» » Как очистить и защитить сажевый фильтр? Как самому очистить сажевый фильтр дизельного двигателя Решение проблем с дизельным двигателем.

Как очистить и защитить сажевый фильтр? Как самому очистить сажевый фильтр дизельного двигателя Решение проблем с дизельным двигателем.

Как правило, на такое средство, как очиститель сажевого фильтра, автомобилисты обращают внимание уже после того, как система борьбы с твёрдыми частицами приходит в негодность. Узнаем, как и когда нужно использовать это средство, а также кратко рассмотрим несколько популярных очистителей сажевых фильтров.

Как работает сажевый фильтр?

Дизельное топливо, за счёт более тяжёлых и структурно разветвлённых фракций углеводородов, сгорает с образованием мелкодисперсных частиц сажи. Эти сажевые частицы наносят вред окружающей среде и человеку. Поэтому, начиная со стандарта ЕВРО-3, допустимое в выхлопах количество сажевых частиц дизельных моторов строго регламентируется. Причём с переходом на новый стандарт массовая доля в отработавших газах сажи всё жёстче ограничивается.

Для борьбы с твёрдыми частицами в выхлопных газах и был разработан сажевый фильтр. Сажевый фильтр представляет собой ячеистый цилиндр или куб, состоящий из продольных каналов (сот) диаметром 2-4 мм. Архитектура проходных каналов продумана таким образом, чтобы летящие сажевые частицы за счёт свой массы и инерции задерживались в теле фильтра, а выхлопные газы беспрепятственно проходили дальше.

Когда в сажевом фильтре скапливается определённое количество сажи, затрудняется проход выхлопных газов. Это улавливают датчики давления и дают сигнал на начало прожига фильтра. Для осуществления этой операции форсунки начинают впрыскивать в цилиндры обильное количество дизельного топлива, гораздо большее, чем нужно для стехиометрического соотношения. Это топливо и догорает в сажевом фильтре, пережигая твёрдые углеводороды и расщепляя их на углекислый газ и воду.

В некоторых случаях, из-за сбоев в работе алгоритма прожига или по другим причинам (неисправность системы питания, износ цилиндро-поршневой группы, плохое качество топлива), сажевый фильтр чрезмерно забивается твёрдыми частицами или загрязнителями другой природы. И естественная очистка уже не способна полностью освободить соты от накопленного балласта.

Если не принять своевременных мер по восстановлению сажевого фильтра, его придётся удалять или заменять на новый. А это дорого. Один из способов борьбы с ранними засорами сажевого фильтра – использование очистителей сажевого фильтра.

Случаи, когда нужно промывать сажевый фильтр

Многие автомобилисты относят сажевый фильтр к сложному, дорогостоящему и в целом ненужному устройству в конструкции авто. Действительно, вышедший из строя сажевый фильтр – головная боль при любом раскладе. Менять – дорого. Удалять – не всегда легко из-за необходимости вносить изменения в систему выпуска и программу ЭБУ, что также обойдётся в приличную сумму.

Поэтому ниже мы подобрали несколько неисправностей и их признаков, при которых использование очистителей сажевых фильтров будет актуальным и поможет продлить срок службы этой непростой системы.

  1. Чрезмерно частое срабатывание механизма самоочистки. Интервалы между прожигами у разных авто могут значительно отличаться. Обычно усреднённые пробеги (или наработка в моточасах) прописаны в инструкции по эксплуатации авто. Если пробег между очередными прожигами уменьшился в два и более раза, и наметилась тенденция на сокращение этих интервалов – пора бить тревогу. Как минимум, стоит осмотреть торцевую поверхность сажевого фильтра через датчик давления или лямбда-зонд (в зависимости от конструкции фильтра). Видны сажевые обильные образования по краям фильтра? Перед тем, как пойти по пути более сложных диагностических или ремонтных операций, попробуйте решить проблему с помощью очистителя сажевого фильтра.
  2. Ошибка на приборной панели. Всё зависит от расшифровки ошибки. Если проблема с датчиком давления или лямбда-зондом – очиститель вряд ли поможет. Но если ошибка указывает на критическую засоренность фильтра – можно попробовать исправить ситуацию с помощью очистителя.

Косвенно на проблемы с сажевым фильтром указывает увеличившийся расход топлива и пониженная мощность ДВС.

Средства для промывки сажевых фильтров

Известны три принципиально различающиеся методики очистки сажевых фильтров:

  • через присадки в топливо;
  • с использованием пенного очистителя, который заливается в корпус фильтра без его демонтажа;
  • механическая очистка или промывка с физическим извлечением тела сажевого фильтра из корпуса.

Последний способ практикуется редко. С одной стороны, этот метод позволяет достигнуть наилучшего результата. Прямая промывка сажевого фильтра увеличивает шансы на успех. Но сам способ трудоёмкий. И, как показала практика, более чем в половине случаев не приводит к действительно хорошему результату. Дело здесь только в одном: автомобилисты, не желающие разукомплектовывать оригинальную систему выпуска, цепляются за этот метод как за последнюю соломинку. Однако убитый сажевый фильтр с критическим засорением сот или механическими повреждениями восстановлению не подлежит.

Кратко рассмотрим средства для промывки сажевых фильтров.

  1. Составы от Liqui Moly. Производитель из Германии предлагает сразу несколько средств. Рассмотрим только два, которые встречаются чаще других. Первое и самое распространённое – DPF Cleaner . Выпускается в таре 5 литров. Обычно используется после демонтажа корпуса фильтра, методом прямой промывки. Ячеистое основание заливается средством и оставляется на несколько часов для растворения и размягчения отложений. После фильтр промывается водой и высушивается. Второе и также часто используемое – Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger . Заливается в корпус фильтра без его демонтажа. Важное условие: использовать его можно только на остывшем фильтре, температура которого не превышает 40°C. После заливки пены нужно дать настояться средству 15 минут и запустить двигатель. Во время активации следующего прожига фильтр должен очиститься.
  2. Wynn’s Diesel Particulate Filter Regenerator . Добавка в топливо. Продаётся в пластиковых бутылках объёмом 0,5 литра. Заливается в топливный бак из пропорции 1 флакон на как минимум 40 литров солярки. Средство работает как профилактика: снимает лёгкие сажевые отложения, которые не удаляются при регенерации, и предотвращает образование непрожигаемых пробок. Производитель рекомендует применять состав через каждые 3000 км пробега.

  1. Verylube «Защита сажевого фильтра» . Средство из семейства автохимии Verylube. Представляет собой добавку в топливо. Один флакон (250 мл) необходимо залить в бак, в котором должно быть от 40 до 60 литров топлива. Также относится к профилактическим средствам.

Помните, что проще избежать проблем с сажевым фильтром, чем потом их устранять. Особенно это касается России, где качеств топлива не всегда соответствует требованиям стандартов автопроизводителя. И одним из средств, которое поможет в этом вопросе, может стать очиститель сажевого фильтра.

В вашем авто установлен сажевый фильтр? Знайте: этот узел не так прост и требует ухода и очистки. Забывчивость может привести к необходимости дорогостоящего ремонта.

С появлением на современных дизельных автомобилях дополнительных устройств доочистки отработавших газов (сажевых фильтров DPF) возникли и проблемы в их эксплуатации.

Для чего нужен сажевый фильтр?

Сажевый фильтр призван задерживать сажу и по мере ее накопления выжигать ее в экологически безопасном режиме. Сажевый фильтр накапливает сажу до тех пор, пока разница в давлении на входе в фильтр и на выходе из него не превысит заданный порог. Как только порог превышен (сопротивление фильтра отработавшим газам станет велико), блок управления двигателем должен включить режим прожога. Режим прожога активируется только при определенных условиях, которые разные производители задают по-своему. Как правило, двигатель должен работать на средних или высоких оборотах, и автомобиль должен двигаться, а не стоять.

На видео подробно рассказывается о принципах работы сажевого фильтра.

Откуда возникают проблемы в сажевом фильтре?

Компьютер ждет, когда возникнут оптимальные условия для прожига отложений, но подобные условия встречаются в городе не часто, поскольку движение (стояние) в пробках этому не способствует. И сажевый фильтр продолжает задерживать сажу без всякой самоочистки, фактически бесконтрольно. Долго это продолжаться не может, и при заполнении фильтра более чем на 90% его сопротивление отработавшим газам становится настолько велико, что двигатель теряет мощность и перестает заводиться. Подобные проблемы могут встречаться и на подержанных, и на практически новых автомобилях - все зависит от условий эксплуатации. Проблемы загрязнения сажевого фильтра принимают настолько катастрофические масштабы, что некоторые производители предпринимают попытки вообще отказаться от установки сажевых фильтров.

Что делать, если сажевый фильтр забит?

Если сажевый фильтр забит более чем на 90%, то он подлежит замене, а удовольствие это недешевое. Стоимость продукции топовых брендов может легко превысить 100 000 руб.! А ведь воздействовать на условия эксплуатации мы не имеем возможности.

Компания Liqui Moly GmbH разработала программу очистки и защиты сажевых фильтров. Программа включает две принципиально разных технологии очистки и специальную присадку для облегчения регенерации фильтра.

На рисунке представлен состав выхлопных газов современного дизельного автомобиля. В него входит: углерод в виде мелкодисперсного порошка, углеводороды, сульфаты металлов, сера и оксиды металлов, вода.

Давайте подробно рассмотрим, как загрязняется фильтр. Сажа, образующаяся при сгорании дизтоплива, является мелкодисперсным порошком. Сама по себе она не забивает сажевый фильтр, просто задерживается в нем, но в выхлопных газах всегда присутствуют несгоревшие частицы углеводородов. Эти углеводороды образуют смолы, которые склеивают частицы сажи, и получается довольно прочный нагар - он и мешает нормальной регенерации. Дополнительным загрязнителем являются сульфаты металлов, образующиеся при сгорании металлосодержащих присадок моторного масла. То есть при использовании обычных, универсальных масел проблема загрязнения усугубляется.

Технологии очистки сажевого фильтра
Технология очистки со снятием фильтра

Первой методикой очистки сажевого фильтра стала технология, разработанная Liqui Moly в 2010 году. Она предполагает снятие сажевого фильтра и заливку в него специальной жидкости на основе нефтяных компонентов. Чистящая жидкость выпускается в удобной 5-литровой канистре со съемной горловиной-шлангом и называется Liqui Moly DPF Cleaner. Она обладает уникальной способностью полностью растворять связующие нагар смолы, после чего освобожденные частицы сажи легко вымываются под напором простой воды. Нефтяные растворители легко эмульгируются и полностью вымываются из фильтра той же водой. Чистящую жидкость при необходимости возможно использовать вторично. Степень очистки фильтра легко определить визуально. Технология уникальна еще и тем, что никаких дополнительных действий с автомобилем - вроде принудительной инициации прожига или восстановления адаптивов двигателя при помощи диагностического сканера - производить не нужно. Также эта технология применима для очистки безнадежно забитых глушителей 2-тактной техники.

Чтобы произвести очистку, в демонтированный сажевый фильтр заливается состав Liqui Moly DPF Cleaner .


После применения Liqui Moly DPF Cleaner нагар полностью с сажевого фильтра полностью удаляется водой.

Технология очистки без снятия сажевого фильтра

Однако снимать и затем ставить обратно сажевый фильтр не всем удобно, поэтому специалистами компании Liqui Moly была создана еще одна технология, рассчитанная на работу непосредственно на автомобиле. У сажевого фильтра есть датчики давления, через которые удобно подавать чистящую жидкость, но работать с нефтяными компонентами, лежащими в основе состава Liqui Moly DPF Cleaner, небезопасно. Поэтому, исходя из требований пожароопасности, для очитки без снятия сажевого фильтра используется щелочной раствор на водной основе Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger и обязательно вторым компонентом - смывка-нейтрализатор щелочи Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung. Для подачи очистителя используются специальный пистолет и два вида зондов - прямой и изогнутый. Такой инструмент позволяет работать практически со всеми выпускаемыми автомобилями.

Очистить сажевый фильтр можно и без демонтажа, для этого в отверстие датчика давления нагнетается чистящий состав Liqui Moly Pro - Line Diesel Partikelfilter Reiniger , который после воздействия на нагар нейтрализуется вторым компонентом Liqui Moly Pro - Line Diesel Partikelfilter Spulung .

Технология очистки предусматривает порционное впрыскивание очищающей жидкости в отверстие датчика давления на входе в сажевый фильтр. Во время впрыска фильтр должен остыть до температуры порядка 40 ºС - при этой температуре состав воздействует максимально эффективно. После распыления литра чистящей жидкости в фильтр необходимо выждать 10-15 минут и при помощи того же инструмента распылить нейтрализатор-ополаскиватель. Далее необходимо восстановить подключение датчика давления, завести двигатель, прогреть не только его, но и всю систему выхлопа и запустить режим прожига принудительно, при помощи диагностического сканера. Диагностический сканер также поможет определить, насколько хорошо очистился фильтр, - достаточно проверить его проходимость в процентах до и после процедуры.

Итак, первая технология позволяет работать буквально на коленке и не пользоваться дефицитными и дорогими диагностическими приборами, однако ее трудоемкость определяется конструкцией автомобиля, то есть возможностью снять и поставить сажевый фильтр. Вторая технология более быстрая, но требуются серьезное электронное оборудование и умение им пользоваться. Что касается результата, то есть эффективности работы составов, то они примерно одинаковы. В зависимости от оснащения, сервис имеет возможность выбора технологии, усредненная стоимость работ в обоих случаях составит 10-15 тыс. руб., что значительно дешевле замены фильтра.

Как часто нужно очищать сажевый фильтр?

Сажевый фильтр, естественно, нужно очищать при возникновении серьезных проблем с ним, а также при регулярном техническом обслуживании, но желательно помнить о том, что существуют автохимические препараты, позволяющие предотвратить данные проблемы.

Срок службы сажевого фильтра определяется частотой его прожигов. Чем чаще происходит эта процедура, тем больше катализатора (платины) выгорает безвозвратно. Соответственно, чтобы увеличить ресурс фильтра, необходимо увеличить пробег между прожигами и снизить температуру процесса. Именно для этого и предназначена присадка для защиты сажевого фильтра Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz. Она помогает фильтру выйти на режим очистки при более низкой температуре, что особенно важно в городских условиях, а также присадка обеспечивает более полное сгорание топлива, то есть уменьшает количество сажи в выхлопе и снижает общую нагрузку на фильтр.

Практика показывает, что при регулярном (раз в 2000 км) использовании присадки Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz специальные меры по очистке сажевого фильтра могут вообще не понадобиться.

Для чистки сажевого фильтра используются следующие автохимические препараты.
Liqui Moly DPF Cleaner – очиститель сажевого фильтра

ОСОБЕННОСТИ

Очиститель сажевого фильтра (DPF) Liqui Moly DPF Cleaner - очень эффективная комбинация веществ для очистки демонтированного сажевого фильтра. Раньше, в случае загрязнения, сажевый фильтр возможно было только поменять, теперь же его можно очистить, что уменьшает общие затраты. Liqui Moly DPF Cleaner растворяет типичные загрязнения дизельного фильтра - сажевые частицы. Препарат эффективен для всех дизельных сажевых фильтров, обеспечивает оптимальные ходовые качества автомобиля и низкое потребление топлива после проведенной процедуры, что ведет к уменьшению эксплуатационных расходов.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Перед применением препарата необходимо демонтировать сажевый фильтр, после чего заткнуть одно из его отверстий и заполнить внутренний объем необходимым количеством очистителя Liqui Moly DPF Cleaner. После этого необходимо подождать примерно 15 минут, чтобы дать очищающему составу впитаться (в течение указанного времени необходимо несколько раз встряхнуть фильтр). Далее следует вылить остатки состава и прополоскать фильтр горячей водой, желательно под давлением (это ускоряет процесс очистки). После чего фильтр можно устанавливать на автомобиль.

Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger – очиститель сажевого фильтра

ОСОБЕННОСТИ

Очиститель Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger - это высокоэффективная очищающая жидкость для экономичной очистки дизельных сажекоптевых фильтров выхлопной системы легковых автомобилей без демонтажа самого фильтра. Накопленные загрязнения в фильтре удаляются за короткое время, и таким образом отпадает необходимость в дорогостоящей замене сажевого фильтра. Чаще всего эта проблема возникает у транспортных средств, эксплуатирующихся на коротких маршрутах движения, поэтому частота использования очистителя Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger зависит от вида эксплуатации транспортного средства. При регулярном использовании данного очистителя затраты на эксплуатацию автомобиля снижаются.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Чистку с использованием Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger необходимо проводить при помощи пульверизатора с бачком (артикул 6226 по каталогу компании Liqui Moly) и согнутой насадки Pro-Line (артикул 7947) или прямой насадки Pro-Line (артикул 7948).

Перед началом процедуры необходимо - в зависимости от типа транспортного средства и доступа к фильтру - установить подходящую насадку в сажевый фильтр. У большинства автомобилей для этого нужно снять датчик давления или температуры фильтра. После чего необходимо через отверстие вставить насадку во внутреннее пространство сажевого фильтра.

Весь объем жидкости баллончика Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger (1 литр) следует разбрызгать в несколько этапов по 5-10 секунд с паузами в 5-10 секунд при рабочем давлении 6-8 бар непосредственно на всю поверхность фильтра. Чтобы охватить всю поверхность фильтра, насадку необходимо во время разбрызгивания поворачивать и перемещать.

Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung – смывка-нейтрализатор очистителя сажевого фильтра

ОСОБЕННОСТИ

Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung - это высокоэффективная промывочная жидкость для сажекоптевых фильтров выхлопной системы, которая используется после применения очистителя сажекоптевых фильтров Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger. C помощью промывочной жидкости копоть растворяется и распределяется в фильтре так, что позволяет ей сгорать в процессе нормальной регенерации. Средство применяется без демонтажа сажевого фильтра с автомобиля.

Частота применения очистителя и промывочной жидкости зависит от режима эксплуатации транспортного средства, при этом проблемой засорения фильтров в основном страдают транспортные средства, использующиеся на коротких дистанциях. Регулярное применение может существенно снизить расходы на эксплуатацию. К тому же отпадает необходимость в замене сажевого фильтра.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Чистку средством Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung необходимо проводить при помощи пульверизатора с бачком (артикул 6226 по каталогу компании Liqui Moly) и согнутой насадки Pro-Line (артикул 7947) или прямой насадки Pro-Line (артикул 7948). Распылитель выбирается в зависимости от типа транспортного средства и доступа к сажевому фильтру. У большинства автомобилей для этого нужно снять датчик давления или температуры фильтра.

Через отверстие необходимо вставить насадку в фильтр. Весь объем очистителя Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung (1 литр) разбрызгать в несколько этапов по 5-10 секунд с паузами в 5-10 секунд при рабочем давлении 6-8 бар непосредственно на всю поверхность фильтра. Чтобы охватить всю поверхность фильтра, насадку необходимо во время разбрызгивания поворачивать и перемещать.

Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz – присадка для очистки сажевого фильтра

ОСОБЕННОСТИ

Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz - высокоэффективная присадка в дизтопливо, уменьшающая сажеобразование и тем самым облегчающая работу и увеличивающая срок службы сажевого фильтра DPF. Дизельные автомобили, эксплуатирующиеся в городских условиях и на коротких дистанциях, чаще испытывают проблемы засорения сажевого фильтра. Регулярная добавка присадки поддерживает сажевый фильтр в чистоте, позволяя избежать дорогостоящего ремонта и затрат времени. Использование присадки для защиты сажевого фильтра позволяет сократить эмиссию выхлопных газов.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Флакона присадки для защиты сажевого фильтра Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz достаточно на пробег 2000 км. Присадку следует заливать перед заправкой топлива непосредственно в бак транспортного средства. Содержимого флакона достаточно для 75 литров дизельного топлива.

ВНИМАНИЕ! Необходимо быть внимательным и избегать передозировки. Не рекомендуется совместное использования с присадкой Liqui Moly Diesel Russ-Stop! Не использовать в автомобилях с химической активацией регенерации сажевого фильтра DPF марок Peugeot, Citroen и прочих.


STP® Очиститель сажевого фильтра для дизельных двигателей создан для удаления частиц сажи и нагара из сажевых фильтров дизельных двигателей. Для очистки и восстановления сажевого фильтра, удаления накопленной несгоревшей сажи достаточно одного применения. Идеально подходит при движении с частыми остановками/ стартами, например, в городе, для автомобилей в автошколах и такси. Все автомобили с дизельными двигателями, выпущенными после 2009 года, оснащаются сажевыми фильтрами. Как и большинство фильтров, сажевый требует регулярной очистки. В противном случае, он может засориться, о чем сигнализирует контрольная лампочка. Чаще всего, это является причиной обращения в сервис. Вместо этого, мы рекомендуем применять специальную добавку STP® Очиститель сажевого фильтра для дизельных двигателей. Лучше всего применять добавку через каждые 3000 км в качестве профилактики.

Применение

Просто добавляйте в топливный бак через каждые 3000 км.

Безопасно ли это для моего автомобиля

STP® Очиститель сажевого фильтра для дизельных двигателей подходит для дизельных двигателей с сажевым фильтром, установленным заводом-изготовителем или в послепродажный период. Не рекомендуется для тяжелых грузовиков, в которых используется постоянная регенерация сажевого фильтра.

Обратите внимание!

Очищает и защищает сажевый фильтр. При этом, помогает избежать его замены и значитительных финансовых затрат.

Вопросы экологии, защиты окружающей среды сегодня во многих случаях становятся если не определяющими, то крайне важными для эксплуатации автомобилей с ДВС.

Так, по требованиям ЕВРО-5, для дизельного двигателя обязательным является использование сажевого фильтра , обеспечивающего очистку отработанных газов (ОГ) от частиц несгоревшего топлива. А одним из аспектов его успешной эксплуатации, гарантирующим надёжную и долговечную работу машины с дизелем, является регенерация сажевого фильтра.

Несколько слов о конструкции

Чтобы лучше понять проблему, а также осознанно принимать меры по ее устранению, необходимо пояснить, что собой представляет сажевый фильтр. Это обязательный элемент конструкции выхлопной системы дизельного двигателя, устанавливаемый, как правило, перед глушителем. Видеть, как это осуществляется, можно на приведенном рисунке:

Из рисунка видно, что это устройство представляет собой сложную трубчатую конструкцию, изготавливаемую из керамического материала, имеющую пористые стенки межу отдельными каналами. Иногда стенки покрыты катализатором. При прохождении ОГ из одного канала в другой, удается избавиться от несгоревших частиц топлива.

Однако по мере эксплуатации, поры в керамике забиваются этими частицами, что отрицательно сказывается на работе дизельного двигателя, и требуется очистка сажевого фильтра для восстановления его нормальной работоспособности.

Как очистить сажевый фильтр

Чтобы его работоспособность восстановилась, необходимо очистить поры от посторонних частиц. Производителем автомобиля предусмотрена для сажевого фильтра такая процедура, как регенерация. Она может быть:

  • пассивная;
  • активная.

Пассивная чистка

Подобным образом очистить внутреннюю поверхность достаточно просто, это предусматривается самой конструкцией фильтрующего элемента. Используются такие способы:

  1. Дожигание несгоревших частиц топлива. Для этого внутри фильтра обеспечивается высокая температура (не менее шестисот градусов), особенно в тех случаях, когда нагрузка двигателя максимальная.
  2. Регенерация с помощью специальных добавок к топливу, таких как мочевина и EOLYS, обеспечивающих сгорание сажи при более низких температурах (не более пятисот градусов).
  3. Регенерация благодаря каталитическому покрытию на внутренней поверхности керамических трубок. Использование катализаторов и высокой температуры приводит к окислению частиц сажи (сгоранию).

Активная или принудительная регенерация

В тех случаях, когда трубки забиваются, падает мощность, крутящий момент мотора, и машина, грубо говоря, перестает ехать. Состояние системы контролируется датчиками:

  • температуры;
  • давления в системе очистки;
  • расхода воздуха.

Сажевый фильтр забивается быстрее всего в условиях городского движения, а также при нахождении в пробках, так что именно такой режим является наиболее вредным для машин с дизелем. Связано это с тем, что при подобном движении температура выхлопных газов недостаточно высока для полного сжигания сажи, поэтому она забивает в трубках поры. Для восстановления характеристик автомобиля, когда это произошло, необходим прожиг сажевого фильтра.

Как прожечь сажевый фильтр

Выполнить это можно такими способами:
Непосредственно водителем, для чего рекомендуется периодически проезжать расстояние около сорока километров со скоростью восемьдесят километров на пониженной передаче. При таком режиме движения температура ОГ повышается, и происходит принудительная регенерация, при которой восстанавливается работоспособность сажевого фильтра, необходимая для нормальной эксплуатации машины в дальнейшем.

Прожиг может быть автоматически выполнен контроллером управления двигателем автомобиля посредством:

  1. впрыска в топливо специальных присадок, содержащих церий и повышающих температуру ОГ;
  2. позднего впрыска топлива;
  3. дополнительного впрыска топлива при такте выпуска, вследствие чего его сгорание происходит непосредственно в выхлопной системе. Температура ОГ повышается, сгорают частицы сажи и происходит принудительная регенерация;
  4. применение дополнительного электрического нагревателя, устанавливаемого на сажевый фильтр (его вход).

Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя

Для восстановления штатной работы мотора, можно не только сажевый фильтр прожечь, но и процедуру очистки можно осуществить, если будет проведена промывка. При этой операции применяется специальная жидкость, а сама процедура зависит от используемого средства:


Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid . В этом случае процедура очистки выполняется следующим образом:

  • снимается сажевый фильтр с автомобиля, и закрывается его входное или выходное отверстие;
  • заливается внутрь используемая для очистки жидкость, так, чтобы был заполнен весь объем;
  • промываемое изделие выдерживают в таком состоянии десять часов, при этом необходимо его периодически встряхивать;
  • по истечении этого времени надо промыть все теплой водой;
  • установить фильтр на автомобиль и проехать некоторое расстояние для оценки результатов промывки.

Жидкость для очистки «TUNAP MP 131» . С ней процедура очистки выполняется несколько по-другому. Убирается штатный датчик давления или температуры, в образовавшееся отверстие вставляется зонд, через него на сажевый фильтр несколько раз с интервалом в пять секунд распыляется жидкость. Затем осуществляется промывка с помощью концентрата TUNAP MP 132.

В результате таких действий сажа растворяется и распределяется по всей поверхности, вследствие чего становится возможна нормальная регенерация. После проведения монтажа, восстанавливающего первоначальное состояние системы, вручную запускается обычная регенерация, в ходе которой сгорает накопившаяся на внутренней поверхности сажа и очищающая жидкость.


Промывка и регенерация может быть выполнена с применением и других, кроме перечисленных, средств, однако приведенных примеров должно быть достаточно для оценки возможности очистки с использованием специальных препаратов.

О возможностях очистки

К сожалению, какие бы варианты очистки не применялись, они не беспредельны. Замена сажевого фильтра производится после его эксплуатации при пробеге не более 180 тысяч километров. А так как изделие достаточно дорогое, поэтому стоит предпринять некоторые меры, позволяющие отдалить эту процедуру.

На преждевременный износ в значительной степени влияют условия движения, манера езды, а самое главное – качество топлива . Если все эти условия являются тяжелыми для автомобиля, то замена может потребоваться гораздо раньше.

Вопросы очистки, а также регенерация, должны быть под постоянным контролем водителя. Они оказывают на техническое состояние машины непосредственное влияние и обеспечивают возможность ее нормальной эксплуатации.

Такое устройство, как сажевый фильтр, имеется во всех дизельных авто, выпускаемых с 2011 года (а также на ряде моделей, выпущенных после 2000 года – тогда он еще не был обязательным элементом, но уже использовался некоторыми производителями автомобилей) на территориях стран, входящих в ВТО (стандарт «Евро-5», принятый Таможенным союзом).

Новый сажевый фильтр
Сажевый фильтр после отработки

Главная задача такого элемента – максимально очистить выхлопные газы от вредных для окружающей среды примесей.

Использование сажевых фильтров позволило сократить содержание частиц сажи в выхлопе дизельных автомобилей практически на 100 % — если точнее, на 99,9 %.

Для чего нужен и как работает сажевый фильтр автомобиля

На текущий момент в автомобилях применяется два типа очистителей сажи:

Сажевый фильтр DPF (аббревиатура от слов Diesel Particulate Filte) для дизельного авто улавливает частицы сажи размером до 1 мкм, которые образуются в результате сгорания топлива. Такой фильтр отличается простотой устройства, но при этом требует регулярных действий по очистке (регенерации).

Фильтр типа FAP (сокращение французского выражения Filtre A Particules) представляет собой более сложное устройство, не требующее регулярного вмешательства. Регенерация (очищение) происходит здесь в автоматическом режиме.

Местоположение сажевого фильтра (см. рис. 1) – в системе выпуска отработанных газов, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых случаях он также может быть объединен с нейтрализатором, и тогда его местоположение – прямо за выпускным коллектором.

Это место, где отработанные газы имеют наивысшую температуру. В таком варианте устройство называется «сажевый фильтр с каталитическим покрытием».

Средний ресурс сажевых фильтров рассчитан на пробег в 150 тыс. км. Но это европейский стандарт. На российском топливе, по отзывам владельцев и работников автосервисов, этот показатель снижается почти втрое.

В момент, когда бортовой компьютер выдаст ошибку, говорящую о том, что сажевый фильтр засорился, автовладельцу необходимо будет принять одно из следующих решений:

  1. Полная замена сажевого фильтра . Очень дорогостоящее мероприятие. Конечно, цена очень зависит от марки и модели авто, но в любом случае, это действие значительно дороже всех нижеперечисленных пунктов. К примеру, на BMW замена сажевого фильтра обойдется приблизительно в 1500 евро.
  2. Физическое удаление сажевого фильтра. Процедура тоже не из дешевых, и имеет ряд недостатков. Недостаточно просто взять и вырезать фильтр, заменив участком трубы. На данные, поступающие с датчиков сажевых фильтров, завязан ряд процедур бортового компьютера, а это значит, что необходимо будет заменить его прошивку. Замена прошивки не всегда происходит гладко, в ряде случаев возникают ошибки (ложные срабатывания индикации, другие проблемы с бортовым компьютером).
  3. Обман датчика сажевого фильтра. Заключается в установке отдельного прибора, который эмулирует нормальную работу датчиков (подделывает сигналы) или программное удаление сажевого фильтра из системы электронного блока управления. Эта процедура не освобождает владельца авто от очистки самого фильтра. Однако, значительно продлевает срок его работы или позволяет беспроблемно удалить сажевый фильтр с наименьшими ошибками в работе бортового компьютера.
  4. Регенерация. Наиболее правильная процедура, ведь удаление фильтра увеличивает выбросы вредных веществ в атмосферу, несмотря на то, что даже без данного элемента европейские автомобили успешно проходят технический осмотр по российским нормам. При этом стоимость регенерации фильтров остается приемлемой в сравнении с тем же удалением или заменой, хотя и требуют периодического повтора.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Виды регенерации — способы очистки

По сути сажевый фильтр представляет собой емкость, заполненную веществом с пористой структурой (чаще всего используется керамика). При прохождении выхлопных газов через эти «соты» сажа и гарь оседают на порах наполнителя.

Со временем поры закупориваются и прохождение выхлопных газов затрудняется, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя, повышается риск возникновения различных неполадок.

Для восстановления свойств фильтра производится процедура регенерации, которая может быть двух типов:

  1. Активный. Очищение пор происходит за счет повышения температуры внутри фильтра до 600-1000 градусов Цельсия. При такой температуре сажа полностью сгорает.
  2. Пассивный. Здесь удаление сажи происходит также за счет ее сгорания, но протекает горение при температуре около 350°С (это нормальная температура отработанных газов дизеля). Для окисления сажи нужен специальный катализатор, понижающий температуру реакции – например, платина в фильтрах компании Volkswagen (те самые сажевые фильтры с каталитическим покрытием, которые упоминались ранее).

Активная регенерация требует выполнения специальных процедур со стороны автовладельца, а пассивная происходит без какого-либо участия водителя авто.

Если регенерация не имеет нужного эффекта, то всегда можно просто промыть фильтр. Промывка сажевого фильтра выполняется после его снятия с автомобиля. Агрегат помещают в специальный химический состав на некоторое время, а потом пропускают этот же состав через фильтр под давлением.

Как запустить регенерацию сажевого фильтра

Повысить температуру внутри сажевого фильтра для полного сгорания сажи можно одним из следующих способов (активная регенерация):

  1. Введение в топливную смесь специальных присадок (чаще всего на основе церия), которые при прохождении вместе с выхлопными газами продолжают гореть. При этом снятия самого узла автомобиля не требуется. Недостатком данного метода является его низкая эффективность – способ может дать положительный эффект только при начальном этапе загрязнения (не более 2000 – 3000 километров с момента срабатывания индикатора ошибки на панели бортового компьютера).
  2. Запуск особой процедуры работы двигателя через блок электронного управления авто. В этом случае снижается подача воздуха, топливо впрыскивается на такте выпуска (то есть попадает несгоревшим в систему отведения выхлопных газов). В отдельных моделях автомобилей применяются оригинальные технологии, например, дополнительно вводится присадка, или снижается отток сгоревших газов и т.п.

Если регенерация не помогает – необходим ремонт сажевого фильтра .

Его снимут, разберут и почистят вручную или полностью заменят в мастерской. Конечно, это можно сделать и своими руками, но лучше довериться специалистам.

Запускается процедура регенерации чаще всего без участия пользователя:

  1. Срабатывает датчик повышения уровня сажи в фильтре.
  2. В процессе движения блок управления самостоятельно повысит обороты, понизит приток воздуха и прочистит сажевый фильтр.

Но, если попытки прочистки не увенчаются успехом, или уровень сажи будет критическим, то блок управления откажется от попыток очистки и высветит ошибку.

В этом случае можно будет попытаться запустить процедуру самостоятельно через сервисное меню электронного блока управления (ЭБП) и следовать указаниям системы (если не поддерживается автоматический режим управления оборотами).

Все зависит от модели автомобиля и прошивки ЭБП. В отдельных случаях может потребоваться знание сервисных кодов или подключение внешних устройств диагностики.

Какая жидкость поможет для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Если вы не стали обладателем авто с сажевым фильтром с каталитическим покрытием или встроенной автоматической процедурой регенерации, то всегда можно прибегнуть к использованию спецприсадок.

Попытаться восстановить сажевый фильтр можно, например, с помощью универсальных средств:

  1. Катализаторы регенерации от компании ARDINA — Diesel Particulate Filter Regeneration Aid (заливаются в бак с топливом как присадка).
  2. Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger – очиститель, который требует принудительного впрыска, после применения его необходимо нейтрализовать другим раствором (Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung).
  3. Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz – еще одна присадка, выступающая катализатором.

ВИДЕО ОПИСАНИЕ

Если в автомобиле используется оригинальная присадка (для автоматической подачи из специального бака в режиме регенерации сажевого фильтра), то заказывать ее стоит у официальных дилеров.