» » Маркировка моторных масел: sae, api, ilsac, гост и асеа. Спецификации API

Маркировка моторных масел: sae, api, ilsac, гост и асеа. Спецификации API

Для изготовления моторов используют различные материалы, от правильности выбора системы смазки, защищающей их от износа, зависит ресурс работы привода. Изучив систему классификации SAE, можно выбрать масло, оптимально защищающее силовой агрегат вашего авто от износа, обеспечивающее его стабильную, надежную, продолжительную работу.

Под аббревиатурой SAE необходимо понимать Общество Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Они разработали классификацию моторных смесей по SAE J300.Основным параметром, по которому создана указанная спецификация, есть вязкость смесей, которая может изменяться в зависимости от температуры.

Каждая жидкость характеризуется кинематической и динамической вязкостями. Первую измеряют с помощью капиллярного вискозиметра, она указывает на текучесть смеси при определенной температуре. Второй параметр определяют с помощью ротационного вискозиметра, он показывает, как изменяется текучесть масла при перемещении смазанных деталей относительно друг друга (чем больше скорость перемещения смазанных элементов, тем меньшим стает параметр вязкости).

Классификация моторных масел

По указанной спецификации моторные смеси делятся на три класса.

Зимние масла маркируются при помощи цифры и стоящей возле нее буквы w, которая означает зиму - winer,например 5w. Такие смеси характеризуются кинематической вязкостью при температуре 100 0 С, которая указывает на текучесть жидкости при прогретом силовом агрегате и двумя показателями низкой температуры:

  • проворачиваемость, указывает на температуру, при которой можно выполнить пуск мотора без прогрева;
  • прокачиваемость, обозначает температурный режим, при котором жидкость будет течь по системе смазки и обеспечит смазывание элементов привода.

Существует мнение, что цифры в маркировке соответствуют предельно допустимой температуре работы силового агрегата. Это ошибочное утверждение. Возьмем в качестве примера масло 0w, чтоб выяснить, какая минусовая температура будет максимальной для этой моторной смеси, необходимо от цифры стоящей возле буквы w отнять 35, тоесть 0-35=-35, полученная цифра и есть минусовой температурой -35 0 С, при которой масло не будет кристаллизоваться, сохранит свои свойства, обеспечит пуск мотора без прогрева.

Для летнего класса смесей учитывается текучесть моторной жидкости при температуре 100 0 С, а также вязкость при 150 0 С со скоростью сдвига 106 с -1 . Под скоростью сдвига нужно понимать соотношение скорости, с которой движется одна поверхность относительно другой к размеру зазора между ними, заполненного моторной смесью. При наращивании скорости сдвига вязкость жидкости уменьшается. Обозначаются летние классы автомасел цифрами, например, SAE 20.

Всесезонный класс SAE маркируется обозначением первых двух классов, разделенных тире, например, 0w - 20. Обозначение этих жидкостей указывает на минусовый температурный показатель, при котором жидкость обеспечит пуск двигателя без прогрева и прокачку смеси по смазочной системе, а также максимальный плюсовой показатель температуры, при которой моторная жидкость будет образовывать защитную пленку достаточной прочности и толщины на элементах мотора, чтоб защитить детали от сухого трения.

Летние смеси обладают большей вязкостью, так как при нагревании они будут медленнее разжижаться, чем смеси с меньшей вязкостью. Если выбрать масло недостаточно вязкое, то его защитная пленка при нагреве будет разрываться и не сможет обеспечить смазывание в узлах трения в нужной мере. Слишком густая смесь, не заполнит зазоры в парах трения и это приведет к сухому трению элементов привода.

Ознакомиться с указанной спецификацией вы можете, просмотрев следующие таблицы.


Таблица 1. Спецификация автомасел по SAE.

К моторным смесям предъявляются требования согласно ГОСТ, в таблице 2 мы отобразили соответствие технических характеристик жидкостей по ГОСТ и SAE.

Таблица 2. Соответствие классов по ГОСТ маркировке SAE.

Как правильно сделать выбор?

Выбирая моторную смесь нужно учитывать такие факторы:

  • конструктивные особенности мотора авто;
  • технические характеристики силового агрегата;
  • температуру за бортом автомобиля;
  • режим, в котором чаще всего будет работать привод.
  • если силовой агрегат не прошел 50% своего ресурса, то нужно выбирать смеси с небольшой плотностью, это обусловлено минимальными зазорами в узлах трения.
  • если у мотора значительный пробег, рекомендуется покупать вязкие жидкости, которые смогут полностью заполнить образованные зазоры в парах трения.
  • для современных приводов можно использовать масло с очень низкой вязкостью (энергосберегающее), оно уменьшит силу трения в движущихся элементах привода.
  • настороженно нужно относиться к маслам с огромным количеством присадок, ток как они могут агрессивно воздействовать на материал, из которого изготовлены детали силового агрегата.
  • по SAE указано диапазон температур, при котором жидкости справляются с противоизносными функциями, но применима ли смесь для вашего авто лучше посмотреть в сервисной книге по обслуживанию машины.
  • на канистре должна присутствовать соответствующая маркировка, плюс продавец по вашему требованию должен предъявить сертификат качества на продукцию.

Учитывайте, что каждый производитель моторной смеси работает совместно с дилерами нескольких марок авто и разрабатывает продукцию, соответствующую техническим характеристикам и режиму работы определенного мотора. Поэтому использование жидкостей с одинаковой маркировкой в различных типах двигателей может иметь совершенно противоположный эффект: один мотор будет работать лучше, а другой может быстрее сломаться. Избежать негативного воздействия автомасла на ресурс привода, возможно, нужно придерживаться рекомендаций производителя авто, только он провел ряд испытаний и благодаря множеству исследований подобрал моторное масло, наиболее подходящее для мотора с учетом его технических параметров.

Проверяем моторное масло на качество в домашних условиях.

Вместе с классификацией масла по SAE , характеризующей его вязкость, API определяет его применимость к конкретному мотору. Что такое собственно API и какие есть еще классификации, можно прочесть .
Для большинства современных бензиновых моторов предусмотрено использование масла группы качества SL, если двигатель выпуска до 2004 года или SM, если после. Кое-где, если год выпуска до 2001 года, разрешено масло группы SJ.
Справочники говорят следующее:
«SJ – Масла для двигателей, выпускающихся в 1996-2001 гг. Содержат меньшее количество экологически вредных примесей, чем масла группы SH, обладают энергосберегающими свойствами.
SL – Масла для двигателей, выпускаемых с 2001 г. Обладают существенно улучшенными моющими, антиокислительными, противоизносными и энергосберегающими свойствами, пониженной летучестью и хорошей совместимостью с нейтрализаторами ОГ.
SM – Масла для двигателей, выпускаемых с 2004 г. Масла данной категории соответствуют повышенным требованиям производителей двигателей нового поколения. Заменяют масла групп SJ и SL».
Имеется новое масло SN, но о нем пока информации мало. Ясно, что масла группы SN на сегодняшний день можно считать наилучшими. И они способны заменить все, что выпускалось раньше. То есть, если в инструкции к автомобилю разрешено масло SJ, то ему годится и SN.
Для сравнения выбраны наиболее распространенные и востребованные группы SL и SM
Итак, что бы хотелось иметь от идеального масла? Во-первых, оно должно идеально и оптимально при этом смазывать детали, причем на всех режимах работы двигателя. Значит – максимально уменьшать трение, тем самым увеличивая мощность и снижая расход топлива. Во-вторых, минимизировать износы, продляя тем самым жизнь мотора. В-третьих, служить как можно дольше, уменьшая затраты на его замену. В-четвертых, уменьшить экологический вред от мотора, в цивилизованном мире этот момент считается очень важным.
Хорошо иметь некую гармонию в соотношении «цена-качество».

СТАРЕНИЕ МАСЛА

Причин и факторов старения масла несколько. Масло - это сложная комбинация углеводородных соединений, с разными добавками и включениями, называемыми пакетом присадок. В камере сгорания оставшаяся после перемещения поршня к нижней мертвой точке масляная пленка принимает на себя всю мощь теплового потока, что постепенно изменяют структуру и состав масла. Ведь выгорает только малая часть этой пленки, а остальная, перегретая, с улетучившимися легкими углеводородами, окисленная контактом с кислородом при высокой температуре, смывается в поддон двигателя. За цикл этого видоизмененного масла немного – толщины пленок микронные, но циклов очень много. В подшипниках нет такого нагрева, максимум, градусов до 180, но давления очень высоки, доходят до 30…40 МПа. Это также приводит к изменению свойств масла. Кроме того, в масляном поддоне оно контактирует с картерными газами, горячими и агрессивными.
Масло должно мыть двигатель – оно его и моет, но при этом насыщается загрязнениями, и механическими, и органическими. Часть их сядет в масляном фильтре, но что-то останется в объеме масла. И, к тому же, при этом срабатываются моющие компоненты, важная часть пакета присадок.
Для современных «синтетик» ресурсы заявлены большие – 20…30 тыс. километров пробега.

Испытания на состаренном моторе

Чем больше масла подается в цилиндры, тем быстрее оно стареет. Толще масляные пленки на стенках цилиндра – значит, большее количество масла за каждый цикл испытывает тепловое воздействие. И объем его в картере постоянно убывает – из-за большого угара. Повысившееся давление картерных газов и их более высокая температура также увеличивает темп окисления масла. И резко увеличивающееся количество отложений в старом моторе требует большего количества - моющих присадок.
Поэтому логично ускорить испытания масла на искусственно состаренном моторе. Для испытаний собрали специальный двигатель, с нормальными зазорами по подшипникам и с резко увеличенными по цилиндропоршневой группе.

SL, SM

Для испытаний выбраны современные «синтетики», одинаковые по SAE, 5W40.
А теперь попробуем поискать разные масла по классификации API. Было бы правильно, если бы все масла были одного бренда, но разных групп по API. Но так, увы, не бывает – масло более высокого качества у всех фирм просто вытесняет предшественника. Поэтому придется выбирать из того, что есть. Но, для повышения достоверности результатов, в каждую группу сравнения включено по два масла.
Первый образец - масло Esso Ultron (1100 рублей за канистру), которое имеет переходный класс качества SJ/SL. Второй - масло BP Visco 5000 (1070 рублей за канистру). Из семейства SM - французский Motul X-Clean 8100 (2810 рублей за канистру). В качестве пары к нему взяли совсем новое голландское масло NGN Gold (1030 рублей за канистру).
После каждого цикла испытаний моторы разбирали, обмеряли, взвешивали детали, чтобы определить износы и степень загрязненности.
После чего провели испытания на моторе, собранном с учетом всех требований по зазорам, практически, новом, неизношенном, и качественно обкатанном. На нем прогнали стандартные циклы испытаний последовательно сначала для всех свежих масел, потом – для «убитых» ресурсным циклом. И уже тут измерили и мощность, и расход топлива, и экологические параметры.
Первый цикл испытаний – на свежих маслах, особой разницы в реакции мотора на группу по API не выявил – все осталось в пределах погрешности замеров.
А второй цикл, на поработавших маслах, все расставил по своим местам. Синтетические масла группы SL резко снизили свои характеристики по сравнению со своими свежими образцами, тогда так у Motul и NGN Gold снижение наблюдалось в существенно меньшей степени. Разница между маслами разных категорий уже была куда более заметной – до 6…7% по расходу топлива, до 10% по токсичности, и 2…4% по мощности между группами «Esso-Visco» и «Motul-NGN». Причем больше других мотор отреагировал на старение масла BP Visco.
Результаты испытаний сведены в таблицу:


Так меняется рабочая высокотемпературная кинематическая вязкость масел различных групп по API. Сначала – снижение, это идет деструкция загущающих присадок. А потом – рост. Это следствие разложения и изменения свойств базового масла. Чем меньше выражен этот процесс, тем больше ресурс масла .

По вязкости все масла четко соответствуют диапазону, предписанному классом SAE 5W40. Индексы вязкости очень высокие, характерные для хороших «синтетик» («индекс вязкости» - это параметр, косвенно отвечающий за холодный пуск двигателя).
Посмотрите на содержание активных элементов. Это прямая характеристика пакета присадок. Здесь бросается в глаза то, что их концентрации в исходных маслах, что группы SL, что SM, очень близки. Действительно, абсолютное большинство производителей, используют практически одни и те же пакеты присадок – их производителей в мире немного. Но основа у всех масел разная, и разница цифр.
Содержание серы. Соединения серы, сильно бьют по катализаторам. Она присутствует в масле всегда - и из базовой нефти, и в состав антизадирных и противоизносных присадок входит. Масло Motul X-Clean оказалось лидером по чистоте масла от серы, а NGN Gold – «лидером» с другого конца. Но каких-либо нормативных ограничений по этому параметру нет, а опыт подсказывает, что у большинства масел он выше 0.5…0.6% содержания серы.
Щелочное число. У всех масел оно достаточно высокое – это признак моющей способности. Но масла SM, и Motul X-Clean, и NGN Gold, оно ниже. Более стабильная основа масел SM требует меньше моющих присадок для поддержания требуемой чистоты двигателя, а лишняя щелочь в масле вредна – она повышает коррозионную активность и снижает срок службы присадок.
Анализ данных, полученных по отработанным маслам, подтвердил – действительно, масла группы SM, более стабильны. А это значит – и срок службы их больше.
Вернемся к данным моторных испытаний. Все подтверждается результатами по «физхимии». Действительно, Motul X-Clean и NGN Gold и дали больший энергосберегающий эффект дали – двигатель, пусть и немного, но стал экономичнее, немного – мощнее, причем этот эффект сохраняется и даже нарастает по мере параллельной наработки. Но главное в том, что отложений в самом моторе, и в масляном поддоне, и на клапанном механизме, и на поршнях (а это – самое важное), эти масла дали заметно меньше. И износы деталей тоже меньше, причем значительно. И это снова подтверждается «физхимией» - смотрите содержание продуктов износа.
СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЛИШНЕЕ? Итак, итог. Нужно ли переплачивать за современные масла SM? Тем, у кого в инструкции стоит прямое указание на масла SM, этот вопрос имеет однозначный ответ. У остальных есть выбор.
Конечно, масла класса SL – тоже высококачественные, но SM реально имеют определенные «плюсы». Это и лучшая защита мотора от износов, и меньший уровень отложений в моторе, и более длительный срок службы.
Конкретная цифра, через какой пробег надо менять масла одного и другого класса - сугубо индивидуальный параметр, который зависит и от марки двигателя, и от его технического состояния, и качества используемого топлива, и от стиля езды. Но по оценкам – хорошие масла группы SM дадут маслам SL процентов 30…40 форы по ресурсу.


Вскрытие двигателя и взвешивание деталей после испытаний каждого масла позволило оценить их защитные способности. Масла группы SM действительно более эффективно уменьшают износ – это подтвердил наш эксперимент


Табл.1 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОБ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Параметр масла Группа SL Группа SM
NGN Gold 5W40 Motul X-Clean 5W40 Esso Ultron 5W40 BP Visco 5W40
Общие физико-химические параметры
1 Кинематическая вязкость при 40° С, сСт 81,0/94,35 84,18/106,73 84,36/99,51 80,08/96,46
2 Кинематическая вязкость при 100° С, сСт 14,06/15,56 13,06/16,99 14,65/15,84 13,77/14,36
3 Кинематическая вязкость при 150° С, сСт 6,24/6,79 5,85/6,97 6,06/6,62 5,79/6,45
4 Индекс вязкости 180/176 156/174 196/182 170/154
5 Условная температура проворачиваемости кол.вала, Т 5000 , град.С (расчетная) -24/-21 -19/-20 -26/-21 -23/-21
6 Щелочное число, мг КОН/г 11,5/10,1 9,8/8,2 8,4/7,7 8,0/7,2
7 Общее кислотное число, мг КОН/г 1,82/2,73 1,90/2,77 1,91/2,30 1,21/2,23
8 Температура вспышки в открытом тигле, град. С 236/238 223/225 227/228 232/234
Содержание активных элементов в начальной пробе масла
9 Содержание серы, % 0,32 0,27 0,42 0,20
10 Массовая доля фосфора, % масс. 0,12 0,15 0,16 0,12
11 Массовая доля кальция, % масс. 0,32 0,38 0,45 0,23
12 Массовая доля цинка, % масс. 0,18 0,16 0,19 0,13
Содержание продуктов износа по окончании цикла испытаний
13 Содержание железа, ррм 15,5 12,0 3,5 4,5
14 Содержание алюминия, ррм 214,2 184,3 48,9 55,6
15 Содержание хрома, ррм 7,2 9,8 4,5 5,2

В числителе показатели, определенные в начальных пробах масла после первого цикла испытаний (через 6 моточасов), в знаменателе – в итоговых пробах (через 120 моточасов)

УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ РАБОТЕ НА РАЗЛИЧНЫХ МОТОРНЫХ МАСЛАХ

Группа по API Изменение показателей двигателя при работе на моторном масле … (относительно параметров, полученных на масле Esso Ultron) Моторные показатели Содержание токсических компонент
Мощность, % Расход топлива, % По СО,% По СН, % По NOx, %
SL BP Visco 0.30/ -1,49 1.17/ -4.05 -3.63/-2.19 --2.89/ -5,02 --1.11/-0.53
SM NGN Gold 0.55/ 2.45 1.67/5.98 --3.63/ 5.56 --1.44/ 9.56 1.22/3.91
SM Motul X-Clean 0.28/ 2.65 1.54/6.35 --1.43/ 6.35 0.31/ 10.60 --2.38/0.43

В числителе показатели, определенные для свежего масла, в знаменателе – для итоговых проб масла (через 120 моточасов)
Красным выделено ухудшение показателей, зеленым- улучшение, синим – изменение в пределах погрешности измерений.

Масса отложений на контрольных весовых элементах по окончании цикла испытаний




Отложения на боковой поверхности поршня – самые опасные! Они могут привести к залеганию колец – а отсюда и потере компрессии, и перегревам поршня. Вот примерно такие отложения дают полностью убитые минеральные масла .



А такие – масла группы SL…



А такие – группы SM. Разница заметна



Отложения в картере двигателя после масел группы SL тоже есть, их присутствие неизбежно



Так выглядит тот же картер после масла группы SM



На клапанных механизмах разница не так заметна, но она тоже есть.. Это после масла группы SL



Это после масла группы SM

Бесперебойная работа двигателя – залог длительного эксплуатационного срока любого автомобиля. Любая некорректность работы двигателя может привести к длительному и, что более важно, дорогостоящему ремонту. Поэтому так важно вовремя и правильно проводить обслуживание двигателя и следить за износом его деталей, так как износ деталей является одной из самых частых причин поломок. Несвоевременная замена масла может впоследствии привести к серьёзным поломкам и излишнему износу деталей двигателя, не говоря уже о повышении расхода топлива. Такой, казалось бы, простой шаг – своевременная замена и правильный подбор масла, в разы увеличивает срок службы любого двигателя.

Классифицировать можно по основным характеристикам:

  • область применение масла (предназначенное для бензиновых или дизельных двигателей либо универсальное),
  • вязкость (классификация по по вязкости масла (с учетом изменения вязкости масла при изменении температуры окружающей среды); различают всесезонные (наиболее популярные в странах СНГ и Европы), зимние и летние масла),
  • тип (определяется в зависимости от метода производства и исходного сырья; различают минеральные, полусинтетические и синтетические масла).

Классификация по типам масла

Минеральные масла состоят из смеси различных углеводородов.

Производят минеральные моторные масла из тяжелых высококипящих фракций нефти.

Чтобы улучшить качество минерального масла его подвергают специальной обработке для перестройки молекул (называемой гидрокрекинг) высокой температуре и высокого давления с добавлением катализаторов и водорода. Данный процесс все время совершенствуется, и современные минеральные масла отличаются значительно более высоким качеством по сравнению с их предшественниками, производимыми 10 и более лет назад.

Синтетические масла производятся методом химического синтеза. Синтетические масла отличаются от минеральный более высокой однородностью и повышенной стабильностью.

как пример можно рассмотреть влияние температуры на свойства минеральных и синтетических масел

Минеральные масла подвержены повышенному влиянию температур и требуют использования специальных присадок, однако это приводит к уменьшению срока службы масла и, как следствие, более частым его заменам. Синтетические масла менее зависят от температур и позволяют сохранить достаточную плотность и вязкость как при отрицательных температурах, так и при повышенных, что обеспечивает уменьшение износа деталей и,в общем и целом, обеспечивает экономию топлива.

Производить замену синтетических масел необходимо реже, однако и цена таких масел зачастую на порядок выше по сравнению с другими видами моторных масел за счет дороговизны используемого для производства сырья и оборудования.

Несмотря на все плюсы использования синтетических масел, они могут быть использованы не для всех двигателей.

К примеру, для старых автомобилей (с двигателями с сальниковой набивкой) применение такого масла недопустимо.

Существует также и третий (промежуточный) тип — полусинтетические моторные масла, получаемые путем смешивания минерального и синтетического масел. Такие масла по своим техническим характеристикам лучше минеральных (выше индекс вязкости, меньшая предрасположенность к образованию отложений при эксплуатации при высоких температурах и т.д.). Полусинтетические масла обеспечивают лучшую (по сравнению с чистым минеральным маслом) защиту двигателя и снижают расход топлива (в среднем на 3-5%). Цена полусинтетических масел ниже синтетических, что делает их очень популярными среди потребителей.

присадки для масла в двигатель

Высокие требования к качеству смазочных характеристик моторного масла привели к появлению огромного количества присадок, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.

Зачастую масло может содержать сразу несколько видов присадок, каждая из которых влияет на определенное свойство масла.

К примеру, добавление «моющей» присадки не допускает пригорания деталей, в частности поршневых колец и т.д., а также очищает и уменьшает отложения на деталях масляной пленки, так называемого «лака», противоизносная присадка позволяет уменьшить износ трущихся деталей, образовывая более стойкую масляную пленку на поверхности трения.

В зависимости от поставленных целей и потребностей двигателя можно подобрать оптимальное моторное масло с необходимыми свойствами за счет оптимально подобранной комбинации присадок.

На современном рынке покупателям предлагается много различных присадок и добавок, которые можно добавить в моторное масло. Однако, с такими присадками стоит быть предельно осторожными, поскольку улучшая одно свойство моторного масла, мы можем значительно ухудшить другое. Например, добавляя моющую присадку для очистки двигателя, мы можем ухудшить противоизносные свойства масла и, как следствие, спровоцировать излишний износ комплектующих двигателя.

Классификация моторного масла по вязкости

Определяется согласно методике общества автомобильных инженеров Америки SAE.

Маркировка согласно классификации SAE состоит из букв и цифр или только цифр.

Рассмотрим как расшифровать данную маркировку и какой вязкости масло выбрать для вашего автомобиля.

Летние сорта моторного масла содержат в маркировке вязкости только цифры (20, 30, 40, 50 и 60). Буква W (от англ. Слова Winter - зима) – обозначает зимний сорт масла. В стандарте SAE J300 перечислено 6 классов вязкости для зимних сортов масла (OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).

Стоит отметить, что у минеральных масел температура замерзания на порядок выше по сравнению с синтетическими маслами и это стоит принимать во внимание при выборе масла в регионах с суровой зимой.

Например, в регионах где зимой температура может опускаться ниже -30°С рекомендуется использовать синтетическое или как минимум полу-синтетическое масло что бы предотвратить его замерзание.

Некоторые синтетические масла могут обеспечить запуск двигателя и при -40 °С, так как у них температура замерзания ниже -50°С, в то время как минеральное масло сильно загустеет и может полностью замерзнуть уже при -30-35°С.

Большинство среднестатистических водителей меняют масло в среднем раз в год, поэтому всесезонные сорта моторного масла наиболее популярны и распространены в странах с умеренным климатом и относительно небольшим сезонным перепадом температур.

Маркировка всесезонного масла содержит и зимний и летний показатель вязкости, которые обычно указываются через черточку, дефис или пробел (например, SAE 10W30, SAE 15W-40 и т.д.).

Стоит обратить внимание, что синтетические масла более текучие, они легче распределяются по маслосистеме и могут легче проникнуть в зазоры и не достаточно плотные соединения и обнаружить подтекание масла проще всего именно при использовании синтетического масла.

К примеру, подтекание сальника, которое многие списывают на излишнюю агрессивность масла, часто сигнализирует об износе кромки манжета и необходимости его замены.

При использовании минеральных или полусинтетических масел стоит внимательнее обследовать элементы двигателя на предмет износа и плотности соединений.

Классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла

Помимо вязкости и типу масла существует еще и классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла.

Данная классификация была предложена API (American Petroleum Institute — Американским институтом нефти) в 1947 году.

Потерпев несколько изменений и дополнений данная классификация используется по сей день.

Согласно этой классификации масла делятся на 2 категории: «S» (Service) и «С» (Commercial).

Масла с маркировкой S применяются для четырехтактных бензиновых двигателей, а с маркировкой С – для сельскохозяйственных машин, дорожно-строительной техники и прочих крупногабаритных транспортных средств.

Категория «S» делится на несколько классов по возрастанию требований к качественным характеристикам масла: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ, API SL, API SM. На сегодняшний день используются не все перечисленные категории, некоторые из них уже признаны устарелыми и более не применяются.

В частности больше не используются следующие классы категории «S»:

  • SA (масла без дополнительных присадок, пригодные для применения в бензиновых и дизельных двигателях),
  • SG (для бензиновых двигателей, выпущенных в конце 80-ых — начале 90-ых годов),
  • SB (масла с легкой антиокислительной и противоизносной защитой для маломощных бензиновых двигателей),
  • SF (для бензиновых двигателей выпуска 80-ых годов),
  • SC (для бензиновых и дизельных двигателей старого образца, которые были выпущены еще в 60-ые),
  • SE (для применения в бензиновых двигателях выпуска 72-79 годов, дополнительно имеют в составе присадки от нагара, коррозии и окисления),
  • SD (для бензиновых двигателей легковых автомобилей конца 60-ых).

Также сейчас существует еще два относительно новых класса масел для современных автомобилей — SL и SM.

Масла класса SL могут применяться в турбированных многоклапанных двигателях (особенно актуально применение данного масла при работе с обедненными топливными смесями), класс SM отличается более высокими антиокислительными и противоизносными свойствами за счет наличия в составе дополнительных присадок.

Категория «С» насчитывает десять классов: СА, СВ, СС, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4. Классы API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II считаются уже устаревшими и на данный момент более не используются.

Однако на полках магазинов все еще можно встретить масла с маркировкой устаревших классов, поскольку автомобили со старыми двигателями все еще находятся в эксплуатации и поэтому производители продолжают выпускать для них моторные масла.

Существует также двойная маркировка (например, SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.д.), которой обозначают универсальное масло, которое можно безопасно применять с одинаковой эффективностью как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

Классификация масел на основе методов испытания

Начиная с 1996 года Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA), в состав которой входят такие мировые гиганты автопрома как FIAT, Peugeot, BMW, Volksvagen, Porsche, General Motors Europe, Volvo, и т.д., была введена новая классификация масел на основе методов испытания.

Классификация АСЕА-98 содержит 3 категории моторных масел в зависимости от их назначения — А, В и Е:

  • категория А используется для обозначения уровней качества масла для бензиновых двигателей. Данная категория состоит из трех подкатегорий — А1, А2, А3.
  • категория В используется для обозначения уровней качества масла для дизельных двигателей в небольших фургонах и легковых автомобилях.
  • категория Е используется для обозначения уровней качества масла для применения в тяжелых дизельных двигателях, которые зачастую используются в крупногабаритных грузовых автомобилях.

Учитывая огромный ассортимент масел на рынке, очень важно уметь правильно подобрать масло.

В первую очередь стоит руководствоваться рекомендациями по подбору масла в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Основные характеристики, которыми стоит ориентироваться при выборе масла:

  • вязкость (основываясь на климатической зоне и сезоне эксплуатации техники),
  • тип применения (основываясь на рекомендациях по подборе масла от производителя техники, указанных в инструкции по эксплуатации или, возможно, сервисной книжке автомобиля, а также учитывая тип и режим работы двигателя).
  • Для новых автомобилей (при пробеге до четверти от полного заявленного ресурса двигателя) рекомендуется применять масло с вязкостью 10W30 или 5W30 в течение всего года.
  • После пробега четверти планового ресурса двигателя стоит применять масло вязкостью SAE 5W40 круглый год, либо, при возможности, производить замену масла два раза в год и летом использовать масла с маркировкой 15W40 или 10W40, а зимой — 5W30 или 10W30.
  • Для поддержанных автомобилей (после пробега более трех четвертых от планового ресурса двигателя) стоит перейти на масло с маркировкой SAE 5W40 (всесезонно) либо использовать SAE 10W40 или SAE 5W40 зимой и 20W40 или 15W40 летом.
  • Для автомобилей эксплуатируемых в условиях суровой зимы (если температура опускается до минус 25-30°С и ниже) стоит использовать полусинтетическое или синтетическое масло во избежание его замерзания.
  • Для автомобилей, эксплуатируемых в тяжелых условиях, необходимо проводить замену масла чаще в 1,5, а то и два раза.
  • Нельзя доливать в двигатель масло другого типа и даже масло такой же маркировки, но другого производителя.
  • Масло одной маркировки от разных производителей может отличаться по количеству и составу входящих в него присадок, а смешивание разных видов масла может значительно ухудшить его эксплуатационные характеристики.
  • Нельзя смешивать синтетическое и минеральное мало из-за их разной плотности. При переходе с одного вида масла на другое, перед заливкой нового масла, рекомендуется промыть масляную систему использую специальный очищающий состав.
  • При замене масла рекомендуется проводить замену маслофильтров.

Это не обязательное условие, однако выполнение этой рекомендации может значительно продлить эксплуатационный срок двигателя и это несомненно поможет избежать засорения маслосистемы.

Cистема классификации моторных масел API (Американского Нефтяного Института) была создана в 1969 году. По системе API установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

S (Service) - состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке.
C (Commercial) - состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке.
EC (Energy Conserving) - энергосберегающие масла. Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Пример: API SM/CF.

Классы качества API для бензиновых моторов

Класс API SN – утвержден в 1 октября 2010 года.
Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.

Класс API SM – утвержден 30 ноября 2004 года.
Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC
Моторные масла, соответствующие требованиям API SL, SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SJ или более ранние.

Класс API SL – моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.
В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. Автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.

Класс API SJ – моторные масла для использования в бензиновых моторах начиная с 1996 года выпуска.
Данный класс описывает автомасла, которые используются в бензиновых двигателях, начиная с 1996 года выпуска. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Моторные масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут применяться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SH или более ранние.

Класс API SH – моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1994 года выпуска.
Класс принят в 1992 году для моторных масел, рекомендуемых с 1993 г. Этот класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан, как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА). Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SG или более ранний.

Класс API SG – моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1989 года выпуска.
Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя. Моторные масла класса SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и могут использоваться там, где рекомендуются классы SF, SE, SF/CC или же SE/CC.

Класс API SF - моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1980 года выпуска (устаревший класс).
Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя. Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел SE, а также более надежную защиту от нагара, ржавления и коррозии. Моторные масла класса SF могли применяться, как заменители предыдущих классов SE, SD или SC.

Класс API SE - моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года (устаревший класс). Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD и могут использоваться, как заменители этих категорий.

Класс API SD - моторные масла для использования в бензиновых моторах с 1968 г. (устаревший класс). Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 г. и позднее. Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.

Класс API SC - моторные масла для бензиновых моторов, начиная с 1964 г. выпуска (устаревший класс). Обычно применялись в моторах легковых машин и некоторых грузовиков выпуска 1964-1967 годов. Уменьшают высоко- и низкотемпературный нагар, износ, а также защищают от коррозии.

Класс API SB - моторные масла для маломощных бензиновых моторов (устаревший класс). Моторные масла 30-х годов 20-го века, обеспечивавших достаточно легкую защиту от износа и окисления, а также антикоррозийную защиту подшипников в моторах, которые эксплуатируются в легких нагрузочных режимах. Моторные масла этого класса могут применяться только, если они специально рекомендованы производителем двигателя.

Класс API SA - моторные масла для бензиновых и дизельных моторов. Устаревший класс масел для использования в старых моторах, работающих в таких условиях и режимах, при которых защита деталей с помощью присадок не нужна. Моторные масла этой класса могут применяться только, если они рекомендованы производителем двигателя.

Классы качества API для дизельных моторов

Класс API СJ-4 - действует с 1 октября 2006.
Данный класс разработан специально для тяжелонагруженных двигателей. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.
Новая классификация вмещает требования более ранних категорий API CI-4 PLUS, CI-4, но несет значительные изменения требования в ответ на потребности новых двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам 2007 и более поздних моделей.

Класс API CI-4 (CI-4 PLUS) - новый эксплуатационный класс моторных масел для дизельных двигателей. По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.

Класс API CI-4 - класс введен в 2002 году.
Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува. Моторное масло, соответствующее данному классу, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370°C, под воздействием газов. Усилены также требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.
Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям выпускаемым с 1 октября 2002 г.

Класс API CH-4 - действует с 1 декабря 1998 года.
Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.
Автомасла API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей. Требования класса специально разработаны для использования в моторах, работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до 0,5%. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для стран Южной Америки, Азии, Африки.
Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях. Могут применяться, как заменители моторных масел API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.

Класс API CG-4 - класс представлен в 1995 году.
Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%).
Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей).
Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Моторные масла этого класса могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, API CE и API CF-4. Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.

Класс API CF-2 (CF-II) - автомасла, предназначенные для применения в двухтактных дизельных моторах, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.
Класс введен в 1994 году. Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора (улучшенная функция очистки).
Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2 обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел при условии наличия рекомендации производителя.

Класс API CF-4 - моторные масла для использования в четырехтактных дизельных моторах, начиная с 1990 года выпуска.
Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами. Для таких условий требования к качеству масел превышают возможности класса СЕ, поэтому моторные масла CF-4 могут использоваться вместо масел класса СЕ (при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя).
Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.
Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.

Класс API CF (CF-2, CF-4) - моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском. Классы введены начиная с 1990-го и по 1994-й года. Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.
Класс CF описывает моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).
Моторные масла, сертифицированные по классу CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора. Моторные масла этого класса могут использоваться там, где рекомендуется класс качества CD.

Класс API СЕ - моторные масла для использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска (устаревший класс).
Автомасла данного класса предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала.
Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса CD.

Класс API CD-II - моторные масла для использования в сверхмощных дизелях с двухтактным рпабочим циклом (устаревший класс).
Класс введен в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса API CD. Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику. Моторные масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего класса CD, кроме этого существенно повышены требования относительно высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа.

Класс API CD - моторные масла для дизельных двигателей повышенной мощности, которые использовались в сельскохозяйственной технике (устаревший класс). Класс введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа. Моторные масла этого класса могли использоваться в случаях, когда производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы).
Автомасла API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами, обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар.

Класс API СС - моторные масла для дизельных двигателей, которые эксплуатируются в средних режимах нагрузки (устаревший класс).
Класс введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки.
Кроме того, при условии наличия рекомендаций производителя двигателя, такие автомасла могли использоваться в некоторых мощных бензиновых моторах.
По сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых моторах.

Класс API СВ - моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой (устаревший класс).
Класс утвержден в 1949 г., как эволюционное развитие класса СА при использовании топлива с повышенным содержанием серы без особых требований к качеству. Автомасла API СВ предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A Приложение 1.

Класс API СА - моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей (устаревший класс).
Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном дизельном топливе. В соответствии с рекомендациями производителей автомобилей, могут применяться и в некоторых бензиновых моторах, которые эксплуатируются в умеренных режимах.
Класс широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может использоваться в современных условиях, если это не предусмотрено требованиями производителя двигателя.
Моторные масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству топлива, которое используется.

В разделе на вопрос Что означает маркировка SF/CC и SG/CD на канистрах с лукойловской минералкой? заданный автором Прострагивать лучший ответ это Пеpвая буква указывает назначение:
S - для бензиновых двигателей,
С - для дизельных двигателей.
Втоpая буква в алфавитном поpядке обозначает степень качества.
Большинство заpубежных мотоpных масел унивеpсальные - их пpименяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, напpимеp, SF/CC, CD/SF и дp. Основное назначение масла указывают пеpвые буквы (до pазделительного знака) .
Для автомобилей с бензиновыми двигателями производства стран СНГ нормой является моторное масло с уровнем качества SF по API .
Масла класса SG по API - высший класс масел, изготовленных на минеральной (нефтяной) основе.
Для легковых автомобилей с дизельными двигателями следует применять масла классов CD, CE, CD/SE. Не рекомендуется использовать в легковых высокооборотных дизелях масла, предназначенные для дизельных двигателей грузовиков.
Для дизельных двигателей грузовиков рекомендуется применять масла классов CD/SF, CE/SG, CE/SF и т. д.

Ответ от Осоветь [гуру]
SG/CD декларирует более высокое качество чем SF/CC, т. е. для более современных двигателей. Хотя маркировка для лукойла весьма сомнительная. Место применения их технических жидкостей, которые они именуют моторными маслами, мне неизвестна.