» » Иоганн фридрих гербарт - психология. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф

Иоганн фридрих гербарт - психология. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф

немецкий философ и педагог (Ольденбург, 1776 - Геттинген, 1841). Изучал в Швеции педагогические методы Песталоцци, затем стал профессором в Геттингене (1805), сменил Канта на кафедре философии в Кенигсберге (1809) и, наконец, вернулся в Геттинген (1833). Все его творчество - попытка поднять психологию до уровня точной науки. Его «динамическая» психология представляет собой изучение психических «сил» и их взаимодействия. Его произведения: «Уточнение к введению в философию» (1813), «Психология как наука» (1824-1825), «Общая метафизика» (1828-1829) и «Философская энциклопедия» (1831). Гербарт основал школу «динамической психологии», основные представители которой - В. Дро-биш (1802-1896) и В. Виндельбанд.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776-1841)

нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Основой всего существующего Г. считал “реалы” - вечные, неизменные, духовные (как “монада” у Лейбница) и непознаваемые (как “вещь в себе” у Канта) сущности. “Душа” - наиболее совершенный “реал”, порождающий все психические явления. В логике Г. стоял на позициях Канта. В педагогике он отошел от демократических принципов своего учителя Песталоцци. Отдельные его взгляды (деление внимания на активное и пассивное, признание опытной психологии и др.) сыграли положительную роль. Религию он обосновывал телеологией. Социально-политические взгляды Г. реакционны: он отвергал конституционный строй, высшей добродетелью народных масс считал подчинение господствующим классам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих

род. 4 мая 1776, Ольденбург - ум. 14 авг. 1841, Геттинген) - нем. философ; с 1805 - профессор в Геттингене, с 1808 - в Кенигсберге, с 1831 - снова в Геттингене. Согласно Гербарту, философия - это обработка понятий. Логика стремится к отчетливости (ясности) понятий, метафизика - к их упорядочению, эстетика в широком смысле слова, содержащая в себе также этику, - к дополнению понятий определениями ценности. Для метафизики Гербарта характерно то, что он предполагает существование множества простых реальных сущностей (подобных лейбницевским монадам), каждой из которых соответствует простое само себя сохраняющее качество. Душа - это простая реальная сущность, место которой в мозгу; статика и механика представлений как форма (ритм) самосохранения души достаточны для объяснения психических явлений, т. к. для их разъяснения нет надобности прибегать к т. н. душевным способностям: "Закономерность душевной жизни совершенно тождественна закономерности звездного неба". Психология Гербарта в области абстрактного мышления является чистым интеллектуализмом, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична. Источником эстетических и этических идей, согласно Гербарту, являются непроизвольные суждения вкуса, источником этических идей - в частности, суждения вкуса в применении к волевым отношениям. Нормами нравственной жизни как отдельного человека, так и всего общества служат практические идеи: 1) внутренней свободы, 2) совершенства, 3) благосклонности, 4) права, 5) возмездия или справедливости. В государстве эти идеи становятся идеями правового общества, системы заработной платы, системы управления, системы культуры и воодушевленного общества. На этике Гербарта основана его педагогика, вокруг которой в 19 в. была создана, вопреки намерениям Гербарта, особая школа педагогического формализма. Осн. произв.: "Allgemeine Pдdagogik", 1806 (рус. пер. "Главнейшие педагогические соч.", 1906); "Hauptpunkte der Metaphysik", 1806; "Allgemeine praktische Philosophie", 1808; "Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie", 1813; "Lehrbuch zur Psychologie", 1816 (рус. пер. "Психология", 1895); "Psychologie als Wissenschaft", 2 Bde., 1824-1825; 4Allgemeine Metaphysik", 2 Bde., 18281829.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776 – 14 авг. 1841) – нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Проф. Геттингенского (с 1805 и с 1833), Кенигсбергского (1809–33) ун-тов. В работах "Главные пункты метафизики" ("Hauptpunkte der Metaphysik", 1806), "Введение в философию" ("Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie", 1813), "Общая метафизика..." ("Allgemeine Metaphysik, nebst den Anf?ngen der philosophischen Naturlehre", Bd 1–2, 1828–29) и др. развил свои филос. взгляды. Г. стремился соединить в понятии "реал" идею кантовской "вещи в себе" и лейбницевской монады. Он приписывал "реалам" вечный и неизменный характер, доказывал существование бога, вытекающее якобы из этич. и эстетич. потребности видеть в мире целесообразное устройство. С о ц и а л ь н о - п о л и т и ч. взгляды Г. были реакционны: высшей добродетелью для народа он считал подчинение господств. классам. В. Асмус. Москва. В бурж. э с т е т и к е Г. считается основателем т.н. формальной эстетики (Form?sthetik), противополагаемой в бурж. историографии эстетике Гегеля. В работах по эстетике (см. "Einleitung in die?sthetik...", в кн.: Herbarts philosophische Hauptschriften, Bd 1, 1913) Г. полагал, что надо найти золотую середину между метафизич. взглядами и эмпиризмом, высвободить эстетику из-под опеки философии и сделать ее автономной. Исходя из кантианского принципа незаинтересованности эстетич. суждения, Г. считал специфич. признаком эстетич. понятий бескорыстное и спонтанно возникающее удовольствие, к-рое в нас вызывают форма и взаимоотношения форм (пропорции, ритм, созвучия, масштабность и пр.). Эти взгляды Г. разрабатывали дальше Циммерман, Цейзинг, в музыке – австр. музыковед Ганслик, в своих ранних работах – чеш. эстетик Гостинский. О психологических взглядах Г. см. Ассоциативная психология, Бессознательное. И. Маца. Москва. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1–19, Lpz. – Langensalza. 1882–1912. Соч. в рус. пер.: Психология, СПБ, 1875; Избр. Педагогич. соч., т. 1, М., 1940. Лит.: Шишкин Н., О детерминизме в связи с математической психологией, "Вопр. филос. и психол.", 1891, кн. 8; Mузыченко А. Ф., Иоганн Фридрих Гербарт и его школа, в кн.: Очерки по истории педагогических учений. М., 1911, с. 146–70; Геффдинг Г., Учебник истории новой философии, М. . с 173–76; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 472–76; Zimmermann R., Perioden in Herbart´s philosophischen Geistesgang, Wien, 1876; De Garmо Сh., Herbart and the Herbartians, L., 1895; Fritzsch Th., Johann Friedrich Herbarts Leben und Lehre..., Lpz.–В., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, M?nch., 1928.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841)

немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кенигсберге (с 1808). Основные сочинения - "Общая педагогика" (1806), "Основные моменты метафизики и логики" (1807), "Общая практическая философия" (1808), "Психология" (1816), "Общая метафизика с началами философского учения о природе" (1828-1829) и др. Г. ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую "реалом". В этом понятии Г. соединил лейбницевскую "монаду" и кантовскую "вещь в себе". В работах по психологии Г. отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил использовать математические методы для точного изучения психических феноменов. Душа, будучи "реалом", не заключает в себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души. Через представление душа обретает свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены. Так душевная жизнь индивида представляет собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей "напряженности", сменить собой другое, делая его предыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Этот процесс теоретически возможно математически измерить через вычисление "суммы задержки" двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу в течение одного мгновения. Ряды представлений образуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одни из постепенно образованных связей и представлений не могут разорваться снова. Совокупность одновременно действующего "представливания" (Г.) называется сознанием. Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной активности человека, имеет начало или в самих представлениях, или в их "напряженности", или в организме. По утверждению Г., обучение должно строиться на применении "эстетических суждений", потому что "нет преподавания более подходящего, чем наглядное". Цель воспитания и обучения - укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая "напряженность" нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой "задержке". В процессе обучения, в первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал "напряжение"получаемых представлений. Данное количество "напряжений" должно в сумме составить некий "час преподавания", который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает представления. Каждая "сила" должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество "часов".

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих

4.5.1776, Ольденбург - 14.8,1841, Геттинген), нем. философ-идеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. («Осн. моменты метафизики и логики» - «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении филос. реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Осн. филос. соч. Г.- «Общая метафизика с началами филос. учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen der philosophischen Naturlehre», Bd l-2, 1828-29). В центре метафизики Г.- понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Г. приходит к понятию «реала» кал конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию к-рых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Т. о., явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Г. называет эту часть метафизики синехологией; от греч. связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключенного в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Г.- это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в математике. Среди моментов, сближающих Г. с позитивизмом 1-й пол. 19 в. и удаляющих его от диалектики нем. классич. идеализма - определ. математизация философии на фоне характерного для Г. сочетания эмпиризма, психологизма и отвлеченной спекуляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Г. с ее анализом «души» и «Я» как понятий, к-рые, подобно «вещи», подвергаются критич. рассмотрению. «Душа», по Г. -«простая реальная сущность», и Г. рассчитывает абстрактные формулы, согласно к-рым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Г. пользуется при этом терминами «торможение», «вытеснение» и др.). Математич. методы не находят, однако, здесь адекватного для себя материала - одно из свидетельств разнородности филос. начал Г. Философия Г. не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию филос. реализма и в сер. 19 в. стала офиц. университетской системой философии. В Австрии получили развитие и эстотич. идеи Г.: Р. Циммерман (Zimmermann R., Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстрактного формализма, О, Гостински же (Hostinsky O., Herbarts Asthetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением композиции художеств. произведений как структуры равновесия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармонию воли с этич. идеями и выработку многостороннего интереса, Г. считал осн. путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребенка), воспитывающее обучение и нравств. воспитание. Большой популярностью в европ. педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. пользовалось учение Г. о четырех ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕМА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - консервативный немецкий педагог, создавший целое направление в педагогике (гербартианская школа). На педагогику Гербарта опирался, приспособив ее соответствующим образом, ряд реакционных деятелœей в области народного образования в различных странах (XIX и XX вв.).

Основные этапы жизни и деятельности. Гербарт родился в семье чиновника-юриста͵ получил образование в латинской школе и университете, где изучал философию Канта и Лейбница, произведения Фихте. По окончании университета он стал воспитателœем детей одного швейцарского аристократа. Уже тогда Гербарт придавал особое значение нравственному воспитанию детей на религиозной основе. В Швейцарии он познакомился с Пссталоцци и изучал его педагогические теории. В 1802 ᴦ. Гербарт, защитив диссертацию на степень доктора философии, начал свою пре­подавательскую деятельность. Педагогические положения Гербарта считались особенно пригодными для средней школы, для воспитания детей из привилегированных слоев населœения. В 1806 ᴦ. вышло основное сочинœение Гербарта «Наука педагогики, выведенная из целœей воспитания». Затем последовал ряд книг (Главные положения метафизики, Главные положения логики, Практическая философия и др.). С 1809 ᴦ. Гербарт занимал в течение 24 лет кафедру философии в Кенигсбергском университете. В Кенигсберге он развил большую педагогическую деятельность - основал педаюгичес-кую семинарию и руководил ею. Педагогику Гербарт всœе теснее связывал с психологией (к тому времени вышли его Учебник психологии, Письма о применении психологии к педагогике и др. работы). В 1833 ᴦ. Гербарт вернулся в Геттингенский университет, в 1835 ᴦ. издал Очерк лекций по педагогике. В 1841 ᴦ. он умер.

Философские взгляды. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком, т. е. он рассматривал природу в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости. По мнению Гербарта͵ мир состоит из бесконечного множества неизменяемых, вечных, абсолютных сущностей, недоступных нашему познанию в своих абсолютных качествах. Представление людей об изменяемости мира, говорил он, иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны. Свое понимание сущности воспитания Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. В его этике нет ничего, что имело бы объективное значение. Везде и всюду субъективная оценка отношений, представлений - ничего объективного. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на определœенных нравственных идеях - вечных и неизменных. Эти идеи составляют, по Гербарту, основу некой внеклассовой, всœеобщей морали, которая должна была укреплять господствовавшие в прусской монархии общественные отношения и нравственные нормы.

Следуя за Песталоцци, стремившимся найти во всяком сложном явлении его элементы, Гербарт разложил психологическую деятельность человека на составные части и пытался выделить тот элемент, который является самым простым, первичным. Таким простейшим элементом Гербарт считал представление. Психологию Гербарт считал наукой о представлениях, их появлении, сочетаниях, исчезновении. Всю психику Гербарт сводит к представлениям, следам когда-то бывших ощущений. Он полагал, что душа человека не имеет первоначально никаких свойств. Содержание человеческого сознания определяется образованием и дальнейшим движением представлений, которые вступают в определœенные взаимоотношения по законам ассоциации. Введенные Гербартом понятия ассоциация и апперцепция сохранились в современной психологии. Масса представлений как бы теснится в душе человека, стремясь пробиться в поле сознания. Туда проникают те представления, которые родственны имеющимся в поле сознания, те же, которые не подкрепляются ими, ослабевают, делаются незаметными и выталкиваются на порог сознания. Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту, от первоначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспитанием. Так, понимание обусловливается взаимоотношением представлений. Человек понимает, когда предмет или слово вызывает в его сознании известный круг представлений. В случае если же в ответ на них не возникает никаких представлений, они остаются непонятными. Взаимоотношениями представлений объясняются всœе явления эмоциональной сферы психики, а также область волевых проявлений. Чувства, по Гербарту, есть не что иное, как задержанные представления. Когда в душе существует гармония представлений, возникает чувство приятного, а если представления дисгармонизируют друг с другом, то возникает чувство неприятного. Желание, как и чувство, является опять же отражением отношений между представлениями. Воля - это желание, к которому присоединяется представление о достижении поставленной цели. Итак, Гербарт игнорирует своеобразие различных сторон психики человека. Он неправомерно сводит сложный и многообразный процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Воздействуя на представление ребенка, он рассчитывал оказать тем самым соответствующее влияние на формирование его чувств и воли. Из этого у Гербарта следовало, что правильно поставленное обучение носит воспитывающий характер. На основе метафизических положений Гербарт строит свою педагогику и называет ее прикладной психологией, которая в свою очередь является прикладной философией. Основной метод психологии - самонаблюдение. Психология у Гербарта и по существу, и по методу исследования является субъективной.

Гербарт утверждал, что для главного исследования необходима прежде всœего твердая точка, которая не расплывается, когда ее отыскивают в ощущениях. Такая точка преимущественно есть «я». Так как это понятие в то же время сопровождает всœе наши душевные состояния, насколько мы их себе присваиваем, то оно соединяет в высшей степени свойства удобного принципа, именно общность и точность. Понятие «я» лежит в основе психологии Гербарта͵ он отождествляет его с душой. Познаются только отношения души к внешнему миру, выражающиеся в представлении. Вот почему психология Гербарта - это психология представлений. Представляющий субъект есть простая субстанция, которая по праву носит название души. При этом сами по себе представления не включают ничего из внешнего мира, но производятся они не сами собой, а под воздействием внешних условий и в качестве своем зависят как от внешних условий, так и от природы дущи.

Психология Гербарта не только субъективна, но и механистична, потому что она строится на математической основе, и на этой основе Гербарт пытается вскрыть универсальную психологическую закономерность. Принимая универсальную психологическую закономерность, Гербарт чисто механически строит педагогический процесс. С его точки зрения, педагогика является наукой о том, как использовать механизм представлений для достижения цели. Требование об осознании логических представлений и отношений между предметами лежит в основе дидактики Гербарта. Его ступени обучения - ясность, ассоциация, система и метод являются формальными не только потому, что они механически применяются ко всякому возрасту, но и потому, что лишь через них, по мнению Гербарта͵ достигается развитие мышления учащихся, т. е. устанавливаются логические связи и отношения в изучаемом материале, о котором в конце концов создаются ясные представления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа преподавателя проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повсœедневная педагогическая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживал его горизонта. Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками». Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства.

Педагог, по мнению Гербарта͵ должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели бывают подразделœены на: 1) возможные, 2) необходимые. Возможные цели - это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определœенной специальности. Необходимые цели - это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности. Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целœей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет всœелить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление, по его мнению, регулирует поведение ребенка в «данный момент», создает предпосылки для дальнейшего его воспитания, поддерживает внешний порядок. Задача управления - «подавление дикой резвости ребенка». Нетрудно заметить, что приемы воспитания Гербарта диаметрально противоположны тем, которые рекомендовал Руссо.

Первое средство управления - это угроза. Но эффект этого средства, по мнению Гербарта͵ сомнителœен. Бывают дети, которые ставят угрозу ни во что и «дерзают на всœе, чтобы иметь возможность всœе хотеть»; встречаются и слабые натуры, они не проникаются угрозой; у них, по выражению Гербарта͵ «самый страх продырявлен желанием». По этой причине угроза должна быть дополнена надзором. При этом и весьма строгий надзор может не дать нужного результата. С надзором в связи с этим связаны «разнообразные приказания и разрешения». Для детей, нарушающих установленные нормы, должна быть заведена в школе штрафная книга, но и «в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно». Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Гербарт «теоретически обосновал» штрафной журнал - кондуит, введенный в обиход прусских, а затем и русских гимназий и французских лицеев. Наконец, как средство управления детьми Гербарт признает и наказание, в том числе и телœесное. Система наказаний разработана им весьма обстоятельно. Рекомендует он «стояние в углу», «лишение пищи», «лишение свободы». «Это - самое обычное и основательное наказание, если только оно соответствует поступку». «Оставление без обеда» широко применялось во времена Гербарта. Авторитет и любовь Гербарт признает только вспомогательными средствами управления. «Основа управления состоит в том, чтобы занять детей, еще вовсœе не имея в виду какой-либо пользы для их духовного развития, время их по крайней мере должно быть заполнено с той единственной целью, чтобы они не творили глупостей». Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определœенного круга представлений. На этом основании он неправильно оторвал управление от нравственного воспитания, рассматривая управление, т. е. установление дисциплины, только как условие воспитания, тогда как на самом делœе дисцип­лина не только условие, но также средство и результат воспитания.

Подробно Гербартом были разработаны и вопросы обучения.

Гербарт различал три вида обучения: описательное, аналитическое и синтетическое.

Описательное обучение имеет ограниченное применение, но весьма существенно в пределах своих границ. Оно имеет своей целью выявить опыт ребенка и дополнить его. Путем живого, образного рассказа учитель расширяет знания учащихся. Большую роль играют при этом наглядные средства. Учитель должен выводить мысль за круг непосредственных наблюдений, ближайшего окружения, рассказывая о далеких странах, о прошлом, о таких явлениях природы, которые учащиеся не могли наблюдать. Целям описательного обучения хорошо служит заучивание учебного и литературного материала наизусть.

Аналитическое обучение имеет своей задачей разлагать «одновременно окружающее» на отдельные вещи, последние - на составные части, а эти в свою очередь - на признаки. Дети приходят в школу с большим количеством представлений, но они беспорядочно нагромождены в их сознании. Задача состоит в том, чтобы эти запасы мысли учеников были расчленены, исправлены и усовершенствованы под руководством учителя. Придавая большое значение аналитическому ходу обучения, Гербарт подробно останавливается на выяснении того, как и что оно дает разным сторонам многостороннего интереса. К эмпирическому интересу имеет отношение такая форма аналитического обучения, как классификация (см. ответ 15). Умозрительный интерес стимулируется путем наблюдений и опытов, нахождения закономерностей в и общественной жизни (в истории). Разлагая «прекрасное» на простейшие его элементы, показывая, как сложное целое составляется из отдельных частей, аналитическое обучение стимулирует эстетический интерес. Когда учитель помогает учащимся анализировать состояние собственной души, то этим он подготавливает их к пониманию чувства других людей и этим служит целям симпатического интереса. Равным образом, показывая учащимся, что их существование обусловлено и зависит от общества, аналитическое обучение воспитывает у них общественный интерес.

Синтетическое обучение в понимании Гербарта приме­няется главным образом в старших классах. Излагая новый материал, учитель не ограничивается его описанием, а делает обобщения, синтезирует в целое то, что известно учащимся по частям, находится в их сознании обособленно друг от друга. Гербарт придавал большое значение синтетическому обучению. Только синтез может, по его словам, «воздвигнуть ту стройную систему мыслей, которую требует воспитание». Ценно, что им уделялось такое большое внимание созданию у учащихся системы знаний. Описание, анализ и синтез, по Гербарту, не представляют каких-то обособленных методов обучения, последовательно вводимых в учебный процесс и последовательно сменяющих друг друга. Процесс обучения должен обеспечивать единство этих трех способов обучения.

Гербарт объясняет происхождение знаний чисто субъективно. Οʜᴎ (знания) заключаются в нас самих и наши ощущения есть только наше состояние, всякое объяснение его - наша мысль. В своих зачатках знание, по Гербарту, состоит из ощущений, которые не отражают внешнего мира, а являются самосознанием души. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, не к материи знания, а единственно к его форме нужно обращаться, когда нужно понять его со стороны сходства с внешним миром. Нельзя думать, что ощущения отражают свойства вещей, поскольку они всœегда субъективны. Поскольку ощущения субъективны, в них нельзя искать содержания знаний. Исходя из этих положений, Гербарт строит и систему обучения. В обучении важно не то, чтобы дать знания, а развить у учащихся способность к образованию, развить формы мышления. Нужно отобрать для изучения такие предметы, которые развивают формы мышления безотносительно к содержанию.

Гербарт считал обучение главнейшим и основным средством воспитания, и в связи с этим он впервые ввел в педагогику термин воспитывающего обучения. Гербарт говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не воспитывает. При этом, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Он неправомерно подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияний социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он неправильно считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всœего лишь модификациями представлений.

Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие - общественной жизни. Гербарт различает Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит следующие: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос «что это такое?» и возбуждает стремление к наблюдению; умозрительный, который отвечает на вопрос «почему это так?» и настраивает на размышление; эстетический - обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов семьи и ближайший крут знакомых; социальный - на более широкий круг людей, на общество, свой народ и всœе человечество, к этой же группе Гербарт относит религиозный интерес, направленный на общение с богом. Признавая ценным указание Гербарта о крайне важности сделать образование разносторонним, следует вместе с тем отметить надуманность установленной им классификации интересов.

Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса, потому что он рассчитывал разрешить ее созданием у воспитанников разнообразных и подвижных групп представлений путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов вляется наилучшим материалом для детей. Он пояснял, что человечество проявляло в своей юности те же интересы и занималось теми же видами деятельности, какие свойственны детям и юношам. По этой причине учащимся следует, по его мнению, давать всœе усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику - главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастику духа».

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог. Родился недалеко от Бремена, в семье юриста. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем и поступил сразу в предпоследний класс местной гимназии, где проявил особый интерес и склонность к занятиям философией. В 1794—1797 гг. учился в Йенском университете, где, увлекшись трудами Канта, всерьез занялся философией.
В 1797—1880 гг. И.Ф. Гербарт работал в Швейцарии домашним учителем-воспитателем трех мальчиков в семье бернского аристократа фон Штейнера. Именно тогда начали формироваться его педагогические взгляды. Покидая Швейцарию в 1800 г., Гербарт посетил Бургдорф. Глубокое впечатление на него произвели личность Песталоцци и его педагогические идеи. Эти впечатления Гербарт отрази;] в работах «О новом сочинении Песталоцци "Как Гертруда учит детей"» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци» (1802).
Последующее десятилетие жизни Гербарта было связано с Геттингенским университетом, где в 1800—1801 гг. он завершил свое университетское образование, защитив докторскую диссертацию но философии, а и 1802 1809 гг. читал лекции но философии, педагогике и психологии сначала в должности приват-доцента, позже — в должности профессора. Из опубликованных в эти годы работ И.Ф. Гербарта заслуживает внимания «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806), которая представляет собой первый опыт научного построения педагогической теории.
Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя Гербарта приобрело широкую известность. В 1809 г. он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 г. возглавлял И. Кант. Его деятельность в университете на протяжении почти четверти века была необычайно разнообразной. Помимо чтения лекционных курсов но философии, педагогике и психологии, Гербарт добился открытия при университете педагогической семинарии с опытной школой, которыми он руководил, одновременно преподавая математику. В соответствии с его замыслом семинария должна была не только готовить учителей для школ, но и служить лабораторией для разработки общих вопросов педагогики.
В этот период Гербартом были написаны такие важные работы, как «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике» и др. В 1833 г. Гербарт вернулся в Геттингенский университет, в стенах которого начиналась его научно-педагогическая деятельность, и возглавил кафедру философии. Здесь прошли последние годы его жизни и были изданы «Очерки лекций по педагогике» (1835), которые приобрели широкую известность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
Гербарт соглашался с гуманистическими идеями тех педагогов XVIII - первой половины XIX в., которые считали, что воспитание должно способствовать свободному и радостному развитию человека. Однако, в отличие от них, он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности и качеств во взаимодействии с обществом, в котором человек живет. Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи своей эпохи — французских мыслителей XVIII в., немецкой классической философии, филантропистов, И.Г. Песталоцци, - - что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции - философ, психолог и педагог, он лучше чем кто-либо в то время был подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, но его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.
Цели воспитания выводились Гербартом из философии, главным образом из этики, теории нравственности, по его терминологии, «практической философии», а средства, приемы и методы реализации цели воспитания — из психологии. Вопрос о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия Гербарт рассматривал как центральный вопрос педагогики.
Гербарт дифференцировал педагогические знания по их источнику и различал педагогику как науку и педагогику как искусство, смешивая, таким образом, науку и практическую деятельность. Педагогика как наука —это строго упорядоченная система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласим с требованиями науки.
Именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем подвел итог длительному поиску педагогической мысли. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт говорил, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в направлении действительности с ее «недостатками и нуждами», Гербарт считал, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как развитие личности совершается изнутри. Этой установке были подчинены все его дидактические поиски. Связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой в теоретической разработке основ школьного воспитания и ческой разработке основ школьного воспитания и образования в конце XIX — начале XX в.
Один из центральных вопросов дидактики — вопрос о роли интереса в процессе обучения — Гербарт постарался раскрыть, исходя из его природы, а также выполняемых им дидактических функций. Он предложил классификацию интересов в их соотношении с характером познавательной деятельности и показал, что в интересе концентрируется деятельное начало, внутренняя активность, благодаря которым проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового. Воспитывающее обучение должно было, в понимании Гербарта, стимулировать стремление к наблюдению и размышлению (эмпирический и умозрительный интересы), развивать восприятие прекрасного (эстетический интерес), воспитывать симпатию к людям и общественности (симпатический и социальный интересы) и религиозное мировосприятие (религиозный интерес). Гербарт полагал, что при надлежащем взаимодействии между различными разновидностями интересов каждый из них может стать опорой для развития последующего.
В соответствии с положением о непрерывном развитии многостороннего интереса, Гербарт выдвинул идею о необходимой последовательности ступеней обучения: «ясность», «ассоциация», «система», «метод». Эти ступени должны строго следовать друг за другом.
Решая принципиально новую для педагогической теории и практики задачу — дисциилинирование воспитанника, Гербарт предлагал осуществлять ее средствами принудительного воздействия, такими как угроза, надзор, различные виды принуждения и т.п. Однако он подчеркивал, что дисциплинированна детей должно смягчаться любовью и снисходительностью к ним, работа с ними предполагает умение укрощать упрямство, не нарушая «детской беспечности». Во второй половине XIX в. односторонняя трактовка идей Гербарта об управлении детьми, их абсолютизация использовались сторонниками авторитарного воспитания, прежде всего правительственными чиновниками разных стран, в том числе и России, для обоснования системы мер дисциплинарного воздействия на учащихся.
Источник нравственности личности Гербарт усматривал в представлениях, поскольку их ассоциативное взаимодействие, ясность и сила служат главным началом психологической деятельности человека, включая мышление, волю и эмоции. Поэтому обучение и, как его следствие, умственное развитие, согласно И.Ф. Гербарту, есть главное средство формирования характера личности, ее воспитания вообще.
Гербарт разделял мысль И. Канта о нравственном воспитании как главной задаче педагогической деятельности, однако отвергал принцип категорического императива, т.е. безусловного правила поведения: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом всеобщего поведения. Он сформулировал пять исходных этических идей, которые, по его мнению, выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе. Это идеи внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.
Таким образом, Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и способов воспитания, вследствие чего педагогика была представлена как систематически развитое и строго дифференцированное единое целое. Ему принадлежат и первые попытки привести обучение в соответствие с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему сделать шаг в развитии дидактики.
Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием, оказали большое влияние на развитие мировой теории и практики воспитания.

«Педагогическая теория И.Ф.Гербарта»

Биография

Функция интереса в педагогике Гербарта

Обучение на основе многостороннего интереса

Ступени в процессе обучения

Нравственное воспитание

Религиозное воспитание

Биография

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.

В 1794-1797 учился в Йенском университете, который в те годы был центром кантианства. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, штудировал труды Шелленга. Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало формирования его педагогических взглядов получило отражение в «Отчетах г.фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу Штейгеру.

В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в двух своих работах в 1802 году «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».

С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя И.Ф.Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял И.Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность.

Из опубликованных в эти годы работ И.Ф.Гербарта заслуживают особого внимания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 году фундаментальном сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Это произведение стало первым опытом научного построения педагогической теории.

В Кенигсбергский период И.Ф.Гербартом были написаны такие важные работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике».

В 1833 году И.Ф.Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние годы его жизни и были изданы его «Очерки лекций по педагогике», которые также приобрели широкую популярность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к его сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Гербарт, как философ, сближался с Г.В.Лейбницем и Х.Вольфом, полагая, что реальная действительность состоит из простых сущностей «реалов». Лишенные конкретных качеств «реалы», находясь между собой в различных отношения, комбинациях, создают иллюзию о меняющемся мире.

Аналогичные подходы характерны и для психологических воззрений И.Ф.Гербарта. Он выдвинул концепцию о «статике и динамике» представлений как первичных элементах «реалах» души, находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте друг с другом. Стремясь удержаться в ограниченном объеме сознания в пределах «порога сознания», они пытаются вытеснить друг друга в сферу «бессознательного». Близкие, родственные представления ассоциируются. Усиливают друг друга, а противоположные ослабляют друг друга, и вытесняются за «порог сознания», забываются. Ясность новых представлений, их усвоение возможны лишь при условии их поддержки родственными представлениями прошлого опыта. Его соединение с новыми впечатлениями составляет акт апперцепции, т.е. восприятия нового с учетом предыдущего личного опыта.

По мнению Гербарта, эта внутрипсихическая динамика может быть подвергнута изучению на основе математического метода. Свои подходы к этой области исследований, значительно опережавшие возможности эмпирических психологических исследований того времени, он изложил в работе «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике». Для более точного понимания ее содержания надо иметь в виду, что в отличие от современной трактовки термина «метафизика» на языке эпохи того времени «метафизический метод» означал метод чисто теоретический или философский.

Психологические взгляды Гербарта

Всю психическую деятельность Гербарт интерпретировал как сочетание и взаимодействие представлений. Динамикой представлений объяснялись им все основные проявления психической деятельности. Например, память рассматривалась как способность к воспроизведению рядов представлений и обозначение их известными словами, фантазия как самодеятельность в смене и комбинации представлений, суждение как подведение новых представлений под существующие понятия и обозначение их известными словами и т.д. Представлениями обусловлены также чувствования, желания и воля. Противоборство различных групп представлений порождает желания, доминирующее желание, связанное с представлением о его достижении, есть воля. Так представлена жизнь души, которую Гербарт хотел охватить в механике, статике и динамике представлений. И хотя душа, психическая сфера личности, рассматривалась в его философской системе как некая самостоятельная субстанция, тем не менее, все ее содержание с запасом представлений, всеми их разновидностями и противоречиями развертывается постепенно в конкретном опыте личности.

Психологические взгляды Гербарта вели к основному педагогическому выводу: раз чувства, желания и воля представляют собой своеобразное сочетание и соотношение представлений, значит, целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, т.е. осуществляет целенаправленное воспитание.

Гербарт солидаризировался с гуманистическими идеями тех педагогов 18 века первой половины 19 столетия, которые видели в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Однако в отличие от них он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет.

Гербарт подходил к пониманию природы и общества как связного целого, подчиненного объективным законам.

Учение об антиномиях Канта и Гегеля утверждало, что антиномические построения являются результатом того, что разум переходит границы опыта. Намечая перспективы развития педагогической теории. Гербарт также выходил за границы сложившегося опыта воспитания и накопленных обществом педагогических знаний. Это привело его к новаторским подходам и решениям.

Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Первичные этические идеи по Гербарту:

идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;

идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;

идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.

Если ориентироваться на этические тезисы Гербарта - учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

При всей неоднородности перечисленных выше этических идей, все они могут быть сведены к обязанностям человека, касающимся его самого, и обязанностям по отношению к другим людям. Гербарт выделял первичные этические идеи, исходя из включенности человека в разнообразные социальные связи. Этические идеи на первом этапе, их соотношения и комбинации проявляются в поведении каждого отдельного человека, являющегося членом того или иного общества. Таким образом, когда общество взаимодействует с личностью, совокупность этических идей составляет основу всеобщей морали.

Когда Гербартом было дано этическое обоснование общей цели воспитания, было выделено 2 группы целей воспитания: возможные и необходимые.

Возможные ориентированы на перспективу, имея в виду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивали объективной, содержательной стороны, которая должна была составить предмет свободного выбора.

Гербарта в развитие педагогической психологии, П.Ф. Кап­терев подчеркивает, что «... дидактика...

  • Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся

    Реферат >> Педагогика

    Процес-сам и явлениям, педагогические теории и концепции гуманизации непрерывного педагогического образования. Социально-философскую основу... , поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми...

  • Педагогическая психология. Психология педагогического общения

    Конспект >> Педагогика

    Знаний для педагогической теории и практики. Ветви педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии. Основные... развитие - совершенствование - общих познавательных процессов (И. Гербарт ); приобретение знаний, умений и навыков в...

  • Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенингсбергским университетами.

    Педагогическая теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произведениях:

    ✓ "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);

    ✓ "Учебник психологии" (1816);

    ✓ "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831);

    ✓ "Очерк лекций по педагогике" (1835).

    Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

    Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т. е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.

    По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.

    Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.

    Учение Гербарта об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии.

    Учение о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др.

    Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также управление - подавление "дикой резвости" ребенка.

    Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов:

    эмпирический - к окружающему миру;

    спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;

    эстетический - к прекрасному;

    симпатический - к "близким";

    социальный - ко всем людям;

    религиозный.

    По учению Гербарта, существует четыре ступени обучения:

    на первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности;

    на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы;

    третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов;

    на четвертой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике.

    В этих положениях Гербартом отражены существенные стороны учебного процесса.

    Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику:

    идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

    идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая

    "внутреннюю гармонию";

    идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

    идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

    К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку.

    Основными средствами управления , по Гербарту, являются: надзор,

    приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, умение занять ребенка.

    Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводит авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.