» » Пена в системе охлаждения двигателя чем промыть. Причины и следствия попадания масла в систему охлаждения

Пена в системе охлаждения двигателя чем промыть. Причины и следствия попадания масла в систему охлаждения

Основной задачей системы является подвод охлаждающей жидкости к узлам и деталям, нагревающимся при работе . Во время движения автомобиля подкапотное пространство забивается камешками, песком, пылью, насекомыми и пр. Загрязнения скапливаются в магистралях системы охлаждения, смешиваясь с антифризом. Вследствие засорения патрубков, шлангов, каналов радиатора, снижается общая эффективность работы ДВС. В статье описано, как правильно промыть систему охлаждения двигателя, чтобы восстановить пропускную способность ее элементов.

Причины засорения системы охлаждения

Часто случается, что после заправки системы охлаждения свежей жидкостью, она быстро темнеет, в радиаторе появляются характерные звуки. Это говорит о загрязнении магистралей системы, снижении ее пропускной способности. Ухудшается качество отвода тепла от рабочих элементов двигателя, снижаются мощностные характеристики транспортного средства в целом (в среднем на 10%).

В трубках радиатора скапливается пыль, на стенках образуются специфические отложения. Химический состав накипи различен, в зависимости от вида охлаждающей жидкости, заливаемой в систему. В качестве ОЖ, чаще всего используются вода, антифриз.

При использовании воды, залитой непосредственно через горловину радиатора, в теплое время года на трубах образуется слой накипи. С наступлением зимних морозов вода замерзает, приводя систему в негодность.

Антифриз – более эффективное охлаждающее средство, устойчивое к перепадам температур окружающей среды. Однако, с течением времени, его состав начинает постепенно распадаться на отдельные фракции. Вследствие попадания продуктов распада антифриза в каналы системы, происходит ее засорение.

Последствия недостаточного охлаждения мотора

В результате вредных воздействий перепадов температур в работающем двигателе, на внутренних поверхностях шлангов, патрубков, трубок системы охлаждения появляется толстый налет в виде накипи. Образовавшийся слой обладает низкой теплопроводностью, что противодействует качественному охлаждению трущихся деталей и узлов двигателя внутреннего сгорания. При возникновении отложений в трубках нарушается процесс теплообмена между охлаждающей жидкостью и силовым агрегатом, что приводит к его перегреву. Тепло не в состоянии проникнуть сквозь накипь, скопившуюся на стенках трубок.

Существенный вред приносят также инородные частицы:

  1. Грязь, пыль.
  2. Металлическая стружка.
  3. Скопления мелких насекомых.

Мелкие фрагменты, попадая в систему вместе с охлаждающей жидкостью, засоряют магистрали. Это приводит к ускоренному перегреву мотора.

Воздушные пробки также могут стать причиной поломок двигателя. При их возникновении затрудняется отвод тепла из зоны образования повышенных температур. В результате продолжительной эксплуатации авто с воздушными пробками, такие дорогостоящие элементы силового агрегата, как цилиндры, поршни, коллекторы, перегреваются и выходят из строя.

При нарушении циркуляции ОЖ снижается эффективность системы охлаждения двигателя:

  • неравномерный отвод тепла из зон повышенного теплообразования в режиме холостого хода;
  • возникновение температурных скачков;
  • некорректные показания датчика указателя температуры (стрелка прибора дергается);
  • закипание тосола;
  • сбои в работе термостата;
  • недостаточное поступление тепла снижает комфортность пребывания в салоне;
  • усиление запотевания стекол ограничивает видимость, это приводит к увеличению вероятности создания аварийной ситуации во время движения.

Совет: Если мотор на ходу неожиданно заглох, опытные водители рекомендуют проверить работу системы охлаждения.

Замечено, если не проводить регулярное очищение и промывание системы охлаждения, детали и узлы двигателя деформируются от перегрева, и мотор быстро выходит из строя. Поэтому среди автовладельцев часто возникает вопрос, чем можно промыть систему охлаждения.

Средства для промывки системы охлаждения

Среди наиболее доступных средств, вода занимает первое место. Однако известно, что в ней растворены различные химические соединения, образующие накипь на стенках трубопроводов, которая вызывает необходимость повторных чисток системы. Во избежание осложнений, опытные автовладельцы рекомендуют воспользоваться дистиллированной или прокипяченной водой.

При возникновении вопроса, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя, рекомендуется изучить предложения авторынка. Торговая сеть предлагает специальные очистительные средства, выпускаемые химической промышленностью, в большом ассортименте. Предлагаемые препараты качественно очищают элементы системы охлаждения автомобиля. Перед покупкой наиболее подходящего средства рекомендуется ознакомиться с существующими видами продукции, т. к. для уничтожения загрязнений применяются вещества, обладающие различным химическим составом.

По методу воздействия, очистительные препараты разделяются на несколько категорий:

  1. Нейтральные.
  2. Кислотные.
  3. Щелочные.
  4. Двухкомпонентные.

В состав нейтральных жидкостей не входят вещества агрессивного действия. В связи с этим, они обладают меньшей эффективностью, по сравнению с другими аналогами. Их применение рекомендовано в целях профилактики.

При изготовлении веществ кислотного действия, производители не включают в их состав кислоту в неразбавленном виде, т. к. данные соединения обладают повышенной агрессивностью. Промывочные жидкости кислотной среды нейтрализуют и выводят образования в виде накипи и других отложений неорганического происхождения.

Аналогично кислотным, щелочные вещества также не встречаются в концентрированном состоянии. Их используют для удаления загрязнений органического типа.

В состав двухкомпонентных препаратов входят соединения кислотной и щелочной среды. При постепенном воздействии данных веществ, загрязнения всех видов отлично удаляются из системы охлаждения.

Совет: Не рекомендуется заливать одновременно два препарата различного действия. Неправильное сочетание веществ, обладающих кислой и щелочной средой, не принесет ожидаемого результата. Жидкости взаимно нейтрализуют друг друга, могут причинить вред, вызвать дополнительные неисправности. Случается, что при использовании чистящих средств повышенной концентрации, детали, изготовленные из пластика и отдельных видов резины, приходят в негодность.

Как промыть систему охлаждения двигателя дистиллированной водой своими руками

Данная процедура проводится после охлаждения двигателя под открытым небом в летний период, либо в помещении гаража зимой. Сначала нужно избавиться от отработанной жидкости. Действия проводятся в следующем порядке:

  • установить машину на ровной площадке;
  • открыть крышку капота;
  • разместить емкость для сбора использованного антифриза;
  • отвинтить сливные пробки (в двигателе, радиаторе);
  • дождаться полного слива жидкости.

Интересно: Внешний вид отработанного материала расскажет об общем состоянии всей системы. Особенно нужно обратить внимание на присутствие в жидкости характерных разводов моторного масла, а также инородных частиц в виде металлической пыли, ржавчины, фрагментов накипи и пр.

Очищение системы охлаждения с использованием дистиллированной воды, считается наиболее доступным экономичным методом, занимающим минимальное количество времени.

Важно: Простая вода из водопроводного крана не рекомендуется для промывки системы охлаждения. При отсутствии дистиллированной воды в необходимом количестве можно заменить ее на кипяченую (время кипячения должно составлять не меньше 20 минут).

Алгоритм проведения работ:

  1. Залить подготовленную воду через горловину радиатора.
  2. Запустить мотор в режиме холостого хода.
  3. Выждать 20 минут.
  4. Заглушить двигатель.
  5. Слить жидкость из системы.
  6. Данную процедуру повторять несколько раз, пока не начнет выходить чистая жидкость.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Если в отработанном материале замечено большое количество мелких частиц накипи, лучше всего воду для промывки подкислить. В качестве добавочного средства рекомендуется использовать кислоту (уксусную, лимонную). Для повышения эффективности данного метода можно увеличить процентное содержание кислоты в растворе и создать температуру в двигателе от +60 до 90°С.


Способ использования полученного раствора ничем не отличается от метода, описанного в предыдущем разделе.

Какими средствами можно промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины

В состав антифриза входят специальные присадки, улучшающие технические характеристики охлаждающей жидкости. Однако, после окончания эксплуатационного срока, данное вещество постепенно разлагается на отдельные химические компоненты. Продукты разложения скапливаются на трубках и металлических деталях системы, в виде вредных солевых отложений, ускоряя процессы окисления. Пятна ржавчины – главный враг системы охлаждения и двигателя в целом.

Наряду с накипью, органическими соединениями, ржавчина способствует снижению теплопроводности трубок. Водяной насос подает жидкость в недостаточном количестве, по этой причине возрастает вероятность остановки термостата с последующим перегревом двигателя.

Только тщательное удаление ржавчины, отложений, накипи и замена антифриза уберегут мотор от поломок вследствие перегрева.

Перед непосредственной промывкой системы от ржавчины, рекомендуется проанализировать состояние ОЖ и системы в целом. Степень загрязнения антифриза оценивается по следующим факторам:

  • содержание хлопьев в жидкости;
  • степень прозрачности;
  • изменение оттенка;
  • наличие посторонних примесей.

Внимание: Жидкость, находящаяся в бачке, имеет высокую температуру и при разгерметизации системы выплескивается наружу. С целью соблюдения техники безопасности, перед отвинчиванием крышки бачка рекомендуется выждать, пока мотор полностью остынет.

Если замечено, что ОЖ окрашена в темно коричневый цвет, это свидетельствует о скоплении ржавчины в системе. При этом необходимо провести не обычное простое, а глубокое очищение системы, с затрагиванием таких узлов как:

  1. Рубашка охлаждения.
  2. Радиатор отопителя.
  3. Каналы деталей.

Если для очищения от ржавчины используется дистиллированная вода с добавлением лимонки, повторяются действия, описанные в предыдущих разделах. Для повышения эффективности процедуры, раствор оставляют в системе на 7 – 10 часов. На протяжении всего этого времени производится многократное прогревание двигателя до рабочих температур. После удаления моющего средства, система охлаждения тщательно промывается дистиллированной водой.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от масла

Специальные химические средства рассчитаны на удаление загрязнений в более широком диапазоне. При помощи таких составов хорошо устраняются не только накипь и ржавчина, но и отложения в виде жиров и прочих органических веществ.

Водители часто используют специальный герметик для устранения течей антифриза. При этом замечено, что действие данного средства носит кратковременный характер. При этом работа всей системы ухудшается. На вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя от герметика, ответ простой: можно воспользоваться методами, описанными выше, но только с добавлением специальных фирменных промывок, например, от компании LIQUI MOLY.

Изобретение и использование антифриза в качестве жидкости для системы охлаждения автомобиля избавило автовладельцев от ряда достаточно серьезных проблем. Во-первых, при воздействии отрицательных температур, поэтому его безопасно использовать в зимний период, не переживая, что не слитая жидкость после замерзания нанесет серьезные повреждения силовой установке. Во-вторых, в воде имелось большое количество солей, которые после нагрева оседали в виде накипи в каналах системы, значительно снижая ее производительность.

Причины и последствия загрязнения системы охлаждения

Но все же использование антифриза проблему с загрязнением решило не полностью, а лишь уменьшило ее. Да, в ее составе отсутствуют примеси, которые могут отложиться в виде накипи. Но зато в нем имеются присадки, которые после выработки ресурса выпадают в осадок, поэтому и рекомендуется проводить периодическую замену охлаждающей жидкости.

К тому же нередко бывает, что в качестве доливки используется антифриз другой марки. Из-за этого возможен конфликт присадок двух жидкостей, что тоже становится результатом появления осадка.

Бывает и так, что под рукой антифриза не оказалось, и в систему долили обычную воду. А это гарантия образования накипи.

Да и сама жидкость в любом случае будет вступать в реакцию с окружающей средой, несмотря на препятствующие этому присадки. А это обеспечит образование соединений, которые обычно становятся осадком. Не стоит забывать о том, что в антифриз через неплотности могут попасть другие технические жидкости, к примеру, масло.

Все это приводит к тому, что в каналах образуется значительное количество всевозможной грязи, которая оседает на стенках этих каналов, а если их сечение малое, то и вовсе возможна закупорка.

В результате тепловой режим работы двигателя нарушается, поскольку имеющиеся слои отложения препятствуют теплообмену. Из-за этого узлы и механизмы работают в условиях повышенной температурной напряженности, что сказывается на их ресурсе.

В дополнение охлаждающая жидкость не способна быстро отвести тепло, ведь пропускная способность каналов из-за грязи падает. А поскольку производительность насоса остается прежней, то в системе повышается давление, и в некоторых случаях оно может возрасти настолько, что сорвет патрубок системы.

Видео: Как ДЕШЕВО промыть систему охлаждения (на примере ВАЗ 2101)

Проблема с закупоркой каналов тоже не радует. Трубки малого сечения имеются только в двух элементах системы – радиаторах (основном и системы обогрева салона). При этом пропускная способность их снижается, что приводит к падению эффективности их работы. Из-за закупорки части каналов основного радиатора общий температурный режим двигателя повышается, и вероятность перегрева мотора увеличивается.

Если забивается радиатор системы обогрева салона, то печь плохо греет, а поездки зимой без печки – то еще удовольствие.

В общем, проблема с загрязнением системы охлаждения остается актуальной для автовладельцев и бороться с нею приходится им же.

Признаки загрязнения системы охлаждения

Для того чтобы уменьшить вероятность образования большого количества загрязняющих веществ, следует заливать только качественный антифриз, его же использовать для доливки, а также своевременно проводить замену. Но даже это не способно в полной мере защитить от появления грязи в каналах . Поэтому рекомендуется делать также промывку системы при помощи всевозможных средств.

Основными признаками того, что система охлаждения сильно загрязнена и требуется промывка, являются:

  • антифриз после замены очень быстро меняет цвет (он становится коричневой непрозрачной жидкостью);
  • в нем отчетливо видны сторонние элементы;
  • температура силовой установки в прогретом состоянии выше нормы;
  • система обогрева салона не греет.

Здесь стоит отметить, что степень загрязнения системы охлаждения может быть разной. Указанные признаки проявляются только при сильной загрязненности.

В зависимости от степени загрязнения и подбирается способ промывки. К примеру, если автомобиль новый и просто принято решение промыть систему ради профилактики во время замены, то достаточно залить обычную дистиллированную воду и прогнать ее по системе, а после залить «свежий» антифриз. Этого будет вполне достаточно.

Видео: Промывка системы охлаждения.

Условно промывку системы охлаждения можно разделить на неполную и полную. Первый случай применим для профилактики или при средней загрязненности. А вот полную придется проводить, если проявились все указанные признаки. Ее также следует проводить и в случае покупки авто на вторичном рынке (ведь неизвестно, как ранее проводилась эксплуатация и обслуживание авто, поэтому лучше обезопаситься).

Средства для промывки системы охлаждения двигателя?

Поскольку промывка будет вестись не для профилактики, а для удаления отложений, то придется использовать средства для промывки.

Их можно купить на авторынке (к примеру, средство для промывки системы охлаждения «Hi-Gear» или др.). Но можно использовать и народные средства. Первый случай более предпочтителен, поскольку в таком средстве (если оно – не подделка) собран оптимальный пакет чистящих присадок, и при соблюдении инструкции по использованию, никаких неприятностей не возникнет. Что же касается народных средств, то здесь приходится действовать на свой риск.

В качестве народных средств для промывки системы чаще всего используются:

  1. Лимонная кислота.
  2. Сыворотка (продукт переработки молочной продукции).
  3. Напитки «Кока-кола», «Спрайт».

Особенность всех этих средств сводится к тому, что в их составе имеется кислота, которая, вступая в реакцию с отложениями, приводит к их отслоению и выводу из системы. С лимонной кислотой все понятно, в составе сыворотки имеется слабая концентрация молочной кислоты, а в указанных напитках – ортофосфорной. Что касается последнего средства, то от него лучше воздержаться, поскольку в напитках помимо кислоты имеются и другие компоненты (тот же сахар), а его наличие в системе не желательно.

Как промыть систему охлаждения двигателя

Промыть систему охлаждения при средней загрязненности очень просто. Рассмотрим, как это делается при помощи средства «Hi-Gear». Для промывки потребуется:

  • чистящее средство;
  • дистиллированная вода (порядка 20-25 литров для двигателя с системой охлаждения объемом 5 литров);
  • новый антифриз.

Технология промывки такова:

  1. Перед началом работ следует открыть заслонку радиатора системы охлаждения (чтобы жидкость слилась полностью).
  2. Откручиваем сливные пробки и сливаем с системы отработанный антифриз.
  3. Приготавливаем моющий раствор (средство добавляем в воду в указанных пропорциях).
  4. Закрываем пробки и заливаем подготовленный раствор.
  5. Заводим двигатель и даем ему поработать на средних оборотах (2500-3000 об/мин) до тех пор, пока силовая установка полностью не прогреется.
  6. Глушим мотор и сливаем раствор.
  7. Полностью заполняем систему дистиллятом, заводим мотор, чтобы насос прогнал воду по системе. Сливаем.
  8. Повторяем промывку водой 2-3 раза. Нужно это для того, чтобы смыть остатки чистящего раствора, а также грязь. Промывку следует делать до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.
  9. Заливаем новый антифриз.

Все работы следует делать аккуратно, чтобы не получить ожоги от разогретых сливаемых жидкостей.

Технология промывки с помощью лимонной кислоты и напитков «Кока-кола» не отличается от описанной. Но в первом случае важно правильно приготовить раствор (100 гр. кислоты на 1 литр воды), при этом следует проследить, чтобы кислота полностью растворилась. При использовании напитка никаких растворов приготавливать не нужно, для промывки система полностью заполняется «Кока-колой». После этого обязательно нужно промывать систему охлаждения дистиллированной водой несколько раз.

Видео: Промывка системы охлаждения ВАЗ (Обслуживание ВАЗ 2106)

Что касается сыворотки, то промывка с ее помощью проводится несколько по-другому. Поскольку концентрация кислоты в ней небольшая, то кратковременная промывка этим средством никакого результата не даст. Поэтому система с ее помощью моется так: система полностью заполняется сывороткой и двигатель эксплуатируется с ней в качестве охлаждающей жидкости. После пробега в 100-150 км она сливается, система промывается дистиллятом, а после заливается ОЖ.

Промывка системы охлаждения при сильном загрязнении

При сильном загрязнении существует вероятность того, что большое количество грязи, смытой со стенок еще во время промывки может закупорить каналы малого сечения. И чтобы этого не произошло, следует делать полную промывку.

Сводится она к тому, что после использования средства для промывки, необходимо демонтировать с авто радиаторы и промывать их дополнительно.

То есть, делаем так:

  1. Промыли средством, прогнали дистиллят по системе.
  2. Сняли радиаторы, промыли их внутри хорошим потоком воды (до тех пор, пока на выходе она не пойдет чистая).
  3. Ставим все на место.
  4. Снова промываем систему дистиллированной водой.
  5. Заливаем новый антифриз.

Чтобы в дальнейшем избежать сильных загрязнений, следует проводить профилактическую промывку каждый раз .

Всякий раз, когда автовладельцу предстоит обслуживание своего автомобиля, интернет готов предложить тысячу и одно решение. Вот, к примеру, промывка системы охлаждения и печки перед заменой антифриза. Ожидаемый ответ: специальные средства для промывки для радиаторов. Но продвигают их в сети, как правило, сами же продавцы, поэтому особого доверия к таким описаниям и рекомендациям нет. К тому же ну, не привыкли мы, чтобы на каждый запрос у производства был готов ответ. Нам надо - через тернии к звездам! Поэтому систему охлаждения "знающие" люди советуют мыть порошком для удаления накипи с чайников, сывороткой или даже кока-колой! Мы серьезно задумались над проблемой.

О необходимости промывки системы охлаждения перед тем, как в нее будет заливаться новый антифриз, может подсказать состояние старой охлаждающей жидкости, слитой из системы. Когда в слитом антифризе отсутствуют признаки сильного загрязнения, промывать систему охлаждения вовсе не обязательно.

Показанием для промывки является мутность и рыже-бурый цвет старого антифриза, если только он сам изначально не был оранжевым, наличие в нем частиц, напоминающих песчинки. Рыже-бурой расцветкой старая охлаждающая жидкость обязана ржавлению, которому по мере выработки присадок, содержащихся в антифризе и сдерживающих коррозию, а также из-за использования жидкости ненадлежащего качества подвергаются контактирующие с ней металлические поверхности системы.

Специалисты по системам охлаждения указывают, что помимо частичек коррозии в системе могут находиться накипь, силикатный гель, припойный шлак и даже масло и герметик, а также осадки, к образованию которых прежде всего склонны так называемые силикатные антифризы.

Количество нежелательных загрязнений зависит от срока эксплуатации автомобиля, качества используемого антифриза, периодичности его замены и некоторых других обстоятельств.

В статье мы рассказывали, к каким проблемам способно привести наличие в антифризе загрязнений.

Поскольку об их количестве цвет и мутность слитого антифриза свидетельствуют лишь косвенно, а история эксплуатации подержанной машины, сменившей нескольких владельцев, для ее нынешнего хозяина часто остается тайной за семью печатями, специалисты для начала рекомендуют провести мягкую промывку. При этом в качестве промывочной жидкости используется дистиллированная или кипяченая вода с добавлением в нее нового антифриза в пропорции четыре к одному.

Есть информация, что уже после 10-15 минут работы двигателя на холостом ходу число рН такой жидкости уменьшается на 1-1,5 единицы. Специалисты связывают это явление с работой присадок-ингибиторов, которые содержатся в антифризе и предназначены, чтобы осаждаться и создавать защитную пленку на поверхностях системы и очагах коррозии. По идее это должно увеличивать срок службы охлаждающей жидкости, которая будет заливаться в систему после промывки, ведь, как свидетельствует та же информация, ее рН в таком случае практически не изменяется, а это означает, что присадки в ней прослужат дольше.

Вид слитой промывочной жидкости более наглядно подскажет, можно заправлять систему свежим антифризом или желательно продолжить промывку. Если состояние слитой жидкости мало чем отличается от старого антифриза, есть смысл повторить процедуру.

От сильного загрязнения промывка смесью воды и антифриза вряд ли избавит, а что касается встречающихся в продаже специальных препаратов для промывки системы охлаждения, то, как заявляют производители, они бывают нейтральными, кислотными, щелочными и двухкомпонентными. Первые самые слабые и используются в основном для профилактики, вторые хорошо справляются с накипью, ржавчиной и припойным шлаком, третьи - с силикатными осадками и маслом, но на накипь и ржавчину воздействуют слабо, четвертые предполагают очистку в два этапа - сначала кислотой, затем щелочью или наоборот. Выбор средства зависит от того, чем в большей степени, по мнению владельца автомобиля, может быть засорена система охлаждения.

Неправильный выбор, а также ошибки с оценкой внутреннего состояния системы создают почву для сомнений в эффективности промышленных препаратов, а сомнения подталкивают к использованию народных методов. Отвергать их не будем, однако кока-кола - самый сомнительный вариант из них по причине наличия газов, которые могут создавать паровые пробки, и сахара.

И надо также понимать, что бытовые препараты для удаления накипи или сыворотка представляют собой, как правило, слабые кислоты, а стало быть, если задача состоит в промывке от масла, прорвавшегося в систему охлаждения, то они с ней, скорее всего, справятся не лучшим образом.

Другое дело, что на предмет удаления масла есть народный опыт применения в качестве промывки бытовых средств для мытья посуды, однако имеется еще одно соображение, которое может повлиять на выбор: в промышленных препаратах нередко заявлены ингибиторы коррозии, отсутствующие в народных "снадобьях".

Остается самостоятельно решить, что предпочесть - дедовские методы либо то, что предлагает промышленная "медицина". Читатели сайта сайт применяли разные способы, но надо сказать, что в любом случае после использования того или иного средства желательна еще и финишная промывка системы чистой водой.

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте сайт. Оставляйте вопросы или воспользуйтесь кнопкой "Написать в редакцию"

Правильность работы системы охлаждения автомобиля определяет качество функционирования двигателя машины. Использование оптимально подобранного антифриза позволяет исключить вероятность перегрева мотора. Со временем каналы системы начинают засоряться. В результате работа ДВС может быть нарушена. Как выполняется промывка системы охлаждения (СО) и какие методы для этого можно использовать, узнайте из этой статьи.

[ Скрыть ]

Зачем и когда нужно промывать систему охлаждения автомобиля?

Промывку охладительной системы ДВС необходимо выполнять в случае ее засорения. СО включает в себя ряд компонентов, которые должны правильно работать и взаимодействовать друг с другом. Это позволит антифризу охлаждать самые горячие элементы силового агрегата. Наиболее уязвимая составляющая охладительной системы - патрубки. Со временем они забиваются и разрушаются в результате воздействия высоких нагрузок.

В процессе использования машины в моторный отсек может попадать песок, щебень, камни с дороги, а также насекомые, что приводит к образованию грязи на агрегате. В результате часть загрязнений появляется в СО и смешивается с расходным материалом. Это способствует образованию накипи на металлических составляющих системы, которые со временем отслаиваются и попадают в патрубки. Вследствие магистрали начинают забиваться, а это способствует снижению эффективности работы СО, в некоторых случаях возможен ее полный выход из строя.

Загрязненный радиатор СО Накипь на радиаторном устройстве Отложения в СО Патрубки СО до и после очистки

Правильно выполненная промывка позволит эффективно удалить загрязнения из магистралей. Узнать о необходимости очистки можно по появлению индикатора антифриза на контрольном щитке. Если лампочка загорелась, это может свидетельствовать не только об отсутствии расходного материала, но и о наличии проблем в работе СО. Процесс промывки специалисты рекомендуют выполнять не реже чем каждые два года.

Определение степени засорения

Есть несколько способов, которые позволяют определить степень загрязнения СО:

  1. Осмотр двигателя. Его перегрев может быть связан с разными причинами, но недостаток охлаждения силового агрегата - одна из основных. Если мотор постоянно перегревается, нужно выполнить диагностику системы охлаждения.
  2. Проверка расширительного бачка. Степень засорения можно определить по наличию осадка в бачке. Но для этого емкость придется демонтировать. Определить наличие отложений на установленном под капотом резервуаре вряд ли удастся. Можно попробовать посветить на емкость фонариком. Если на дне виден слой отложений, то СО пора промывать.
  3. Слежение за состоянием ОЖ. Наличие ржавчины и следов накипи в охлаждающей жидкости говорит о необходимости замены хладагента и прочистке СО.
  4. Осмотр шлангов. Засорение патрубков можно определить, отсоединив один из шлангов. Будьте аккуратны, поскольку при отсоединении из магистрали начнет выходить хладагент. Если вы видите, что засорения внутри патрубка мешают правильно проходить расходному материалу по системе, то следует выполнить промывку.

Методы промывки

Для очистки охладительной системы можно воспользоваться услугами специалистов на СТО. Но в этой процедуре нет ничего сложного, поэтому предлагаем узнать, как выполнить такую задачу самостоятельно. Эффективная промывка может быть выполнена как с помощью специальных жидкостей, так и подручными средствами. Ниже расскажем о том, чем можно промыть СО в домашних условиях.

С использованием воды

Вода - пусть не лучшее средство, но самый доступный для автовладельцев вариант. Но для промывания следует использовать не обычную жидкость, а именно дистиллят. Дело в том, что в составе водопроводной воды могут присутствовать молекулы и вещества, которые агрессивно влияют на резиновые элементы СО. Если часть жидкости осядет в системе, это приведет к разрушению резиновых компонентов.

Процесс очистки дистиллятом актуален для всех авто, будь то Дэу Сенс или Мерседес, и выполняется он следующим образом:

  1. Охлаждаем двигатель. Процедура выполняется на холодном моторе, поэтому подождите, пока ДВС остынет.
  2. Удаляем использованный материал. Чтобы избавиться от старого антифриза, необходимо открутить пробку и подождать, пока расходный материал полностью выйдет из системы. Не забываем под сливным отверстием установить емкость для сбора сливаемой жидкости.
  3. Заполняем водой. Закручиваем пробку и заливаем в СО дистиллированную воду с помощью расширительного бачка. Объем воды должен соответствовать объему слитой из системы охлаждающей жидкости.
  4. Процесс промывки. Заводим мотор, пусть он поработает какое-то время. Можно даже немного поездить. Желательно, чтобы двигатель проработал около 15-25 минут.
  5. Сливаем воду. Если она слишком грязная и в ней есть следы отложений и накипи, то процедуру прочистки желательно повторить. Когда из системы будет выходить чистая вода, станет ясно, что результат достигнут. Теперь можно заливать новый антифриз.

Преимущества и недостатки

Основным достоинством этого метода является его доступность и дешевизна. Найти дистиллят - не проблема. Недостаток этого способа заключается в том, что его выполнение более актуально в профилактических целях, когда уровень загрязнений небольшой.

Артем Петров предоставил подробную инструкцию по очистке СО.

Использование кислот

Промывать СО можно лимонной или раствором ортофосфорной кислоты. Этот вариант особенно актуален для тех автовладельцев, которые хотят выполнить очистку системы от остатков герметика или масла. Процедура очистки выполняется так же, как водой.

Для осуществления задачи по удалению загрязнений килотой нужно учитывать следующие нюансы:

  1. Пропорции. Чтобы сделать раствор для очистки сильно загрязненной системы, потребуется 1 кг кислоты и 10 л воды. При загрязнениях средней тяжести объем кислоты можно снизить до 800 грамм на 10 л жидкости.
  2. Технические особенности. Процедура выполняется так же, как и при промывке водой. После залива раствора в СО необходимо какое-то время поездить на авто. Дайте мотору поработать как на холостых оборотах, так и в условиях нагрузок. После поездки заглушите двигатель и оставьте автомобиль с залитой в СО кислотой на 45 минут.

    Тщательная промывка. После слива раствора промойте СО обычным дистиллятом. Для этого повторите процедуру очистки 3-4 раза.

Преимущества и недостатки

Для проведения промывки этим методом придется потратиться. Помимо 20 литров дистиллированной воды вам потребуется купить лимонную кислоту. Средняя стоимость одного килограмма составляет 1-2 доллара. Учтите: если вы переборщите с пропорциями, то кислота может разъесть патрубки и прокладки.

Использование уксуса

Своими руками можно очистить систему с применением уксуса. Здесь важно соблюдать пропорции: на 10 л дистиллята добавляется половина литра уксуса. Прочистка заключается в заливе раствора в СО, дальнейшем прогреве силового агрегата до 100 градусов и его остановке. После этого машина оставляется приблизительно на 8-10 часов. Сливая жидкость, обратите внимание на ее состояние. Если в ней остались следы ржавчины и накипи, а также грязи, то процедура повторяется. Когда очистка завершена, агрегат промывается дистиллятом.

Процедура промывки СО уксусом представлена на видео, снятом каналом «Всего понемногу».

Преимущества и недостатки

Плюсом является низкая стоимость. Уксус стоит дешево, поэтому сильно тратиться на такую промывку вам не придется. Основной недостаток в том, что этот процесс занимает много времени. Если загрязнения двигателя серьезные, то на очистку придется потратить несколько дней.

Сода каустическая

Применение этого варианта актуально для прочистки радиаторного устройства и отопителя. Использование соды допускается исключительно на деталях, выполненных из латуни либо меди. Если ваш автомобиль оборудован алюминиевым радиаторным устройством, то применение каустика не допускается. Это средство можно использовать и для очищения рубашки охладительной системы. При выполнении данного способа соблюдайте пропорции: в один литр дистиллята засыпьте около 50 грамм соды. Перед выполнением очистки радиаторное устройство необходимо демонтировать.

Преимущества и недостатки

К положительным свойствам можно отнести ее значительный очищающий эффект. Каустическая сода является сильным веществом, перед которым не могут устоять практически никакие загрязнения. Цена достаточно низкая, что также является преимуществом. Основным недостатком является то, что вещество небезопасно. При работе с ним нужно соблюдать меры предосторожности на протяжении всей процедуры очистки.

Молочная сыворотка

Это средство характеризуется наличием в своем составе элементов, химические особенности которых позволяют растворить отложений и накипь, при этом не воздействуя негативно на прорезиненные составляющие охладительной системы. Прежде чем залить сыворотку в СО, ее надо процедить через сито. После залива сыворотки на ней следует проехать около одной тысячи километров. После слива жидкости систему надо промыть дистиллированной водой и залить антифриз, соответствующий спецификации двигателя.

Канал «Дачный Мастер на Все Руки» показал результат промывки ОС сывороткой.

Преимущества и недостатки

Основное достоинство способа заключается в его эффективности. Сыворотка также хорошо прочищает магистрали охладительной системы и радиатор, как и специализированные средства. Недостаток заключается в том, что процесс очистки занимает очень много времени. Если нужно срочно промыть систему, то этот метод не подойдет. Также его выполнение невозможно в холодное время года, поскольку сыворотка на морозе быстро замерзнет, а это может привести к более серьезным последствиям. Кроме того, после залива вам потребуется время от времени проверять ее состояние и обязательно следить за рабочей температурой ДВС.

Промывка с помощью Coca-Cola

Как показывают отзывы, использование Кока Колы считается одним из эффективных методов борьбы с загрязнениями. В составе продукта имеется ортофосфорная кислота, которая быстро справляется со ржавчиной и накипью. Будьте аккуратны, поскольку в Коле есть и сахар, а он засоряет магистрали системы и радиаторное устройство. Процесс промывки выполняется также, как с обычной водой. После применения напитка СО еще раз прочищается дистиллятом.

Преимущества и недостатки

Достоинство заключается в эффективности. Но из-за содержания кислоты в составе напитка есть вероятность разрушения резиновых компонентов и патрубков СО. Кока-Кола - жидкий продукт с газами. В результате нагрева мотора до рабочей температуры газы будут расширяться, а это может разрушительно повлиять на работу мотора. Перед тем как заливать напиток в систему охлаждения, рекомендуем открутить пробку и подождать несколько часов пока газы не выйдут. Еще один минус заключается в дороговизне.

Химические средства

Для чистки можно использовать специальные промывочные средства, к примеру, Hi-Gear или Liqui Moly. Ассортимент таких продуктов большой. Мягкая промывающая химия не влияет отрицательно на состояние радиатора и шлангов СО, причем она позволяет выполнить очистку системы достаточно быстро.

Различают несколько видов химических средств:

  1. Нейтральные. В составе веществ отсутствуют агрессивные молекулы. Такие промывки не так эффективны по сравнению с другими расходными материалами, их применение более актуально для профилактики.
  2. Щелочные. Отзывы показывают, что такие средства хорошо удаляют органические загрязнения. В продаже вы не сможете найти их в неразбавленном состоянии.
  3. Кислотные. Очень агрессивны к составляющим компонентам охладительной системы. Их эксплуатация актуальна для удаления накипи, а также неорганических загрязнений.
  4. Двухкомпонентные. В составе таких средств имеются щелочь и кислота. Эти продукты последовательно заливаются в СО и позволяют произвести ее эффективную очистку от любых типов грязи.

Преимущества и недостатки

К достоинствам следует отнести огромный выбор средств и их эффективность. На практике химия всегда лучше очищает охладительную систему, чем другие жидкости. Причем ее применение позволит быстро добиться результата. К минусам отнесем высокую стоимость средств.

Чтобы не допустить проблем в работе СО, учтите следующие нюансы:

  1. Для промывки нельзя использовать воду из-под крана.
  2. Для создания раствора допускается только применение дистиллята.
  3. Заливайте в охладительную систему исключительно качественный расходный материал, не экономьте на покупке антифриза.
  4. Периодически выполняйте визуальную диагностику хладагента на предмет наличия в нем отложений, грязи и накипи, а также следов ржавчины.
  5. Меняйте жидкость в системе не реже чем каждые 3 года либо после 40-80 тысяч км пробега.
  6. При замене расходного материала выполняйте очистку СО.

Процесс периодической чистки труб и комплектующих системы охлаждения в двигателе называют промывкой. По сути промывка двигателя является такой же необходимой процедурой, как и своевременная замена масла и воздушных фильтров. Если вы вовремя не промоете систему охлаждения, то при очередной замене охлаждающей жидкости внутрь клапанов попадет накипь и грязь, которая скопилась на трубках. При этом в процессе эксплуатации автомобиля неизбежно забьются все каналы в радиаторе и патрубки. В результате может потребоваться замена помпы и регулировка . В худшем случае вам придется менять всю систему охлаждения.

Как засоряется двигатель?

Многие из автовладельцев сталкиваются со следующей ситуацией – только что залитая в двигатель охлаждающая жидкость постепенно приобретает черный цвет. Связано это с тем, что при заливке чистая жидкость проходит по грязным трубкам радиатора, в результате чего меняет цвет и попутно засоряет оставшиеся чистые шланги и патрубки двигателя. В результате мощность двигателя падает до 10% и появляется характерный шум в радиаторе.

При этом нужно понимать, что радиатор загрязняется не только пылью, но и специфическими отложениями. Состав и структура этих отложений зависит от применяемого водителем охлаждающего раствора. В 90% случаев охлаждающая система заливается:

  • Водой. Причем до сих пор отдельные автолюбители заливают воду напрямую в радиатор. В летние месяцы это приводит к образованию накипи на трубках, что приводит к засорению всей системы в целом. Зимой вода в радиаторе превращается в кубики льда, что приводит движок в негодность.
  • Антифризом. Антифриз эффективно охлаждает двигатель (особенно в зимнее время), но при этом уже через 1-2 месяца начинается его постепенное разложение. Продукты распада попадают вместе с жидкостью во внутрь охлаждающей системы и засоряют патрубки.

Причины недостаточного охлаждения двигателя

  • Появление обширного налета на внутренней поверхности стенок магистралей и патрубков радиатора. Налет на трубках появляется в процессе окисления охлаждающей жидкости под воздействием постоянного перепада температур в двигателе. Так как появившийся налет в шлангах имеет низкие показатели теплопроводности, охлаждение двигателя не происходит. Теплообмен между двигателем и трубками с жидкостью сильно ограничивается, и тепло просто не проходит сквозь возникший слой накипи.
  • Загрязнение внутренних патрубков радиатора пылью и мелкими металлическими частицами. При появлении пыли в системе охлаждения теплообмен с двигателем полностью нарушается. В свою очередь, мелкие металлические частицы будут способствовать быстрому перегреву двигателя.
  • Появление воздушной пробки внутри системы. При образовании воздушной пробки в трубках охлаждающая жидкость не может полноценно циркулировать по всем магистралям.

Совет: если вы заметили, что двигатель на полном ходу вдруг глохнет, вероятно, проблема кроется в системе охлаждения двигателя.

В итоге, если вы не будете своими руками или в автосервисе проводить промывку системы охлаждения, через пару лет вам придется полностью заменить двигатель.

Как правильно промыть радиатор?

Промывка системы охлаждения в двигателе осуществляется следующими методами:

  • С помощью дистиллированной воды;
  • Используя подкисленную воду;
  • Применив специальные средства для промывки систем охлаждения.

Совет: выбирайте определенное средство для очистки радиатора в зависимости от состояния машины. Если трубки все забиты накипью, и даже не помогает ее сбить, тогда используете специальные растворы из магазина.

При проведении работ своими руками следует соблюсти ряд требований:

  1. В зимнее время работы должны проводиться в теплом гараже, а летом – на свежем воздухе.
  2. Перед началом работ по очистке трубок и шлангов нужно слить весь антифриз.
  3. Если двигатель еще горячий, то необходимо дать ему возможность полностью остыть.
  4. Машина должна стоять на ровной поверхности.
  5. Для того чтобы защитить руки от соприкосновения с горячими элементами движка, обязательно оденьте защитные перчатки.
  6. Перед сливом старого антифриза обязательно установите под конструкцией радиатора небольшую емкость.
  7. Выверните все сливные пробки, и начните сливать антифриз сначала из двигателя, а затем слейте его с радиатора.

Промывка двигателя и радиатора дистиллированной водой

Самым недорогим, но при этом эффективным метод промывки системы при небольшом загрязнении трубок является дистиллированная вода. Весь процесс будет состоять из 3 этапов:

  1. Необходимо залить дистиллированную воду напрямую в корпус радиатора.
  2. Далее нужно завести автомобиль и дать ему проработать в режиме холостого хода в течение 15-25 минут.
  3. Затем обязательно заглушите машину и слейте всю воду из патрубков.

Эти этапы необходимо будет повторить несколько раз с интервалом в 20-30 минут. По окончании работ вода в системе охлаждения должна оставаться чистой. Чаще всего дистиллированную воду используют для промывки двигателя в недавно купленной машине либо при минимальных загрязнениях антифриза.

Промывка шлангов и трубок охлаждения в двигателе подкисленной водой

Если в слитой ранее охлаждающей жидкости вы обнаружили следы накипи или продуктов распада и коррозии, то для чистки системы воду необходимо “подкислить”. Для достижения поставленной задачи нужно будет своими руками приготовить небольшое количество слабокислого водного раствора. В состав жидкости входят образцы:

  • Лимонной кислоты;
  • Молочной кислоты;
  • Уксусной эссенции;
  • Каустической соды.

Процедура промывки состоит из следующих операций:

  • Приготавливаем слабокислый раствор из указанных ингредиентов и заливаем его в систему охлаждения.
  • Заводим двигатель и оставляем его работать в течение 15 минут.
  • Далее заглушаем движок, а жидкость из радиатора не сливаем. Для того чтобы отошла вся накипь, раствор должен впитаться в отложения (занимает это несколько часов).
  • Сливаем раствор подкисленной воды через 2-3 часа и повторяем указанные операции вновь.

Всего на промывку трубок и шлангов уходит порядка 5-7 часов. По окончании работ остаток подкисленного раствора необходимо удалить из радиатора с помощью промывки с использованием дистиллированной воды.

Достаточно потратить на данную процедуру день, и вы на долгое время избавитесь от накипи в радиаторе. Однако есть у этого метода свой недостаток – если вы добавите слишком большое количество кислоты, она впитается не только в накипь, но и в сами шланги. Впоследствии кислота просто разъест поверхность резиновых и пластиковых комплектующих двигателя, и их придется полностью менять.

Совет: после промывки системы охлаждения кислотным раствором обязательно проверьте я.

Промывка радиатора и двигателя при помощи покупных средств

Сейчас современные продукты химической промышленности могут эффективно устранить любую накипь и загрязнение, образовавшиеся в двигателе. Как правило, все покупные средства условно разделяются на 4 типа:

  • Средства на основе кислоты;
  • Щелочные и солевые растворы;
  • Двухкомпонентный раствор;
  • Нейтральные средства очистки.

Так как при охлаждении двигателя появляется накипь и разложившиеся продукты антифриза, система охлаждения должна очищаться либо только с помощью кислоты, либо только при помощи щелочей. Универсального средства для очистки не существует, ведь кислотные и щелочные растворы нейтрализуются между собой. Именно поэтому специальные покупные растворы выпускают либо на кислотном либо на щелочном основании.

Однако есть так называемый двухкомпонентный промывочный раствор, который действует на систему охлаждения в 2 этапа: сначала двигатель и радиатор промывается первым компонентом, затем с помощью второго. В свою очередь, нейтральные растворы основаны на работе катализаторов и имеют нейтральный показатель pH. Большинство нейтральных средств для очистки радиатора выпускаются заводом как своеобразная присадка к антифризу либо как специальный концентрат для охлаждающей жидкости.

Особенностью применения специальных покупных растворов является необходимость 1 раз залить их в бачок и не думать о состоянии охлаждающей системы на протяжении 1000-2000 км. Такие средства промывают все указанные выше загрязнения, при этом растворяют накипь и осадок до коллоидных состояний, которые не загрязняют мелкие трубки радиатора и патрубки на двигателе.

Видео: промывка системы охлаждения