» » Лоси бросаются под колеса от голода. Когда лоси выходят на дорогу Лоси выбегают на дорогу

Лоси бросаются под колеса от голода. Когда лоси выходят на дорогу Лоси выбегают на дорогу

07.02.2012 | Лоси бросаются под колеса от голода

Лоси бросаются под колеса от голода

В результате последнего столкновения лося с иномаркой погиб только рогатый виновник ДТП. Водитель Hyundai Sonatа отделался испугом, разбитым лобовым стеклом и вмятиной на корпусе машины. Такую относительно благополучную развязку дорожные коллизии с 700-килограммовыми "пешеходами" получают далеко не всегда. Почему они вообще происходят?

Одна из версий связана с гастрономическими пристрастиями лосей. Они обожают соль. И зимой балуют себя тем, что слизывают ее с тропинок парка. Увлеченные трапезой, потихоньку добираются до проезжей части… Никаких препятствий по пути гурманы не встречают: за много лет в Минприроды так и не нашли свободных средств на возведение забора вокруг "Лосиного острова".

Вот только, как замечают в парке культуры и отдыха "Сокольники", куда рогатые соседи забредают не реже, чем на Лосиноостровскую, преград для вылазок в город у животных и раньше не было, а активно мигрировать они начали всего лет шесть-семь назад. Там участившиеся побеги сохатых объясняют недостатком кормовой базы.

Отметим, МКАД делит территорию "Лосиного острова" на две неравные части. В московской, которая занимает 3 тыс. га из 12 тыс., обитает всего 12-15 особей (в областной - порядка 30). Проблема в том, что эти тысячи столичных гектар, в основном, засажены березами, а лоси едят осины, ивы и ели. Каждому нужно примерно по 20 кг коры и веток в день. Об этом рассказывает сотрудник "Сокольников", некогда работавший в отделе лесного хозяйства и благоустройства "Лосиного острова". "Когда нечего есть, — вздыхает, — едят, что найдут. В 2010 году был глубокий снежный покров, так дошло до того, что они стали повреждать кору рябины и остролистного клена. То, что дефицит кормовой базы есть, — это однозначно".

Он чреват не только для автовладельцев. Слоняясь по окрестностям, сохатые уже наведывались и в детский садик, и во дворы жилых домов, побывали даже в местном отделении полиции. А ведь некоторые довольно смутно представляют, чем отличается дикий лось от зебры в зоопарке. Взрослый самец, к примеру, одним копытом в легкую перешибает березу диаметром в 20 сантиметров. И бьет он, кстати, не задними ногами, а передними. Это на заметку тем сообразительным фотографам, которые, по аналогии с лошадью, боятся подходить к лосю с тыла, предпочитая светить вспышкой прямо в глаза.

"Так делать ни при каких условиях нельзя! - предупреждают в администрации "Сокольников". — Это крайне опасно! Речь идет о диком животном, которое, почувствовав малейшую угрозу, проявляет агрессию". Причем лесного жителя абсолютно не интересует, какие габариты и намерения у этой угрозы. Так, на взгляд мамы-лосихи, даже пятилетний человеческий детеныш представляет для ее отпрыска смертельную опасность.

"Наши - спокойные и неконфликтные", — отвечает на критику главный инженер "Лосиного острова" Алексей Сухоруков, имея в виду обитателей московской части парка. По его утверждению, лось, выросший в черте мегаполиса, разительно отличается от диких сородичей. "Он лояльнее относится к машинам, людям и стрессовым ситуациям", — успокаивает Сухоруков, добавляя, что на случай ЧП в парке "дежурит егерская служба, располагающая специализированным оборудованием для обездвиживания животных". Перенервничавшего "москвича" отвозят в область, чтобы тот смог отдохнуть от городской суматохи на просторе.

И все-таки водителям, пострадавшим по недогляду егерей, от этого знания не легче. Сухоруков парирует, что "работа ведется". Так, в 2011 году Министерство природы, в подчинение которого, напомним, и входит "Лосиный остров", заключило соглашение с Москвой о совместной опеке над парком. В том же 2011-м столичный департамент природопользования ссудил из бюджета 300 млн рублей на благоустройство территории федерального заповедника. Часть денег, как заверили "Росбалт", потратили на ограждения.

В самое ближайшее время, по данным Сухорукова, вдоль дорог, граничащих с парком, планируется возвести пять километров забора. Он уже изготовлен — осталось только установить. Одно "но": специалисты предупреждают, что двухметровая преграда для лося никогда не была и не станет помехой. "Конечно, в стрессовой ситуации он может перепрыгнуть двухметровый забор, — соглашается Сухоруков, — но для наших это скорее исключение, чем повседневная практика".

Ясно, однако, что проблему недобора калорий ограда не решит. Лоси не начнут есть зерно, которым егерская служба подкармливает других обитателей парка, и, как и раньше, не побегут по подземным зверопроходам в областные леса (ими — темными, сырыми и шумными — пользуются исключительно дикие собаки). Деликатесные осины в "Лосинке" высаживать не собираются (не презентабельная порода). Это значит, что рогатым чревоугодникам останется либо окончательно переключить внимание на рябины, либо бросить силы на поиски новых подступов к людям.

Животно-транспортные происшествия в Беларуси

Количество аварий с участием диких животных в Барановичском районе в 2011 году увеличилось по сравнению с 2010-м примерно на 20%. В одном случае в результате ДТП погиб человек.


Населенные пункты Барановичского района, вблизи которых происходили аварии с дикими животными в 2011 году

Трасса повышенной опасности

По данным отделения ГАИ Барановичского РОВД, большинство зарегистрированных аварий по вине диких животных - почти 80% от общего количества - произошло на трассе Брест-Минск-граница РФ. Зоной повышенной опасности для водителей стали отрезки дороги, прилегающие к деревням Верхнее Чернихово, Павлиново и Лесино.

Больше всего после встреч с дикими кабанами, лосями и косулями, как на трассе М1, так и на других автодорогах, доставалось автомобилям. Но в одной аварии, которая случилась в сентябре 2011 года на автодороге Барановичи-Гродно, не обошлось без человеческих жертв. В районе д. Тартаки перед автомобилем «Опель» внезапно на дорогу выбежал лось. Водителю деваться было некуда: по встречной полосе шел транспорт. В результате столкновения женщина-пассажир от полученных травм скончалась.

«Если днем еще водители могут заметить приближающееся животное и принять меры, чтобы избежать наезда, то в темное время суток это практически невозможно, - отметил старший госавтоинспектор ОГАИ Барановичского РОВД Александр Евтюхин. - Поэтому большинство таких аварий случается именно вечером или ночью».

По данным Госавтоинспекции, чаще всего миграции диких животных по дорогам района происходят осенью (пик - в октябре) и весной (май).

Наибольшую опасность для водителей представляют крупные животные, такие как лоси и косули.

«Если в случае столкновения с кабаном удар приходится в основном на низ автомобиля, то при наезде на лося или косулю животное чаще всего падает на капот. Как правило, в таких ситуациях выбивается лобовое стекло, срываются стойки и люди получают серьезные, иногда смертельные травмы», - отметил Александр Евтюхин.

А вот серьезных аварий с участием мелких животных вроде лис и зайцев в районе не было. По крайней мере, никто из водителей с такими сообщениями в ГАИ не обращался.

Больше животных - больше аварий?

Причины, по которым пути животных и водителей стали чаще пересекаться, сотрудники ГАИ назвать затруднятся. Между тем они склоняются к мнению, что на увеличение таких случаев могло повлиять то, что в последнее время из-за ужесточения правил охоты уменьшилось количество охотников, а поголовье диких животных, наоборот, выросло.

То, что диких животных в Барановичском районе стало больше, подтвердили и в Барановичском обществе охотников и рыболовов. Однако увеличение поголовья связано, по мнению представителей общества, не с уменьшением количества охотников (оно осталось на прежнем уровне), а с эффективно налаженной работой по борьбе с браконьерством и активной подкормкой животных в осенне-зимний период.

«Диких животных стало значительно больше. И это при том, что добыча, к примеру, диких кабанов намного увеличилась. В 2011 году по сравнению с 2010-м мы добыли на 150 диких кабанов больше», - рассказал директор учреждения «Барановичская районная организационная структура (РОС) Белорусского общества охотников и рыболовов (БООР)» Владимир Мезяк.

Есть и еще одна версия: водители, особенно те, чьи автомобили застрахованы от таких случаев, чаще стали обращаться в ГАИ и страховые компании, чтобы получить возмещение ущерба.

«При обычной страховке случаи столкновения с животными считаются не страховыми. При таких ДТП автовладельцы вынуждены ремонтировать свои машины за собственные средства, а ведь иногда ущерб очень большой. Поэтому многие в последнее время предпочитают страховать автомобили по системе «АвтоКАСКО», отсюда и рост числа сообщений о таких авариях», - считают в Госавтоинспекции.

Дикие проблемы

Чтобы предотвратить случаи наезда на диких животных, сотрудники Госавтоинспекции перепробовали многое. Обращались с ходатайством в ДЭУ-3 об увеличении зоны действия предупреждающих знаков, установленных на трассе, консультировались с лесхозами и БООР, однако пока кардинально переломить ситуацию в лучшую сторону им не удалось.

В БООРе же утверждают, что делать ставку нужно в первую очередь не на ограждение звериных троп, хотя и это важно, а на установку дополнительных знаков, в том числе ограничивающих скорость движения.

«Места, где чаще всего происходят аварии с животными, известны, поэтому, чтобы предотвратить дальнейший рост аварийности, нужно, прежде всего, установить дополнительные знаки, предупреждающие о возможном появлении диких животных на дороге, и ограничить в этих местах скорость движения, - считает Владимир Мезяк. - Кроме того, там, где проходят звериные тропы, поставить ограждения, как это сделано во многих европейских странах, а также шумовые полосы».

Пока, к сожалению, все эти меры находятся в стадии разработки, поэтому инспекторам ничего не остается, как уповать на осторожность и предусмотрительность самих водителей.

«Приближаясь к лесному массиву, в особенности в местах, где установлены предупреждающие о возможном появлении диких животных знаки, будьте предельно внимательны и по возможности снижайте скорость, - советует ГАИ. - На высокой скорости при внезапном появлении на пути животного избежать столкновения почти невозможно».

Кстати

Животное, которое попадает под машину, передают в общество охотников и рыболовов. Если с момента аварии прошло не более двух часов и внутренние органы животного не пострадали, его после соответствующей санитарной проверки и обработки могут разделать, а мясо пустить на продажу. В противном случае погибшего зверя утилизируют.

Справка «IP»

В 2011 году на территории Барановичского района произошло 32 ДТП с участием диких животных. В 14-ти случаях под колесами оказались дикие кабаны, в 11-ти - лоси, 7 - косули.

С наступлением осени, в условиях низкой видимости на загородных дорогах, выход диких животных представляет смертельную опасность как для водителей, так и для самих лесных обитателей.

За последнюю неделю появилось несколько сообщений о ДТП с участием лосей. Подобная ситуация разворачивалась и прошлой осенью - ровно год назад.

У такой цикличности есть вполне обоснованная причина - как отмечает рязанский зоолог Антон Барановский, это явление сезонное.

То, что лоси выбегают на дорогу - это явление сезонное. По моему мнению, дело даже не столько в гоне. Подрос молодняк, прошлогодние лосята становятся самостоятельными, они менее осторожны, чем взрослые, вот и выходят на дороги чаще. Сеголетки тоже подросли, матери поэтому становятся менее осторожными, уже не так прячутся от человека. Опять же, постепенно они мигрируют из летних местообитаний в зимние. Лоси более активны по ночам и в сумерках, но летом рассвет в 3 часа утра, в это время дороги пустые, сейчас в 6 часов, на дорогах уже машины, вот и столкновений больше. Ну и гон тоже некоторую роль играет. Взрослые самцы становятся менее осторожными, - Антон Барановский, зоолог.

В этом году в Рязанской области произошло ДТП с лосем, в результате которого погиб человек. Около 21:00, 31 августа, на 232-ом километре трассы Москва-Тума-Касимов автомобиль ВАЗ-2115 сбил лося, переходящего дорогу. В результате аварии автомобиль получил серьезные механические повреждения, а 41-летний водитель скончался от травм на месте ДТП.

Комментарий ГИБДД:
С начала текущего года произошло 3 ДТП связанных с наездом на лосей, в которых 1 человек погиб и 4 получили травмы различной степени тяжести.
В 2016 году произошло 3 ДТП, в которых один человек погиб и трое получили травмы

Когда под колеса неожиданно выпрыгивает животное, времени на размышления практически не остается - такая встреча может закончиться печально как для сохатого, так и для водителя. Кстати, помимо ремонта автомобиля, водитель еще и заплатит штраф за то что несанкционированно уничтожил лесного жителя. Инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко рассказал, как минимизировать риск столкновения, если лось выбежал на дорогу:

Нужно максимально снизить скорость и целиться мимо крупа животного (он легче).
При этом важно помнить, что руль поворачивать надо одновременно с торможением, а не после него. Так маневр получается эффективнее: требует меньше усилий и на тормозах, и на руле.
Вообще полезно приучать себя смотреть максимально далеко. В этом случае любое препятствие можно увидеть заранее, - сообщает инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко .

И обязательно обращайте внимание на знак "Дикие животные", его устанавливают не для красоты, а как раз для того, чтобы водители понимали - прямо сейчас под колеса может кинуться животное. А вот и расценки на ДТП с лесными жителями: в этом году штраф за сбитого лося - 40 000 рублей, за раздавленного кабана - от 15 000 рублей, а за погибшую под колесами косулю придется отдать 20 000 рублей.

© Фото из архива НП "Лосиный остров"

Каждую зиму в Москве разыгрываются одни и те же трагедии: на Лосиноостровской случаются аварии с участием обитателей национального парка «Лосиный остров». Почему сохатых с таким упрямым постоянством тянет под колеса городских авто?

В результате последнего столкновения лося с иномаркой погиб только рогатый виновник ДТП. Водитель Hyundai Sonatа отделался испугом, разбитым лобовым стеклом и вмятиной на корпусе машины. Такую относительно благополучную развязку дорожные коллизии с 700-килограммовыми «пешеходами» получают далеко не всегда. Почему они вообще происходят?

Одна из версий связана с гастрономическими пристрастиями лосей. Они обожают соль. И зимой балуют себя тем, что слизывают ее с тропинок парка. Увлеченные трапезой, потихоньку добираются до проезжей части… Никаких препятствий по пути гурманы не встречают: за много лет в Минприроды так и не нашли свободных средств на возведение забора вокруг «Лосиного острова».

Вот только, как замечают в парке культуры и отдыха «Сокольники», куда рогатые соседи забредают не реже, чем на Лосиноостровскую, преград для вылазок в город у животных и раньше не было, а активно мигрировать они начали всего лет шесть-семь назад. Там участившиеся побеги сохатых объясняют недостатком кормовой базы.

Отметим, МКАД делит территорию «Лосиного острова» на две неравные части. В московской, которая занимает 3 тыс. га из 12 тыс., обитает всего 12-15 особей (в областной - порядка 30). Проблема в том, что эти тысячи столичных гектар, в основном, засажены березами, а лоси едят осины, ивы и ели. Каждому нужно примерно по 20 кг коры и веток в день. Об этом рассказывает сотрудник «Сокольников», некогда работавший в отделе лесного хозяйства и благоустройства «Лосиного острова». «Когда нечего есть, - вздыхает, - едят, что найдут. В 2010 году был глубокий снежный покров, так дошло до того, что они стали повреждать кору рябины и остролистного клена. То, что дефицит кормовой базы есть, - это однозначно».

Он чреват не только для автовладельцев. Слоняясь по окрестностям, сохатые уже наведывались и в детский садик, и во дворы жилых домов, побывали даже в местном отделении полиции. А ведь некоторые довольно смутно представляют, чем отличается дикий лось от зебры в зоопарке. Взрослый самец, к примеру, одним копытом в легкую перешибает березу диаметром в 20 сантиметров. И бьет он, кстати, не задними ногами, а передними. Это на заметку тем сообразительным фотографам, которые, по аналогии с лошадью, боятся подходить к лосю с тыла, предпочитая светить вспышкой прямо в глаза.

«Так делать ни при каких условиях нельзя! - предупреждают в администрации «Сокольников». - Это крайне опасно! Речь идет о диком животном, которое, почувствовав малейшую угрозу, проявляет агрессию». Причем лесного жителя абсолютно не интересует, какие габариты и намерения у этой угрозы. Так, на взгляд мамы-лосихи, даже пятилетний человеческий детеныш представляет для ее отпрыска смертельную опасность.

«Наши - спокойные и неконфликтные», - отвечает на критику главный инженер «Лосиного острова» Алексей Сухоруков, имея в виду обитателей московской части парка. По его утверждению, лось, выросший в черте мегаполиса, разительно отличается от диких сородичей. «Он лояльнее относится к машинам, людям и стрессовым ситуациям», - успокаивает Сухоруков, добавляя, что на случай ЧП в парке «дежурит егерская служба, располагающая специализированным оборудованием для обездвиживания животных». Перенервничавшего «москвича» отвозят в область, чтобы тот смог отдохнуть от городской суматохи на просторе.

И все-таки водителям, пострадавшим по недогляду егерей, от этого знания не легче. Сухоруков парирует, что «работа ведется». Так, в 2011 году Министерство природы, в подчинение которого, напомним, и входит «Лосиный остров», заключило соглашение с Москвой о совместной опеке над парком. В том же 2011-м столичный департамент природопользования ссудил из бюджета 300 млн рублей на благоустройство территории федерального заповедника. Часть денег, как заверили «Росбалт», потратили на ограждения.

В самое ближайшее время, по данным Сухорукова, вдоль дорог, граничащих с парком, планируется возвести пять километров забора. Он уже изготовлен - осталось только установить. Одно «но»: специалисты предупреждают, что двухметровая преграда для лося никогда не была и не станет помехой. «Конечно, в стрессовой ситуации он может перепрыгнуть двухметровый забор, - соглашается Сухоруков, - но для наших это скорее исключение, чем повседневная практика».

Ясно, однако, что проблему недобора калорий ограда не решит. Лоси не начнут есть зерно, которым егерская служба подкармливает других обитателей парка, и, как и раньше, не побегут по подземным зверопроходам в областные леса (ими - темными, сырыми и шумными - пользуются исключительно дикие собаки). Деликатесные осины в «Лосинке» высаживать не собираются (не презентабельная порода). Это значит, что рогатым чревоугодникам останется либо окончательно переключить внимание на рябины, либо бросить силы на поиски новых подступов к людям.

Дарья Миронова

Последующая статья очень поучительны и одновременно страшны для тех, кто хоть раз попадал в подобную ситуацию. Но в отличие от многих тысяч автомобилистов кому не посчастливилось избежать последствий после встречи с крупными животными на дороге, герой нашего первого ролика знал, что делать.

В описании к видео ситуация предстает в таком свете: водитель ехал по зимней пустынной канадской дороге, как вдруг увидел вперед скопление лосей, они стояли посреди дороги и не обращали никакого внимания на приближающийся автомобиль. Водитель принимает правильное решение и начинает торможение. К его несчастью шинам на заснеженной дороге практически не за что зацепиться, начинает скольжение. И в момент, когда до сохатых остаются считанные десятки метров, автомобилист делает второе крайне важное рациональное действие, которое в итоге помогло ему избежать столкновения, он отпускает педаль тормоза и начинает маневрировать на скользкой поверхности в попытке избежать столкновение с крупными парнокопытными млекопитающими.

Важно знать:

Вес этих животных примерно равен 380-700 кг. Столкновение с такой тушей даже на небольшой скорости может серьезно повредить автомобиль. На 60 км/ч и выше, от удара лоси подлетают на уровень лобового стекла и запросто сносят полкрыши автомобиля или хуже того, влетают в салон через переднее стекло.

Канадцу удалось проскользнуть между двумя несущимися лосями, не задев ни одного из них.

Кто-то скажет повезло, но на самом деле везения здесь минимум, человек и сохранил хладнокровие.

Что делать, чтобы избежать столкновение с крупным зверем?

Эти простые советы минимизируют опасность столкновения с лосями и оленями на дороге:

1. При проезде лесных массивов, внимательно следите за знаками. Знак 1.27 «Дикие животные» должен автоматически обострить ваше внимание. Особенно внимательны будьте осенью, в периоды гона, с середины августа до октября месяца.

2. Снизить скорость. Второй важный совет, не превышайте скоростного режима. Лучше даже ехать немного медленнее разрешенной максимальной скорости.

3. Помимо этого, даже если знаков нет, а ваш путь пролегает в лесу, исключать встречу с крупным рогатым животным нельзя. Знак 1.27 ставится лишь в местах частого появления лосей, оленей, кабанов и других диких зверей.

4. Наиболее активны лоси на рассвете, а также в конце дня, после заката. Также имейте это ввиду. Увидели подозрительное шевеление в кустах на пути вашего следования перед машиной? Будьте готовы, к тому, что это может быть лось и он может в любой момент выбежать на дорогу. Снизьте скорость и приготовьтесь к ответным мерам.

5. Если впереди на дороге увидели бегущего сохатого, плавно начинайте тормозить. Дикие животные непредсказуемы, лучше держаться от них подальше. Если машин на дороге нет, а лось не уходит с дороги, попробуйте посигналить ему. Это должно его спугнуть. Правда здесь никто не может гарантировать, что звук клаксона он не воспримет как вызов и не поскачет прямо на автомобиль.

6. Самую большую опасность представляют крупные , выбегающие на перерез автомобилю. Среагировать и верно сманеврировать в такие моменты крайне сложно.

Одно из правил объезда внезапно появившихся на дороге животных, их нужно попытаться объехать сзади. Инстинкт и страх практически всегда гонять животное вперед, поэтому если видите бегущего наперерез лося, косулю, оленя, предварительно по возможности максимально снизив скорость и отслеживая траекторию движения дикого животного, направляйте автомобиль в противоположенную сторону от направления движения бегуна, если это позволяет дорожная обстановка и нет встречных или попутных автомобилей, в которые вы можете врезаться. Иначе виноваты в ДТП будете вы.

Если все же лось сбит. Что делать?

Убедившись, что пострадавших кроме машины и лося нет, вызывайте ГИБДД. Если пострадали люди, звоните в скорую или предупредите ГИБДД, что есть пострадавшие.

Предупредите сотрудников о том, что на дороге сбито дикое животное. По закону сотрудники Госавтоинспекции должны будут приехать с Охотинспектором и провести фиксацию, что произошло ДТП и животное пострадало аварии. В случае если зверь был сбит, не важно, в зоне действия знака 1.27, или в любом другом месте, водителя ждет штраф.

ГК РФ Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Согласно приказу Минприроды «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», за лося нужно будет заплатить 40.000 рублей. При официальном оформлении с вызовом сотрудников ГИБДД, наезд на животное будет квалифицирован как страховой случай, поэтому компенсацию государству автовладелец будет покрывать выплатой по ОСАГО.

Полный список расценок за убитого зверя составлен Министерством природных ресурсов:

Виды охотничьих ресурсов

Стоимость за 1 особь, рублей

Лось, сибирский горный козел, овцебык

40000

Кабан, дикий северный олень, кабарга

15000

Благородный олень

35000

Пятнистый олень, лань, туры, сайгак

30000

Косули, муфлон, серна

20000

Снежный баран

50000

Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом

90000

Медведи

30000

Барсук

6000

Сурки, бобры, куницы, харза

3000

Соболь, выдра

5000

Росомаха

15000

Рысь

20000

Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака, ондатра

Песец, корсак, дикие кошки, норки, хори, колонок, зайцы, дикий кролик

Горностай, солонгой, ласка

Белки

Кроты, водяная полевка, хомяки, бурундуки, летяга, суслики

Глухари

3000

Тетерев, фазаны, улары, саджа

1000

Гуси, казарки

Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп

Перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы

Важно знать:

I. Если не оформить ДТП, могут возникнуть большие неприятности. Это оставление места ДТП, ст.12.27 КоАП РФ- влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

II. Даже если лось пострадал не сильно и убежал обратно в лес, нужно оформить факт ДТП. Даже если у вас КАСКО, но автомобиль получил серьезные повреждения, страховой выплаты вы скорее всего не увидите, если не вызовите на оформление аварии сотрудников ДПС. В этом случае компенсировать ущерб охотничьему хозяйству не придется, поскольку главная улика, лось, умчался в неизвестном направлении и оценить его повреждения егерям явно не удастся.

III. Серьезно битая машина будет привлекать внимание сотрудников на постах ДПС и в случае, если вы решите увезти мясо разделанного мертвого животного с собой и в автомобиле обнаружат эти улики, квалифицироваться данное деяние будет как незаконная охота, статья 258 УК РФ. Санкции за это суровы- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

С начала августа на дорогах Беларуси произошли 2 столкновения транспортных средств с дикими животными, в которых погибли люди. 19 августа в Столбцовском районе мотоциклист , 20 августа в Островецком районе автомобиль . Без кардинальных мер по исключению подобных встреч, ситуация будет только усугубляться - охотничье хозяйство в стране развивается, численность диких животных - увеличивается.

В последние годы арендаторам охотничьих угодий поступает много жалоб и исков от пострадавших при встрече с дикими животными на дорогах. Арендаторы также заинтересованы в уменьшении количества подобных аварий, так как каждое погибшее на дороге животное охотничьего вида - финансовая потеря организации.

В ремя "пьяных" лосей

Период с августа по начало октября - время осенней миграции диких животных, рассказали сайт в Научно-практическом центре по животноводству НАН РБ. За 7 месяцев нынешнего года на дорогах страны было совершено 9 наездов на диких животных с погибшими и пострадавшими в них людьми. Большинство подобных ДТП произошло во время весенней миграции зверей - конец апреля - май.

По словам экспертов, днем или в сумерки больше вероятность встретить на дороге лань или оленя, ночью - кабана или лося. Кстати, лани и косули очень пугливы, так что в зоне действия знака "Дикие животные" нелишне двигаться, периодически подавая звуковой сигнал.

Наиболее опасен для водителей , вес которого может доходить до 600 килограммов, а действия - абсолютно непредсказуемы. Лось может спокойно идти вдоль проезжей части, а затем внезапно прыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может остановиться посреди дороги, не реагируя на свет фар приближающегося автомобиля и рев клаксона. А при попытке объезда неподвижное животное вдруг прыгнет прямо на капот автомобиля. Пик "непредсказуемости" приходится на осень, виной чему "пьяные" яблоки. По словам экспертов, лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-"дички" и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в состояние "опьянения" и становятся совершенно неадекватными.

Животное перед капотом - что делать?

Как показывает практика, водитель может затормозить перед животным лишь когда заметил его на дороге заблаговременно. В сумерки, ночное время или при внезапном появлении животного на дороге среагировать вовремя практически невозможно.

Реальный выход - максимально затормозив, идти на столкновение. Удар машиной любого животного - даже 600-килограммового лося - оставляет водителю больше шансов, чем фронтальное столкновение с другим автомобилем при выезде на "встречку", удар о дерево или опору освещения при съезде с трассы.

Чаще всего, как показывает практика, сидящие в автомобиле получают смертельные травмы не в результате столкновения с животным, а именно после съезда за пределы проезжей части. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь вывернуть руль даже когда столкновение неизбежно.

Не пробуйте проскочить перед животным, объезжая его по направлению его движения - звери развивают большую скорость, редко поворачивая назад.

Будьте предельно внимательны, увидев закончившее переход дороги животное. Олени, лани и кабаны живут стадами - за одним животным можно ожидать появления других.

И ни в коем случае не выходите после столкновения из машины, пытаясь осмотреть раненое животное - в шоковом состоянии оно может покалечить или даже убить. В беседе с сайт сотрудники УГАИ МВД РБ припомнили случай, когда раненный кабан изодрал клыками шины и кузов ударившего его автомобиля. Водителя спасло лишь то, что он не покидал салона.

Чего ожидать от ГАИ и охраны животного мира?

Инспекторов ГАИ вызывать на место ДТП - обязательно! За съезд с места аварии предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей или лишение прав сроком на 2 года.

Вместе с тем, как пояснили в ГАИ, водитель, столкнувшийся с препятствием, нарушает пункт 9.9 ПДД, так как обязан "принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения". Если в процессе разбирательства будет установлено, что животное появилось перед автомобилем внезапно и водитель не имел возможности избежать столкновения, административной ответственности он не понесет.

О ранении или гибели животного необходимо сообщить пользователю охотничьих угодий либо по телефону дежурной линии Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь. Контактные данные организаций есть на информационных табличках, установленных вдоль дорог в районе угодий. Не стоит бояться, что собственник угодий потребует возмещения вреда - за оленя, косулю или кабана, "добытых" с нарушением правил, придется заплатить 6 млн рублей в качестве компенсации ущерба природе, лося - 9,5 млн рублей. Подобное требование может быть предъявлено к водителю, чья вина в ДТП, совершенном в зоне действия предупреждающего знака "Дикие животные", доказана. При этом, поскольку ответственность лица, управляющего транспортным средством, застрахована, вред должна возмещать страховая компания в пределах лимита (10 тыс. евро). Если же если водитель был пьян и/или уехал с места ДТП, страховая предъявит ему регрессный иск.

Что будет с "трофеем"?

Сбитое автомобилем животное передают в территориальное Общество охотников и рыболовов. Если с момента аварии прошло не более двух часов и внутренние органы животного не пострадали, его тушу после соответствующей санитарной проверки и обработки могут разделать, а мясо пустить в продажу. В противном случае погибшего зверя утилизируют.

Страховые нюансы

Страховой риск "повреждения транспортного средства в результате действий животных" сегодня предусмотрен в типовых договорах КАСКО всех белорусских страховщиков. Следовательно, компания возместит владельцу полиса добровольного комплексного страхования вред, полученный от встречи с животным.

Если автокаско нет, страховая ущерб не возместит. Если же вина водителя в ДТП не установлена, а на дороге не было предупреждающих знаков о возможном появлении диких животных, можно попробовать взыскать через суд компенсацию расходов на ремонт машины с арендаторов охотничьих угодий или дорожно-эксплуатационной службы.

Решение проблемы: у нас и за рубежом

Минлесхоз несколько лет назад обязал каждого пользователя охотничьих угодий определить основные пути миграции животных на своей территории и внести предложения дорожным службам по установке информационных указателей и предупреждающих дорожных знаков. Мера оказалась недостаточно эффективной и "Белгосохота" с учетом зарубежного опыта разработала рекомендации охотпользователям. Например, в Беларуси уже начали строить надземные переходы для зверей и подземные - для земноводных в местах их массовой миграции.

Мировой опыт доказал, что самая эффективная мера обезопасить трассы от зверей, - оградить дороги от леса забором-"сеткой". Подобные конструкции практикуют в Литве, Латвии, Швеции, Германии, Франции и других европейских странах. В Беларуси, где леса занимают более 60 процентов околодорожных территорий, это пока дорогое удовольствие.

В Норвегии пробовали использовать отпугивающие запахи, нанося на стволы деревьев и столбы ограждения жидкость, имитирующую запах мочи волка. Это привело к реальному снижению количества ДТП на контрольных участках.

А еще в Европе популярно изменение конструкции дороги - на участках наиболее вероятного выхода лося на дорогу вдоль обочины насыпают камни среднего размера. Шаткая земля под ногами заставляет лося идти медленнее, что дает водителям время среагировать.

В Швеции и Финляндии одно время пытались бороться с дикими животными с помощью "волчьих глаз" - вдоль дороги на столбах или деревьях монтировали зеркала, которые отражали свет фар автомобиля, что должно отпугнуть диких животных от дороги. Но эксперименты показали, что, например, на лосей это не действует. В Беларуси, кстати, тоже пытались внедрить эту технологию, но большинство "волчьих глаз" с деревьев наши соотечественники украли.