» » Как поменять датчик температуры ваз 2114. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и выявить его неисправность

Как поменять датчик температуры ваз 2114. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и выявить его неисправность

В любом автомобиле одну из главных ролей играет система охлаждения. Как проверить должен знать каждый автомобилист. На всех инжекторных и карбюраторных машинах устанавливаются датчики температуры, но функции у них немножко отличаются.

Например, на карбюраторных двигателях датчик температуры позволяет только выводить информацию о текущем значении параметра на приборную панель. А вот в инжекторных системах один датчик позволяет не только показывать текущую температуру системы на панели приборов, но и подает сигнал на ЭБУ, который включает вентилятор охлаждения.

Для чего необходим датчик?

Этот прибор нужен для того, чтобы показать водителю значение температуры в системе охлаждения. Как было сказано выше, ЭБУ включает вентилятор охлаждения, установленный на радиаторе, с помощью этого датчика.

Кроме того, анализируя данные, поступающие от прибора, микроконтроллерная система позволяет производить корректировку скорости коленчатого вала на ХХ (холостой ход) во время прогрева.

При этом изменяется соотношение воздуха и бензина в топливной смеси, корректируется угол зажигания. В конструкции датчиков температуры, которые используются на автомобилях, применяются свойства полупроводников. Такие материалы имеют разное сопротивление электрическому току при изменении окружающей температуры.

А вот датчики, которые устанавливаются на карбюраторных двигателях и включающие вентилятор охлаждения, изготавливаются из Они просто деформируются по достижении определенной температуры и переключают силовые контакты.

Принцип работы прибора

Обязательно нужно знать, как работает устройство, перед тем температуры охлаждающей жидкости. ДТОЖ ВАЗ-2110 устанавливается непосредственно в корпусе термостата. У него имеется два вывода, один из которых соединен с корпусом и замыкается на массу, а второй идет к микроконтроллерному блоку управления.

От микроконтроллера поступает на ДТОЖ напряжение 5 В. Оно дальше идет к рабочему элементу посредством пружины из проводящего материала. Термистор обладает отрицательным температурным коэффициентом, следовательно, при повышении температуры в системе охлаждения его сопротивление уменьшается.

По разнице напряжения электронным блоком управления рассчитывается значение температур. Если прибор выходит из строя, то его необходимо проверить, а в случае обнаружения поломки обязательно заменить новым. Ремонтировать или пытаться восстановить прибор нет смысла, стоимость его не очень большая.

Симптомы поломки

Но перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2109, вам нужно обратить внимание на симптомы, которые могут возникнуть при поломке этого устройства:

  1. На приборной панели появляется сообщение об ошибке.
  2. Сложно запустить двигатель на холодную.
  3. При перегреве мотора не включается вентилятор охлаждения.
  4. Увеличение расхода бензина.
  5. При работе двигателя на холостом ходу держатся высокие обороты.

Вентилятор в системе охлаждения может не работать также по причине наличия поломки в системе питания. Нередко выходит из строя реле, провода, электродвигатель. Поэтому нужно убедиться, что вентилятор находится в рабочем состоянии, для этого замените электромагнитное реле и подключите напрямую двигатель.

Основные поломки датчика

Нужно знать, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости в имея под рукой минимальный набор инструментов. Вам потребуется только лишь наличие мультиметра. Среди основных поломок датчика можно выделить следующие:

  1. Нарушается градуировка термистора, из-за этого сопротивление элемента не соответствует значениям температуры, которые заданы для датчика.
  2. Положительный вывод прибора замыкается на массу.
  3. Нарушается герметичность элемента.
  4. Отсутствует электрический контакт в разъеме, обрыв электропроводки.

Причины поломок

При нарушении градуировки датчик начинает показывать "погоду". В результате этого ЭБУ использует неверную информацию, корректирует зажигание и впрыск топлива не так, как необходимо. В результате холодный двигатель довольно сложно запустить, увеличивается расход бензина, вентилятор системы охлаждения включается самопроизвольно.

Если в датчике произошло замыкание, то виной тому обычно становится разрушение или деформация корпуса. Такая поломка определяется он выдает сигнал ошибки на приборную панель. Герметичность корпуса датчика также теряется при механических повреждениях, намного реже в результате долгой эксплуатации, особенно с проточной водой в системе охлаждения.

В том случае, если отсутствует контакт, микроконтроллер переводит двигатель в аварийный режим. При этом вентилятор системы охлаждения функционирует постоянно, чтобы не допустить перегрева двигателя. Если восстановить контакт в электропроводке можно без проблем, то в первых трех случаях поможет только замена датчика.

Где находится ДТОЖ?

Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-21099, необходимо найти его на двигателе. На отечественных машинах с передним приводом располагается этот прибор на корпусе термостата. В карбюраторных автомобилях датчик температуры устанавливается в блоке двигателя, также со стороны термостата, под распределителем зажигания.

В других автомобилях этот прибор может располагаться как на выходных патрубках возле головки блока, так и на термостате. На некоторых автомобилях используется два датчика, один из которых необходим для функционирования указателя температуры, находящегося на приборной панели. А второй датчик выдает сигнал на микроконтроллерный ЭБУ.

Как снять и проверить датчик?

Обязательно нужно демонтировать прибор, перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2107. Для этого необходимо:

  1. От минусовой клеммы отсоединить провод.
  2. Затем отсоедините от корпуса датчика штекер с проводами.
  3. Выкрутите при помощи накидного или рожкового ключа прибор.

На время проведения ремонта желательно закрыть чистой ветошью отверстие. Проверка заключается в следующем:

  1. В электрический чайник наливаете холодную воду.
  2. Для проверки градуировки необходимо использовать электрический термометр (чем точнее, тем лучше).
  3. Мультиметр подключается к контактам датчика, обязательно соблюдайте полярность. Переведите тестер в режим омметра.

Температура воды, ºС

Сопротивление датчика, Ом

Установка нового прибора

Если все показания отличаются незначительно, то это можно списать на погрешность измерений. Но если же разница существенная, необходимо устанавливать новый датчик. А можно приобрести в любом автомобильном магазине, стоимость этих приборов относительно невысокая. Монтаж производится в обратном демонтажу порядке.

Не используйте при установке датчика ФУМ-ленту или силиконовые герметики. Достаточно установить новую медную шайбу, которая обеспечит должный уровень герметичности в системе. Если применять герметики, то они могут попасть внутрь системы и забьются каналы. Очистить систему от такого рода засора будет сложно, может даже придется полностью разбирать двигатель по частям, чтобы избавляться от них.

Датчик температуры охлаждающей жидкости или, в сокращении, ДТОЖ, представляет собой прибор, определяющий температуру антифриза в системе охлаждения и дающий сигнал на ее снижение посредством срабатывания вентилятора.

Его работоспособность – важный аспект нормального функционирования системы охлаждения и всего силового агрегата в целом, а потому в данной материале мы поговорим о том, какие признаки неисправности ДТОЖ помогают своевременно выявить неполадки в его работе и эффективно их устранить.

ДТОЖ – что это такое в машине?

Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле представляет собой компактное устройство, расположенное в корпусе радиатора или, нередко, во внешней части корпуса силового агрегата – так называемой «рубашке» системы охлаждения.

Назначение

Датчик предназначается для определения температуры охлаждающей жидкости, которая выводится на информационный индикатор, расположенный в панели приборов авто.

Также функцией датчика является активация включения вентилятора охлаждения, который понижает температуру антифриза в случае, если она превышает критические значения (более 80 градусов Цельсия). Делается это для того, чтобы избежать вскипания антифриза и, как результат, перегрева мотора.

Видео — нюансы, связанные с датчиками температуры охлаждающей жидкости на Фольксваген Пассат Б3:

Подобное назначение датчика было характерно для карбюраторных двигателей. Сегодня, с развитием инжекторных систем впрыска, на ДТОЖ возлагается значительно большее число функций. К ним можно отнести:

  • увеличение оборотов двигателя на этапе прогрева для оптимизации выхода мотора на рабочий режим;
  • открытие либо закрытие клапана рециркуляции выхлопных газов;
  • установка угла опережения зажигания и т.д.

Принцип работы

Функционирование ДТОЖ осуществляется на основе физических свойств материала датчика менять собственное электрическое сопротивление в зависимости от степени нагрева.

По сути, он состоит из двух электропроводящих контактов и конусообразного рабочего элемента из чувствительного материала. Изменение степени электропроводности фиксируется и, таким образом, датчик «выдает» информацию о температуре и достижении ее критических значений.

На современных авто за считывание такой информации «отвечает» электронный блок управления ЭБУ, который и отдает управляющие команды для системы зажигания, а также анализирует работоспособность самого датчика.

Виды

Условно можно выделить два типа ДТОЖ: механический и цифровой. В чем их сходство и отличия?

Механический

Механический ДТОЖ представляет собой простой узел, где передача информации об изменении сопротивления материала выполняется, так сказать, в «аналоговой» форме – посредством электрического сигнала. Такой датчик напрямую соединен с указателем температуры охлаждающей жидкости, который является, по сути, простым омметром со шкалой, проградуированной в градусах Цельсия.

С узлом соединено реле, которое замыкается при достижении критической температуры и вызывает срабатывание вентилятора охлаждения. Такие датчики встречаются на автомобилях с карбюраторными моторами, включая все отечественные «Жигули».

Цифровой

Цифровой ДТОЖ по своей конструкции не сильно отличается от механического, но передача сигнала происходит посредством шины непосредственно в цифровой блок управления ЭБУ.

Встроенный процессор производит первичный анализ информации, выводя данные о температуре на приборную панель, а также давая команды системе зажигания. Включение вентилятора в этом случае производится также посредством команды от ЭБУ.

На что влияет

Основной задачей датчика температуры охлаждающей жидкости является включение вентилятора охлаждения. Как результат, в случае его неисправности срабатывания вентилятора не происходит, а результатом этого может стать перегрев мотора или, как минимум, вскипание антифриза в системе.

Видео — как проверить ДТОЖ мультиметром:

Кроме того, на инжекторных двигателях неисправность ДТОЖ ведет к тому, что ЭБУ выставляет неверный угол опережения зажигания, и двигатель начинает работать в неблагоприятных условиях.

Совокупность этих факторов говорит о том, что своевременное определение поломки датчика и его замена является ключевым элементом, позволяющим избежать целого ряда проблем, а подчас и дорогостоящего ремонта двигателя автомобиля.

Основные причины и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Как правило, в виду простоты конструкции, поломки самого датчика охлаждающей жидкости относительно редки. Тем не менее, «поводов» для того, чтобы он стал давать сбои, весьма много, и к ним можно отнести следующие причины:

1. Низкое качество антифриза

В случае использования плохого нередки случаи, когда поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. В связи с этим температурное воздействие на датчик изменяется и, как результат, меняются его показания, как правило, в сторону занижения температуры. Это приводит к несвоевременному включению охлаждающего вентилятора, а также изменению режима работы силового агрегата.

2. Плохое качество исполнения самого датчика

К сожалению, на рынке имеется большое количество контрафактных запчастей, и ДТОЖ от no-name-производителя не всегда отвечает заводским параметрам. Также датчик может иметь незначительные повреждения, которые в процессе эксплуатации могут способствовать его выходу из строя.

3. Утечки антифриза через резьбовое соединение датчика

И, как результат, изменение его показателей. Такое явление встречается при нарушении целостности резьбы в случаях, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг либо имеется износ прокладки-вкладыша.

4. Нарушение электрики

Этот фактор является основной причиной выхода из строя датчика и может быть вызван целым рядом причин – от резкого скачка напряжения в бортовой электросистеме авто до обычной коррозии контактов. Собственно, проверку контактов на наличие окисления следует осуществлять всегда при снятии или установке ДТОЖ.

5. Неисправность термостата .

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

В случае подозрений на неисправность ДТОЖ необходимо, в первую очередь, определить, касается ли поломка самого датчика или ее причиной являются сбои в электрической системе авто.

Для этого необходимо выкрутить датчик и провести его диагностику. Сделать это можно с использованием обычного бытового мультиметра.

Как проверить ДТОЖ мультиметром

Для замера сопротивления ДТОЖ при разной температуре на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерений.

Значение сопротивлений должно быть в определенном диапазоне при конкретных температурах.

Для каждой модели силового агрегата и марки авто сопротивление датчика при разной температуре жидкости имеет собственные значения (!) и с ними следует ознакомиться заблаговременно в мануле!

Для проверки датчик следует снять и погрузить его в воду, нагретую до определенной температуры, подсоединив мультиметр к выходным контактам ДТОЖ. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.

Видео — как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости с помощью мультиметра и электрочайника:

Кроме того, замер можно производить и непосредственно на автомобиле по мере прогрева двигателя при холостых оборотах.

В случае, если датчик работоспособен, искать причины поломки следует в электрике или термостате. При неисправности ДТОЖ его следует заменить.

Замена

Процедура замены ДТОЖ предельно проста и заключается в вывинчивании старого датчика и установке нового с последующем подсоединением к нему управляющих клемм.

Тем не менее, существуют и некоторые нюансы. В частности, замену имеет смысл совмещать с заменой охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. В таком случае посадочное гнездо для датчика неплохо обработать графитовой смазкой, что позволит предохранить резьбу, обеспечить легкое вывинчивание и создать дополнительный слой герметизации.

Видео — замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2115:

Также во время замены датчика необходимо мелкой наждачной бумагой обработать электрические контакты, подходящие к нему. Если же ДТОЖ исправен, и вы не планируете его менять – имеет смысл для профилактики произвести его очистку, включая зашкуривание его контактов для улучшения электропроводности.

Заключение

Как видим, проверка и замена ДТОЖ – процедура довольно простая. Она не требует специализированных навыков и знаний, равно как и особого оборудования (за исключением упомянутого мультиметра).

Помните, что своевременная замена неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости позволит избежать целого ряда проблем, включая возможный перегрев силового агрегата вашего авто.

Видео — как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости на Шевроле Лачетти:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Как проверить Б/У авто перед покупкой


Как оформить полис ОСАГО онлайн за 7 минут

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Иван

    Узнать о том, работает ли ДТОЖ довольно легко, при условии, что у вас автомобиль с инжектором. Автомобиль при холодном запуске будет хорошо заводиться и работать, но как только двигатель прогреется, то начнется неровная работа двигателя, а запустить машину с горячим мотором будет практически невозможно из-за переобогащенной смеси.

    Антон

    В моем Пассате 2 датчика. Один для указателя на приборке — на работу двигателя не влияет, а другой дает сигнал на ЭБУ — это основной.

    Карина

    Т.к я только начинающий водитель, очень многого узнала, на самом деле это очень легко проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

    Максим

    В моей Corolla Fielder была неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, компьютер начал подстраивать работу двигателя под его показания, начались проблемы. В статье хорошо описано как его проверить! Помогло!

    Валерий

    Не знал, что настолько легко проверить датчик, пошел проверять, благо мультиметр в наличии имеется. Выкрутил, замерял, успокоился — исправен.

    Петр

    Если испортился датчик температуры охлаждающей жидкости нужно немедленно реагировать. Ведь грубо говоря именно он дает сигнал к запуску вентилятора охлаждения. И еще если неисправен датчик возрастет расход бензина. Я в этом случае проверяю всю электропроводку автомобиля и если удостоверюсь, что причина в датчике заменяю. Заменить его своими руками проще простого, необходимо только или раз увидеть или попробовать самому.
    Нужно вывинтить старый датчик, обработать гнездо графитовой смазкой и поставить на его место новый, управляющие клеммы тоже не забывайте присоединить. Главное чтобы было герметично.

    Андрей

    Первое, что нужно знать, это то, что в автомобиле не один датчик температуры. Их как минимум два, а в некоторых моделях и до 4-5. Второе — это то, где они расположены и конкретно за что каждый из них отвечает. Классическая схема — два датчика, один идет на стрелочный прибор панели в салоне (ну или в цифровом виде), а второй на вентилятор(ы) охлаждения. Соответственно и принципы работы их разные, проверять их надо по разному. Первый меняет свое сопротивление в линейной зависимости с температурой ОЖ (при этом мы видим изменение отклонения стрелки панели), а второй работает по принципу ВКЛ/ВЫКЛ при достижении определенной температуры ОЖ (соответственно включает и выключает вентиляторы).

    Алексей З.

    Вообще трудно представить, как плохой тосол или антифриз могут повредить датчик температуры, за двадцать лет не видел ничего подобного. Корпус датчика как правило выполнен из медного или латунного сплава, который практически не реагирует с охлаждающей жидкостью. А вот выход из стоя по причине некачественного изготовления — явление не редкое. Если те датчики, которые иду на машине с завода служит по нескольку десятков лет, то те которые поступают в запчасти очень часто не отрабатывают и трех. Парадокс, но и те и эти выпущены на одном заводе. По этому часто покупатель предпочитает взять датчик с разборки, нежели купить новый.

    Артём

    Датчик охлаждения жидкости в нужный момент включает вентилятор и поэтому если он неисправен это чревато серьезными сбоями и поломкой. Причин для поломки может быть несколько это и некачественный антифриз и дешевенький датчик. Иногда датчик может быть и исправен, в некоторых случаях нужно проверить электропроводку и контакты. Надо выкрутить датчик и проверить его, погрузив в воду и взяв мультиметр. Не так всё сложно, достаточно один раз заменить в присутствии знающего человека или найти информацию в интернете и будете это делать сами. Если датчик неисправен нужно заменить его, только не забудьте прочистить контакты и клеммы.

    Сан Саныч

    На самом деле мультиметры типа D830/DT830 (тысячи их) позволяют с приемлемой погрешностью определять и температуру. В качестве контрольных точек для проверки можно использовать только начавший таять водный лёд (гарантировано что-то около 0 градусов) и закипевший этиловый спирт (~78,37 градусов). Закипевший спирт удобен ещё и тем, что это _та самая критическая точка_, при которой датчик температуры охлаждающей жидкости должен стабильно срабатывать, дабы не получилось выкипания антифриза. И как уже верно заметили в комментариях, если датчик при указанных температурах показывает сопротивление в допустимых пределах (об этом подробно рассказано во втором видео), то неисправность кроется либо в некачественной проводке, либо в некачественном антифризе.

    Максим

    Я приноровился менять неисправные датчики не сливая охлаждающей жидкости. Для этого его необходимо предварительно «сорвать», иногда, за десяток лет резьба так прикипает, что лучше использовать головку или на худой конец накидной ключ. Затем аккуратненько тремя пальцами вывернуть, следя за количеством вытекающей жидкости. После резко убрать датчик и заткнуть отверстие пальцем. Перевести дух, взять свободной рукой заранее приготовленный новый ДТОЖ, поднести к отверстию, которое держим пальцем и энергично (резко) заткнуть им отверстие убрав палец. Далее вкручиваем по резьбе. Потери жидкости — 200 — 300 грамм, а экономия времени — несколько часов! Иногда даже доливать не приходится, уровень не опускается до минимума.

    Сергей

    При проверке ДТОЖ еще учитываются технические характеристики автомобилей по соответствующим таблицам к различным перепадам сопротивлений, но нормированных показаний нет. При небольших отклонениях от показателей датчик менять не стоит, необходимо найти другую причину сбоев в работе двигателя. Датчики различных производителей всегда выдают разные показания при одинаковых температурах жидкости. Перед тем как устранять неполадки с заменой датчика, необходимо подобрать подходящий вариант для вашей машины. Если покупаете на рынке, то обязательно проверяйте сертификат. Что бы исключить подделок сфотографируйте данный документ, для дальнейшего предъявления в соответствующие органы. В основном при таких действиях продавец не будет продавать вам подделку.

    Макарий

    Когда последние модели автомобиля Волги стали оборудоваться вентиляторами охлаждения жидкости, работающими от электропитания, с эксплуатацией таких автомобилей возникла проблема быстрого перегрева двигателя при работе автомобиля в ритме городского движения. То ли датчик так неразумно настраивался на заводе, то ли потому, что двигатели стали более высоко оборотистыми, и работа их допускалась не при 80 градусах тепла как раньше, а уже при 90. Водители придумали ручное принудительное включение вентилятора, которое осуществлялось непосредственно из кабинки водителя. Водить опережал команду датчика на включение, и таким образом улучшал устойчивость работы автомобиля в пробках.

    Николай

    Родной прослужил 7 лет. В прошлом году пришлось заменить. Речь веду о датчике, который включает дополнительный вентилятор (Нива Шевроле). Первый раз вообще не понял, что случилось. Лето, жарко, температура поднимается быстро и вентилятор включается часто, особенно при езде в городе. Однажды обратил внимание, что вентиляторы в паре работают слишком шустро. Утром, на холодном движке, второй включился буквально через пару минут. Грешил на реле, поменял, но проблему не решил. Поковырялся в книге, нашел этот датчик возле помпы, заменил и забыл про проблему.

    Олег

    Выход из строя датчика температуры ОЖ может привести к поломке двигателя и очень большим финансовым потерям, по сравнение с его стоимостью. Поэтому если есть сомнения в его исправности, лучше себя обезопасить. Я проверял свой датчик не снимая его с авто. Просто запустил холодный движок и подсоединил к его клеммам мультиметр. Менял, предварительно слив охлаждающую жидкость (потом её заменил). А по поводу использовать мультиметр в качестве измерителя температуры не согласен: точности никакой, все зависит от чистоты жидкости. И ещё, чтобы не оказаться с перегретым движком при выходе из строя датчика температуры, установил выключатель вентилятора в салон для подстраховки.

    Дмитрий

    В авто датчик всегда рядом с термостатом для наибольшей точности измерения. Когда датчик выходит из строя, а приборы в машине когда-нибудь ломаются, могут возникнуть следующие проблемы: увеличится расход топлива, повышается выброс СО2, может заглохнуть двигатель, будет медленный прогрев авто, может перегреваться движок.
    На работу датчика может влиять старая проводка, коррозия, а датчик может быть исправен. Поэтому лучше не жаться, а купить новый датчик и сразу отбросить сомнения в причинах проблем.
    Но лучше всего не скупиться и приобрести новый датчик, который обеспечит безопасное и приятное вождение без каких-либо проблем.
    Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Если есть желание то можно провести его диагностику, но в начале убедитесь в исправности проводки. На датчик должно подаваться 5 вольт, что можно проверить при запущенном движке. Если 5 вольт есть, то проверяем датчик.
    При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем. Проверить можно с помощью электрочайника. Замеряем температуру +10,+15, +20.и записываем сопротивление датчика.
    Если показания отличаются от данных для датчика (можно найти в инете), значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и требуется заменить. Менее точно, но более просто это без термометра, а по кипению воды – она кипит при 100 градусах. Это будет контрольная точка. Сопротивление при кипении – около 210-190 Ом.

    Олег

    Датчик температуры охлаждающей жидкости порождает при своем отказе ряд проблем, основные и наиболее опасные из них следующие:
    Выход температуры двигателя за рамки допустимых режимов;
    Нарушение стабильности работы двигателя;
    Повышенный расход топлива;
    Падение оборотов и самопроизвольная остановка двигателя.
    При возникновении подозрений на нестабильную работу датчика температуры, во первых надо проверить наличие охлаждающей жидкости и ее уровень.
    Далее проверяем качество контактов, на предмет их окисления.
    Если все сказанное выше в порядке, то надо проверить сам датчик, для чего его надо снять.
    Берем датчик и опускаем его в стакан кипятка и меряем его сопротивление, конкретные данные можно найти в интернете для каждого датчика. Если данные соответствуют, значит датчик в норме. В противном случае меняем датчик.

    Николай

    Датчик температуры охлаждающей жидкости менял неделю назад. Стою в пробке в Москве и чисто случайно посмотрел на панель приборов (у меня Шеви Нива) и обомлел. Прибор показывает около 110 градусов и тишина — вентиляторы не работают. Включил аварийки и на обочину. Сначала думал движок вентилятора, подал напряжение прямо на движок — он работает. Подсоединил двигатель вентилятора к аккумулятору и пока ехал по Москве он у меня молотил постоянно. Выехал на М2 и отсоеденил вентилятор. Дальше до дома. В гараже снял не проверяя датчик температуры и поставил новый. Запустил двигатель и подождал прогрева — все работает.

    Иванович

    Датчик нагрева охлаждающей жидкости прибор очень важный для нормальной работы двигателя. Он оберегает двигатель от перегрева, путём включения и отключения охлаждающего вентилятора. В своей практике мне несколько раз приходилось сталкиваться с проблемой его неисправности. В наших отечественных автомобилях, с механической системой зажигания, применялись аналоговые датчики. И вот если такой датчик внезапно отказывал в работе, он в нужный момент не включал вентилятор и вода в радиаторе закипала. Ехать в такой ситуации невозможно и чтобы понять причину поломки мы, прежде всего, проверяли исправность работы электродвигателя вентилятора, подсоединяли его клеммы к источнику питания минуя датчик. Если двигатель работал, причиной его не включения могла быть, лишь поломка датчика. Датчик нужно было менять, и чтобы доехать до автосервиса или гаража, практиковали включение вентилятора напрямую, так и ехали с постоянно работающим вентилятором. В современных инжекторных автомобилях принцип работы самого датчика такой же, лишь управление работой вентилятора идет через блок управления электронного зажигания.

    ua9ukh

    Датчик температуры при проверке мультиметром сопротивление будет в норме и при нагреве в горячей воде будет всё нормально в термостате будет давать сбои показания температуры будет плавать на один или два градуса не постоянно и двигатель будет троить на горячею на холодную когда скачки температуры будут на 10 или на 20 градусов плавать при этом включится вентилятор и будет ошибка р1336 пропуск зажигания во всех цилиндрах

Датчик температуры ВАЗ 2110 — это важный элемент системы, он сообщает компьютеру о температуре двигателя. От температуры мотора зависит многое. Например, чем она ниже, тем более богатая топливная смесь подается в инжектор или карбюратор.

Иногда на дороге можно видеть стоящие на обочине автомобили, из открытого капота которых валит пар. Это достаточно распространенная ситуация, когда показатели температуры двигателя превысили допустимые нормы и мотор перегрелся.

В автомобиле вышел из строя датчик охлаждающей жидкости или автовладелец отвлекся и не заметил, что температура двигателя ВАЗ 2110 зашкаливает. Вследствие перегрева двигателя жидкость в системе охлаждения превысила точку кипения и превратилась в пар. Чтобы как-нибудь помочь автомобилю остыть, водитель открывает крышку на радиаторе и выпускает пар, который выходит под давлением.

Так делать не стоит. Это несет определенные риски: можно получить серьезные ожоги. Во избежание подобных проблем автомобилисту нужно быть предельно внимательным во время поездки и своевременно реагировать на информацию от датчиков и приборов на консоли. А еще важно следить за тем, чтобы датчик охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 был в рабочем состоянии, а показания его были точными.

Работа и возможные неполадки устройства

Датчик температуры ВАЗ 2110 представляет собой не что иное, как обычный термистор. Это резистор, имеющий свойство изменять параметры своего сопротивления в зависимости от температуры, в которой он находится. Он интегрирован в головку блока цилиндров. Через патрубок, в котором располагается датчик, циркулирует охлаждающая жидкость.

Датчик должен следить за тем, чтобы рабочая температура двигателя ВАЗ не превышала норму. Если температурные показатели вышли за пределы нормальных значений, прибор подает соответствующую информацию в блок ЭБУ, а затем формируется команда на принудительный запуск вентилятора.


Считается, что это самая надежная деталь ВАЗ 2110. Но все-таки неисправности иногда возникают. На многочисленных форумах, которые посвящены автомобилям ВАЗ и отечественному автопрому, пользователи часто обсуждают проблемы, связанные с работой устройства. В основном речь идет о потере контакта во внутренней полости датчика и проблемах с изоляцией проводов вокруг прибора, особенно если трос акселератора свободно висит.

Если датчик неисправен, он будет подавать неверную информацию, в результате могут возникнуть определенные трудности при запуске мотора, а также повысится расход топлива. Терморезистор, расположенный внутри датчика, это электронная система с негативными показателями температуры. Когда устройство нагревается, сопротивление понижается. Если охлаждается, то показатели сопротивления увеличиваются.

Рабочая температура двигателя ВАЗ составляет до 130 °С, сопротивление устройства может понижаться до 70 Ом. Самый низкий предел температуры в -40 °С увеличит сопротивление терморезистора до 107 Ом.

Контроллер, он же детектор, позволяет пропускать на температурный датчик напряжение в 5 В при постоянном сопротивлении внутри. Значения температуры охлаждающей жидкости электронный блок управления определяет по разности напряжений на температурном датчике. Используя прибор, нужно помнить, что температурные показатели охлаждающей жидкости влияют на работу многих узлов автомобиля.

Датчик массового расхода воздуха

Этот прибор анализирует количество воздуха, которое потребляет двигатель при работе. От его показаний напрямую зависит расход топлива. Устройство представляет собой чувствительный элемент в виде тонкой пленки. На ней располагаются температурные датчики и резистор нагрева.

В средней части этой пленки — специальная область, уровень прогрева которой контролирует датчик температуры. На пленке с той стороны, где прибор контролирует поток воздуха, располагаются еще два термодатчика. Если потоки воздуха отсутствуют, они выдают одинаковую температуру.

Если поток воздуха есть, то первый датчик будет охлаждаться, а второй не изменит своих показателей, так как воздух нагревается. Сигнал с обоих устройств будет равен пропорциональной массе воздуха, который проходит через них. Электрическая схема переводит этот показатель в напряжение.

Очень важно содержать этот элемент в чистоте, иначе возможны искажения показателей и, как следствие, ошибки или неправильная работа некоторых узлов автомобиля. Нужно следить и за чистотой воздуха, который проходит через пленку.

Тарас Каленюк

Время на чтение: 4 минуты

А А

Мотор машины является ее сердцем. Благодаря ему происходит функционирование множества систем и процессов, позволяющих нам не просто передвигаться из точки А в точку Б, но и делать это максимально комфортно и безопасно. Немаловажным параметром в работе двигателя является его температура. При ее повышении происходит кипение и выход из строя, что довольно сложно и затратно в плане ремонта. Дабы такого не произошло, повсеместно применяется охлаждающая жидкость, температуру которой отслеживает специальный датчик.

Помимо своей основной функции по охлаждению мотора, хладагент также предохраняет его части от коррозии, а саму систему от засоров.

При неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости способен привести к поломке мотора, что чревато разного рода неприятными последствиями - коррозия составляющих двигателя из-за перегрева, перерасход топлива и многие другие.

  1. Магнитный. Состоит из якоря и двух катушек. К якорю подключены стрелка шкалы на приборной панели автомобиля. Одна из катушек подключается к кабелю с изменяющимися показателями сопротивления, а вторая к автомобильной сети.
  2. Биметаллический. Состоит из сочетания двух элементов из металлов с разным показателем температурного сопротивления. Под воздействием нагрева происходит расширение, которое приводит в действие прибор на панели.
  3. Полупроводниковый. Более распространенный тип датчика, нежели биметаллический. Принцип работы прибора основан на снижении сопротивления при нагреве.
  4. Капиллярный. На сегодняшний день практически не используется, так как считается устаревшим и не самым удобным видом ДТОЖ. Представляет собой капсулу, наполненную субстанцией с низкой температурой закипания. При прогреве мотора хладагент начинает кипеть, что приводит к повышению давления в системе детектора, в результате воздействия которого начинается перемещение стрелки индикатора.

Для правильной работы, обеспечивающей сбор и передачу оптимально очных показателей, ДТОЖ должен быть расположен в непосредственном контакте с измеряемой средой, то есть - быть погруженным в охлаждающую жидкость.

Рассмотрим термодатчик на примере одного из автомобилей модельного ряда Лада.

Охлаждающая система машин ВАЗ представляет собой комплекс из следующих частей:

  • радиаторы отопления и охлаждения;
  • вентилятор;
  • насос;
  • расширительный бачок;
  • датчик температуры ОЖ.

Прибор измерения, находящийся между термостатом и головкой блока цилиндров, состоит из резистора и подключен к блоку управления двумя проводами.

Определение уровня нагрева основывается на величине сопротивления, который растет или снижается в зависимости от температуры ОЖ.

Важно! Температурный детектор на ВАЗ 2114 расположен не на радиаторе, что характерно для остальных моделей вазов, а на блоке мотора.

Основываясь на данных, которые передает термодатчик, система управления может регулировать следующие моменты в работе автомобиля:

  1. обогащение или обеднение горючего (в зависимости от температуры мотора - чем ниже показатели тепла, тем меньше обогащается топливо и тем большее его количество требуется);
  2. выставление опережения зажигания с целью уменьшения газообразования выхлопа;
  3. корректировка циркуляции газов при прогреве транспортного средства;
  4. контроль за работой вентилятора, блокировкой раздаточной коробки и продувкой системы.

Признаки неисправности ДТОЖ

Есть несколько моментов, которые помогут автовладельцу ВАЗа определить выход из строя термодатчика ОЖ;

  1. некорректные показания датчика (высокие данные при горячем моторе, либо наоборот);
  2. затруднен запуск мотора, независимо от температуры за бортом;
  3. сложности с остановкой горячего двигателя на холостых оборотах;
  4. значительный перерасход горючего;
  5. перегрев мотора, который может сопровождаться задымлением из-под капота;
  6. включение вентилятора при холодном двигателе;
  7. нехарактерный цвет выхлопа.

Причины сбоев

Вышеописанные неисправности могут быть следствием разного рода факторов. Прежде чем грешить на термодетектор, стоит проверить еще пару нюансов:

  1. уровень охлаждающей жидкости и ее качество (возможно, она уже отработала свой срок и требует замены);
  2. неисправны вентиляторы;
  3. отсутствует контакт с прибором (нарушена изоляция, либо просто разрыв в цепи).

Если все предыдущие показатели в норме, значит необходимо проверить сам анализатор и, в случае выхода его из строя, заменить на новый, так как ремонту он не подлежит.

Как продиагностировать ДТОЖ?

Первым делом, запускается двигатель и просматривается поведение шкалы измерения, опираясь на которое можно выяснить неисправность.

В случае максимальных показателей при холодном двигателе необходимо отсоединить контакты и посмотреть на то, что получилось:

  • показания упали - нужно менять прибор;
  • не произошло никаких изменений - необходимо проверить контакты, идущие к измерителю.

Если при стабильном прогреве стрелка ведет себя неадекватно, стоит обратить внимание на предохранители.

Другой способ диагностики - использование мультиметра (комбинированный измерительный прибор, который может выполнять функции омметра, вольтметра и амперметра) в комбинации с жаропрочным термометром.

Мультиметр ставим в режим омметра, закрепляем его контакты к датчику, который погружаем в емкость с охладителем. Начинаем подогревать жидкость и сравниваем показания прибора с таблицей соответствий.

Для примера можно привести несколько чисел - при температуре в 30 градусов показания мультиметра составят от 1350 до 1880 Ом, а при 110 градусах Цельсия – около ста.

Вся вышеописанная информация может быть применена и в случае автомобиля ВАЗ 2115, так как его системы практически идентичны четырнадцатой модели.

Измеритель температуры на ВАЗ 2110 можно применять к системам автомобилей 2111 и 2112. При замене важно соблюдать маркировку прибора, дабы не приобрести неподходящую модель.

Необходимые действия аналогичны предыдущему алгоритму - обесточить аккумуляторную батарею, слить охладитель до уровня детектора, снять корпус воздушного фильтра и провода датчика, выкрутить его и заменить новым.

Датчик температуры ВАЗ 2110 расположен в патрубке на головке блока цилиндров.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости, является важнейшим условием для нормальной работы силового агрегата автомобиля. Такой контроль осуществляется датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). И если такой датчик выходит из строя, возникают сбои и неполадки в работе двигателя. В этой статье мы рассмотрим типичные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, а также расскажем о том, как его проверить и заменить.

ДТОЖ на ВАЗ-2114

В первую очередь нужно сказать, что помимо датчика температуры охлаждающей жидкости, существует датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и это два разных по своему назначению прибора. Если первый, предоставляет информацию электронному блоку управления двигателем, то второй, банально информирует водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Соответственно и поломка первого датчика – проблема более серьезная.

По своему устройству, ДТОЖ это терморезистор. Другими словами, датчик сконструирован так, что при изменении температуры окружающей среды, меняется его сопротивление электрическому току. Вот эти-то изменения и фиксируются электроникой автомобиля и на их основании отдаются те или иные команды. Соответственно, неправильная информация, полученная от ДТОЖ или вообще ее отсутствие, нарушают нормальные алгоритмы работы двигателя и всей системы автомобиля.

Рассмотрим основные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости:

  • падение оборотов или вообще самопроизвольная остановка мотора на холостом ходу;
  • длительное прогревание автомобиля;
  • частый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима;
  • повышенный расход топлива;
  • снижение общей управляемости автомобиля;
  • темный дым из выхлопной трубы;
  • нарушения стабильной работы мотора;

Как видите, перечень проблем, которые порождает отказ датчика температуры охлаждающей жидкости, весьма солиден. А потому, пренебрегать данной проблемой, категорически не рекомендуется.

Как проверить ДТОЖ

В первую очередь нужно помнить, что для того, чтобы правильно указывать температуру охлаждающей жидкости, датчик должен быть погружен в эту самую жидкость. А потому, регулярно проверяйте наличие хладагента и его уровень в системе. Это, пожалуй самое первое, что следует предпринять при возникновении подозрения на неадекватную работу данного измерителя.

Если же с уровнем антифриза в системе охлаждения, полный порядок, то возможно окислены контакты или имеются другие нарушения в подключении датчика температуры охлаждающей жидкости. Проверить его подключение можно и самостоятельно. Как правило, но не всегда, такой датчик устанавливается рядом с термостатом. В некоторых двигателях, ДТОЖ не один. Поэтому, уточните количество датчиков и их расположение, правильные именно для вашего автомобиля. Когда же вы нашли датчик температуры охлаждающей жидкости и установили, что с его подключением все в порядке, нужно проверить само устройство. Для этого, ДТОЖ необходимо демонтировать, поскольку проверять его нужно при помощи погружения в стакан с кипятком.

И так, берете свой датчик, опускаете его в стакан с кипятком и замеряете сопротивление на выходе. В общем-то, каких-то единых показателей изменения сопротивления не существует. Датчики для разных машин, от различных производителей, будут показывать различные перепады сопротивления. Правильные величины при тех или иных температурах, конкретно для вашего датчика, нужно найти в интернете.

Соответственно, если показатели сопротивления датчика и эталонные величины совпадают или имеют минимальную погрешность, значит датчик температуры охлаждающей жидкости, вполне исправен. Ну а если показатели сопротивления различаются — датчик требуется заменить. Собственно сама его конструкция, как и принцип работы, не предусматривают какого-либо ремонта. Поэтому, других альтернатив просто нет.

Видео о ДТОЖ

В итоге

Датчик температуры охлаждающей жидкости, это очень важный компонент силового агрегата, а потому, его отказ или неправильные показания, могут стать причиной серьезных проблем и нарушений в работе автомобиля. Симптомы неполадок в ДТОЖ, красноречивы и разнообразны, но перед тем, как демонтировать датчик, а в современных авто, как правило, таких датчиков два и более, стоит проверить уровень антифриза.

Поскольку по своей сути, ДТОЖ, это терморезистор, то об изменении температуры окружающей среды, он сообщает изменением электрического сопротивления. Приборы от различных производителей выдают разные перепады сопротивления при одной и той же температуре, а потому, приобретая новый датчик, следует убедиться в том, что он подходит для вашего авто.