» » Правительственные машины зил. Знаковые правительственные автомобили для генсеков ссср и президентов россии

Правительственные машины зил. Знаковые правительственные автомобили для генсеков ссср и президентов россии

В 2012 году с конвейера Завода имени Лихачёва сошёл последний российский лимузин, изготовленный по заказу украинского президента. Это был самый последний официальный российский лимузин, который завершил славную историю правительственных автомобилей, выпускаемых на данном предприятии. Все остальные лимузины, которые были выпущены после 2010 года, официально к ЗИЛ не имеют отношения, так как их производством занимались на МСЦ-6 АМОЗИЛ.

Правительственный лимузин ЗИЛ-41047: общая информация

Разработка легкового автомобиля нового поколения была начата в 1985 году. Новый ЗИЛовский лимузин должен был сменить на конвейере старую модель ЗИЛ-41045. Новая модификация получила следующие отличия от предыдущей модели:

  • Передние фары получили прямоугольную форму;
  • Решётка радиатора получила новый дизайн;
  • Поворотники переместились на торцы крыльев автомобиля.

Машины должны были эксплуатироваться в правительственных кортежах и принимать участие в транспортировке важных политических деятелей из зарубежных стран. В 2002 году был выпущен последний экземпляр ЗИЛ-41047 в классическом кузове типа лимузин, который предназначался для президента Казахстана.

Следующим вариантом ЗИЛ-41047 стал автомобиль в кузове фаэтон, который разрабатывали специально для участия в военных парадах на Красной площади. В 2009 году этот автомобиль не приняли, сославшись на слишком большой короб тента. Вместо него выбрали модель «41041 АМГ» производства компании «Атлант-Дельта».

Последняя модель лимузина ЗИЛ-41047 в кузове типа фаэтон была собрана в 2012 году для президента Украины Януковича.

Технические характеристики ЗИЛ-41047

ТТХ последнего советского лимузина выглядели следующим образом:

  • Машина рассчитана на 7 человек;
  • Длина лимузина – 6 300 мм;
  • Высота — 1 500 мм;
  • Ширина – 2 100 мм;
  • Вес машины составляет 3 900 кг;
  • Двигатель восьмицилиндровый, имеет объём 7,7 литра;
  • Мощность машины составляет 315 л.с.;
  • Коробка передач автоматическая;
  • Максимальная скорость лимузина – 190 км/ч;
  • До 100 км/ч машина может разогнаться за 12 секунд;
  • Расход бензина по паспортным данным составляет около 22 литров на 100 км;
  • Топливный бак вмещает в себя 120 литров топлива.

Конвейерная сборка ЗИЛ-41047 подразумевала полностью ручную работу по изготовлению каждого отдельно взятого экземпляра. Как и предыдущие модели лимузинов производства Завода имени Лихачёва, машина имела мощную сварную раму. Она и обеспечивала автомобилю такой вес. Конструкция рамы включает в себя лонжероны замкнутого коробчатого сечения. Это позволило обеспечить лимузину высокую устойчивость на трассе.

Мотор лимузина ЗИЛ-41047 является главной гордостью модели. Восьмицилиндровый мотор объёмом 7,7 литров способен разогнать машину до 100 км за 13 секунд. При этом он обладает огромной тягой. Бензин, который нужно заливать в бензобак правительственного премиум-автомобиля, должен быть не ниже марки АИ-95.

Машина имеет задний привод, а её карданная передача — две ступени. В основе заднего ведущего моста лежит балка с высокой жёсткостью. В автомобиле имеется гидроусилитель руля. Рулевая колонка регулируется в нескольких положениях. Это сделано не столько из-за заботы о водителе, сколько из-за необходимости – водительское место не слишком просторное, поэтому для удобства посадки ему приходится её поднимать.

Тормозная система имеет следующие особенности:

  • Все колёса оснащены дисковыми тормозами с вентилируемыми дисками;
  • Имеется система автоматической регулировки зазора;
  • Привод гидравлический представлен вакуумным усилителем, который работает в паре с двумя гидровакуумными усилителями.

Тормозная система двухконтурная.

Кузов лимузина ЗИЛ-41047 сварной и цельнометаллический. Особенностью семейства лимузинов ЗИЛ-41047 является то, что все кузовные детали делались вручную профессиональными кузовщиками. После изготовления они подгоняются вручную друг к другу. Для точной подгонки деталей использовался метод наплавления олова, после чего кузов шлифовался и отправлялся в покрасочную камеру. В результате этого кузовные детали уникальны, и при установке на кузов другого экземпляра могли иметь большие зазоры.

Салон у лимузина имеет четыре двери. Внутри находятся три ряда сидений. Первый ряд предназначен для водителя и личного охранника. Второй и третий ряд предназначается для пассажиров. Пассажирскую часть салона можно отделить от первого ряда сидений специальной звуконепроницаемой прозрачной перегородкой. Она опускается за счёт встроенного электропривода.

Звукоизоляция салона находится на высшем уровне. При движении лимузина пассажиры могут переговариваться даже вполголоса. Все стёкла ЗИЛ-41047 детермальные, они обеспечивают защиту от жары и холода. Салон отделан в лучших традициях лимузин-класса. Передний ряд сидений обшит натуральной кожей, а задние имеют обивку из высококачественного велюра. Система кондиционирования зонная, отдельная для водителя и для пассажиров.

Внешний вид ЗИЛ-41047 и особенности его салона

Самое первое, что бросается в глаза при первом взгляде на лимузин ЗИЛ-41047 – это огромные размеры машины. За счёт этого лимузин стал самым длинным серийным автомобилем в мире в своё время. Качество покраски ЗИЛ-41047 совершенно не соответствует распространённому мнению о покраске советских и российских машин. Даже старые автомобили, которые сохранились в правительственных гаражах, поражают качеством лакокрасочного покрытия. На заводе каждую машину красили в 9-15 слоёв, причём каждый из них подвергался полному процессу сушки, после чего полировался.

Передние фонари получили прямоугольную форму. Они получили омыватели и очистители, для того чтобы качество освещения было на самом высоком уровне в любую погоду. Чтобы реализовать идею с фарами, пришлось обращаться к немецкому производителю БОШ. Наконец убрали поворотные форточки на передних стёклах, а зеркала заднего вида стали крепиться в углах передних стёклах. Парадный экземпляр получил специальные резиновые заглушки на передних крыльях. Туда крепятся кронштейны с флагами. Крышка бензобака находится под задним номером.

В салоне имеются вставки из редких пород дерева. Главным недостатком отделки салона является использование в нём низкокачественных пластиковых элементов. В новых автомобилях они смотрелись достойно, но в настоящее время пластик коробится. Между креслами водителя и переднего пассажира имеется массивная панель, под которой хранится различное специальное оборудование.

Бронированные версии ЗИЛ-4105

После того, как на Леонида Ильича Брежнева было совершено покушение в 1969 году, было решено правительственные лимузины бронировать. На базе ЗИЛ-41047 было построено 14 бронеавтомобилей, получивших индекс ЗИЛ-4105. Несмотря на новое название, данные машины ничем не отличались от стандартных лимузинов данной модели, кроме веса, который превышал 5 тонн. В некоторых документах говорится, что для шести из 14 бронемашин использовались бронекапсулы от ЗИЛ-41045.

В начале 1990-х годов три бронеавтомобиля на базе ЗИЛ-41047 были проданы в Германию. Там один из них подвергли масштабным испытаниям, заключающимся в массированном обстреле из стрелкового оружия различного вида. После этого, два оставшихся бронированных лимузина отправили в правительственный гараж. Однако, огромный вес машины создал проблемы в эксплуатации данных автомобилей. Подвеска и тормозная система оказалась неподготовленной для этого. Машины отправили на Завод имени Лихачёва для доработки. В результате этого появилась новая модификация, получившая индекс ЗИЛ-41053.

Бронированная версия советского лимузина имела следующие характеристики:

  • Толщина брони составила 8,5 мм;
  • Броня легко выдерживала прямое попадание пули с термостойкий сердечником, калибра 7,62 мм;
  • Броня также выдерживала прямое попадание из винтовки СВД;
  • Нижняя и верхняя броня выдерживала взрывы гранат на крыше и под днищем лимузина;
  • Бронированные стёкла также выдерживали прямое попадание пуль из пистолетов, автоматов и винтовок.

Уровень защищённости бронированного лимузина, собранного на базе ЗИЛ-41047, превосходил не только отечественные, но и зарубежные аналоги этого класса.

Основные модификации на базе ЗИЛ-41047

На базе последнего советского и российского лимузина было разработано несколько модификаций:

  • ЗИЛ-41041 – короткобазная версия, в которой было всего два ряда кресел. Она рассчитывалась на пять человек;
  • ЗИЛ-41042 — специальная медицинская модификация. Использовалась для доставки первых лиц государства в больницы и госпитали;
  • ЗИЛ-4105 – бронированная модификация, вес которой был более 5 тонн;
  • ЗИЛ-4107 – машина, оборудованная специальным связным оборудованием;
  • ЗИЛ-41052 – бронированная версия, доработанная на основе модели 4105;
  • ЗИЛ-41053 – специально доработанная модификация для правительства Германии;
  • ЗИЛ-41072 – специальная модификация под кодовым названием «Скорпион». Разрабатывалась специально для службы охраны высших государственных чинов;
  • ЗИЛ-410441 – модель с кузовом типа фаэтон.

На протяжении последнего десятка лет в народе ходили слухи, что Завод имени Лихачёва занимается разработкой нового правительственного лимузина, но закрытие завода и постепенный снос его корпусов поставили жирную точку в истории лимузинов ЗИЛ.

Ровно сто лет назад, 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года, в московской Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода АМО (Автомобильное московское общество), который в 1931 году был переименован в ЗИС (Завод имени Сталина), а в 1956-м — в ЗИЛ (Завод имени Лихачева). До наших дней предприятие, считай, не дожило: последний грузовик здесь собрали «на коленке» в 2014 году, а конвейер встал намного раньше. Многие корпуса разрушены: на месте гигантского производственного комплекса (площадью более трехсот гектаров!) уже три года как с жилыми домами, офисами, музеями и спорткомплексом.

Основным собственником бывшего предприятия остается московское правительство, но о юбилее старейшего автозавода страны оно, по-видимому, предпочло не вспоминать, потому что праздничное мероприятие, прошедшее сегодня в сквере у Дворца культуры ЗИЛа, организовано бывшими заводчанами и энтузиастами во главе с заместителем главного конструктора Владимиром Григорьевичем Мазепой.

Ветераны ЗИЛа держатся бодро и радуются встрече, но почти все темы в разговорах сводятся к бездарной кончине завода. Все как везде: обложить нынешних застройщиков, пройтись по Лужкову и с теплотой вспомнить стабильные времена застоя семидесятых. Хотя завод пал не под натиском элитного жилья и роскошных офисов, а от бессилия в условиях рыночной экономики и почти нулевой гибкости производства.

Скромная юбилейная экспозиция состояла в основном из частных машин. Многие из них уже известны по выставкам ретро-техники, но от этого не менее интересны.

Пожарный автомобиль на шасси АМО-4 1932 года выпуска. «Четверка» — это длиннобазная модификация грузовика АМО-3, который выпускался с 1931 по 1933 годы и уступил место гораздо более известной модели ЗИС-5. «Пожарка» долгое время стояла на постаменте и это спасло ее от уничтожения, а уже в наше время памятник был упразднен и машина перекочевала в частную коллекцию, где и прошла восстановление.

ЗИС-33 — вариант грузовика ЗИС-5 с возможностью быстрого переоборудования на полугусеничный ход для преодоления бездорожья. С 1939 по 1940 год сделано около четырех тысяч таких машин.

ЗИС-42 — дальнейшее развитие модели ЗИС-33: гусеницы установлены уже на «постоянной основе», переход на колесный ход исключен, а для зимы предусмотрены съемные лыжи. С 1942 по 1944 год выпущено 6372 автомобиля.

Этот УралЗИС еще ждет реставрацию. Со сборки таких грузовиков ЗИС-5 во время Второй мировой войны началась история миасского завода Урал.

ЗИЛ-130? А вот и нет! Судя по заводской табличке в салоне, перед нами ЗИЛ-431610. С 1 января 1986 года в соответствии с новым стандартом завод перешел на иную систему индексации моделей и автомобили «сто тридцатого» семейства получили шестизначные наименования. За индексом 431610 скрывается ЗИЛ-138 с двигателем, работающим на газе. Хотя за годы эксплуатации «аварийкой» машина лишилась газовых баллонов.

Особый интерес представляют легковые автомобили ЗИЛ, которые изготавливались малыми тиражами, а то и вовсе в единичных экземплярах.


ЗИС-101А Спорт


ЗИС-101А Спорт

0 / 0

Родстер ЗИС-101А Спорт — увы, не оригинальный. В 1939 году такой автомобиль был создан для рекордных заездов, но до наших дней он не дожил. Этот экземпляр построен несколько лет назад в мастерской Молотов Гараж.



0 / 0

Еще одна обманка: это не ЗИС-110, а редчайший ЗИС-115 — первый серийный отечественный легковой автомобиль с бронезащитой. От базовой модели его может отличить лишь наметанный глаз — по иным колесам и оконным рамкам. Толщина стекол — 70—75 мм, при этом сохранена возможность их опускания, а треугольные форточки в передних дверях поворачиваются! «Сто пятнадцатый» массой 4,2 т создавали, в первую очередь, для Сталина, с 1947 по 1958 год было собрано 32 экземпляра.



0 / 0

ЗИЛ-111Д — кабриолет на базе лимузина 111Г, выпущено всего восемь экземпляров, которые использовались в основном для встреч космонавтов и иностранных делегаций. Двигатель V8 объемом 6,0 л и мощностью 200 л.с., двухступенчатый «автомат» с кнопочным пультом управления (он распложен слева от руля) и сервопривод складывания крыши.



0 / 0

Седан ЗИЛ-117 — укороченный вариант лимузина ЗИЛ-114, хотя его длина все равно превышает 5,7 м. Официально такие машины предназначались для кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и членов Правительства СССР, но за руль седана садился и сам Брежнев, который любил погонять на мощных машинах. Мотор V8 7.0 развивал 300 л.с. С 1971 по 1977 год сделано около семидесяти таких седанов.




0 / 0

Знаменитая «бронекапсула» ЗИЛ-41051. Редчайшая машина, ведь конструкция этих броневиков считалась государственной тайной и потому отслужившие свое лимузины по правилам должны быть утилизированы. Всего в 1984—1985 годах было сделано десять таких членовозов с внешностью базового лимузина ЗИЛ-41045, но шесть из них позже прямо на заводе были переделаны в модель 41052 с внешним оформлением от более позднего лимузина ЗИЛ-41047.



0 / 0

А вот как раз и ЗИЛ-41047 — последний серийный лимузин завода, выпуск которого начался в 1986 году. До 2002 года было построено около 150 автомобилей. После этого машины собирали в штучных количествах на заказ, а последний сошел со стапелей в 2008 году.постройки парадных кабриолетов , увидели свет и несколько седанов, а белоснежный автомобиль на фотографиях дособран в 2015 году и имеет порядковый номер 26. В нем много современных узлов и деталей (система впрыска топлива, аудиосистема, кнопки стеклоподъемников и т.д.), однако в целом это тот же ЗИЛ, что и в восьмидесятых годах.

Пока что МСЦ6 АМОЗИЛ работает в родных стенах «легкового» цеха, но аренда заканчивается осенью и новым владельцам придется искать новое помещение. Формально даже белый «новодельный» седан не может нести марку и логотип «ЗИЛ», ведь они остались в собственности правительства Москвы, но это тема для отдельного разговора. К тому же, стоит порадоваться, что «легковое» производство вообще сохранено, пусть и в частных руках, ведь «большой ЗИЛ» и вовсе не дожил до своего столетия.

Существующий в единственном экземпляре эксклюзивный лимузин ЗИЛ-4112Р, был выставлен на продажу за 1.2 млн долларов на известном американском сайте, торгующем классическими автомобилями.

Автомобиль ЗИЛ-4112Р «Монолит» разработан компанией «Депо-ЗиЛ», которая много лет занимается тюнингом и реставрацией самой разной зиловской техники. Создатели уникального лимузина говорят о нем, как об отечественном аналоге лучших моделей Maybach и Rolls-Royce.

Хотя за основу для президентского ЗИЛ-4112Р инженеры взяли известный ЗИЛ-41047, в конечном итоге базовый автомобиль был переделан фактически до основания - от современных карбоновых бамперов до задних дверей, которые раскрываются навстречу друг-другу подобно американским автомобилям середины XX века. Таким образом удалось исключить из конструкции промежуточные стойки за счет оригинального «дверного узла», на который был даже получен патент. Вместе с кузовом был полностью перепроектирован и салон, от исходной модели создатели оставили только ручки дверей и капот.

Конечно же в салоне автомобиля присутствует все необходимое для комфортных поездок вип-персон: отделка высококачественной кожей, бар, холодильник, оконные шторки с электроприводом и многое другое. Перегородка, которая опускается между пассажирами и водителем, включает в себя вмонтированный экран, куда помимо изображения с наружных камер может выводиться любой видеосигнал - от правительственной связи, до сводок новостей.

Стоит отдельно отметить уникальную климатическую установку, специально для этого проекта сконструированную и запатентованную нижегородскими инженерами. Она позволяет разделять заднюю часть салона на различные температурные зоны с разницей в 6 градусов Цельсия.

Уникальный лимузин оснащен пятиступенчатой автоматической коробкой передач Allison, разработанной специально для данной модели, зато инженеры оставили родной двигатель ЗИЛ на 7.7-литров с компоновкой V8, 400 лошадей. Длина автомобиля уменьшилась на 110 мм, при этом колесная база стала больше на 200 мм.

К сожалению, разработчикам ЗИЛ-4112Р «Монолит» не повезло. Несколько лет назад в России была запущена государственная программа по созданию правительственного автомобиля «Кортеж», а эксклюзивный ЗИЛ не пришелся по душе Президенту. Не найдя покупателей на родине, создатели уникального лимузина предприняли попытку продажи автомобиля в США за $1.2 млн долларов.

Удачные кастомные автомобили всегда вызывают у публики особый интерес, особенно, если за таким автомобилем стоит не известное дизайнерское бюро, а один талантливый человек с золотыми руками. Достаточно вспомнить невероятную историю о том, как . Отличный пример, который показывает всем, что главное верить в себя, и тогда все получится.

Видео президентского лимузина ЗИЛ-4112Р


В Интернете были опубликованы первые фотографии макетов автомобилей, разработанных компанией Marussia для кортежа Президента России и других российских чиновников высшего ранга. Впервые после многих лет первые лица государства пересядут на машины отечественного производства. И сегодня мы расскажем про наши автомобили , созданные специально для руководителей страны от сталинских времен до современности.

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина





Владимир Ильич Ленин любил всякие автомобили, но ездил в основном на иностранных машинах, таких как Turcat-Mery 28 и Rolls Royce Silver Ghost – отечественный автопром был уничтожен войной и послевоенной разрухой. А потому первым руководителем советского государства, пересевшим на российский автомобиль, стал Иосиф Виссарионович Сталин. По его заказу на автозаводе ЗИЛ в Москве было создано шикарное авто ЗИЛ-101, которое стало любимой машиной «вождя народов» на многие годы. Машина обладала передовыми на тот момент характеристиками – системой отопления в салоне, встроенным радиоприемником, а также вакуумными усилителями сцепления и тормозов.

ЗИС-110 – первый послевоенный правительственный автомобиль



ЗИС-101 прослужил главным правительственным авто почти десять лет, до 1945 года, когда на смену ему пришел автомобиль ЗИС-110. Изначально эту машину планировалось создать на основе американской Packard 180, но в силу определенных конструктивных особенностей последней некоторые решения были заимствованы от Buick Limited 90 L. В результате появился автомобиль ЗИС-110 и его специальная правительственная версия ЗИС-110Б (бронированная), на котором ездил не только Сталин, Хрущев и другие советские руководители, но и китайский Великий Кормчий Мао Цзе Дун, северокорейский лидер Ким Чер Ир, а также албанец Энвер Ходжа.

ЗИЛ-111 – автомобиль для кортежей и парадов



ЗИС-110 устарел всего за несколько лет. Построенный с дизайном еще довоенной эпохи, к началу пятидесятых годов он выглядел динозавром на фоне послевоенных авто. А потому в 1959 году был представлен новый автомобиль для высшего руководства страны – ЗИЛ-111 (автозавод в 1956 сменил имя со Сталина на Лихачева). В техническом плане он мало отличался от предшественника, зато выглядел куда более современно. Во время визита в 1963 году в Москву такую машину получил в подарок Фидель Кастро. ЗИЛ-111 стал первым советским авто, для которого были предусмотрены также открытые модификации, специально созданные для парадов.

ГАЗ-13 – прародитель семейства «Чайка»



Несомненно самым известным советским правительственным авто была «Чайка» - серия машин, историю которой следует отсчитывать от появления в 1959 автомобиля ГАЗ-13. Считается, что из трех тысяч выпущенных «Чаек» первого поколения лишь три попали в частные руки (обладателями таких авто стали писатель Михаил Шолохов, первая советская женщина-космонавт Валентина Терешкова и балерина Галина Уланова), остальные использовались в правительственных нуждах в СССР и за границей. К примеру, на ГАЗ-13 ездили руководители ГДР Вальтер Ульбрихт и Эрик Хонекер. Несколько машин было отдано «Интуристу».

ЗИЛ-114 – лимузин к 50-летию Революции



ЗИЛ-114 был основным правительственным лимузином СССР в конце шестидесятых – начале семидесятых годов двадцатого века. Первые автомобили этого поколения сошли с конвейера в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а всего было изготовлено лишь 113 экземпляров ЗИЛ-114 для самых высших руководителей СССР. В 1971 году на основе этого авто была выпущена более «простая» его версия – ЗИЛ-117 для чиновников рангом пониже.

ГАЗ-14 – «Чайка» номер два



Всего с 1977 по 1988 году было выпущено чуть более тысячи автомобилей ГАЗ-14, каждый из которых собирался вручную, а затем проходил длительные испытания на предмет качества и надежности. Машина предназначалась для чиновников самого высокого уровня, а также руководства армии и других силовых структур. Производство прекратилось в 1988 году на волне горбачевской «борьбы с привилегиями». Причем, одновременно с этим была разрушена конвейерная линия, уничтожена рабочая документация и даже линия по сборке игрушечных моделей ГАЗ-14.



ЗИЛ-115 (позже был переименован в ЗИЛ-4104) стал последней машиной знавшего толк в автомобилях Леонида Ильича Брежнева и последним советским правительственным лимузином. Это авто до сих пор можно считать одним из самых шикарных в мире за всю истории автопромышленности. Кресла в нем были отделаны кожей, а двери – карельской березой. ЗИЛ-4104 в разных модификациях выпускался до 2002 года. А самыми известными его вариантами стали модели Фаэтон (для парадов) и Черный Доктор (реанимационный автомобиль для кортежа Генсека). Интересно, что в 2010 году было выпущено три экземпляра ЗИЛ-4104 (модель ЗИЛ-410441) для юбилейного парада на Красной Площади.

ЗИЛ-4105 – легендарная «Бронекапсула»



Отдельно можно упомянуть модификацию ЗИЛ-4104, получившую маркировку ЗИЛ-4105 и имя «Бронекапсула». В 1980-х годах, когда создавалась эта машина, она была самым защищенным авто в мире. Ведь броня в ней не просто вставлялась в двери и крышу, а была сплошной – сначала на заводе в городе Курган сваривали капсулы из брони, а потом вокруг них создавался автомобиль. ЗИЛ-4105 выдерживал не только обстрел из винтовок и автоматов, но даже взрыв гранаты под бензобаком.

Marussia L2 и Marussia F2 – представительские автомобили для Президента России





На днях в одном из аккаунтов в социальной сети Instagram были опубликованы фотографии, которые принято считать первыми изображениями макетов будущих автомобилей из кортежа Президента России – седана Marussia L2 и внедорожника Marussia F2. Разработкой этих машин, как известно, занимается известная по команде в гонках Formula 1 и одноименному отечественная компания Marussia. Ожидается, что первые такие автомобили сойдут с конвейера в 2018 году и будут выпускаться под маркой ЗИЛ на мощностях этого легендарного завода.

ЗИЛ-41047 стал последним советским автомобилем, который создавался без каких бы то ни было финансовых и технологических ограничений. Статус официального правительственного лимузина позволял конструкторам нового ЗИЛа игнорировать и конъюнктуру рынка, и понятие «рентабельность».

Как все начиналось

После смерти Сталина бронированные автомобили были забыты, не разрабатывались и не использовались руководством партии и государства. С приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева бронированные автомобили остались храниться в различных гаражах и местах прежней дислокации, а часть уничтожили за ненадобностью. С изменением политики изменились и автомобили, которыми политики пользовались. Как сейчас говорят, имидж Никиты Сергеевича был демократичным, по сравнению со Сталиным, и ему к лицу были открытые «демократичные» автомобили.

А время показало, что от бронированных версий отказываться нельзя даже в относительно спокойном социалистическом обществе. Подтверждением тому послужило покушение, как сейчас сказали бы, террориста-одиночки В.И. Ильина на Леонида Ильича Брежнева 22 января 1969 г. Совершенно неожиданно во время торжественной встречи космонавтов один человек, не имея какой-либо организации, поддержки со стороны, вооруженный двумя пистолетами, успел выпустить 11 пуль по двум прибывающим через Боровицкие ворота в Кремль правительственным автомобилям. Большинство пуль попало в закрытый автомобиль ЗиЛ-111, смертельно ранив водителя ГОНа И.Е. Жаркова, ранив водителя мотоциклетного эскорта В.А. Зацепилова и нанеся легкое ранение одному из космонавтов, прибывавшему в Кремль. Охрана в последний момент поменяла маршрут, по которому Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев должен был прибыть в Кремль, и он не пострадал, въехав через другие ворота. Космонавт Леонов и сейчас у этой самой машины, сохранившей даже следы пуль в салоне, вспоминает о неприятных моментах покушения («Автоэкзотика», 2006 год).

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула»)

Это один из самых защищенных автомобилей в мире. Автомобиль имел три модификации отличающихся внешним обвесом ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047). До перестройки американцы не могли разгадать этот секрет. А после развала СССР они первым делом купили старый ЗИЛ и разобрали его. Оказалось, что секрет очень прост. Дело в том, что традиционная технология бронирования предполагает усиление базовой конструкции элементами брони. Известно, что на Западе бронируют машины, размещая под обшивкой листы кевлара, который обладает достаточной прочностью при стрельбе из мелкокалиберного оружия и вполне успешно противостоит взрывной волне. Однако защитить от более серьезного оружия кевлар не в состоянии.

Но наши конструкторы пошли другим путем – они сварили бронекапсулу, а потом построили вокруг нее автомобиль! Такая конструкция абсолютно невозможна при серийном производстве, поэтому на Курганском заводе было изготовлено всего 25 бронекапсул, из которых 5 были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). По оценкам специалистов стоимость этого автомобиля составляет $ 600 000, однако на свою безопасность власти денег никогда не жалели. Этот уникальный ЗИЛ обладает наивысшим классом безопасности. Конструкция шасси такова, что его не возможно перевернуть. А отечественная броня (сталь 68ХГСЛМН со спецдобавками) - одна из лучших в мире. Толщина брони от 4 до 10 мм. Толщина пуленепробиваемых стекол: лобового - 43 мм, боковых и заднего - 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг.

Мощь этих автомобилей действительно впечатляет. Взять хотя бы описание ЗИЛ 41045:

Весьма достойный объем и у системы охлаждения - 21,5 л. Двигатель оснащен двумя системами зажигания - рабочей и аварийной. У автомобиля два аккумулятора, два бензонасоса, две электрические цепи. Мощность двигателя 315 л.с. (при 4500 об/мин). А пик крутящего момента 608 Нм приходится на 2500 об/мин. Результат просто блестящий! Лимузин массой 3600 кг способен развить скорость 190 км/ч, а «сотню» набирает за 13 секунд. Мало того, на полностью спущенных шинах автомобиль способен двигаться со скоростью до 160 км/ч. «Линкольн Таун Кар» может отдыхать - в соревновании с ЗИЛом он проиграет по всем статьям. Особенно ощущается чудовищная разгонная динамика. Несколько секунд задумчивости «автомата», и пассажиров уже приятно вдавливает в сиденье. Но самый поразительный маневр ЗИЛа - это разворот. На широкой дороге большая и тяжелая машина разворачивается с легкостью «малолитражки». Скорость при этом может оставаться достаточно высокой. На узких улицах и во дворах ЗИЛу значительно сложнее, все-таки радиус разворота 15 метров. На дачу на 41045-м тоже не поедешь - у машины очень маленький клиренс. Тормоза - спереди и сзади дисковые - способны остановить тепловоз. В топливный бак вмещается 120 л «95-го». Но на длительную поездку без заправок лучше не рассчитывать. Минимальный расход топлива - 22 л на «сотню».

В результате выполненных работ на ЗИЛе был создан бронированный автомобиль очень высокого уровня защиты на тот момент, с уверенностью можно сказать, самый лучший в мире. У «законодателей автомобильной моды» — американцев, такой автомобиль появился лишь в начале этого века! От чего же способна защитить такая броня сегодня? По евростандарту CEN 1063 — это уровень В6 и В7, а по российскому стандарту ГОСТ Р50963-96 — это класс 5. Если говорить ещё проще, то это патрон 57-Н-323С с пулей ЛПС для винтовки Драгунова и патрон 57-Н-321 с пулей ТУС с термоупрочняемым сердечником для автомата АКМ. Боковые стёкла автомобиля кроме пули ЛПС выдерживали одиночный выстрел бронибойнозажигательной пулей Б-32! А это уже соответствует классу 6А, который выше существующих требований по ГОСТу. Это свидетельствует о том, что даже указанные в техзадании требования были превышены с запасом. В основу такого автомобиля была положена бронекапсула, созданная на Курганском заводе. Всего было сделано 22 бронекапсулы, две из которых были подвергнуты огневым испытаниям и тестам, а другие 20 были использованы при производстве бронированных автомобилей. Автомобиль получился почти на 100% похожим на обычную модификацию — ЗИЛ-41047. Толщина бронелиста в разных местах была 4-8,6 мм, максимальная достигала 10 мм. Лобовое стекло имело толщину 43 мм, а боковые стёкла дверей и заднее стекло — 47 мм. Снаряженный вес автомобиля ЗИЛ-4105, в зависимости от назначения автомобиля, составлял 5160-5225 кг.

В период с 1983 по 1985 годы машины прошли целый ряд успешных испытаний, как то обстрел из снайперской винтовки Драгунова (СВД), подрыв гранаты под бензобаком и на крыше автомобиля. Для получения более ясной картины о результатах испытаний, можно сравнить характеристики бронестойкости автомобилей ЗИЛ-4105 и Кадиллака Флиитвуд, бронированного фирмой О Хара Хесс и Эйсенхардт, который являлся прямым конкурентом по размеру, интерьеру и предназначению. Например, подрыв гранаты на крыше Кадиллака не только пробил наружную сталь автомобиля, но и броневую защиту под ней, но и обстрел аналогичными боеприпасами также был не в пользу Кадиллака — светлые точки на схеме — места попадания пуль, не пробившие броню, тёмные — места сквозного поражения. На момент создания автомобиля ЗИЛ-4105 в его конструкции были использованы самые современные и первоклассные материалы. Броневая защита автомобиля ЗИЛ-4105 была аналогична защите боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ-2).

Технические характеристики:
Расход топлива - 22л на 100 км.
Вес - 3600 кг
Максимальная скорость - 190 км/час
Тип двигателя - V-образный, 8-ми цилиндровый.
Объем двигателя - 7,7 литров
Мощьность двигателя - 310 лошадиных сил (при 4500 об/мин).
Коробка передач - автоматическая, трехступенчатая.

Венец творения

В 1985 году ПОСТ генерального секретаря ЦК КПСС, а фактически главы государства, занял сравнительно молодой (по советским меркам) Михаил Горбачев. Провозглашенная им политика перестройки вдохновила специалистов Завода им. Лихачева (ЗИЛ) на рестайлинг выпускавшегося в то время правительственного лимузина ЗИЛ-41045. Необходимость в очередном обновлении была обусловлена скорее политическими соображениями, нежели техническими: шасси и двигатель создавались с внушительным конструктивным «запасом», позволявшим еще добрый десяток лет не вносить в узлы и детали никаких изменений. Дело в том, что Горбачев, в отличие от своих предшественников, много ездил по стране и часто бывал с официальными визитами за рубежом. Естественно, что автомобиль молодого, динамичного, решительно настроенного лидера просто обязан был нести большую «смысловую нагрузку», чем церемониально-протокольные средства передвижения прежних советских руководителей. В СССР новый автомобиль главы государства, провозгласившего перестройку и обновление во всех сферах жизни общества, должен был символизировать уверенность, быстрое движение вперед, необратимость перемен, а за рубежом попросту «производить впечатление». В «эпоху перемен» ЗИЛ вошел с обновленной моделью правительственного лимузина: в 1986 году появился первый ЗИЛ-41047. Изменения коснулись главным образом внешнего оформления. Более выразительной стала облицовка радиатора, круглые фары уступили место квадратным производства фирмы Bosch, поворотники вернулись на углы передних крыльев, а задние фонари заполнили собой все пространство задка. С передних боковых стекол исчезли форточки, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна.

Этих косметических изменений оказалось вполне достаточно, чтобы добиться впечатления относительной новизны. Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля. Двигатель ЗИЛ-4104 V-образный,восьмицилиндровый, с двумя распредвалами в головках блока оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая передача (ГМП), унаследованная «сорок седьмым» от своего предшественника ЗИЛ-41045, подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. Обновленному агрегату присвоили индекс «4105-01». ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и еще более широкую (245 мм) «резину ». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при «разгерметизированном» колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

В 1986 году ЗИЛ-41047 был самым длинным и тяжелым серийным легковым автомобилем в мире

На момент начала производства ЗИЛ-41047 был самым длинным (не считая специально удлиненных стретчей) и самым тяжелым серийным легковым автомобилем в мире. 41047 раз отмерь… Едва ли выпускавшиеся ЗИЛом правительственные лимузины когда-нибудь номинировались на «Государственный Знак Качества СССР» нельзя было допустить даже мысли о возможных производственных дефектах или конструктивных недостатках. Безупречное качество одно из обязательных условий «госзаказа», и достигалось оно скрупулезной ручной сборкой, многочисленными испытаниями отдельных узлов и каждого экземпляра автомобиля в целом. Зти машины производились штучно, по стапельной технологии: не автомобиль двигался по конвейеру от одного специалиста к другому, а ответственные за ту или иную операцию по мере необходимости сами подходили к автомобилю. Цикл изготовления длился около 5,5 месяцев. В год выпускали не более 15-20 автомобилей. Все кузовные панели выколачивали вручную на дубовых шаблонах. Затем их устанавливали на автомобиль, подгоняли по месту, рихтовали и выравнивали с помощью оловянного сплава. Широко использовался ручной труд, индивидуальная подгонка деталей. Поскольку ориентировались на конкретного «заказчика», автомобили отличались комплектацией, размещением отдельных узлов и материалами отделки. Для окраски применялась нитроэмаль с нанесением в 9-15 слоев, с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя.Последний слой наносился и полировался уже после обкаточных испытаний, в ходе которых каждый автомобиль мог накрутить до двух тысяч километров. Под обстрелом Советские бронированные лимузины ведут свою родословную с ЗИС-115 созданной специально для Сталина модификации ЗИС-110. Вернуться к теме бронированныхавтомобилей заставило неудавшееся покушение на Брежнева в январе 1969 года. Защищенные, «тяжелые» (так их называют разработчики) машины, собственная масса которых превышала пять тонн, было решено создавать по проверенной технологии: в основе конструкции лежала так называемая бронекапсула несущий объем сложной конфигурации. Все остальное строилось вокруг этой бронекапсулы. И хотя «тяжелые» машины внешне были практически неотличимы от обычных лимузинов, в конструктивном плане это была совершенно новая модель, что нашло отражение в собственном индексе - ЗИЛ-4105.

С 1982 по 1987 год на одном из курганских заводов было сварено более двух десятков бронекапсул, используемых в дальнейшем на лимузинах всех поколений. Первые два автомобиля в течение 1983-1985 годов служили только для испытательных обстрелов и подрывов. В 1984 году на шасси лимузина второго поколения ЗИЛ-41045 был построен первый «эксплуатационный броневик» ЗИЛ-41051, в течение следующих двух лет еще девять таких машин. Все они поступили на службу в Гараж особого назначения (ГОН). В 1987 году, с появлением третьего поколения «115-го» семейства, на шасси ЗИЛ-41047 начали строить бронелимузины ЗИЛ-41052. За шестнадцать лет было создано 14 таких машин, причем для шести из них использовались бронекапсулы выработавших ресурс ЗИЛ-41051. В начале 90-х годов был проведен своеобразный эксперимент, имевший скорее политическую подоплеку, нежели техническую. Три построенных на ЗИЛе базовых лимузина «41047» были отправлены в Германию, где их по традиционной технологии (то есть путем оснащения готового кузова элементами защиты) забронировала немецкаяфирма Trasco Bremen. Работы были выполнены в течение 1993-1994 годов. Один из готовых лимузинов испытывали (расстреливали) на полигоне в Германии, два других, получившие индекс «41047ТБ», поступили в распоряжение Гаража особого назначения. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что подвеска и тормоза не справляются с возросшей массой автомобиля, и эти машины вновь отправили на ЗИЛ для устранения недостатков конструкции. После доводки этим двум экземплярам присвоили индекс «41053».

Испытания ЗИЛ-4105 показали, что броня толщиной 8,5 мм уверенно держит пулю с термоупрочненным сердечником, Выпущенную из автомата ARM (калибр 7,62 мм), и стальную пулю из снайперской винтовки Драгунова. Защиту не смогли пробить и гранаты, взорванные под бензобаком и на крыше. Боковые стекла автомобиля выдергивали одиночный выстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32. По степени защиты ЗИЛ-4105 не только соответствовал классам 5-6А по отечественному ГОСТу, но и превосходил все существовавшие в те годы зарубежные аналоги.

Царские покои

При создании автомобиля представительского класса особое внимание традиционно уделялось оборудованию и отделке салона. По сравнению с предшественниками интерьер салона ЗИЛ-41047 практически не изменился. В семиместном лимузине с тремя рядами сидений средний ряд образовывали страпонтены, убирающиеся в перегородку между передними сиденьями и «VIP-салоном» задней половины пассажирского отсека. Как и прежде, для удобства посадки водителя регулируемая рулевая колонка откидывалась вверх, а два «представительских» места заднего дивана имели электроприводы автономной регулировки угла наклона спинки и положения каждого из сидений. Передние сиденья обивались натуральной кожей, задние импортным велюром или плюшем. В отделке дверей, оконных рамок, приборной панели и других элементов салона использовались вставки из капы орехового дерева (реже красного дерева). Микроклимат обеспечивали две климатические установки, каждая из которых отвечала за свой отсек водительский или пассажирский. Поддерживать заданный температурный режим помогали и трехслойные детермальные стекла: поначалу использовали стекла бельгийского производства, позже отечественные. В салоне устанавливались плафоны индивидуального освещения: один потолочный и два угловых. Кроме того, в нижнюю плоскость дверных подлокотников встраивались специальные лампы, которые зажигались при открывании дверей, освещая пороги и «пядь земли» у входа. На верхней плоскости подлокотников задних дверей располагались блоки кнопок управления электроприводами стеклоподъемников окон и перегородки. Задние двери изнутри могли открыть и пассажиры заднего дивана, и «персонал» с «плацкарта» страпонтенов. Для этого ручки дверных замков располагались в обоих концах подлокотника. В нише правого подлокотника заднего сиденья под крышкой скрывался пульт дистанционного управления аудиосистемой, в нише левого пульт управления кондиционером. Расположенные над подлокотниками углубления в стенках кузова вмещали абонентские аппараты спецсвязи. Управление всеми стеклоподъемниками, а также центральным замком, блокировавшим все двери, осуществлялось и с водительского места. На центральной консоли расположились блоки управления сигнальной установкой,громкоговорителем и кондиционером, а также штатная аудиосистема. Между передними сиденьями находился бокс для аппарата спецсвязи. Установленные в глубоких круглых «колодцах» с козырьками тахометр и спидометр были прикрыты стеклами конусовидной формы, что исключало появление солнечных бликов. Стоит упомянуть и о пневмоприводе центральной блокировки замков, а также об электроприводах регулировки наружных зеркал заднего вида и управления выдвижной антенной.

Технические характеристики ЗИЛ-41047:

Число мест — 7
Максимальная скорость — 190 км/ч
Разгон до 100 км/ч — 13 с
Тормозной путь со скорости 80 км/ч — 40 м
Расход топлива при скорости 90 км/ч 22 л/100 км
Электрооборудование — 12 V
Аккумуляторные батареи — 2 шт. 6СТ-60ЭМ
Стартер — 3307.3708
Свечи зажигания — Э780
Генератор — 4807. 3701
Реле-регулятор — 1807. 3702 бесконтактное
Размер шин — 245/70R16

Масса — снаряженная 3335 кг., полная 3860 кг., на переднюю ось 1793 кг., на заднюю ось 2067кг.,

Дорожные просветы — под передней осью 170 мм., под задней осью 195 мм.

Наименьший радиус поворота — по внешнему краю переднего бампера 8,25 м.

Рулевой механизм — поршневого типа со встроенным гидравлическим усилителем. Рабочая пара винт с гайкой на циркулирующих шариках и зубчатый сектор. Передаточные отношения: рулевого механизма 17,5:1, общее 20,8:1

Подвеска передняя — независимая, рычажная, бесшкворневая, торсионная, амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия.

Подвеска задняя — на двух продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия.

Тормоза — рабочий дисковый с автоматической регулировкой зазора; привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на все колеса. Система снабжена одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями. Стояночный колодочный, на задние колеса.

Коробка передач — гидравлический трансформатор, работающий совместно с трехступенчатой планетарной коробкой передач; коэффициент трансформации - 2,0

Передаточные числа — I 2,02; II - 1,42; III 1,0; задний ход 1,42

Главная передача — одинарная, гипоидная; передаточное число 3,615

Двигатель — ЗИЛ-4104, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный. Диаметр цилиндра, 108 мм, Ход поршня, 105 мм, Рабочий объем, 7695 см; Степень сжатия 9,3, Порядок работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8

Карбюратор — К-259, четырехкамерный

Максимальная мощность — 315 л. с. при 4400-4600 об/мин

Максимальный крутящий момент — 62,0 кгс.м при 2500-2700 об/мин

С 1986 по 2003 год, когда производство представительских машин и их модификаций на ЗИЛе практически прекратилось, было построено около двухсот ЗИЛ-41047 и его специальных версий. Помимо широко известных модификаций существовали, например, автомобили спецсвязи, внешне не отличимые от обычных лимузинов: ЗИЛ-4107 с оборудованием «Диск» и ЗИЛ-41071 с оборудованием «Депеша».




ЗИЛ 41072 «Скорпион»

ЗиЛ 41072 «Скорпион» 1986–1999 гг. выпуска. Произведено 8 единиц.

В середине 80-х годов было собрано несколько весьма примечательных автомобилей ЗИЛ под собственным названием «Скорпион». Это были специальные автомобили для выездной охраны правительственных кортежей. Глядя со стороны на проезжающий правительственный кортеж, в неё не сразу заметишь ЗИЛ -«Скорпион». Но отличия есть. Если вам удастся разглядеть машину поближе, вы сразу увидите детали, которых нет у обыкновенного автомобиля — это широкие подножки и огибающие крышу длинные поручни, установленные специально для охраны, и огромный люк в крыше, из которого можно вести круговой обстрел, что невозможно делать из обычной машины. Широкие подножки и поручни позволяют охране вскакивать на движущийся автомобиль — ведь правительственный кортеж не может останавливаться, чтобы не стать неподвижной мишенью.

Огромный люк в крыше, откидное заднее окно и упомянутые уже поручни с подножками предназначались для удобства кругового ведения огня и помогали охране на ходу выпрыгивать из машины или вскакивать в нее.

Пассажирский отсек — это не отсек лимузина. Это — рабочее место с пятью пластиковыми креслами, наподобие устанавливаемых на стадионах. Центральное сиденье имеет возможность двигаться взад и вперёд по установленным по середине двум направляющим. Кресла сделаны из жёсткого пластика и не особенно удобны. Водительское отделение ничем не отличается от обычного ЗИЛа: два широких и мягких кожаных кресла, такая же отделка салона.

Двери необыкновенно тяжёлые — не менее ста килограммов. Трансмиссия — автоматическая трёхступенчатая, двигатель объёмом 7,7 л мощностью 315 л.с. Когда нажимаешь на акселератор огромная V-образная восьмёрка с лёгкостью разгоняет тяжеленную машину, разгон происходит активно и напористо, не чем не уступая современным иномаркам, несмотря на то, что на двигателе установлен карбюратор, хотя и не простой. На шоссе автомобиль разгоняется до 200 км/час и по динамике даже не верится, что он весит более трёх тонн, а если точнее, то снаряжённая масса такого ЗИЛа никак не меньше 3335 кг. Если для любого другого автомобиля снижение собственного веса — всегда считалось преимуществом, то для «Скорпиона» — лишний вес — это дополнительная защита. Водитель «Скорпиона» может таранить тяжёлый внедорожник и даже грузовики — заслон будет устранён. Для подавления сигналов, приводящих в действие радиоуправляемые взрывные устройства, «Скорпионы» оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей» и «Пелена». Сейчас охрана использует большие джипы, в сравнении с ними у ЗИЛ-41072 огромное преимущество — его невозможно перевернуть, а прецеденты с переворачиванием джипов уже случались.

ЗИЛ-41042 - «Черный доктор»

Впечатляющая длина…

Универсалы на базе правительственных лимузинов начали строить ещё в эпоху ЗИЛ-114 исключительно в качестве машины для оказания экстренной медицинской помощи – на случай, если высокопоставленной персоне станет плохо в зоне полномочий кортежа. Тогда же эти машины получили неофициальное прозвище – «Чёрный доктор».

Предшественник «Черного доктора» — автомобиль ЗИЛ 114ЕА.

В этом статусе успели «отметиться» представители всех трех поколений «115-го» семейства. При этом цифровой индекс «41042» независимо от того, какая модель лимузина была использована в качестве базовой, оставался неизменным.

Медицинская версия ЗИЛ-41047 была создана в 1986 году. От предшественниц она отличалась конструкцией задней двери. На машинах первого и второго поколений эта дверь состояла из двух секций: нижняя половина откидывалась, верхняя – поднималась. У «Чёрного доктора» последней серии дверь полностью поднималась вверх. Изменилась и форма заднего окна – его углы заметно скруглились. Задняя левая дверь не была «сквозной». Салон в этом месте был «глухой», а со стороны улицы открывалась ниша, в которой хранилось запасное колесо.

Передняя часть салона, рассчитанная на водителя и одного пассажира, ничем не отличалась от стандартных лимузинов, а за перегородкой находился медицинский отсек, рассчитанный на одного лежачего пациента и бригаду из трех врачей. Направляющие с фиксаторами для носилок были смещены к левому борту, рядом располагалось одно складное «докторское» место. Еще два складных сиденья для медперсонала занимали места страпонтенов. По периметру отсек обрамляли шкафы, стойки и розетки для медоборудования. Конструкторы предусмотрели возможность трансформации медицинского отсека в грузовой. Для этого носилки убирались, кресло врача складывалась и поверх него устанавливалась специальная платформа. Какой груз (кроме, разве что, гроба с бывшим пациентом) можно перевозить на «фургоне» такого класса понять сложно. На базе «115-го» третьего поколения было построено три «Чёрных доктора».





ЗИЛ-41041 - представительский седан для министров

С 1986 по 2003 год, когда производство представительских машин и их модификаций на ЗИЛе полностью прекратилось, было построено около двух сотен ЗИЛ-41047 и его специализированных версий.

В 1986 году, практически одновременно с новым базовым лимузином, было построено всего два седана. На них были опробованы дефорсированные моторы 6,96-литровые ЗИЛ-4101, но их мощности оказалось недостаточно даже для сравнительно легких машин сопровождения.

Еще один ЗИЛ-41041 появился в 1990 году. Остальные 23 из 26 седанов были построены с 1997 по 2000 годы, то есть в рыночную эпоху. Известно, что в 1998 году 6 таких машин для муниципального гаража заказал мэр Москвы Юрий Лужков. Помимо габаритов, седан от лимузина ничем принципиально не отличался. Из-за уменьшившейся почти на 400 кг снаряженной массы, максимальная скорость возросла до 200 км/ч, улучшилась динамика и сократился расход топлива.