» » Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить. Суммарный люфт в рулевом управлении Из за чего люфт руля

Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить. Суммарный люфт в рулевом управлении Из за чего люфт руля

В процессе движения транспортного средства очень часто возникает необходимость в корректировке направления движения: например, при поворотах и развороте, перестроении, обгоне, опережении, объезде и т.д. Осуществление указанных маневров автомобиля обеспечивает система рулевого управления. В процессе эксплуатации автомобиля его узлы и агрегаты приходят в негодность. Неисправности рулевого управления – это один из наиболее актуальных вопросов технического состояния транспорта.

Признаки и причины неисправностей: технический аспект

Неблагополучное состояние дорог (особенно, российских), игнорирование водителем правил эксплуатации своего транспортного средства (нарушение периодичности обслуживания, низкое качество комплектующих), неквалифицированность при проведении технического и сервисного обслуживания и запредельный срок эксплуатации автомобиля приводят к нестабильной работе системы управления.

Наиболее распространенным признаком неисправности рулевого управления является люфт руля. Согласно техническим характеристикам, люфт – это нерабочая (или «холостая») стадия функционирования узла. Например, при повороте руля на некий угол до определенного момента не происходит перемещения управляющих колес. Это и есть люфт.
Основными причинами подобной дисфункции являются:

  1. износ так называемых «шаровых» (шарниров наконечников рулевой тяги);
  2. износ рулевого механизма (пары «червяк-ролик» или «шестерня-рейка»);
  3. износ подшипника рулевого вала.

Люфт, таким образом, возникает, прежде всего, как следствие длительной эксплуатации автомобиля.
Вторая вид неисправности – это стук и биение рулевого колеса, которые очень часто обусловлены износом пресловутой «шаровой» и разрушением подшипника на рулевом валу.


Часть неисправностей определяется проблемами функционирования гидравлического, электрического или пневматического усиления руля, связанными с износом узлов этой подсистемы (нарушением герметичности механизма, разрушением деталей насоса или компрессора и пр.).

Ликвидация указанных проблем сопряжена, как правило, с заменой изношенных и разрушенных деталей. Поэтому ремонт желательно осуществлять с привлечением узкоспециализированных профессионалов автосервиса.

Неисправности: правовой аспект

Нестабильная работа системы управления, по мнению специалистов, является серьезным фактором, дестабилизирующим дорожное движение. Действительно, подобное состояние автомобиля основательно «бьет» по безопасности на дороге. Водитель лишен возможности адекватным образом контролировать траекторию движения своего транспортного средства, что может привести к потере его управляемости и, как следствие, к плачевным последствиям.

Этим и определяется действие следующей правовой нормы, прописанной в ПДД: водителю категорически запрещается движение с подобными неисправностями. При их возникновении необходимо незамедлительно остановиться, попытавшись на месте ликвидировать их. В том случае, если такое невозможно, следует отказаться от эксплуатации автомобиля.

Указанные неисправности рулевого управления предусматриваются специальным нормативно-правовым актом — «Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации…».

  • Суммарный люфт в рулевом управлении автомобиля превышает установленные величины: для легковых автомобилей – 10 градусов; для автобусов и грузовых автомобилей – 20 и 25 (соответственно).
  • Есть перемещения узлов и деталей системы, не предусмотренных конструкцией автомобиля.
  • Имеется незафиксированность резьбовых соединений.
  • Отсутствует или находится в неисправном состоянии усилитель рулевого управления , предусмотренный конструкцией.

Даже беглый анализ данного перечня неисправностей позволят сделать вывод об их крайне отрицательной роли в деле обеспечения безопасности на дороге. Вполне обоснованными представляются и серьезные административные санкции за движение на неисправном транспортном средстве. КоАП РФ предусматривает отстранение водителя от управления автомобилем, задержание последнего, запрещение его эксплуатации, сопряженное со снятием с автомобиля государственных регзнаков, а также административный штраф в размере 500 рублей.

Подведем итоги

Любая неисправность транспортного средства может с разной степенью вероятности влиять на его управляемость. Однако нестабильность рулевого управления признается одной из наиболее серьезных, при наличии которой эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Квалифицированный ремонт, своевременное сервисное обслуживание, высокое качество комплектующих, щадящий режим движения являются наиболее действенными средствами содержания системы управления в надлежащем состоянии.

Каждый автомобилист прекрасно понимает, насколько важно поддерживать в исправном состоянии, так как в противном случае неизбежно попадание в ДТП. Люфт в рулевом управлении – одна из самых распространенных неисправностей, которая может иметь место не только у старых авто, но и у новых. При появлении этой поломки стоит немедленно принять меры для ее устранения. Если этого не сделать и продолжить эксплуатацию машины, то с каждым разом будет все сложнее рассчитывать траекторию ее смещения на этапе прохождения маневров.

Подробно о люфтах механизма управления

Чтобы в полной мере понять, как именно работает и благодаря чему образуется суммарный люфт, нужно немного вникнуть в то, как устроена рулевая система. Если рассматривать этот вопрос с технической стороны, то описать ситуацию можно так. Для передачи на используются тяги и шток, который фиксируется изначально неплотно, но зазор для каждого авто строго регламентирован.

Зазор этот нужен для того, чтобы все трущиеся детали не изнашивались преждевременно. При его присутствии будет возможность поддерживать зацепление, но детали не будут полностью соприкасаться со шлицами.

Как диагностировать неисправность?

Если сесть за руль и попробовать провернуть руль, то будет свободный ход в обе стороны, но незначительный. То есть сначала рулевое колесо провернется без усилий и только потом будет отклик на колеса. Минимальный люфт должен присутствовать у каждого автомобиля, поэтому не стоит пугаться того, что в вашей новой машине он присутствует.

Такое устройство позволяет существенно продлить эксплуатационный срок транспортного средства. В ходе интенсивной эксплуатации автомобиля суммарный люфт в рулевом управлении будет постепенно увеличиваться, пока не достигнет критических показателей. Такое явление будет заметно по замедленной реакции машины на поворот рулевого колеса. Когда автолюбитель своевременно не обращает внимания на этот нюанс, то в итоге может столкнуться с дорогим ремонтом системы, а в противном случае имеется вероятность стать угрозой безопасности передвижения в потоке.

Что приводит к появлению чрезмерного люфта?

Как бы там ни было, причину люфта следует искать именно в системе рулевого управления. На начальном этапе следует оценить состояние рулевых тяг и их наконечников. Именно последние чаще остальных выходят из строя при эксплуатации автомобиля под большими нагрузками. Если у машины давно не производилась замена , то именно это и может послужить причиной увеличения свободного хода рулевого колеса.

Также увеличенный люфт может появиться практически сразу после проведения ремонтных работ для восстановления работоспособности подвески. Если механики не затянут должным образом гайку ступицы, то рулевая система уже точно не будет работать должным образом.

Чрезмерный люфт руля может быть спровоцирован выходом из строя шаровых опор. Такое же явление возникает и когда сильно перетягивается . Порой просто достаточно осуществить замену гидравлического масла. Эта процедура довольно проста и способна устранить возникшую неисправность.

В любом случае неисправность будет всегда крыться именно в системе управления. Чтобы выявить ее нужно детально диагностировать все детали и только после этого принимать решение о замене тех или иных узлов.

Признаки увеличенного люфта

Если во время езды на машине вы стали замечать, что она стала терять чувствительность к вашим усилиям на руль, то пора ехать в автосервис, дабы квалифицированные механики смогли определить, что именно привело к появлению такого эффекта. В среднем свободный ход руля не должен превышать тридцати миллиметров. Если имеются какие-то отклонения, то следует немедленно заняться ремонтом своей машины.

Существуют специальные приборы, посредством которых можно замерить отклонения от заявленной производителем нормы. Примечательно, что если своевременно обратить внимание на неисправность и посетить автосервис, то не придется обременять себя дорогостоящим ремонтом системы управления.

Подводим итоги

Если вы заметили, что свободный ход рулевого колеса стал больше, чем был, то не стоит игнорировать это событие. Незамедлительно проверьте состояние передней подвески и рулевого механизма или же обратитесь в ближайший автосервис. Не стоит ездить с такой поломкой, так как это может привести к провоцированию ДТП, а последствия могут быть фатальными. Стоимость диагностики этой системы управления доступна для каждого, а детали, которые чаще всего требуют замены, также недорогие.

4 года назад

Добро пожаловать!
Люфт рулевого колеса – это довольная частая проблема практически всех автомобилей в особенности автомобилей «Классического» семейства. Люфт может возникать по разным причинам, начиная от банального наезда на кочку и заканчивая неисправностью в системе самого рулевого управления, поэтому чтобы убрать люфт вам придётся приложить усилия которые в будущём вы оцените.

Примечание!
Для регулировки люфта вам нужно будет запастись: Отвёрткой и к тому же гаечным ключом на «17»!

Краткое содержание:

Из-за чего может возникнуть люфт?
На самом деле он возникает по разным причинам, часть из них описывалась выше. Но при возникновении люфта, в этом может быть виновато: Ослабленное или сильно изношенное крепление рулевого механизма, а так же маятникового рычага и самих рулевых тяг.

Примечание!
Прежде чем грешить на все эти предметы рулевого механизма, сперва рекомендуется проверить и по возможности исправить увеличившейся зазор который может быть найден в зацепление ролика с червяком рулевого механизма – этой регулировкой мы и займёмся!

Как отрегулировать люфт, он же свободный ход у руля на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Работу лучше делать с помощником, так как это намного проще и удобней!

1) В начале снимите защитный колпачок, который закрывает регулировочный винт колонки.

2) Затем ослабьте гайку регулировочного винта (Указана красной стрелкой) при помощи гаечного ключа «на 17». Гайку нужно ослабить до того, чтобы можно было поднять располагающуюся под этой гайкой шайбу (Указана синей стрелкой).

Следом когда гайку будет ослаблена, попросите вашего помощника сесть за руль в вашу машину и резко несколько раз поворачивая рулевое колесо в разные стороны, вы в это время отвёрткой вверните регулировочный винт который указан зелёной стрелкой.

Примечание!
Делайте это до того, пока люфт у руля не станет в пределах нормы. А так же не затягивайте больно сильно регулировочный винт, а иначе из-за этого руль может начать очень тяжело крутиться!

Примечание!
После проделанных операций, проверьте свободный ход рулевого колеса в том случае если руль крутиться тяжело, тогда чуть ослабьте регулировочный винт ослабив для этого гайку. В том случае если после завершения работ люфт руля остался прежним или же сдвинулся но не значительно, и если поворачивание руля это сопровождается скрипом и щелчками, то в таком случае отремонтируйте в автомастерской или же замените рулевой механизм на новый!

Рулевой механизм вещь очень тонкая и поэтому не рекомендуется её чинить самостоятельно, потому что при неверной сборки механизм может заклинить на дороге в связи с чем машина перестанет откликаться на движения руля!

Вопрос?
А как вы регулируете свободный ход у рулевого колеса? (Ответ пишите в комментариях)

Дополнительный видео-ролик:
Более подробную регулировку свободного хода руля, вы сможете понаблюдать в видео-ролике который расположен чуть ниже:

Лишний раз говорить о том, какую роль играет в автомобиле рулевой механизм, наверное, не имеет смысла. Даже непосвященному понятно, насколько важно для любого транспортного средства рулевое управление. Это неотъемлемый элемент автомобиля, который стоит в одном ряду с мотором, колесами и топливной системой. Неисправности рулевого управления нередко становятся причиной многих серьезных и больших неприятностей для автомобилистов.

Учитывая большую значимость этого узла автомобиля, необходимо уделять ему должное внимание и постоянно следить за тем, в каком состоянии находится рулевой механизм, а в случае необходимости немедленно производить ремонт рулевого управления. Ни в коем случае нельзя затягивать или игнорировать даже самые, на первый взгляд, незначительные отклонения, поскольку даже они могут стать причиной весьма серьезных и плачевных последствий.

Регулировка рулевого управления не требует каких-то спец-инструментов, для этого достаточно будет лишь иметь:

  1. Динамометр;
  2. Штангенциркуль;
  3. Ну, и стандартный набор инструментов.

Если вы готовы, предлагаю приступить диагностике и регулировке рулевого механизма

1. Прежде всего, необходимо проверить люфт рулевого колеса. Для тех, кто не в курсе, объясню, что такое рулевой люфт. Под этими словами имеется ввиду расстояние, которое руль преодолевает "свободно" до момента начала поворота колес. Задача заключается в том, чтоб измерить люфт рулевого колеса при помощи ранее приготовленного штангенциркуля. Чтобы сделать это, необходимо зафиксировать его на весу в нижней или верхней позиции рулевого колеса. После этого следует сделать контрольную метку и сопоставить с ней начальную точку отсчетного механизма штангенциркуля. следует вывернуть до противоположной точки люфта. Затем нужно развести измерительное плечо, установив его на отмеченную ранее контрольную метку.

Теперь, что касается допусков люфта. Оптимально допустимым принято считать рулевой люфт значение которого не превышает 35 мм, в случае если это значение больше - необходима регулировка рулевого управления, если не произвести ее вовремя, то вскоре автомобилю потребуется ремонт рулевого управления.

2. Регулировка рулевого управления осуществляется посредством настройки винтов дополнительного усиления карданных шарниров, которые есть на рулевом валу. Для того, чтобы начать регулировку, следует найти регулировочный винт шарниров, после этого установить допустимое значение, таким образом чтобы люфт рулевого колеса был в рамках норм люфт, используя винты усилия.

3. Далее необходимо сделать полный оборот руля, закрепив на нем динамометр. Если рулевое управление, оснащено гидроусилителем, то его значение на динамометре должно соответствовать усилию равным 5 кг. Для механического рулевого механизма допустимое значение составляет от 6 до 10 кг, в зависимости от модели и марки автомобиля. Поэтому прежде чем начнется регулировка рулевого управления, следует ознакомиться с технической документацией автомобиля.

4. Рулевой механизм имеет шаровые шарниры на рулевых тягах, которые также необходимо регулировать, в случае если показатели слишком завышены. Правда для этого потребуется подъемник или эстакада, поскольку регулировать придется со стороны днища автомобиля. Если вы обнаружили, что шарниры порядком «раздолбаны», попытайтесь произвести подтяжку рулевых тяг и крепления шарниров.

Также не помешает проверить демпфер рулевой колонки, чтобы сделать это, вам опять-таки понадобится динамометр, усилие не должно превышать значения 5 кг.

Вот собственно и все. Надеюсь, следуя данной инструкции, у вас получится устранить неисправности рулевого управления, а также устранить рулевой люфт своими руками.

Многие водители задаются вопросом, как убрать люфт руля на ВАЗ 2107. Ведь такая напасть посещает этот автомобиль достаточно часто. Причин у такого поведения предостаточно. И как водится, практически всегда в люфте виноваты «ровные» отечественные дороги. Часто люфтить начинает прямо посреди дороги. Это может изрядно напугать даже опытного водителя. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то главное не паниковать.

До дома доехать с такой неисправностью можно. Только ехать нужно очень аккуратно, стараться избегать лишних маневров. Не стоит превышать скорость, при неспешной езде вы наверняка справитесь с управлением. Приехав в гараж, обязательно займитесь выявлением и устранением причины неисправности.

Диагностика

Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107? Вопрос довольно сложный. Ведь существует 2 вида этой проблемы:

  • Осевой – проявляется при плохом соединении шлицов или проблемах с редуктором;
  • Продольный , появляется при износе кронштейна.
Никакой особой проверки для определения наличия люфта не требуется. Вы поймете это сразу после его появления. Величина люфта на СТО проверяется специальным прибором – люфтомером. Но, такие приспособления встречаются в гаражах довольно редко. Поэтому, обычно пользуется другой способ. Для этого вам потребуется помощник. Он будет поворачивать руль, а вы должны отследить момент начала реакции (поворота) колес. Нормальный люфт не должен превышать 10°. Все, что выше, является признаком проблемы.

Устранение

Начинать борьбу с люфтом следует с проверки и протяжки всех резьбовых соединений. Зачастую причина именно здесь. Особенное внимание нужно уделять гайке, крепящей колонку к редуктору. При частых поездках по грунтовке и изношенному асфальту этот крепеж регулярно ослабляется. Если не отреагировать на проблему своевременно, то есть риск получить более серьезные проблемы с рулевым управлением. Гайка может открутиться целиком, что приведет к полному отказу рулевого управления. Также это приводит к повышенному износу всех деталей механизма.

Также с люфтом помогает бороться регулировка редуктора. Для этого вам придется заглянуть под капот. Там вы увидите редуктор. На нем находится регулировочный винт. Чтобы к нему подобраться, придется снять заглушку. Винт защищен от проворачивания с помощью контргайки на 19. Ее слегка ослабляют рожковым ключом. После этого, отверткой производят регулировку. Задача добиться снижения люфта. Если это у вас не получается, то значит пришла пора менять редуктор. Производить работу проще вдвоем.

Устройство

Рулевая система на ВАЗ 2107 достаточно надежна. С ее помощью достигается достаточный уровень управляемости. Конечно, комфорт авто не сравнишь с современными моделями, но в целом, ездить на этой модели удобно.

Управление осуществляется путем передачи усилия от рулевой колонки к колесам. Происходит это через редуктор с червячной передачей. Сама рулевая колонка на ВАЗ 2107 составная. Она состоит из двух частей, соединенных карданным шарниром. Это позволяет ей складываться при аварии, и приводит к меньшей травматичности.

Редуктор имеет алюминиевый корпус, прикрепленный к левому лонжерону (в некоторых экспортных модификациях к правому). В корпусе находится глобоидальный червяк. Он совмещен с двухгребневым роликом. Передаточное число этого редуктора не превышает 16,4. Это позволяет передавать усилие максимально точно. В конструкцию также входят 2 шариковых подшипника. Они позволяют избежать повышенного износа элементов. Червячные механизмы очень чувствительны к трению, поэтому в редукторе находится трансмиссионная смазка. Необходимо ее регулярно проверять, и при необходимости добавлять.

Также в состав рулевого механизма входят следующие элементы:

  • Средняя рулевая тяга;
  • Маятниковый рычаг;
  • 2 боковые (короткие) тяги.
Средняя тяга соединяется непосредственно с редуктором. Это достаточно надежный элемент конструкции. Поломки длинной рулевой тяги единичны. Справа к ней крепится маятниковый рычаг. Он обеспечивает стабильность всей системы. Малые рулевые тяги имеют на концах шаровые шарниры. Это позволяет максимально эффективно и без сильных нагрузок, передавать усилие на поворотный кулак. Эти рычаги сборные. Благодаря винтовой резьбе, возможна регулировка углов установки колес. Срок службы этих деталей от 10 до 15 тысяч километров. При замене, новые тяги делают аналогичными по длине со снятыми деталями.

Заключение . Рулевое управление на «Жигулях» имеет свои особенности. При этом, подобные решения на современных автомобилях практически не применяются. Поэтому, вопрос, как убрать люфт руля на ВАЗ 2107 не является редким. В целом, устранение проблемы не сложное. Но, в некоторых случаях, регулировка не помогает, тогда придется заменить редуктор.