» » Плюсы и минусы чип тюнинга бензиновых и дизельных двигателей. Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя

Плюсы и минусы чип тюнинга бензиновых и дизельных двигателей. Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя

На чтение 4 мин.

Редко найдется автовладелец, который бы отказался напрочь добавить «лошадок» своему авто, а уж тем более что процедура не требует механического воздействия на двигатель и другие системы. Суть чип-тюнинга состоит в исправлении программного обеспечения блока управления, отвечающего за корректную работу двигателя. Разберемся же в плюсах и минусах чип-тюнинга двигателя.

Конечно, метод нельзя назвать гарантированным или стопроцентно беспроигрышным. Чудес не бывает. А поэтому находятся как сторонники, указывающие на плюсы, так и противники, ищущие минусы такого способа тюнинга автомобилей.

Несмотря на это чип-тюнинг получил большую популярность среди автовладельцев. И одним из главных подтверждений тому – тесное сотрудничество крупных автоконцернов с авторитетными тюнинговыми компаниями. Они проводят совместные программы, предлагают единый продукт. Не стоит, однако, забывать, что такое сотрудничество, скорее связано не только желанием угодить клиенту, но и контролировать процесс усовершенствования двигателя, на который были установлены заводские ограничительные настройки. Часто, кстати, официальный чип-тюнинг и заключается в их снятии.

Особенности процедуры

Чип-тюнинг определяется как модификация и оптимизация установок программы, которая управляет работой двигателя. Буквально название процедуры переводится так:

  • чип – микросхема;
  • тюнинг – настройка.

Собственно, усовершенствования качаются исходных данных, которые хранятся в виде таблиц в интегральной микросхеме. Подключение к блоку управления для работы с данными осуществляется посредством специального программного оборудования. Блок управления даже не нужно для этого снимать. Все происходит довольно быстро и без какого-либо механического вмешательства.

Некоторые гаражные профессионалы делают чип-тюнинг своими руками, выкачивая настроенные прошивки из интернета. Однако, нам все же представляется, что даже цифровое вмешательство в работы двигателя должно выполняться настоящими мастерами, которые, помимо всего прочего, еще и несут ответственность за корректность работы блока управления после проведения процедуры апгрейда двигателя. В противном случае можно добиться противоположных от желаемых результатов.

Вероятные результаты


По различным оценкам результатом качественно проведенного чип-тюнинга может стать повышение мощности силового агрегата автомобиля на 5–25%. При этом цена процедуры несоразмерно низка и, главное, не требуется опасного механического воздействия на детали двигателя и прочих систем, влекущие за собой рекомендуемые усовершенствования всей конструкции для сбалансированности системы.

Преимущественно процент повышения мощности двигателя зависит от заводских настроек. Так, некоторые моторы, которые выходят с завода с оптимальными настройками, вряд ли получится разогнать. Наилучшим образом добавить «лошадей» получается в те моторы, возможности которых урезаны программно. Некоторые производители могут даже продавать авто с «более совершенными» двигателями, которые на самом деле просто оборудуются корректной (более оптимальной) прошивкой блока управления.

Однако на мощности плюсы затеи не заканчиваются. Грамотная настройка позволяет сбалансировать расход топлива. Очевидно, это не означает, что потребление горючего снизится, если пытаться выжать из мотора всю заявленную и полученную дополнительно мощность. Езда с «педалью в пол» останется по-прежнему неэкономной. Более того, ввиду роста мощности потребление топлива при агрессивном стиле вождения может только пропорционально возрасти.

Влияние процедуры на износ силового агрегата

Чип-тюнинг является абсолютно безопасной и стопроцентно безвредной процедурой. Даже некорректная настройка, как правило, приводит лишь к снижению показателей мощности и повышению уровня расхода топлива. Однако эти минусы легко исправить, обратившись к профессиональному специалисту по тюнингу.

Преимущества и недостатки чип-тюнинга


Главные плюсы усовершенствования прошивки таковы:

  • повышение мощности двигателя автомобиля;
  • рост скоростных характеристик авто;
  • улучшение отклика на педаль газа;
  • повышение динамики;
  • процедура проводится быстро (в отличие от механического усовершенствования двигателя);
  • относительно низкая стоимость апгрейда;
  • абсолютная безвредность процедуры и ее результатов;
  • возможность восстановления «родной» заводской прошивки без какого-либо ущерба;
  • подходит даже для автомобилей на гарантии, так как в процессе обслуживания дилером не предусмотрена проверка версии программного обеспечения.

И это далеко не полный перечень. Плюсы можно дополнить и прочими приятными мелочами, например, возможностью уникальной настройки нестандартного оборудования.

Минусы блекнут на фоне вышеперечисленного списка. В принципе, главным недостатком называется повышение расхода топлива при агрессивной езде. В список «минусы» можно также добавить вероятность некорректной установки, которая может ухудшить эксплуатационные показатели автомобиля.

В конце двадцатого века в Европе возник новый способ тюнинга двигателя, который не требовал вмешательства непосредственно во внутреннюю механическую часть. Такой вид доработки мотора был назван чип-тюнингом. Чип-тюнинг являет собою настройку различных режимов работы электронных контроллеров, изменяя внутренние управляемые программы.

В большинстве случаев понятие "чип-тюнинга" означает коррекцию программы блока управления двигателем машины. Помимо этого чип-тюнинг может означать применение дополнительных различных модулей автомобильной электроники, которые нужны для решения подобного рода задач. В общем, "Чип-тюнинг" - это своеобразная перепрошивка двигателя без механического вмешательства, которая обычно преследует такие цели:

1. Увеличение мощности двигателя;

2. Снижение расходности топлива автомобиля.

1. Какие моторы можно чиповать?

Вследствие появления электронных блоков управления мониторов возникла возможность улучшения характеристик двигателей без всяких механических переделок. Такого рода "перечиповка" дает возможность откорректировать работу определенных автомобильных систем, которые отвечают за подачу топлива в цилиндры, токсичность мотора, ограничение количества оборотов и настройку зажигания. В связи с высоким уровнем развития технологии чип-тюнинга на сегодняшний момент эту процедуру можно проводить для любых ИНЖЕКТОРНЫХ автомобилей. Лишь некоторые японские автомобили, у которых моторы не требуют доработки, могут не подлежать чиповке. Таким образом, практически нет разницы, чиповать машину ВАЗ или Порше.

В список пригодных для "чипования" транспортных средств попадают не только легковые автомобили, но и катера, яхты, мотоциклы, аквабайки, тракторы, большегрузные и сельскохозяйственные машины, а также дизельные электростанции. После чип-тюнинга автомобиль получает большой дополнительный запас мощности двигателя, улучшает ход, снижает топливную затратность, а также - раскрывает весь упрятанный заводскими настройками потенциал двигателя и автомобиля в целом.

2. Что представляет собой процесс чипования?

Словосочетание "Chip tunning" дословно переводится как "настройка микросхемы". Это означает модификацию и коррекцию данных для программы, которая непосредственно управляет двигателем. Сами эти данные представляют собою набор из 2-х и 3-х мерных таблиц, которые называются картами. Они, в свою очередь, находятся в определенной последовательности и хранятся в интегральной микросхеме - "чипе". Количество карт в блоке всегда варьирует, так как зависит от модели машины и двигателя. Доступ к этим картам производится с помощью специального оборудования и профессионального программного обеспечения.

Новые, современные автомобили используют диагностический порт ОВD, для перепрограммирования микросхем без снятия блока управления. Тем не менее, в отдельных моделях автомобилей изменение и корректировка программы управления возможна лишь путем выпаивания микросхемы, для чего потребуется особая квалификация мастера. И все же, в независимости от используемого метода, результат всегда будет одним и тем же – рост мощности и крутящего момента автомобиля.

Условно, процесс чип-тюнинга можно разделить на несколько этапов:

1) Считывание оригинальной программы (прошивки) из контроллера;

2) Коррекция считанной прошивки и коррекция контрольных сумм в ней;

3) Запись откорректированной и измененной прошивки в контроллер.

Вследствие тотальной корректировки двигателя с помощью чип-тюнинга произойдет значительное увеличение момента и мощности двигателей автомобилей. Упрощенный путь перепрограммирования блока управления является достаточно быстрым и не требует механического вмешательства.

3. Стоимость чип-тюнинга.

Стоимость чип-тюнинга зависит непосредственно от модели автомобиля, типа двигателя, года выпуска, запроса самого клиента. И, тем не менее, главный аспект, от которого зависит стоимость чипования - производитель, частный мастер, официальная автомастерская дилера или специалист из неофициального автосервиса.

Варьирование цен на рынке очень существенное. Так, цена за чиповку может колебаться от тысячи гривен до пятидесяти тысяч. Самой распространенной ценой обычного чип-тюнинга в среднем составляет от 1000 до 3000 гривен.

Важно знать, что не всегда цена может говорить о высоком качестве проводимых работ. Иногда, частные мастера могут проводить высокопрофессиональные работы, а иногда наоборот. К сожалению, не всегда частные мастера могут позволить себе дорогостоящее оборудование для современного чип-тюнинга. Именно поэтому следует обращаться к официальному дилеру и поставщику услуг чип-тюнинга. В последние годы услуги чип-тюнинга предоставляются большинством официальных производителей. Таким образом, естественное перепрограммирование работы двигателя стало официальным. Существует множество видов тюнинга от официалов: от простого изменения нескольких параметров воздуха и смеси бензина до установки нового блока управления двигателем.

4. Плюсы чип-тюнинга.

Чип-тюнинг - один из лучших способов усовершенствования своего автомобиля за счет потенциально скрытых возможностей. За счет проведенной работы можно увеличить мощность автомобиля на более чем 10%.

Ниже перечислены большая часть плюсов чип-тюнинга двигателя для автомобиля:

1. Улучшение тягово-скоростных характеристик облегчает процесс управления автомобилем при езде в повседневном режиме.

2. На трассе, где присутствует интенсивной движение, у автомобиля появляются улучшенные возможности совершать ускорения.

3. При увеличенной загруженности автомобиля, при движении с включенным кондиционером в автомобиле, езда становится намного легче. Помимо этого, через несколько лет использования машин, их владельцы жалуются на эффект привыкания - недостаток мощности заводского мотора. Чип-тюнинг помогает исправить все эти недостатки.

4. Чип-тюнинг более простой процесс и занимает меньше времени, чем, например, модернизация двигателя, его форсирование. Так, простой чип-тюнинг занимает всего несколько часов, в то время как форсирование двигателя - до трех недель.

5. Также, чип-тюнинг намного эффективнее и дешевле, нежели внесение различного рода изменений в заводскую конструкцию двигателя или же системы впуска-выпуска.

6. Процесс чип-тюнинга обратим. Таким образом, при определенных неудобствах, поломках и т.п. можно без ущерба вернуть двигатель к стандартным заводским настройкам.

7. Доступность такого рода корректировки автомобиля является очень высокой, так как дилерское обслуживание не нуждается в углубленных проверках программ управления различные новшества и оригинальность. Это делает чип-тюнинг доступным для всех гарантийных автомобилей.

8. Именно адаптационная функция чип-тюнинга под определенный тип топлива позволяет в полной мере использовать потенциал автомобиля.

9. При таком виде тюнинга можно подстроить автомобиль под доработки ДВС и "нестандартное железо"; отключить катализаторы, фильтры, рециркуляцию выхлопных газов, сдвинуть отсечки по максимальной скорости и оборотам.

10. Присутствует возможность настройки различных вариантов прошивки для разных стилей вождения - от самого агрессивного типа до самого экономичного или совмещения различного рода диапазоны оборотов и нагрузки. Самой распространенной является комбинированная программа, которая состоит из множества подпрограмм, которые позволяют выжать максимум плюсов из автомобиля. В итоге, все показатели, программы которых были откорректированы, будут превосходить стандарт до 20%.

5. Минусы чип-тюнинга.

Минусов чип-тюнинга несколько меньше , чем плюсов, но все же, они могут существенно снизить интерес и уверенность автовладельца в данной процедуре. К основным и единственным минусам чип-тюнинга относятся:

1. Возможность "убийства" наповал или частичного управления двигателем, если прошивка сделана некачественно и непрофессионально.

2. Чип-тюнинг незначительно, но все же, снижает ресурс частей двигателя. В среднем, показатели снижения ресурсов составляют 4%.

3. Если, опять-таки, тюнинг был произведен непрофессионально и некачественно, то можно ожидать увеличение аппетитов автомашины. Так, расход топлива может увеличиться на 1/5.

4. Последним и заключительным минусом может стать для некоторых водителей цена чип-тюнинга, если он является не обычным, а с тотальным изменением большинства встроенных программ. Это может обойтись автовладельцам до 5% от стоимости модели и марки автомобиля.

В общем, это все минусы, которые могут потревожить автолюбителей при желании изменить и усовершенствовать свой агрегат. И, тем не менее, если желание раскрыть весь потенциал и все возможности своей машины очень большое, то почему бы его не исполнить?

Вот заеду в тюнинг-ателье на машине с мотором МеМЗ объёмом 1,3 л, и он после этого выдаст вдвое больше “лошадей”!

У вы, вдвое мощность увеличить нельзя. Многие обещают прибавку в 20%, но такое возможно только для турбомотора. Для атмосферного мотора серьёзно можно говорить о прибавке в пределах 10%. Достигается она за счёт более точной настройки. Других способов просто нет, атмосферный мотор не может в пассивном режиме получить больше воздуха, чем заложено его производителем. Так что для него увеличение более чем на 10% - фантастика.

Исключение составляют лишь моторы с несколькими уровнями дефорсирования относительно максимальной мощности, заложенными разработчиками. Тут можно вспомнить современный 1,6 серии EA211 от Фольксвагена, который выпускают в версиях на 90 и 110 л.с., а также Mercedes-Benz M276 (249 и 306 л.с.), и некоторые другие, которые имеют абсолютно одинаковое “железо”, но разные прошивки. Тут прирост возможен, но это - единственное исключение из “правила десяти процентов”.

1 / 2

2 / 2

Турбомоторы имеют больший потенциал для чип-тюнинга. Как правило, прирост составляет от 15 до 20%. Иногда можно прибавить даже 50%, но такое возможно только в случае, описанном чуть выше для атмосферных моторов. Пример для турбированных моторов - Volvo с их D3, D4 и D5. Все эти моторы могут выдать до 260-270 л.с., хотя самый слабый в стоке имеет всего лишь 163 л.с.

Под капотом Volvo S80 D5 "2009–11

Отдельного упоминания заслуживают моторы, которые уже с завода выходят с высокой степенью форсирования. Такой, например, стоит на Nissan Juke 1,6 турбо: 200 с лишним “лошадей” с такого объёма - это уже потолок, и ожидать существенного прироста мощности в таких случаях не стоит (не более 15 л.с., которые даже заметить будет трудно), хотя мотор и наддувный. Ну или новые моторы c непосредственным впрыском от Kia и Hyundai - тут потенциал тоже маленький. И если вам обещают с ними прибавку в 30%, то, скорее всего, перед вами люди, которые работают по шаблону “наддувный мотор - плюс 30%”. На таких моторах такой прибавки не будет.

Под капотом Nissan Juke "2014–н.в.

Ситуация с турбодизелем практически такая же, как и с бензиновыми мотором. Тут можно ожидать почти такую же прибавку в 20-30%.

Больше - значит лучше

Следующее распространённое мнение звучит приблизительно так: относительный прирост мощности с трёхлитрового V6 всегда больше, чем с полуторалитровой рядной “четвёрки”. Больше объём - больше потенциал для чип-тюнинга.

Это не так - конечно, если речь идёт именно о процентном соотношении. Ведь 12-20 лошадиных сил прибавляют, например, Mitsubishi Lancer с мотором 1,8 л и Cadillac Escalade с двигателем 6,2 л. Тут всё зависит от того, какой запас есть у мотора конструктивно. Одинаково небольшой прирост мощности можно получить и от Infiniti (3,7 л - не более 10 л.с.), и от Hyundai Solaris (1,6 л - 7-8 л.с.). Так что мнение о том, что с более объёмного мотора всегда можно получить более серьёзную прибавку, ошибочно.


Ломать - так всё!

Ещё один стереотип о чип-тюнинге: повышенная в его ходе мощность (точнее, крутящий момент) сокращает ресурс трансмиссии. Особенно это опасно для АКПП и коробок-роботов. Так ли это?

Если коротко - да. В любом случае с ростом момента растёт и нагрузка на трансмиссию. Другое дело, насколько эта возросшая нагрузка будет критична для конкретной трансмиссии. С атмосферными моторами как-то попроще: те же 10% обычно укладываются в процент погрешности запаса прочности коробки, и никакая КПП такого роста даже не заметит. Тут даже ресурсные испытания разницы не покажут.

Другой вопрос - турбодизель, у которого исходный крутящий момент уже большой. Например, 500 Нм. Мы прибавляем ещё 150, а трансмиссия рассчитана, предположим, на 550 Нм. В этом случае, конечно же, что-то плохое произойти может. Но если речь идёт о машине, где есть ограничения по трансмиссии, хорошие тюнинг-ателье всегда это учитывают, и в прошивке не увеличивают момент на величину большую, чем может переварить трансмиссия.

Тут встаёт первый вопрос философии тюнинга: делать его вообще или нет? Тут уже выбирать вам. И помнить, что тюнинг предполагает неизбежный рост нагрузок на узлы и агрегаты. Чтобы вам там ни писали в интернете, тюнинга без снижения ресурса не бывает.

… и продолжим

Тут совершенно логично вспомнить следующее мнение: чип-тюнинг значительно снижает ресурс мотора. Неужели это всегда так? И да, и нет. Всё зависит от того, какой стоит мотор, какой у него с завода заложен запас, и какой вообще предполагается чип-тюнинг. Последний вопрос особенно интересен.

Вспоминается история, когда одна в целом известная немецкая компания, корифей тюнинга, развалила три атмосферных мотора Chevrolet Cruze подряд. Который сломать тюнингом, на первый взгляд, сложно. Дело было в настолько раннем угле опережения зажигания, что начиналась детонация, которая разрушала поршни. С другой стороны, есть множество клиентов, которые долго и счастливо живут с изначально форсированными чипованными турбомоторами, которые при тщательной настройке свой ресурс смогли сохранить. Поэтому сильно перебарщивать с чип-тюнингом не надо, зато надо знать, как в ходе перепрошивки правильно настроить двигатель.


Под капотом Chevrolet Cruze "2016–н.в.

Да, рост момента способен снизить ресурс агрегатов. Но главный фактор - то, как вы будете распоряжаться полученной прибавкой. Если вы ездите в режиме “газ в пол - холостой ход”, то прибавка в 20% на те же 20% сократит ресурс мотора. А вот если сохранить спокойную манеру, а все блага тюнинга использовать только при необходимости (например, при обгонах), то век мотора не станет короче.

Мужик в соседнем боксе

Есть у меня сосед по гаражу, зовут его Санёк, так тот за пятьсот рублей заливает ту же прошивку, скачанную из Интернета, которую в тюнинг-ателье жадные дядьки заливают за 10-12 тысяч. И я этим извергам за ту же работу столько платить не собираюсь.

Может, такое иногда и бывает, но часто такую работу приходится переделывать. Санёк не знает, что за прошивку он заливает, какие параметры меняет, и как это отразится на работе мотора. Иногда в эту лотерею можно выиграть. Но редко.

Работа тюнинг-ателье подразумевает постоянные расходы, и расходы большие. Связаны они с приобретением нового оборудования, почти каждый месяц выходит что-то новое, нужно покупать новые протоколы, инструменты для контроля. Те же мощностные стенды работают у тюнеров постоянно, они изнашиваются. Труд специалистов (хороших), работающих на них, тоже стоит дорого. Всё это надо оплачивать.

Прошивку тоже нельзя просто так откуда-то скачать. Её надо разработать (или купить), настроить, надо сделать и замеры на стенде, иногда - ресурсные испытания. Всё это заложено в стоимость программы.

Не прокатило…

Съездил на чип-тюнинг, денег отдал, а машина ни фига не едет. Не чувствую прибавки!

Случаются такие кейсы. Особенно это актуально для владельцев автомобилей с атмосферными моторами: 10% прибавки почувствовать трудно. Хотя некоторые не чувствуют прибавку и в 60 л.с. Дело в том, что “попомер” водителя - не самый точный инструмент. Спортсмены, которые настраивают автомобили перед гонками, могут почувствовать изменение даже в одну лошадиную силу, они очень хорошо знают свои моторы, а вот “гражданские лица” на такое обычно не способны. Тут надо обязательно проводить замеры до и после, ощущения - вещь обманчивая. И отсутствие прибавки - это не всегда факт.

“Мне сломали мотор”

Я приехал на тюнинг на почти новом автомобиле (которому десять лет, не битый, не крашеный, без пробега по РФ). Криворукие специалисты во время работы залепили жвачкой масляные каналы на коленвале, и мой 1,4 TSI, который может проехать миллион километров без ремонта, на выезде из бокса закоксовался и заглох. Теперь из-за этих бездарей я вынужден ремонтировать машину.

Бывает такое в жизни? Да, бывает. Развалить мотор неправильной настройкой можно на раз-два-три. Даже хороший мотор может проработать после тюнинга буквально полторы минуты. Всё зависит от тюнеров. Во-первых, перед тюнингом надо провести диагностику мотора, выявить все скрытые и явные неисправности. Во-вторых, программу надо не просто залить, но и настроить под конкретный мотор: даже стоковое “железо” имеет свои особенности.

Впрочем, даже у приличных тюнинг-ателье случаются ошибки. Редко, но бывают. Тут надо понимать, что при большом потоке некоторый процент неудач неизбежен. К тому же бывает, что у двигателя есть какое-то трудно диагностируемое слабое звено, которое может "порваться" именно после тюнинга. Любой, кто идёт на тюнинг, должен это осознавать. И если вы опасаетесь, что что-то пойдёт не так, лучше ездите на стоке.

И никогда нельзя браться за чип-тюнинг неисправного автомобиля. Прошивка не вылечит ни течь масла, ни умерший лямбда-зонд. Сначала - ремонт, потом - тюнинг.

На пользу дела

Я езжу на Focus RS, меня всё устраивает, но приходится лить 98-й бензин. Да и масло дороговато. Мне приходится экономить на “дошираке”, и меня это бесит. Ладно, сделаю чип-тюнинг, после которого можно будет лить 92-й бензин и “минералочку” 10W40 по 600 рублей за пять литров. Тогда и заживу.

Насчёт масла - это вряд ли. А вот изменить марку подходящего бензина иногда действительно можно. Конечно, при условии, что мотор конструктивно предназначен для использования топлива с другим октановым числом. В первую очередь, имеет значение его степень сжатия. Но есть и другая сторона медали.

Применение низкооктанового бензина приведёт к снижению мощности. И чтобы машина более-менее ехала, придётся сильнее “давить на тапочку”. Да, бензин можно заливать дешевле, но расход его вырастет. Так что экономить на этом не получится.

Тюнинг или гарантия?

Купил Hyundai i40 с двухлитровым мотором. Чипанул, он показал вместо 149 почти 170 л.с. И это правильно: в России у него другая прошивка, с которой можно попасть в налоговую ставку до 150 л.с. Всё прекрасно, но я потерял гарантию.

Некоторые дилеры не следят за установленной прошивкой, другие действительно считают чип-тюнинг поводом для отказа от гарантийного обслуживания. Важно, какие методы применяет производитель для защиты от чип-тюнинга на текущий момент. Буквально два года назад проверку проводили единичные дилеры, сейчас процедуру проверки ПО внедряют всё больше производителей.

Но и тюнинг-ателье не стоят на месте. Есть прошивки, которые проходят проверку на оригинальность, и дилеры не могут заметить изменений в ПО. Вместе с тем на некоторых марках “обмануть” дилера невозможно.



Что такое чип тюнинг двигателя , для чего он нужен и какие плюсы и минусы вы получите после перечиповке силового агрегата.

Мощность машины – как таблетка от жадности. Всегда хочется, чтобы ее было побольше. Увеличить количество «лошадей» под капотом вроде бы не трудно – по уверениям рекламных проспектов фирм, занимающихся чип тюнингом, достаточно .

Уже по рекламным объявлениям легко заметить, что количество предложений «перечиповать» моторы Volkswagen заметно превосходит количество предложений на моторы Toyota. Вторая особенность – сам чип-тюнинг, в зависимости от производителя, сильно различается по цене. «Все, что предлагают «придворные» тюнинговые ателье, является «частично согласованным с автоконцерном продуктом», – объясняет причины разброса цен сотрудник тренинг-центра BMW Кирилл Колесов. – Разработкой автомобильных управляющих программ для завода и партнерской тюнинговой компании нередко занимаются одни и те же люди: грамотно изменить программу работы двигателя без знания того, что зашито в блоке управления, практически невозможно.

Сторонние тюнинговые фирмы действуют довольно грубо.

Как правило, они загоняют готовый автомобиль на мощностной стенд и проводят так называемый маппинг – отыскивают в заводской программе данные, управляющие работой двигателя, а затем вносят в них свои коррективы. Естественно, объем работ зависит от количества регулирующих параметров. В простых моторах это – угол опережения зажигания и время топливоподачи. В двигателе BMW к ним добавляется угол изменения фаз газораспределения, высота подъема клапанов и изменяемая длина впускного коллектора. Все эти величины должны меняться согласованно, и вклиниваться в их работу достаточно тяжело. Более того, сам блок управления двигателем может быть жестко связан с другими блоками управления, например, системой активной безопасности и коробкой передач. В этом случае коррективы в одном из блоков вызовут необходимость корректировки в остальных. На новой «семерке» BMW таких блоков 80. Очевидно, этим и объясняется то, что в ее моторные «мозги» до сих пор еще никто не залез.

Что же получит автовладелец, решивший потратиться на качественный чип тюнинг двигателя?

С атмосферными двигателями все просто. «Что бы ни обещали продавцы софта, – говорит владелец тюнинг-центра CarTuning Илья Суров, – на практике одной лишь перепрошивкой блока управления поднять мощность безнаддувных двигателей более чем на 5–7% невозможно». Понятно, что рядовой водитель такую прибавку скорее всего не заметит. А вот повысив давление наддува на турбированных моторах, можно добиться ощутимого прироста мощности.

На нашем рынке предложений по «перечиповке» и наддувных, и атмосферных двигателей предостаточно. И тут возникает довольно странная ситуация. С одной стороны, представительства автозаводов к чип тюнингу относятся негативно, грозя в случае изменения заводской программы снятием машины с гарантии. С другой стороны, многие официальные дилеры, к которым, собственно, и обращается владелец автомобиля в гарантийном случае, вовсю предлагают установку тюнинговых комплектов, беря на себя всю ответственность за такую переделку.

Сотрудник службы сервиса «Фольксваген Групп Рус» Игорь Белоцерковский объясняет позицию автозаводов заботой о покупателях. «С нашей точки зрения, клиент от тюнинга только теряет, – говорит Белоцерковский. – Установщики тюнинговых программ утверждают, что можно улучшить заводской продукт, не влияя на некоторые характеристики. Это не так. Увеличение мощности прежде всего ведет к ухудшению эксплуатационных характеристик масла и дисбалансу трансмиссии. В итоге люди оплачивают тюнинг уменьшением общего ресурса».

Тот факт, что «фольксвагеновский» турбированный 20-клапанник 1,8Т на «Пассате» имеет мощность в 150 л. с., а на «Ауди ТТ» в стандартном исполнении без проблем выдает на 40 «лошадей» больше, Игорь Белоцерковский прокомментировал следующим образом: «Audi дорабатывает мотор, Audi и отвечает за ресурс». Вместе с тем Белоцерковский сообщил, что существует не менее 20 фирм, выпускающих свои программы для «мозгов» VW. «От установщиков таких программ мы хотели бы видеть паспорт доработки, в котором указываются основные параметры и предполагаемый ресурс, а также гарантийные обязательства установщиков». (К слову, отличительной чертой качественного софта является невозможность обнаружения самого факта «перечиповки».) Зачем службам сервиса нужен такой паспорт, можно только догадываться, что же касается записей о ресурсе – так ведь и автозавод данные о пробеге до «капремонта» своих машин простому смертному не предоставляет.

Готовые решения для чип тюнинга двигателя

Сходное мнение высказал Кирилл Колесов из BMW: «Наши клиенты довольно часто покупают комплект для BMW Х5, с приводной турбиной и «обвесом». Однако, как правило, через некоторое время турбину просят демонтировать: примерно через год начинаются шумы, стуки, кузовные скрипы, что естественно, когда кузов нагружается сильнее расчетного. У машин с большими моторами свои проблемы: обычно их комплектуют автоматическими коробками. По моим данным, коробки-автоматы делаются с 20-процентным запасом по крутящему моменту. Нагнетатель, установленный на мотор, способен обеспечить и больший прирост».

Руководитель отдела тюнинга компании «Автоганза» Геннадий Барменков, напротив, считает, что качественный чип-тюнинг безвреден для автомобиля: «Незаводские легальные софты меняют параметры работы мотора в пределах, установленных заводом-изготовителем. Человек имеет право и на базовой программе ездить агрессивно, раскручивая мотор до максимальных оборотов. Если мы не меняем этот потолок, то все, что происходит с мотором, – это заводские проблемы». По словам Барменкова, за два года, в течение которых существует его отдел, нареканий по поводу преждевременного выхода деталей из строя не было.

«Если нет задачи подготовить машину к гонкам, для клиента вступает в силу закон достаточной разумности», считает тюнингер.

При максимальном сохранении штатной комплектации и гарантии, для поднятия мощности вполне хватает перепрограммирования блока управления. Вообще же, нормальный чип-тюнинг позиционируется разработчиками для городской езды – при желании ты можешь и «прохватить», а с другой стороны и расход, и вредные выбросы не увеличиваются – программа, которой мы пользуемся, имеет сертификат TUV, следовательно, выхлоп соответствует нормам Евро IV».

По словам Ильи Сурова, качественный софт действительно позволяет двигателю вписаться в нормативы, но не в те, которые устанавливает завод-изготовитель: «На некоторых режимах работы всегда будет увеличение выбросов на 0,1–0,3%. Разумеется, к пределу, установленному нашим законодательством, такой выхлоп и не приближается». А утверждение, что перепрошивка не влияет на расход топлива, Илья Суров считает не совсем корректным в принципе – как бы ни была совершенна программа, водитель, зная, что его машина «заряжена», невольно начинает ездить в других режимах, что неизбежно ведет к увеличению расхода бензина.

Теперь о денежной стороне вопроса. Импортный софт продается по цене от $450. Переустановив программу, хозяин вправе рассчитывать на дополнительные 20–30% мощности. Закрыв глаза на возросшие трансмиссионные нагрузки, на этом можно успокоиться. Владельцы машин с атмосферными моторами удовольствия от одной лишь «перечиповки», скорее всего, не получат. По мнению Ильи Сурова, хорошая доработка безнаддувного автомобиля ценой в $20 тыс. обычно вытягивает из кармана владельца около $4 тыс. Доложив эту сумму к начальной стоимости автомобиля, наверное, разумней просто купить машину по мощнее. И не заморочивать себе голову лишними проблемами. А «голову» машины – нестандартными программами.

Чип тюниг дизеля — всегда ли он уместен?

На сегодняшний момент у производителей дизельных автомобилей очень «связаны руки», различные экологические нормы, стандарты и правила зачастую не дают возможности поэкспериментировать с . Кроме этого, программирование работы мотора разрабатывается под определённые заданные условия, в результате чего «поведение двигателя» попросту зажимают очень узкие рамки, во имя всех экологических и безопасных норм. Контроль этих скрытых возможностей и их сдерживание осуществляет специально настроенная программа. Например, когда автомобиль идет на обгон часто проявляется резкое возрастание мощности, некий скачок, который через считанные секунды награждает мотор «помутнением» и потерей тяги. В конкретно этом случае речь идёт о параметрах, что запрограммированы ещё на заводском уровне, и выставлены на минимальные возможности ради соблюдения экологических норм. В этом примере мы видим, как процессор бортового компьютера пагубно влияет на раскрытие потенциала двигателя за счет ограничения подачи топлива.

Исходя из этого можно сделать вывод, что чип тюниг дизеля приводит к излишнему выбросу вредных веществ.

Влияет ли чип тюнинг дизеля на его ресурс

Как утверждают специалисты чип тюнинг дизельного двигателя можно делать в исключительных случаях, при условии использования базовой прошивки, которая вшита в , чтобы потом можно, если не понравится, вернутся к исходной версии программы. Такой стоковый чип тюнинг только немного корректирует основную программу, тем самым изменяя характеристики двигателя примерно на 30%. Используя другие способы чип тюнига дизеля вы рискуете полностью угробит его.

В заключении хочу добавить. Помните, двигатель - это жизненно важный «орган» автомобиля, поэтому его модификацию или доработку следует доверять только адекватным и компетентным мастерам, а также мастерским с многолетним опытом работы. Поверьте, только им под силу пробудить в вашем автомобиле «зверя» из простого, на первый взгляд, ни чем неприглядного серийного автомобиля.

Чип тюниг отзывы наших посетителей читайте в комментария внизу страницы.

Вконтакте

15.07.2018, 17:52 19775 1 Ассамблея Автомобилистов

Тюнинг бывает разным. Всяческие подсветки, аэрография и тонировка стекол могут сделать автомобиль заметнее и ярче, но никак не влияют на его ходовые характеристики. Это баловство для пижонов. Чип тюнинг двигателя – вот оптимальный вариант, если вы желаете улучшить динамику своего железного коня без больших капиталовложений. Доработка ходовой части и форсирование мотора способны творить чудеса, но требуют больших затрат времени и средств.

Что такое чип тюнинг двигателя

Если перевести с английского, выражение chip tuning означает «настройка микросхемы». Во время этой операции бортовой компьютер настраивается так, как требуется владельцу. По сути чип тюнинг двигателя – это изменение режима электроконтроллеров управляющих работой систем впрыска топлива и зажигания. Для этого требуется перепрограммировать центральный бортовой компьютер, откалибровав настройки так, чтобы увеличилась эффективность работы мотора.

Почему же производители изначально не устанавливают оптимальные настройки? Зачем они искусственно снижают мощность двигателя? Есть несколько причин, вынуждающих производителей автомобилей идти на подобные меры.

Требования по экологическим нормам

В промышленно развитых странах (особенно в Европе) действуют строгие законы, направленные на защиту экологии. Производители автомобилей вынуждены подстраиваться под эти нормативы, искусственно занижая характеристики двигателей. Порой, чтобы снизить уровень углекислоты и других вредных компонентов, производители «урезают» мощность мотора на 20%.

Тонкости с налогообложением автомобилей

Другой момент – налоги. Искусственно занизив мощность двигателя, можно «подогнать» технические характеристики автомобиля, чтобы он попал в группу транспортных средств, которые облагаются налогом по более низкой ставке. Для некоторых покупателей этот фактор имеет большое значение. Производитель получает новых клиентов без особых затрат.

Мощность про запас на будущее

Третья причина не такая очевидная, но тоже имеет право на существование. Разработчики могут специально «душить» двигатели некоторых моделей, чтобы впоследствии выпускать «улучшенные версии». Достаточно изменить настройки прошивки ЭБУ, обновить косметически салон и кузов, чтобы сделать более престижную (читай – дорогую) модель. Максимум внешнего эффекта при минимуме капиталовложений. Просто маркетинг.

Плюсы и минусы чип тюнинга двигателя

Как всякая палка имеет два конца, так и чип тюнинг двигателя имеет плюсы и минусы . Принимая решение, модернизировать ли свой автомобиль, владельцу нужно оценить достоинства и риски, связанные с этой операцией.

Плюсы чип тюнинга двигателя автомобиля

Начнем с позитивного. В результате чип тюнинга удается повысить мощность двигателя и улучшить разгонную динамику. Автомобиль становится более отзывчивым на педаль газа, пропадают провалы при резком повышении скорости. На трассе во время обгонов вы будете чувствовать себя намного увереннее.

Впрочем, плюсы чип тюнинга заметны не на всех двигателях . Подробнее расскажем об этом ниже, но в целом картина такая: турбированные двигатели более восприимчивы к программной модернизации, чем «атмосферники».

Главный плюс чип тюнинг двигателя в том, что он обходится на порядок дешевле, чем физическое форсирование. К тому же заводские настройки легко можно вернуть, если результат модернизации не понравился. В случае с форсированием «откат» к прежнему состоянию невозможен.

Минусы чип тюнинга двигателя автомобиля

Теперь перейдем к минусам чип тюнинга двигателя . Здесь единого мнения среди мастеров и автомобилистов нет. Прямую зависимость между проблемами и перепрограммированием бортового компьютера отследить трудно, а все утверждения с сослагательным наклонением можно оспорить.

Противники чиповки утверждают, что любое вмешательство в программное обеспечение ЭБУ имеет негативные последствия. Если не сейчас, то в будущем. Главный минус чип тюнинга двигателя по их утверждению заключается в уменьшении ресурса двигателя. Также противники указывают на увеличенный расход горючего. Насколько обоснованны подобные заявления?

Прямую зависимость увеличения износа двигателя от чип тюнинга проследить практически невозможно. Это достаточно спорный минус . Гораздо большее влияние на ресурс мотора оказывают стиль езды и качество технического обслуживания.

Еще более спорным выглядит утверждение о возросшем расходе топлива. На самом деле иногда удается, наоборот, добиться снижения этого показателя. Особенно часто это проявляется при чип тюнинге дизельного двигателя . Вообще, можно сказать, что в целом дизели лучше реагируют на чиповку, чем бензиновые аналоги. В двигателях, работающих на тяжелом топливе, больше «простора для маневра». Разберемся в этой теме подробнее.

Особенности чип тюнинга дизельных двигателей

В дизеле топливо подается в камеру сгорания насосом высокого давления строго дозированными порциями. Для соблюдения экологических норм заводские настройки выставлены так, чтобы выбросы всегда содержали минимальную концентрацию вредных веществ. Для двигателя это означает «голодный паек», а для автомобилиста – потерю тяги при обгонах, медленную реакцию на нажатие педали газа.

Решить эти искусственно привнесенные проблемы в дизеле позволяет чип тюнинг двигателя . В нашей стране экологические нормативы намного более лояльны, чем в странах Европы. Машин у нас меньше, а пространства огромны – можем себе позволить дымить чуть больше без вреда для природы.

В результате чип тюнинга мощность дизельного двигателя возрастает на 25-40%. При этом стоимость услуги на профессиональных автосервисах находится в пределах 1% от стоимости мотора. Выгоднее, в сравнении с физическим форсированием, когда приходится заменять или калибровать множество деталей.

Особенности чип тюнинга двигателей для некоторых моделей

Очевидно, что такая тонкая операция как перепрошивка электронного блока должна выполняться опытными мастерами, использующими профессиональное оборудование. Самостоятельное или неквалифицированное вмешательство могут иметь просто фатальные последствия.

Сегодня на рынке можно встретить предложения по чип тюнингу двигателей «Тойота» и других марок с помощью специальных блоков, подключаемых к ЭБУ. По заверениям производителей такую процедуру можно выполнить самостоятельно, а сложное оборудование не требуется.

Эти коробочки не могут заменить полноценную чиповку. Они лишь «обманывают» один или несколько датчиков. Это полумеры. Полноценная перепрошивка подразумевает изменения в настройке многих узлов, чтобы автомобиль работал слаженно, как и задумывал производитель.

Особенно осторожно следует подходить к чип тюнингу двигателей КИА . Дело в том, что при малейшей ошибке ЭБУ некоторых моделей просто выходит из строя. Хорошие результаты возможны только при использовании лицензионных версий прошивки.

Особенность чип тюнинга двигателей «Форд» заключается в том, что в большинстве моделей установлены атмосферные бензиновые агрегаты. Как известно, «атмосферники» не так отзывчивы на чиповку как дизели. При кустарном подходе на атмосферных бензиновых агрегатах прирост мощности составляет 10% и менее. На динамику авто такие изменения почти не влияют, поэтому смысла в этой операции нет.

Чтобы реально взбодрить фордовский атмосферный бензиновый мотор, придется изрядно потрудиться. Однозначно, такую работу необходимо поручать профессионалу. Также следует обратить внимание на уровень мастерской и поинтересоваться, какими прошивками пользуется специалист. Например, среди российских автомобилистов хорошей репутацией пользуются пакеты от «Лаборатории скорости».

Французские автомобили тоже можно усовершенствовать. Чип тюнинг двигателя «Рено» – вполне обычная процедура на многих автосервисах. Особенностью является требование к температурному режиму для некоторых ЭБУ. Да, бывает и так. Для выполнения перепрошивки температура электронного блока должна составлять не выше +40 °C.

Если вы желаете улучшить ходовые характеристики своего автомобиля без трудоемкого и дорогого форсирования двигателя чип тюнинг просто идеальное решение.