» » Особенности проведения повторной налоговой проверки. Повторная налоговая проверка — порядок и случаи проведения Период повторной выездной проверки

Особенности проведения повторной налоговой проверки. Повторная налоговая проверка — порядок и случаи проведения Период повторной выездной проверки

Главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая.

Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка , и оформляется по тем же правилам.

По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

  1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

Кто проверяет . В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

Какой период . Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

Что проверяют . Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

  1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

Кто проверяет . В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

Какой период . Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

Что проверяют . Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные. Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе. Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

Комплексное бухгалтерское обслуживание в 1С-WiseAdvice – это не механическое ведение бухгалтерского и налогового учета, а действительно Полезная бухгалтерия. В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса). В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

Совет от 1С-WiseAdvice

Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.

Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки

При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени. А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

Президиум ВАС РФ разъяснил налоговым органам, на каком основании они имеют право назначить повторную выездную проверку. Этому вопросу посвящены два постановления № 8163/09 и 14585/09.

Правила назначения повторных выездных проверок установлены в п. 10 ст. 89 . Существует две причины, по которым налоговые органы могут повторно проверить уже проверенные налоги и периоды.

Во-первых, повторная выездная налоговая проверка назначается вышестоящим налоговым органом в целях контроля за налоговой инспекцией, проводившей проверку в первый раз.

Во-вторых, налоговый орган, ранее проводивший проверку, вправе повторно прийти к налогоплательщику в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Причем в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Вышестоящие органы: почти без прав

С прошлого года основания для проведения вышестоящими налоговыми органами повторных выездных проверок в рамках контроля за нижестоящими налоговыми органами значительно сократились. Причина - постановление Конституционного суда РФ № 5-П (далее - постановление КС РФ № 5-П). Этот документ практически пресек осуществление каких-либо видов повторного контроля в отношении налогоплательщиков, выигравших судебные разбирательства и имеющих вступивший в силу судебный акт.

Из постановления КС РФ № 5-П

Повторная выездная налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществившего первоначальную выездную налоговую проверку, должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем, чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика.

В постановлении КС РФ № 5-П абз. 4 и 5 п. 10 , согласно которым повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признаны не соответствующими Конституции РФ. Эти нормы признаны неконституционными в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной проверки решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную проверку, и тем самым вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Высший РФ дал свою трактовку этому постановлению. При направлении ряда дел на рассмотрение в президиум суд указал на то, что выводы Конституционного суда РФ не следует распространять на случаи, когда судебное решение по первой проверке вынесено только по процедурным основаниям.

По мнению Высшего арбитражного суда РФ, правовая позиция Конституционного суда РФ основана на недопустимости повторной выездной проверки, если предполагается, что ее результаты могут вступить в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными не предусмотренным по установленной процессуальной процедуре судебным актом. При вынесении решения по формальным основаниям суды не исследовали вопросы, относящиеся к фактам неполной уплаты налогоплательщиком налогов, и не давали оценку выводам инспекции по материалам проверки. Однако Президиум ВАС РФ не поддержал эту позицию.

Как следует из материалов дела, рассмотренного Президиумом ВАС РФ в постановлении № 14585/09, предприятие обжаловало в суде решение Межрайонной инспекции ФНС России по Волгоградской области о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для отмены арбитражным судом решения налоговой стало то, что на момент назначения налоговой проверки предприятие стояло на в другой межрайонной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Решение суда вступило в законную силу.

Несмотря на это Управление ФНС России по Волгоградской области назначило проведение повторной выездной проверки предприятия в рамках контроля за деятельностью Межрайонной инспекции по Волгоградской области.

Предприятие обратилось в суд с заявлением об отмене этого решения. Суды всех трех инстанций пришли к выводу, что у управления отсутствовали основания для проведения такого контроля. В своих решениях они ссылались на постановление КС РФ № 5-П. Одним из его тезисов являлось то, что преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных КС РФ судебных гарантий прав и свобод и не соответствует природе . Президиум ВАС РФ полностью поддержал эту позицию.

Из постановления КС РФ № 5-П

Изложенная правовая позиция, вытекающая из постановления Конституционного суда РФ № 1-П, согласуется с международными стандартами в сфере правосудия, не допускающими возможность пересмотра судебных актов во внесудебном порядке (ст. 4 Основных принципов независимости судебных органов, принятых седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН), а также с позицией Европейского суда по правам человека.

Уточненная декларация - повод для проверки

Второе дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ (постановление № 8163/09), касается проведения повторной проверки в случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации за проверенный период. В соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ такая проверка может быть проведена, если в уточненной декларации указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. На это обстоятельство и попыталась сослаться компания при обжаловании решения налогового органа о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Дело в том, что решение о повторной выездной проверке было вынесено налоговой инспекцией на основании уточненной налоговой декларации по , в которой сумма расходов, связанных с производством и реализацией, была увеличена. С учетом корректировки данных о внереализационных доходах и расходах это повлекло увеличение убытка, заявленного по первоначальной декларации. Поскольку уточенная декларация увеличивает сумму первоначально заявленного убытка, а не уменьшает сумму исчисленного налога, компания посчитала, что применять к ней нормы п. 10 ст. 89 НК РФ неправомерно.

Суд первой инстанции не согласился с выводами налогоплательщика. Он указал на то обстоятельство, что по результатам выездной проверки установлено наличие у общества за 2005 г. налоговой базы по налогу на прибыль в размере примерно 787 млн. руб., а, следовательно, и суммы налога к уплате, подлежавшей уменьшению в соответствии с данными уточненной декларации.

В то же время суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию компании.

Разбирая это дело, ВАС РФ посчитал такой подход к трактовке норм Налогового кодекса РФ формальным. Суд указал на п. 8 ст. 274 НК РФ, согласно которому при превышении расходов, учитываемых в целях налогообложения, над доходами сумма убытка, полученная в текущем налоговом периоде, принимается в целях налогообложения и переносится на будущее путем уменьшения налоговой базы последующих периодов. Таким образом, при определении размера обязанности по уплате налога на прибыль правовое значение имеет как положительный (прибыль), так и отрицательный (убыток) финансовый результат.

Компания приводила и другие аргументы. Как следует из материалов дела, уточненная декларация была подана в налоговые органы после завершения основной проверки, но до вынесения решения по ее результатам. Налоговая инспекция учла при вынесении решения суммы расходов, заявленных в уточненной декларации, что повлекло сокращение доначисленного налога. Этот факт, по мнению компании, указывает на то, что инспекция фактически проверила данные уточненной налоговой декларации в рамках выездной проверки.

Как отметил Высший арбитражный суд РФ, в подобных случаях обязывает налоговые органы либо провести дополнительные мероприятия , либо вынести решение по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, определив размер налоговой обязанности с учетом данных уточненной декларации. В последнем случае налоговый орган, осуществив учет скорректированных данных без проведения проверки, имеет право провести повторную выездную проверку в части их уточнения.

Отклонил ВАС РФ и утверждение компании о том, что повторная налоговая проверка уточненной декларации может повлечь преодоление судебных актов, принятых по спору об оспаривании решения налогового органа по результатам первоначальной выездной проверки, которые имели место. Компания попыталась сослаться на постановление КС РФ № 5-П, о котором говорилось ранее. Высший арбитражный суд РФ напомнил, что в споре, который рассмотрен в данном постановлении, говорится о повторной проверке, проводимой по основанию, отличному от рассматриваемого основания.

Суд указал, что предметом повторной выездной проверки являются только те данные уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Данные, которые не изменялись, в рамках такой проверки проверяться не могут. Проверяя указанные данные, налоговые органы действительно не вправе переоценивать выводы судов об оценке первоначально задекларированных данных и определять для налогоплательщика иные последствия, нежели определенные судебными актами. Однако доводы компании о соблюдении инспекцией пределов проведения повторной выездной проверки имеют правовое значение для оценки обоснованности и законности решения, принятого по ее результатам, а не решения о ее назначении. Таким образом, у компании остается шанс обжаловать решение налогового органа, которое он вынесет по результатам повторной выездной проверки.

В итоге Президиум ВАС РФ отменил решения апелляционной и кассационной инстанций и оставил без изменения решение первой инстанции, принятое в пользу налоговиков.

В пункте 5 статьи 89 НК РФ прописан запрет на проведение повторных выездных проверок. Однако она может организовываться в исключительных случаях, оговоренных в законе.

В каких случаях проводится повторная проверка

Выездная повторная проверка осуществляется этими органами:

  • Вышестоящий налоговый орган. Повторная проверка выполняется с целью проверки работы налогового органа, проводившего первое мероприятие.
  • Налоговый орган, осуществляющий первую проверку. Мероприятие проводится только по решению органа. Назначается оно тогда, когда плательщик направляет уточненную налоговую декларацию с уменьшенной суммой налога. Предметом проверки являются исключительно обстоятельства, которые повлекли за собой сокращение суммы начисленного налога.
  • Основной налоговый орган. Он также может организовать мероприятие при ликвидации или реорганизации компании.

Как правило, контрольные мероприятия проводятся вышестоящим органом.

Что именно может проверяться

При повторном мероприятии специалисты должны соблюдать эти условия:

  • Не следует переоценивать выводы судебных органов, касающиеся актуальной налоговой декларации.
  • Проверяются только те обстоятельства, которые привели к уточнению налоговой декларации. В частности, к уменьшению начисленных налогов.

При осуществлении повторной проверки могут быть обнаружены нарушения, не выявленные при первом мероприятии. В этом случае санкции к компании применяться не будут. Исключение составляют правонарушения, возникшие вследствие сговора плательщика и должностного лица, представляющего налоговую (основание – пункт 10 статьи 89 НК).

Что делать, если результатов прошлой проверки еще нет

По результатам проверки составляется акт. На его составление требуется определенное время. Проводится ли повторное мероприятие, если результатов прошедшего еще нет? В пункте 10 статьи 89 НК РФ указано, что повторная проверка осуществляется с целью анализа продуктивности, законности и обоснованности решений нижестоящей структуры. Подход этот подтверждается, в том числе, пунктом 5 Постановления №5-П Постановления КС.

То есть вышестоящий орган проверяет не результаты, а процесс контрольного мероприятия. Следовательно, наличие или отсутствие акта значения не имеет. Даже если результаты проверки не готовы, предмет повторного мероприятия присутствует. Кроме того, в статье НК РФ не указано, что вторая проверка должна осуществляться по итогам первой.

Как проводится проверка

Повторное мероприятие отличается рядом ограничений. В частности, проверяются только бумаги, связанные с исчислением и выплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ). Специалисты могут запрашивать документы за период, не превышающий 3 года. Повторный характер мероприятия не влияет на порядок его проведения.

Результаты повторной проверки могут не совпадать с результатами первой. К примеру, вышестоящий орган может обнаружить другие нарушения. Однако санкции за них назначаться не будут. Исключение – обнаружение факта фальсификации результатов первого контрольного мероприятия, возникшее вследствие сговора фирмы с представителями налоговой. В этом случае организации могут назначить пени, недоимки, штрафные санкции. Соответствующее положение содержится в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

Могут ли специалисты в рамках повторного мероприятия запрашивать бумаги, которые ранее уже предоставлялись инспекторам? В пункте 5 статьи 93 указано, что фирма может не передавать те документы, которые ранее уже предоставлялись в рамках камеральных и выездных проверок. Однако это положение актуально только для бумаг, которые передавались в инспекцию после 1 января 2010 года (основание – пункт 15 статьи 7 ФЗ №137 от 27 июля 2006 года).

Инспектор имеет право повторно запросить эти бумаги:

  • Документы, ранее представленные в форме подлинников, которые фирма забрала в дальнейшем.
  • Предоставленные в инспекцию бумаги, утраченные из-за форс-мажора.

Соответствующие положения оговорены в пункте 5 статьи 93 НК РФ. Они актуальны как для обычной, так и для повторной проверки.

Может ли вышестоящий орган проверять фирму при наличии решения

Рассмотрим ситуацию. Проведено первичное мероприятие, по результатам которого вынесено решение. Оно было оценено судом и вступило в юридическую силу. Может ли осуществляться повторное мероприятие вышестоящим органом в этом случае? Может, однако инспектор не имеет права принимать решения, меняющие выводы судебного акта.

В НК РФ нет прямого запрета на повторную проверку тогда, когда результаты предыдущей были оценены в суде. Однако иногда контрольные мероприятия противоречат Конституции. В частности, это происходит тогда, когда новое решение вступает в разногласия с судебным актом. Соответствующее положение содержится в постановлении Конституционного суда №5-П от 17 марта 2009 года.

Дополнительные вопросы

Актуально ли право на мероприятие в отношении филиалов фирмы, если до этого была проведена общая проверка? Все зависит от того, какие именно налоги выступали предметом при предыдущей процедуре. Если был назначен комплексный анализ всех федеральных, региональных и местных налогов, выездная проверка будет незаконной. Основание – абзац 4 пункта 10 и пункта 5 статьи 89 НК РФ.

Если предметом выступали отдельные налоги, возможна организация дополнительного мероприятия выездного характера. Предметом его являются непроверенные налоги. Подобное мероприятие не считается повторным (основание – пункт 10 статьи 89 НК РФ).

ВАЖНО!
Выездные проверки могут касаться только региональных и местных платежей в казну.

Может ли инспектор по результатам проверки одного налога запросить уточненную декларацию по другому платежу? Да. В процессе повторной процедуры могут быть обнаружены неотраженные данные и ошибки, занижающие налог. В этом случае нужно выполнить перерасчет последнего. Сдать уточненную декларацию должна сама фирма. В обратном случае за дело возьмется инспекция. Соответствующие правила содержатся в пункте 1 статьи 31 НК РФ и письме Минфина №03-02-07/2-209 от 21 декабря 2009 года.

Возможное число повторных проверок

Даже если в году было проведено два мероприятия по разным налогам и периодам, при наличии достаточных оснований может проводиться неограниченное количество проверок.

Повторные мероприятия при ликвидации или реорганизации

Повторные проверки при ликвидации и реорганизации регулируются пунктом 11 статьи 89 НК РФ. Процедура практически полностью аналогична стандартным повторным мероприятиям. Решение о ее проведении принимается руководителем инспекции, в которой состоит фирма.

Можно ли назначать повторную камеральную проверку? Нет, так как предметом ее является налоговая отчетность. Два раза, без наличия достаточных на то оснований, проверять одни и те же бумаги нельзя. Соответствующая позиция изложена в постановлении ФАС Северно-Западного округа №А66-594/2008 от 26 сентября 2008 года. Исключения составляют случаи, когда фирма сдала уточненную отчетность с уменьшенной суммой налога. Правильность расчетов организации перепроверяется инспекторами.

К СВЕДЕНИЮ! По итогам повторного мероприятия, как и при стандартной процедуре, составляется акт с его результатами. В нем указываются найденные недочеты или их отсутствие.

При назначении повторной выездной налоговой проверки не действуют установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок в налоговом периоде (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период).

В отношении повторной выездной налоговой проверки в п. 10 ст. 89 НК РФ установлено правило - при ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

1) Вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. В этом случае предметом повторной проверки является деятельность налогового органа, проводившего первоначальную проверку.

Необходимость проведения такой проверки в отношении конкретных подразделений ФНС России определяется внутренними документами налоговых органов. В качестве одного из оснований проведения вышестоящим налоговым органом повторной выездной налоговой проверки может выступать информация, полученная от различных органов (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2007 N А05-10761/2006-26 , ФАС Центрального округа от 11.04.2003 N А54-963/02-С11-С3).

В рамках повторной проверки, проводимой в порядке контроля, согласно общему правилу, предусмотренному п. 10 ст. 89 НК РФ, может быть проверен только период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Решение о проведении повторной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа. Руководитель инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете, принять такое решение не может (пп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом по прежнему месту учета налогоплательщика (см. письма Минфина России от 29.03.2012 N 03-02-08/32 и ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (вопрос 1)).

Назначить проведение повторной выездной проверки вышестоящий налоговый орган может уже после составления акта первоначальной проверки. Как указал ВАС РФ в определении от 28.01.2013 N ВАС-18407/12, в ст. 89 НК РФ отсутствует положение о том, что повторная налоговая проверка может быть проведена вышестоящим органом только после рассмотрения материалов первоначальной проверки. Задача контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа может быть реализована вышестоящим налоговым органом после составления акта проверки. Упомянутой нормой не установлены ограничения в назначении и проведении такой повторной выездной налоговой проверки до вынесения решения по первоначальной выездной налоговой проверке. И такой позиции придерживаются суды в настоящее время (см. постановление АС Московского округа от 21.12.2015 N Ф05-17518/15).

Внимание

По результатам повторной проверки вышестоящий налоговый орган не вправе выносить решение, изменяющее права и обязанности налогоплательщика, если они ранее были определены не пересмотренным и не отмененным в установленном порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (см. постановление КС РФ от 17.03.2009 N 5-П, определение КС РФ от 11.11.2009 N 1449-О-Р, письмо Минфина России от 06.07.2009 N 03-02-07/1-342).

2) Налоговым органом, ранее проводившим проверку , на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Данная норма не исключает возможность проведения повторной выездной налоговой проверки в случаях представления (письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622):

Уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка (см.также постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09);

Уточненных налоговых деклараций по иным налогам, при исчислении которых учитываются убытки и в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка;

Уточненных налоговых деклараций, в которых уменьшена налоговая база.

При этом предметом повторной проверки, проводимой в связи с подачей уточненной декларации, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога (убытка). Данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой, повторно проверены быть не могут (п. 1 письма ФНС от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@, постановления Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09 , АС Северо-Западного округа от 22.12.2014 N Ф07-9658/14 , ФАС Центрального округа от 03.08.2011 N Ф10-2425/11).

Внимание

Ограничение проверяемого периода тремя годами не распространяется на случаи представления уточненных налоговых деклараций за более ранние периоды.

Согласно официальной позиции повторная выездная налоговая проверка может быть проведена и в том случае, если период, за который представлена уточненная декларация, превышает три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473, п. 1 письма ФНС от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@).

Такой же позиции придерживаются и суды, указывая, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению налоговый орган не связан трехлетним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной выездной налоговой проверки. Иное толкование положений ст. 89 НК РФ означает наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненной налоговой декларации на пределе окончания 3-летнего срока для проведения выездной налоговой проверки, что противоречит правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 16.03.2010 N 8163/09, согласно которой праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на проведение проверки налогоплательщика за соответствующий налоговый период (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2013 N Ф04-1005/13 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2013 N Ф02-2864/13 (определением ВАС РФ от 08.11.2013 N ВАС-15070/13 отказано в пересмотре дела)).

А в постановлении АС Московского округа от 11.11.2014 N Ф05-12625/14 судьи указали, что абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ прямо предусматривает проверку того периода, за который лицо представило уточненную налоговую декларацию, не связывая проверяемый период ни с датой вынесения решения о назначении повторной выездной проверки, ни с датой представления декларации в налоговый орган, ни с датой проведения контрольных мероприятий. В свою очередь ВС РФ, отказывая в пересмотре этого дела, указал, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет, в связи с чем возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока согласно абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов (определение ВС РФ от 05.03.2015 N 305-КГ15-606).

Предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации нормы ст. 89 НК РФ не содержат. Рассматривая спор по данному вопросу, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 27.02.2014 N Ф04-9556/13 признал правомерным назначение такой проверки по истечении более двух лет после представления налогоплательщиком уточненных деклараций, тем самым опровергнув выводы судов нижестоящих инстанций о нарушении требований о соблюдении разумного срока. С таким выводом согласился ВАС РФ, отказав определением от 07.05.2014 N ВАС-5619/14 в пересмотре дела.

Внимание

По общему правилу, установленному абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключение составляют случаи, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

В отдельных случаях возможно проведение повторной выездной проверки налоговыми органами. Рассмотрим правила, актуальные в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Определим, как такой контроль выполняется. Выездная проверка – нечастое явление для тех компаний, которые не нарушают законодательства.

Отдельные же фирмы все-таки проверяются, причем возможно и проведение повторных проверок. Каков же порядок осуществления такого контроля?

Что нужно знать?

Уточним, какие сведения являются базовыми относительно проведения проверок налоговым органом. Рассмотрим определение выездной и повторной проверок выездного типа.

Необходимые понятия

Выездная налоговая проверка – вид проверки, которая проводится налоговыми структурами относительно плательщиков налоговых сумм, сборов, и лиц, что являются налоговыми агентами.

Повторная выездная налоговая проверка – это проверка по тому же налогу и периоду, что проверялся ранее при осуществлении первой выездной проверки.

Кем осуществляется?

Обязательство проведения налоговой проверки выполняет региональная налоговая служба, в которой компания регистрировалась в качестве налогоплательщика.

При реорганизации, ликвидации проверка осуществляется вышестоящими налоговыми структурами – представители такой инстанции будет проверять, соблюдены ли все правила проверки, проводимой Налоговой инспекцией.

Проводит проверку отдел ВНП. Это может быть 2 или более инспектора, которые являются уполномоченными осуществлять подобные процедуры и назначены руководством Налоговой.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящей налоговой инстанцией в целых контроля налоговой службы, что осуществляла первоначальный контроль.

Решение о назначении повторной проверки имеет право принимать и руководство того органа, что раньше осуществлял контроль за деятельностью предприятия (при представлении уточненных ).

Назначение процедуры

В налоговом кодексе не сведений о том, когда именно принимается .

Но есть Концепция, в соответствии с которой проводится планирование, и где прописаны основные критерии отбора компания для назначения проверки.

К примеру, основанием для включения фирмы в план ВНП может стать:

  • смена юридического адреса несколько раз за короткий промежуток времени;
  • неявка представителя фирмы на заседание комиссии по легализации базы налога (если нет уважительных причин);
  • участие предприятия в инвестиционных проектах;
  • применение в увеличенных размерах;
  • занижение налоговой базы и т. д.

Концепция не содержит указания на то, какое количество фактов (оснований) должно быть зафиксировано, чтобы лицо попало в план.

Законные основания

Установленный порядок проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика

Налогоплательщикам стоит знать такие нюансы проведения выездных проверок налоговой структурой:

Проверка не может осуществляться относительного одного плательщика налогов По одним и тем же налогам
Налоговая служба не имеет права провести больше 2 проверок в одном году по одним и тем же налоговым платежам Но вот повторную проверку допускается выполнять в независимости от того, сколько было проверок в текущем году
Длительность такой проверки составляет 2 месяца, в отдельных случаях – 3 месяца Если предприятие имеет филиалы, то срок проверки увеличивается – отводится 1 месяц на один филиал
Филиалы и подразделения Могут проверяться независимо от того, осуществлялась проверка головного предприятия или нет
Отсчет времени Проведения выездной проверки начинается с того момента, как работники налогового органа прибудут на территорию плательщика налогов
Смена юридического адреса В процессе проведения проверки предполагает включение в бригаду инспекторов лиц, что уполномочены на такие действия по новому месторасположению организации

Осуществление по принятому решению (основание)

Итак, основанием для проверок выездного вида является принятое руководством налоговой решение ().

Форма такой справки унифицирована. Решение выносится налоговым органом по месту расположения компании или по месту проживания физлица.

Решение о том, что будет проводиться проверка крупнейшей организации, выносится налоговой инстанцией, что ставила такую фирму на учет.

Такие решения должен подписать руководитель налоговой службы или его заместитель. В таком документе указывается, кто будет руководить процессом, организовывать работу отдела, давать задания инспекторам.

Если проводится проверка обособленного подразделения, решением утверждается перечень лиц, которые будут работать по месту нахождения такого подразделения.

Документ, являющийся основанием для проведения ВНП, содержит:

Как это происходит?

Проверка проводится в отношении одного или нескольких налогов. Если проверка осуществляется по федеральным налогам для предприятий на спецрежимах, предмет проверки определяется так:

«По всем налогам, сборам и страховым взносам»

Проверка может охватывать несколько периодов, но начинается не раньше того времени, как наступят сроки подачи декларации в последнем отчетном периоде.

Относительно проверки нескольких налогов и сборов устанавливается единый период, когда рассматриваются материалы компании и анализируется ее деятельность.

Если налоговая инстанция планирует провести более 2 проверок по одной компании, она должна направить мотивированные запросы в вышестоящие структуры.

При проверке будет исследовано документацию, что имеет отношение к исчислению и уплате налоговых сумм.

Налоговая инстанция обратит внимание на такие документы:

  • учредительную документацию;
  • свидетельство о том, что фирма состоит на учете в налоговой службе;
  • бухгалтерскую отчетность компании;
  • банковскую и кассовую документацию;
  • и т. д.

Затем будет определено метод и прием осуществления проверки учетной документации. Иногда привлекается специалист в отрасли информационных технологий.

Уделяется внимание тому:

  • соответствуют ли показатели, что отражены в декларации, сведениям в бухгалтерских отчетах;
  • полностью ли устранено нарушения, зафиксированные на прошлых проверках;
  • соответствуют ли данные отчетов сведениям синтетического и аналитического учета;
  • в полной мере и правильно ли сформирована база по налогу;
  • правильно ли применены цены на продукцию;
  • обоснованно ли применяются налоговые ставки, льготы;
  • правильно ли рассчитана сумма платежа.

Если будет выявлено правонарушение, инспектор создает доказательную базу и обеспечивает документальные подтверждения:

  • снимет ксерокопии;
  • осуществит выемку подлинника;
  • опросит свидетелей;
  • назначит экспертизу и т. д.

Работники налогового органа имеют право осматривать используемые юридическим лицом или ИП территории и помещения, объекты обложения налогом;

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК, организация не должна препятствовать проведению проверки компетентными структурами, а также предоставлять сведения, которые запрашивает должностное лицо ().

Документация должен быть представлена в течение 10 дней момента из требования. При повторной проверке налоговая инстанция заново перепроверит деятельность предприятия за период, который проверялся ранее.

В таком случае возможна переоценка вывода, сделанного инспекторами при первоначальной проверке. Могут обнаружить новую недоимку по налоговым платежам.

Видео: выездные налоговые проверки

Но вот повторное назначение штрафа по уже выявленным нарушениям, не может осуществляться. Исключением являются ситуации, когда нарушения скрыты по сговору компании с предыдущим проверяющим.

Завершающий этап

На протяжении 2 недель руководителем налоговой инстанции рассматривается , составленный после завершения проверки, документацию, материалы, что были предоставлены плательщиком налога.

После рассмотрения таких сведений, руководство вынесет решение:

  • привлечь плательщика к ответственность за нарушения налогового законодательства;
  • не привлекать такое лицо;
  • назначит дополнительные мероприятия по налоговому контролю, если невозможно принять решение на основании результата проведенной работы.

Затем юрист налоговой службы визирует проект. Если нарушения не были обнаружены, решение выносить не нужно. Исключение – когда уполномоченное лицо решает провести дополнительные мероприятия

Возникающие нюансы

Повторная проверка имеет ряд особенностей, о которых стоит помнить каждому плательщику налогов.

При подаче уточненной декларации

В Налоговом кодексе нет указания, когда именно можно предоставлять уточненную декларацию. Она может подаваться на любом этапе осуществления выездных проверок.

Прямого разрешения вопросов о правилах налогового типа администрирования при подаче уточненной отчетности нет.

Но отсутствие соответствующих положений в законах не дает права налоговым органам игнорировать данные уточненной декларации, что была представлена во время проведения проверки соответствующего налога.

Решение должно быть вынесено с учетом таких сведений ().

Так как возникает обязательство по учету откорректированной информации в декларации, выездная проверка может быть продлена.

Суд придерживается мнения, что утоненная декларация должна учитываться даже в том случае, если она представлена в последний день проведения проверки.

Если подается уточненная декларация после завершения мероприятий налогового контроля, может назначаться повторная выездная проверка или назначаться дополнительные мероприятия.

Чтобы избежать выездных проверок в таких ситуациях лучше своевременно дать пояснения (на стадии проведения камеральной проверки).

Если декларацию подано с уменьшенными суммами до завершения налоговой проверки, и будет заявлено о возврате излишне перечисленных средств, лучше провести камеральную проверку.

О необходимости совмещать камеральные и выездные проверки относительного одного плательщика говорится в законодательстве, что рассматривает вопросы подачи уточненных или по (при ).

Результаты первоначальной проверки оспорены в суде

При проведении повторных проверок налоговые работники заново рассмотрят все материалы по тому же периоду.

И если результат первой проверки оспорен в судебном органе, повторная проверка все равно может назначаться. Такое мнение имеет Конституционный суд.

Но должны быть переоценены обстоятельства, что ранее исследованы и оценены судами, которые урегулировали спор между плательщиком налога и налоговой инспекцией.

В том же случае, если будут обнаружены новые обстоятельства, которые ранее не рассмотрены налоговой службой и судом, то проведение повторных проверок будет вполне законным.

Контролирующие структуры должны во всех случаях определять, может ли повторная проверка привести к тому, что будет вынесено решение, которое противоречит судебному решению.

Решение суда не спасает от повторных проверок, но может отразиться на ее результате. И, кстати, не нужно спешить с уплатой доначислений, штрафов и пеней по результатам первоначальной проверки.

Так налоговые органы решат, что вам есть что скрывать, и нагрянут с повторной проверкой. Итог таких действий – сумма доначислений будет еще больше увеличена.

Поэтому желательно оспорить результат проверки в суде. Так при проведении повторных проверок права налоговых работников будет ограничены решением суда.

Если были обжалованы в вышестоящий налоговый орган

В таком случае также возможно назначение повторной выездной проверки. При этом не имеет значение, отменено ли первоначальное решение налоговой инстанцией, проводившей проверку, при рассмотрении .

Судебные органы с такой позицией согласны. В говорится, что можно оспорить решение о назначении повторных проверок, если результат по окончанию первой проверки признается незаконным.

Это может быть, например, такой случай – при вынесении решения ВНП фирма состояла на учете в другом налоговом органе. В результате принято решение провести повторную проверку.