» » Перечисления после двоеточия с большой буквы. Когда ставится двоеточие: инструкция по выполнению заданий

Перечисления после двоеточия с большой буквы. Когда ставится двоеточие: инструкция по выполнению заданий

В научных текстах часто встречаются перечисления (перечни). Используя перечисление, обращайте внимание на грамматическое и пунктуационное оформление.

8.1. Грамматическое оформление перечислений

Правило

Пример верного грамматического оформления

Пример неверного грамматического оформления

Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями:

временем доступа к данным на диске;

скоростью чтения и записи данных на диск.

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями (Т.п.):

время (И.п.) доступа к данным на диске;

скорость (И.п.) чтения и записи данных на диск.

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

    с позиций морали и нравственности;

    с позиций гражданских и государственных;

    с позиций экономических.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с:

    позиций морали и нравственности;

    позиций гражданских и государственных;

    позиций экономических.

8.2. Пунктуационное оформление перечислений

Из чего состоит перечисление

Как оформляется перечисление

Схема

Отдельные слова (или небольшие фразы без знаков препинания)

Элементы перечисления пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой

Текст: 1) первое слово, 2) второе слово, 3) третье слово.

Развернутые словосочетания со своими знаками препинания

Элементы перечисления пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; после цифр и литер, которыми обозначаются элементы перечисления, ставится круглая скобка

    первое развернутое словосочетание;

    второе развернутое словосочетание;

    третье развернутое словосочетание.

Законченные фразы

Элементы перечисления пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой; после цифр или литер, которыми обозначены элементы перечисления, ставится точка

    Первая фраза.

    Вторая фраза.

    Третья фраза.

9. Правила библиографического описания

9.1. Библиографический список должен включать все использованные источники, которые следует располагать в конце работы в алфавитном порядке. Образец оформления списка использованных источников в приложении № 5. Для облегчения ссылок в тексте список необходимо нумеровать.

9.2. Названия книг пишут с красной строки соблюдая следующие правила:

    Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

    Название произведения пишется без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаголовок (также без кавычек), точка, тире.

    Выходные данные:

    место издания – с прописной буквы, Москва и Санкт-Петербург (Ленинград) сокращенно (М., СПб., Л.), а другие города полностью; точка, двоеточие;

    том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, после цифры тома или части – точка, тире;

    выпуск – с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка, тире;

    порядковый номер издания – с прописной буквы сокращенно; точка, тире;

    год издания, точка.

9.3. Примеры оформления библиографического (алфавитного) списка литературы

Однотомные издания

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М.: Высшая школа, 1993. - 144 с.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 356 с.

3. Горбановский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. - М.: Наука, 1999. - 215 с.

1. Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова.- М.:Гардарики, 2000.- 411 с.

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995 г.г.) / Отв. ред. Е.А. Земская – М.: Наука, 1996. - 203 с.

4. Переводные издания

Белнап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.

5. Сборники научных трудов, статей

1. Лексические и грамматические инновации: Сб. научн. тр. Латв. гос. ун-ва. - Рига, 1982. - 166 с.

2. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. - М., 1993.- 120 с.

6. Диссертация

Брынская О.П. Основные черты американской риторики новейшего времени: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979. - 210 с.

Волошинова Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Автореф. дис. канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 16 с.

8. Словари, справочники

Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). - СПб. Златоуст, 1998. - 304 с.

Многотомные издания

1. Издание в целом

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1976-1984.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1982.

2. Отдельный том

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1978. - Т. II. - 215 с.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980. - Т. I. - 793 с.

Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.)

1. Из собрания сочинений

Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч. В 4 т. - М., 1984. - Т.3. - С. 97-100

2. Из книги

Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи. - М., 1994. - С. 103-113.

3. Из трудов, ученых записок и т.д.

Акуленко В.В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии // Уч. зап. Харьк. ун-та. - 1962. - Т. 116. - С. 205-213.

4. Из материалов семинаров, симпозиумов, конференций и т.д.

Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез. докл. научно-метод. конф. 31.01. – 01.02.1995. СПб., 1995. - С. 102-103.

5. Из журнала

Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3. С. 63-90.

6. Из газеты

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

Ошибки в оформлениях списков не так бросаются в глаза, как грамматические или стилистические, но лучше не делать их вообще. Предлагаем краткий ликбез по использованию этих структурных элементов текста.

Оформление списков по «Справочнику издателя и автора»

Варианты и правила оформления перечней в тексте подробно изложены в «Справочнике издателя и автора» Аркадия Мильчина и Людмилы Чельцовой.

Выделение элементов в списках

Арабские цифры со скобкой. Используем, если список состоит из большого числа элементов или является частью сложного буквенного списка.

По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:

1) повествование,
2) описание,
3) рассуждение.

Строчные буквы со скобкой. Используем, если в тексте уже есть списки с цифровым обозначением элементов.

В зависимости от цели высказывания выделяют три вида предложений:

а) повествовательные,
б) вопросительные,
в) побудительные.

Типографские знаки (черточки, ромбики, буллиты и т. д.). Используем, если в тексте уже есть цифровые и буквенные списки. Особенность таких списков - в них можно менять порядок перечисляемых элементов без потери смысла.

Экранизации произведений Островского постсоветского периода:

  • На бойком месте (1998),
  • Дикарка (2001),
  • Анна (2005),
  • Снегурочка (2006),
  • Без вины виноватые (2008).

Многоуровневые перечни

Мильчин и Чельцова предлагают следующую схему обозначения элементов по старшинству: римские цифры с точкой → арабские цифры с точкой → строчные буквы со скобкой.

Выбор способа обозначения абзацев перечня определяется:

I. Объемом и структурой абзацев
1. Если абзацы велики, состоят из самостоятельных предложений, рекомендуются
а) цифры-номера с точкой,
б) прописные буквы с точкой.

В нормативно-технических документах допускается другой вариант оформления многоуровневых списков: арабские цифры с точками → строчные буквы со скобкой → знак длинного тире (-)

1.2.1. На согласование и введение документа в действие заказчику должны представляться:

а) когда документ издает разработчик:
- лист утверждения подлинника (2 экз.);
- копия документа (1 экз.).

Знаки препинания в конце фразы перед списком

Двоеточие. Если список разъясняет предшествующую ему фразу или выступает логическим ее продолжением.

Витамин А благотворно воздействует на кожу:

  • ускоряет клеточный метаболизм;
  • защищает от действия свободных радикалов;
  • способствует удержанию влаги в клетках.

Точка. Во всех остальных случаях.

Знаки препинания в конце пунктов списка

Запятая или точка с запятой. Если перечисляемые элементы состоят из одного слова или короткой фразы:

Методы коррекции фигуры:

а) массажи;
б) обертывания;

Точка. Если элементы списка состоят из одной или нескольких длинных фраз со знаками препинания:

Такие акции очень выгодны для продавца:

  1. Вероятность, что клиент не уйдет из магазина с пустыми руками, повышается. Такие предложения отлично стимулируют продажи.
  2. «Эльдорадо» проводит акции не только за свой счет. В большинстве случаев половину затрат берет на себя поставщик.
  3. Банковские организации платят магазину за возможность кредитовать клиентов в торговой точке. Иногда банки отстегивают процент за каждый оформленный кредит.

Как оформляют списки в интернет-изданиях

«Справочник издателя и автора» определяет общие нормы оформления перечней и для печатных, и для интернет-публикаций. Но это не значит, что он является абсолютным авторитетом для всех. Большинство крупных порталов руководствуются не справочником Мильчина, а собственной редполитикой.

Часто для обозначения перечисляемых элементов используются не цифры и буквы, а буллиты - маркеры списков. Такой вариант оформления можно увидеть в блоге Текстерры , на Vc.ru и на Котиках :

Буллиты на TexTerra

Буллиты на Vc.ru

Буллиты на Madcats

В блоге Модульбанка для выделения перечисляемых элементов используют абзацный отступ:

В публикациях Тинькофф-Журнала можно увидеть нумерованные списки без скобок:

В том же Тинькофф-Журнале есть список, маркерами которого выступают эмодзи-какашки:

На портале госуслуг списки оформляются через длинное тире:

В Интернет-магазине «Мосигра» элементы перечня выделяются маркерами и пишутся с большой буквы, но через точку с запятой:

Редполитика Content.Guru предусматривает два варианта оформления списков: нумерованные для инструкций и последовательных действий и маркированные для всего остального.

Если элементы списка - сложные предложения или несколько предложений, в конце каждого мы ставим точку. Если это отдельные слова или короткие фразы, обходимся вообще без знаков препинания. Примеры обоих таких списков можно увидеть в статье «Как написать текст на главную страницу сайта».

Эти советы помогут сделать списки более аккуратными и простыми для чтения.

У элементов списка должны совпадать род, число и падеж.

Если перечень завершается конструкциями «и так далее», «и тому подобное», либо их сокращенными обозначениями («и др.», «и т. д.», «и т. п.»), они не выступают новым пунктом списка, а пишутся в конце последнего пункта.

Если для оформления списка используются заглавные буквы, пункты начинаются тоже с заглавных, если прописные со скобками - с прописных.

Все списки в тексте (а еще лучше - на сайте) должны быть оформлены по одним и тем же правилам. Если ранее вы писали перечни с большой буквы и без знаков препинания, придерживайтесь этого стиля оформления и дальше. Оформление элементов внутри списка тоже не должно «скакать». Если в конце одного элемента стоит точка, другого - запятая, потом снова точка, такие списки смотрятся неаккуратно. Используйте единый стандарт оформления для всех перечней.


Что в итоге

    «Справочник издателя и автора » - самый популярный сборник правил оформления списков. Но это не канон, вы не обязаны ему следовать.

    Оформляйте списки так, как вам удобно. Разные издания и сайты оформляют списки по-разному. В качестве маркеров можно использовать даже эмодзи - если вы знаете, что вашу аудиторию это не смутит.

    Согласуйте род число и падеж элементов списка, чтобы он выглядел аккуратно.

    Не создавайте отдельную строку для фраз: «и так далее», «и тому подобное» - они пишутся в последнем элементе списка.

    Придерживайтесь одного варианта оформления списков внутри статьи. Если вы сначала будете использовать буллиты, потом тире, а потом римские цифры - читатели могут запутаться.

    Не меняйте оформление внутри списка - если после первого элемента стоит запятая, после второго не может быть точки с запятой.


Перечни оформляются по общим правилам:
  1. римские цифры употребляются без скобок. После римских цифр ставится точка, а первое слово пишется с прописной буквы;
  2. после строчных букв (которые употребляются только со скобкой) и арабских цифр со скобками точка не ставится и первое слово пишется со строчной буквы;
  3. в конце рубрики, вводимой строчной буквой или арабской цифрой со скобкой, ставится точка с запятой (кроме последней).
Перечень может оформляться внутри абзаца. Перед перечислением в таком случае ставится двоеточие, используются строчные буквы или арабские цифры (с закрывающей скобкой). Первое слово в перечне пишется со строчной буквы, каждое положение отделяется друг от друга точкой с запятой. Например:
Почти каждая из тем сочинений может оказаться: а) исторической: Историзм прозы А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»); Человек и его время в прозе А. И. Солженицына; б) этической: Нравственная проблематика в «школьной» прозе последних лет; в) публицистической: Война как трагедия народа в современной русской прозе; г) философской: Проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перечень может оформляться и путем абзацного членения. В этих случаях могут использоваться арабские цифры без скобок (после которых ставится точка), первое слово пишется с прописной буквы, а в конце ставится необходимый знак препинания (точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак). Например:
Культура речи
  1. Речевая культура. Речевой этикет.
  2. Языковые нормы.
  3. Точность речи.
  4. Логичность речи.
  5. Основные черты информационной речи.
  6. Чистота речи.
  7. Речь, призывающая к действию.
  8. Выразительность речи.
  9. Убеждающая речь.
  10. Уместность речи.
  11. Стили русского литературного языка.
Если перечень одноступенчатый, то он может оформляться несколькими способами.
  1. способ
Фраза, которая вводит перечень, является конструкцией, продолжающей рубрики. После нее ставится двоеточие, пункты перечня сопровождаются ограничительным тире, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Основные части сочинения-отзыва:
  • мнение автора сочинения о прочитанном;
  • краткая характеристика произведения литературы (без подробного пересказа);
  • вывод: почему понравилось (не понравилось) данное произведение (или творчество конкретного писателя).
  1. способ
Фраза, вводящая перечень, является или законченным предложением, или конструкцией, которую продолжают рубрики. После нее ставится двоеточие; для нумерации используются либо строчные буквы русского алфавита, либо арабские цифры с закрывающей скобкой. Пункты перечня начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Чтобы сочинение было написано успешно необходимы:
  1. хорошее знание текста художественных произведений;
  2. знание литературно-критических работ, посвященных этим произведениям;
  3. знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
  4. знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
  5. умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
  6. владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
  7. умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
  8. наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
  9. владение языковой и стилистической грамотностью.
III способ
Предложение, вводящее перечень, - завершенное, однако в нем часто присутствуют слова, требующие уточнения: некоторые, разные, следующие и т. п. Для нумерации обычно используются арабские цифры с точкой. Пункты перечня начинаются с прописной буквы:
В простейшем виде сочинение должно освещать следующие вопросы:
  1. Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
  2. Краткие сведения о писателе (необязательно).
  3. О чем говорится в книге (кратко).
  4. Главная мысль произведения.
  5. Главные герои. Кто из героев больше всего понравился (не понравился) и почему.
  6. Какими достоинствами или недостатками, по вашему мнению, обладает эта книга?
  7. Советуете ли прочитать книгу другим? Что дает вам чтение этой книги?
Если перечню необходимо двухступенчатое абзацное членение, то на практике применяются два варианта: 1) сначала используют римские цифры, а затем арабские (без скобки);
  1. сначала используются арабские цифры (без скобки), а затем буквы русского алфавита (со скобкой).
  1. вариант
План к теме типа «Роль портретной характеристики...»
  1. Портретная характеристика как один из главных художественных приемов в литературном произведении.
  2. Объем темы.
  3. Творческий метод (реалистическое или романтическое порт- ретирование), используемый писателем.
  4. Портретные характеристики (или характеристика) образов (образа) и их функции.
  1. Прямое портретирование (описание внешности человека).
  2. Косвенная характеристика (через деталь: одежда, интерьер, животные, образ жизни, черты характера и др.).
  1. Значение и роль портретной характеристики для раскрытия главной идеи произведения. Как портрет помогает понять психологию и поступки героев.
  1. вариант
Анализ пейзажа
  1. Пейзаж как художественный прием.
  2. Функции пейзажа в художественном произведении:
а) дополнительное средство характеристики героя;
б) социально-историческая характеристика;
в) фон, декорация;
г) для характеристики психологического состояния героя;
д) философская;
е) символическре значение;
ж) композиционное значение;
з) как внесценический персонаж, действующее лицо.
При необходимости трехступенчатого членения перечня сначала используются римские цифры, потом арабские (без скобок), затем буквы русского алфавита или ограничительное тире.
План сравнительной характеристики героев
  1. Вступление. Проблематика и идейная направленность произведения.
  2. Образы, помогающие раскрыть главную идею произведения. Противопоставление образов.
  1. На каком основании можно сравнить образы:
а) по половому признаку (все темы типа «Женские образы...»);
б) по сходству черт характера (положительных или отрицательных);
в) по социальному положению (дворянство, купечество, «маленький человек», чиновничество, босяки, люмпены);
г) по роду занятий (помещик, крестьянин, студент, солдат, рабочий, офицер и т. п.);
д) по национальному признаку;
е) по мировоззрению;
ж) по принадлежности к одному и тому же поколению, эпохе.
  1. Что отличает их друг от друга (отличия могут быть проведены по тем же пунктам).
  2. В чем смысл сравнения образов (либо противопоставление, либо взаимодополнение).
  3. Значение образов для развития действия произведения.
  4. Характеристика образов друг друга (если есть).
  5. Как автор относится к этим героям (авторская оценка образов).
  1. Роль и значение сравниваемых образов для раскрытия главной идеи произведения.