» » Лексическая тема воздушный транспорт домашнее задание. Лексическая тема: Транспорт

Лексическая тема воздушный транспорт домашнее задание. Лексическая тема: Транспорт

Наталья Бажитова
Задания логопеда воспитателям логопедических групп по лексической теме «Транспорт»

Сентябрь – 2 неделя.

Тема недели : «Транспорт » .

Лексическая тема : «Транспорт » .

Программное содержание : расширить и закрепить знание о транспорте ; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт » ; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте ; совершенствовать грамматический строй речи.

Ввести в активную речь.

Существительные : машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Прилагательные : быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

Глаголы : ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Групповые задания :

1. Артикуляционная гимнастика : комплекс №1 .

2. Пальчиковая гимнастика : комплекс №1 .

3. Дыхательная гимнастика : комплекс №1 .

4. Общая моторика (физ. минутка) :

«Поезд» .

Загудел паровоз

И вагончики повез :

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)

5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия .

«Слушай внимательно»

Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.

6. Задания по развитию лексико -грамматического строя речи.

Перечисли что может :

летать –

плавать –

ездить –

Сосчитай до пяти.

Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.

Один красный автобус,

Одно резиновое колесо,

Один большой корабль,

Одна трамвайная остановка,

Один новый трамвай,

Что может делать :

автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.

корабль –

самолет –

Как назвать остановку :

трамвая – трамвайная;

автобуса –

троллейбуса –

Назови одним словом машину, которая :

возит молоко – молоковоз;

мешает бетон – бетономешалка;

возит воду – водовоз;

черпает землю – землечерпалка;

укладывает трубы – трубоукладчик;

дробит камни – камнедробилка.

Исправь предложения (подготовительная к школе группа ) :

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился потому, что машина остановилась.

7. Задания по развитию связной речи.

Трамвай и троллейбус.

Трамвай и электричка.

Троллейбус и автобус.

Автобус и автомобиль.

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Хорошо, когда много снега.

Хорошо, когда много снега : можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

В. Бундин

Вопросы :

1. О каком времени года говориться в рассказе?

2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?

3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

Чтение художественной литературы.

А. Барто «На косогоре» ;

В. Кудрявцева «Велосипедист» ;

Р. Заславский «Ночное такси» ;

Н. Калинина «Малыши» , «Как ребята переходили улицу» ;

О. Корнеева «Милицейская машина» ;

Е. Кузьмин «Важные машины» ;

Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» ;

Я. Тайц «Поезд»

Публикации по теме:

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Интеллектуальная игра для детей старшей логопедических групп группы «В гостях у тётушки Совы» Задачи:- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием. -Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [С]» по лексической теме «Транспорт» подготовительный этап, 1. Развитие речевого дыхания и голоса. Дуем на перышко (губы трубочкой) Дуем через желобок.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Транспорт

Скворцова Татьяна Ивановна,детский сад №5
комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Использование современных образовательных технологий.

Здоровье сберегающие технологии;

Проектная деятельность (игровая технология);

Информационно - коммуникативные технологии;

Коррекционная технология.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».

Образовательные задачи:

· Сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте;

· Активизация и обогащение словаря по теме «Транспорт»;

· Совершенствование грамматического строя речи, образование прилагательных (какой) - специальный, пассажирский, грузовой, наземный, водный, железнодорожный, воздушный, подземный; названия отдельных элементов (части - целое) - выделение разных частей на модели грузовика.

· Умение образовывать и использовать в речи сущ. с прил., учить употреблять в речи формы глаголов, обозначающие передвижения транспорта;

Развивающие задачи:

· Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации;

· Развивать фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику, координацию движений;

· Продолжать развивать диалогическую и монологическую речи, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них развернуто.

Воспитательные задачи:

· Воспитывать внимание, активность, культуру поведения на транспорте.

Предварительная работа:

Чтение книг о транспорте, рассматривание иллюстраций и различных видов моделей транспорта, просматривание видео - фильмов, беседы о видах транспорта, загадки. С/р игра «транспорт», рисование по теме. Конструирование «Грузовик».

Материал к занятию:

Картинки по теме «транспорт», мяч резиновый грузовик набор бочонков, карточки с загадками. Части машин (кабина, фара, колёса, кузов), геометрические фигуры (2 квадрата,4 круга, 3 прямоугольника, 2 трапеции). Игрушка - Карлсон, бинокль, сумка, матросский воротничок. Пособие «Светофор».

Ход

Сюрпризный момент. Стук в дверь

В: Пойду посмотрю, кто там? (Выходит и возвращается с игрушкой

Карлсон)

К: Здравствуйте, ребята. Я пролетал мимо, и у меня забарахлил моторчик.

Наверное, перегрузка. Необходимо совершить посадку. Можно

Приземлиться? (да)

В: Мы так рады, что ты к нам заглянул. Как здорово, что у тебя есть

Моторчик и ты можешь летать к друзьям.

К: Ребята, а у вас тоже есть моторчики? (нет)

А как вы летаете к друзьям? Как вы добираетесь до садика, поликлиники,

Магазина, гостей?

(на транспорте или пешком)

В: Карлсон, когда ты пролетал над нашим городом, ты заметил, какой он

Большой и красивый? По нему легко передвигаться на разном транспорте.

Сейчас мы отправимся в путешествие. На чем лучше ехать по городу?

(на трамвае, автобусе и т.д.)

Д/и «Какой бывает транспорт»

(наземный, подземный, железнодорожный, пассажирский, почему так называется)

В: Кто-то оставил сумку. Посмотрим, что там.

(карта, бинокль, матросский воротничок)

Чьи это могут быть вещи? Кто их мог оставить?

(эти вещи мог оставить моряк)

Другой берег? Какой вид транспорта нам нужен?

(водный)

Игра «Подбери картинки с изображением водного транспорта»

(лодка, ледокол, танкер, лайнер, теплоход)

К: А это что такое?

(показывает на схему проезжей части дороги)

Как называется дорога, где ходят люди?

(пешеходная дорожка, тротуар)

А как перейти дорогу пешеходу?

(по пешеходному переходу, по «зебре»)

В: Ребята, Карлсон сейчас загадает нам загадки. Нам нужно отгадать,

Назвать первый звук в отгадке. И дать характеристику звуку.

К: Спозаранку за окошком,

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожка

Ходят красные дома

(трамвай, зв. [Т] согл. тверд. глх.)

Что за чудо светлый дом

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус, [ А ] гл. зв.)

В поле лестница лежит

Дом по лестнице бежит

(поезд, зв.[П] согл. тверд. глх)

В: А я тоже знаю загадку

В черных шашечках машина,

Зря не пьет она бензина.

Всех домчит, лишь попроси

А зовут ее…

(такси)

В: Ребята, расскажите Карлсону, чем отличается такси от другого

Транспорта.

(быстро перевезет с одного места на другое, он объезжает пробки, у

него нет остановок, он едет по короткому пути)

Игра с мячом «Назови транспорт, который едет по рельсам»

(поезд, трамвай)

С помощью электричества

(троллейбус, трамвай, электропоезд)

Перевозит грузы (грузовик)

Специальный (скорая помощь, пожарные)

К: Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем. Вставайте в круг

(физкультминутка)

По земле пассажиров возят «руль»

Самолет идет на взлет «крылья»

Корабль по морю плывет «нос корабля»

Едем, едем мы домой

На машине легковой «руль»

Въехали на горку «руки вверх»

Хлоп! Колесо спустилось «хлопок над головой!

Стоп! «руки вниз, присесть»

В: Ой-ой-ой! У нас лопнуло колесо.

К: А разве машины ломаются? (да)

А где их чинят?

В: Сейчас ребята тебе скажут, где ремонтируют машины.

(в автомастерской, в гараже)

К: Что можно починить?

(поменять колеса, вставить стекло, покрасить, смазать мотор и т.д.)

В: Посмотрите, вот машина. Назовите, из каких частей она состоит.

(красная кабина, зеленый бампер, желтый кузов, белые фары)

Давайте построим машину из геометрических фигур.

(Игра на фланелеграфе «Собери машину» , составление целого из частей)

В: Из каких геометрических фигур ты составил машину?

(кабина - 3 квадрата, кузов - 2 трапеции, колеса - 4 круга)

Расскажи, какая твоя машина.

(подбор прилагательных: грузовая, красивая, новая, тяжелая, пустая,

крепкая, огромная, груженая)

Какой груз может перевозить твой грузовик?

(песок, землю, кирпичи и т.д.)

К: А можно поиграть с машиной?

(конечно)

Игра «Городок»

(что делает машина: съехала, подъехала, уехала, объехала, заехала)

К: А машина сама ездит? (нет)

В: Кто управляет машиной? (водитель, шофер)

К: Это, наверное, легко. Как вы думаете, ребята? (сложно, надо много знать,

надо много учиться, нужно знать правила)

В: Какие есть еще профессии на транспорте?

Игра с мячом «Кто чем управляет» (поездом - машинист, самолетом - пилот, кораблем - капитан, такси - таксист, мотоциклом - мотоциклист и т.д.)

К: Спасибо ребятам. Я столько интересного узнал. Теперь поберегу свой моторчик и буду путешествовать на транспорте. Жалко со мной не было Малыша. Он тоже увидел бы разные машины.

Карлсон улетает.

В: Путешествие наше закончилось. Карлсон, улетая, оставил нам мешочек.

Это нам подарки. (мыльные пузыри, инструменты для ремонта машины)

Домашнее задание для детей подготовительной группы с нарушениями речи. Тема: "Транспорт (наземный, подземный)". Эти задания для обогащения словарного запаса по данной теме. развития грамматического строя речи, а также способствуют умению составления предложений и рассказа - описания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание. Подготовительная группа.

Тема: «Транспорт (наземный, подземный)».

1.Выполнить артикуляционную гимнастику.

Задание №1.

Уметь показывать и называть виды наземного и подземного транспорта: машина, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, электровоз, грузовик, самосвал и т.д.

Объяснить детям назначения разных видов транспорта.

Знать части автомобиля и других видов транспорта.

Знать, что транспорт бывает наземный, подземный, железнодорожный, а также, что машины бывают легковые и грузовые.

Рассказать, люди, каких профессий работают на различных видах транспорта.

Провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения.

Задание№2.

У нас в гараже стоят (что?) легковые машины.

У нас в гараже много (чего?) легковых машин.

Мы довольны (чем?) легковыми машинами.

Мы мечтаем (о чём?) о легковых машинах.

Скажи как я, обращая внимание на окончание.

Наша семья будет рада (чему?) одной машине, двум машинам, пяти машинам.

Наша семья довольна (чем?) одной машиной, двумя машинами, пятью машинами.

(аналогично другие виды транспорта, записать в тетрадь).

Назови законченное действие.

Автомобиль ехал. Ехал и наконец… Грузовик ломался, ломался и наконец…

Самосвал чинили, чинили и наконец… Машину собирали, собирали и наконец…

Поезд тормозил, тормозил и наконец… Автобус мыли, мыли и наконец…

Дополни предложение несколькими определениями.

Папа купил (какую?)_________________________________________________машину.

На платформе мы увидели (какой?)_____________________________________поезд.

Ребята ехали (в каком?)_______________________________________________автобусе.

Маша с мамой остановили (какое?)_____________________________________такси.

Славе купили (какой?)________________________________________________велосипед.

Подбери слова.

На «скорой помощи»работает врач. На пожарной машине работает…

На полицейской машине работает… На такси работает…

На поезде работает… На машине работает…

Вставь нужный предлог(К, ОТ, В, НА, ПОД, ИЗ).

Автобус подъехал…остановке. Машина выехала…гаража.

Поезд отходит…платформы. Самосвал проезжает…мостом.

Электричка въехала…туннель. Грузовик заехал…мост.

Задание №3.

Игра «4-ый лишний». Выбери и назови лишний предмет. Объясни свой выбор.

Автобус, машина, трамвай, грузовик.

Метро, электричка, самосвал, троллейбус.

Паровоз, трамвай, автомобиль, поезд.

Составь предложение из слов.

Папа, автомобиль, купил, грузовой. Паша, на, такси, работает, маршрутном.

Зашли, автобус, в, мы, новый. Красивый, нам, автомобиль, папа, подарил.

Составить рассказ – описание любого вида наземного или подземного транспорта.

Что это? Для чего нужен? Какой? Из каких частей состоит? Кто работает?


Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбург

Игры для детей дошкольного возраста по теме «Транспорт» разрабатывались с использованием элементов ТРИЗ. Направлены на развитие воображения, творческого мышления, умения находить черты сходства и различия между объектами, умения видеть «двойственность» предметов и явлений (хорошо-плохо).

Игры для детей дошкольного возраста по теме «Транспорт»

1. «Назови часть целого».

Цель - научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).

Автомобиль (целое) - колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д. (части)

Гараж - машина, инструменты, крыша, стены, замок, бензин в канистре, дверная ручка, запасные шины и т.д.

2. «Автомобиль из геометрических фигур»

Цель - развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей.

Детям предлагается набор геометрических фигур разного размера и цвета. Задание - используя эти фигуры, «построить» автомобиль (для детей младшего возраста возможно использование карточек с образцами).

3. «Узнай по описанию»

Цель - развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).

Материал - набор карточек с изображением разных видов транспорта (н-р, легковой автомобиль, автобус, пожарная машина и т.д.).

Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой автомобиль на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это автомобиль. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается.

4. «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

Цель - учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивать управляемое воображение.

Материал - треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, овалы небольшого размера на каждого играющего ребенка, морфологическая таблица.

Воспитатель показывает детям морфологическую таблицу с геометрическими формами.

Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке отправляется в путешествие автомобиль. На этой необыкновенной дорожке живут геометрические фигуры. Повстречался автомобиль с треугольником и стал треугольным. Как вы думаете, каким сталавтомобиль? Дети берут треугольный лист бумаги и на нем рисуют детали (окошки, двери, фары и т. д. - важно!Все эти детали, части тоже должны быть треугодными).Затем дети демонстрируют свои «треугольные автомобили», рассказывают о них.

Аналогично автомобиль становится круглым, прямоугольным…

На своей морфологической дорожке воспитатель или прикрепляет один из рисунков детей или рисует свой вариант треугольного (круглого, прямоугольного и т.д.) автомобиля.

Затем с детьми идет обсуждение (по принципу «Хорошо-плохо») - почему хорошо, когда автомобиль треугольный (н-р, на его поверхности не задерживается снег и машину не надо будет чистить зимой и т.д.), почему плохо, когда машина треугольная (н-р, треугольные колеса не могут катиться, и машина не сможет ехать и т.д.)

5. «Что лишнее?»

Цель - учить детей классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков.

Материал - набор карточек, на каждой из которых нарисовано несколько предметов, один из которых отличается от остальных.

Например:

1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед

2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол

3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. д.

6. «Перечислить как можно способов использования автомобиля»

Цель - развивать воображение, логическое мышление.

Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль.

Например:

Передвижение по поверхности земли

Перевозить грузы

Укрываться от дождя

Путешествовать

В машине можно переночевать

Часть машины можно использовать для оформления клумбы (колесо)

Выставки автомобилей в музее

Спортивные соревнования - гонки

Часть машины можно использовать для обучения плаванью (шина)

Металлолом

Освещение в темноте (фары)

Подача разных сигналов (звуковые, световые)

Рисование (на дверях машины)

Игры для детей (старый автомобиль) и т.д.

7. «Путешествие водителя и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)

Цель - учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблицы, развивать управляемое воображение, закреплять знания частей суток.

Материал - морфологическая таблица (части суток), карандаш

Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке будут путешествовать водитель и автомобиль. Рисует или показывает дорожку.

«Как только водитель и автомобиль попали на волшебную дорожку - наступило утро.

Что водитель делает утром? (просыпается, делает зарядку, умывается и т.д.)

А что автомобиль делает утром? (стоит в гараже, его заправляют бензином, заводят и т.д.)»

Взрослый делает схематические зарисовки ответов детей.

Аналогичным образом путешествие продолжается по остальной дорожке.

8. «Кто кем будет? Кто кем был?»

Цель - учить видеть, как могут меняться предметы и явления во времени.

Детям задаются вопросы:

1. чем был раньше автомобиль (железом, запчасти на заводе, автомобиль, передвигаемый лошадьми и т.д.)

2. чем будет автомобиль в будущем (летающий автомобиль, экологически безвредным, металлоломом, будет передвигаться без колес и т.д.)

9. «Хорошо - плохо»

Цель - учить видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо - плохо»

1. Когда есть автомобили - это «хорошо». Почему?

Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д.

2. Когда есть автомобили - это «плохо». Почему?

Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д.

10. «Наоборот»

Цель - расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет детям слова - признаки автомобиля, задача для детей называть противоположные по значению слова.

Например, машина - какая?

Быстрая - медленная

Шумная - тихая

Легкая - тяжелая

Пассажирская - грузовая

Двигающаяся - неподвижная

Вредная - полезная

Огромная - маленькая

Твердая - мягкая

Мирная - военная

Гладкая - шероховатая

11. «Придумай новую машину»

Цель - развивать воображение детей, развитие мелкой моторики рук, учить разрешать проблемные ситуации.

Вариант 1 - взрослый просит детей придумать новую машину и нарисовать ее. Затем каждый ребенок рассказывает о своем рисунке.

12. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель - учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи:

Машина и велосипед

Машина и самолет

Машина и ролики

Машина и зонтик

Машина и кастрюля

Чем отличаются:

Машина и автобус

Машина и сумка

Машина и тележка и т. д.

13. «Противоречия»

Цель - учит детей разрешать противоречия, логически мыслить, развивать воображение

Примеры возможных противоречий:

1. машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям (решение - беззвучная машина, люди в наушниках)

2. машина должна быть большая, чтобы перевезти больше грузов; и машина не должна быть большая, т.к. она занимает много места (решение - многоэтажная машина, передвигается по воздуху, не мешая остальным)

3. машину нужно заправлять бензином, чтобы она ехала; и не нужно, т.к. это дорого (машина, работающая на солнечных батареях)

Данные игры могут быть использованы в работе с детьми разного возраста.

Возможна корректировка содержания игры в зависимости от темы (т. е. игры применимы к различным темам: животные, цветы, продукты питания и т. д.)