» » Изяслав Мстиславич, великий князь Киевский: годы жизни и правления. Князь изяслав Изяслав 1 ярославович внешняя и внутренняя политика

Изяслав Мстиславич, великий князь Киевский: годы жизни и правления. Князь изяслав Изяслав 1 ярославович внешняя и внутренняя политика

ИЗЯСЛАВ I ЯРОСЛАВИЧ
1054-1068, 1069-1073

Изяслав Ярославович

Правление Изяслава

Предшественник - Ярослав Мудрый

Наследник - Святослав Второй

Вероисповедание - православие

Рождение - 1025 год

Смерть - 1078 год Киевская Русь

Род - Рюриковичи

Известно, что Изяслав был женат на Гертруде , дочери польского короля Мешко II Ламберта

Сыновья

  • Ярополк — князь волынский и туровский , известно также, что Гертруда называет Ярополка в своём молитвеннике (так называемый кодекс Гертруды ) своим «единственным сыном». По предположению А. В. Назаренко , от него происходят Всеволодковичи — правители Городенского княжества .

Возможно, другая неизвестная женщина, возможно — жена Изяслава была матерью двух его более известных сыновей:

  • Святополк (Святополк II) Изяславич ( —) — князь полоцкий ( —), новгородский ( —), туровский (1088—), Великий князь киевский (1093—1113), а его потомки в XII —XIII веках продолжали княжить в родовом Турове .
  • Мстислав — князь новгородский ( —).

Дочь

  • Евпраксия Изяславна , супруга Мешко Болеславича , польского королевича (в браке —)

Изяслав I Ярославич (1054-1068,1069-1073,1077-1078)

Отец - Великий князь Киевский Ярослав I Владимирович (Изяслав - его старший сын).

Мать - жена Ярослава, Шведская принцесса Ингигерда (в крещении Ирина).

Изяслав I Ярославич родился в 1024 г. Получил Великое Киевское княжение по завещанию отца сразу после его смерти в 1054 году. Тогда же в соответствии с волей отца поделил земли со своими братьями: Святославом II Ярославичем, князем Черниговским, получившим Тмутаракань, Рязань, Муром и земли вятичей; Всеволодом I Ярославичем князем Переяславским, получившим Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье, и Игорем Ярославичем, получившим Владимир.

Первые десять лет правления Изяслава можно назвать относительно спокойными, по крайней мере они не омрачались никакими внутренними раздорами.

Отношения с внешними соседями были несколько хуже. Изяслав ходил походом против латышей и гольдов; оба похода были удачными.

В 1061 году половцы, степные кочевники, появившиеся на юго-восточных границах Руси и вытеснившие из этих мест печенегов еще в 1055 году, впервые напали на территории, принадлежавшие Киевской Руси, и разбили войско Всеволода I Ярославича, князя Переяславского, брата Изяслава. С этого времени набеги повторялись постоянно, принося опустошение на Русь.

Изяслав вступил в переговоры с мятежным князем Всеславом: поклявшись, что не причинит ему никакого зла, пригласил к себе в шатер. И как это уже случалось в русской истории, как только Всеслав вошел в шатер Изяслава, его и его двух сыновей тут же схватили и отправили в киевскую тюрьму.

В 1068 году, во время очередного набега половцев, войско Изяслава и его братьев было разбито на берегах реки Альты. Великий князь Изяслав с остатками войска возвратился в Киев. Его воины тяжело переживали свое поражение: они желали сражаться и требовали,чтобы князь снабдил их оружием и конями. Изяслав был возмущен и оскорблен. В результате он отказался выдать что-либо. Отказ вызвал мятеж. Первым делом мятежники освободили из тюрьмы Полоцкого князя Всеслава и провозгласили его "своим государем". Изяслав был вынужден бежать из Киева.

Князь Изяслав отправился в Польшу, где был прекрасно принят, поскольку в Польше в то время правил король Болеслав II Польский, сын княжны Марии, дочери Великого князя Владимира и, следственно, близкий родственник Изяслава.

В 1069 году Изяслав вместе с Болеславом II и польским войском вернулся на Русь. Они беспрепятственно дошли до Белгорода и только тогда Всеслав выступил с войсками из Киева им навстречу. Но сражаться он так и не пожелал, возможно испугавшись превосходящих сил противника или не надеясь на верность киевлян.

Поэтому одной прекрасной ночью он снялся с места и ушел к себе в Полоцк, бросив свою армию на произвол судьбы. Киевлянам тоже не оставалось ничего делать, кроме как вернуться назад в Киев.

Естественно, что они (киевляне) опасались гнева законного князя, которого они самым непочтительным образом выгнали из города, а еще больше они опасались поляков, которые уже имели возможность похозяйничать в Киеве еще во времена Ярослава; отца Изяслава. Поэтому киевляне обратились с просьбой о заступничестве к братьям Изяслава Святославу и Всеволоду, сказав, что признают свою вину перед Великим князем, будут рады вновь видеть его в Киеве, но только если он придет с "малочисленною дружиною". Святослав и Всеволод выступили в роли посредников, и в итоге Изяслав снова воцарился в Киеве.

Первым делом Изяслав поспешил отомстить Всеславу и приступом взял Полоцк. Всеслав, в свою очередь, попытался захватить Новгород, но не сумел. Эта бессмысленная война продолжалась некоторое время с переменным успехом, активное участие приняли в ней и сыновья Изяслава. В итоге Всеслав сумел вернуть себе Полоцк.

В это самое время (1071 год), когда Великий князь Киевский был занят местью, половцы без всякого препятствия грабили деревни, расположенные по берегам Десны.

Н. М. Карамзин писал, что "союз Ярославичей казался неразрывным". (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2 С. 46.) Но эта дружба продолжалась недолго. Святослав, князь Черниговский, видимо, устал довольствоваться малым. Во всяком случае, он доказал Всеволоду, что их старший брат Изяслав за их спинами сговаривается против них с Всеславом Полоцким. Всеволоду этих объяснений показалось достаточно, и он объединился со Святославом против Изяслава.

В 1073 году испуганный этим Изяслав вновь бежал в Польшу.

На этот раз Болеслав II не спешил ему помогать. Изяслав отправился дальше, к германскому императору Генриху IV в Майнц. Генрих, кажется, рад был помочь и даже послал в Киев посла с требованием возвратить престол законному князю и с угрозой в противном случае начать войну. Но, с одной стороны, Святослав, захвативший власть в Киеве, так задарил посла и самого императора, что оба были в полном восторге, а с другой стороны, реальной возможности у Генриха послать на Русь войско просто не было: слишком далеко, да и своих собственных проблем немецкому государю хватало. Изяслав, однако, на этом не остановился и просил заступничества у самого Папы Римского, а взамен был готов принять латинскую веру и даже светскую власть папы. Папа Григорий VII, прославившийся своими властолюбивыми амбициями, был очень заинтересован и написал формальное письмо польскому королю Болеславу II с просьбой или, скорее, приказом поддержать Изяслава.

Но покровительство Папы Римского Изяславу не понадобилось: в 1076 году умер его брат Святослав, собственно и выгнавший его из Киева. Изяслав с небольшим количеством поляков (по словам летописца, их было несколько тысяч) вернулся на Русь. Он встретился с оставшимся в живых братом Всеволодом в Волыни в 1077 год. Всеволод предложил заключить мир, что и было сделано.

Так Изяслав вернулся в Киев, а его брат Всеволод стал князем Черниговским. Но правление Изяслава и на этот раз было недолгим.

Междоусобная смута продолжалась: следующее поколение князей, племянники Изяслава, не хотели дожидаться, пока старшее поколение просто состарится и умрет, и тоже искали власти.

В 1078 году князь Олег Святославич, сын Святослава П Ярославича, вместе с Борисом Вячеславичем, нанял половцев, перешел границы Черниговского княжества и разбил войска Всеволода. Всеволод бежал в Киев к Изяславу. Изяслав поспешил прийти на помощь брату, снарядил войска и отправился в Чернигов. Сражение произошло под стенами Чернигова. В нем и погиб Великий князь Изяслав.

Изяслав сделал дополнение к "Русской Правде", сборнику гражданских законов, введенных в употребление его отцом Ярославом. Это дополнение носит название "Правда Изяслава". В соответствии с ним на Руси была упразднена смертная казнь.

Во время правления Изяслава был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь, действующий и поныне.

Летописец Нестор писал, что Изяслав был "приятный лицом и величественный станом, не менее украшался и тихим нравом, любил правду, ненавидел криводушие".

На это Н. М. Карамзин заметил, что "Изяслав был столь же малодушен, сколь мягкосердечен: хотел престола и не умел твердо сидеть на оном".

ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ - киевский князь (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078 годы).

2-й сын киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с благоверной княгиней Ириной (Ингигерд), дочерью шведского короля Олава Шётконунга . В крещении Изяслав был назван в честь вмч. Димитрия Солунского. Это подтверждается именованием Изяслава «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в начале 1075 года к германскому королю Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апреля 1076 года. Кроме того, Изяслав обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта-Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения Изяслава в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного монастыря, основанного Изяславом в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054 годы). В конце 30-х - 1-й половине 40-х годов XI века женился на Гертруде, сестре польского князя Казимира I Восстановителя. Изяславу приписываются известные в 10 экземплярах свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения Изяслава в Новгороде.

По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 году Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем Изяславу, к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. Изяславу усваивался некоторый объем общегосударственных прерогатив, главной из которых была обязанность служить гарантом политического status quo. В то же время власть Изяслава не была единоличной. На сопряженных с Киевом территориях осуществлялось «троевластие» старших Ярославичей: Изяслава, Святослава, князя черниговского, и Всеволода, князя переяславского, разделивших между собой земли Среднего Поднепровья и тем самым обязанность защищать южные рубежи Руси от степняков. Поэтому все важнейшие события первых 15 лет княжения Изяслава представлены в источниках как результат коллективных действий братьев: перевод Игоря Ярославича с Волыни в Смоленск после смерти смоленского князя Вячеслава Ярославича (1057 Изяслав) (Волынь при этом, видимо, отошла Изяславу), освобождение из заключения и пострижение в монашество его дяди Судислава Владимировича (1059 год), раздел Смоленска по смерти Игоря (1060 год), победа над торками (узами) (1060 год), война против полоцкого князя Всеслава Брячиславича и его пленение (1067 год), неудачное противостояние появившимся в южнорусских степях половцам (1068 год), перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба в построенную Изяславом в Вышгороде и освященную в их честь церковь (1072 год), кодификация дополнительных статей Русской правды («Правда Ярославичей») (около 1072 года). Только на севере и на западе Изяслав действовал в одиночку: поручив Новгород посаднику Остромиру (между 1054 и 1060 годами), Изяслав совершил поход на балтское племя галиндов (голядь) в среднем течении Западного Буга (1058 год), продолжая освоение ятвяжских земель, начатое его дедом равноапостольным князем Владимиром (Василием) Святославичем. После гибели Остромира во время похода на чудь (эстов) Изяслав совершил успешный поход на чудь, а в Новгороде посадил сына Мстислава.

Поражение от половцев летом 1068 года и отказ Изяслава раздать оружие киевлянам для отпора кочевникам вызвали в столице мятеж, в результате которого на киевский стол был возведен освобожденный восставшими из заключения Всеслав Полоцкий, а Изяслав бежал в Польшу. С военной помощью польских князей Болеслава II весной 1069 года Изяслав вернулся в Киев, но восстановить политическую ситуацию 1068 года не смог. Святослав, овладевший к тому времени Новгородом, сохранил его за собой. Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 годах вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе которой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората Изяслава проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польского союзника киевского князя, Святослав около 1070 года сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а Изяслав с целью заручиться поддержкой восточносаксонской знати женил около 1071/1072 года сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/1070 году, а не к 1060 году, как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта около 1069 года, а в Переяславле - в 1073 году или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между Изяславом и его братьями.

Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание Изяслава из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 года, в результате которого киевским столом овладел Святослав. Изяслава снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 году, а весной следующего года заключил союз со Святославом. В начале 1075 года Изяслав оказался при дворе германского короля Генриха IV, который, будучи занят подавлением саксонского восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 года Изяслав отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения Константинопольскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил Изяслава письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение Изяслава от прямых контактов с папой показывает, что его целью было всего лишь оказать давление на польского князя. К последнему в апреле 1076 года действительно было отправлено папское послание в поддержку Изяслава.

Ситуация переменилась после внезапной смерти Святослава в декабре 1076 года Летом 1077 года Всеволод добровольно уступил киевский стол старшему брату. Результатом стало вытеснение Святославичей с их столов: Глеба - из Новгорода, Олега - с Волыни. Новгород отошел Изяслав, который посадил там сына Святополка. Третий период киевского княжения Изяслава оказался недолгим. В 1078 году Олег Святославич с наемными половцами захватил отчий Чернигов, изгнав оттуда Всеволода Ярославича. Изяслав выступил на помощь брату, и осенью того же года войско Олега было разбито (битва на Нежатиной Ниве), но при этом Изяслав погиб, а киевский стол перешел Всеволоду. Изяслав был погребен в Десятинной церкви; существует предположение, что под «цьркъви святыя Богородица» в летописи имеется в виду Софийский собор (В. А. Кучкин). Печерский летописец сопроводил сообщение о гибели Изяслава некрологом, с похвалой отозвавшись о беззлобии и бесхитростности князя: «Бе же Изяслав мужь взором красен, телом великомь, незлобив нравомь, кривды ненавидя, любя правду, клюк же в немь не бе, ни льсти, но прост оумом, не воздая зла за зло». В Житии прп. Феодосия Печерского (согласно Ю. А. Артамонову, составленном Нестором около 1107/1108 года) смерть Изяслава охарактеризована как христианский подвиг: «...положи душю свою за брата своего по Господню гласу». Автор Жития пишет о живой вере Изяслава: «Поистине бе тепл на веру, яже к Господу нашему Иисусу Христу и к Пречистей Матери Его».

О церковной политике Изяслава (помимо упомянутой вынужденной уступки братьям в вопросе о новых митрополиях) известно мало. Согласно Житию прп. Феодосия Печерского, вскоре после вокняжения Изяслава в Киеве возник конфликт князя и его окружения с молодым Киево-Печерским монастырем из-за пострижения прп. Никоном Печерским без княжеского разрешения евнуха из приближенных князя (прп. Ефрема; впоследствии митрополит Переяславский) и сына одного из бояр (прп. Варлаама; будующий игумен Киево-Печерского монастыря). В гневе Изяслав грозил «раскопать пещеру», а монахов «послать на заточение». Житие приписывает примирение между князем и монастырем заступничеству Гертруды, жены Изяслава, которая убедила мужа оставить монахов в покое, т. к. аналогичные репрессии против монашества на ее родине, в Польше, привели в 30-х годах XI века к общегосударственной смуте. Однако дело обстояло, по всей вероятности, сложнее, и монастырю пришлось пойти на компромисс. Прп. Никон был вынужден покинуть Киев, прп. Антоний Печерский удалился в затвор, а настоятелем монастыря был избран юный Варлаам. При прп. Варлааме Изяслав выделил печерянам «гору над пещерою» для строительства наземного монастыря. Изяслав воспринимал Варлаама как своего ставленника, что видно из перевода последнего на игуменство в основанный князем Димитриевский монастырь около 1060 года. По замечанию печерского летописца, князь хотел «створити вышии сего манастыря, надеяся богатстве». Летописец не преминул подчеркнуть благочестие Изяслав, который, став киевским князем и услышав о подвижнической жизни прп. Антония, «приде съ дружиною своею, прося оу него благословения и молитвь». В Житии прп. Феодосия повествуется о многих встречах святого с «боголюбивым» Изяславом. В Киево-Печерский монастырь князь-«христолюбец» приезжал без бояр, только «с шестию или с пятию отрок», слушал наставления святого, ел простую монастырскую пищу. Прп. Феодосий осудил изгнание Изяслава с киевского стола в 1073 году. В науке часто приписывают прп. Феодосию Печерскому 2 послания некоего Феодосия к князю Изяславу (в котором видят Изяслава) о постах и «вере латинской». Однако, вероятнее всего, послания принадлежат печерскому игумену Феодосию, жившему в середине XII века, и адресованы не Изяславу, а киевскому князю Изяславу (Пантелеимону) Мстиславичу.

Ставленником Изяслава был Ростовский епископ св. Исаия. Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее конца XV века), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского монастыря митрополитом Иоанном II в 6585 году (1077/1078 год), т. е. в период 3-го княжения Изяслава в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), которая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского князя Святослава Ярославича в 1073-1076 годах (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти Изяслава.

Из церковных построек Изяслава известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского монастыря (около 1060 года) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (начало 70-х годов XI века). Попытка приписать Изяславу обновление Десятинной ц еркви (Ю. К. Бегунов) лишена оснований.

Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях Изяслава к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся латинский молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, которая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.

Источники:

Sigeberti Gemblacensis Сhronicon / Ed. L. C. Bethmann // MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362;

Житие св. Исаии, еп. Ростовского // ПС. 1858. Ч. 1. С. 432;

Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku // Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта];

Иллюстрация:

Киевский кн. Изяслав Ярославич. Гравюра. 1819 г. (РГБ). Архив ПЭ.

Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий 1024-3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) - князь туровский (до 1054), новгородский князь (1052-1054), великий князь киевский (1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078).
Родился в 1024 году. Его отцом был , а матерью жена Ярослава - Ирина (шведская принцесса Ингигерда), он был их вторым сыном после Владимира.
Получил от отца стол в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после смерти отца, стал великим князем киевским.

Из В.Н. Татищев “История Российская”.

9. Изяслав I Димитрий, сын Ярослава , родился в 1025-м, великий князь после отца; два раза изгнан, первый от киевлян в 1067-м, но вскоре снова сел; во второй изгнан братьями в 1072-м, сел после смерти Святослава в 1077-м; убит в битве с черниговскими в 1078-м года. Супруга кто была, неизвестно, только умер в 1107-м. Его дети: Святополк Михаил, великий князь; Ярополк владимирский, убит от раба в 1087-м; Мстислав полоцкий, умер в 1072-м; дочь Праскевия, или Пракседис, за маркграфом Удоном в 1072-м, потом за цесарем Гендриком IV в 1088-м, умерла в 1109-м.

Из “Повести Временных Лет”.

Начало княжения Изяслава в Киеве.
Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли.
В год 6565 (1057) . Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в Смоленске, и посадили Игоря в Смоленске, выведя его из Владимира.
В год 6566 (1058) . Победил Изяслав голядь.

голядь – балтийское племя, населяло бассейн р. Протвы между землями вятичей и кривичей; ассимилировано восточными славянами.

   В год 6567 (1059) . Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом.
В год 6568 (1060) . Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, – так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода, иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых.
В год 6569 (1061) . Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал.
В год 6571 (1063) . Судислав преставился, брат Ярослава, и погребли его в церкви святого Георгия. В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город.
В год 6572 (1064) . Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его место.
В год 6573 (1065) . Пошел Святослав на Ростислава к Тмутаракани. Ростислав же отступил из города – не потому, что испугался Святослава, но не желая против своего дяди оружия поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань, вновь посадил сына своего Глеба и вернулся назад. Ростислав же, придя, снова выгнал Глеба, и пришел Глеб к отцу своему. Ростислав же сел в Тмутаракани. В том же году Всеслав начал войну.
В год 6574 (1066) . Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, – он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей». Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы.
В год 6575 (1067) . Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу, сказали ему: «Приди к нам, не сотворим тебе зла». Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска , преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями.
В год 6576 (1068) . Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы…
Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав – в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат Чудина, Изяславу: «Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут Всеслава». И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы, отворив ее. И сказала дружина князю: «Злое содеялось; пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом». И не послушал того князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба – в 15-й день сентября – и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий разграбили – бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках. Изяслав же бежал в Польшу.
Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав небольшую дружину, вышел против них к Сновску . И увидели половцы идущий полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество, сказал дружине своей: «Сразимся, некуда нам уже деться». И стегнули коней, и одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И возвратился с победою в город свой Святослав.

В год 6585 (1077) . Пошел Изяслав с поляками, Всеволод вышел против него. Сел Борис в Чернигове месяца мая в 4-й день, и было княжения его восемь дней, и бежал в Тмутаракань к Роману. Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.

В год 6586 (1078) . Бежал Олег, сын Святослава, в Тмутаракань от Всеволода, месяца апреля в 10-й день. В этом же году убит был Глеб, сын Святослава, в Заволочье. Был же Глеб милостив к убогим и любил странников, радел о церквах, горячо веровал, был кроток и лицом красив. Тело его было положено в Чернигове за Спасом, месяца июля в 23-й день. Когда сидел вместо него в Новгороде Святополк, сын Изяслава, Ярополк сидел в Вышгороде, а Владимир сидел в Смоленске, – привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и победили половцы русь, и многие убиты были тут: убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие, месяца августа в 25-й день. Олег же и Борис пришли в Чернигов, думая, что победили, а на самом деле земле Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую, за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские.

Всеволод же пришел к брату своему Изяславу в Киев; поздоровались и сели. Всеволод же поведал о всем происшедшем. И сказал ему Изяслав: «Брат, не тужи. Видишь ли, сколько всего со мной приключилось: не выгнали ли меня сначала и не разграбили ли мое имущество? А затем, в чем провинился я во второй раз? Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишенный имения, не сделав никакого зла? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба. Я сложу голову свою за тебя». И, так сказав, утешил Всеволода, и повелел собирать воинов от мала до велика. И отправились в поход Изяслав с Ярополком, сыном своим, и Всеволод с Владимиром, сыном своим. И подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе, Олега же и Бориса там не было. И так как черниговцы не отворили ворот, то приступили к городу. Владимир же приступил к восточным воротам от Стрижени, и захватил ворота, и взял внешний город, и пожег его, люди же вбежали во внутренний город. Изяслав же и Всеволод услышали, что Олег с Борисом идут против них, и, опередив их, пошли от города против Олега. И сказал Олег Борису: «Не пойдем против них, не можем мы противостоять четырем князьям, но пошлем с смирением к дядьям своим». И сказал ему Борис: «Смотри, я готов и стану против всех». Похвалился он сильно, не ведая, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, чтобы не хвалился сильный силою своею. И пошли навстречу, и когда были они у села на Нежатиной ниве, соступились обе стороны и была сеча жестокая. Первым убили Бориса, сына Вячеслава, похвалившегося сильно. Когда же Изяслав стоял среди пеших воинов, неожиданно кто-то подъехал и ударил его копьем сзади в плечо. Так убит был Изяслав, сын Ярослава. Сеча продолжалась, и побежал Олег с небольшой дружиной, и едва спасся, убежав в Тмутаракань. Убит был князь Изяслав месяца октября в 3-й день. И взяли тело его, привезли его в ладье и поставили против Городца, и вышел навстречу ему весь город Киев, и, возложив тело на сани, повезли его; и с песнопениями понесли его попы и черноризцы в город. И нельзя было слышать пения из-за плача великого и вопля, ибо плакал о нем весь город Киев, Ярополк же шел за ним, плача с дружиною своею: «Отче, отче мой! Сколько пожил ты без печали на свете этом, много напастей приняв от людей и от братьи своей. И вот погиб не от брата, но за брата своего положил главу свою». И, принеся, положили тело его в церкви святой Богородицы, вложив его в гроб мраморный.

Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду. Ибо не было в нем хитрости, но был прост умом, не воздавал злом за зло. Сколько ведь зла сотворили ему киевляне: самого выгнали, а дом его разграбили, – и не воздал им злом за зло. Если же кто скажет вам: «Воинов порубил», то не он это сделал, а сын его. Наконец, братья прогнали его и ходил он по чужой земле, скитаясь. И когда вновь сидел на столе своем, а Всеволод побежденный пришел к нему, не сказал ему: «Сколько от вас натерпелся?», не воздал злом на зло, но утешил, сказав: «Так как ты, брат мой, показал мне любовь свою, возвел меня на стол мой и нарек меня старейшим себя, то не припомню тебе прежнего зла: ты мне брат, а я тебе, и положу голову свою за тебя», – как и было. Не сказал ведь ему: «Сколько зла сотворили мне, и вот теперь с тобою случилось то же», не сказал: «Это не мое дело», но взял на себя горе брата, показав любовь великую, следуя словам апостола: «Утешайте печальных». Поистине, если и сотворил он на свете этом какое прегрешение, простится ему, потому что положил голову свою за брата своего, не стремясь ни к большему владению, ни к большему богатству, но за братню обиду. О таких-то Господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Соломон же говорил: «Братья в бедах помогают друг другу» (Притч. 18:19). Ибо любовь превыше всего. Также и Иоанн говорит: «Бог есть любовь; пребывающий в любви – в Боге пребывает, а Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16). Так совершается любовь, чтобы имели мы что в день судный, чтобы и мы на свете этом были такие же, как он. Боязни нет в любви, настоящая любовь отвергает ее, так как боязнь есть мученье. «Боящийся не совершенен в любви. Если кто говорит: «Люблю Бога, а брата своего ненавижу», это – ложь. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Эту заповедь получили от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:18-21). В любви ведь все совершается. Любви ради и грехи исчезают. Любви ради и Господь сошел на землю и распял себя за нас грешных; взяв грехи наши, пригвоздил себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отгонять им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали кровь свою. Любви же ради князь сей пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь Господню.

Изяслав Ярославич стал вторым сыном в семье киевского князя Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерды, родился в 1024 году. В крещении получил имя Димитрий.

После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после смерти отца, стал великим князем киевским.

Триумвират Ярославичей

Систему управления, господствовавшую в Киевской Руси в 1054-1073 годах, историки часто называют «триумвиратом Ярославичей». Очень скоро умерли двое младших Ярославичей, Игорь и Вячеслав. После отравления в Тмутаракани старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича (1066) и разгрома на Немиге старшего правнука Владимира Святославича Всеслава Брячиславича (1067) не только южнорусские земли, но и вся Русь оказалась в руках троих Ярославичей.

Триумвират Ярославичей — общая схема

Серьёзным испытанием для триумвирата стало поражение от половцев и киевское восстание 1068 года, после которых Изяслав повёл на Русь поляков, а Святослав и Всеволод выступили в защиту Киева.

В 1071 году Всеславу удалось вернуться в Полоцк, после чего братья заподозрили Изяслава в союзе с ним и изгнали. В 1073-1076 годах в Киеве княжил Святослав Ярославич.

Разрыв с братьями

В 1073 году младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава. Святослав захватил Киев, Всеволод перешёл в Чернигов, отдав Переяславль Давыду Святославичу, а Изяслав вновь бежал в Польшу, где на сей раз был выдворен польскими властями, заключившими союз со Святославом и Всеволодом. При этом польский король Болеслав II оставил у себя часть его драгоценностей.

Изгнанник Изяслав направился в Германию к императору Генриху IV и попросил у него помощи в борьбе против братьев, передав ему гигантские богатства; однако император, силы которого были отвлечены внутренней борьбой в Германии, также не поддержал его.

Изяслав отправил в 1075 году своего сына, волынского князя Ярополка, в Рим, где тот посетил папу Григория VII, будущего противника Генриха IV. Папа ограничился общими увещеваниями в адрес русских князей.

Под влиянием папы Болеслав был вынужден помириться с Изяславом, так как это стало одним из условий для получения им польской короны. 25 декабря 1076 года Изяслав с женой приняли участие в коронации Болеслава в Гнезно.

В декабре 1076 года Святослав внезапно скончался. Всеволод занял его место, но уже через полгода вернул престол двинувшемуся на Киев с поляками Изяславу

Возвращение и гибель

Конец скитаниям Изяслава положила внезапная кончина Святослава Ярославича 27 декабря 1076 года. Всеволод в качестве защитника Киева от поляков и Изяслава заключил с ним мир и вернул ему киевское княжение, а сам удалился в Чернигов (1077). Давыд Святославич был выведен из Переяславля, вернувшегося под контроль Всеволода (который сохранил также Смоленск), Олег Святославич - с Волыни, где сел Ярополк Изяславич, погибшего в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде заменил Святополк Изяславич.

Сразу после смерти Святослава началась ожесточённая борьба с Всеславом Полоцким, которая продолжилась при Всеволоде Ярославиче. Началась с похода Всеслава на Новгород против Глеба весной 1077 года. Летом 1077 и зимой 1077/1078 последовали два похода на Полоцк, в том числе второй с участием Святополка Изяславича и половцев (впервые в истории Руси).

В 1078 году началась новая междоусобная война. Против дядей - Изяслава и Всеволода - восстали их племянники Олег Святославич и Борис Вячеславич. Соединившись с половцами, они разбили Всеволода на р. Сожице. Всеволод бежал за помощью в Киев, вернулся вместе с Изяславом и осадил Чернигов в отсутствие его князей.

Решающее сражение произошло 3 октября, в нем погибли Изяслав и Борис. Битва на Нежатиной Ниве и гибель Изяслава и Бориса упоминаются в «Слове о полку Игореве».

Похоронен Изяслав Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.

Битва на Нежатиной Неве 3 октября 1078
(худ. Александр Терещенко)

Внешность и характер

Описывая погребение Изяслава, летописец говорит о князе так:

«Бе же Изяслав муж взором красен, телом велик, незлобив нравом, крива ненавидя, любя правду, клюки же в нем не бе, ни льсти, но прост умом, не воздая зла за зло; колико бо ему сотвориша кияне, самого выгнаша, а дом его разграбиша, и не возда противу тому зла».

Приводя этот отзыв, с летописцем вступают в заочную полемику Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв. Первый пишет: «Но Изяслав был столь же малодушен. Хотел престола, но не умел сидеть на нем. Злодеяния сына обличают слабость отца. Бедствие Минска и вероломное заточение Всеслава противоречат похвалам летописца».

«Можно ли назвать незлобивым князя, который позволил сыну своему замучить множество киевлян, даже и невинных в его изгнании, жестоко преследовал Всеслава Полоцкого, в отношении к которому сам был больше виноват, преследовал в Киеве людей, которых подозревал в приязни ко Всеславу, не уважая в них даже святости жизни, наконец, преследовал несчастных сыновей Святослава?» , - вопрошает второй.

О чертах характера Изяслава можно сделать вывод и по сохранившимся молитвам его жены Гертруды, написанным в годы их скитаний по Европе. В этот период, очевидно, между Изяславом и Гертрудой часто происходят размолвки. В одной из своих молитв она просит Бога отвратить сердце супруга, которого она называет королём, от ненависти, досады и гнева и внушить ему кротость, добросердечие и миролюбие, но при этом также защитить от всех опасностей и сделать счастливым путь на родину. В другой молитве Гертруда просит Господа услышать стон её сердца, избавить от мучений, изгнать все горести и отвратить зло, которое на неё обрушилось из-за грубости мужа и его нежелания беседовать с ней и выслушивать советы, сделать его милостивым и благосклонным к ней, но и утихомирить её собственный бешеный нрав и превратить в кроткую, спокойную, обращенную к добру женщину.

  Изяслав унаследовал от отца Киев вкупе с титулом великого князя, а еще раньше ему были отданы Новгород и Туров. Чернигов и Переяслав, доставшиеся двум следующим сыновьям, считались богатыми и стратегически важными уделами. Владимир-Волынский и Смоленск, завещанные младшим братьям, не могли соперничать с этими ключевыми областями.

Совершенно очевидно, что последняя воля Ярослава была продиктована не заботой о введении на Руси твердого закона о переходе монаршей власти, а конкретной ситуацией и мнением отца о способностях своих сыновей. Вероятно, великий князь сомневался, что в случае раздора Изяславу достанет силы и ума справиться с остальным братьями в одиночку. Поэтому и возникло подобное «пятивластие».

История не знает случаев, чтобы подобные конструкции держались долго. Созданная Ярославом система худо-бедно просуществовала полтора десятка лет, но при первом серьезном испытании развалилась. И на этом история первого централизованного русского государства закончилась. Ярославу хватило мудрости на то, чтобы создать мощную державу, но не на то, чтобы обеспечить ее прочность.

Экономические и политические связи между столицей и областями были недостаточно сильны. Для воинского сословия, опоры тогдашнего общества, личная преданность непосредственному господину значила больше, чем верность далекому монарху и тем более какой-то абстрактной «Руси». Люди, еще недавно считавшие себя вятичами, или кривичами, или полянами, теперь говорили: «мы - киевляне» либо «мы - новгородцы», но не «мы - русские». Понятие нации еще не сформировалось. Верховная власть Киева была скорее обременительна, нежели выгодна - и для жителей, и для удельного правителя. Из летописи известно, что две трети собираемой дани он должен был отсылать великому князю. Разумеется, гарантией исполнения этой тяжкой повинности могла служить только военная мощь Киева.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  20 февраля 1054 г. После кончины отца (Ярослава Мудрого), стал великим князем киевским.

  1054-1064 гг. Княжение в Тмутаракани Глеба Святославича — сына владимиро-волынского князя Святослава Ярославича.

  1054 г. Битва с торками у Воиня на Суле.

  1055(?) — после 1061 гг. Пребывание на киевской митрополичьей кафедре Ефрема.

  1056-1057 гг. Создание Остромирова Евангелия.

  1058 г. Успешный поход на голядь.

  1060 г. Анна Ярославна стала регентшей при малолетнем Филиппе I (первое регентсво в истории Франции), продолжалось по 1066 г.

  1060 г. Объединенный поход трех князей (Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей) на торков.

  1061 г. Первое нападение половцев на Русь, началась затяжная борьба с ними. Битва с половцами под Переяславлем.

  1061-1062 гг. Строительство Киево-Печерского монастыря.

  1062-1072 гг. Пребывание на киевской митрополичьей кафедре Георгия.

  1062-1074 гг. Игуменство в Киево-Печерском монастыре Феодосия Печерского.

  1064-1065 гг. Изгнание из Тмутаракани князя Глеба Святославича. Княжение Ростислава Владимировича — племянника Святослава Ярославича.

  1064 г. Изяслав отражает нападение половцев. Сражение на реке Снови.

  1065 г. Смерть тмутараканского князя Ростислава Владимировича.

  1066 г. Возвращение в Тмутаракань князя Глеба Святославича.

  1066 г. Война Полоцка с Новгородом. Взятие Новгорода Всеславом Брячиславичем.

  1067 г. Взятие Ярославичами Минска. Битва на реке Немиге между Всеславом Брячиславичем и Ярославичами.

  1068 г. Половцы подошли к Киеву. Битва на реке Альта. Восстание в Киеве. На престол взошёл Всеслав Брячиславич.

  1069-1071 гг. Княжение в Полоцке Святополка Изяславича.

  1070-е гг. Переход тмутараканского князя Глеба Святославича на княжение в Новгород. Утверждение на тмутараканском столе его младшего брата Романа Святославича.

  1070 г. Сражение под Новгородом между Всеславом Брячиславичем и Глебом Святославичем.

  1071 г. Восстание в Белоозере, поднятое пришедшими из Ярославля волхвами, против местных старейшин. Подавление восстания киевским воеводой Яном Вышатичем.

  1071 г. Восстание в Ростово-Суздальской, земле возглавляемое волхвами.

  1071 г. Изгнание из Полоцка Святополка Изяславича князем Всеславом Брячиславичем.

  1072 г. Взятие Перемышля Владимиром Мономахом.

  1072 г. Вышгородский княжеский съезд. Принятие князьями Ярославичами дополнения к Русской Правде — т. н. правды Ярославичей.

  1072 г. Перенесение мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде, построенную Изяславом Ярославичем.

  Март 1073 г. Ярославичи начали борьбу за киевский престол. Изгнание Изяслава Ярославича из Киева.