В научных текстах часто встречаются перечисления (перечни). Используя перечисление, обращайте внимание на грамматическое и пунктуационное оформление.
8.1. Грамматическое оформление перечислений
Правило |
Пример верного грамматического оформления |
Пример неверного грамматического оформления |
Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению |
Скорость работы диска характеризуется двумя показателями: временем доступа к данным на диске; скоростью чтения и записи данных на диск. |
Скорость работы диска характеризуется двумя показателями (Т.п.): время (И.п.) доступа к данным на диске; скорость (И.п.) чтения и записи данных на диск. |
Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах |
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности; с позиций гражданских и государственных; с позиций экономических. |
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с: позиций морали и нравственности; позиций гражданских и государственных; позиций экономических. |
8.2. Пунктуационное оформление перечислений
Из чего состоит перечисление |
Как оформляется перечисление |
Схема |
Отдельные слова (или небольшие фразы без знаков препинания) |
Элементы перечисления пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой |
Текст: 1) первое слово, 2) второе слово, 3) третье слово. |
Развернутые словосочетания со своими знаками препинания |
Элементы перечисления пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; после цифр и литер, которыми обозначаются элементы перечисления, ставится круглая скобка |
первое развернутое словосочетание; второе развернутое словосочетание; третье развернутое словосочетание. |
Законченные фразы |
Элементы перечисления пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой; после цифр или литер, которыми обозначены элементы перечисления, ставится точка |
Первая фраза. Вторая фраза. Третья фраза. |
9. Правила библиографического описания
9.1. Библиографический список должен включать все использованные источники, которые следует располагать в конце работы в алфавитном порядке. Образец оформления списка использованных источников в приложении № 5. Для облегчения ссылок в тексте список необходимо нумеровать.
9.2. Названия книг пишут с красной строки соблюдая следующие правила:
Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».
Название произведения пишется без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаголовок (также без кавычек), точка, тире.
Выходные данные:
место издания – с прописной буквы, Москва и Санкт-Петербург (Ленинград) сокращенно (М., СПб., Л.), а другие города полностью; точка, двоеточие;
том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, после цифры тома или части – точка, тире;
выпуск – с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка, тире;
порядковый номер издания – с прописной буквы сокращенно; точка, тире;
год издания, точка.
9.3. Примеры оформления библиографического (алфавитного) списка литературы
Однотомные издания |
|
1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М.: Высшая школа, 1993. - 144 с. 2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 356 с. 3. Горбановский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. - М.: Наука, 1999. - 215 с. |
|
1. Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с. 2. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова.- М.:Гардарики, 2000.- 411 с. |
|
Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995 г.г.) / Отв. ред. Е.А. Земская – М.: Наука, 1996. - 203 с. |
|
4. Переводные издания |
Белнап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с. |
5. Сборники научных трудов, статей |
1. Лексические и грамматические инновации: Сб. научн. тр. Латв. гос. ун-ва. - Рига, 1982. - 166 с. 2. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. - М., 1993.- 120 с. |
6. Диссертация |
Брынская О.П. Основные черты американской риторики новейшего времени: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979. - 210 с. |
Волошинова Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Автореф. дис. канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 16 с. |
|
8. Словари, справочники |
Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). - СПб. Златоуст, 1998. - 304 с. |
Многотомные издания |
|
1. Издание в целом |
1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1976-1984. 2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1982. |
2. Отдельный том |
1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1978. - Т. II. - 215 с. 2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980. - Т. I. - 793 с. |
Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.) |
|
1. Из собрания сочинений |
Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч. В 4 т. - М., 1984. - Т.3. - С. 97-100 |
2. Из книги |
Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи. - М., 1994. - С. 103-113. |
3. Из трудов, ученых записок и т.д. |
Акуленко В.В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии // Уч. зап. Харьк. ун-та. - 1962. - Т. 116. - С. 205-213. |
4. Из материалов семинаров, симпозиумов, конференций и т.д. |
Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез. докл. научно-метод. конф. 31.01. – 01.02.1995. СПб., 1995. - С. 102-103. |
5. Из журнала |
Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3. С. 63-90. |
6. Из газеты |
Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.
Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.
Двоеточие в простом предложении
Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.
Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами
При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.
Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью
Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.
Двоеточие в сложном предложении
Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.
- Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.
- Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.
- Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.
- В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.
Двоеточие vs тире
Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: – ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: – ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: – ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: – ) нужно расстаться.
Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.
Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.
Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :
Было светло, радостно, тепло
!
Снег, дождь, ветер
не волновали этого человека.
Задорный, весёлый,
удивительно знакомый
голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся
навстречу своей мечте.
Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:
- повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или
:
То снег, то ветер; - двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то
:
Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).
Перед одиночным
союзом "и"
запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.
В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны
и берёзки
столпились на пригорках
и лощинах
.
Двоеточие перед перечислением ставится, если:
- необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление
:
Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров) - перечислению предшествует
:
обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)
Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)
Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).
Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"
- Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс
Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1
- Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс
Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3
- Пунктуация при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс
Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1
- Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс
Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1
Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!
Запомните, что:
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.
Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.
Ошибки в оформлениях списков не так бросаются в глаза, как грамматические или стилистические, но лучше не делать их вообще. Предлагаем краткий ликбез по использованию этих структурных элементов текста.
Оформление списков по «Справочнику издателя и автора»
Варианты и правила оформления перечней в тексте подробно изложены в «Справочнике издателя и автора» Аркадия Мильчина и Людмилы Чельцовой.
Выделение элементов в списках
Арабские цифры со скобкой. Используем, если список состоит из большого числа элементов или является частью сложного буквенного списка.
По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:
1) повествование,
2) описание,
3) рассуждение.
Строчные буквы со скобкой. Используем, если в тексте уже есть списки с цифровым обозначением элементов.
В зависимости от цели высказывания выделяют три вида предложений:
а) повествовательные,
б) вопросительные,
в) побудительные.
Типографские знаки (черточки, ромбики, буллиты и т. д.). Используем, если в тексте уже есть цифровые и буквенные списки. Особенность таких списков - в них можно менять порядок перечисляемых элементов без потери смысла.
Экранизации произведений Островского постсоветского периода:
- На бойком месте (1998),
- Дикарка (2001),
- Анна (2005),
- Снегурочка (2006),
- Без вины виноватые (2008).
Многоуровневые перечни
Мильчин и Чельцова предлагают следующую схему обозначения элементов по старшинству: римские цифры с точкой → арабские цифры с точкой → строчные буквы со скобкой.
Выбор способа обозначения абзацев перечня определяется:
I. Объемом и структурой абзацев
1. Если абзацы велики, состоят из самостоятельных предложений, рекомендуются
а) цифры-номера с точкой,
б) прописные буквы с точкой.
В нормативно-технических документах допускается другой вариант оформления многоуровневых списков: арабские цифры с точками → строчные буквы со скобкой → знак длинного тире (-)
1.2.1. На согласование и введение документа в действие заказчику должны представляться:
а) когда документ издает разработчик:
- лист утверждения подлинника (2 экз.);
- копия документа (1 экз.).
Знаки препинания в конце фразы перед списком
Двоеточие. Если список разъясняет предшествующую ему фразу или выступает логическим ее продолжением.
Витамин А благотворно воздействует на кожу:
- ускоряет клеточный метаболизм;
- защищает от действия свободных радикалов;
- способствует удержанию влаги в клетках.
Точка. Во всех остальных случаях.
Знаки препинания в конце пунктов списка
Запятая или точка с запятой. Если перечисляемые элементы состоят из одного слова или короткой фразы:
Методы коррекции фигуры:
а) массажи;
б) обертывания;
Точка. Если элементы списка состоят из одной или нескольких длинных фраз со знаками препинания:
Такие акции очень выгодны для продавца:
- Вероятность, что клиент не уйдет из магазина с пустыми руками, повышается. Такие предложения отлично стимулируют продажи.
- «Эльдорадо» проводит акции не только за свой счет. В большинстве случаев половину затрат берет на себя поставщик.
- Банковские организации платят магазину за возможность кредитовать клиентов в торговой точке. Иногда банки отстегивают процент за каждый оформленный кредит.
Как оформляют списки в интернет-изданиях
«Справочник издателя и автора» определяет общие нормы оформления перечней и для печатных, и для интернет-публикаций. Но это не значит, что он является абсолютным авторитетом для всех. Большинство крупных порталов руководствуются не справочником Мильчина, а собственной редполитикой.
Часто для обозначения перечисляемых элементов используются не цифры и буквы, а буллиты - маркеры списков. Такой вариант оформления можно увидеть в блоге Текстерры , на Vc.ru и на Котиках :
Буллиты на TexTerra
Буллиты на Vc.ru
Буллиты на Madcats
В блоге Модульбанка для выделения перечисляемых элементов используют абзацный отступ:
В публикациях Тинькофф-Журнала можно увидеть нумерованные списки без скобок:
В том же Тинькофф-Журнале есть список, маркерами которого выступают эмодзи-какашки:
На портале госуслуг списки оформляются через длинное тире:
В Интернет-магазине «Мосигра» элементы перечня выделяются маркерами и пишутся с большой буквы, но через точку с запятой:
Редполитика Content.Guru предусматривает два варианта оформления списков: нумерованные для инструкций и последовательных действий и маркированные для всего остального.
Если элементы списка - сложные предложения или несколько предложений, в конце каждого мы ставим точку. Если это отдельные слова или короткие фразы, обходимся вообще без знаков препинания. Примеры обоих таких списков можно увидеть в статье «Как написать текст на главную страницу сайта».
Эти советы помогут сделать списки более аккуратными и простыми для чтения.
У элементов списка должны совпадать род, число и падеж.
Если перечень завершается конструкциями «и так далее», «и тому подобное», либо их сокращенными обозначениями («и др.», «и т. д.», «и т. п.»), они не выступают новым пунктом списка, а пишутся в конце последнего пункта.
Если для оформления списка используются заглавные буквы, пункты начинаются тоже с заглавных, если прописные со скобками - с прописных.
Все списки в тексте (а еще лучше - на сайте) должны быть оформлены по одним и тем же правилам. Если ранее вы писали перечни с большой буквы и без знаков препинания, придерживайтесь этого стиля оформления и дальше. Оформление элементов внутри списка тоже не должно «скакать». Если в конце одного элемента стоит точка, другого - запятая, потом снова точка, такие списки смотрятся неаккуратно. Используйте единый стандарт оформления для всех перечней.
Что в итоге
«Справочник издателя и автора » - самый популярный сборник правил оформления списков. Но это не канон, вы не обязаны ему следовать.
Оформляйте списки так, как вам удобно. Разные издания и сайты оформляют списки по-разному. В качестве маркеров можно использовать даже эмодзи - если вы знаете, что вашу аудиторию это не смутит.
Согласуйте род число и падеж элементов списка, чтобы он выглядел аккуратно.
Не создавайте отдельную строку для фраз: «и так далее», «и тому подобное» - они пишутся в последнем элементе списка.
Придерживайтесь одного варианта оформления списков внутри статьи. Если вы сначала будете использовать буллиты, потом тире, а потом римские цифры - читатели могут запутаться.
Не меняйте оформление внутри списка - если после первого элемента стоит запятая, после второго не может быть точки с запятой.
Перечни оформляются по общим правилам:
- римские цифры употребляются без скобок. После римских цифр ставится точка, а первое слово пишется с прописной буквы;
- после строчных букв (которые употребляются только со скобкой) и арабских цифр со скобками точка не ставится и первое слово пишется со строчной буквы;
- в конце рубрики, вводимой строчной буквой или арабской цифрой со скобкой, ставится точка с запятой (кроме последней).
Почти каждая из тем сочинений может оказаться: а) исторической: Историзм прозы А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»); Человек и его время в прозе А. И. Солженицына; б) этической: Нравственная проблематика в «школьной» прозе последних лет; в) публицистической: Война как трагедия народа в современной русской прозе; г) философской: Проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перечень может оформляться и путем абзацного членения. В этих случаях могут использоваться арабские цифры без скобок (после которых ставится точка), первое слово пишется с прописной буквы, а в конце ставится необходимый знак препинания (точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак). Например:
Культура речи
- Речевая культура. Речевой этикет.
- Языковые нормы.
- Точность речи.
- Логичность речи.
- Основные черты информационной речи.
- Чистота речи.
- Речь, призывающая к действию.
- Выразительность речи.
- Убеждающая речь.
- Уместность речи.
- Стили русского литературного языка.
- способ
Основные части сочинения-отзыва:
- мнение автора сочинения о прочитанном;
- краткая характеристика произведения литературы (без подробного пересказа);
- вывод: почему понравилось (не понравилось) данное произведение (или творчество конкретного писателя).
- способ
Чтобы сочинение было написано успешно необходимы:
- хорошее знание текста художественных произведений;
- знание литературно-критических работ, посвященных этим произведениям;
- знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
- знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
- владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
- умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
- наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
- владение языковой и стилистической грамотностью.
Предложение, вводящее перечень, - завершенное, однако в нем часто присутствуют слова, требующие уточнения: некоторые, разные, следующие и т. п. Для нумерации обычно используются арабские цифры с точкой. Пункты перечня начинаются с прописной буквы:
В простейшем виде сочинение должно освещать следующие вопросы:
- Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
- Краткие сведения о писателе (необязательно).
- О чем говорится в книге (кратко).
- Главная мысль произведения.
- Главные герои. Кто из героев больше всего понравился (не понравился) и почему.
- Какими достоинствами или недостатками, по вашему мнению, обладает эта книга?
- Советуете ли прочитать книгу другим? Что дает вам чтение этой книги?
- сначала используются арабские цифры (без скобки), а затем буквы русского алфавита (со скобкой).
- вариант
- Портретная характеристика как один из главных художественных приемов в литературном произведении.
- Объем темы.
- Творческий метод (реалистическое или романтическое порт- ретирование), используемый писателем.
- Портретные характеристики (или характеристика) образов (образа) и их функции.
- Прямое портретирование (описание внешности человека).
- Косвенная характеристика (через деталь: одежда, интерьер, животные, образ жизни, черты характера и др.).
- Значение и роль портретной характеристики для раскрытия главной идеи произведения. Как портрет помогает понять психологию и поступки героев.
- вариант
- Пейзаж как художественный прием.
- Функции пейзажа в художественном произведении:
б) социально-историческая характеристика;
в) фон, декорация;
г) для характеристики психологического состояния героя;
д) философская;
е) символическре значение;
ж) композиционное значение;
з) как внесценический персонаж, действующее лицо.
При необходимости трехступенчатого членения перечня сначала используются римские цифры, потом арабские (без скобок), затем буквы русского алфавита или ограничительное тире.
План сравнительной характеристики героев
- Вступление. Проблематика и идейная направленность произведения.
- Образы, помогающие раскрыть главную идею произведения. Противопоставление образов.
- На каком основании можно сравнить образы:
б) по сходству черт характера (положительных или отрицательных);
в) по социальному положению (дворянство, купечество, «маленький человек», чиновничество, босяки, люмпены);
г) по роду занятий (помещик, крестьянин, студент, солдат, рабочий, офицер и т. п.);
д) по национальному признаку;
е) по мировоззрению;
ж) по принадлежности к одному и тому же поколению, эпохе.
- Что отличает их друг от друга (отличия могут быть проведены по тем же пунктам).
- В чем смысл сравнения образов (либо противопоставление, либо взаимодополнение).
- Значение образов для развития действия произведения.
- Характеристика образов друг друга (если есть).
- Как автор относится к этим героям (авторская оценка образов).
- Роль и значение сравниваемых образов для раскрытия главной идеи произведения.