» » Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой и летом. Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой Почему нельзя прогревать машину

Нужно ли прогревать двигатель автомобиля зимой и летом. Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой Почему нельзя прогревать машину

Ещё лет тридцать назад необходимость в прогреве двигателя зимой никем не оспаривалась. В мире доминировали автомобили с карбюраторным двигателем, для которых прогрев был жизненно необходим. С появлением инжектора в моду среди автомобилистов вошёл принцип «сел и поехал». Автопроизводители такой подход поддерживают и даже пропагандируют, настойчиво уверяя в техническом совершенстве современных двигателей. Однако остаются водители, которые верны старым принципам.

Немного из теории двигателей

Автомобильный двигатель, несмотря на научно-технические достижения, принципиально не изменился. Так считают сторонники обязательного прогрева. Двигатель представляет собой набор трущихся деталей, взаимодействие которых невозможно без смазки. Недостаток и (или) плохое качество масла увеличивают трение между деталями, что в крайнем случае ведёт к заклиниванию механизмов. В работающем двигателе масло циркулирует в блоке цилиндров через полости, каналы и трубки. После остановки мотора масло стекает в нижнюю часть - поддон картера.

При запуске двигателя масло под давлением работающего насоса распределяется по блоку цилиндров, но этот процесс идёт неравномерно. Нижние механизмы, например, коленвал получают смазку раньше, верхняя зона наполняется маслом секунд через тридцать. Но так протекает процесс в нормальных условиях. При минусовой температуре масло теряет вязкость, и циркуляция смазки в блоке цилиндров замедляется.

Для качественной смазки масло должно охватывать все компоненты двигателя

Компенсировать этот негативный момент поможет только прогрев, а его продолжительность будет зависеть от конкретных температурных условий. По мере разогрева двигателя циркуляция масла улучшится, но оптимальных значений достигнет только на рабочих оборотах при движении автомобиля. Поэтому нормальной практикой считаются короткий прогрев на холостом ходу в течение 1–2 минут и начало движения в щадящем режиме.

Водительская практика

Несмотря на простую теорию, объясняющую работу двигателя при запуске, на практике автомобилисты придерживаются весьма разных подходов к прогреву. Одни стартуют сразу; другие греют машину 2–3 минуты; третьи «кочегарятся» по полчаса. При этом каждый водитель, как ему кажется, имеет единственно правильную позицию и готов отстаивать эту правоту часами.

Аргументы против прогрева

Противники прогрева в основном применяют следующие доводы:

  1. Инжекторный двигатель - высокотехнологичное изделие. Электронный блок управления сразу подбирает нужный режим работы двигателя исходя из температурных условий.
  2. Преждевременный износ. При прогреве двигателя, в первые минуты после запуска, в цилиндры подаётся сильно обогащенная воздушно-топливная смесь, что приводит к образованию нагара на свечах зажигания и поршнях.
  3. Дополнительный расход топлива на прогрев.
  4. При работе двигателя на холостом ходу токсичность отработанных газов выше, чем в движении.
  5. Инструкции по эксплуатации автомобилей ничего не говорят о необходимости прогрева.

Чрезмерные выбросы выхлопных газов в зимнее время вряд ли порадуют жителей больших городов

Аргументы за прогрев

Не меньше доводов приводят и любители «погреться»:

  1. Регулярный прогрев продлевает срок жизни двигателя.
  2. Прогретая машина позволяет водителю комфортнее чувствовать себя за рулём.
  3. Замёрзшие стёкла отогреваются только при длительном прогреве.
  4. Снижается расход бензина при движении.
  5. Лучше прогревается коробка передач.

Сторонникам чересчур усердного прогревания двигателя наверняка пригодится автоодеяло

В конечном итоге прогревать машину или нет - выбор каждого водителя. Специалисты же советуют всё же уделять время прогреву, но делать это в течение лишь 3–5 минут. При этом движение нужно начинать в щадящем режиме, не нагружая мотор максимальными оборотами.

Личное мнение автора - греть машину нужно. Свою порцию негативных факторов машина успеет получить в автомобильных пробках. И холостой прогрев в течение 5–10 минут вряд ли ухудшит состояние двигателя. А вот хорошо разогретый автомобиль повысит удовольствие от вождения.

В потоке разноречивых мнений российскому автовладельцу сложно сделать правильный выбор. В ряде стран мира работа двигателя на холостом ходу ограничена законодательно по экологическим соображениям. В России это пока частный вопрос автомобилиста. Но какой бы выбор ни сделал водитель, важно помнить о людях, которые живут рядом.

Вопрос необходимости прогревания двигателя в зимний период до сих пор остается открытым, движение с не прогретым мотором снижает его износостойкость. Низкий температурный режим приводит к сгущению масла, что мешает его доступу к деталям и приводит к уменьшению качества работы ходовой.

Прогрев машины зимой – обязательное условие, если вы хотите долгой службы авто.

Нужно ли прогревать машину зимой

Автомобили, выпущенные лет десять назад, нуждаются в длительном прогревании, а современные модели транспортных средств обходятся несколькими минутами для улучшения производительности двигателя. Выделяют следующие причины, аргументирующие необходимость прогревания двигателя зимой:

  • зависимость густоты и полезных свойств масла от температурного режима;
  • на холоде зазоры изнашиваются быстрее;
  • потеря динамики, приемистости езды при пониженной температуре;
  • возможность повышения расхода горючего;
  • снижение обзорности и повышение риска ДТП как результат.

Чрезмерная густота моторного масла отрицательно сказывается на сроках эксплуатации механизмов – когда детали смазываются хуже, а обороты при этом высокие, износостойкость снижается. После прогревания масло набирает нужную консистенцию, восстанавливая полезные свойства . Двигателю в таком случае смазки хватает, срок эксплуатации повышается.

Зазоры на переохлажденном моторе отклоняются от установленной нормы, что приводит к риску быстрого изнашивания при интенсивных оборотах. После прогревания двигателя они приходят в нормальное состояние. Нестабильность работы выражается в потере динамики езды, «чихании» механизма.

Подобный характер движения приводит к перерасходу топлива как реакции на разницу в температуре топливовоздушной смеси и окружающей среды. Удовольствие от езды в холодном автомобиле вы вряд ли получите, а покрытые инеем стекла снижают обзорность, что увеличивает риск попадания в ДТП.

Как правильно прогревать двигатель

Если прогревать двигатель неправильно, ресурс его уменьшается. Грамотный подход к знанию порядка прогревания машины избавит вас от ненужных хлопот и продлит срок эксплуатации транспортного средства. Правильно будет:

  • начать с аккумулятора, чтобы под воздействием холода он не терял свои свойства, – нагрузить его, включив на 15 секунд дальние фары. Этого времени достаточно для прогрева электролита;
  • отключить дальний свет для восстановления АКБ в течение 30 секунд;
  • закрыть радиатор с наружной стороны для ускорения процесса (или набросить сверху войлок);
  • произвести запуск мотора;
  • если КПП механическая – нажать педаль сцепления, чтобы разгрузить коленвал, КП и подержать 2-3 минуты для разогрева масла;
  • когда автомобиль не завелся, делаем перерыв на 2-3 минуты для восстановления аккумулятора. Нужно следить, чтобы стартер вращался не дольше 20 секунд. Если машина и далее не заводится – пора перейти к поиску неисправностей;
  • после того, как мотор завелся, включить печку, чтобы подогреть салон – воздух направится сначала в него, а потом на лобовое стекло. Это позволит избежать появления микротрещин между стеклом и кузовом;
  • отправляться в путь на минимальной скорости (40 км/час), чтобы дать двигателю разогреться сильнее.

Пройдя 5-6 километров дороги, транспортное средство восстановит функции и будет готово к эксплуатации в обычном скоростном режиме.

Популярные заблуждения

Среди автолюбителей распространены мифы, связанные с прогревом машины. Некоторые из них необоснованны или являются преувеличением. Обратим внимание на распространенные заблуждения.

  • Миф первый: если прогревать автомобиль на холостом ходу, горючего израсходуется больше. Перерасход топлива имеет место, но это ощутимо только в том случае, если машина прогревается в течение 20-30 минут. За 2-3 минуты прогрева бензина израсходуется меньше, но зато механизмы сработают исправно.
  • Миф второй: прогревать мотор вредно. Это связано с образованием смоляного налета на клапанах. Они могут застопориться из-за неплотного прилегания к седлу, но полностью из строя двигатель не выйдет. Взамен могут поломаться турбины, если машину не прогреть. Вреднее обходиться без предварительного прогрева.
  • Миф третий: зимой можно обойтись без разогрева автомобиля. На самом деле, если не ограничиться хотя бы небольшим прогревом сроком в 2 минуты, поршневая машины придет в негодность. Топливо будет плохо испаряться, и на механизме образуется конденсат, что повлечет за собой износ из-за коррозии. Когда такой конденсат с содержанием серы и с избытком воды попадет машинное масло, фильтры забьются вместе с каналами.

Не стоит принимать всерьез заблуждения по поводу разогрева машины, но на некоторые детали обратить внимание можно.

Важные особенности

От того, каким образом происходит подача топлива, с помощью инжектора либо карбюратора, схема прогрева не меняется. Запускается двигатель одинаково, но есть особенности, которые стоит учитывать.

Если автомобиль работает на дизельном топливе, то помните, что оно бывает трех видов – с разным октановым числом, температурой воспламенения:

  • летнее – для температурного режима в пределах +1 градус и выше;
  • зимнее – используется при температуре от 0 до -30 градусов;
  • арктическое – применяется в северных широтах.

Неполадки с запуском машины могут быть результатом использования зимой летнего горючего.
Смотрите, видео о том, как прогревать машину:

Итог

При наличии бортового компьютера можно легко определить момент завершения прогрева. При отсутствии электроники и наличии карбюраторного двигателя о разогреве масла сигнализирует стрелка датчика температуры для охлаждающей жидкости, когда она сдвинется, а обороты вхолостую понизятся. Процесс завершится, когда температура поднимется до 50 градусов. Сразу увеличивать обороты не рекомендуется. После прогрева охлаждающей жидкости до 80 градусов можно набирать разгон.

Тщательное прогревание автомобиля в зимний период позволит продлить срок службы благодаря торможению изнашивания механизмов. Прогревать двигатель важно, но излишне усердствовать тоже не стоит – во всем нужна мера.

Нужно ли прогревать двигатель в зимнее и летнее время? От чего это зависит? Как материал движка влияет на необходимость прогрева? Что будет, если не прогревать мотор или прогревать его слишком долго? Допустим ли прогрев «на ходу»? Почему в Европе даже зимой уже никто не прогревает двигатель перед поездкой? Все эти и другие вопросы будут рассмотрены в нашей статье.

Итак, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой? Сегодня по этому поводу много споров, но единого мнения на этот счет так и не сложилось.

Еще лет 15–20 назад ответ на вопрос был однозначным: да, прогревать двигатель необходимо. Причем как зимой, так и летом. Непрогретые машины чихали, кашляли, глохли или вообще отказывались заводиться.

Но с появлением более современных машин автомобилисты массово отказываются от прогрева двигателя. Более того: во многих странах Европы прогревать мотор на стоянке категорически запрещено законом.

Так как же быть рядовому автовладельцу? По-старинке прогревать двигатель перед каждой поездкой или же уподобиться Западу и забить на предварительный прогрев? А главное: почему так велико число людей, отчаянно защищающих прогрев, если большая часть Европы давно уже от него отказалась?

Зачем нужно прогревать двигатель?

Чтобы понять, зачем нужно прогревать двигатель, стоит разобраться в том, что же происходит в моторе после продолжительного простоя. Особенно если на улице зима.

Итак, у нас есть двигатель с кучей деталей, коробка передач, а также рабочие жидкости: топливо, антифриз, масло.

Все параметры этих составляющих подобраны таким образом, чтобы они обеспечивали автомобилю стабильную езду с минимальным износом деталей. Большинство деталей изготовлены из металлов и их сплавов, а такие материалы склонны к расширению при нагреве. Соответственно, зазоры между деталями узлов изначально рассчитаны на нормальную рабочую температуру двигателя.

Если температура в двигателе значительно ниже рабочей, то:

  • рабочие жидкости имеют более высокую вязкость и быстрее срабатываются (возрастает риск образования осадка);
  • детали смазываются медленнее;
  • снижаются защитные свойства присадок;
  • зазоры между деталями отклоняются от нормы, из-за чего усиливается трение, возникают удары, образуются задиры, ускоряющие развитие коррозии.

По некоторым подсчетам, один холодный запуск двигателя приводит к такому же износу, к какому привели бы 500-700 запусков прогретого мотора.

При этом если вы не прогреете двигатель перед поездкой в зимнее время, первые минуты вам также придется нервничать из-за запотевания ветрового стекла и отсутствия хорошей обзорности. Да и садиться в ледяное авто не очень-то приятно.

Вдобавок первые 5–10 километров автомобиль может «есть» гораздо больше бензина, чем обычно. Динамика движения также ухудшится.

Следовательно, прогрев двигателя – вещь весьма полезная и необходимая. Но все должно делаться с умом. И ниже мы расскажем, почему.

Нужно ли прогревать двигатель летом?

Зачем прогревать двигатель летом, когда температура за бортом и так существенно выше нуля? Или зачем прогревать двигатель, если автомобиль выезжает из отапливаемого бокса? Может быть, в данном случае прогрев бессмыслен и даже вреден?

На самом деле нет: и у летнего прогрева есть свое логическое обоснование.

Во-первых, рабочая температура двигателя составляет порядка 80–95 градусов. А температура воздуха летом редко переваливает за 25–30 градусов. Соответственно, даже летом двигатель автомобиля на стоянке «холодный».

Во-вторых, даже если бы на улице держались все 50 градусов по Цельсию, резко стартовать со стоянки было бы неправильным. Вдумайтесь: даже человеческому телу, – практически идеальной «машине», – перед любой физической нагрузкой требуется разминка. Так и мотору нужно некоторое время поработать без нагрузки, чтобы прийти в оптимальное состояние.


Как долго нужно прогревать двигатель?

Пожалуй, это самый адекватный вопрос. Ведь мы уже пришли к выводу, что прогревать двигатель нужно практически в любом случае. Осталось только понять, сколько по времени должен занимать прогрев.

Итак, можете ориентироваться на подсказку:

Температура воздуха Время прогрева
+20 С и выше 0,5 — 1,5 минуты
+15 С 1 — 2 минуты
+10 С 1,5 — 3 минуты
+5 С 2,5 — 5 минут
0 С 3 — 7 минут
-5 С 3,5 — 8 минут
-10 С 5 — 10 минут
-15 С 8 — 15 минут

Как видите, в летнее время прогрев занимает совсем мало времени. Вы успеете лишь поудобнее устроиться в кресле, пристегнуть ремень безопасности, отрегулировать зеркала и включить любимый радиоканал.

Ждать полного прогрева не стоит. Как только температура рабочей жидкости повысится до 60-70 градусов, можно аккуратно начинать движение. Но разгоняться все же было бы правильнее, когда температура жидкости достигнет 80-90 градусов по Цельсию.


Почему нельзя прогревать двигатель слишком долго?

Как мы уже говорили выше, во всем нужна мера. Прогревать двигатель слишком долго тоже нельзя.

Дело в том, что при низкой температуре топливная смесь плохо испаряется, поэтому авто с электронным впрыском топлива тут же генерирует команду на выброс дополнительной порции горючего.

Но автомобиль остается на месте. И получается, что на холостом ходу в камере сгорания формируется избыток бензина. Бензин в свою очередь становится причиной вымывания моторного масла, то есть, по сути, он оставляет мотор без защиты. Бензин, как мы знаем, - прекрасный растворитель.

Однако если не затягивать с прогревом, ничего такого не случается, и преждевременного разрушения двигателя не происходит.

Прогрев на ходу

В последнее время очень популярным стал прогрев двигателя на ходу, то есть в первые минуты движения автомобиля. Вы просто плавно трогаетесь с места и медленно (на небольших оборотах) выезжаете из двора или гаража. При этом желательно, чтобы дорога была как можно ровнее, ведь во время прогрева рывки и толчки нежелательны.

На ходу мотор прогревается быстрее и тратит меньше горючего.

У этого способа есть один минус: как ни крути, а движение начинается с холодным двигателем, соответственно нагрузка на механизм больше (вспоминаем про зазоры и вязкость рабочих жидкостей). Кроме того, коробка передач тоже нуждается в предварительном прогреве, а без него детали КПП претерпевают ускоренный износ, масло быстрее срабатывается и дает осадок.

Идеальный вариант: пару минут (зимой вдвое дольше) погонять двигатель в холостом режиме, а затем начать плавное движение на небольших оборотах.

Чем опасен прогрев двигателя?

Многие боятся прогревать двигатель из-за ряда осложнений, вызываемых данной процедурой. К минусам прогрева обычно относят:

  • повышенный расход бензина;
  • образование смоляного налета на клапанах;
  • вымывание бензином масла.

Особенно опасно вымывание масла. От этого в первую очередь страдают поршневые кольца и стенки цилиндров. Однако доказано, что все эти недостатки проявляются только в тех случаях, если имеет место хронический длительный прогрев двигателя.

При умеренном прогреве с двигателем не происходит ничего такого, что бы могло значительно ухудшить его работу.


Есть ли разница между старыми и новыми машинами?

Раньше абсолютно все двигатели перед поездкой прогревали, и прогрев занимал немало времени. Почему так происходило?

Первая причина – низкое качество рабочих жидкостей. Тогда еще мало знали про присадки, поэтому масла и антифризы при понижении температуры вели себя очень капризно. Нередко машина просто не заводилась или заводилась, но тут же глохла.

Вторая причина – разные коэффициенты расширения материалов блока цилиндров и самих поршней.

В старых автомобилям преобладали двигатели с чугунным блоком. Чугун иначе расширяется, поэтому достичь идеального зазора с поршнями без достаточного прогрева мотора было невозможно. Кроме того, чугун имеет меньшую теплопроводность (в 4,5 раза ниже, чем у алюминия), из-за чего на прогрев движка уходило больше времени.

А еще в старых машинах не было всех тех датчиков, которые есть сегодня. То есть процесс смешивания топлива с воздухом аппаратно не регулировался. И чтобы вернуть движку работоспособность, его нужно было полностью отогреть.

Современные автомобили напичканы электроникой и в большинстве своем строятся на алюминиевом блоке цилиндров. Алюминиевые поршни покрываются тонким слоем никасила (никелькремниевого сплава). Такое сочетание металлов позволяет сохранять идеальный зазор при любой температуре двигателя.

Можно сказать, за счет этого износостойкость мотора сохраняется, даже если вы поленились прогреть двигатель. Но не забывайте, что кроме зазоров важную роль играют свойства жидкостей. И как бы технологи не изворачивались, им пока не удалось и вряд ли удастся создать антифризы и масла, одинаково хорошо работающие в широком температурном диапазоне.


А как же Европа?

Ах, да: Европа. Там двигатели в автомобилях уже давно никто не прогревает. Но делается это скорее по экологическим соображениям, нежели ввиду высокой надежности моторов.

Европа ратует за уменьшение объемов вредных выбросов, поэтому для них просто находиться на стоянке с включенным мотором – непростительный грех.

Заботятся ли европейцы о долговечности двигателей? – А зачем им это? В Европе принято менять автомобиль на новый раз в 4–8 лет. И уровень жизни им это позволяет. Естественно, этого времени очень мало, чтобы отсутствие прогрева успело серьезно сказаться на работоспособности двигателя.

Но это Европа, а мы живем в России. И далеко не каждому россиянину по карману покупать новый автомобиль хотя бы раз в 10–15 лет. Поэтому для нас очень важно свести к минимуму любые факторы, способные ухудшить качество работы двигателя. ОСОБЕННО если мотор состоит из алюминиевого блока и никасиловых поршней (такие двигатели практически официально признаны неремонтопригодными).

Кстати, многие автомобильные марки вновь вводят в свои моторные линейки силовые агрегаты из чугуна. Такие движки стоят сегодня на Toyota Camry 2017 года выпуска. В литровом двигателе Ford EcoBoost, устанавливаемом на модели Fiesta, Focus, B-MAX, C-MAX и Mondeo, блок цилиндров также отлит из чугуна, а не из алюминия. Чугун возвращается в моторы Opel. Также о нем вспомнили и некоторые японские марки.

Очевидно, производители позаботились о том, чтобы даже на холодном ходу такие двигатели работали с минимальным износом. Хотя даже чисто теоретически прогрев им не помешал бы.

Мировой заговор?

А пока мы продолжаем прогревать двигатели в своих машинах, в рекламе все чаще можно услышать информацию о том, что та или иная модель совершенно не нуждается в предварительном прогреве. Производители заявляют, что рекламируемое авто такое удобное и надежное, что может стартовать без всякой подготовки.

Конечно, рядовому автолюбителю (особенно если он совсем не разбирается в механике) проще купить такой автомобиль и со спокойной душой забыть о прогреве. Ведь завод дал добро. И, скорее всего, на протяжении всего гарантийного периода ничего и не случится.

Зато когда гарантия истечет, могут начаться проблемы. Замена двигателя выльется в копеечку.

Автомобильным брендам это выгодно. Производители не заинтересованы в том, чтобы машина работала без поломок 10–15–20 и более лет. Заводам нужно, чтобы мы как можно чаще меняли транспорт. По сути европейцы так и делают. Но если вы хотите, чтобы автомобиль исправно служил вам много лет после истечения гарантии, не пренебрегайте прогревом двигателя.


Итак, прогревать или не прогревать двигатель – личное дело каждого автовладельца. Все-таки это ваша машина, и только вам решать, как с ней обращаться. Но помните: автозаводам выгодно навязывать вам идею о том, что новые машины прекрасно обходятся без прогрева даже в зимнее время.

Важно: предварительный прогрев двигателя важен, но это не панацея. Если вы будете каждый раз прогревать мотор по всем правилам, но при этом сильно сэкономите на рабочих жидкостях, последствия быстро дадут о себе знать.

Ваша задача – продлить ресурс двигателя, а запуск при низких температурах – это всегда стресс для движка. Попробуйте разобраться в специфике этого узла, расспросите опытных механиков. Они сотни раз видели мотор изнутри, своими глазами видели последствия «холодного старта». Каждый из них скажет вам, что прогревать надо абсолютно всякий двигатель и в любое время года.

Вопрос о необходимости прогрева двигателя в зимнее время актуален даже сегодня. При этом владельцы автомобилей делятся на две группы. Одни водители уверены, что прогревать нужно, другие твердят обратное. Давайте попробуем разобраться, а нужно ли прогревать машину зимой.

Моторное масло

Самая первая причина, из-за которой существует острая необходимость прогрева двигателя автомобиля зимой, - это моторное масло. Дело в том, что при отрицательных температурах воздуха за окном масло густеет, и тогда масляному насосу достаточно сложно качать его по системе. Это значит, что некоторые пары трения могут кое-какое время оставаться без смазки, и нагружать их ни в коем случае нельзя. Поэтому некоторое время двигатель автомобиля должен работать вхолостую для разогрева масла. Тогда оно наберет свою рабочую вязкость, в результате чего все трущиеся детали получают свою порцию смазки.

Несмотря на то что современные всесезонные масла рассчитаны на работу при отрицательных температурах, они все равно густеют, и именно масло - первый аргумент в пользу прогрева машины.

Безопасность

Вторая причина в пользу прогрева - безопасность. Часто машина после того, как постояла целую ночь на морозе, покрывается коркой льда. Водители обычно очищают только небольшую часть лобового стекла от льда и снега, а затем едут. При этом остальная часть стекол остается замерзшей, что опасно при вождении. В этом случае нужно дождаться полного оттаивания автомобиля и начинать движение. Это занимает немного времени, если включить в машине печку.

Износ мотора

Прогрев двигателя автомобиля зимой также необходим для предотвращения скорого износа деталей силовой установки. Дело в том, что холодные детали уменьшаются в размере и зазоры между трущимися деталями становятся больше. Если завести мотор и сразу дать нагрузку, то эти детали будут изнашиваться быстрее. Прогрев мотора позволит металлу расшириться, и все элементы восстановят свои размеры. В результате их работа будет эффективнее, а износ - меньшим.

Расход бензина

Прогрев машины в мороз необходим еще и для того, чтобы сэкономить топливо. Всем известно, что непрогретый двигатель потребляет больше топлива из-за того, что образование воздушно-топливной смеси при морозе затруднено. Поэтому первые 10 минут на холодном моторе двигатель будет потреблять больше топлива для преодоления сопротивления вязкого топлива и слишком холодного воздуха. Желательно эти 5-10 минут не нагружать двигатель, что позволит сэкономить бензин.

Холодный салон

Ездить в холодном автомобиле - сомнительное удовольствие. И вообще, сидеть на холодном сиденье вредно для здоровья, поэтому прогревать автомобиль можно в том числе и для обеспечения комфортных условий езды.

Аккумулятор

Прогрев мотора снижает нагрузку на аккумуляторную батарею. Некоторые водители вместо постепенного нагрева салона сразу включают электронный обогрев стекол. В результате может использоваться энергия холодного аккумулятора. Его эффективность работы от этого страдает, и это может привести к снижению плотности электролита.

Пожалуй, теперь мы разобрались, нужно ли зимой прогревать машину. Некоторые мастера и владельцы твердят обратное и говорят, что этого делать не нужно. Причина - вред окружающей среде. Представьте, что каждый водитель понапрасну в течение пяти минут сжигает топливо перед поездкой. Это существенно увеличит количество вредных веществ в атмосфере. Отсюда и возникают споры по поводу того, нужно ли зимой прогревать машину. Так что у водителя есть выбор: либо окружающая среда, либо больший ресурс двигателя. И так понятно, что именно он выберет.

Как прогревать машину зимой?

Нет определенной инструкции или специальных знаний, которыми нужно руководиться, выполняя прогрев. Достаточно просто запустить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах. Сколько прогревать машину? Пожалуй, хватит около 7-10 минут.

Некоторые владельцы автомобилей рекомендуют непосредственно перед прогревом включить ближний свет для оживления аккумулятора. Затем можно крутить ключ в замке зажигания. Если мотор не запустился с первого раза, то не нужно пытаться крутить стартер "до победного". Желательно дать аккумулятору немного отдохнуть и восстановиться (около 15-20 секунд), после чего можно повторить попытку.

Отметим, что проблемы с запуском двигателя в холодное время достаточно распространены. Это связано в первую очередь с повышением плотности бензина, масла, температурным изменением металлических элементов. После старта двигателя нужно подождать пару минут и включать обогрев в салоне.

Важный момент: на холодное стекло нельзя направлять горячий воздух, поэтому включать обогрев стекол нужно только после того, как нагреется салон. Проследите, чтобы воздух из воздуховодов поступал только в салон, а не на стекла автомобиля. А пока машина будет прогреваться, можно удалить снег и лед со стекол.

Заключение

Так нужно ли зимой прогревать машину? Конечно, нужно. Не стоит слушать глупости людей, которые твердят обратное. Физику никто не отменял, и даже самое лучшее масло и бензин густеют при низкой температуре, и даже в самом классном и износостойком двигателе зазоры между трущимися деталями будут становиться больше при отрицательных температурах за окном. Поэтому прогревать мотор перед поездкой необходимо.

Что касается окружающей среды, то этим пусть занимаются экологи. Для уменьшения объема выброса вредных веществ в атмосферу существуют специальные фильтры, а вредить своему двигателю и снижать его эксплуатационный срок - это не лучшее решение.

Большая часть нашей страны находится в широтах, где температура зимой опускается ниже нуля, подчас существенно. Эксплуатацию автомобилей на это время, как правило, не прекращают. Общепринято мнение, что в холода двигатель автомобиля нуждается в определенном прогреве, хотя есть и противники такого действия. Какова ситуация на самом деле, нужно ли прогревать двигатель зимой, если да, то зачем, и как делать это правильно?

Современные автомобили

Сегодня бензиновые и дизельные авто оснащаются двигателями со сложной системой топливного питания, снабженной инжекторным впрыском. Если сравнивать их с двигателями карбюраторных машин, силовые агрегаты претерпели множество изменений. Впрысковые двигатели более технологичны, у них продвинутый механизм топливного снабжения, поменялись сами материалы, из которых делаются двигатели, масла, охлаждающие жидкости также эволюционировали.

Принцип работы инжектора:

Исправный в минусовые температуры в норме работает штатно сразу после пуска, то есть, теоретически, движение допустимо начинать немедленно. Но немало автовладельцев считает, что прогрев двигателя нужен – от небольшого, на пару минут, до полного, с выходом двигателя на рабочую температуру.

Технические руководства к инжекторным транспортным средствам в основном утверждают, что прогрев двигателя перед началом движения не нужен. Производители автомобилей аргументируют это несколькими причинами:

  • двигатели делаются из качественных материалов, хорошо переносящих «минус» за бортом;
  • технические жидкости делаются с учетом погодных условий (главное – залить в двигатель правильное масло!), и позволяют начать движение в щадящем режиме сразу;
  • при езде на небольших скоростях жидкости и двигатель прогреваются равномерно.

Ресурс двигателя, по утверждениям представителей автопрома, страдает при этом несильно.

Отчасти это действительно так – технологии не стоят на месте, двигатели постоянно улучшаются. Но есть еще один фактор, из-за которого автоконцерны против прогрева двигателя.

Интересно: одна из причин подобных утверждений – влияние на автопром контролирующих инстанций, в том числе служб защиты окружающей среды. Известно, что прогрев двигателя на холостом ходу занимает больше времени, чем в движении, топлива расходуется больше, растет и количество вредных выбросов. А каталитический нейтрализатор, должный обезвреживать таковые, включается в работу только при достижении определенной температуры. Поэтому двигатель греть предлагается на ходу, так как это менее вредно для природы.

В некоторых государствах введено законодательное регулирование данного вопроса. Так, в ряде стран Европы существуют запреты на:

  • долгую работу двигателя в холостом режиме;
  • прогрев двигателя или долгое простаивание на парковках и в пределах жилых зон.

Если полиция обнаружит нарушение запрета, автовладельца ожидает крупный штраф.

Рассматривая данные законы, следует учитывать, что:

  • в РФ еще не приняты аналогичные, жесткие экостандарты в отношении двигателей;
  • природные условия часто более суровые;
  • основная задача для многих автолюбителей – сохранить двигатель исправным, поскольку автомобиль в нашей стране продолжает оставаться, в известной степени, средством роскоши, и капитальный ремонт (или замена машины), в отличие от текущего, доступен далеко не всем обладателям авто.

Интересно: в районах Крайнего Севера, где температуры зимой опускаются ниже 50 градусов, глушение двигателя равносильно гибели силового агрегата: «оживить» промерзший двигатель с заледеневшими жидкостями очень сложно, особенно если нет теплого бокса. Поэтому в особо холодные сезоны машины там не глушат на протяжении дней и недель. ТС должно быть специально подготовлено, чтобы выдержать столь длительную работу без перерыва в экстремальных условиях.

Аргументы «за» прогрев

Идеи сторонников прогрева двигателя можно выразить следующим списком:

  1. Прогрев продлевает ресурс двигателя. Помимо вязкого масла, существует такое явление, как температурное сжатие металла: на холоде он сжимается, и зазоры между металлическими компонентами двигателя увеличиваются. Масло, оставаясь густым, не позволяет создать нужное давление в магистрали, и детали двигателя какое-то время пребывают в состоянии масляного голодания, что вызывает повышенный износ, увеличивающийся еще больше, если начать движение сразу. Существует мнение, что один холодный запуск двигателя равен 100 км. обычного пробега.
  2. Разница между температурами моторного масла и охлаждающей жидкости двигателя. Так, когда ОЖ в автомобильном двигателе разогрета до оптимальных 90 градусов, моторное масло все еще относительно холодное (около 50 градусов), и ему понадобится время для выхода на рабочую температуру. А последняя критически важна для нормальной эксплуатации ДВС, поэтому лучше подождать, и прогревать двигатель зимой до температуры хотя бы в 4-5 градусов.


Аргументы «против»

Сторонники решения прекратить практику прогрева двигателя аргументируют свою позицию следующими доводами:

  • Рекомендации производителей – мануалы к автомобилям советуют ехать сразу, и многие предпочитают придерживаться этого.

В основе мнения, почему нельзя прогревать двигатели автомобилей зимой – предположение, что производитель никогда не стал бы сознательно указывать в инструкции нечто, вредящее транспортному средству, особенно если это касается известных и крупных автобрендов. Ведь ускоренный выход из строя двигателя ведет к его ремонту по гарантии, что невыгодно для завода.

Это верно, но отчасти. Если присмотреться к условиям гарантии на автомобиль, часто она составляет всего 100-150 тыс. км. пробега. А такой километраж способно проехать без больших поломок даже авто, эксплуатирующееся в жестких условиях. Возможны ситуации, когда идет отдельная гарантия на двигатели, но и здесь при поломке будет сложно доказать, что ее виной стала именно строчка в мануале с рекомендацией не греть двигатель.

Есть мнение из области «теорий заговора», что автоконцерны сознательно советуют не греть двигатель, чтобы заставлять автолюбителей делать ремонт, приобретать запчасти и т.д. Конечно, современные машины делают не инженеры, а маркетологи, а принцип «запрограммированного выхода из строя» успешно перекочевал из автопрома во многие сферы. Но все же это видится маловероятным, поскольку быстро ломающуюся технику просто перестанут покупать, ведь автомобиль – это не чайник, и приобретается на несколько лет. Если двигатель начнет откровенно «сыпаться», от машины просто избавятся, а модель получит негативный отзыв, отразящийся на репутации марки в целом.

  • Качество материалов двигателя и масел.

Этот пункт был рассмотрен выше – считается, что металл двигателей, прочие компоненты и жидкости приспособлены для «холодного старта», главное – не «крутить» мотор сразу, двигаясь плавно, и прогревать двигатель даже зимой перед поездкой нужды нет.

  • Уменьшение расхода топлива.

Довод очевиден: чем меньше машина работает вхолостую, тем меньше двигатель сожжет топлива. Кроме того, снизятся и выбросы вредных веществ.

  • На ходу двигатель греется быстрее.

Это действительно так, в правоте утверждения любой автовладелец может убедиться на практике. Под умеренной нагрузкой двигатель выйдет на рабочую температуру гораздо быстрее. Что особенно актуально, если нет предпускового подогревателя, создающего комфортную , и для водителя в салоне заранее. Но сразу трогаться с места в холод все же не рекомендуется.

  • Неправильная работа зажигания двигателя при холоде на холостом ходу.

Современные двигатели, оснащенные электронными датчиками, ориентируются в том числе и на забортную температуру, регулируя соотношение воздуха и топлива, подаваемых в двигатель. В холодном двигателе бензин испаряется хуже, и топливная смесь не оптимальна по составу. Чтобы скомпенсировать это, ЭБУ мотора дает команду на добавление бензина в камеру сгорания, пока двигатель не прогреется до хотя бы 4-5 градусов.

Получается, что при долгом «холостом» прогреве двигатель набирает температуру медленнее, не находясь при этом под нагрузкой. Излишки топлива при этом не сгорают, оседая на поверхностях цилиндров двигателя, что способно в дальнейшем вызвать различные неполадки, в том числе в смазочной системе. Особенно вредит регулярный «холодный» прогрев до полного выхода двигателя на рабочий температурный режим.

Карбюраторные автомобили

Миф о необходимости долгого «полного» прогрева двигателя пришел из эпохи, когда все машины были карбюраторными. Система питания такого двигателя устроена проще: состав топливной смеси не меняется электроникой «на ходу» в соответствии с показаниями датчиков, а устанавливается настройкой карбюратора. И, пока двигатель не выйдет на рабочую температуру, качество топливной смеси остается неоптимальным, силовая установка работает нестабильно, с провалами, и может даже глохнуть. Именно отсюда идет распространенный миф о том, что любой автомобиль надо прогревать полностью, и только после этого начинать двигаться.

Оснащенных карбюраторами транспортных средств остается все меньше, но они все еще ходят по российским дорогам, особенно это касается образцов отечественного автопрома.


Схема работы:


Важно: двигатель, где смесь регулируется карбюратором, разогреть в холода необходимо.

Так стоит ли греть двигатель

Из всего сказанного выше можно сделать вывод: если у Вас машина с карбюраторным двигателем – греть надо, до достижения двигателем нормальной температуры, причем, желательно, и вне зимнего периода. А стоит ли прогревать двигатель авто зимой, если это бензиновый инжектор или дизель?

Современные автомобили не нуждаются в долгом прогреве: достаточно дать двигателю поработать 5-15 минут (а зимой этого как раз достаточно, чтобы отряхнуть снег с машины, протереть фары). Двигатель чуть нагреется и несколько сбросит обороты с «прогревочных» до приближенных к нормальным, масло также станет менее вязким и сможет обеспечить должное качество смазки. После этого можно аккуратно начинать движение, не нагружая двигатель излишне в первые минуты.

Дизельные двигатели

Вопрос прогрева дизельных двигателей стоит отдельно, в связи с особенностями дизтоплива. Владельцы авто с такими силовыми установками знают, что в холод запустить дизельный двигатель бывает сложнее, чем бензиновый. Такая сложность возникает из-за склонности дизтоплива к загустению на морозе: оно становится вязким, плохо распыляется форсунками двигателя и неохотно воспламеняется.

Существует несколько сортов ДТ:

  • летнее дизтопливо, предназначенное для температур воздуха от 0 градусов и выше;
  • зимнее, пригодное к работе в условиях до -30 градусов;
  • арктическое, для экстремальных холодов Крайнего Севера.

Большинство проблем запуска дизельного двигателя у владельцев автомобилей с таковым связаны с неправильным выбором сорта солярки: зимой в бак залито летнее топливо.

Чтобы облегчить запуск, существуют системы предпускового подогрева («вебасто» и др.), позволяющие исключить многие «зимние» проблемы с дизельными двигателями. При этом важно не забывать лить в бак правильный сорт солярки.

Важно: аналогичные системы предлагаются и для инжекторных, и карбюраторных двигателей, их применение также может быть полезно.

Устройство системы Вебасто:


В остальном методика стандартна: нужно дать двигателю несколько минут поработать, и, если все в порядке, можно отправляться в путь. Некоторые правила прогрева двигателя изложены далее.

Правила прогрева

Автовладельцы опытным путем вывели несколько правил касательно того, сколько греть двигатель:

  • при температурах от 0 до +5 градусов достаточно греть двигатель 1-2 минуты. Стекла в таких условиях обледенеть не успевают, поэтому ждать выхода печки на рабочую температуру, чтобы обогреть салон, нужды нет;
  • от 0 до -10 стоит греть двигатель на протяжении около 3 минут. Технические жидкости и металл двигателя прогреются до минимально допустимых для движения температур, но для обогрева салона может понадобиться больше времени;
  • от -10 до -20 – на прогрев двигателя должно уходить 3-5 минут. Стекла машины способны обледенеть, и их тоже следует отогреть. Следовательно, после прогрева двигателя нужно включить печку и обеспечить тепло в салоне, чтобы разморозить стекла.

Важно: не стоит включать печку одновременно со стартом двигателя! Это лишь увеличит общее время прогрева.

  • при температуре ниже -20 греть двигатель надо от 5 минут, конкретное время определяется индивидуально, в зависимости от возраста и состояния авто. Чем мощнее печка и новее машина, тем быстрее она прогреется. В среднем, двигатель нагревается примерно за 5 минут, салон – за 10.

После начала движения нельзя резко газовать, «крутить» двигатель и давать ему большие нагрузки на протяжении первых 2-3 километров пути. Только после полного и, что самое главное, равномерного прогрева, получаемого уже по ходу движения, силовой агрегат сможет адекватно воспринимать подобные действия, если же предпринимать их до этого, не расширившиеся полностью после замерзания металлические части станут испытывать повышенный износ, ресурс двигателя будет снижаться.

Важное замечание касается и других компонентов машины. Так, если даже двигатель получил нагрев перед началом движения, другие элементы (коробка передач, детали механизма рулевого управления, тормозная система) все еще остаются холодными, и греются уже в процессе эксплуатации. Холод вредит трансмиссии, подвеске, ухудшаются рабочие свойства амортизаторов, «дубеют» резиновые детали (включая покрышки!) и уплотнения, и всем им требуется некоторое время на нагрев. Начинать движение не спеша и аккуратно следует еще и по этой причине – чтобы не вызвать износ и внезапную поломку других узлов машины.

На транспортных средствах с перед троганием с места имеет смысл немного «прогреть» КПП, 1-2 раза поочередно переключив режимы коробки с задержкой в каждом на 2-3 секунды. Это поможет прогреть трансмиссионное масло и узлы АКПП, облегчив их дальнейшую работу.

  • если автомобиль оснащен гидроусилителем, это разгонит жидкость ГУРа в системе;
  • в случае с электроусилителем двигатель через генератор получит дополнительную нагрузку и прогреется чуть быстрее.

Выводы

Итак, ответ на вопрос, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой – все же положителен: да, греть! Но недолго, особенно если это современное транспортное средство с инжекторным двигателем Долгая работа на холостом ходу вредит мотору не меньше, чем старт с места «на холодную», а небольшой прогрев с неспешной и аккуратной ездой без «раскрутки» до высоких оборотов поможет двигателю быстрее выйти на оптимальный режим, сохраняя ресурс. Старые карбюраторные двигатели желательно прогревать дольше, до полного достижения ими рабочей температурной зоны.

Включать печку одновременно со стартом двигателя на холоде не стоит, это существенно увеличит общее время прогрева. Хорошим подспорьем автовладельцу станет система предпускового подогрев двигателя, запускаемая по графику или удаленно, по нажатию кнопки на брелоке. Она позволит обеспечить готовность автомобиля к движению, например, пока водитель готовится к выходу из дома, снижая, таким образом, затраты времени на прогрев двигателя.

Для дизельных машин обязательно следует использовать солярку, соответствующую сезону.