» » Нужно ли менять фильтр в акпп. Фильтр акпп: правила замены

Нужно ли менять фильтр в акпп. Фильтр акпп: правила замены

Станция технического обслуживания SPOT предлагает своим клиентам выгодные условия обслуживания. Так в цену замены масла в коробке автомат входит и замена фильтра, приобретенного отдельно.

Мы делаем все для продления технического ресурса как обслуживаемых, так и необслуживаемых автоматических трансмиссий, при этом вы не затрачиваете на это лишних денег.

Почему необходима замена фильтра при проведении ТО АКПП

Замена масла в АКПП и фильтрующего элемента нужна автоматам старого и нового поколения, а также необслуживаемым моделям.

Об износе технической жидкости в коробках, необходимости замены свидетельствуют такие признаки:

  • тугое переключение режимов;
  • рывки при переключении и разгоне;
  • запоздалая реакция на переключения;
  • пробуксовки или проскакивания при включении режимов.

Проблемы возникают из-за попадания в масло фрикционных частиц, загрязнения, нагара, который неизбежно появляется в результате эксплуатации трансмиссии. Они забивают фильтр, из-за этого снижается давление ATF, что негативно сказывается на соленоидах и подвижных элементах коробки.

Внимание!
ATF - Automatic Transmission Fluid или жидкость для АКПП отличается красным цветом и жидкой консистенцией.

Автоматические коробки передач оборудуются 3 типами системы фильтрации:

  • Фильтр размещается снаружи АКПП, что облегчает его замену. Но небольшой размер, как показывает практика, не обеспечивает нужную площадь фильтрации, в результате чего происходит быстрый износ фильтрующего элемента. Такая система используется на старых поколениях автоматов.
  • Фильтр размещается внутри трансмиссии - это увеличенная площадь фильтрации, которая осуществляется двухслойным фетром. Такая компоновка используется в 90% современных трансмиссий и даже частичная замена масла в АКПП требует замены фильтра.

Частичная или полная замена масла в АКПП требует обязательной замены фильтра, так как его структура не подлежит восстановлению. Даже тщательная промывка не даст полного восстановления функциональных возможностей.

Преимущества обслуживания автоматических трансмиссий на станции SPOT

Наши специалисты решают технические задачи любой сложности, работают с необслуживаемыми трансмиссиями. Клиентам гарантируется деликатное отношение к автомобилям, узлам и агрегатам, а также:

  • оперативность проведения обслуживания;
  • выбор подходящего типа масла. При покупке его у нас, замена осуществляется бесплатно;
  • доступные цены на расходники и услуги;
  • честность;
  • комфорт.

Звоните, приезжайте, мы обеспечим автоматической трансмиссии долголетие и отсутствие технических проблем.

Частичное техническое обслуживание автоматической трансмиссии рекомендуется проводить каждые 30 000 км. Полную замену на 60 000 пробега. Такую информацию не найти в технической документации, так как современные автоматы рассчитаны на 120 000-150 000 пробега, что составляет гарантийный лимит. После его прохождения производителя не интересует, как будет работать трансмиссия.

Поэтому, чтобы избежать серьезных поломок, следует менять масло и фильтр не реже, чем каждые 60 000 км. Это гарантирует долголетие, работу АКПП без сбоев.

Рабочей жидкостью АКПП является специальное трансмиссионное масло. К нему предъявляются особые требования, потому что именно оно позволяет коробке работать. Оно смазывает трущиеся детали, забирает тепло от перегревающихся механизмов, с помощью его давления переключаются скорости, и оно даже служит рабочим телом – передает крутящий момент от двигателя на колеса.

Работа АКПП неизбежно связана с трением. При взаимодействии куски металла или пластика повреждаются и их осколки попадают в масло. Этот мусор затем разносится по АКПП, повреждая остальные механизмы, и самое главное – он способен навредить гидроблоку.

Гидравлическая плита имеет внутри себя многочисленные каналы, в которых установлены различные клапаны и регуляторы, которые отвечают за переключение передач. В результате его загрязнения некоторые элементы могут западать, каналы буквально протираться от абразивной обработки. После чего гидроблок начинает работать неправильно и выдавать нештатное давление.

Где-то оно может быть высоким и абразивное масло усиленно будет истирать механизмы, где-то, наоборот, низким и тогда механизмы перестанут нормально охлаждаться и начнут гореть. Еще до появления первых серьезны симптомов, внутри автомата начнется цепная реакция, и маленькие проблемы очень скоро станут большими. То, что могло кончиться заменой фильтра, приведет к замене фрикционов, всех сальников, насоса, гидроблока и даже сателлитов и планетарных рядов.

Помимо грязного масла, АКПП могут убить пробуксовки и перегревы.


Помимо грязного масла АКПП могут убить пробуксовки

В этих экстремальных режимах масло загрязняется очень активно и коробка может просто не дотянуть до принятого срока, в который осуществляется замена масла и фильтров. Если АКПП эксплуатируется в спокойном режиме, на чистом масле и с вовремя заменяемым фильтром, то она практически не убиваема. Коробки автомат могут проехать от 150000 до 1000000 километров без необходимости какого-либо ремонта. Однако, на большинстве из них через 6–8 лет выходят из строя от старости соленоиды и резиновые уплотнительные элементы.

Виды фильтров

Фильтры очень похожи друг на друга, но отличаются конструкцией и типом фильтрующего элемента.

Фетр – материал, похожий на ткань, очень хорошо задерживает мелкий мусор, однако может быть пробит крупным насквозь. Они одноразовые, меняются по регламенту или при ремонте. В зимнее время на уставших автомобилях со старыми фильтрами густое масло могло просто «запирать их», вообще, не пуская масло в коробку, пока она не прогреется, что существенно снижает ее ресурс. Современные фетровые фильтры – многослойные. Лучше очищают, дольше живут, но увеличивают гидравлическое сопротивление, что еще больше усугубляет положение при наших холодных зимах.


Металлическая сетка – фильтрует и удерживает любой мусор, кроме самого мелкого. Простые, надежные и многоразовые, подлежат промывке. Меняются в случае выгорания хотя бы одного фрикциона, их клеевой слой не удаляется никакой промывкой. Горелое масло после выхода из строя фрикциона пропитывает остальные, и их также ожидает печальная судьба. И, хотя такая конструкция и считается «устаревшей», те старые и неэкономичные АКПП работали куда дольше. Их желудки переваривали даже жидкости уже совсем непохожие на масло, на которых современные АКПП не отработали бы и нескольких часов. Очищают эти фильтры напором воды или воздуха, иногда используя чистящие средства. Совсем уж толковые мастера могут развальцевать масляный фильтр.

Первый симптом – это запах гари у масла и явное наличие мусора и металлических осколков при его визуальном осмотре. В таком случае масло необходимо срочно менять. Если оно уже понаделало дел внутри коробки – это обычно проявляется в некорректном включении передач: рывки, толчки, задержки и так далее. В этом случае необходимо срочно ехать на диагностику, пока разрушения не зашли слишком далеко.


Слив грязного масла из АКПП

Нужно ли менять фильтр АКПП?

Разумеется, нужно, но срок его замены будет зависеть от типа фильтра, модели АКПП и рекомендаций производителя. Если замена фильтра и масла не производится, то АКПП не прослужит долго, и владелец автомобиля столкнется со сложным и дорогостоящим ремонтом. Рекомендуемый срок замены масла составляет от 20000–120000 километров пробега для разных моделей АКПП. При экстремальных условиях эксплуатации коробки этот срок смело можно занизить вдвое. Фильтры служат от 20000 до 250000 километров пробега в зависимости от их фильтрующего элемента и рекомендаций производителя.

Можно ли починить АКПП сменой фильтра и масла?

Нет. Но в любом случае эта процедура лишней не будет. Иногда новое масло и его достаточный уровень способен оживить АКПП и вернуть передачи и плавное переключение. Бывают случаи, что в коробку было залито «неправильное» масло, сильно отличающееся от необходимого по характеристикам. Но в большинстве случаев эти симптомы говорят о повреждении и усталости механизмов, на которые новое масло и фильтр никаким образом не повлияют. Если масло пахнет горелым – то его замена без ремонта АКПП все равно ничего не даст и новое очень скоро станет горелым.


Если масло пахнет горелым – то его замена без ремонта АКПП все равно ничего не даст и новое очень скоро станет горелым

Дополнительный фильтр АКПП

Установка дополнительного внешнего магистрального фильтра особенно актуальна для старых и уставших автомобилей. Если такой внешний масляный фильтр установлен, то он позволит оставаться маслу более чистым, и увеличит срок службы коробки. За счет своих свойств он улавливает совсем мелкие частички мусора и притягивает частички металла. Кроме того, расположение фильтра позволит легко его чистить и менять при необходимости.

Форд Фокус и Мазда 3

АКПП Форд Фокус и Мазда 3 – старой школы. Но фильтры, используемые в АКПП Форд Фокус и Мазда фетровые, плоской конструкции. У Форд Фокус и Мазда 3 они несколько отличаются – у Мазды более высокий заборник и глубокий поддон.

На Форд Эксплорер, кроме подобного фильтра, может идти еще и старый с металлической сеткой. Для 4ВД версии Форд Эксплорер есть фильтр с двойной фетровой мембраной.

Коробка Форд Фокус и Мазда 3 – уникальная, одна из немногих. Обслуживать и ремонтировать АКПП Форд Фокус и Мазда 3 можно без снятия. Современные версии АКПП Форд Фокус и Мазда 3 необслуживаемые. Отверстий под слив масла на АКПП Форд Фокус и Мазда 3 нет. Для того чтобы слить масло с Форд Фокус и Мазда 3, необходимо будет снять поддон. После слива масла можно менять фильтр Форд Фокус и Мазда 3. Масло для АКПП Форд Фокус и Мазда 3 достаточно дорогое, но менять его на другое нельзя – АКПП погибнет.


Фильтр Форд Фокус можно менять после слива масла

Хонда Цивик 4d, Accord, CRV

Практически все АКПП Хонда производит самостоятельно. Автомобили Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ – не исключение. Конструкции АКПП Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ несколько отличаются от других производителей, но в целом похожи. Для автомобилей Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ рекомендуется использовать масло только от производителя. АКПП Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ настроены и подогнаны под специальное масло, оно дорогое. Но на другом масле АКПП Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ могут просто выйти из строя. Фильтр арт. 25430-plr-003 для Цивик 4d – одноразовый, фетровый. После того как Цивик 4d проехал 45000, его рекомендуется менять. Производители утверждают, что АКПП Цивик 4d необслуживаемая, и менять в ней масло и фильтр арт. 25430-plr-003 необходимо только при ремонте. Однако, для того чтобы Цивик 4d проехал эти самые 150000 до капитального ремонта, фильтр арт. 25430-plr-003 лучше поменять раза три даже на новом автомобиле.

Сузуки Витара

Для автомобиля Сузуки Витара фильтры выпускались множества видов. Это связано с несколькими модификациями поддона АКПП Сузуки Витара. Все современные фильтры Сузуки имеют фетровый мешок. Версии Сузуки до 2000 – с металлической сеткой.


Цена фильтра Сузуки Витара в районе 1800 рублей

Замена фильтра на Сузуки обычно подразумевает новую прокладку поддона. Цена фильтра Сузуки Витара в районе 1800 рублей.

Hummer H2

На Hummer H2 устанавливались фильтры двух модификаций, но все они фетровые. Первый для АКПП Hummer H2 4L60. Второй – тонкий для мелкого поддона более новых АКПП Hummer H2. Фильтр Hummer H2 – одноразовый и его меняют при замене масла. Цена фильтра АКПП Hummer H2 составляет от 400 до 2000 рублей в зависимости от производителя. Фильтр на Hummer H2 фетровый, многослойный. По конструкции фильтр Hummer H2 плоский, для его установки может понадобиться новая прокладка поддона. АКПП Hummer H2 очень надежная и долговечная. Даже в связке с мощными двигателями H2 она служит долго. Особенно когда Hummer H2 не забывают вовремя обслуживать.

Infiniti F35

Фильтры Infiniti FX35 многоразовые, с металлической сеткой. На возрастных Infiniti FX35 обычно устанавливается дополнительный фильтр. Из-за склонности гидроблока Infiniti FX35 к загрязнению при каждой замене фильтра желательно чистить поддон от налета. Масла для Infiniti FX35 понадобится в районе 10 литров. Замену масла на Infiniti FX35 лучше производить с помощью установки.


Фильтры Infiniti FX многоразовые, с металлической сеткой

При откручивании пробки и снятии поддона АКПП Infiniti FX35 вытечет всего 4 литра масла. Остальное останется в коробке Infiniti FX35 и опять быстро потемнеет. Для безопасной замены фильтра и масла лучше заказать шайбы для сливной пробки Infiniti FX35. При снятии поддона Infiniti FX35 их можно легко сорвать.

Киа Рио и Сид

На автомобилях Киа Рио и Сид установлены комбинированные фильтры арт. 46321 или 23001 с фетровой мембраной. Фильтры арт. 46321 или 23001 для Киа Рио и Сид – одноразовые, их меняют при замене масла. Частота замены масла и фильтра арт. 46321 или 23001 для Киа Рио и Сид составляет где-то 50000 километров пробега. Фильтр арт. 46321 или 23001 на Киа Рио и Сид может отслужить больше, выдержав 2 замены масла, но лучше не рисковать. Фильтры Киа Рио и Сид меняются просто и держатся на трех болтах. Для того чтобы замена масла на Киа Рио и Сид была произведена полностью, понадобится около 6 литров. У некоторых особо активных владельцев Киа Рио и Сид на абсолютно новой машине масло темнее уже через 30000 пробега. Специалисты СТО могут сказать, что АКПП Киа Рио и Сид необслуживаемые, и это нормально. Но потемневшее масло утрачивает свои свойства, и для продления жизни АКПП Киа Рио и Сид его лучше поменять. Цена на фильтры арт. 46321 или 23001 составит не более 2000 рублей.


Цена на фильтры арт. 46321 или 23001 составит не более 2000 рублей

Дэу Матиз

Автомобиль Дэу Матиз оснащаются простыми многоразовыми фильтрами. Фильтр Дэу Матиз – с металлической стекой, его можно промывать. Срок службы фильтра Дэу Матиз составляет 6–8 лет. Если сгорел хотя бы один фрикцион АКПП Дэу Матиз, и масло приобрело соответствующий запах – фильтр нужно менять.

Тойота Камри

Автомобили Тойота Камри 2009 и 2012 года выпуска комплектуются одноразовыми фильтрами арт. 3533033050. АКПП Тойота Камри 2009 и 2012 года выпуска необслуживаемая. И металлопластиковый фильтр арт. 3533033050 с фетровой мембраной менять не нужно пока не наступила необходимость ремонта АКПП Тойота. Капитальный ремонт наступает после пробега в 100000–150000 километров, тогда фильтр арт. 3533033050 и масло подлежат замене. Если автомат эксплуатировался бережно, то капитальный ремонт закончится чисткой гидроблока без снятия АКПП и заменой фильтра арт. 3533033050. Замена фрикционов АКПП потребуется при пробеге свыше 300000 километров, если обслуживать АКПП и менять фильтр арт. 3533033050 вовремя.

Фильтра арт. 3533033050 хватает на 5 лет службы. Из-за напряженной работы гидротрансформатора его фрикцион быстро изнашивается и загрязняет своими останками фильтр арт. 3533033050 – это быстро выведет АКПП из строя.


Фильтра арт. 3533033050 хватает на 5 лет службы

Лада Гранта

Фильтр трансмиссии Лада Гранта – открытый с металлической сеткой. Менять фильтр Лада Гранта не надо, он промывается и чистится. Для автомата Лада Гранта показана установка дополнительного фильтра тонкой очистки. Металлическая сетка фильтра Лада Гранта не в состоянии удержать весь мусор, особенно на старых автомобилях. АКПП Лада Гранта от Jatco простая и надежная. Но поддон АКПП Лада Гранта выполнен из мягкого материала и иногда заминается. Часто вместе с фильтром Лада Гранта заказывают и крышку поддона. Масло в автомате Лада Гранта рекомендуется менять только полностью. До этого момента Лада Гранта может проехать и 150000 километров.

Пежо 307

АКПП Пежо 307 рассчитана на минеральное масло Декстрон III. Фильтр для всех моделей АКПП одинаков – № 144010. Сам он выполнен из металла и пластика. Очищение производится с помощью слоя фетра. Фильтр Пежо 307 одноразовый, но вот по сроку его службы мнения специалистов сильно расходятся. Производитель Пежо 307 заявляет, что данная АКПП в замене масла и фильтра не нуждается. Это так, если вы собираетесь проехать на Пежо 307 60000–150000 километров.


Фильтр АКПП Пежо 307 выполнен из металла и пластика

В остальных случаях масло лучше менять хотя бы раз в 40000 километров (некоторые советуют сократить этот срок раза в два). Чем Пежо 307 старше – тем она более критична к качеству масла. На новом автомобиле фильтр может проехать и 90000. При условии езды на Пежо 307 без перегрева и пробуксовок. Теоретически, при спокойной езде АКПП сможет накатать и больше 200000. Но, скорее всего, останки механизмов коробки Пежо 307 будут все сильнее загрязнять масло. Оно, в свою очередь, будет загрязнять гидравлический блок, который начнет выдавать нештатное давление. В результате с заменой масла придется менять и коробку Пежо 307. Для Пежо 307 и 407 SW 2009 и 2012 года выпуска все аналогично.

Хендай Солярис и Акцент

АКПП Автомобилей Хендай Солярис и Акцент 2009 и 2012 года выпуска необслуживаемые. Фильтр арт. 46321 или 23001 для АКПП Хендай Солярис и Акцент меняется при капитальном ремонте. Начинка фильтра арт. 46321 или 23001 для АКПП Хендай Солярис и Акцент из фетра и промывке он не подлежит.

Удивительно, но ТагАЗ официально выпускает запчасти для Хендай. В том числе, у ТагАЗ можно найти и масляный фильтр. По отзывам автовладельцев продукция ТагАЗ вполне удовлетворительного качества.


Фильтр арт. 46321 или 23001 для АКПП Хендай Солярис меняется при капитальном ремонте

Митсубиси Паджеро и Монтеро

Автомобили Митсубиси Паджеро и Монтеро комплектуется одноразовым, фетровым фильтром арт. mr528836. Фильтр арт. mr528836 меняется раз в 90000 километров пробега. В случае ремонта АКПП Паджеро, фильтр арт. mr528836 также меняется, независимо от того, сколько прослужил. Для установки фильтра арт. mr528836 может понадобиться герметик или прокладка поддона. Фильтр арт. mr528836 расположен близко к масляному насосу, с подъемника или ямы его видн как на ладони. Стоимость фильтра арт. mr528836 составит до 2000 рублей. Если автомобиль эксплуатировался бережно, то менять фильтр арт. mr528836 можно и на 140000 километров пробега. АКПП Паджеро достаточно привередлива к качеству масла, и чтобы она прослужила долго, фильтр арт. mr528836 необходимо менять.

Ни для кого не секрет, что элементы автоматической коробки передач работают в условиях повышенного трения, поэтому нуждаются в постоянной смазке. Стандартная АКПП имеет в своих полостях порядка 6-8 литров трансмиссионной жидкости. С течением времени в масле коробки передач скапливается микроскопическая стружка, отслаивающаяся от работающих металлических и резиновых элементов механизма. Чтобы подобная грязь отрицательно не сказывалась на работе АКПП, автомобильные инженеры встроили в конструкцию механизма фильтрующий элемент, постоянно очищающий трансмиссионную жидкость от загрязнений. Данный элемент коробки требует качественного и своевременного обслуживания, так как существенно влияет на ресурс детали. В сегодняшнем материале наш ресурс детально осветит устройство и принципы эксплуатации именно масляного фильтра АКПП. Интересно? Тогда обязательно листайте страницу дальше.

Устройство и принцип работы фильтра

Конструкция современных АКПП предполагает совокупную работу огромного числа крутящихся механизмов. Все элементы – от небольших шестерёнок до основных фрикционов планетарного ряда и лопастей гидротрансформатора, требуют постоянной смазки, в качестве которой выступает трансмиссионное масло. Без его использования коробки «автомат» не отрабатывали бы даже десятой части своего нынешнего ресурса, и в их использовании не было бы практического смысла. Однако наличие смазки меняет ситуацию в корне.

Безусловно, полностью избежать выработки невозможно, но снизить ее в десятки раз – вполне. Чтобы ещё больше увеличить срок службы АКПП, в их конструкцию были внедрены масляные фильтры. Главная задача этих элементов механизма заключаются в том, чтобы очищать смазку от имеющихся в ней продуктов выработки. Последняя, к слову, в большинстве своём представлена мелкой металлической и резиновой стружкой.

Очищая трансмиссионную жидкость, типовой фильтр АКПП выполняет ряд важнейших функций, среди которых стоит выделить следующее:

  • Продление срока службы коробки, в среднем, на 40-80 000 километров пробега;
  • Увеличение ресурса масла, как минимум, на 10 000 километров эксплуатационного пробега;
  • Придание сохранности фрикционным механизмам КПП, что позволяет избежать частых ремонтов коробки.

Конструкционно, фильтры для автоматической коробки передач могут быть представлены:

  • мелкой металлической сеточкой, которая требует периодического снятия и очистки от скопившей выработки. Такие элементы часто встречаются на японских и американских внедорожниках, намного реже — на моделях представительского класса;
  • мягким фильтрующим элементом из бумаги или поролона, обслуживаемым также периодически, но уже методом полной замены. Данные фильтры используются заметно чаще рассмотренных выше и устанавливаются на большинство современных моделей авто.

Фильтр АКПП может располагаться как вне самого узла, так и внутри него. Большинство современных коробок предполагают внутреннее расположение фильтрующего элемента, который устанавливается в гидроблоке либо в начале масляных каналов, либо в головном (линейном) соленоиде. Вычислить расположение фильтра конкретно для вашей автоматической коробки передач можно, просто ознакомившись с техническим паспортом узла, что, к слову, необходимо при желании провести его собственноручную замену.

Периодичность замены или прочистки фильтрующего элемента

Сегодня ситуация с обслуживанием фильтров АКПП предполагает два основных подхода:

  • Отсутствие его замены или прочистки;
  • Организация необходимых мероприятий.

Как показывает практика и опыт многих авторемонтников, обслуживать фильтрующий элемент коробки не просто желательно, а реально нужно. Отсутствие обслуживания, как правило, приводит к серьёзным поломкам автомата. К слову, чем дольше не меняется фильтр, тем серьёзнее страдает АКПП.

У каждого производителя коробок передач есть своей регламент, с учётом которого и требуется проводить её обслуживание. Что касается фильтров автомата, то зачастую периодичность его замены или чистки совпадает со сроками полной смены трансмиссионного масла. К этой процедуре и у каждого производителя, и у каждого автоэксперта свой подход. Сейчас принято выделять две основных методики:

  • Одна часть владельцев автомата и лиц, их обслуживающих, производит замену масла и фильтра АКПП через каждые 20-40 000 километров эксплуатационного пробега;
  • Другая часть – через каждые 50-70 000.

Какой подход будет удобен лично вам – решайте сами. Единственное, что стоит констатировать, так это отсутствие рисков при раннем обслуживании масляной системы автомата. То есть, смена фильтра и трансмиссионной жидкости АКПП через каждые 20-40 000 километров даст максимальные гарантии владельцу автомобиля по поводу того, что с его агрегатом проблем не случится.

Порядок замены фильтра АКПП

Обслуживание фильтрующего элемента коробки «автомат» — настоящая лотерея. Почему? Всё очень просто. Владельцам некоторых моделей АКПП потребуется лишь залезть под автомобиль, слить масло и сменить находящийся под коробкой фильтр, а другим потребуется сливать смазку, снимать поддон механизма или автомат целиком, после чего уже менять фильтрующий элемент.

Беря в расчёт возможное положение дел, в первую очередь, перед заменой фильтра АКПП требуется детально изучить технический паспорт обслуживаемой коробки и узнать, где находится данный элемент. Если расположение фильтра вполне доступно (внешнее или находится под снимаемым поддоном коробки), то провести обслуживание будет несложно, однако если смена элемента требует снятия АКПП, то стоит всерьёз задуматься об обращении к профессионалам.

Допустим, вами было принято решение менять фильтр собственноручно. Что требуется делать? Естественно, обслуживать АКПП. Порядок действий таков:

  1. Сначала готовим необходимый инструментарий. Как правило, в его перечень входят:
    • непосредственно фильтр (нужную вариацию узнаём по технической документации);
    • стандартный набор гаечных ключей, отвёрток и молоток;
    • ветошь;
    • ёмкость для слива масла;
    • при необходимости снятия поддона АКПП или внешнем расположении фильтра – смотровая яма, эстакада или подъёмник;
    • при необходимости снятия АКПП с автомобиля – шестигранники, специальный съёмник коробки с авто и эстакада или подъёмник.
  2. Затем производим демонтаж фильтра. Данная операция может быть осуществлена одним из следующих образов:
    • При наружном расположении фильтра — лезем под машину, находим фильтр и откручиваем его;
    • При расположении фильтра под поддоном АКПП – лезем под машину, снимаем поддон, находим фильтр и откручиваем его;
    • При необходимости снятия АКПП с автомобиля – снимаем коробку, разбираем до необходимых пор, находим фильтр и откручиваем его.

    Перед проведением любой из описанных выше процедур необходимо полностью слить масло с коробки, о чём не стоит забывать;

– устройство со множеством трущихся частей, смазываемых маслом. Фильтр АКПП – важнейшая деталь, обеспечивающая сохранение оптимальных качеств масла коробки.

Нужно ли менять фильтр АКПП

Необходимость смены и ее периодичность определяется моделью коробки, видом фильтра и эксплуатационными особенностями.

В образцах автоматических коробок прошлого, вплоть до конца 20 века, фильтр АКПП замене не подлежал и ставился на весь период эксплуатации АКПП. 3-4-ступенчатые гидромеханические коробки были очень неприхотливы к условиям работы и качеству , фильтры, сделанные из металлической сетки, ставились глубоко в недра коробки, так, что добраться до них можно было только при капитальном ремонте.

Если же вставал вопрос о забитом фильтре, менять его было не обязательно – допускалось просто снятие его и промывка. Сетка из нержавеющей стали лояльно относилась к таким операциям, и это не влияло на работоспособность автоматической коробки.

Существует несколько видов фильтров:

  • открытые с металлической сеткой;
  • закрытые;
  • фильтры, содержащие мембрану из фетра;
  • двухслойные масляные фильтры коробки;
  • встроенные фильтры;
  • внешние блоки тонкой очистки и дополнительные фильтры (магистральные).

Открытые фильтры часто ставились на автомобили с автоматической коробкой вплоть до начала двухтысячных годов – к примеру, на ряд моделей Hyundai, Kia, и др. Они представляют собой сетку из «нержавейки», и в замене обычно не нуждаются: даже при капремонте трансмиссии достаточно хорошо промыть сетку, и она снова обретала прежние эксплуатационные характеристики. Такой элемент хорошо переносит сборку-разборку без ущерба для коробки.

Магистральный фильтр автоматической коробки передач врезается магистраль циркуляции . Он полезен на старых агрегатах, особенно тех, в чьем конструкции присутствует металлическая сетка. Такое устройство похоже на топливный фильтр, но снабжено магнитом и перепускным клапаном.

Пример установленного фильтра:


Примечательно, что это относится даже к АКПП с индексом E, то есть с полным компьютерным управлением на электронике и соленоидах. Открытый фильтр на моделях авто с ним вполне справляется с возложенной на него задачей, и замена его требуется только в одном случае – езда на горелом, испорченном масле.

«Горелым» называется масло, несущее в себе частицы клея от фрикционных накладок. Клей забивает собой ячеи фильтрующей сетки и очень плохо удаляется даже интенсивной промывкой. А при нагревании до примерно 130 градусов и выше клеевые частицы увлекаются потоком масла обратно в коробку, и клапанах, вызывая различные проблемы с работой коробки передач. Кроме того, забивание сетки усиливает ее загрязнение, поскольку в уже частично закупоренных клеем ячейках начинает оседать грязь, металлические частицы, железо, латунь и т.д. Кроме того, старая коробка «пачкает» масло сама по себе, за счет износа деталей.

Закрытые фильтры – второе поколение этих узлов АКПП. Их основное отличие от открытых – исполнение в форм-факторе закрытого блока. Такая конструкция обладает преимуществом для специалистов, занимающихся монтажом и разборкой коробок, чтобы снять/поставить такие фильтры, не нужно использовать дополнительные прокладки и болты.

Но есть и еще одно отличие с точки зрения обслуживания: закрытый фильтр меняют, разбирать и промывать их не принято.


По мере усложнения технологий в АКПП стали применяться более современные масла, обеспечивающие такие функции, как контролируемое проскальзывание фрикционов. Для нормальной работы с маслом, соответствующим жестким требованиям по качеству, понадобились и новые элементы, тонко очищающие масло – с мелкопористой мембраной из фетра.

В современных АКПП трансмиссионная жидкость выполняет множество функций, поэтому качество циркулирующей в каналах коробки жидкости вышло на первый план. Тканевые фильтры, обеспечивающие должный уровень очистки, делаются из нетканого фетра до 2 мм. толщиной. Он способен задерживать очень мелкие частицы, которые пропускает сетка из нержавейки в старых фильтрующих элементах.

Важно: фетр способен эффективно задерживать упомянутый ранее клеевой слой с изнашивающихся фрикционов.

Образец такого фильтра:


Эти фильтры не подлежат промывке, только замене – при плановых заменах масла в коробке и других сервисных операциях.

По мере усложнения автоматических коробок росли требования к маслу, и к фильтрам. Это привело к появлению фильтровальных блоков с фетром-гармошкой, состоящим из двух-трех слоев. Они обеспечивают разные степени очистки – от легкой на ранних этапах «жизни» масла до глубоких после длительного срока эксплуатации. Сначала масло проходит по внешнему слою фетра, но, по мере загрязнения, начинает идти по длинному пути, через нижний. Это позволяет продлить ресурс коробки и увеличить интервалы между заменами масла.


Важно: подобная конструкция, при своих преимуществах, создает дополнительное гидравлическое сопротивление потоку трансмиссионной жидкости в коробке, что может создать затруднения нормальной работе коробки при малых температурах.

Многослойные фильтры встраивают в корпуса из пластика, элементы принято заменять при смене масла или обслуживании коробки. Для облегчения сервисных операций инженеры стараются облегчить доступ к фильтру, но для его демонтажа все же придется снимать поддон коробки. Фетр не промывают, операция лишена смысла.

Встроенные фильтры ставятся непосредственно в поддон. Образец:


Данная компоновка используется для машин с низким клиренсом, в целях экономии места. Если трансмиссия, для которой используется фильтр, монтируется на высокий автомобиль, поддон и фильтрующий элемент разносятся друг от друга.

Выносной фильтр АКПП ставят на машины с коробкой типа – например, в некоторые модели Mazda, Honda, Suzuki, авто с коробкой Lineatronic от Subaru, модели с бесступенчатыми трансмиссиями от Opel, и др. Масло в должно обладать дополнительными противоскользящими свойствами, «приклеивая» металл конусов к ленте трансмиссии и предотвращая их взаимное проскальзывание. Малейшая примесь ухудшает свойства масла и ведет к повреждению коробки, поэтому CVT стали оснащать дополнительным внешним фильтром АКПП тонкой очистки.

Внешний вид картриджа такого выносного фильтра:


Зачем менять фильтр в АКПП

Суть работы масляного фильтра АКПП – очищать трансмиссионную жидкость от примесей и продуктов износа элементов АКПП. Собирая таковые, фильтр постепенно забивается, его пропускная способность ухудшается, растет сопротивление фильтрующего элемента потоку жидкости.

Забитый фильтр теряет свои свойства, примеси остаются в масле, разрушая механизмы АКПП изнутри. Само масло также начинает утрачивать полезные свойства, работа коробки ухудшается, пока та не выходит из строя из-за поломок одного из компонентов. Поэтому замена (или промывка на старых авто) фильтра – операция жизненно необходимая для продления ресурса автоматической коробки.

Может возникнуть вопрос, а нужно ли менять фильтр АКПП, возможно, достаточно поменять лишь масло? Дело в том, что старый фильтр ухудшит свойства новой жидкости, и такая процедура лишь отсрочит ремонт коробки. Поэтому сменить фильтр все же нужно.

Как часто следует менять фильтр АКПП

Интервал замены зависит от типа коробки, примененного в ее конструкции фильтрующего блока, и используемой трансмиссионной жидкости. Надо ли менять фильтр при замене масла в АКПП, определяется пробегом, моделью коробки, фильтра, маркой масла и состоянием фильтра и жидкости

Если говорить об открытых стальных фильтрах, их стоит промывать при каждой регламентной (или нештатной) замене жидкости. Периодичность таковой определяется инструкцией к автомобилю, для интервал замены – от 30 до 100 тыс. км. пробега. Делается это и при ремонте коробки.

Для более продвинутых закрытых фильтров с металлической сеткой в автолюбительском обиходе сформировалось правило: менять фильтр при каждой второй замене трансмиссионного масла. Статистика свидетельствует, что, если в коробку залито качественное масло, а трансмиссия пребывает в хорошем техническом состоянии, фильтр коробки способен «отходить» до 200 тыс. км. Но после этого его крайне желательно заменить.

Для фетровых фильтрующих элементов требования более жесткие: их меняют либо после 100 тыс. км., или при плановой смене трансмиссионного масла коробки. Некоторые машины, например, ряд моделей от Chrysler или GM, требуют этого спустя 50 тысяч км., а 6-7-ступенчатые «автоматы», дающие водителю «нагружать» АКПП, нуждаются в замене уже через 30-40 тыс. км.

Конкретный интервал указывается в сервисной книжке, идущей в комплекте с авто. Усредненное правило – маслофильтр меняется каждую вторую замену трансмиссионного масла, максимум времени, что способен «прожить» узел при хорошем масле – 200 тыс. км. пробега. Хотя до этого срока лучше не дотягивать и менять блок своевременно.

Важно: при использовании фетрового элемента очень важно следить за чистотой масла и контролировать его состояние визуально. Если жидкость стала грязной, фильтр пора менять, вне зависимости от километража.

Особенно это актуально зимой, когда забитый фрикционной пылью фильтр создает значительное сопротивление загустевшему маслу коробки, и ее механизмы некоторое время работают в состоянии масляного голодания. Нехватка трансмиссионного масла заставляет ускоренно стареть и изнашиваться фрикционы, втулка, масляный насос, и коробка передач в целом.

Основное и единственное назначение фильтра коробки передач – эффективная очистка рабочей жидкости от различных примесей, образующихся внутри агрегата в процессе эксплуатации автомобиля. Причина образования подобных примесей вполне объяснима, так как механизм классического автомата представляет собой набор многочисленных пар трения и скольжения металлических и фрикционных деталей, функционирующих в условиях повышенного давления и критических температур. Все это неизбежно приводит к истиранию и отслаиванию кусочков материалов, из которых изготовлены рабочие поверхности трущихся элементов, и попаданию этой взвеси в трансмиссионную жидкость.

Качество жидкости напрямую влияет на работоспособность и долговечность коробки в целом, поэтому задача очистки ее от любых инородных тел выходит на первый план. И если металлические вкрапления и стружку притягивают к себе специальные магниты в поддоне АКПП, то за недопущение всех остальных примесей в дорогостоящие области управления автоматом отвечает именно масляный фильтр.

Характеристики и конструктивные особенности

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Если в ранних автоматических коробках фильтры являлись встроенным внутренним элементом, доступ к которому можно было получить только после снятия узла с автомобиля и полной его разборки, то современные модели АКПП Toyota значительно облегчили жизнь механикам, проводящим их обслуживание и ремонт. Фильтр коробки автомат чаще всего теперь расположен в нижней плите гидроблока, непосредственно над масляным поддоном. Поэтому доступ к его обслуживанию и замене обеспечивается простым снятием поддона.

Конструктивно все фильтры АКПП подразделяются на 3 типа:

  • Открытые металлические фильтры;
  • Закрытые металлические фильтры;
  • Закрытые фетровые фильтры.

В устройстве первого типа фильтрующим элементом выступает металлическая сетка, размер ячеек которой и определяет чистящие свойства фильтра. Основное преимущество конструкции – возможность повторного использования детали после разборки и чистки. Недостатки – практическая недостижимость полной очистки металлической сетки от нагара с клеевыми фракциями от фрикционных накладок и недостаточная плотность для улавливания мельчайших загрязнений.

Второй тип фильтров является простым усовершенствованием первого, но имеет абсолютно закрытый корпус, внутри которого располагается все та же металлическая сетка из нержавеющей стали. Такой фильтр уже не чистится, а просто заменяется по необходимости, поэтому все его достоинства относятся к упрощению самого процесса замены – уменьшению количества элементов крепежа и необходимых прокладок. Недостатки же аналогичны недостаткам фильтра первого типа.

Закрытый фетровый фильтр 35330-06010

Наконец, третий тип фильтров, которым оснащаются современные модели автоматов Тойота, характеризуется наличием менее долговечного пластикового или металлопластикового корпуса и одного или нескольких слоев фильтровального материала – фетра. Фетровые фильтры лишены недостатков металлических, но имеют собственную «ахиллесову пяту» — при сильно изношенных фрикционах в зимний период эксплуатации забившийся пылью и стружкой фильтр может «устроить» коробке настоящее масляное голодание в первые минуты после пуска. А это неизбежно приводит к ускоренному старению масляного насоса и трансмиссии в целом.

Вопросы необходимости замены масла и фильтра АКПП и периодичности такой замены наиболее часто возникают у автолюбителей. Происходит это потому, что в некоторых руководствах по эксплуатации такая процедура просто не предусмотрена. Несмотря на то, что АКПП Toyota считаются наиболее совершенными устройствами из присутствующих сегодня на автомобильном рынке, практика обслуживания и ремонта этих сложных агрегатов дает однозначный ответ на первый вопрос – фильтр надо менять обязательно вместе с заменой трансмиссионной жидкости . На второй вопрос такого однозначного ответа дать не получится, потому что процесс «старения» жидкости в автомате зависит не только от времени и реального пробега автомобиля, но и от многих других факторов, сильно влияющих на конечный ресурс АКПП.

Если загрязнившийся фильтр не заменить вовремя, то внутри коробки передач начнется лавинообразный и необратимый процесс ускоренного износа основных элементов трансмиссии, который сначала может проявляться незначительными шумами и стуками, а в конечном итоге – неизбежно приведет к полному выходу из строя дорогостоящего агрегата.

Есть универсальное правило: трансмиссионную жидкость (вместе с фильтром) необходимо менять в том случае, если она потеряла чистоту и прозрачность. Но, во-первых, не все модели АКПП оснащаются измерительными щупами, воспользовавшись которым автомобилист может самостоятельно провести простейший тест «на чистоту» с помощью капли масла со щупа и кусочка белой ткани. Во-вторых, современный автолюбитель не всегда знает, как открыть капот своего автомобиля, и где располагается заливная горловина бачка стеклоомывателя, а привык глядеть только на показания приборов и записи в сервисной книжке. Именно для таких владельцев может пригодиться следующая информация по рекомендуемым интервалам замены:

  • Avensis III, Camry VII, Corolla, Highlander, Prius, Arius, Verso: 40000 км пробега – рекомендуемая частичная замена масла, 80000 км – обязательная полная замена масла и фильтра;
  • Land Cruiser 200, Land Cruiser 150 Prado, RAV 4, Hilux: 40000 км пробега – рекомендуемая частичная замена масла, 80000 км – рекомендуемая полная замена масла и фильтра.

В тех случаях, когда автомобиль используется в тяжелых условиях (постоянное движение в пробках, использование прицепного устройства, езда по бездорожью, песчаному грунту или глубокому снегу, частые агрессивные разгоны и ускорения на предельных оборотах) масло и фильтр в АКПП необходимо менять чаще.

Что предпочтительнее: оригинал или аналог

Любой профессионал вам скажет, что ничего лучше, чем «родное» оригинальное изделие, для автомобиля придумать невозможно. Поэтому при отсутствии финансовых, временных и иных ограничений смело берите оригинальный масляный фильтр АКПП и будьте абсолютно уверены в его работоспособности и надежности в течение всего межсервисного интервала эксплуатации коробки передач.

Оригинал toyota 35330-0W021

Цена оригинального фильтра, учитывая его особенную роль, не столь высока. Например, стоимость фильтра АКПП для Toyota Corolla (номер по каталогу 35330-0W021) составляет в среднем по рынку 2,5 тыс. рублей, тогда как за жидкость придется выложить уже около 15 тысяч.

Если же оригинальный фильтр приобрести невозможно, то предпочтение надо отдавать неоригинальным изделиям достаточно известных брендов. Для автоматов производства Aisin Co , использующихся на всех автомобилях компании Тойота, таким брендом может считаться JS Asakashi (Япония), выпускающая всю линейку масляных фильтров АКПП для послегарантийного обслуживания тойотовских автоматов. В частном случае, для рассмотренной выше Toyota Corolla, можно приобрести изделие этой марки под каталожным номером JT425K примерно за 1300-1500 рублей.