» » Как научиться трогаться с места на автомобиле. Как научиться правильно трогаться с места на подъеме: хитрости вождения

Как научиться трогаться с места на автомобиле. Как научиться правильно трогаться с места на подъеме: хитрости вождения

Для всех, кто только делает первые шаги в науке вождения, самое главное - это научиться правильно трогаться с места. Многие новички недооценивают важность этого момента, но именно от умения не глохнуть в самый нужный момент зависит нормальное передвижение по проезжей части.

Конечно, все действия должны быть доведены до автоматизма. Но для начала следует найти свой алгоритм, который позволит никогда не допускать ошибок при начале движения. Существует классическая схема всех действий, которые помогут автомобилю правильно тронуться с места и продолжать езду. Но действует она не для всех автомобилей с механической коробкой передач, да и не каждый водитель с ней на сто процентов согласен.

Далее будет описан тот способ, которому обучает новичков каждый инструктор вождения на своих уроках. А также - альтернативные варианты на тот случай, если данная схема по каким-то причинам не дает должных результатов.

Немного теории

В данной статье будем рассматривать способ, как трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач. Именно на таких авто и возникают проблемы с началом движения, чего нельзя сказать о машинах с автоматикой.

Но для начала нужно хотя бы приблизительно разобраться с тем, как именно устроен тот механизм, который позволяет привести автомобиль в движение.

Трансмиссия

Трансмиссия - это деталь автомобиля, которая осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Она помогает осуществлять изменения направления и скорости автомобиля. Также называют коробкой передач. С ее помощью осуществляется и переключение передач. Ведущую роль в коробке передач выполняет сцепление.

Работа коробки передач зависит от двух зазубренных дисков, разница в положении которых и определяет, на какой передаче будет работать автомобиль.

Ручной тормоз

Эта деталь автомобиля и умение ею пользоваться тоже имеет большое значение при старте автомобиля. Без этого у вас просто не примет экзамен ни один инструктор.

Нужен ручной тормоз для того, чтоб на нейтральной передаче автомобиль не смог тронуться с места, при помощи ручника блокируются задние колеса. Чтоб снять автомобиль с ручного тормоза, его следует отпустить. Движение можно начинать только после этого.

Когда ручник поднимается, натягивается трос, связанный с фрикционными механизмами колес. При натягивании рычага усилие передается на тросы, они в свою очередь они воздействуют на тормозной механизм задних колес. Если система стояночного тормоза правильно налажена, автомобиль не сможет тронуться с места, пока он стоит на ручнике.

Потому золотое правило каждого водителя - снимать машину с ручника нужно до начала движения и непосредственно после того, как будет выжата педаль сцепления.

Тормозная система

Тормозной механизм каждого автомобиля направлен на то, чтоб рассеивать кинетическую энергию вращения колеса, преобразовывая ее во внутреннюю тепловую энергию диска и колодки. Проще говоря, мы нажимаем на тормоз, колодки и диски нагреваются, машина останавливается.

Из этого можно сделать вывод, что ручной тормоз и педаль тормоза выполняют разные функции. Первым нужно пользоваться только при стоянке или остановки, а педаль тормоза - когда автомобиль находится в движении.

Многие, возможно, подумают, что при вождении данная информация не принесет никакой практической пользы. Но со временем она позволит сберечь оба вида тормозной системы на стартах, а также поможет правильно трогаться с места.

Педаль сцепления

Находится она слева и есть эта деталь только на автомобилях с механической коробкой передач. Найти баланс между газом и сцеплением - самое сложное для начинающего водителя. Как правило, на первых стартах при попытке тронуться с места водитель сталкивается с тем, что автомобиль то глохнет, то ревет, то начинает дергаться.

Это все потому, что нужно найти золотую середину между моментом отпускания педали сцепления и нажатия на газ. Сложность состоит еще и в том, что не на всех машинах педали газа и тормоза отрегулированы одинаково. Потому у многих отработался свой алгоритм действий при старте.

Чтобы научиться правильно трогаться с места, следует почувствовать, как работает сцепление. Для этого просто садимся на водительское место, настраиваем сидение в нужное положение и несколько раз плавно выжимаем сцепление и отпускаем его. Эти действия позволят почувствовать ход педали.

Далее полностью выжимаем сцепление. Правая нога при этом находится на педали тормоза, которая расположена посередине между сцеплением и газом. Проворачиваем ключ зажигания. Снимаем машину с ручного тормоза, переходим с нейтралки на первую передачу. Все это - при выжатом сцеплении. Очень плавно начинаем отпускать педаль сцепления. Оно срабатывает в тот момент, когда машина немного «присаживается». Именно тогда можно начать плавно нажимать на педаль газа. Она расположена справа, если кто путает.

Важно! Когда машина трогается с места, нужно обязательно проехать пару метров с отпущенной не до конца педалью сцепления, иначе автомобиль начнет идти рывками.

Эти действия помогут прочувствовать тот момент, когда нужно отпускать педаль сцепления полностью. Без этого невозможно научиться правильно трогаться с места.

Порядок действий при старте

  1. Положение рычага сцепления - нейтральное, автомобиль не заведен, ручник затянут.
  2. Проворачиваем ключ зажигания, машина завелась.
  3. Правой ногой выжимаем педаль тормоза до упора.
  4. Левой ногой выжимаем сцепление.
  5. Переключаемся на первую скорость, то есть рычаг коробки передач переводим в первое положение.
  6. Снимаем машину с ручника.
  7. Снимаем ногу с тормоза, переводим на педаль газа.
  8. Медленно начинаем отпускать сцепление и одновременно очень плавно жмем на педаль газа. Машина трогается с места. Когда сцепление сработало, еще пару метров проезжаем на нем, после чего левую ногу можно убирать в сторону.
  9. Немного прибавляем оборотов двигателя, то есть плавно нажимаем чуть сильнее на газ. На тахометре должно быть до 2000 оборотов. Этот показатель поможет на первых порах визуализировать ощущение оборотов движка.
  10. Когда на тахометре будет 2000, можно переключаться на вторую скорость. Перед этим снова выжимаем сцепление, и только затем переключаемся на вторую передачу.

Главное запомнить, что передачи можно переключать только при выжатом сцеплении, нажимать на педаль тормоза - тоже.

Это - классическая схема того, как правильно трогаться с места. Но не единственная. Опять же, на разных автомобилях по-разному могут быть настроены педали.

Еще вариант

Для некоторых удобней сначала нажимать на газ, только после этого начинать отпускать сцепление. То есть, пока сцепление полностью выжато, слегка выжимаем педаль газа. Только после этого начинаем отпускать левую педаль. Машина трогается с места. еще немного проезжаем на сцеплении, затем полностью его отпускаем.

Важно! Если вы трогаетесь с места, а машина глохнет, вы рано отпустили сцепление, не нажав на газ. Если на старте автомобиль начинает дергаться, вы слишком сильно надавили на газ, а сцепление еще не сработало.

Для первых уроков езды следует выбрать участок дороги, на котором нет машин, пешеходов и других видимых препятствий в виде ям или столбов.

На видео как правильно трогаться с места:

Научиться виртуально управлять автомобилем не так уж и легко, а в случаи с транспортным средством с механической коробкой передач тем более. Но даже не смотря на это определенными теоретическими знаниями должен обладать каждый водитель, так как теория и практика вождения между собой тесно связаны.

Как научиться трогаться на механике?

  1. Итак, автомобиль на стоянке должен стоять на ручном тормозе. Ведь не зря же его вторым названием является «стояночный тормоз». Садимся в водительское кресло, расслабляемся и проверяем движение ног и рук. Проверяем рычаг переключения. Перед запуском двигателя он должен находиться в нейтральном положении.
  2. Далее осмотритесь вокруг, чтобы по близости не было людей, или каких либо других препятствий. В замок зажигания вставляем ключ, нажимаем сцепление и запускаем двигатель. Вторая нога в это время находиться на педали газа. Даем двигателю некоторое время, чтобы он прогрелся и вошел в рабочий режим.
  3. Еще раз осматриваемся по сторонам, при нажатом сцеплении включаем первую передачу и снимаемся с ручника, после чего плавно опускаем педаль сцепления и одновременно с этим постепенно нажимаем на педаль газа. Но при этом будьте готовы и к тому, что в любой момент может быть вам придется нажать на педаль тормоза.
  4. Добившись устойчивой работы двигателя и уверенного движения, выжимаем педаль сцепления до конца и переключаемся на вторую передачу.

Смотрите также:

В процессе обучения вождению одним из самых тяжёлых этапов является освоение правильного старта с места. Дело в том, что многие начинающие водители наносят колоссальный вред сцеплению, стартуя с рывками и на придельном количестве оборотов. Именно поэтому так важно знать, как правильно трогаться на механике.

Когда вы трогаетесь с места на механике - это действие требует отличной координации. Водителю практически одновременно приходится манипулировать тремя педалями, добиваясь от машины плавного хода. Неудивительно, что аварии и сгоревшие сцепления встречаются крайне часто у водителей-новичков.

Чтобы избежать рывков, нужно не только довести все рефлексы до автоматизма, но и хорошо чувствовать автомобиль. Проще говоря, даже самая лучшая инструкция будет бесполезной при отсутствии серьёзного водительского опыта. Поэтому перед тем как начать правильно трогаться на механике вам придётся потратить немало часов на оттачивание навыков с инструктором.

Видео как трогаться на механике:

Как проверить правильно ли вы трогаетесь на механике

Многие водители ошибочно считают, что они неправильно начинают трогаться на механике, тем самым нанося вред своему автомобилю. В действительности, без мнения опытного водителя новичком может овладеть обычная мнительность. Поэтому для того чтобы определить, насколько правильно вы начинаете движение, воспользуйтесь методом, который часто используют в автошколах.

Чтобы понять правильно ли вы трогаетесь с места возьмите обычный стаканчик, наполненный водой. До края должно быть расстояние в один палец. Начните плавное движение. После того как выйдите на нормальную скорость посмотрите сколько жидкости осталось в стаканчике. В идеале не должно ничего расплескаться.

Что собой представляет трансмиссия

Для того чтобы понять, как плавно трогаться на механике, рассмотрим работу трансмиссии. Данный узел представляет собой набор механизмов, которые обеспечивают переключение передач, а также набор и снижение скорости.

Важно! Трансмиссия передаёт крутящий момент от мотора к колёсам транспортного средства.

Если бы в автомобиле не было трансмиссии, вы не смогли бы плавно тронуться с места или поменять направление движения. Это один из самых важных узлов автомобиля, от исправности которого зависит безопасность водителя и пассажиров.

Автомат и механика

Трансмиссия может быть как механической, так и автоматической. Во втором случае вам не придётся переключать передачи. За вас всё будет делать гидравлика. Тем не менее это не значит, что вам не нужно знать, как правильно трогаться на автомате.

Важно! В свою очередь, чтобы плавно трогаться на механике, нужно умело управляться со сцеплением. В противном случае поездка может закончиться у ближайшего столба.

При переключении передач меняется передаточное число. Именно этот параметр влияет на скорость движения транспортного средства. В коробке автомат и механике принцип изменения данного параметра кардинально отличается.

В автоматической коробке передач переключение происходит благодаря тормозной ленте и системе фрикционов. На механике данный процесс зависит от двух колесиков, точнее, разницы между ними. Чем она больше, тем выше передача. При нейтральном положении включается нейтраль.

Внимание! В коробке автомате за управление переключением передач отвечает электронный блок управления.

Как правильно стартовать на механике

Для начала удобно сядьте в водительском кресле. Вам ничего не должно мешать. При необходимости отодвиньте или придвиньте сиденье к рулю. Отрегулируйте спинку и установите подходящую высоту рулевого колеса. Дальше чётко следуйте данному алгоритму:

  1. Переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение.
  2. Затяните ручной тормоз механики.
  3. Запустите двигатель, воспользовавшись ключом или другим способом активации (голос, бесконтактный чип).
  4. Поставьте правую ногу на педаль тормоза. Левой полностью выжмите сцепление. Постарайтесь всё делать максимально плавно.
  5. Включите первую передачу механики.
  6. Отпустите ручник.
  7. Медленно отжимайте сцепление. Старайтесь не делать никаких рывков. Вы должны ощутить, когда произойдёт момент схватывания сцепления. Если сомневаетесь в своих ощущениях — воспользуйтесь тахометром. Вздрогнувшая стрелка будет означать, что схватывание произошло.
  8. Перенесите ногу с тормоза на газ.
  9. Начните плавно добавлять обороты. При этом сцепление в механике нужно постоянно удерживать на «схватывании». Газ прибавляется до первого движения автомобиля. Потом нужно отпустить педаль и добавить оборотов.

Если всё сделано правильно, то никаких рывков на механике не будет. Вы плавно тронетесь с места и поедете в нужном направлении. Тем не менее допущенная в процессе ошибка выльется в рывок, после которого автомобиль заглохнет, и вам придётся начинать всё с начала.

Внимание! Двигатель глохнет в том случае, если вы слабо давите на педаль газа.

Как трогаться на автомате

Безусловно, автомат в управлении гораздо проще, чем механика, соответственно и тронуться с места на такой трансмиссии легче. Первое, что вам нужно сделать перед тем, как начать движение — это внимательно изучить селектор, он имеет четыре основных режима:

В исходном положении ваша правая нога должна находиться на педали тормоза, чтобы плавно тронуться на автомате. Не забудьте включить стояночный тормоз. После этого нужно перевести селектор из положения P в D.

Когда рычаг будет перемещен, выключите стояночный тормоз и отпустите педаль тормоза. После этого ваша машина под управлением коробки автомата тронется с места.

Внимание! Если рычаг вначале стоит в положении R - его также нужно перевести в D.

Как трогаться в горку без ручника

Чтобы трогаться в горку на механике, не используя при этом ручник, необходимо быть по-настоящему умелым водителем. Нужно очень хорошо чувствовать автомобиль, чтобы это стало реальностью. Сам же алгоритм движения на механике не представляет особенной сложности:

  1. Начните заезжать на горку, после чего остановитесь.
  2. Удерживайте машину ножным тормозом.
  3. Резко переставьте ногу, стоящую на тормозе, на газ. Задачей левой ноги, находящейся в данный момент на сцеплении, будет предотвращение отката.
  4. Раскрутите движок до 3000 оборотов.
  5. Подхватите сцепление.

Несмотря на всего лишь пять этапов, чтобы трогаться на механике в горку таким образом, нужно иметь большой опыт. Для новичков лучше всего использовать ручник.

Внимание! Если вы трогаетесь в горку без ручника, то это занимает куда меньше времени.

Используем ручник, чтобы двигаться в горку

Новичку, чтобы трогаться на механике вверх по склону, понадобится ручник. Его помощь поможет без проблем преодолеть препятствие. Но вы должны учитывать один нюанс. Ошибка при движении вверх стоит куда дороже. Поэтому вам нужно сохранять максимальную внимательность и сосредоточенность. В противном случае вы можете стать виновником ДТП.

Самое плохое, что может с вами случиться при попытке тронуться на механике в таких сложных условиях — это откат. Если сзади никого нет, то ничего страшного не произойдёт. Но при наличии позади машин — может произойти столкновение.

Многие начинающие водители на склоне удерживают машину за счёт ножного тормоза. Появление зелёного света означает начало спринта на передвижение ноги с одной педали на другую. Результат в большинстве случаев предсказуем — автомобиль у новичков глохнет.

Важно! Чтобы не заглохнуть на склоне начните тренировки с механикой в безлюдных местах.

Несколько часов практики позволят вам уверенно себя чувствовать на любом склоне. Чтобы тронуться и не заглохнуть на сложном участке сразу же активируйте трос ручника.

Внимание! Ручник на механике нужно отключать ровно в тот момент, когда машина начнёт трогаться вперёд.

Во время движения вверх задняя часть автомобиля будет немного проседать. Это вполне нормально при учёте, что нагрузка на задние колёса увеличивается. Вы можете просто не обращать внимания на данный факт.

Стоит признать, что в некоторых случаях для того, чтобы тронуться вверх на механике, ручником пользуются даже водители с многолетним стажем. Всё дело в том, что на по-настоящему крутых склонах недостаточно времени для управления без ручника.

Внимание! Настоящий опыт помогает водителю отличить, где нужно трогаться на механике при помощи ручника, а где без него.

Итоги

Чтобы знать, как трогаться на механике, нужен определённый опыт. Сам алгоритм не представляет особой сложности и состоит всего из 9 этапов. Но для того, чтобы всё сделать правильно, нужно отъездить немало часов.

Особенное внимание нужно уделить тому, как трогаться на механике вверх по склону. Дело в том, что ошибка в таком положении может стоить крайне дорого. Чтобы не произошло столкновения с другим участником дорожного движения, для начала потренируйтесь в безлюдных местах.

Видео поможет в этом:

Трогаться с места с механической коробкой передач, поработайте с педалями и рычагом переключения передач при выключенном зажигании. Понажимайте поочередно левой ногой на педаль сцепления (слева) и правой – на педаль газа (справа). Это необходимо для того, чтобы ощутить степень жесткости педаль и научиться как нажимать их до упора, так и плавно отпускать при необходимости. Выжав педаль сцепления до упора, попробуйте поочередно переключить передачи рычагом, убедившись, что не путаете их.

Попробуйте тронуться с места уже с заведенным двигателем. Для начала убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности, и на нем в целях безопасности установлен ручной тормоз. Слегка подергайте рычаг переключения передач – он должен занимать нейтральное положение. Теперь выжмите до конца педаль сцепления, вставьте ключ и поверните вправо для включения зажигания. Продолжая удерживать нажатой педаль сцепления, включите рычагом первую передачу. Опустите вниз ручной тормоз.

Начните очень плавно нажимать правой ногой на педаль газа. Через 1-2 секунды медленно отпускайте сцепление, продолжая плавно газовать. Для удобства в это время можно наблюдать за стрелкой тахометра – оптимальное число оборотов двигателя при трогании с места составляет 1500-2500. Если вы все сделали правильно, машина начнет медленно двигаться прямо. После 2000-25000 оборотов двигателя плавно отпустите газ, выжмите сцепление и при необходимости переключитесь на вторую передачу, чтобы комфортно продолжить движение.

Рассмотрим ошибки, из-за которых у начинающих водителей не получается правильно трогаться на механике, чтобы не глохнуть. Автомобиль может заглохнуть, если вы слишком быстро отпустите (бросите) педаль сцепления, либо будете отпускать ее медленно, но при этом слишком слабо нажимать на газ. В этом процессе необходима полная синхронность движения ног, и если у вас не получилось с первого раза, не отчаивайтесь и тренируйтесь еще – постепенно навык улучшится и закрепится.

Некоторые водители в начале движения ошибочно включают не первую передачу, а третью, поскольку они расположены близко друг к другу. Запомните, что имеет практически крайнее левое положение, в то время как третья находится ближе к центру. Не забывайте снимать ручной тормоз, иначе автомобиль не сможет тронуться с места. Если же машина расположена на слегка или даже сильно наклоненной поверхности, попробуйте сильнее нажимать педаль газа, начиная еще более плавно отпускать сцепление через 3-4 секунды. Другой вариант – опустить ручной тормоз уже после того, как машина начнет слегка двигаться прямо.

Разгон автомобиля после трогания с места производится с пе­реключением передач с низших на высшие.

При разгоне автомобиля не следует затягивать движение на низших передачах. Скорость автомобиля на каждой передаче долж­на увеличиваться до значения, несколько меньшего максимально возможного на этой передаче. При управлении, например, лег­ковым автомобилем, для переключения на следующую передачу достаточно его разогнать до скорости, равной 0,7...0,8 от макси­мальной для выбранной ранее передачи, что позволит несколько увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя и в то же время не даст работать двигателю с неэкономичной (высокой) частотой. Для этого педаль управления дроссельными заслонками следует сразу переместить на 1/2...3/4 ее полного хода (недоста­точное и полное нажатие на педаль неэкономичны).

В момент переключения передач лучше не допускать большого снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, т. е. она должна составлять 0,4...0,5 от номинального значения.

Переключение на высшую передачу затягивать не рекомендует­ся. Его лучше выполнять в течение 1 ...2 с, но таким образом, что­бы не перегрузить синхронизатор коробки передач резким и силь­ным нажатием на рычаг переключения. Это связано с тем, что в момент переключения передач к колесам не подводится мощность от двигателя и под действием внешнего сопротивления скорость движения грузового автомобиля снижается на 5...6 км/ч, а легко­вого - на 8... 15 км/ч. Разгон автомобиля до прежней скорости требует дополнительного расхода топлива.

Слишком медленный разгон автомобиля с малым ускорением и достижением максимально возможной скорости на каждой низ­шей передаче неэкономичен по затратам топлива, поскольку при этом увеличиваются общее время движения на низших передачах и частота вращения коленчатого вала двигателя.

Основными причинами замедленного разгона могут быть:

недостаточное нажатие на педаль управления дроссельными заслонками;



использование высших передач при большом сопротивлении дороги;

плохая приемистость (способность быстро набирать скорость) автомобиля ввиду его перегрузки или определенных отклонений в топливоподаче.

На высших передачах ускорение автомобиля значительно мень­ше, чем на низших, поэтому возрастают путь и время разгона (осо­бенно на скорости автомобиля, близкой к максимальной). Разгон на высших передачах должен производиться плавно, но при зна­чительной подаче топлива.

При разгоне перегруженного автомобиля расход топлива повы­шается значительно в связи с увеличением времени движения на низших передачах. Особенно это характерно для автомобилей с гидромеханической передачей, при разгоне которых следует при­менять блокирование гидротрансформатора, быстрее переключая передачи с низших на высшие.

Движение с постоянной скоростью

Наиболее экономичным является движение автомобиля с посто­янной скоростью. Высокие и низкие скорости движения вызывают рост расхода топлива. Особенно неэкономична езда со скоростью, близкой к максимальной (обычно выше 2/3 от максимальной).

При полной загрузке автомобиля диапазон экономичных ско­ростей повышается, поскольку улучшается топливная экономич­ность двигателя, рассчитанного на эту нагрузку. Переднепривод­ной автомобиль существенно экономичнее заднеприводного. При движении переднеприводного автомобиля с постоянной скорос­тью экономится до 6... 8 % топлива.

Рациональное использование различных передач при эксплуа­тации автомобиля способствует экономии топлива. Движение ав­томобиля с постоянной скоростью возможно как на высшей, так и на предшествующей ей низшей передаче. При движении на низшей передаче с малой скоростью недостаточно эффективно исполь­зуется мощность двигателя и затрачивается на 15...45% топлива больше, чем при движении на высшей передаче. Причем расход топлива возрастает пропорционально передаточному числу низшей передачи. Поэтому выбор низшей передачи должен быть оправдан условиями движения. Использование низших передач целесообраз­но только при маневрировании автомобиля или автопоезда, при езде в тяжелых дорожных условиях, вне дорог и т. д. Если отпадает необходимость использования низшей передачи, следует сразу же переключить ее на высшую.

Торможение

Торможение движения автомобиля должно быть оправданным. Многократное чередование замедлений и разгонов создает неуста­новившейся скоростной режим, ухудшая топливную экономич­ность автомобиля. Большое количество топлива расходуется при выполнении обгона (на 20...25% больше, чем при движении с постоянной скоростью), нельзя допускать и длительного движе­ния автомобиля на малой скорости (грузового 40...45 км/ч), так как это тоже значительно повышает расход топлива.

Поскольку замедление движения при эксплуатации автомоби­ля неизбежно, следует использовать приемы экономичного его выполнения. Различают следующие виды замедления движения автомобиля: накатом с включенной передачей, выбегом с выклю­ченной передачей и с использованием тормозных систем.

Накат и выбег - части комбинированного цикла замедления автомобиля. Накат начинается в момент полного или частичного освобождения педали управления дроссельными заслонками кар­бюратора, а заканчивается, когда рычаг управления коробкой передач переведен в нейтральное положение при полном снятии нагрузки с педали. В этот момент начинается выбег автомобиля, продолжающийся до начала его торможения с помощью рабочей тормозной системы.

При выполнении наката с включенной передачей, отпуская частично или полностью педаль управления дроссельными заслон­ками и переключая передачи, можно достичь наиболее экономич­ного замедления движения автомобиля (0,5...0,6 м/с).

Использование выбега с выключенной передачей целесообраз­но на загородных дорогах с сухим неизношенным покрытием при достаточном сцеплении с ним колес в сочетании с другими при­емами. Выбег нельзя использовать в горной местности (на затяж­ных и крутых спусках), перед поворотом дороги, на скользких и неровных покрытиях, в условиях городского движения.

При умелом использовании выбега автомобиля экономия топ­лива может достигать 3... 4 %. Путь выбега зависит от скорости перед началом замедления движения, внутренних потерь мощности в трансмиссии и сопротивления движению автомобиля.

Замедление движения автомобиля посредством тормозной си­стемы наиболее неэкономично и его лучше не использовать без крайней необходимости.

Например, к светофору целесообразно подъезжать в момент включения зеленого света. В этом случае исключаются замедление движения, остановка и разгон автомобиля, что обеспечивает зна­чительную экономию топлива. Если такой подъезд к светофору невозможен, то перед перекрестком следует двигаться накатом без применения тормозных систем, но не создавая аварийную ситуацию.

Остановка

Остановка автомобиля связана с дополнительным расходом топ­лива на замедление движения, разгон и режим холостого хода дви­гателя при его работе во время стоянки. Поэтому в целях экономии топлива нужно стараться избегать непредусмотренных остановок автомобиля в пути.

Расход топлива при кратковременных остановках (у светофоров и на перекрестках) уменьшается, если двигатель работает с малой частотой вращения коленчатого вала. Следует иметь в виду, что при работе двигателя в течение одного часа в режиме холостого хода расходуется 1 ...2,5 л топлива.

При длительных остановках (у переезда, в местах погрузки и разгрузки, на конечных пунктах автобусных маршрутов и т.д.) не­обходимо:

выключить двигатель;

проверить исправность шин и давление воздуха в них;

оценить нагрев дисков тормозных механизмов;

убедиться в отсутствии течи в системах питания, охлаждения и смазочной.

По возвращении из поездки требуется:

заправить автомобиль топливом (на 95 % от объема бака, вклю­чая объем горловины);

долить масло в картер двигателя до нормального уровня (если в масле двигателя имеется металлоплакирующая присадка, то его уровень может быть ниже нормального на 8... 10 %);

проверить места возможного подтекания топлива и масла на наличие пятен;

уточнить по таблице требуемые сроки смазывания узлов тре­ния и при необходимости заменить смазку;

при наличии в системе охлаждения двигателя в зимний период воды слить ее;

при обнаружении неисправностей устранить их.