» » История троллейбуса для детей. История троллейбуса в россии

История троллейбуса для детей. История троллейбуса в россии

Троллейбусы — привычное и уже традиционное для нашей страны транспортное средство, хотя производителей у нас не так и много — существующие с запасом покрывают необходимость в обновлении состава автопарков. Сегодня работает 5 троллейбусных заводов, ещё 2 существуют, но уже не выпускают троллейбусы, ещё 3 прекратили своё существование. Итак, десятка!

«ТролЗа» (Энгельс, Саратовская область) . Бывший ЗиУ (Завод имени Урицкого), крупнейший производитель троллейбусов в стране. Предприятие основано в 1868 году (!) как Радицкий паровозостроительный завод, с 1919 года был переименован в Урицкий вагоностроительный, во время войны его эвакуировали в Энгельс, где он и остался. Бренд «ТролЗа» (то есть «троллейбусный завод») используется с 2005 года. Троллейбусы предприятие выпускает с 1951 года, сегодня в гамме 5 моделей. На снимке — ТролЗа-5265 «Мегаполис», выпускается с 2006-го.

СВАРЗ (Москва) . Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод был основан в 1905 году как Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские, а троллейбусы производит с 1934-го (первые были марки ЛК). Сегодня завод производит 4 модели троллейбусов — в основном по лицензии белорусского «Белкоммунмаша» и той же «ТролЗы». На снимке — СВАРЗ-6238 (он же, как и снимком ранее, лицензионная ТролЗа-5265.00 «Мегаполис»).

БТЗ (Уфа) . Башкирский троллейбусный завод (ранее Уфимский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод) был основан в 1964 году и занимается как ремонтом подвижного состава, так и выпуском новых машин. Правда, сегодня дела у завода так себе — в 2016-м даже начала процедура банкротства, хотя есть надежда на возрождение бренда. В гамме 3 троллейбуса с разными их модификациями. На снимке — низкопольный БТЗ-52763.

ВМЗ (Вологда) . Вологодский механический завод — одно из новых предприятий, основано в 1994 году и производит общественный транспорт под брендом Trans-Alfa. В гамме — 2 троллейбуса и 2 автобуса. На снимке — сочленённый ВМЗ-62151 «Премьер».

«Транспортные системы» (Москва/Тверь) . Молодая московская компания, основанная в 2014 году и уже имеющая в гамме 4 трамвая и 1 троллейбус. Для производства планируют использовать мощности Тверского вагоностроительного завода. На снимке — свежий низкопольный троллейбус ПКТС-6281 «Адмирал», пока что в единственном опытном экземпляре, эксплуатируется в Севастополе. Конструкция машины вызывает сомнения и подверглась серьёзной сетевой критике.

МТРЗ (Москва) . К сожалению, Московский троллейбусный завод, основанный в 1944 году, в 2014-м прекратил своё существование — его объединили с заводом СВАРЗ под общим брендом последнего. Тем не менее, МТРЗ в течение более чем полувека был одним из ведущих троллейбусостроительных предприятий страны, и мы не можем его не упомянуть. На снимке модель МТРЗ-6223, производившаяся до 2010 года.

ВЗТМ (Волгоград) . Ещё один ныне не существующий троллейбусный завод — Волгоградский завод транспортного машиностроения, основан в 1999 году и закрыт в 2009-м. На снимке ещё встречающаяся в ряде российских городов модель ВЗТМ-5284.

ПТЗ (Санкт-Петербург) . Петербургский троллейбусный завод был открыт 1 мая 1948 года на территории завода «Автозапчасть» и изначально занимался ремонтом троллейбусной техники. Сегодня завод продолжает заниматься ремонтом, но в разные годы он производил и троллейбусы для Петербурга под собственным брендом. На снимке, например, модель ПТЗ-5283.

ЯМЗ (Ярославль) . Ярославский моторный завод был пионером троллейбусного производства в СССР. Основан он был в 1916 году, после революции стал называться Первый государственный авторемонтный завод, затем получил наименование Ярославский автомобильный завод. В Ярославле троллейбусы производили недолго, с 1935 по 1941 год. Наиболее известен первый троллейбус производства ЯМЗ — модель ЯТБ-1. На снимке — единственный чудом сохранившийся до наших дней экземпляр.

ЛиАЗ (Ликино-Дулёво, Московская область) . ЛиАЗ — широко известный производитель автобусов, но с 2005 по 2012 год в Ликино-Дулёво делали и троллейбусы. На снимке — ЛиАЗ-5280 в Ереване.

«Сибэлтранссервис» (Новосибирск) . С 2012 года компания «Сибэлтранссервис» (она же ООО «Сибирский троллейбус») делает троллейбусы под брендом СТ. «Фишка» моделей — серьёзный запас автономного хода на аккумуляторах, что позволяет им работать в тяжёлых условиях. На снимке — модель СТ-6217М.

Стала первым городом, по которому побежали необычные машины с высокими «рожками» (рогами-клеммами), подсоединенными к проводам. Маршруты были разные.

Ушли из контакта

Прошли годы, и безрельсовая механическая транспортная «роскошь» контактного типа с электрическим приводом стала привычным средством передвижения. Троллейбус давно уже можно видеть не только в Златоглавой, но и в других городах России, республик бывшего СССР. Однако маршруты московского троллейбуса (их 104) имеют, пожалуй, самую богатую историю. В маленькой статье полностью пересказать ее трудно.

Но что ждет впереди московский троллейбус (история маршрутов будет изложена ниже)? Говорят, что к 2020 году благодаря быстрой оптимизации сети этот вид транспорта прикажет долго жить. Блогеры еще в 2015-м писали о возможной отмене или укорачивании 25 маршрутов, частичном демонтаже контактных линий. Общая протяженность троллейбусных «нитей» в Москве составляет 600 км.

Ведущие интернет-дневников размышляют о судьбе троллейбусов № 4, 7, 33, 49, 52, 84, обслуживающих Юго-Западный округ Москвы. Самые решительные представители виртуального братства всполошились не на шутку: по их мнению, отрасль погибает.

Сложился какой-то замкнутый круг. МУП «Мосгортранс» объясняет, что троллейбусов на все километры остро не хватает. Тем временем государственное унитарное предприятие фактически прекратило обновлять подвижной состав (несмотря на то, что программу транспортного развития Москвы, согласно которой «трудяги московских улиц» идут в рост, никто не отменял). Неужели московские троллейбусы (фото см. в статье) скоро исчезнут?

На радость гражданам

Будут ли ликвидированы «рогачи», все активнее вытесняемые автобусами, или это сущие выдумки, гадать не будем. Но жители Маросейки, Покровки, Пятницкой уже «не в контакте». Демонтаж линий состоялся. При этом руководство «Мосгортранса» ничего страшного в этом не видит, уверяя, что троллейбус по-прежнему занимает свою устойчивую нишу, предприятие будет неуклонно развиваться.

Действительно, в столичной программе реконструкции «Моя улица» есть пункт о демонтаже части линий. Однако замена троллейбусов на автобусы, по мнению специалистов, - всего лишь временное явление. Что ж, поговорим о том, как московские троллейбусы, история которых содержит немало интересного, начинали бороздить просторы столицы.

1933 год. Первая линия, окраинная

Как ходили в 1930-е годы московские троллейбусы (маршруты с тех пор не раз менялись)? Троллейбус под номером один отправился в долгий путь пятнадцатого ноября 1933 года (пуск намечали сделать намного раньше, в 1924 г., но не получилось). Линия (она монтировалась в октябре 1933 г.) пересекла Ленинградское шоссе, продолжилась от Тверской заставы до Покровского Стрешнёва.

Безрельсовый транспорт с пантографами (рога-клеммы), как и планировали, задействовали на пригородных направлениях (в центре Москвы первой скрипкой был трамвай). До спортивной арены «Динамо» шла двупутная линия, в остальных частях пути обходились однопуткой. Московские троллейбусы должны были покорить этот мир. И они это сделали.

Правда, в день пуска на маршрут должны были выйти два новичка, но появился лишь один. Второго гиганта сразу после получения с завода ожидала «производственная травма»: он провалился под некрепкий пол нового гаража и пострадал. Но все нормализовалось. График движения был таков: с 7.00 до 24.00.

1934 год. Продолжение

Московские троллейбусы становились все более популярными. На заре 1934 года линия-родоначальница уже протянулась от Новых Триумфальных ворот (Тверская застава) прямо к центру, до площади, которая до 1918 года называлась Воскресенской (ныне - Революции). 34 год завершился открытием II линии. Она пошла от Ворота до Смоленской (Арбат) и до самой Дорогомиловской заставы.

Маршрут троллейбуса № 2 вошел в строй действующих в конце года (10.12.1934 г.). Движение начиналось от Драгомиловской заставы. Выехав на площадь Революции по Большой Драгомиловской, «рогатый» транспорт шел на Арбат. Оттуда - на Коминтерна, до конечной под названием «Охотный ряд». К тому времени на обеих действующих троллейбусных магистралях ходили тридцать шесть машин.

1935 год. Третья очередь

Третья по счету троллейбусная «паутина» была «соткана» людьми осенью 1935 года. Она тянулась по центру города. Благодаря ей можно было побывать на Петровке, в Каретном ряду, на Сухаревской площади, оттуда по проспекту Мира (тогда 1-я Мещанская улица) махнуть до Ржевского (вокзал давно знаком всем как Рижский). Казалось бы, совсем недавно курсировал всего один троллейбус, а к концу 35 года москвичей обслуживали 57 машин ЛК!

«Лазарь Каганович» - мы упоминали этот первый московский троллейбус, маршруты. Список маршрутов, их подробные характеристики заняли бы не одну страницу рассказа.

1936 год троллейбус встретил активным «наступлением» на своего рельсового конкурента - трамвай. Рельсы сняли с северной части Садового кольца. Вместо «громыхальщика» пустили плавную «Букашку» (маршрут «Б» - от Кудринской площади до Курского вокзала).

В 37-м троллейбус уже активно «обживал» маршруты, начинающиеся от Садового кольца и продолжающиеся по Каляевской и Новослободской улицам, Кузнецкому мосту… Высокопольные машины марки ЯТБ-1 москвичи одобрили. Особенно они понравились руководителю советского государства Никите Хрущеву.

Два этажа, но не дом!

В 1938 году быстрый и удобный троллейбус стал добрым знакомцем для всех желающих посетить бывшую патриаршую рыбачью слободу - Бережковскую набережную, доброй приметой Воробьевых гор, мчался до Октябрьской (бывшей Калужской) площади… От станции метро «Сокол» по Ленинградскому шоссе народ добирался до в Измайлово, от Крымской площади по Садовому кольцу и Мытной улице - до Даниловского рынка.

Москвовские троллейбусы охватывали десять маршрутов. Пути следования прокладывались на местах демонтированных Уже в 1937-1939 гг. по Ленинградскому проспекту ходили 2-этажные красавцы ЯТБ-3 и троллейбус английской фирмы. Чтобы пустить «долговязую диковинку» в ход, пришлось приподнять сети на один метр (с 4,8 до 5,8 м). В 39-м троллейбусы ходили по Мира (проспект) до ВСХВ (сельхозвыставка). В 1953 году по причине неудобства использования от громадин избавились.

Расцвет и вечер троллейбусной эры

Перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Москве насчитывалось 583 троллейбуса и 11 маршрутов. 1 января 1952 года столица могла похвастаться уже 786 троллейбусами и заметно увеличившимся числом направлений, по которым они двигались.

В 1950-е годы активно росли жилые кварталы на окраинах столицы. Туда проложили троллейбусные маршруты (в частности, до Серебряного Бора). Куда бы ни направлялись москвичи или гости столицы - в Измайлово, на Волхонку, Варшавское шоссе, стадион Лужники и еще в огромное количество мест, им на помощь приходил шустрый троллейбус.

Летит время. Уже более 60 лет прошло с тех пор, как в 1954 году открылась новая кольцевая линия на ВСХВ. К концу 1960-го общая протяженность троллейбусных путей достигла 540 километров, объединенных 36 маршрутами.

В 1964-68 гг. в Юго-Западном жилом районе курсировала «гармошка» - сочлененный троллейбус. Однако в 1975-м он был окончательно снят с пассажирских перевозок. В 1964 году в Москве насчитывается 1811 троллейбусов. К 1972-му сеть достигла 1253 км и была признана самой длинной (протяженной) на земном шаре.

В 1970-1980-е маршрутами были опоясаны новостройки (Новогиреево, Ивановское, Орехово-Борисово и др.). В августе 1993 года в Москве ввели одностороннее движение (так разгружались дороги и повышалась их безопасность). Часть линий закрыли. Впоследствии сокращения продолжились.

January 3rd, 2018

Прародители современного троллейбусного транспорта появились примерно в одно и то же время в Германии и Саксонской Швейцарии. В 1882 году немецкий инженер Вернер фон Сименс открыл троллейбусное движение между Берлином и его пригородом (Шпандау).

В это же время троллейбусная линия, построенная по проекту Макса Шиммана, протяженностью 4 км появляется в Швейцарском городе Кенингштайне.

В СССР пассажирский троллейбус впервые появился 15 ноября 1933 года в Москве, на маршруте, пролегавшем по Ленинградскому шоссе. Первые такие машины в стране назывались ЛК-1 - аббревиатура означала “Лазарь Каганович”. В создании этих троллейбусов участвовали три завода: АМО (сейчас завод им. Лихачева), ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) и завод “Динамо”. Уже к концу 34-го года количество троллейбусов в Москве увеличилось до 50, а с 1936 года троллейбусные маршруты появились на улицах Киева, Ростова-на-Дону, Тбилиси и Ленинграда.

Троллейбус — безрельсовое механическое транспортное средство (преимущественно пассажирское, хотя встречаются троллейбусы грузовые и специального назначения) контактного типа с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания (от центральных электрических станций) через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприёмника и сочетающее в себе преимущества трамвая и автобуса.

Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. Это английское название возникло, по одной из версий, как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» — ср. брит. streetcar, tram) и английского bus («автобус») — первые троллейбусы воспринимались публикой как «гибрид автобуса и трамвайного вагона» (в ранних публикациях на русском языке троллейбус описывался как «безрельсовый трамвай»). По другой версии, в этом сочетании слово trolley используется в значении «тележка» и содержит ссылку на токосъёмник в виде катящейся по проводам тележки, использовавшейся в первых троллейбусах, что в дальнейшем привело к заимствованию термина «троллей».

К комбинированному подвижному составу электрического транспорта относятся троллейбусы, дополнительно оснащённые системами автономного хода на аккумуляторах (контактные электробусы), суперконденсаторах, двигателях внутреннего сгорания или топливных элементах. Троллейбус, имеющий на борту два тяговых двигателя — электрический и внутреннего сгорания — получающие питание раздельно, и имеющие независимый привод на ведущие колеса, называется дуобусом. Если же тяговым является только электродвигатель, а тепловой двигатель (внутреннего или внешнего сгорания) питает его через тяговый электрогенератор и не имеет прямого привода на ведущие колеса, то такой вид называется теплоэлектробусом.

Троллейбусы используются преимущественно в городах, но также существуют междугородные и пригородные троллейбусы. Изначально троллейбусы рассматривались в СССР как пригородный транспорт, но позднее ими стали заменять трамваи на участках, где использование последних затруднено — например, в исторических центрах городов с узкими улицами. В СССР троллейбусами ежегодно перевозилось более 10 млрд пассажиров в 178 городах, в 122 из которых во внутригородских перевозках грузов использовались грузовые троллейбусы.

Первый троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, вероятно, под влиянием идеи его брата, проживавшего в Англии доктора Вильгельма Сименса, высказанной 18 мая 1881 года на двадцать втором заседании Королевского научного общества. Электросъём осуществлялся восьмиколесной тележкой (Kontaktwagen), катившейся по двум параллельным контактным проводам. Провода располагались достаточно близко друг от друга, и при сильном ветре нередко перехлёстывались, что приводило к коротким замыканиям. Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 м (591 ярд), открытая компанией Siemens & Halske в предместье Берлина Галензе (Halensee), действовала с 29 апреля по 13 июня 1882.

В том же году в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал «троллейбусный ролик» — токоприёмник в виде штанги с роликом на конце. Более надёжный штанговый токоприёмник изобрёл и в 1888 году внедрил в трамвайной сети Френк Спрейг. Но на троллейбус штанговые токоприёмники Спрейга установил лишь в 1909 году Макс Шиманн (Max Schiemann), и его система с многочисленными усовершенствованиями дожила до наших дней.

В начале XX века троллейбусы существовали только в качестве вспомогательного варианта для трамвайных путей, без перспективы использования в оживлённых городских центрах, работая для «растущего, но разобщенного населения».

В 1902 году журнал «Автомобиль» опубликовал заметку об испытаниях «автомобиля, приводимого в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящего не по рельсам, а по обычной дороге». Машина предназначалась для перевозки грузов. Произошло это 26 марта 1902 года, и этот день вполне можно считать днем рождения отечественного троллейбуса. Экипажная часть была изготовлена заводом Петра Фрезе, а двигатель и электрооснащение были разработаны графом С. И. Шуленбергом.

Судя по описаниям, это был пятидесятипудовый экипаж, работавший от линии напряжением в 110 вольт и силой тока в 7 ампер. С проводами экипаж соединялся кабелем, а на его конце была специальная тележка, скользившая по проводам при движении экипажа. На испытаниях «автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался». Однако тогда идея развития не получила и о грузовом троллейбусе забыли лет на тридцать.

В России инженер В. И. Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум ещё в 1904—1905 годах. Несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён. Первая троллейбусная линия была построена лишь в 1933 году в Москве. Первыми троллейбусами Советского Союза стали машины ЛК-1, названные в честь Лазаря Кагановича.

Двухэтажные троллейбусы были широко распространены во многих европейских городах. В 1938 году в Москве эксплуатировались двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, однако первая же зима выявила их недостатки: снег и наледь снижали управляемость такой тяжёлой машины и вызывали её опасное раскачивание. Кроме того, высота троллейбуса была ограничена высотой существующей контактной сети, рассчитанной на обычные троллейбусы, и низкие потолки создавали неудобства пассажирам. В конце 1939 года выпуск ЯТБ-3 был прекращён, и дальнейших попыток создания двухэтажных троллейбусов не предпринималось, хотя имевшиеся экземпляры продолжали эксплуатироваться вплоть до 1948 года.

Для условий СССР, как и в мире, более продуктивным для повышения пассажировместимости оказалось использование прицепов, троллейбусных поездов и особенно сочленённых троллейбусов, появившихся к концу 1950-х — началу 1960-х годов. От троллейбусов с прицепом вскоре отказались в пользу сочленённых троллейбусов. В СССР сочленённые троллейбусы выпускались в явно недостаточном количестве, поэтому достаточно широкое распространение получили троллейбусные поезда, соединяющиеся по системе Владимира Веклича. В Киеве 12 июня 1966 года Владимир Веклич создал свой первый троллейбусный поезд, который впоследствии успешно применялся более чем в 20 городах бывшего СССР. Использование 296 поездов только в Киеве позволило высвободить более 800 водителей и на ряде маршрутов реализовать провозную способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении.

Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и раннее послевоенное время. Троллейбус воспринимался как альтернатива трамваю. Нехватка автомобильного транспорта (в том числе обычных автобусов), равно как и автомобильного топлива, в военное и раннее послевоенное время дополнительно способствовала повышенному интересу к троллейбусу. Эти проблемы утратили свою остроту в 60-е годы, в результате чего эксплуатация троллейбуса начала становиться невыгодной, а троллейбусные сети — закрываться. Как правило, троллейбус сохранился там, где не имелось возможности заменить его автобусами — в основном из-за сложного рельефа, либо там, где стоимость электроэнергии была низка. К началу XXI века в Австралии, Бельгии и Финляндии полностью отказались от троллейбусов, а в Австрии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Нидерландах, США, Франции, Японии сохранились лишь единичные троллейбусные системы.

В СССР, тем не менее, троллейбус продолжил своё развитие. В первую очередь это было связано со сравнительной дешевизной электроэнергии. Вместе с тем, имеется и ряд чисто технических причин: механическая часть троллейбуса более проста в сравнении с автобусной, не имеет топливной системы и сложной системы охлаждения, коробки передач, не требует смазки под давлением. Вследствие этого снижается трудоёмкость регламентных работ, отпадает необходимость в ряде технологических жидкостей — моторного масла, антифриза.

Из восточноевропейских государств лишь в Польше количество троллейбусных систем неуклонно сокращалось, с 12 в середине 1970-х годов до трёх к 1990 году. В настоящее время, несмотря на значительные экономические трудности, во многих бывших социалистических странах продолжает эксплуатироваться большинство троллейбусных систем. Сокращение или полная ликвидация троллейбусного движения в ряде городов были вызваны как экономическими, так и чисто субъективными, политическими причинами (в последнем случае троллейбус нередко заменялся трамваем[источник не указан 1871 день] — современный трамвай в таком случае воспринимается как знак принадлежности к Европе). Вместе с тем, за тот же период в России были введены в эксплуатацию четыре новые троллейбусные системы (закрыты 5), на Украине — 2 (и две закрыты), в Чехии — 1, в Словакии — 2.

В конце XX — начале XXI века экологические, экономические и иные проблемы, вызванные массовой автомобилизацией, возродили интерес к городскому электротранспорту и в Западной Европе. Однако большинство европейских стран сделали ставку на трамвай, как более энергоэффективный и более пассажироёмкий. Новых троллейбусных линий строится мало, и перспективы развития троллейбуса как вида транспорта на данный момент остаются неясными.

Источники:

Сколько в мире троллейбусов? Когда появились первые? В каких странах ползают "рогатые"?

Появился в Германии в 1882 году благодаря трудам братьев Сименсов:

Курсировать троллейбусы в Европе начали в 1911 году - в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек, в то время Австро-Венгрия.

В России же первый троллейбус создал Пётр Александрович Фрезе в 1902 году, а троллейбусную линию построили уже в СССР в 1933 году в Москве. Вот с (назван в честь Лазаря Кагановича):

Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и на первое послевоенное время. В это время были очень распространены двухэтажные троллейбусы:

На улицах Минска троллейбусы впервые появились 13 октября 1952 года. Это были машины МТБ-82, произведенные в г. Энгельсе. Первый троллейбус Минска накатал больше 1 млн км и провез 9 млн пассажиров. За такие достижения его «пожалели» и водрузили на пьедестал в 1-м троллейбусном депо, можно полюбоваться на него:

Но уже к 60-м годам весь мир пересел на дизельные автобусы или трамваи, и только в СССР и Ко троллейбусы продолжали набирать обороты.

К концу 20 века, вследствие экологических и экономических проблем ситуация стала меняться, и троллейбусные системы стали возрождаться.

Однако первое место по числу троллейбусов все равно занимает Москва (1700 рогатых), второе – Минск (около 1000), третье – Киев (нет точных данных). Вот уж действительно славянское троллейбусное братство.

Троллейбусные системы есть в 81 стране мира:
Европа:
Россия
Австрия
Беларусь
Бельгия
Болгария
Босния и Герцеговина
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Ирландия
Италия
Испания
Латвия
Литва
Молдавия
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Чехия
Швейцария
Швеция
Эстония
Азия:
Абхазия
Азербайджан
Армения
Афганистан
Вьетнам
Грузия
Индия
Иран
Казахстан
Киргизия
Китай
Малайзия
Монголия
Мьянма
Непал
Северная Корея
Сингапур
Таджикистан
Туркмения
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Осетия
Япония
Африка:
Алжир
Египет
Марокко
Тунис
Эфиопия
ЮАР
Северная Америка:
Канада
США
Южная и Центральная Америка
Аргентина
Бразилия
Венесуэла
Гайана
Колумбия
Куба
Мексика
Перу
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Австралия
Новая Зеландия

О троллейбусах:

  • В Бостоне, кроме обычного уличного действует система подземного скоростного троллейбуса (так называемая серебряная линия).
  • Самая южная троллейбусная система расположена в Веллингтоне, (Новая Зеландия)
  • Самая северная в мире троллейбусная система расположена в Мурманске.
  • Ближе всего к экватору расположена троллейбусная система города Кито, в Эквадоре
  • Самым протяжённым троллейбусным маршрутом в мире является междугородный маршрут Симферополь - Алушта (52 км) - Ялта (86 км) в Крыму (Украина)
  • В Узбекистане действует междугородный троллейбус Ургенч - Хива, протяжённость маршрута которого - около 35 км.
  • Грузовые троллейбус (троллейвозы) производились Жодинским БЕЛАЗом

Сейчас уже нигде в мире таких грузовиков не делают, а жаль, прикольные были бы тралики))

  • Самый дорогой в мире троллейбус Viseon, произведенный в ФРГ, стоит больше миллиона евро. Такие троллейбусы заказала стлица ОАЭ - Абу-Даби для студенческого маршрута... Фото отсюда -