» » Обозначение моделей грузовых автомобилей по госту. Классификация автомобилей

Обозначение моделей грузовых автомобилей по госту. Классификация автомобилей

По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые - для перевозки грузов. Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек - к автобусам.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными . Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом. Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза.

Автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском .

Прицеп - это буксируемое транспортное средство без водителя, в котором лишь незначительная часть его полной массы передается на буксирующий автомобиль.

Полуприцеп - это буксируемое транспортное средство без водителя, значительная часть полной массы которого передается на буксирующий автомобиль.

Прицеп-роспуск - это прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, часто имеющий дышло изменяющейся длины.

Индексация. Прицепной состав:а – одноосный прицеп; б – двухосный прицеп; в – прицеп-роспуск; г – двухосный полуприцеп

До 1966 г. в СССР каждая новая модель автомобиля индексировалась буквами, обозначающими завод-производитель: ГАЗ - Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород); ЗИЛ - завод имени Лихачева (г. Москва), КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), и цифрами, причем Горьковскому автозаводу были выделены цифры от 1 до 99, заводу имени Лихачева – от 100 до 199, Кременчугскому автозаводу – от 200 до 299 и т.д.В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270‑66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.

Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.

Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:

1 – легковой автомобиль;2 – автобус;3 – грузовой автомобиль (общего назначения);4 – седельный тягач;5 – самосвал;6 – цистерна;7 – фургон;8 – резерв;9 – специальный автомобиль.

Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.

1 – прицеп (полуприцеп) для легкового автомобиля;2 – прицеп (полуприцеп) для автобуса;3 – прицеп (полуприцеп) грузовой (общего назначения);4 – не применяется;5 – прицеп (полуприцеп) самосвал;6 – прицеп (полуприцеп) цистерна;7 – прицеп (полуприцеп) фургон;8 – резерв;9 – специальный прицеп (полуприцеп).

Первая цифра обозначает класс автомобиля.

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.

Грузовые автомобили - по полной массе.

Автобусы - по габаритной длине.

В соответствии с отраслевой нормалью легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 2).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины (табл. 3).

Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.

Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

для холодного климата – 1;

экспортное исполнение для умеренного климата – 6;

экспортное исполнение для тропического климата – 7.

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.

Например: ВАЗ‑21703 (рис. 2). Автомобиль ВАЗ – произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ‑21126, рабочий объём 1,6 л).

КамАЗ‑5410 (рис. 3). Автомобиль КамАЗ – произведён Камским автомобильным заводом (г. Набережные Челны). Цифра 4 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль – седельный тягач, следовательно, он классифицируется по полной массе. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - полная масса (с учётом нагрузки на седло) от 15 т до 20 т. Номер модели 10.

Каждый уважающий себя автомобилист должен разбираться в маркировке и классификации автотранспортных средств.

Маркировка

Принятая в стране маркировка предполагает буквенные и цифровые обозначения. При этом каждая цифра и даже черточка в обозначении марки автомобиля несет свою информацию. Вот, казалось бы, незаметная разница в написании - "ГАЗ-24-10" и "ГАЗ-2410", но последней модели автомобиля в природе не существует, так как по цифровому обозначению это должен быть седельный тягач, но такая техника Горьковским автомобильным заводом не выпускается. В то же время неверно писать "УАЗ-315-12", так как этот автомобиль не модификация несуществующей модели УАЗ-315 (старые модели автомобилей Ульяновского автозавода имели трехзначный индекс в диапазоне от 450 до 499), а новая легковая модель и правильно она пишется "УАЗ-31512"...
Еще с середины 70-х годов СССР перешел на единую и обязательную маркировку автомобилей. Раньше в нашей стране существовала предельно простая схема цифровых обозначений моделей автомобилей.
Газовская техника имела цифровой диапазон обозначений от 1 до 99 (вспомним легковые автомобили ГАЗ-14, ГАЗ-21, ГАЗ-24, грузовые ГАЗ-53 и другие). Моделям ЗиЛ был отдан диапазон от 100 до 199 (лимузины ЗиС-101, ЗиС-114, грузовики ЗиЛ-157, ЗиЛ-130).
Цифрами от 200 до 299 обозначались модели Ярославского автозавода (впоследствии - моторный завод) и Кременчугского автозавода (например, автомобили ЯАЗ-200, КрАЗ-258).
Диапазон 300-399 "занимал" УралАЗ (например, "Урал-375").
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) присваивал своим моделям цифровые индексы от 400 до 449 (например, автомобили МЗМА-407, МЗМА-412). Ульяновский автозавод, как уже говорилось, - от 450 до 499 (УАЗ-450, УАЗ-452 и другие).
Модели автозаводов Белоруссии (в Минске и Жодино) обозначались с использованием цифр от 500 до 599 (МАЗ-500 и другие).
Кутаисский завод (Грузия) "эксплуатировал" "шестисотый" диапазон цифр (КАЗ-600, КАЗ-608 и другие) вместе с автобусными заводами СССР, которым была отдана вторая половина этого диапазона (например, ПАЗ-672, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 и другие).
Сложнее обстояло дело с индексами от 700 до 999. Здесь встречались как модели автозаводов (например, ЗАЗ-968, РАФ-977), так и модели заводов автоприцепов и спецавтомобилей (например, автоприцепы ИАПЗ-754, полуприцепы ОдАЗ-885, автофургоны ГЗСА и другие).
В соответствии с современной системой цифровой индексации автотранспортных средств каждой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Модификациям соответствует пятая цифра, указывающая ее порядковый номер. Экспортный вариант отечественных автомобилей имеет шестую цифру. Перед цифровым индексом ставятся буквы, обозначающие завод-изготовитель. Цифры, входящие в полное обозначение автомобилей, указывают класс, вид, номер модели, знак модификации, знак экспортного варианта.
Первая цифра дает информацию о размерности автомобиля или класса подвижного состава. Если это легковой автомобиль, то цифры обозначают вариант рабочего объема двигателей: 1 - до 1 л; 2 - от 1,2 до 1,8 л; 3 - от 1,8 до 3,2 л; 4 - более 3,5 л.

СПРАВКА. Рабочий объем цилиндров (литраж двигателя) VЛ - эта величина, определяющаяся как сумма рабочих объемов всех цилиндров, то есть произведение рабочего объема одного цилиндра Vh на количество цилиндров i, то есть VЛ = Vh i. Измеряется VЛ в литрах или куб. дм. Именно цифровое обозначение литража наносится на кузовные элементы ряда автомобилей.
Рабочий объем цилиндра Vh - это объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ).

Если это шасси грузового автомобиля, то первая цифра говорит о полной массе автомобиля: 1 - до 1,2 т; 2 - от 1,2 до 2 т; 3 - от 2 до 8 т; 4 - от 8 до 14 т; 5 - от 14 до 20 т; 6 - от 20 до 40 т; 7 - свыше 40 т.

СПРАВКА. Полная масса автотранс-портного средства состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала. При этом полная масса автобусов (городских и пригородных) реально должна определяться для номинальной и предельной вместимостей. Полная масса автопоездов: для прицепного поезда - сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного - сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа.
Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и прочим) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и тому подобным), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.

Если это автобус, то возможны следующие варианты первой цифры и соответствующей ей габаритной длины автобуса: 2 - до 5 м; 3 - от 6 до 7,5 м; 4 - от 8 до 9,5 м; 5 - от 10,5 до 12 м; 6 - более 16 м. Цифра 8 на первом месте в марке автомобиля означает, что мы имеем дело с прицепом, 9 - с полуприцепом.
Вторая цифра характеризует вид подвижного состава или тип автомобиля: 1 - легковые автомобили; 2 - автобусы; 3 - грузовые (бортовые) автомобили; 4 - седельные тягачи; 5 - самосвалы; 6 - цистерны, 7 - фургоны; 8 - резерв; 9 - специальные автомобили.
Третья и четвертая цифры в этой системе обозначений говорят о заводском порядковом номере модели автомобиля, а пятая цифра (если она есть) - об ее модификации. Например, ВАЗ-2106 и ВАЗ-21061.
У каждой автомобильной державы своя маркировка автомобилей, и рассмотрение всего этого многообразия - тема отдельных публикаций.

Классификация

В России вступил в действие новый ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", где классификация АТС соответствует обозначениям, принятым в международных требованиях Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (см. табл.).
АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:
- класс I (городские автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
- класс II (междугородные автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
- класс III (туристские автобусы) - транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, О4 дополнительно классифицируют по типам:
- полуприцепы - буксируемые АТС, ось(и) которых расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованные седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна и более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы - буксируемые АТС, оборудованные по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей прицепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы с центральной осью - буксируемые АТС, оборудованные тягово-сцепным устройством, которые не могут двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.
Какими же транспортными средствами можно управлять, имея на руках водительское удостоверение российского образца с теми или иными открытыми категориями? Российской категории В соответствуют категории М1 и N1 по требованиям ЕЭК ООН; С - N2 и N3; Д - М2 и М3; Е - О2, О3 и О4. Кроме того, российской категории А (мотоциклы) соответствует категория L по требованиям ЕЭК ООН. Непонятно, по каким причинам категория L не включена в вышеуказанный ГОСТ. Скорее всего, это оставлено до пересмотра стандарта.
Так что россиян неминуемо ждет очередная эпопея по обмену водительских удостоверений или приобретению каких-то специальных вкладышей, в первую очередь для желающих поуправлять автомобилем за рубежом. Сейчас же наши автомобилисты - головная боль для полиции зарубежных государств.
С нашим так называемым международным водительским удостоверением можно управлять автомобилем на зарубежных автобанах, но... Все их полицейские при этом проходят специальные курсы по переобучению на предмет умения читать наши права. И все же мы полноценно "въезжаем" в мировое экономическое пространство.

Классификация АТС согласно требованиям ЕЭК ООН

М1 - Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М2 До 5 т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М3 Св. 5т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
N1 До 3,5т.*** Для перевозки грузов
N2 Св. 3,5т. до 12,0т.*** Для перевозки грузов
N3 Св. 12,0т.*** Для перевозки грузов
О1 До 0,75 Буксируемые АТС - прицепы
О2 Св. 0,75 до 3,5 Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы
О3 От 3,5 до 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***
О4 Более 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***

* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.
** Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося только в специальных мастерских.
Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
*** Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепленное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
**** Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Николай КУЗЬМИН
профессор НГТУ

Чтобы перевезти груз, важно правильно подобрать вид транспорта. Автомобили являются наиболее практичным и популярным видом. Для удобства выбора автомобиля под конкретный груз есть общепринятые критерии для понимания различий. Благодаря общепринятым и расширенным видам по разным критериям, выбрать транспорт для перевозки груза намного проще.

Типы грузового автомобильного транспорта

Чтобы перевозить грузы используют автомобили и прицепы с разным уровнем грузоподъемности, тягачи и машины повышенной проходимости. У всех видов автомобильного грузового транспорта есть общие характеристики, по которым и происходит подбор нужных автомобилей для перевозки грузов.

Группы автомобилей

Если разделить их на группы:

  • грузовой бортовой транспорт (фургоны);
  • специализированные (сюда входит большое количество грузовиков: рефрижератор, контейнеровоз, седельные и балластные тягачи и другие);
  • цистерны.

Третья группа является условной, потому что не относится к первым двум, но имеет общие характеристики.

Тип кузова

Классификация осуществляется по разным критериям. Основной критерий, который берется во внимание — тип кузова. По типу кузова различают:

  • Закрытые авто, в которых базовая часть закрыта. Они полностью закрыты или тентованные. Такие автомобили подходят для более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто.
    • контейнеры – полностью закрытые грузовые авто для грузов, требующих специфических условий перевозки;
    • тентованные – специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами; их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и для использования транспорта, как открытой площадки;
    • рефрижераторы (с изотермическим кузовом) – вид отличается наличием холодильной или морозильной установки, чтобы можно было перевозить особенные грузы, которые требуют определенной температуры, например, продукты питания, цветы, химия;
    • изотермические фургоны дают возможность четко устанавливать температуру и её поддерживать, что важно для скоропортящихся товаров и товаров, требующих специфических условий; они могут поддерживать необходимую плюсовую или минусовую температуру, обеспечивать стабильность перевозки и хранения;
    • микроавтобусы – универсальные транспортные средства, бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, грузовой отсек отделен; грузопассажирскими и пассажирскими.
  • Открытые авто – это транспортные средства, предназначенные для неприхотливых грузов.
    • бортовые – грузовики, в которых кузов является открытым, а борта можно откинуть; преимущество и причина популярности в том, что есть возможность разгружать со всех сторон, есть полный доступ к грузу, это удобно
    • самосвалы – саморазгружающиеся автомобили
    • контейнерные площадки
    • краны — они существуют для того, что перемещать что-либо в пространстве
    • автотранспортеры
    • цистерны — они созданы для жидкостей, которые можно не только перевезти, а и недолго хранить
    • лесовозы предназначены для перевозки бревен, так же пиломатериалов; они отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы
    • седельные тягачи – тягачи, которые работают с полуприцепами; полуприцепы присоединяются к машине специальным сцепным механизмом.

    Виды грузовых автомобилей разные, учитывая специфику грузов, назначение и другие параметры.

По количеству осей

Количество осей существенно влияет на грузоподъемность и на допуск грузовика на конкретную автомобильную дорогу. Чем больше осей, тем больше авто может перевезти, не нарушая правил. Различают грузовики:

  • с 1 осью;
  • 2-осные;
  • 5 и больше.

По осевым нагрузкам (учитывается самая загруженная):

  • до 6 т вкл.;
  • от 6 т до 10 т вкл.

Самосвалы могут иметь разное количество осей, поэтому из этого вида грузовиков есть возможность подобрать наиболее подходящий. Если их всего 2-3, то пункт прибытия должен быть на средней или небольшой удаленности. К таким грузовикам относятся и авто для перевозки груза — фургоны, самосвалы, бортовые, так и краны, эвакуаторы и другие. Если количество 3 и больше, то авто может перевезти тяжелый груз и на большое расстояние. Дальние расстояния предусматривают пользование дорогами общего назначения, что вынуждает разгружать оси, у тягача и полуприцепа по 3.

Относительно осевой нагрузки, учитывать стоит расстояние между осями. Если оно небольшое, то давление на единицу площади полотна дороги увеличивается.

Колесная форма

Очень важно учитывать колесную формулу:

Состав так же отличается:

  • одиночные авто;
  • автопоезды в составе автомобиля:
    • + прицепа;
    • + полуприцепа.

По типу двигателя:

  • бензин;
  • дизель.

По грузоподъёмности:

Важна грузоподъемность, грузовики бывают с разной грузоподъемностью, на которую влияют многие характеристики:

  • малой;
  • средней;
  • большой;
  • от 1,5 до 16 т.;
  • больше 16 т..

Стандарт ОН 025 270-66

Кроме перечисленных классификаций существует еще один, который регулируется некими стандартами ОН 025 270-66. Систему обозначения автомобильного подвижного состава удобно представить в виде таблицы:

Типы автомобилей по назначению (эксплуатации)
Полная масса (т) Бортовой Тягач Самосвал Цистерна Фургон Специальный
до 1,2 13 14 15 16 17 19
1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
более 40,0 73 74 75 76 77 79

В индексации отсутствуют некоторые классы от 18 до 78, это резерв.

Обозначения следующие:

    • цифра «1» — класс грузовика (полная масса);
    • цифра «2» — тип АТС:
      • 3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
      • 4 — седельный тягач;
      • 5 — самосвал;
      • 6 — цистерн;
      • 7 — фургон;
      • 8 — резервная цифра;
      • 9 — специальное автотранспортное средство.
    • цифры «3» и «4» — порядковый номер модели;
    • цифра «5» — модификация авто;
    • цифра «6» — вид исполнения:
      • 1 –холодный климат;
      • 6 – умеренный;
      • 7 – тропический.

Если в отдельных случаях есть приставка через тире, которая выглядит, как «01», «02» и так далее, то транспорт имеет дополнительную комплектацию. Обычно перед цифровым индексом есть буквенное обозначение, которое указывает на завод изготовитель.

Правила ЕЭК ООН

Сегодня важны обозначения, которые разработал специальный комитет ООН. Есть международные требования по безопасности, эти требования приняли данные обозначения (Правила ЕЭК ООН).
до 3,5

Категория АТС Тип АТС Полная масса, т Примечания
1 2 3 4
N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов до 3,5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2 от 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 – » – от 12,0 – » –
01 АТС без водителя до 0,75 Прицепы и полуприцепы
02 – » – от 0,75 до 3,5 – » –
03 – » – от 3,5 до 10,0 – » –
04 – » – от 10,0 – » –

Как видно по таблице, все группы автомобилей получили наименование – буквы, которые определяют классификацию. Каждая категория может делиться на подкатегории, которые обозначаются цифрами.


МАЗ-551603 2123 с кабиной без спального места для перевозки сыпучих грузов. Специализированный транспорт — самосвал открытого типа, II группы, 3-осный с нагрузкой от 6 т., колесная формула 6×4, одиночный автомобиль с двигателем на дизеле, грузоподъемность – больше 16 т (20000 кг). Согласно ОН 025 270-66 класс грузового автомобиля с учетом полной массы – 2. Категория АТС — N1.


МАЗ 533403 2120 – автомобиль открытого типа, лесовоз, II группы, 2-осный с нагрузкой на ось от 6 т., колесная формула 4×4, автопоезд в составе которого автомобиль и прицеп, с двигателем на дизеле, грузоподъемность от 16 т. (20650). Категория АТС – N3.

На наших улицах можно встретить много советских и постсоветских автомобилей. ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ да и великого множества других. И носят наши машины помимо названий народных и официальных типа «Москвич», «Лада», «Чайка» ещё и самые важные: обозначения по системе классификации автотранспорта. Так давайте разберёмся, что это за 2140, 2101, 21-е и 24-е «Волги» и 3110.

С 1945-го по 1966-й маркировкой была аббревиатура из букв завода-производителя и цифровой номер машины в определённом диапазоне.

Цифровой промежуток Завод изготовитель Модельный ряд Эмблема
1-99 ГАЗ, Горьковский автозавод ГАЗ-21, ГАЗ-24
100-199 ЗиС, Завод имени Сталина, в 1956-м переименованный в ЗиЛ, Завод имени Ленина ЗиС-110, ЗиЛ-111, ЗиЛ-130
200-249 ЯАЗ, Ярославский автозавод, в 1959-м преобразован в ЯМЗ, Ярославский моторный завод,а производство передано КрАЗ, Кременчугскому автозаводу ЯАЗ-210, КрАЗ-222
250-299 НАЗ, Новосибирский автозавод, в 1949-м расформирован и передан на КрАЗ КрАЗ-255
300-349 зарезервировано
350-399 УралЗИС, Уральский завод имени Сталина, в 1962-м переименован в УралАЗ, Уральский автомобильный завод Урал-375
400-449 постановлением Всесоюзного автотракторного объединения ВСНХ СССР (протокол №138) от 1930-12-26 создан ГАЗиКИМ, Государственный автосборочный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (позже, с 1939-го по 1941-й «автомобильный»); с 1945-го по 1968-й МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей (или просто ЗМА); с 1968-го АЗЛК, Автозавод имени Ленинского КомСоМола; с 1992-го по 2010-й ОАО «Москвич»; также с 1965-го Иж, Ижевский автозавод Москвич-408
450-484 УАЗ, Ульяновский автозавод УАЗ-469
485-499 ДАЗ, Днепропетровский автозавод, в 1951-м перепрофилирован и назван ЮжМаш, Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова, который кроме авиационной и ракетной техники производит троллейбусы, автобусы и тракторы под маркой ЮМЗ
500-549 МАЗ, Минский автозавод; БелАЗ, Белорусский автозавод; МоАЗ, Могилевский автозавод им. С.М.Кирова МАЗ-525, БелАЗ-540
550-599 ММЗ, Мытищинский машиностроительный завод ЗИС/ЗИЛ-ММЗ-585
600-649 КАЗ, Кутаисский автозавод КАЗ-606 «Колхида»
650-674 Горьковский завод автобусов - ГЗА позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам ПАЗ-652
675-694 ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод ЛиАЗ-677
695-699 ЛАЗ, Львовский автобусный завод ЛАЗ-695
700-899 ЕрАЗ, Ереванский автозавод ЕрАЗ-762, ОдАЗ-885
900-939 зарезервировано
940-949 АРТ, Тартусский авторемзавод, Tartu Autoremonditookoda ТА-942
950-964 зарезервировано
965-974 ЗАЗ, Запорожский автомобилестроительный завод; ЛуАЗ, Луцкий автозавод ЗАЗ-968, ЛуАЗ-967
975-999 РАФ, Рижская автобусная фабрика (Rīgas Autobusu Fabrika) РАФ-977

Из-за того, что производство периодически могло передаваться с завода на завод, с соответственным переносом номерации (например ГАЗ-69 выпускаемый на УАЗе маркировался как УАЗ-69, что не входило в рабочий диапазон этого завода), что приводило к путанице, в 1966-м году была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, которая регламентировала цифровое обозначение не по привязке к заводу-производителю, а согласно тактико-техническим характеристикам машины.

Значение первого разряда.

Определение класса вычисляется для легковых, грузовых и автобусов по-разному и значение имеет определённый параметр. Также у прицепов в первом разряде всегда стоит 8, а у полуприцепов и роспусков — 9.

У легковых (вторая цифра всегда 1): объём двигателя и сухая масса.

Цифра Класс и группа Объём двигателя, см³ Сухая масса, кг Модельный ряд
1 Особо малый 1 до 849 до 649 ВАЗ-1111 «Ока»
Особо малый 2 от 850 до 1099 от 650 до 799 ЗАЗ-1102 «Таврия»
2 Малый 1 от 1100 до 1299 от 800 до 899 ВАЗ-2101
Малый 2 от 1300 до 1499 от 900 до 1049 ВАЗ-2103
3 Малый 3 от 1500 до 1799 от 1050 до 1149 ВАЗ-2106
Средний 1 от 1800 до 2499 от 1150 до 1299
4 Средний 2 от 2500 до 3499 от 1300 до 1499 ГАЗ-3102 «Волга»
Большой 1 от 3500 до 4999 от 1500 до 1899
5 Большой 2 свыше 5000 свыше 1900
Высший не регламентирован не регламентирована ЗИЛ-4104

У грузовиков (вторая бывает 3, 4, 5, 6, 7): полная масса.

Значение второго разряда.

Вторая цифра: 1 — легковая машина, 2 — автобус, 3 — грузовик, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — зарезервировано, 9 — спецтранспорт.

Третья-четвёртая цифры — порядковый номер модели, пятая — ея модификация

Значение шестого разряда.

Шестая цифра — экспортная вариация

  • 4. Устройство и работа системы питания бензинового двигателя с впрыском топлива
  • Автотранспортные средства
  • 5. Параметры акб, порядок их проверки, определение степени разряженности акб
  • 6. Индикаторная диаграмма, диаграмма фаз газораспределения двухтактного дизеля (на примере двигателя 5тдф)
  • Автотранспортные средства
  • 7. Основные приборы и работа бесконтактно-транзисторной системы зажигания, ее преимущества
  • 8. Назначение, устройство и работа генераторов переменного тока
  • 9. Трансмиссия автомобиля, виды, назначение агрегатов механической трансмиссии
  • 10. Назначение, устройство и работа сцепления
  • Автотранспортные средства
  • 11. Устройство и работа коробки передач с делителем
  • 12. Назначение, устройство и работа раздаточной коробки с дифференциалом
  • 13. Устройство и работа тормозной системы с пневмо-гидропри-водом.
  • 14. Устройство и работа гидроусилителя рулевого управления
  • Автотранспортные средства
  • 15. Требования, предъявляемые к автомобилям. Активная, пассивная безопасность. Экологические и эргономические требования
  • 16. Углы установки колес, их влияние на свойства автомобиля, порядок регулировки
  • 18. Назначение главной передачи, виды, их применение в зависимости от вида
  • Автотранспортные средства
  • 19. Принцип подбора двигателя по мощности при проектировании автомобиля
  • 20. Принцип определения передаточного числа главной передачи при проектировании автомобиля
  • 21. Устройство и работа тормозного крана, обеспечение следящего действия тормозов
  • 22. Явление «кинематическое несогласование трансмиссии», конструктивные решения, исключающие отрицательное влияние этого явления
  • Автотранспортные средства
  • 23. Рулевая трапеция, ее состав и назначение
  • 24. Классификация и индексация автомобилей
  • 25. Составные элементы ходовой части и их назначение
  • Автотранспортные средства
  • 26. Виды подвесок, составные элементы и их назначение
  • 27. Принцип работы датчиков: детонации, расхода воздуха, положения коленчатого вала, кислородного датчика электронных систем управления двигателем
  • Автотранспортные средства
  • 28. Виды форсунок применяемых в дизельных двигателях, их устройство и работа
  • 29. Вспомогательное оборудование автомобиля, его назначение и работа
  • 30. Принцип работы датчика «Холла», электромагнитного датчика импульсов бесконтактной системы зажигания
  • Автотранспортные средства
  • 31. Механические устройства, автоматически изменяющие угол искрообразования, их работа
  • 32. Система электрозапуска двигателя, ее работа
  • 33. Тепловой баланс двигателя, способы снижения тепловых потерь
  • 24. Классификация и индексация автомобилей

    Все автомобили разделяются на три группы:

    1. пассажирские - легковые автомобили и автобусы; 2. грузовые - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т. ч. специализированные для выполнения транспортной работы; 3. специальные - автомобили, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

    Пассажирские автомобили делятся на легковые и автобусы.

    Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему двигателя классы: особо малый (до 1,1 дм 3), малый (1,1–1,8 дм 3), средний (1,8–3,5 дм 3), большой (свыше 3,5 дм 3), высший (рабочий объем не регламентируется).

    Автобусы подразделяются на классы по назначению и габаритной длине. Классы автобуса: особо малый (до 5,5 м), малый (6,0–7,5 м), средний (8,5–10,0 м), большой (свыше 11,0‑12,0 м), особо большой (16,5‑24,0 м).

    Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности и полной массе. В зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер использования, они подразделяются на грузовые автомобили общего назначения и специализированные. Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный дугами и тентом или без них, и используются для перевозки различных грузов. Специализированные автомобили имеют различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорн. установками, автокраны, уборочные а\м и т. д. Каждой модели автомобиля присваивается индекс , состоящий из ряда цифр. Первая цифра обозначает класс автомобиля: по рабочему объему двигателя - для легковых автомобилей; по габаритной длине - для автобусов; по полной массе - для грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа.

    Вторая цифра указывает на тип автомобиля: легковой автомобиль – 1, автобус – 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, седельный тягач – 4, самосвал – 5, цистерна – 6, фургон – 7, резерв – 8, специальное автотранспортное средство – 9.

    3 и 4 цифры указывают на пор. номер мод, 5 говорит о том, что это не баз. мод, а модифик, 6 ‑ обозначает вид исполнения: для хол климата – 1, экспортное исполн для умер климата ‑ 6, экспортное исполн для тропического климата – 7.

    Некоторые а\м имеют в своем обозначении через тире две цифры, например-01, 02 и др. Они указ, что мод. или модификация явл-ся переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.

    Автотранспортные средства

    25. Составные элементы ходовой части и их назначение

    Рама . Является основным несущим элементом грузового автомобиля. На нее устанавливают и закрепляют двигатель, агрегаты шасси, кабину и кузов автомобиля. Рама воспринимает нагрузки от массы автомобиля, а также нагрузки, возникающие при движении.

    По конструкции рамы могут быть лонжеронными и хребтовыми. Лонжеронные рамы состоят из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных поперечинами. Хребтовые рамы состоят из одной продольной балки с поперечинами.

    На грузовых автомобилях наиболее распространены лонжеронные рамы. На легковых автомобилях роль рамы выполняет кузов, каркас которого представляет собой жесткую сварную конструкцию, усиленную наружными облицовочными панелями.

    Передний неведущий мост . Передний неведущий мост грузовых автомобилей служит для установки передних управляемых колес. Он передает от колес через подвеску на раму автомобиля продольные и боковые силы, возникающие от контакта автомобиля с дорогой.

    Основу переднего моста составляет двутавровая балка. Средняя часть балки выгнута вниз, что позволяет расположить ниже двигатель на раме. Верхняя полка моста имеет опорные площадки для крепления рессор подвески.

    На легковых заднеприводных автомобилях с независимой подвеской передних колес передний мост образуется короткой балкой или поперечиной, закрепленной к кузову автомобиля. Она служит одновременно и для крепления двигателя.

    Балка заднего ведущего моста . На автомобилях с колесной формулой 4x2 она передает через подвеску на раму или кузов автомобиля толкающие усилия от ведущих колес в режиме тяги и тормозные усилия при торможении.

    В зависимости от конструкции балка ведущего моста может быть разъемной или неразъемной. Внутри балки размещаются механизмы ведущего моста, а по концам на подшипниках устанавливают ступицы ведущих колес. Балка моста имеет спереди фланец для крепления картера главной передачи и дифференциала, а сзади крышку. В верхней части на балку приварены две опорные площадки для крепления рессор.

    Подвеска автомобиля осуществляет упругую связь рамы или кузова с мостами и колесами, смягчает воспринимаемые ими удары и толчки при езде по неровностям дороги. Упругие свойства подвески достигаются применением упругого элемента. Работа подвески основана на превращении энергии удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески, в результате чего сила удара, передаваемого на кузов, уменьшается, и плавность хода автомобиля становится лучше. По характеру взаимодействия колес и кузова при движении автомобиля все подвески делят на зависимые и независимые. Зависимая подвеска имеет жесткую связь между левым и правым колесом, в результате чего перемещение одного из них в поперечной плоскости передается другому и вызывает наклон кузова. Независимая подвеска характеризуется отсутствием жесткой связи между колесами одного моста. Каждое колесо подвешено к кузову независимо от другого колеса. В результате при наезде одним колесом на неровности дороги колебания его не передаются другому колесу, уменьшается наклон кузова и повышается в целом устойчивость автомобиля при движении.

    Амортизаторы . При движении автомобиля по неровностям дороги возникают колебания кузова, которые продолжаются некоторый промежуток времени после наезда колес на препятствие. Для гашения возникающих колебаний на автомобилях в конструкции подвески применяют амортизаторы преимущественно жидкостные телескопического типа.

    Работа амортизатора основана на сопротивлении перетеканию специальной жидкости, находящейся во внутренних полостях амортизатора и перетекающей из одной полости в другую при изменении их объемов. Телескопические амортизаторы имеют двустороннее действие, т.е. гасят колебания подвески при ходе сжатия и при ходе отдачи.

    Колеса автомобиля обеспечивают непосредственную связь с дорогой, участвуют в создании и изменении направления его движения, передают нагрузки от массы автомобиля на дорогу.