» » Правительственные лимузины зил. Лимузины ссср: на чем передвигались советские вожди

Правительственные лимузины зил. Лимузины ссср: на чем передвигались советские вожди

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Денежная реформа 1991 года в СССР - 22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название павловской в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В СССР (также известна как павловская реформа по фамилии премьер министра СССР Валентина Павлова) обмен крупных денежных купюр в январе апреле 1991 года. Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном… … Википедия

    Денежная реформа 1993 года в России была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года. Содержание 1 Цели реформы 2 Условия реформы 3 Результаты реформы 4 … Википедия

    Была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года. Содержание 1 Цели реформы 2 Условия реформы 3 Результаты реформы 4 … Википедия

    В России была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года. Содержание 1 Цели реформы 2 Условия реформы 3 Результаты реформы 4 … Википедия

    Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля. Подготовка реформы началась в 1880 х гг. и была вызвана неустойчивостью… … Википедия

    Денежная реформа Елены Глинской (1535) первая централизованная денежная реформа в России, проводившаяся по инициативе и под руководством Елены Глинской вдовствующей великой княгини московской, жены Василия ΙΙΙ и матери Ивана Грозного. Содержание… … Википедия

Реформа Павлова - правительственная мера в СССР, направленная на снижение инфляции и изъятие из обращения «лишней» денежной массы.

Проводилась она в начале 1991 года, перед самым падением Советского Союза, под руководством тогдашнего министра финансов Валентина Павлова.

Откуда взялись «лишние» деньги?

К началу 1991 года у советских граждан на руках находились значительные суммы. Часть из них была представлена купюрами по 50 и 100 рублей.

В условиях падения производства и товарного дефицита на рынке ценность рубля постоянно падала. У правительства возникло подозрение, что крупные купюры у советских граждан получены путём нетрудового дохода.

Для преодоления сложившейся ситуации было предложено в короткий срок провести меру с использованием эффекта неожиданности.

В эфире - программа «Время»…

О начале операции сообщила программа «Время» на первом канале центрального телевидения в 9 часов вечера 22 января. Суть реформы сводилась к следующему:

  1. В течение трёх дней - с 23 по 25 января - советские граждане должны были обменять старые купюры по 50 и 100 рублей на новые аналогичного достоинства. По прошествии трёх дней старые купюры считаются недействительными, и обменять их можно только по решению специальной комиссии.
  2. Один человек имел право обменять купюры на сумму до 1000 рублей.
  3. Отныне снять в Сберегательном банке СССР (единственном банке на то время) каждый гражданин мог не более 500 рублей в месяц. Время для оглашения указа было выбрано неслучайно: в 21 час сберегательные кассы, прочие финансовые учреждения и магазины в стране были уже закрыты, и избавиться от купюр (обменять или купить на них товар) жители страны уже не могли. Правда, работали кассы в метро и на железнодорожных вокзалах, куда сразу после выпуска новостей поспешили наиболее сообразительные граждане; обменять можно было и у таксистов, которые в большинстве случаев программу «Время» не смотрели и о реформе не знали.

Эффект неожиданности усиливался ещё и тем, что за две недели до события Павлов категорически отрицал подготовку какой-либо реформы. Формально было объявлено, что цель предпринятой меры - борьба с потоком фальшивых купюр, которые якобы поступали из стран запада.


реформа Павлова. обмен 100 и 50 рублевых купюр фото

Чтобы подчеркнуть серьёзность своих намерений, правительство накануне запуска реформы повысило Павлова в должности - теперь он стал премьер-министром СССР, первым и последним человеком в этом звании. Примечательно, что обмену подлежали только указанные два вида купюр. Остальные купюры и монеты старого образца продолжали быть в обращении наравне с новыми.

Результаты реформы

Своей цели советское правительство практически не добилось, за исключением того, что удалось изъять из обращения около 14 миллиардов рублей. Оздоровить экономику страны реформа не помогла, а привела скорее к обратному эффекту: после её проведения цены на большинство товаров повысились в несколько раз. А главное - доверие населения к правительству, и без того дышащее на ладан, было окончательно подорвано.

Денежная реформа стала первой «шоковой терапией» в новейшей истории страны, за которой последовала ещё более «шоковая » - реформаторская деятельность Егора Гайдара . Несмотря на заявленные цели, истинной сущностью павловской и гайдаровской реформ была попытка замаскировать катастрофическое положение экономики СССР и России и коррумпированный «передел рынка».

Но в случае с Павловым такой эффект от его реформы не был сознательным, а явился последствием его характера: принимая какое-либо решение, министр обычно не советовался со специалистами и экспертами, уверяя, что он всё знает лучше других.

Советские вожди, начиная от Владимира Ильича Ленина, любили передвигаться с комфортом. Специально для них заказывали дорогие Rolls-Royce из Европы, когда автомобилестроение в СССР еще только зарождалось, и подгоняли мощные вместительные ЗИЛы под нужды каждого владельца. Советские лимузины и другие автомобили советских вождей - в нашей фотогалерее.

Первые лимузины для высшего руководства страны появились в России еще при Николае II. В императорском парке было более 60 машин, не только западные, такие как Rolls-Royce и Mercedes, но и отечественный "Руссо-Балт". После революции, в связи с тем, что своего автомобилестроения в стране фактически не было, советским вождям также пришлось эксплуатировать западные образцы. Так, Ленин ездил на Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost. После в гараже советского руководства появились Packard и Buick. Стремительная индустриализация страны подталкивали к появлению собственного представительского автомобиля. Немаловажную роль играл и вопрос престижа.

В апреле 1933 года из ворот Ленинградского завода "Красный путиловец" выехала первая модель лимузина "Ленинград-1". Этот автомобиль создавали по личной инициативе Сергея Кирова. За основу был взят Buick-30-90, а вот 8-цилиндровый двигатель мощностью 105 лошадиных сил изготовили самостоятельно.

Всего было выпущено пять таких автомобилей. Вскоре завод получил заказ на производство тракторов и танков, и проект "Ленинград-1" был свернут. К сожалению, ни одного автомобиля Л-1 не сохранилось.

Но отказываться от идеи собственного лимузина советское руководство не хотело. Уже в апреле 1936 года на московском Заводе имени Сталина собрали первые два ЗИС-101. За основу был взят все тот же американский Buick. Под капотом нашего автомобиля скрывался 8-цилиндровый двигатель, мощность 110 лошадиных сил.

При объеме "движка" 5,8 литра автомобиль мог разогнаться до 115 км/ч. ЗИС-101 оснащался механической трехступенчатой коробкой передач, вакуумными усилителями сцепления и тормозов. Для комфорта высокопоставленных пассажиров в автомобиле было радио и отопление.

Спустя еще несколько лет на заводе имени Сталина строят ЗИС-110. Автомобиль, всем своим видом демонстрирующий мощь и безопасность, при длине шесть метров весил более 2,5 тонн. Восьмицилиндровый двигатель мощностью 140 лошадиных сил мог разогнать этот лимузин до 140 километров в час. 110-ый ЗИС стал первым в Союзе автомобилем с независимой подвеской передних колес, а шасси было оснащено стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади.

На таком автомобиле передвигался сам Сталин. Специально для него в конце 40-ых была выпущена бронированная модификация, получившая номер 115. Безопасность "главного пассажира страны" обеспечивалась с помощью бронекапсулы — защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Толщина стекла составляла 75 миллиметров. Внешне ЗИС-115 практически не отличался от ЗИС-110. Бронированный автомобиль выдавала разве что дополнительная фара на решетке радиатора и отсутствие белых колец на колесах.

В 1956 году появляется ГАЗ-13 ("Чайка"). Внешне этот автомобиль был совсем не похож на ЗИС. Послевоенное время диктовало необходимость перемен, в том числе и в автомобилестроении. 195-сильный двигатель разгонял "Чайку" до 160 километров в час, причем первую "сотню" ГАЗ-13 набирал за 20 секунд.

В конце 60-х появляется ЗИЛ-114. Под капотом шестиметрового лимузина стоял семилитровый двигатель V8 мощностью 300 лошадиных сил. Он разгонял машину до 190 км/ч.

В середине 70-ых советское руководство пересело на ЗИЛ-115, позднее получивший новое номерное обозначение 4104. Автомобиль оснащался 7,7-литровым, V-образным 8-цилиндровым двигателем, мощностью 315 лошадиных сил. Могучий "движок" разгонял 3,5-тонный лимузин до 190 километров в час. При этом 100 км/час ЗИЛ-4104 набирал всего за 12 секунд. Машина имела две независимые системы отопления и кондиционирования воздуха, электрические стеклоподъёмники. Двери салона имела изнутри две ручки для открывания.

"Закрывает" историю советского лимузиностроения ЗИЛ-41047. От своего предшественника он отличается прямоугольными, вместо сдвоенных, фарами, изменившимися решеткой радиатора и задними фонарями. Поворотники из-под передних фар переместились на торцы крыльев. Технически новинка практически не претерпела изменений, разве что стала немного тише и легче. Автомобиль выпускался вплоть до 2002 года, пока производство не было свернуто.

Позднее российская элита пересела на лимузины немецкого производства. Сейчас руководство страны в лице министра обороны использует лишь ЗИЛ-41044 во время Парада Победы на Красной площади.