» » Может ли антифриз попасть в двигатель. Антифриз попадает в масло: возможные причины и их устранение

Может ли антифриз попасть в двигатель. Антифриз попадает в масло: возможные причины и их устранение

Любая проблема с блоком цилиндров, будь то механические повреждения или неправильная работа агрегата, нуждается в немедленном решении, иначе это может привести к более серьезным неисправностям. Одной из неприятных ситуаций, с которой может столкнуться водитель, является попадание охлаждающей жидкости (антифриз или тосол) в блок цилиндров. В рамках статьи рассмотрим, почему это может происходить, какие симптомы у подобной проблемы, и как ее устранить.

Оглавление:

Симптомы попадания антифриза в блок цилиндров

Есть несколько признаков работы двигателя, по которым можно определить, что в блок цилиндров попадает охлаждающая жидкость:


Если все перечисленные симптомы или большая часть из них имеются в автомобиле, высока вероятность попадания охлаждающей жидкости в блок цилиндров.

Почему охлаждающая жидкость проникает в блок цилиндров

Можно выделить 3 основных неисправности, которые ведут к попаданию антифриза в блок цилиндров:


Что делать, если антифриз попадает в блок цилиндров

Выше были рассмотрены три основных проблемы, которые могут приводить к подобной неисправности. В зависимости от того, какая проблема имеет место быть, будет отличаться способ устранения неисправности. Чтобы диагностировать точно причину, потребуется разобрать двигатель.

Наиболее простая ситуация - это повреждение прокладки головки блока цилиндров. Если в прокладке присутствуют трещины, места прогара или другие дефекты, ее потребуется заменить на новую. Ремонту прокладка головки блока цилиндров не подлежит.

Важно: При работе с элементами головки блока цилиндров нужно максимально следовать рекомендациям производителя двигателя. Это касается как выбора комплектующих на замену, так и самих ремонтных работ. В том числе, нужно учитывать рекомендации по силе и порядке затягивания ГБЦ динамометрическим ключом.

Если повреждена не прокладка, а сама головка блока цилиндров, нужно определить степень ее пригодности к ремонту. В ряде случаев можно . Но если на ней присутствуют серьезные трещины, либо в результате шлифовки придется сниматься слой больше допустимого, потребуется заменить деталь.

Случай с наличие трещины в самом блоке цилиндров наиболее сложный. В такой ситуации можно попробовать заделать дефект при помощи сварки, либо заменить блок.

Чем опасно попадание антифриза в блок цилиндров

При проникновении охлаждающей жидкости в блок цилиндров следует немедленно прекратить эксплуатацию мотора. Связано это с тем, что в антифризе присутствует этиленгликоль, который при попадании в масло, присутствующее в блоке цилиндров, приводит к образования нерастворимых твердых компонентов. Они способны нанести серьезный ущерб компонентам двигателя.

В моторное масло – очень неприятная ситуация. Но нужно разделать понятия «попадание антифриза в масло» и «попадание воды в масло». Очень актуален этот вопрос для двигателей легковых автомобилей, т.к. очень много из них оснащены теплообменником, расположенным на корпусе масляного фильтра, в котором масло производит теплообмен с охлаждающей жидкостью. Внутренняя негерметичность этих теплообменников – очень частое явление, в связи с этим антифриз попадает в масло.

Вероятность попадания масло в масла гораздо выше на работающем двигателе, а на неработающем двигателе, когда давление системы равно наружному атмосферному давлению, пробка будет держать давление (примерно 0,5 бара) ещё около 10 минут. Очень сложно своевременно выявить такой дефект, т.к. объём протечек очень мал (за исключением «запущенных» случаев, когда на поверхности в расширительном бачке видны масляные пятна).

Ещё труднее обнаружить антифриз в масле. Хоть и основной составляющей охлаждающей жидкости является именно вода, на масло воздействует не только вода, но и другие вещества, присутствующие в составе антифриза. Этиленгликоль отрицательно действует на процессы в двигателе сильнее, чем вода. Исследования показывают, что содержание в системе становится опасным уже при значении 0,3 – 0,4 %.

После того, как антифриз попадает в масло, может случиться следующее:

  1. При высоком содержании антифриза в масле образуются сгустки сажи с образованием отложений в полостях и масляных каналах. В связи с этим снижается пропускная способность масляного фильтра и масляных каналов в частности.
  2. Образуются шарики из этиленгликоля и масла, очень твёрдые, имеющие абразивное свойство. Эти шарики могут сильно забить масляный фильтр и обеспечить абразивный износ и задиры цилиндров, подшипников скольжения распредвала и коленвала.
  3. Этиленгликоль способен образовывать кислоты, некоторые из которых нестабильны, а некоторые преобразуются в соли, которые вызывают коррозию двигателя.
  4. Снижаются антифрикционные свойства в масле.
  5. Масляная плёнка становится нестабильной, т.е очень быстро «рвётся».

Среди различных неисправностей двигателя внутреннего сгорания с можно столкнуться с тем, что рабочая жидкость из системы охлаждения начинает попадать в . Сразу отметим, что причин для такой поломки существует несколько, начиная от и заканчивая .

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если антифриз или тосол попал в масло, последствия для двигателя могут быть катастрофическими. То же самое можно сказать и о случаях, когда в системе охлаждения используется обычная вода.

На попадание ОЖ в систему смазки укажет , пузырьки воздуха в расширительном бачке, снижение уровня жидкости в системе охлаждения, увеличение уровня моторного масла, эмульсия на щупе и крышке маслозаливной горловины и ряд других признаков.

Важно понимать, что вода в масле приведет к капитальному ремонту при дальнейшей эксплуатации двигателя. Даже незначительное попадание воды в систему смазки уже является поводом для немедленного прекращения эксплуатации силового агрегата. Также после полного устранения неполадок моторное масло необходимо обязательно сменить, а смазочную систему нужно промыть.

К этому можно добавить, что в состав моторных масел последних поколений входит целый пакет активный моющих, противоизносных и противозадирных, а также антифрикционных (энергосберегающих) и антиокислительных присадок. На практике это означает, что таких добавок в масляной основе не менее 1/3. Получается, попадание воды в масло неизбежно вызовет целую цепочку нежелательных химических реакций.

Напоследок отметим, что если антифриз, тосол или вода попали в систему смазки двигателя, мотор лучше сразу остановить и доставит автомобиль на СТО не своим ходом. Дешевле заменить пробитую прокладку или даже отремонтировать трещину в головке или , чем менять вкладыши, и распредвал или делать капремонт двигателя.

Читайте также

На какие неисправности указывает эмульсия на масляном щупе и крышке маслозаливной горловины. Способы самостоятельного определения причин данной проблемы.

  • Почему антифриз или тосол поадают в цилиндры двигателя и что делать в такой ситуации. Как самому определить наличие тосола в цилиндрах, способы ремонта.


  • В этой статье я хочу рассказать, что может случиться с двигателем водяного охлаждения любого транспортного средства, если в моторное масло каким то образом (например из-за трещины в головке или прохудившейся прокладки под головкой) в моторное масло попадёт даже небольшое количество воды или антифриза.

    Капремонт двигателя, для многих водителей звучит не так страшно, если его нужно делать после значительного пробега, от естественного износа двигателя. Но вот когда у свежей машины, двигатель с малым пробегом начинает стучать в районе вкладышей коленвала, то слово капремонт звучит уже более печально. Что же происходит в двигателе внутреннего сгорания, когда по каналам масляной системы начинает циркулировать смесь масла с антифризом? Попытаемся разобраться.

    Вообще как правило страдают вкладыши (подшипники скольжения) коленвала и распредвала. И механики в автосервисах частенько сталкиваются с ужасным состоянием вкладышей, когда они лишаются своего фрикционного покровного слоя, и основной металл обнажается, и покрывается задирами. Так что же произошло с вкладышами? Понять это визуально невооружённым глазом невозможно. Для точного анализа нужен современный сканирующий электронный микроскоп.

    При сканировании можно обнаружить на поверхности испорченных вкладышей мельчайшие белые шарики, которые в хаотичном порядке вкраплены в поверхность основного металла вкладыша. Они очень мелкие, их средние размеры в пределах 15 — 40 микрон. И вот эти самые мельчайшие шарики и вспахали покровный слой вкладышей, а местами совсем стёрли. Но откуда они взялись в двигателе и из чего сделаны.

    Химический анализ показал, что в состав шариков входит фосфор, кальций, сера и другие элементы, состав которых намного твёрже покровного слоя вкладышей. И самое удивительное, что эти вещества появились из присадок, содержащихся в моторном масле! И причём появляются они из масляных присадок, только если масло смешать с антифризом и нагреть смесь (естественно в работающем двигателе этот коктейль нагревается от работы мотора). А получить масляные шарики, можно даже в стеклянной пробирке, если немного нагреть масло, перемешанное с антифризом и затем сильно потрясти пробирку.

    В двигателе любого транспортного средства всё происходит намного быстрее. При работающем моторе, при попадании антифриза в моторное масло, от вращения коленвала и других быстродвижущихся деталей, смесь очень быстро и энергично взбалтывается (как крем в миксере) и превращается в эмульсию. А так как в воде масляные присадки растворяются намного быстрее и эффективнее, чем в моторном масле, то смесь получается очень концентрированная, даже если воды или антифриза очень мало.

    Вдобавок высокая температура внутри двигателя, намного ускоряет любую химическую реакцию, и смешивание любых веществ при их нагревании, в несколько раз ускоряется. В итоге, в смеси масла и воды получаются довольно твёрдые частицы фосфорных соединений кальция и цинка. И как только капля смеси попадает на горячую поверхность вкладыша, вода моментально испаряется, и остаётся маленький шарик довольно твёрдого вещества, который и вспарывает гладкую поверхность трущихся деталей. И таких шариков образуется очень много, и разносятся они с потоком масла по масляным каналам по всему двигателю.

    С каждым оборотом коленвала, задиров становится всё больше и в итоге двигатель начинает стучать. Результат видели многие ремонтники автосервисов, или сами водители, разобравшие застучавший двигатель — поверхность вкладыша превращается из гладкой и серебристой, в пятнистую красного цвета, покрытую задирами (см. фото).

    Из всего вышесказанного, любому водителю следует сделать адекватный вывод: попадание антифриза или воды в , даже в небольшом количестве — это смерть для двигателя — капремонт неизбежен. Тем более, что в современных моторных маслах количество различных присадок доходит аж до 30- 40 процентов!

    В заключении, осмелюсь дать небольшой совет: если антифриз, вода или тосол всё таки попали в двигатель (определить это можно по пузырькам воздуха в расширительном бачке, при работающем моторе и по выходу из выхлопной трубы, и подробнее об этом ), то следует сразу же заглушить двигатель и вызвать товарища с буксирным тросом. Ведь намного проще заменить пробитую прокладку между головкой и блоком двигателя, чем потом менять вкладыши не только коленвала, но и распредвала (с проточкой и шлифовкой обоих валов, да и другие детали могут пострадать).

    В двигателе автомобиля предусматривается смазывающая и охлаждающая система. Это две незаменимые составляющие любого ДВС. В данных системах используются разные жидкости, которые при нормальной работе мотора не должны пересекаться между собой. Однако в случае выхода из строя какого-либо элемента появляется масло в антифризе. Причины могут быть различными. Что же, давайте подробно рассмотрим данную проблему.

    Признаки

    Если антифриз попадает в масло, как определить это? Есть несколько признаков, на которые следует обратить внимание:

    Про белый налет на свечах

    Если образовался причины могут быть разными. В первую очередь, это говорит о проблемах с качеством топлива. Но если это шершавый белый налет на свечах зажигания, причины заключаются в перегреве мотора. Также подобный нагар образуется, если:

    • Свеча не подходит под данный двигатель (по калильному числу или по другим параметрам).
    • Впускной трубопровод негерметичен. Здесь воздух будет забираться извне.
    • Плохая калибровка зажигания.
    • Есть проблемы с системой охлаждения (например, неисправность радиатора).

    Почему в масло проникает охлаждающая жидкость?

    Специалисты выделяют несколько причин данного явления:


    Что делать, если ОЖ попала в масло?

    Итак, определившись с причиной возникновения проблемы, можно приступать к ремонту. Самый легкий вариант - это замена прокладки головки. Но так поступают только в случае ее прогара. Для этого снимается ГБЦ, очищается место от старой прокладки, ставится новая и затягиваются болты с соответствующим моментом. Как показывает практика, больше антифриз не попадает в масло. В таком случае расходы на ремонт будут минимальными.

    Но самый сложный этап в работе - это снятие и последующая установка головки блока. В данном случае потребуется динамометрический ключ. Закручивать болты нужно в соответствии со схемой (обычно крест-накрест). Момент затяжки индивидуален для каждого автомобиля.

    Нелишней будет дефектовка головки. Если имеются изъяны на поверхности, потребуется шлифовка. Но она выполняется только на специализированном оборудовании. Здесь без помощи мастера не обойтись. В случае если головку «повело» (например, от серьезного перегрева), то шлифовка может не помочь. В такой ситуации нужна только установка новой головки. То же самое касается и блока. Если на нем имеются трещины, нужна замена блока.

    Как меняется прокладка?

    Рассмотрим процедуру замены на примере авто ВАЗ-2109. Для этого нам необходимо:


    Таким образом, мы освобождаем головку от всего лишнего, чтобы при снятии ничего не мешало. Для откручивания самой головки нужен мощный вороток и шестигранник. Всего нужно открутить десять болтов. Последние вынимаются вместе с шайбами. Далее аккуратно головка поднимается вверх. Важно не перекосить ее. Сама прокладка может остаться на головке либо прилипнуть к блоку. Можно снять ее своими руками либо поддеть минусовой отверткой. Осматривается поверхность ГБЦ на предмет коррозии. Если есть ржавчина, нужно выполнить фрезеровку и шлифовку. Если все хорошо, нужно удалить следы старой прокладки. Очистив поверхность от ее остатков, обезжириваем место.

    Что далее?

    Устанавливаем новую прокладку. При установке нужно обратить внимание на то, чтобы прокладка совпала с направляющими, что есть на углах самого блока. Далее монтируется головка блока. Важно, чтобы при этом не сместилась прокладка. Далее затягивают болты динамометрическим ключом в три этапа:


    На следующем этапе собирается все навесное, и автомобиль будет готов к эксплуатации. При первом запуске нужно прогреть ДВС до рабочих температур, а уж после этого выполнять первую поездку.

    Особенности промывки

    Если нужно понимать, что двигателю потребуется промывка систем. Первым делом нужно промыть круг, по которому двигается охлаждающая жидкость. Для этого нужен специальный раствор, который можно найти в автомагазинах. Средство заливается в расширительный бачок, и запускается двигатель на 10 минут. Когда включится вентилятор, можно завершать промывку.

    После этого старый тосол сливается. Предварительно подготавливают тару объемом не меньше пяти литров. Дальше нужно снять масляный радиатор (если таковой предусмотрен в авто). На разных машинах он снимается по-разному. После демонтажа нужно тщательно его прочистить и установить новые уплотнители.

    Далее снимается расширительный бачок. Его нужно промыть. В мотор заливается дистиллированная вода, и двигатель запускается. После прогрева двигателя нужно включить обдув салона. Печка должна проработать минут 10. Дальше двигатель глушат. Сливают жидкость. После этого уже можно заливать свежий антифриз. Иногда в системе образуется воздушная пробка. Чтобы удалить ее, нужно открыть крышку расширительного бачка и сдавливать патрубок СОД.

    Обратите внимание, что промывка системы осуществляется уже после установки новой прокладки. При этом меняется и масло.

    Последствия езды с пробитой прокладкой

    Эксплуатировать автомобиль, где антифриз попадает в масло, запрещено. В чем причина? Сама жидкость, несмотря на свою ядовитость, не причиняет вреда мотору. Но опасность представляет этиленгликоль, который содержится в ОЖ. Если он смешивается с маслом, в результате образуются абразивные частицы. Из-за этого существует риск появления задиров.

    Что происходит, когда антифриз попадает в блок цилиндров? Далее он взаимодействует с маслом, и образуются отложения в виде эмульсии. Это приводит к уменьшению диаметра каналов. Смазка и антифриз не способны нормально циркулировать. В итоге мотор работает с недостаточным давлением масла и перегревается. Также загрязняется существенно масляный фильтр.

    Само масло, разбавленное ОЖ, теряет свои смазывающие и защитные свойства. Это снижает ресурс ДВС и грозит большими затратами на ремонт.

    Подводим итоги

    Итак, мы выяснили, почему антифриз попадает в масло. Как показала практика, данную проблему можно вовремя определить автовладельцу. Основные признаки - это характерный белый выхлоп и падение уровня антифриза в бачке. Если жидкость проникает в масло, последнее меняет свою структуру. Это определяется по щупу. Кроме того, подозрения могут подкрепиться мокрым электродом на свечах и характерным сладким запахом тосола на них. Мы рассмотрели причины антифриза в масле. Не стоит далее эксплуатировать подобный автомобиль. Такой двигатель легко перегревается. К тому же он будет работать с плохим маслом, которое утратило все свои положительные свойства. Стоимость ремонта будет зависеть от сути проблемы. Это может быть прокладка, головка либо блок. В последнем случае стоимость восстановления двигателя будет наиболее существенной.