заглушить мотор. Дать постоять ещё столько же. Слить промывку. Залить опять половину нормы воды и добавить второй компонент или щелочную среду. Долить систему до нормального уровня. Снова запустить мотор и дать поработать 20 минут. Слить промывку и залить дистиллированную или кипячёную воду. Дать поработать двигателю, чтобы промыть систему охлаждения и слить воду.

При необходимости повторить процедуру несколько раз.

Промывка медных радиаторов

Радиаторы печки старого образца, изготовленные из меди, рекомендуется промывать 15% раствором серной кислоты. Но эта процедура требует особой осторожности. Кроме того, что работа с серной кислотой опасна сама по себе, существует опасность при промывке радиатора отопителя повредить кислотой резиновые и пластмассовые детали системы охлаждения. Поэтому медный радиатор отопителя всё же лучше промывать, сняв его с машины. Это избавит владельца от ненужных рисков.

Сказки о Кока-коле

Существует распространённая версия о неплохих результатах, которые даёт промывка системы охлаждения и печки знаменитым напитком «Кока-Кола». С одной стороны, вроде бы верное заявление. В этом напитке содержится множество активных веществ, разрушающих засоры. Однако надо помнить, что также «Кока-Кола» имеет в своём составе очень много сахара. И при нагревании есть риск вместо прочищения радиатора печки получить ещё более жёсткий засор. Сахар, превратившись в карамель убьёт систему напрочь.

Здесь вариант также снимать радиатор отопителя и замачивать в напитке. Но проще всё-таки взять обычный раствор пищевой лимонной кислоты и прочистить радиатор печки, не снимая с автомобиля описанным выше способом.

Хотя на приведённом ниже видео, ребята всё же рискнули и промыли радиаторы автомобиля с помощью «Колы»:

Меры предосторожности при работе с химическими промывками

В первую очередь необходимо защитить глаза. Все активные вещества способные промыть патрубки радиаторов очень едкие. И поэтому попадание их в глаза грозит серьёзными неприятностями. Лучше всего использовать защитные очки. Не очень хорошо и попадание этих веществ на кожу. Поэтому при работе одеваются резиновые медицинские перчатки.

Ну и само собой нужно стараться как можно меньше вдыхать пары, испаряющиеся от промывки. Эти испарения негативно воздействуют на лёгкие. В этом случае не помешает одеть обычный бытовой респиратор, если есть такая возможность.

Также необходимо помнить, что при работе с серной кислотой нельзя лить воду в кислоту . Только наоборот - кислоту в воду.

Посмотреть процесс промывки системы охлаждения на автомобиле с помощью фабричной присадки можно посмотреть на видео, приведённом ниже:

Многие автовладельцы ВАЗ-2109 замечают, что со временем производительность системы обогрева салона постепенно снижается, и в конечном итоге она перестает подавать в салон теплый воздух. Это не только сказывается на комфортабельности при поездках, но и безопасности. Ведь без поступающего теплого воздуха стекла очень быстро покроются инеем, который значительно затруднит обзорность.

Причины падения эффективности отопителя

Снижение производительности печки может произойти по двум причинам. Первая – это внешнее загрязнение радиатора печки (соты забиты пылью, пухом и пр.), а также повреждение корпуса обогревателя. В случае с засоренностью сотов печки вентилятор просто не может продуть воздух через радиатор, чтобы он нагрелся. Если же поврежден корпус, то нагнетаемый воздух будет двигаться по пути наименьшего сопротивления и выходить через трещину или увеличившийся зазор между составными частями корпуса.

Такая неисправность сопровождается сильным падением потока нагнетаемого вентилятором воздуха в салон. То есть, электродвигатель работает исправно на всех режимах, а из воздуховодов и дефлекторов практически не дует.

Решается такая проблема снятием и разборкой отопителя, выяснением, что стало причиной падения потока воздуха. При проведении этих работ во время сборки отопителя желательно все места соединений частей качественно промазать силиконом, чтобы полностью исключить потери потока. Также после сборки можно сверху обклеить теплоизоляционными материалами, что повысит эффективность работы системы.

Второй причиной является внутренняя закупорка радиатора. (ОЖ) постоянно контактирует с металлами и резинотехническими изделиями внутри мотора. Это приводит к окислительным процессам и появлению загрязняющих веществ, которые в обычных условиях выпадают в осадок. Но поскольку жидкость постоянно циркулирует, то со временем грязь достигает радиатора печки, у которого проходные сечения трубок – небольшие. Из-за этого загрязняющие элементы оседают на внутренних поверхностях теплообменника, .

Видео: Тайна холодного радиатора печки. Работает ли промывка?

В конечном итоге пропускная способность радиатора падает настолько, что разогретая жидкость практически не проходит через него.

Решение такой проблемы зависит от степени загрязненности теплообменника. Если отмечено, что произошло лишь падение эффективности работы системы обогрева и тепло хоть и не сильное, подается в салон, то можно попробовать промыть печку.

А вот когда обогрев салона полностью отказал, то здесь уже может помочь только механическая чистка или же замена теплообменника. Но даже при такой степени засоренности все же можно попробовать промыть радиатор.

Средства, используемые для промывки

Промывка радиатора удобна тем, что снимать его с авто не нужно. Ведь отказ системы обогрева обычно выявляется вначале зимнего сезона, а снятие и разборка отопителя в ВАЗ-2109 – не такие уж и простые операции, поскольку необходимо демонтировать приборную панель, чтобы обеспечить доступ к корпусу печки.

Используя же метод промывки радиатора, можно за сравнительно короткое время (1,5-2 часа) восстановить эффективность работы системы обогрева салона.

Но отметим, что промывку радиатора печки лучше применить в виде профилактической меры еще при подготовке авто к зимнему периоду, чтобы исключить вероятность появления проблемы при наступлении морозов.

Сейчас на рынке автоаксессуаров можно найти специальные радиаторов, но можно и не тратиться на них, а воспользоваться народными средствами.

Выбирать используемое средство необходимо, исходя из материала изготовления радиатора печки. Так, для алюминиевых изделий следует применять слабые растворы кислот. В этом случае отлично себя зарекомендовали лимонная и ортофосфорная кислоты. Первая продается в развесном состоянии, вторая же входит в состав такого популярного напитка как «Кока-кола».

Что касается медных и латунных радиаторов, то для них следует использовать щелочной раствор. В этом случае подойдет для использования каустическая сода, которая входит в состав средства для очистки канализации «Крот». То есть, все перечисленные средства очень доступны и стоят недорого.

Что потребуется для проведения работ?

Отопитель выполняет функцию своеобразной печки, подавая теплый воздух в салон автомобиля. И если в теплое время года он практически не используется, то в зимний период без него не обойтись. Работа печки обеспечивает не только комфорт водителя и пассажиров, но и обдув ветрового стекла, что так немаловажно в морозную погоду. Выход ее из строя может стать довольно неприятным сюрпризом, особенно зимой.

Если вы заметили, что отопитель вашего автомобиля не обеспечивает достаточный нагрев подаваемого воздуха, возможно, забит радиатор печки.

Чем промыть его каналы, и как это сделать в домашних условиях, мы поговорим в этой статье. Также мы рассмотрим наиболее популярные народные чистящие средства, используемые для этих целей нашими автолюбителями.

Как определить непроходимость радиатора

Прежде чем промывать радиатор печки, следует убедиться, что причиной недостаточного нагрева воздуха, подаваемого в салон, является именно он, а также, что другие элементы системы охлаждения, такие как термостат и жидкостный насос (помпа), работают в штатном режиме. Для начала прогрейте мотор автомобиля до рабочей температуры. Поднимите капот и найдите патрубок, идущий от термостата к радиатору охлаждения. Если он горячий, значит, термостат работает нормально. Определить работоспособность помпы можно, открыв расширительный бачок и запустив двигатель. Если охлаждающая жидкость из шланга, идущего от радиатора охлаждения, поступает в него, значит, насос рабочий.

Убедившись, что работает, при заведенном двигателе откройте кран отопителя, чтобы ОЖ могла проходить через него. После этого поднимите капот и найдите входной и выходной патрубки радиатора печки. Они оба должны быть горячими. Это свидетельствует о том, что охлаждающая жидкость свободно циркулирует в системе. Если же выходной патрубок немного теплый или холодный - радиатор забит.

Почему радиатор забивается

Причиной засорения отопителя может быть:

  • длительный период эксплуатации, вследствие чего каналы радиатора засорились продуктами окисления и грязью;
  • применение низкокачественных охлаждающих жидкостей, в составе которых могут находиться вещества, ускоряющие процесс окисления металлов;
  • использование воды с большим содержанием солей в качестве ОЖ;
  • попадание в систему охлаждения рабочих химически активных жидкостей (топливо, масло) или грязи.

В чем суть промывки радиатора

Процесс очистки радиатора заключается в том, чтобы струей воды или специальной жидкости вымыть из него максимальное количество грязи и продуктов окисления. Но до этого желательно растворить накипь, залив внутрь жидкое чистящее средство.

Способы промывки

Прочистить отопитель можно двумя способами: сняв его с автомобиля и без снятия. Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки. В первом случае радиатор демонтируют вместе с краном. Это дает возможность оценить состояние этих узлов системы охлаждения, а также избавиться от пыли и грязи на ламелях отопителя. Однако этот способ подойдет далеко не всем, так как, прежде чем промывать радиатор печки, его придется долго и нудно снимать, а потом еще и устанавливать. У некоторых авто, чтобы добраться до отопителя, необходимо даже разбирать приборную панель. Если нет особого желания этим заниматься, его можно прочистить без демонтажа. При правильном выполнении чистки ее эффективность в обоих случаях будет одинаковой.

Популярные в народе средства для промывки радиатора

Если с методом определились, остается лишь выбрать, чем промыть радиатор печки в домашних условиях. Начнем с того, что в автомагазинах можно приобрести специальные жидкости для чистки системы охлаждения. Они достаточно эффективно справляются со своей задачей, но чем промывать радиатор печки непонятной химией, да еще и за немалые деньги, лучше уж использовать проверенные народные средства, найти которые можно даже у себя на кухне. К ним относятся:

  • молочная сыворотка;
  • раствор лимонной кислоты;
  • специальные порошки и жидкости для прочистки канализационных труб («Крот», «Силит», «Комет» и др.);
  • популярные напитки типа «Кока-колы» или «Фанты»;
  • раствор едкого натра (каустической соды).

Выбираем подходящее чистящее средство

Учитывая, что отопители изготавливают из меди и алюминия, необходимо точно знать, чем можно промыть радиатор печки из указанных средств, а чем нельзя. Дело в том, что алюминий очень быстро вступает в реакцию со щелочью и мгновенно окисляется, поэтому для чистки изделий из него щелочные средства лучше не использовать.

Но тогда чем промыть печки, чтобы не навредить? Только кислотными растворами или Последняя, кстати, наименее агрессивна, хотя и требует больше времени для растворения накипи. Но в нашем случае уж лучше потратить немного больше времени, и быть уверенным, что отопитель еще нам послужит, чем промыть радиатор печки авто быстро, используя средства, которые могут привести к его выходу из строя. Для меди, наоборот, больше подойдут средства, содержащие щелочь.

со снятием

Определившись, чем можно промыть радиатор печки автомобиля, приступаем к самому процессу. Независимо от выбранного способа, первым делом нужно слить всю охлаждающую жидкость из системы. После этого демонтируем радиатор вместе с краном. Проверяем работу крана и чистим отопитель снаружи, удаляя грязь и пыль с его ламелей. Перед промывкой кран лучше отсоединить.

Далее промываем радиатор струей воды, направив ее в один из патрубков. Когда грязь перестанет выходить, герметично закрываем любой патрубок отопителя, а во второй заливаем заранее приготовленный раствор. И лучше, если он будет горячий. Оставляем радиатор откисать примерно на час.

По прошествии указанного времени сливаем чистящее средство с отопителя и снова промываем его проточной водой. Для большего эффекта можно использовать шланг, надев один его конец на патрубок радиатора, а второй подсоединив к водопроводу. Промываем до того времени, пока грязь не перестанет выходить из отопителя. Насколько эффективно прошла чистка, можно определить, подув в подсоединенный шланг. Если воздух проходит через каналы радиатора свободно, значит, мы трудились не зря. Осталось только прикрутить кран и установить отопитель на место.

Как промыть радиатор печки без его демонтажа

Принцип промывки радиатора без его демонтажа аналогичный. Слив охлаждающую жидкость, отсоединяем шланги от патрубков отопителя. Здесь нам дополнительно потребуется два шланга подходящей длины и диаметра. Их нужно подсоединить к патрубкам радиатора. Кран отопителя должен находиться в открытом положении.

Промывать, конечно, лучше проточной водой. Для этого можно использовать водопровод, или какое-нибудь устройство наподобие жидкостного насоса. Но если ничего такого в вашем распоряжении нет, промывку осуществляем следующим образом. Один из шлангов, подключенных к радиатору, опускаем вниз и подставляем под его конец какую-нибудь емкость. Во второй шланг вставляем обычную лейку, и начинаем заливать в нее чистую воду. Проливаем до тех пор, пока вода не станет чистой.

После этого выходной патрубок (шланг) перекрываем, и заливаем в радиатор подготовленный чистящий раствор. Выждав час, сливаем жидкость, и снова промываем водой, пока она на выходе не будет чистой.

По завершении процедуры подключаем к отопителю шланги системы и заливаем охлаждающую жидкость.

Глобальная чистка

Есть еще один способ, который поможет очистить всю систему охлаждения, вместе с радиатором. Для его осуществления необходимо слить охлаждающую жидкость, а вместо нее залить средство для прочистки. Здесь, конечно, ни сода, ни лимонная кислота не подойдут. Лучше все-таки воспользоваться профессиональными средствами или, в крайнем случае, молочной сывороткой.

Когда система заполнится чистящим средством, нужно запустить двигатель и дать ему поработать. Единственное, необходимо следить за температурой двигателя, чтобы не допустить его перегрева. Когда двигатель проработает 10-20 минут, жидкость можно сливать, после чего систему необходимо промыть чистой водой несколько раз по тому же принципу.

В некоторых случаях лучше использовать именно такой способ очистки, чем промывать радиатор печки отдельно. Он позволит выгнать грязь и накипь со всей системы охлаждения.

Обогрев любого авто, называют попросту – печка. Принцип работы у всех одинаков. Охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя, нагретая до большой температуры. Одной из точек, где находится охлаждающая жидкость, является радиатор отопителя. Это маленький радиатор с расположенным рядом с ним специальным электрическим мотором для нагнетания через соты радиатора горячего воздуха в салон. В зимнее время без обогрева в салоне просто не обойтись. Поэтому в преддверии холодов водитель должен позаботиться об исправности системы отопления в машине. Часто эта проблема застает автовладельцев врасплох. Но не стоит отчаиваться. Проблему можно решить самостоятельно, не потратив большую сумму денег. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как и чем промыть радиатор печки автомобиля в домашних условиях. Как известно, в машине используется несколько элементов. Это основной, радиатор кондиционера и печки. Последний практически не отличается от первого по своей конструкции. Он также являет собой набор трубок со специальной фольгой, благодаря которым увеличивается площадь охлаждения. Работает данный прибор от основного элемента. В качестве рабочей жидкости здесь используется тосол или антифриз. Стоит отметить, что в отличие от радиатора кондиционера печной элемент не защищен салонным фильтром. Поэтому чаще загрязняется. Причем как снаружи, так и внутри.

Почему загрязняется радиатор печки?

Со временем на внутренних стенках трубок радиатора печки образуется налёт. Это вроде накипи в чайнике. Теплопроводность обогревателя уменьшается и, следовательно, ухудшается обогрев салона. Как же прочистить радиатор печки автомобиля? И важнее – как промыть печку в автомобиле не снимая? Здесь всё зависит от типа установленного нагревателя отопителя и используемой для системы охлаждения жидкости. В настоящее время уже практически никто не заливает обычную воду в систему охлаждения. Как и предписано, большинство водителей используют антифриз и тосол. Тем не менее следует знать, что в системе охлаждения образуется два вида загрязнения: накипь и жировой осадок антифризов. Отмываются они различными очистителями. Щелочными и кислотными. Также существуют нейтральные промывки. Специалисты рекомендуют производить замену тосола раз в два года. Со временем охлаждающая жидкость теряет свои свойства.

Антикоррозионные присадки перестают так эффективно работать, как раньше. В результате магистрали системы забиваются ржавчиной и прочими составляющими. Также элемент забивается из-за герметиков, которые используют при борьбе с течью. Чтобы устранить эту проблему и вернуть герметичность, достаточно затянуть хомуты или заменить патрубки. Но некоторые используют для этого герметик, который в итоге оседает внутри радиатора и забивает его. Следующее – это грязь. Она проникает в систему охлаждения через негерметичную крышку расширительного бачка или основного радиатора.

Типы радиаторов

Радиаторы печки в основном в плане промывки отличаются материалом изготовления. Большинство современных радиаторов изготовлены из пластика и алюминия. То есть боковые бачки ёмкости сделаны из пластмассы, а соты из тонких алюминиевых трубочек. Однако, иногда ещё встречаются радиаторы старого образца, выполненные из меди. Окислы меди смываются намного труднее, чем обычный налёт. Поэтому промывка медного радиатора вопрос отдельный.

Чем промывать радиатор

В настоящее время на рынке присутствует множество различных средств для промывки радиатора печки автомобиля. Их выпускают как общеизвестные брендовые производители такие, как: Lique Moli или Hi Gear . И менее известные торговые марки, например, российский «Лавр ». По типу воздействия они подразделяются на: нейтральные; щелочные; кислотные; двухкомпонентные. Самыми лучшими считаются именно двухкомпонентные варианты заводских промывок. Повышенный спрос на жидкость для промывки системы охлаждения автомобиля, соответственно заставляет производителей работать в нужном направлении. Народные средства Однако различные присадки и жидкости для очистки системы охлаждения появились относительно недавно. Как раньше владельцы машин самостоятельно чистили систему охлаждения. Оказывается, некоторые привычные нам бытовые вещества тоже довольно неплохо могут промыть все патрубки системы охлаждения. Раньше неплохо себя показали: лимонная кислота; пищевой 9% уксус; каустическая сода; пищевая сода. Как можно заметить и здесь работают кислотные и щелочные вещества. Лучший способ чередовать кислотную и щелочную среду. Сначала промывается система кислотой, а потом щёлочью.

Промывка радиатора печки без снятия

Важно! Заливать именно дистиллированную или сильно кипячёную воду! Нельзя пытаться промыть систему охлаждения простой водой из-под крана. Содержащиеся в обычной воде взвеси ещё больше загрязнят всю систему.

Наименее сложный способ промывки радиатора печки самостоятельно, это с помощью фирменных нейтральных присадок к антифризу от известных фирм. В этом случае определённый объём жидкости добавляется в расширительный бачок, и эксплуатация продолжается в штатном режиме. Через 2-3 дня антифриз сливается и заливается свежий. Смываемый налёт в этом случае превращается в гелевый компонент, и легко вымывается водой. Однако это не очень эффективно при сильном засоре радиатора печки. Самый простой и быстрый способ - промыть радиатор печки, не снимая его с креплений. Что для этого требуется? Нам необходимо приготовить раствор из дистиллированной воды и лимонной кислоты. В каких пропорциях разбавлять? Специалисты рекомендуют использовать 100 грамм кислоты на весь объем СОД, то есть 8-10 литров. Старый антифриз при этом сливается. На его место мы льем раствор. Ездить на нем следует 4-5 дней. После этого сливаем жидкость вместе с грязью, которую вымыла наша кислота. Далее спокойно заливаем тосол (желательно новый) и радуемся теплом в салоне и чистым радиатором. Кстати, так промывает не только он, но и патрубки системы. Обратите внимание, что температура замерзания дистиллированой воды намного меньше, чем у тосола. Поэтому не рекомендуется производить процедуру в холодное время. Так вы рискуете повредить элементы СОД. Ледяная вода расширяется, разрушая все элементы системы. При выполнении подобных операций температура воздуха должна быть не ниже +10 градусов Цельсия. Это требование не относится к методу очистки теплообменника со снятием.

Второй способ Для этого нам понадобятся следующие инструменты и материалы: Шланги с переходниками. Их диаметр должен соответствовать тем, что выходят из печки. Компрессор (водяной насос). Емкость и хомуты для промывочной жидкости. Сам раствор (о нем расскажем далее). Фум-лента. Итак, чем промыть радиатор печки автомобиля? Стоит отметить, что средство подбирается исходя из материала, из которого изготовлен элемент. Чем промыть алюминиевый радиатор печки? Щелочные растворы будут вредны для него. Можно обратить внимание на профессиональные средства от компании «Маннол». Если это медный радиатор, здесь все наоборот. Чем больше щелочи, тем лучше. Автомобилисты применяют подручные средства в виде «Кока-Колы» или жидкости для очистки труб «Крот». Для удаления накипи и грязи отлично подходит «Антинакипин», отмечают отзывы. Но самым лучшим вариантом будет использование лимонной кислоты (для алюминиевых изделий). Чем лучше промыть радиатор печки из меди? Для этого применяют раствор каустической соды. Прежде чем промывать радиатор печки, следует найти два шланга, которые к нему идут. Далее отсоединяем их и наращиваем при помощи переходников. Закрепляем стыковочные места хомутами и обматываем фумлентой для большей надежности. Включаем компрессор на «обратку» и выводим старую жидкость из радиатора. После этого заливаем раствор лимонной кислоты или каустической соды. Время действия – от 30 до 60 минут. В запущенных случаях можно увеличить время до 2 часов, пока раствор полностью не очистит стенки от накипи. Для большей эффективности рекомендуется залить уже нагретую до рабочих 80 градусов жидкость. Если это «Кока-Кола», ее следует вскипятить, избавив от газов. Далее, по прошествии нужного срока, выливаем жидкость в заранее подготовленную канистру или другую емкость. Вы увидите, как из шланга льется грязная вода. Для лучшего эффекта следует повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной.

Далее подключаем насос и под давлением повторно промываем печку чистой водой. Отсоединяем хомуты с переходниками, подсоединяем обратно шланги и доливаем охлаждающую жидкость. На этом наша операция завершается. Так нам удалось промыть радиатор печки, не снимая с машины. Но стоит помнить, что такой метод устраняет загрязнения лишь частично. Если после промывки из дефлекторов воздуховода продолжает идти еле теплый или холодный воздух, придется использовать более эффективный метод. Он предполагает полный демонтаж радиатора.

Промывка со снятием

Для этого нужно выделить отдельный день. Демонтаж радиатора – весьма трудоемкий процесс. Но таким образом вы с уверенностью прочистите теплообменник. Также, если радиатор дает течь, вы сможете выяснить, откуда пошла разгерметизация. Устранить пробой можно при помощи «холодной сварки». Крупные трещины ремонтируются аргонной сваркой. Итак, прежде чем промывать радиатор печки, необходимо разобрать переднюю панель. После демонтажа торпеды отсоединяем патрубки, которые идут к блоку отопителя. На некоторых автомобилях придется открутить патрубки системы кондиционирования (где расположен испаритель). Далее откручиваем блок и достаем его наружу. Для внешней очистки достаточно использовать теплую проточную воду. Можно просто помыть его под краном. Будьте аккуратны – не повредите хрупкую фольгу на трубках. Чем промывать радиатор печки внутри? Для этого следует применить те же средства, что и в предыдущем случае.

Пойдет раствор лимонной кислоты или соды в зависимости от материала, из которого изготовлен теплообменник. Заливать нужно заранее подогретую жидкость. Для удобства используйте лейку с тонким носиком. Закройте выходные отверстия теплообменника. Через полчаса поменяйте его положение. Стоит отметить легкость такой промывки, за исключением демонтажа панели. Также здесь не потребуется дополнительно насос, хомуты и переходники. Полезные советы. При промывке радиатора рекомендуется проверить состояние резиновых патрубков.

Они должны быть мягкими, без трещин. Если таковые имеются либо он жесткий, рекомендуется заменить его на новый. То же самое касается и патрубков, что идут на основной теплообменник. Изношенный элемент может спровоцировать течь в салоне или разгерметизацию системы, из-за чего образуется воздушная пробка. Ремонтировать герметиком или другими средствами патрубки нельзя – только замена. Также меняются и хомуты. В следующий раз вы просто не открутите элементы. А во избежание последующих загрязнений используйте качественный антифриз и придерживайтесь регламента замены. Работая со щелочью, помните о мерах безопасности. Используйте резиновые перчатки. Не дышите парами раствора, особенно когда он будет кипеть. Чтобы не сталкиваться с проблемой холодной печки в дальнейшем, для продувки внешних частей радиатора включайте периодически вентилятор на полную мощность. В осенний период очищайте воздуховоды от опавшей листвы. Нередки случаи, когда в трубке застревает один или несколько листьев. Ухудшается поток воздуха. Появляются непонятные шуршащие звуки. Итак, мы выяснили, как и чем промывать радиатор печки. Как видите, процедуру можно произвести своими руками. Необходимые средства продаются в любых хозяйственных магазинах.