» » Признаки износа маслосъемных колпачков. Что такое маслосъемные колпачки и как они устроены Где стоят маслосъемные колпачки

Признаки износа маслосъемных колпачков. Что такое маслосъемные колпачки и как они устроены Где стоят маслосъемные колпачки

Современные технологичные двигатели плохо представляются без хорошей смазочной системы. Но также нужно, чтобы масло не попало в цилиндры.

Что такое клапанный сальник?

Из-за таких нагрузок материал, из которого выполнена самая мягкая часть, становится более твердым. Затем происходит стирание рабочих кромок детали. В этом случае предстоит замена маслосъемных колпачков, двигатель можно также промыть или провести профилактику.

Однако не нужно думать, что сальники необходимо менять каждый год. Современные производители уже наладили культуру производства этих деталей. Замена необходима раз в 100 000 км. Но существуют моторы, где замену нужно производить чаще.

Какие имеют старые маслосъемные колпачки признаки износа? Здесь их видно даже внешне. Износ можно распознать по сизому дыму из Он может появляться на некоторое время только при запуске двигателя либо при торможении мотора.

На такой детали, как маслосъемные колпачки, признаки износа в виде дыма - не единственный фактор.Второй признак - повышенный «аппетит» к маслу. При этом течей смазочной жидкости может и вовсе не наблюдаться. Если говорить приблизительно, то расход возрастет до 1 литра масла на 1000 км. Также еще одним признак - засаливание и замасливание электродов на свечах.

Как заменить маслосъемные колпачки?

Многие советуют проводить эту операцию в сертифицированных СТО, так как работа требует разборки мотора. Можно провести эту операцию и без снятия ГБЦ, стоит лишь запастись нужным объемом терпения.

Набор инструментов

Для работы понадобятся кое-какие инструменты. Обычно требуется который используется при ремонте мотора. Нам пригодятся пассатижи и специальный инструмент, который сожмет клапанную пружину. Пинцет будет необходим для того, чтобы достать сухари. Кроме всего этого, понадобиться оправка, с помощью которой будет проходить запрессовка сальников. Еще нужны молоток и пруток оловянного припоя. Размеры прутка должны быть не более чем 8 см в диаметре.

Проводим замену

Снятие маслосъемных колпачков предусматривает следующие действия. Для начала нужно демонтировать крышку ГБЦ. Затем проворачиваем коленчатый вал. Проворачивать необходимо до тех пор, пока не совместиться отметка на звездочке распределительного вала с такой же отметкой на корпусе подшипника. Дальше снимаем вместе с распределительным валом. Теперь можно зафиксировать звездочку и цепь. Отсоединяем провода от свечей зажигания и выворачиваем свечи.

На следующем этапе хорошо прижимаем пружину и снимаем рычаг клапанного привода. Выводим из-под стопорной пластины и извлекаем пружину. Выворачиваем регулировочный винт. На место винта требуется вкрутить инструмент, который может сжать клапанную пружину. В отверстие, которое образовалось от снятия свечи, вставляем наш пруток. Это требуется для того, чтобы клапан оставался закрытым. Теперь освободим сухари. Для этого обычно необходимо сжать пружину клапана и закрутить болт рассухаривателя. Снимаем детали, убираем инструмент.

Теперь можно увидеть сальники. Если вы не знаете, как поменять маслосъемные колпачки, то следует воспользоваться цанговым зажимом. Это позволяет при помощи легких ударов бойка снять сальники. Не стоит пользоваться для выпрессовки отвертками, плоскогубцами или любыми другими подобными инструментами. Так можно распороть втулку.

Новую деталь нужно аккуратно надеть на клапан (и при этом постараться не нанести повреждений крайней ее части). Внутренние поверхности необходимо смазать маслом. Так получится продвинуть сальник вдоль по клапану до направляющей втулки. Теперь остается легонько постучать и окончательно запрессовать сальник.

После успешной запрессовки пора собрать все в обратном порядке. Так вы узнали о том, как поменять маслосъемные колпачки.

Как выбрать сальники?

Сегодня практически нет проблем с запчастями. Однако не нужно исключать ситуацию, когда приходится доверять не на тем запчастям, которые рекомендовал производитель, а тем, что есть в магазинах.

Если говорить о выборе маслосъемных сальников, то основное их назначение - уплотнение для стержней клапана, а также клапанных втулок. Эти сальники должны защищать камеры сгорания от масла. Когда видны маслосъемные сальники, признаки износа, пора озаботиться приобретением новых.

Вы знаете, как устроены эти элементы. Как показывает использование данных деталей, именно такое решение позволяет получить хорошие результаты. Так, защита сохраняется и тогда, когда вдруг стержень клапана перекосится.

Новые модели колпачков из фторкаучука или акрилатного каучука применяются на современных двигателях. Однако никто и нигде не говорил, что их нельзя использовать на более старых машинах.

Если на старый двигатель установить новые признаки износа появятся гораздо позже срока, а сам мотор сильно выиграет от такого хода. Это оптимальное решение, если колпачок подходит к клапану по посадочным размерам.

Еще важно учитывать профиль внутренней части сальника. Например, японские двигатели имеют колпачки, которые внутри имеют выступ. На направляющей втулке в этом месте канавка. Не стоит проводить эксперименты и ставить такие детали на гладкие втулки.

Долгий ресурс колпачкам обеспечит установка новых сальников на новые двигатели. Если на старый мотор можно поставить новые модели колпачков и ничего не будет, то если поставить старую модель сальника на новую модель ДВС, то может произойти что угодно. Тут все дело даже не в том, какие маслосъемные колпачки по конструктивным особенностям, а в том, что новые силовые установки работают в чрезвычайно жестких режимах. Старые модели сальников просто не выдержат таких нагрузок. Поэтому их покупка бессмысленна.

Итак, мы выяснили, какие имеют маслосъемные колпачки признаки износа.

В конструкции любого двигателя, и отечественного автомобиля, и иномарки, присутствуют маслосъемные колпачки (клапанные сальники).

Они задействованы всегда, когда машина работает, поэтому и изнашиваются очень быстро. Повышение срока их службы – головная боль инженеров, работающих на автомобильных заводах, а вот своевременная диагностика признаков износа маслосъемных колпачков, а также их замена – уже задача автомобилистов. Справиться с ней успешно можно лишь в одном случае, когда эти самые признаки вам известны, а если нет, тогда в помощь вам эта статья.

Как работают маслосъемные колпачки и когда они считаются износившимися?

Как известно, клапан в двигателе расположен в двух различных полостях. Одна из них подразумевает нахождение в ней моторного масла, другая, наоборот, должна быть от него изолирована. При этом клапан при своей работе находится в постоянном движении. Для того, чтобы сохранить герметичность отверстия, через которое он перемещается из одной среды в другую, как раз и нужны маслосъемные колпачки. Изготавливаются они из специальной эластичной резины, однако резина эта со временем имеет свойство стареть, твердеть, рассыхаться и разрушаться, как следствие, колпачки перестают справляться с поставленной перед ними задачей и начинают нуждаться в замене. Автовладелец данный момент может определить по особым признакам.

Основные признаки износа маслосъемных колпачков.

  1. Увеличенный расход масла – если моторное масло расходуется в вашем автомобиле больше, чем положено, значит, где-то оно используется зря, как вариант, — попадает в камеру сгорания из-за износившихся клапанных сальников.
  2. Масляный – следствие того, что в цилиндры попадает масло.
  3. в момент прогрева авто, мотор нагревается – дым пропадает. Такое явление – явный признак рассохшегося колпачка, который, нагреваясь до определенной температуры, становится шире и начинает снова успешно справляться с возложенными на него функциями.

Однако будьте предельно внимательны, данные признаки могут свидетельствовать не только об износившихся маслосъемных колпачках, но и о других проблемах с двигателем! Поэтому в момент диагностики не забывайте обратить внимание еще на:

  • пробег – как правило, сальники нуждаются в замене каждые 70-80 тыс. км. пробега;
  • – если она снижена, но вы не нашли ни течи, ни проблем с клапанами и/или кольцами на поршнях, значит, проблема точно в колпачках. Их следует заменить.

Последствия езды с износившимися маслосъемными колпачками.

Если момент выхода из строя клапанных сальников вами был упущен, то, скорее всего, он приведет к следующим последствиям:

  • повышенному расходу масла, который, во-первых, не лучшим образом отразится на вашем бюджете, а во-вторых, будет провоцировать периодическое масляное голодание, приводящее к повышенному износу деталей и необходимости преждевременного капитального ремонта двигателя;
  • замасленности и в конечном счете отказу свечей зажигания;
  • прогоранию клапанов – нагар будет образовываться везде, где есть масло, в том числе и на стенках цилиндров, что со временем станет мешать закрытию клапанов и приведет к их прогоранию.

Чтобы всего этого не произошло, проводите своевременную замену, как только заметите первые признаки износа маслосъемных колпачков.

Саму процедуру замены маслосъемных колпачков сейчас рассматривать не будем, это тема отдельной статьи, а вот основные рекомендации, которые уберегут вас от ошибок, напоследок все же назовем. Их всего 3:

  1. для рассухаривания клапанов всегда используйте специальный инструмент – рассухариватель, так у вас будет меньше шансов что-то сломать или потерять;
  2. меняя колпачки, прикрывайте все имеющиеся на двигателе отверстия тряпкой или поролоном, они уберегут открытые полости от попадания грязи, а вас – от утери сухарей;
  3. перед установкой новый колпачок обязательно смазывайте маслом.

И помните, если вы не имеете достаточного опыта и знаний в вопросе замены клапанных сальников, заметив признаки их износа, не экспериментируйте, а отдайте свой автомобиль в руки профессионалов, они быстро заменят вышедшие из строя детали на новые и возьмут в данном случае немного. В зависимости от автомобиля и СТО расходы составят от 7 до 20 тысяч рублей.

Видео.

Маслосъемные колпачки, или, как их еще называют – сальники клапанов/клапанные сальники, в первую очередь предотвращают попадание излишков масла в двигатель. Точно так же, как и большинство деталей двигателя, они изготавливаются из специальной резины и со временем изнашиваются и менее эффективно работают: отделяются и пропускают излишки масла. А это, в свою очередь, приводит к возрастанию расходов масла. Сегодня мы попытаемся разобраться не только в том, что же такое маслосъемные колпачки, но еще в причинах и первых признаках их износа.

Для чего нужны маслосъемные колпачки

Всего выделяют два вида клапанов: впускные и выпускные. Верх любого клапана расположен так, что он оказывается в постоянном контакте с распределительным валом, вращение которого приводит к постоянному маслянистому туману в этой области. Обратная, плоская часть расположена в области, где всё время стоит взвесь из маленьких капель бензина – это впускной клапан; или же в области горячих выхлопных газов – это выпускной клапан.

Для правильной работы распределительного вала просто необходима смазка, но вот попадание самого моторного масла вовнутрь камеры сгорания совсем нежелательно. И вот для этого и были созданы сальники клапанов. Так, при возвратно-поступательной работе клапана масло со штока снимается своеобразной юбкой, которой и является маслосъемный колпачок.

Принцип работы. При попадании масла в камеру сгорания по штоку клапана, масло смешивается с топливно-воздушной смесью. Когда смесь вспыхивает, масло, сгорая, образует нагар на верхней части «тарелки» и на седле клапана. А это, в свою очередь, приводит к тому, что клапан теряет способность закрываться. Такой же нагар остается на стенках цилиндра, на верхней плоскости поршня и на поршневых кольцах. Все это приводит к так называемой «закопченности», повышающей износ двигателя и качество его работы. Кроме того, попавшее в камеру сгорания масло ухудшает характеристики горения топливно-воздушной смеси. Поэтому к состоянию маслосъемных колпачков предъявляются очень высокие требования.

Где находится маслосъемный колпачок

Как вы уже догадались, сальники клапанов работают при весьма жестких и сложных условиях. Для того чтобы найти их в двигателе, много времени и труда не понадобится. Данный колпачок находится прямо на самих клапанах – это вариант в сборе; или же в головке блока – это если двигатель разобран. Ну а рассчитать количество колпачков и вовсе не составит труда – колпачков ровно столько, сколько и клапанов в моторе.

Это интересно! Заливая в двигатели ПАО (ПолиАльфаОлефины) синтетику, изготовленную на базовом масле 4-й группы, вы приводите к тому, что масло начинает сочиться через прокладки и сальники. Несмотря на преимущества, ПАО-масла за счет химических свойств масел 4-й группы приводят к тому, что во время работы прокладки и сальники попросту «усыхают».

Конструкция маслосъемного колпачка

Существует всего лишь два варианта конструкций маслосъемных колпачков. Первый вариант – это манжетное устройство, которое надевается на часть направляющей втулки клапана, которая выступает из головки.

Такие колпачки получили большое распространение, так как проще и дешевле. Но если нужно заменить такие колпачки, то без специальных инструментов и навыков сделать это очень сложно, а порой и невозможно. Второй вариант сальника монтируется уже под клапанную пружину, работа которой удерживает колпачок на головке и герметизирует его стык с головкой.

Сальники клапанов второго вида не контактируют с направляющей втулкой клапана, меньше нагреваются, а потому и более долговечны. Еще одним плюсом таких клапанов является то, что при необходимости их достаточно легко заменить, и они не требуют специальных инструментов. Но есть также и минусы. Их цена в разы выше, а длина направляющей втулки более короткая, что приводит к снижению износостойкости.Рис. 2

Высокая отдача маслосъемного колпачка зависит не только от его конструкции, но и от материала, из которого он изготовлен. Если колпачок изготовлен из акрилатного или вторкаучука, то он имеет более высокую степень уплотнения.

Вы просто обязаны знать, какие именно колпачки установлены в вашем двигателе. А также, в случае их замены, соблюдайте одно из основных правил: устанавливайте ОРИГИНАЛЬНЫЕ колпачки – те, которые предназначены для конкретного двигателя.

Причины и признаки износа маслосъемных колпачков

мотора вращается со скоростью 500 – 4500 об/мин, а это значит, что каждый клапан совершает 150 – 1200 рабочих тактов за минуту. И это не беря в расчет тот факт, что при работе клапаны подвергаются агрессивному химическому воздействию масла и выхлопных газов. Все это приводит к тому, что материал, из которого изготовлена мягкая часть колпачка, быстрее твердеет, и как результат – изнашивание и стирание рабочих кромок колпачка.

Со временем сальники клапанов нужно будет менять, несмотря на их качество. Но нет необходимости делать это каждый год. Для того чтобы сохранять сальники клапанов в хорошем состоянии, необходимо использовать качественное моторное масло.

Первые признаки износа сальных клапанов:

- возникновение сизого дыма из выхлопной трубы (он может быть кратковременным: только при запуске или торможении);

Повышенный расход масла (до 1 литра на 1000 километров);

Возникновение отложений на свечах.

Октябрь 3, 2016

Автомобиль, равно как и организм человека, имеет свой ресурс безаварийного выхаживания. Появление мелких, незначительных поломок указывает на подготовительный этап. Владельцу следует тщательнее проводить технический осмотр, проводить мелкие замены. Но не все собственники спешат сразу ехать в СТО и тратить денежки. Предпочтителен второй вариант – продажа транспортного средства. Современные «кулибины» способны так замаскировать мелкие поломки, что о них можно узнать спустя несколько месяцев после приобретения. Итак, что же делать, если вы приобрели такого «троянского коня»? Об этом, и многом другом рассмотрим немного ниже.

Ищите проблему в сальниках клапанов

Наличие выхлопных газов синего цвета свидетельствует о попадании моторного масла с превышением нормы в камеру сгорания. Заметьте, что речь идет только о бензиновых моторах. Для дизелей характерный выхлоп черного цвета, и это норма. Но ведь бензиновый агрегат также иногда может выдавать «сажу», задаст вопрос читатель. Совершенно верно. Тогда ищите поломку в топливной системе. Как правило, это попадание значительного количества топлива, которое не успевает сгореть до конца. Остатки просто выбрасываются в коллектор выхлопной системы.

Итак, мы решили, что маслосъемные колпачки подлежат съему. Деталь служит для балансирования хода направляющей втулки и оси стержня клапана. Починка элемента у каждого автомобиля имеет ряд нюансов. Так, у отечественного производителя Жигулей до 2000 года выпуска, элемент изготавливался из прочной не армированной пластмассы. Более поздние модели имеют резиновую основу с металлическим кольцом для обжима по периметру. Что нового: увеличена длительность срока эксплуатации до 100 – 130 тыс. км. пробега, существенно снижен уровень риска дисбаланса стержня и втулки. У иномарок километраж несколько больше, что составляет 200 000 км. пробега. Несвоевременная замена может стоить обладателя ВАЗа 1л./1000 км. пробега моторного масла.

До ведома автолюбителей. На автомобили марки ВАЗ можно устанавливать маслосъемные колпачки с иномарок Форд, Опель, Сеат. Конструкция, размеры идентичны. Лучше всего инсталлировать родные, те которые предписаны заводом – изготовителем. Для этого внимательно смотрим инструкцию по эксплуатации авто, в случае ее отсутствия – листаем интернет сайты. Информации предостаточно. Перед покупкой обязательно сверьте размеры посадочного гнезда, ширину отверстия. Допускается превышение высоты на 0,5 мм. В противном случае механизм не сможет полноценно функционировать.

Ремонтные работы

На примере ВАЗа это выглядит так. Следует снять головку блока цилиндров (ГБЦ) для удобства. Некоторые автомеханики приловчились проводить работы по ремонту, не снимая ГБЦ.
Инструментарий:

  • Припой с диаметром 0,8 см.;
  • Пинцет медицинский;
  • Оправка для напрессовки втулок;
  • Отвертка с плоским наконечником;
  • Съемник клапанов и пружин;
  • Стандартный набор накидных, рожковых ключей.

В случае отсутствия какого-либо инструмента, его можно свободно приобрести в любом автомагазине. Стоимость не велика, так что затраты будут минимальные, зато на долгие годы.

Инструкция съема

Профилактику лучше всего проводить в условиях свободного доступа: гараж больших размеров, любая ровная площадка. Смотровая яма не обязательна, так как под низом мы ничего делать не будем.

  1. Обязательно отсоединяем клемму массы от аккумулятора. Если имеется тумблер, то можно его.
  2. Двигатель заглушен, кулиса в положении первой скорости, выжат ручной тормоз.
  3. Отвинчиваем плиту движка, снимаем воздушный фильтр, крышку ГБЦ.
  4. Отвинчиваем зубчатый шкив, расположенный на распределительном валу.
  5. Отводим в сторону пучок электропроводки для свободного доступа к задней крышке головки.
  6. Очень бережно снимаем кольцо уплотнительное со штоков клапанов. В случае их полной целостности, можно установить повторно.
  7. Снимаем крепления подшипников на распредвале. Не потеряйте шпонку. Будьте внимательны.
  8. Коленвал проворачиваем в положение верхней мертвой точки (МРТ).
  9. Съемником сжимаем пружины клапанов.
  10. С помощью пинцета достаем «сухари». Для удобства можно использовать магнитную указку.
  11. Тарелки пружин, сами пружины извлекаются.
  12. Маслосъемные колпачки спрессовываются ударами бойка по втулке.
  13. Новые запчасти смазываются маслом, запрессовываются в нижнюю тарелку.
  14. Сборка в обратном порядке.


Обязательно смажьте прокладку головки блока герметиком для плотности. После полного окончания работ, запустите мотор, проведите визуальный осмотр на предмет наличия потеков масла. При необходимости подтяните болты, иные крепления. Прогоните машину на скорости по трассе для тестирования.

О том, какую нагрузку выдерживают маслосъемные колпачки, гласит следующее. На холостом ходу мотора коленчатый вал совершает порядка 500-600 об./мин., при движении 4000-4500 об./мин. Соответственно, в минуту каждый клапан делает 160 – 1250 тактов. Какую силу трения сальникам следует выдерживать ежеминутно. Не последнюю роль играет среда, а именно жидкости и газы: моторное масло, выхлопные газы. Со временем материал уплотнителя становится твердым, не эластичным, что приводит к просачиванию масла в камеру сгорания, свободному ходу штока поршня.

Появились первые признаки неисправности сальников, начинайте ремонт. Маслосъемные колпачки лучше всего менять на сертифицированных станциях по обслуживанию автомобилей, если не имеете достаточных навыков. Профилактические работы займут не более 3-4 часов, при условии, что не будет дополнительной починки. Устанавливайте только качественную, оригинальную продукцию. Только в таком случае можно быть уверенным в длительной работе. Обязательно требуйте гарантийное обязательство от работников СТО после ремонта. В случае выявления неполадок, повторное обслуживание будет бесплатным. Удачи вам на дорогах.

Автомеханик Максименко И.О.