» » Какую жидкость для охлаждения двигателя выбрать. Как часто нужно менять антифриз и как это сделать Когда менять антифриз

Какую жидкость для охлаждения двигателя выбрать. Как часто нужно менять антифриз и как это сделать Когда менять антифриз

В автомобиле осуществляется легко, но обязательно нужно знать, какой именно состав следует залить в двигатель. Антифриз – это жидкость, которая не замерзает при низких температурах. Применяется она для того, чтобы охлаждать двигатель и не допускать его перегрева. В народе антифриз называется охлаждающей жидкостью. В ее состав входит этиленгликоль, пропиленгликоль, глицерин, одноатомные спирты и другие вещества в смеси с водой.

Антифриз для автомобиля – свойства и назначение

К предъявляются очень жесткие требования, такие как химическая стабильность, высокая теплопроводность, при минусовой температуре она не должна образовывать кристаллики льда, закипать при рабочей температуре двигателя внутреннего сгорания и разрушать материалы, с которыми она соприкасается. Самые распространенные антифризы имеют температуру кипения плюс 130 градусов Цельсия, а температуру замерзания – минус 38, причем это 50-процентный водный раствор антифриза (продается он, чаще всего, в виде концентрата, и его разводят перед заправкой в авто).

Для того чтобы охлаждающие жидкости не подделывали, для них придумали свои стандарты. Антифризы, которые прошли международную сертификацию, обязаны соответствовать хотя бы минимальным требованиям. Даже те жидкости, которые прошли международную сертификацию, служить вечно не могут по причине уменьшения антикоррозийных свойств до минимального уровня, что пагубно влияет на работу двигателя. Чтобы избежать таких проблем, периодичность замены антифриза должна составлять один раз в два года, а в некоторых случаях и один раз в год.


Замена антифриза: периодичность

Самая главная примета, что пора менять охлаждающую жидкость – это смена ее цвета, например, на коричневый (т.е. она сильно загрязнена). И тем более пора бить тревогу, если в ней начал появляться осадок. Как часто нужно менять антифриз в автомобиле, зависит также и от его марки. Разнообразие антифризов растет, в первую очередь, благодаря оригинальности фирм-производителей, которые добавляют свои запатентованные присадки, которые защищают двигатель от коррозии. Как обычно, охлаждающую жидкость заливают в автомобиль согласно рекомендации в его паспорте (пишут желаемый состав и концентрацию) или же по совету сервисного центра, где обслуживается ваша машина.

Для того чтобы залить новый антифриз, необходимо обязательно слить старый и полностью промыть систему охлаждения , иначе возможны химические реакции между старой и новой жидкостью, что может привести к серьезным последствиям, основное из них – коррозия. Особенно, если до этого момента вы пользовались тосолом, а сейчас планируете ввести в систему импортный антифриз, они имеют несколько различные принципы защиты металла от коррозии, и если плохо промыть трубки, этот дефект не заставит себя долго ждать.

Сливать и заливать антифриз нужно только при холодном моторе, то есть когда авто уже не используется как минимум часа 4, в противном случае вы рискуете получить ожоги и отравление.



Как выбрать антифриз для автомобиля – что следует смотреть на этикетке?

Когда наступил срок замены антифриза, мы отправляемся в магазин, как же нам правильно осуществить покупку? В то время, когда в нашей стране еще не было такого большого количества автомобилей иностранного производства, кроме тосола (антифриз отечественного производства) люди не видели других марок жидкости для охлаждения двигателя, поэтому выбор был невелик, а сделать его было несложно. Существовало 2 вида такого отечественного антифриза: тосол-40 и тосол-65. Первый имеет синий цвет, а другой – красный. Числа в их названии означают температуру замерзания (минус 40 и минус 65 соответственно), поэтому для северных регионов нужно использовать красный тосол.

Для импортных составов цвета значат также различный порог замерзания, только их разнообразие больше. На рынке представлены охлаждающие жидкости следующих цветов: синий, красный, зеленый и желтый. Краситель в них добавляют действительно не только красоты ради, хотя маркетинговая стратегия тут тоже имеет место. Чаще всего так обозначают температурный диапазон, при котором жидкость способна сохранять свое нормальное агрегатное состояние, в основном разница в нижнем пороге. Но параллельно это может являться отличительным цветом какого-нибудь авторитетного бренда, а значит, знаком качества и долговечности. Так, например, лидерский красный цвет выделяет антифриз компаний-гигантов типа Дженерал Моторс или Ауди . Четкое соответствие «цвет-температура замерзания» устанавливать было бы неправильно, но что точно следует соблюдать, так это правило, что нельзя смешивать жидкости различного цвета.

На инструкции антифриза рядом с надписью «CODEG» размещены цифры. Что они значат и каков должен быть наш выбор? К примеру, если у вас автомобиль был выпущен раньше 1996, то эта цифра должна быть 11, для машин, появившихся с 1996 по 2001 год – цифра 12, а для авто, рожденных с 2001 года – 12 plus. Также можно определить антифриз по цветам, к примеру, если у вас желтый, то он считается универсальным. А вот если у вас красный антифриз, то его ни в коем случае нельзя мешать с зеленым, это может привести к коррозии.

Как уже знают пользователи нашего сайта, охлаждающая жидкость является одним из главных расходных компонентов, определяющих функционирование автомобиля. По значимости качество антифриза можно даже приравнять к моторному маслу. Поэтому сегодня мы расскажем вам, каков срок годности .

Качество хладагента (антифриза) в целом определяет работу двигателя транспортного средства. Поэтому замена охлаждающей жидкости является неотъемлемой частью любых технических работ. Помните о том, что при несвоевременной замене расходного вещества, как минимум охлаждающая система авто не сможет функционировать в полной мере. Более того, систематическое использование отработанной ОЖ (охлаждающей жидкости) может привести к закипанию мотора и, следственно, его поломке.

[ Скрыть ]

Через сколько времени следует заменить «Тосол»?

«Тосол» представляет собой вид традиционного антифриза, которым по своим свойствам и характеристикам мало чем отличается от обычной охлаждающей жидкости. Отечественные водители «тосолом» называют любой хладагент, теперь это название стало нарицательным. Раньше «Тосол» был названием ОЖ, изготавливающейся в Советском Союзе, но поскольку это был единственный вид хладагента, то его название стало нарицательным для наших автомобилистов.

Стоит учесть, что отечественный «Тосол», изготавливающийся сегодня на украинских, белорусских и российских предприятиях может отличаться по своему качеству от зарубежных антифризов. Кроме того, покупая отечественную продукцию, есть гораздо больший шанс приобрести контрафакт. Соответственно, и срок годности такого вещества будет значительно ниже, чем у антифриза, выпущенного в Японии или Германии.

Технология производства расходного материала для охлаждения двигателя регулярно совершенствуется. По мнению изготовителей ОЖ, именно технология влияет на увеличение периода эксплуатации хладагента. В целом, время службы жидкости может составлять от 10 тыс. км пробега в случае приобретения поддельной продукции до 250 тыс. км, если вы купили качественный японский хладагент.


Помните о том, что своевременная замена хладагента в системе любого автомобиля является неотъемлемой частью ухода за двигателем транспортного средства.

Как доказали ученые, коррозия на деталях охладительной системы начинает образовываться в среднем после трех лет использования антифриза. Также стоит учесть тот факт, что при этом пробег авто должен составить не менее 60 тыс. км. Если «Тосол» используется более четырех лет в системе авто, то коррозия может образоваться и при гораздо меньшем пробеге.

Именно в связи с этим в охлаждающие жидкости отечественного производства стали добавлять присадки, увеличивающие срок службы «Тосола». Это отечественные изготовители взяли по примеру зарубежных производителей. Определенные присадки способствуют:

  • предотвращению возникновения коррозия в охладительной системе авто;
  • предотвращению перегрева двигателя;
  • предотвращению образованию осадка в системе охлаждения и в двигателе автомобиля;
  • предотвращению возникновения трещин на резиновых элементах системы;
  • предотвращению появления пены в системе и расширительном бачке.

В целом, смену отечественной ОЖ необходимо производить, учитывая определенные показатели конкретно вашего транспортного средства:

  • пробег автомобиля с момента последней замены ОЖ;
  • состояние транспортного средства в целом;
  • модель и марку автомобиля, год его выпуска;
  • состав «Тосола», залитого ранее в авто, а также его характеристики и присадки;
  • качество работы охлаждающей системы;
  • качество жидкости, залитой ранее (если «Тосол» в расширительном бачке вспенился, стал коричневым или приобрел ржавый осадок, то замену необходимо произвести как можно быстрее).

Также стоит учесть рекомендации от производителя автомобиля, указанные в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Иногда специалисты концерна указывают в инструкции к авто необходимую периодичность смены ОЖ, а также марку нужной жидкости.

На практике же отечественную жидкость нужно менять не реже, чем каждые 2 года или 20 тыc. километров пробега, а то и раньше. Отечественные автолюбители, использующие именно «Тосол», в среднем производят смену этого хладагента один раз в год. Обычно после этого жидкость теряет свои свойства, что ничем хорошим для автомобиля обернуться не может.


Срок службы антифриза

Что касается антифриза зарубежного производства, то его срок годности может незначительно отличаться от отечественной ОЖ. Опять же, точный срок службы расходного материала нельзя назвать просто так — здесь все зависит от производителя хладагента, состава ОЖ и присадок, добавленных в нее. На сегодняшний день на отечественном рынке можно найти ОЖ, изготовленные на основе силиката или карбоксилата.

К примеру, ОЖ зарубежного производства, в основе которых находится силикат, необходимо заменять не реже, чем каждые три года, или один раз в 100-150 тыс. км пробега. Антифризы на основе карбоксилата в идеальных условиях функционирования двигателя и охладительной системы могут работать не менее пяти лет или 250 тыс. км пробега.

Как и в случае с «Тосолом», срок замены ОЖ во многом определяется непосредственно производителем авто. Даже если вы купили ОЖ со сроком службы 5 лет и заменой через 250 тыс. км пробега, а производитель рекомендует менять хладагент каждые 150 тыс. км, то нужно следовать советам производителя. Советом изготовителя ОЖ необходимо воспользоваться только в том случае, если автопроизводитель не дает указаний по сроку замены хладагента.


Какой же срок замены антифриза? Ниже приведена таблица периодичностей замены ОЖ, которые рекомендованы иностранными автопроизводителями. Таблица актуальна в том случае, если владелец транспортного средства заливает в свое авто только тот хладагент, которые получил допуск для конкретной марки машины.

Производитель автомобиля Марка авто Классификация двигателя Первая замена ОЖ, лет Периодичность замены, лет Первая замена ОЖ, тысяч км пробега Периодичность замены, тысяч км пробега
БМВ БМВ N 600 69.0 4 4
Крайслер Крайслер MS-7170 3 3
Форд Форд ESD-M97B49-A 10 10 240 240
Форд Форд WSS-M97B44-D 10 10 240 240
Форд Ягуар WSS-M97B44-D 5 5 240 240
Форд Вольво 128 6083 / 002
Дженерал Моторз Деу Через 3 года Каждые 3 года
Дженерал Моторз Опель GM 6277M Залит на весь срок службы
МАН МАН 324 Typ N 4 4 500 500
МАН МАН 324 Typ NF 4 4 500 500
МАН МАН 324 Typ SNF 4 4 500 500
Мазда Мазда TI 13/82 4 2 100
Мазда Мазда WSS-M97B44-D Залит на весь срок эксплуатации
Митсубиси Митсубиси 4 4 60 60
Порш Порш TL-774 D = G 12 10 10 180 180
Рено Рено Тип «D» Залит на весь срок эксплуатации
Фольксваген Ауди TL-774 C = G 11 3 3
Фольксваген Ауди TL-774 F = G 12+ Залит на весь срок эксплуатации
Фольксваген Фольксваген TL-774 D = G 12 Залит на весь срок эксплуатации
Фольксваген Фольксваген TL-774 F = G 12+ Залит на весь срок эксплуатации
Фольксваген Фольксваген TL-774 G = G 12++ Залит на весь срок эксплуатации

Видео «Замена ОЖ на Renault Logan, Sandero, Lada Largus»

В этом видео показан процесс замены ОЖ на примере машин Renault Logan, Sandero и Lada Largus.

Для того чтобы принять технически обоснованное решение на замену ТОСОЛ-а, как обычно нужно понимать «физику процесса». Далее попытаюсь внести некоторую ясность в тему, особо не вдаваясь в «дебри термодинамики».

Любой ДВС применяемый на автомобилях представляет собой тепловой двигатель. Работает тепловой двигатель за счёт передачи тепловой энергии от «горячего источника» (сгоревшего топлива) к «холодному источнику» (окружающей среде). При этом во вращение вала преобразуется около 50% энергии (у ДВС лучших образцов) – оставшаяся часть должна рассеиваться в окружающей среде. Именно этим и занимается система охлаждения любого теплового двигателя.

Система охлаждения передаёт тепло от нагретых поверхностей двигателя во внешний теплообменник (радиатор) за счёт циркуляции теплоносителя, который в автомобилестроении традиционно называется охлаждающей жидкостью (ОЖ). Естественно, что ОЖ должна иметь совершенно конкретные технические характеристики и показатели качества для ДВС определённых типов и моделей. В качестве теплоносителя обычно используется вода. И только когда требуются особые технические характеристики теплоносителя, применяют иные материалы. Поскольку от большинства автомобильных ДВС требуется эксплуатация в условиях отрицательных температур то в качестве теплоносителя (ОЖ) стали применять спиртовые растворы и рассолы различной плотности, использовавшие всё ту же воду. ОЖ с низкой температурой кристаллизации называются на иностранный манер – антифризы (antifreeze). В РФ показатели качества ОЖ регламентируются ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия».

Теперь, собственно говоря, про «наших баранов» со странным названием ТОСОЛ-ы.

«ТОСОЛ» – непатентованное название охлаждающей жидкости разработанной специально для «жулек» взамен штатной итальянской «ПАРАФЛЮ». Впоследствии, после развала SU, ОЖ под брендом «ТОСОЛ» стали выпускать (бодяжить) просто огромное количество «производителей». А применять «ТОСОЛ» начали в качестве ОЖ на всех отечественных автомобилях и др. автомобилях, которые стали эксплуатироваться на территории РФ. Какую рецептуру имеют ОЖ продаваемые под брендом «ТОСОЛ» не узнать похоже никогда. Ниже привожу два состава ОЖ соответствующие ГОСТ 28084–89 и «закрытые» патентами:

ГОСТ 28084–89 регламентирует показатели ОЖ на основе этиленгликоля (ОЖ-40, ОЖ-65, ОЖ-К): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, и т.д. Однако ГОСТ не регламентирует состав, концентрацию присадок, срок службы, а также смешиваемость жидкостей. Учитывая ситуацию сложившуюся на рынке охлаждающих жидкостей лично я бы не стал заливать в систему охлаждения любимой машинки «микстуру» из баклашек с большими буквами Т О С О Л…

При работе ОЖ в системе охлаждения двигателя она естественно «изнашивается». При этом концентрация компонентов и присадок в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а самое главное растёт температура начала кристаллизации. Особенно быстро «износ» ОЖ происходит в негерметичных системах, поэтому менять её всё-таки иногда нужно . Срок замены, срок годности ОЖ рекомендованных к эксплуатации в системе охлаждения предписывает автозавод или предприятие, выпустившее охлаждающую жидкость . В любом случае ОЖ подлежит замене по истечении рекомендованного периода эксплуатации либо срока хранения .

В качестве примера: Ford рекомендует менять ОЖ через десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz - пять лет, BMW и Mitsubishi - каждые 4 года, Daimler - раз в пятнадцать лет. Volkswagen, General Motors, Mazda и Renault говорят, что смена охлаждающей жидкости не нужна в течение всего срока эксплуатации машины. Авто ВАЗ и ТОСОЛ – особая тема…

Как определить качественную ОЖ продаваемую в рознице каждый решает сам. В любом случае покупать охлаждающую жидкость, необходимо исключительно рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше у официального дилера или в специализированных магазинах, а не в универмагах и базарных развалах. Считаю, что понимая длительность эксплуатации ОЖ, покупать дешёвку не следует – ведь мы не настолько богаты…

Думаю, что прочитав этот набор слов, вы получили ответ на интересующие вопросы.

Антифриз — это общее название жидкостей, не замерзающих при низких температурах окружающей среды.

Под этим же названием чаще всего понимают охлаждающую жидкость для двигателей внутреннего сгорания , использующихся в на жидкостном охлаждении.

Стандарты ГОСТ

Общие технические условия и характеристики для тосолов указаны в нормативе ГОСТ 28084-89 .

Согласно ему, начиная с 1992 года срок годности производимых охладительных жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, должен составлять не менее 5 лет.

До 1992 года требования были скромнее — до 3 лет . Однако стоит учитывать, что далеко не все производители сейчас поддерживаются этих стандартов. В частности, это относится к зарубежным.

А состав ввозимого ими сырья проверяется очень редко. Соответственно, на полках магазинов может оказаться антифриз, не соответствующий ГОСТ-стандартам .

Состав охлаждающей жидкости

Точный состав охлаждающих жидкостей производителями держится в строгом секрете, так как эта информация является коммерческой тайной.

Основные компоненты — следующие:

  • пропиленгликоль или этиленгликоль (основа);
  • вода;
  • комплекс присадок;
  • краситель (нужен исключительно для того, чтобы кто-то случайно не выпил охлаждающую жидкость — она крайне ядовита).

Антифриз: красный, зеленый, синий. В чем разница ? Просто о сложном в этом видео:

До и после вскрытия канистры

Производитель не указывает, что срок годности до и после вскрытия канистры может отличаться по каким-либо параметрам.

Есть лишь общий допустимый период хранения, установленный в 5 лет.

Но на практике тосол в запечатанной фляге может храниться и свыше 5 лет , при этом он не поменяет своих технических характеристики, у него не появится осадок, а процентное соотношение воды останется на первичном уровне.

Кстати, для проверки последнего можно приобрести специальный прибор (продается практически в любом магазине автомобильных запчастей и стоит копейки — ареометр).

Почему после вскрытия канистры срок хранения условно снижается? Потому что присадки начинают контактировать с кислородом, а вместе с этим сам пропиленгликоль или этиленгликоль начинают испаряться.

А вот конденсирующаяся влага может их заменять, из-за чего процентное соотношение воды увеличивается .

Как и где правильно хранить?

Главное — защищать от прямых солнечных лучей, так как воздействие ультрафиолета может негативно сказаться на технических характеристиках охлаждающей жидкости.

Также важно сохранять герметичность тары.

Для этого после вскрытия горловину можно прикрыть уплотнителем и сверху закрыть крышкой — доступ воздуха и для влаги будет закрыт .

Если заводская тара была случайно повреждена, то заменить её можно другой, но из поливинилхлорида (ПВХ). Это тот же самый пищевой пластик и его ключевое преимущество — он не вступает в химическую реакцию с маслянистыми веществами.

Зимой хранить антифриз в гараже при отрицательной температуре не рекомендуется. Лучше его убрать хотя бы в подвал или погреб, где температура держится на уровне 2-5 градусов.

Что происходит с тосолом со временем?

При длительном хранении у тосола снижается уровень щелочности, значительно увеличивается коэффициент пенообразования , сам цвет становится более темным, иногда даже с примесью осадка.

На фоне этого снижается ещё и плотность (норма — 1,065, а при длительном хранении она снижается вплоть до 0,9). Эти процессы ускоряются, если хранить тосол либо в неплотно закрытой таре, либо при слишком низкой/высокой температуре.

Нужно долить антифриз? И не помните, какой раньше заливали ? Специалист подскажет в этом ролике:

Очень важно не упустить момент замены антифриза. В противном случае водители рискуют перегреть двигатель машины, ремонт которого будет стоить значительно дороже антифриза.

1 Когда нужно приступать к замене антифриза

Среди водителей бытует множество мнений о том, зачем и когда именно нужно менять антифриз. Одни считают, что правильно делать это как можно чаще, а другие уверены, что спешить с доливанием охлаждающего состава не стоит. Популярные производители автомобилей имеют свою точку зрения на этот счет – они считают, что правильно менять антифриз через каждые 50 тыс. км.

Независимые специалисты в области обслуживания автомобилей часто рекомендуют производить замену хладагента минимум дважды в год. Это в первую очередь актуально для автомобилей с алюминиевыми радиаторами. Периодичность в обслуживании таких моделей авто дает гарантию длительного срока эксплуатации их металлических деталей и защиту от коррозии.

Стоит отметить, что уже очень скоро автомобильный мир изменит мнение по поводу того, когда нужно менять хладагент. Это связано с выходом на рынок антифризов нового поколения. Благодаря обновленной формуле, улучшенному составу и более длительному сроку годности водитель может менять охладительную жидкость через каждые 150 тыс. км. Производители этих хладагентов предупреждают, что заливать их продукцию можно исключительно в чистую систему. Кроме того, перед каждой заменой состава водитель будет вынужден проводить . Это связано с тем, что в ее патрубки очень часто попадает масло. При смешивании автомобильного масла с новым хладагентом в несколько раз снижаются антикоррозийные свойства последнего.

Чтобы иметь понятие о том, зачем и как часто производится замена антифриза, будет правильно узнать о сроке его действия. Последний напрямую зависит от количества силикатов, боратов и фосфатов в хладагенте. Принцип очень простой – пока они есть, менять охладительную жидкость не нужно. Но как только их количество понижается, радиатор и мотор машины начинают подвергаться электролитной коррозии. Но как проверить антифриз, ведь он залит в специальный бачок машины? Доставать его оттуда займет много времени, да и пачкаться охота далеко не всем. На самом деле выход очень простой – в автомагазинах продаются специальные полоски, которые действуют по принципу лакмуса. При оптимальном наличии химических добавок полоска не меняет своего цвета. Но как только срок годности антифриза подходит к концу, изделие меняет свой изначальный цвет.

2 Меняем антифриз – как выполнить работу самому

После того как вы выбрали и приобрели хладагент, остается залить его в расширительный бачок возле двигателя машины. Перед тем как поменять антифриз, необходимо слить старый состав. Далее приступаем к сливу старого хладагента. Подставляем под место слива столько емкостей, сколько потребуется, и откручиваем патрубки расширительного бачка. Даже если вы точно знаете, сколько охлаждающей жидкости находится там, откручивать крышку бачка нужно постепенно. Иначе состав может брызнуть вам в лицо.

После того как больше половины хладагента было слито, нужно открыть крышку горловины расширительного бачка. Крышка может находиться на блоке цилиндров двигателя или радиаторе. Когда антифриз с вышедшим сроком годности был полностью слит, нужно полностью закрыть все крышки и закрутить краны. После этого тщательно проверяем герметичность системы.

У многих из нас свои мысли по поводу того, как заменить антифриз правильно. Некоторые делают это быстро, не обращая внимания на образовавшиеся воздушные пробки, другие выполняют эту операцию более аккуратно. Специалисты советуют производить замену хладагента по такому алгоритму:

  1. Установить в горловину расширительного бачка лейку.
  2. Постепенно заливать небольшое количество антифриза.
  3. Прекратить наполнение бачка, как только жидкость почти достигнет отметки min.
  4. Плотно закрутить крышку.
  5. На 5–10 минут завести мотор машины.
  6. Выключить двигатель и долить антифриз до отметки min.

Выполнив эту процедуру, нужно еще раз завести мотор и дождаться, когда он наберет рабочую температуру. Как только сработает вентилятор системы охлаждения авто, нужно проверить количество хладагента в бачке. Если жидкости находится там столько, сколько вы ее залили – значит, все сделано правильно и можно продолжить эксплуатацию машины.

3 Аппаратная замена хладагента

Иногда у водителей возникает необходимость не просто слить антифриз, у которого закончился срок годности, а произвести полную промывку системы охлаждения и залить новый хладагент. Причинами этого может служить множество факторов. Основной из них – это длительная пауза между периодами эксплуатации авто. В таких случаях старый хладагент теряет свои свойства под воздействием времени и становится непригодным. В лучшем случае водители могут слить состав и залить новый. Но бывают ситуации, когда жидкость закисает и начинает воздействовать на некоторые важные элементы машины – , электросхему и детали цилиндров. В такие моменты обычная замена состава не сможет помочь, ведь если вы сольете его, то полностью избавиться от токсичных испарений у вас вряд ли получится.

В большинстве случаев машине приходила на помощь аппаратная замена антифриза – полная промывка системы охлаждения двигателя. Для выполнения этой задачи необходим специальный аппарат. Он под давлением прогоняет все остатки старого хладагента через всю систему и заливает в нее новый состав. Несмотря на пользу от этой процедуры специалисты не советуют выполнять ее слишком часто, так как это отрицательно влияет на целостность расширительного бачка.