» » Как должен работать вакуумный усилитель тормозов. Как заменить вакуумный усилитель тормозов своими силами

Как должен работать вакуумный усилитель тормозов. Как заменить вакуумный усилитель тормозов своими силами

Современная продукция сегодняшнего автопрома является высокотехнологичной и скоростной. Отдельно стоит упомянуть мощность автомобилей, которые после своего разгона не так просто остановить. Поэтому все они оснащаются современной тормозной системой, а для упрощения управления ею водителем, основная часть транспортных средств имеет такой узел, как вакуумный усилитель тормозов.

Это важнейший элемент для автомобиля, который предназначен не только для повышения комфорта при управлении ТС, но и делает работу самой тормозной системы более эффективной, позволяя легким нажатием на педаль тормоза развить ей полную мощность, необходимую для эффективной остановки даже самого мощного ТС. Одной физической силой водителя сделать это непросто, и уже после нескольких километров пути водитель ТС без ВУТ ощущал бы сильную усталость, которая непременно стала бы помехой безаварийному управлению машиной.

Как устроен усилитель тормозов

Устройство вакуумного усилителя тормозов не отличается сложностью, что при необходимости допускает проведение ремонтных работ самостоятельно. В корпусе этого узла расположены его составные части:

  • диафрагма;
  • пружина возврата;
  • толкатель;
  • следящий клапан;
  • шток.

В моторном отсеке он невиден, поскольку находится в одном корпусе с тормозным цилиндром. Диафрагма разграничивает корпус этого узла на две равные половинки. Обе половины герметичны, и та, что повернута к тормозному цилиндру - безвоздушная, т. е. вакуумная. Вторая имеет сообщение с окружающей средой, и носит соответствующее название - атмосферная. На вакуумной камере имеется особый клапан, благодаря которому она сопрягается с источником разряжения. В его роли выступает область, находящаяся в коллекторе впуска.


В ряде автомобилей может дополнительно устанавливаться вакуумный электромотор, который обеспечит гарантированную работу устройства при разных условиях функционирования двигателя. Он же в обязательном порядке устанавливается на все дизельные силовые агрегаты. Атмосферная камера включает в себя следящий клапан, и с его помощью может сообщаться либо с атмосферой, либо с вакуумной камерой. Возвратная пружина обеспечивает возвращение диафрагмы в изначальное расположение по завершении торможения. Если авто предусматривает наличие экстренной системы торможения, на шток устанавливается особый привод.

Как работает этот узел

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов заключается в создании и поддержании разного давления между вакуумной и атмосферной частью этого агрегата. В стандартном положении педали тормоза давление в камерах идентичное, но при ее нажатии вступает в дело следящий клапан - он блокирует сообщение между обеими частями агрегата, и разрежение в вакуумной камере возрастает, а в соседней падает.

Несмотря на противодействие пружины, диафрагма подается вперед, принуждая двигаться и шток главного тормозного цилиндра. Работа вакуумного усилителя тормозов гарантирует значительное усилие, передающееся на шток главного цилиндра. При этом оно всегда соответствует той силе, с какой нажата педаль, то есть если педаль нажата лишь слегка, устройство не разовьет полную мощность, давая тормозной системе высокую мощность.


С какими проблемами можно столкнуться при эксплуатации

Как и любой другой узел в автомобиле, вакуумный усилитель требует к себе периодического внимания со стороны автолюбителя. Периодически следует выполнять проверку усилителя, позволяющую своевременно обнаружить неисправность и принять меры к ее устранению. Проверка начинается при выключенном моторе. Несколько раз подряд следует нажать на тормоз, после чего зафиксировать ее в нажатом положении на некоторое время. В дальнейшем педаль отпускается, а двигатель заводится. Более подробно о проверке на видео:

В том случае, если при нажатии педали особых усилий со стороны водителя не потребуется, все в порядке. Затруднение данного действия говорят о неисправности вакуумного усилителя тормозов. К числу самых распространенных можно отнести следующее:

  • нарушение целостности самой диафрагмы;
  • проблемы со шлангами, ведущими к этому узлу;
  • выход из строя пружины, возвращающей диафрагму в исходное положение.

Ремонт более целесообразно проводить в технических центрах, где у специалистов под рукой комплекс профессионального оборудования. В ином случае лучше снять его и заменить на новый узел.


Самостоятельное тестирование усилителя

В том случае, когда вакуумный агрегат неисправен, водителю необходимо прилагать для нормального торможения слишком много усилий, что быстро его утомляет. Поэтому важно своевременно обращать внимание на грядущую поломку. Признаки неисправности устройства могут быть достаточно разнообразными.



Демонтаж вакуумного усилителя

Процедура демонтажа и установки нового агрегата не так затруднительна, поэтому при наличии свободного времени и желания вполне может выполняться самостоятельно - это позволит сэкономить приличную сумму. Все работы проводятся на остывшем двигателе.



Чтобы не доводить до необходимости замены этого важного узла в автомобиле, рекомендуется периодически проверять состояние всех соединительных шлангов и проводить элементарную самостоятельную диагностику тормозной системы.

Дополнительную безопасность при движении автомобиля, помимо качества дорожного покрытия, создает исправно работающая тормозная система. А для таких габаритных машин, как ВАЗ, ее работу стоит контролировать особенно тщательно. Чем короче у автомобиля тормозной путь, тем безопаснее будет движение. Сократить его, сделать лучше сцепление с дорожным покрытием, позволяет вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2110.

Он представляет собой устройство, обеспечивающее нормальный процесс торможения автомашины посредством создания добавочного усилия на тормозную педаль путем разряжения. Этот механизм способствует слаженному функционированию системы торможения, одновременно облегчая управление ею. При этом уменьшается износ машины и усталость водителя.

Выявление неисправности вакуумного усилителя

Устройства от разных производителей могут различаться по характеристикам и качеству, также может варьироваться и цена вакуумного усилителя ВАЗ 2110. Поскольку функционирование его механизма отражается на работе других деталей и узлов, и прежде всего двигателя автомобиля, стоит не экономить и внимательно следить за его исправностью.

Если из-под капота раздается шипение, в салоне ощущается горелый запах масла, а тормоз срабатывает, как у заглушенной машины, лишь после многократных качков ногой тормозной педали, то стоит немедленно обратиться в автосервис для проведения диагностики и в случае необходимости замены этого устройства.

Протестировать вакуумный усилитель тормозов "десятки" на предмет исправности работы можно и самостоятельно. Для этого нужно при выключенном двигателе многократно нажать на тормозную педаль. Этим способом проверяется равномерность давления в полостях. Все нормально тогда, когда корпус клапана не заедает.

Далее при удерживании ноги на тормозной педали запускается двигатель. В случае, если педаль при этом подается вперед одновременно с ногой, то усилитель работоспособен. В противном случае необходимо удостовериться, что неисправность заключается именно в нем, а не в проблеме с фланцем наконечника или его креплением.

Еще неслаженное функционирование педали возможно из-за неисправного присоединения штуцера на выпускной трубе двигателя к шлангу. Это все также оказывает вредной воздействие на работоспособность тормозной системы и ее эффективность.

Устранение выявленных неполадок

Когда выявленные признаки указывают на неисправность вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2110, можно попробовать оказать первую помощь своему автомобилю самостоятельно. В нормальном состоянии система торможения должна удерживать его на месте при наклоне в 25º к горизонтальной поверхности. Если же она плохо справляется, стоит, ослабив контргайку, натянуть трос.

Затем требуется проверить полный рычажный ход, необходимо, чтобы он составлял примерно 2-4 зубца. Затянув туго контргайку, стоит выполнить ряд страховочных торможений с одновременным контролем хода рычага. Причем вращение колес при опущенном до конца рычаге должно быть свободным, без усилия. Если такая проверка выявила неспособность усилителя справиться с торможением, это указывает на необходимость его замены.

Многие автосервисы предоставляют такую актуальную на сегодня услугу, как тюнинг тормозной системы ВАЗ 2110, цена агрегата в случае замены все-таки выше, чем его усовершенствование. Оно затрагивает еще и задние диски тормозов, помимо усилителя, модернизацией которого служит установка специальной шайбы. Эта, казалось бы, малозначительная деталь способна существенно влиять на работу усилителя и процесс торможения в целом.

При нажиме водителем на тормозную педаль шток, проходящий через шайбу, начинает оказывать давление на главный цилиндр тормоза. Из-за этого работа пропускных клапанов начинается чуть позже. Таким образом, установка шайбы делает торможение более плавным, педаль мягче, а ее реакция в случае резкой остановки при этом не меняется.

Но если уже появилось шипение, двигатель глохнет от нажатия тормозной педали или она сделалась очень тугой, необходимо заменить механизм. В противном случае вождение такого автомобиля становится небезопасным для себя и окружающих. При подготовке к замене этого узла требуется разборка задней части моторного отсека, удаление эластичного уплотнения, обивки и жабо.


Процесс начинают с отсоединения проводки колодки от датчика, показывающего уровень тормозной жидкости. Поддерживая обратный клапан, отсоединяют от усилителя шланг. Далее отворачивают обе крепежные гайки главного цилиндра системы торможения. Его плавно отворачивают от усилителя на требующееся для извлечения последнего расстояние, причем осуществляют это, не удаляя тормозных трубок.

Под находящейся в салоне автомашины панелью приборов следует открутить все четыре крепежные гайки кронштейна тормозной педали, что довольно затруднительно из-за их неудобного расположения. Затем снимаются в подкапотном отсеке провода, кронштейн и сам усилитель одновременно с узлом педали тормоза.

Отсоединив две крепежный гайки, отверткой удаляют стопорную пластину пальца крепления и, вытолкнув его, отделяют толкатель усилителя от педали. Открутив от узла педали испорченный усилитель, на его место помещают новый. Причем необходимо проследить за верностью его расположения: педаль должна быть внизу, а шланговый штуцер – вверху. После этого производят все выполненные ранее операции в последовательности, противоположной снятию.

Не лишнем будет узнать, как проверить вакуумный усилитель тормозов. Тормозная система автомобиля, пожалуй, основная система, обеспечивающая безопасность для водителя, пассажиров и других участников движения. Она должна работать как часы, без сбоев и накладок. Тормоза автомобиля нуждаются в регулярном тестировании.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Основной причиной, по которой вакуумный усилитель считается неисправным – создание недостаточного уровня вакуума в специальной камере . Даже незначительное отклонения от нормы уровня вакуума может привести к нестабильной работе всей тормозной системы.

В чем причина?


Основная причина того, что вакуумный усилитель тормозов перестал стабильно работать, кроется в том, что происходит полное или частичное нарушение специальной диафрагмы . Ее поверхность либо трескается, либо лопается, но в любом случае теряется способность нагнетать вакуум. Кроме того, сам механизм имеет в своем распоряжении впускной клапан, который также иногда дает сбои и становится причиной выходи из строя усилителя.

Но начнем по порядку. Чтобы убедиться в нестабильной работе этой детали, необходимо пройти определенные тесты.



Проверяем усилитель


Первый способ, доступный из подручных любому водителю, заключается в том, что необходимо завести двигатель, дать ему поработать на холостых оборотах примерно минут 5 . После чего заглушить.

Выжать ее нужно до упора. В этот момент в системе усилителя, создается вакуум, который тянет на себя диафрагму, происходит движение поршня в тормозном цилиндре.

Если система усилителя неисправна, то в момент второго нажатия вакуум уже не может создаться, при этом водитель отметит нехарактерно маленький ход педали тормоза . Как вы понимаете, суть метода заключается, чтобы отметить изменение хода педали тормоза между первым и последующими нажатиями. Если ее нет, то усилитель в порядке, если имеется даже незначительное отклонение – вакуумная система требует починки.

Если первый способ особо ни к чему не привел, то нелишним будет провести второй тест. При заглушенном двигателе необходимо нажать на педаль тормоза несколько раз, не менее 5-7. У вас возникли подозрения?



Отжимаем педаль тормоза до упора и заводим двигатель. Если вакуумный усилитель работает исправно, то с помощью двигателя начнет образовываться разряженный воздух, происходит плавное проваливание педали (мембрана воздействует на шток, который притягивает толкатель, а далее срабатывает педаль тормоза).

Суть способа заключается в том, что если усилитель хоть как-то неисправен, то данное взаимодействие механизмов не происходит.

Для убедительности, проведите еще один испытательный замер . Заведите двигатель, нажмите до упора педаль и держа ее в таком положении поверните ключ зажигания, чтобы заглушить двигатель. Педаль должна оставаться в таком положении в течении секунд 30 . Если механизм усилителя неисправен, то давление внутри рабочей камеры будет расти и в итоге вырастет воздействие на педаль – она начнет подниматься.

Если признаки поломки отсутствуют, то тормозная система функционирует нормально. Как проверить вакуумный усилитель тормозов, надеемся теперь у вас не возникнет подобного вопроса.

На всех современных автомобиля давно установлена многоконтурная система тормозов, а вакуумный усилитель тормозов выполняет главенствующую роль в обеспечении эффективного торможения. Вакуумный усилитель выполняет дополнительную функцию по созданию вакуума в камере и более эффективному торможению.

Сама деталь состоит из нескольких частей, одна из которых напрямую соединена с педалью тормоза и служит для передачи импульса к нагнетанию вакуума и движению тормозных поршней, другая часть связана непосредственно с тормозами, которые напрямую влияют на качественное торможение вне зависимости от типа покрытия и погодных условий.

Неисправность вакуумного усилителя тормозов повлечет за собой несколько негативных факторов, которые напрямую могут повлиять на управляемость машины и безопасность вождения.

К таким факторам относятся:

  • Уменьшение управляемости автомобиля при неисправном усилителе . Когда во время движения при неисправном усилителе водитель нажимает на педаль тормоза в систему не подается достаточное количество воздуха, автомобиль не может эффективно тормозить и теряет часть управления, что влечет опасность для вождения. Контуры тормозной системы не могут эффективно работать и тормозить (особенно на мокром или снежном покрытии);
  • Ухудшение тормозного пути при обычном или экстренном торможении . При неисправном усилителе автомобиль теряет львиную долю своего потенциала относительно тормозного пути. По независимым замерам ухудшение тормозного пути в зависимости от модели и наличия дополнительных систем может составить порядка 50-70% по отношению к исправной. Именно поэтому так важно вовремя продиагностировать систему на предмет неполадок усилителя тормозов.

На видео- неисправности вакуумного усилителя тормозов:

К основным признакам неисправности относятся:

  • Ухудшение управляемости машины при небольшом торможении . Такой признак может быть вызван не только неисправностью вакуумного усилителя, но одной из явных причин, быть может, именно его неисправность. При проявлении заметного ухудшения управляемости автовладельцу стоит проверить систему на исправность (так как неисправность может быть вызвана опосредованным сбоем в системе торможения, а также сбоем системы со стороны, прилегающей к ней). При диагностировании неисправности со стороны усилителя тормозов, необходимо произвести оперативную замену вышедшего из строя узла на новый;
  • При отсутствии реакции на нажатие педали тормоза . Если во время движения или стояния на месте педаль тормоза не продавливается при нажатии или продавливается, но с большим трудом на лицо явная неисправность вакуумного усилителя. Неисправность заключается в невозможности нагнетания вакуума и давления в камере. При такой неисправности двигаться на автомобиле просто на просто опасно, так как эффективность работы значительно снижено.

На видео- как определить неисправность вакуумного усилителя тормозов:

Проверить данный признак на эффективность можно собственноручно.

  1. Необходимо выключить двигатель и попытаться несколько раз нажать на педаль тормоза (для того чтобы прокачать всю «трассу»).
  2. Затем нужно еще раз запустить двигатель и попытаться опять несколько раз нажать на педаль.
  3. Если реакция осталась прежней, неисправность явно с усилителем тормозов. В таком случае неисправную деталь в срочном порядке необходимо заменить на новую.

Строение тормозной системы большинства автомобилей линейки отечественного завода ВАЗ абсолютно идентично. На протяжении многих лет конструкция тормозной системы не подлежала изменению, это же касается и автомобилей ГАЗ.

Отличием заключаются лишь в конструкции самого усилителя тормозов. Отличается размер (у моделей линейки ГАЗ Газель он соответственно больше, так как масса и габариты автомобиля больше и ему требуется более мощная система).

На видео- признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов ваз 2110:

Также различается механизм ввиду отличий переднего привода от заднего (соответственно ВАЗ с индексом 2110 и 2114 переднеприводные модели, 2107 заднеприводные). Однако несмотря на все различия в конструкции и размере устройств признаки и работа системы на данных автомобилях практически идентичны. Признаки неисправности универсальны для этих моделей.

Каждый опытный водитель прекрасно понимает, что от надежной работоспособности тормозной системы зависит очень многое. Особое внимание следует уделять вакуумному усилителю (ВУТ), поскольку он испытывает значительные нагрузки в ходе своей эксплуатации. Именно поэтому хозяину следует постоянно следить за состоянием данного узла автомобиля, что позволит во многом предотвратить серьезные неисправности вакуумного усилителя тормозов .

Назначение ВУТ

Современная конструкция тормозной системы включает в себя специальное устройство, которое позволяет в значительной степени облегчить воздействие водителя на педаль тормоза. Таким агрегатом является вакуумный усилитель, который призван также повысить эффективность замедления авто, сведя тормозной путь к минимуму. Важно также учесть, что без такого механизма остановить практически любой автомобиль было бы невозможно, поскольку силы водителя просто не хватило бы на то, чтобы передать прямое усилие тормозным колодкам. Именно поэтому уже в течение многих десятилетий на всех автомобилях вне зависимости от их назначения и типа используется ВУТ.

Конструкционные особенности ВУТ

Чтобы понимать причины неисправности вакуумного усилителя тормозов следует, прежде всего, хотя бы в общих чертах представлять себе его устройство. С конструктивной точки зрения данный агрегат имеет не слишком сложную систему и составляет единый блок, состоящий из 2-х главных элементов – атмосферной камеры (расположенной со стороны водителя) и вакуумной части (расположенной со стороны двигателя). Вакуумная камера соединена со специальным впускным коллектором, который является источником разряжения и взаимодействует с основной камерой через специальный клапан. Для обеспечения более надежной работы ВУТ в дизельных авто используется электронасос, поэтому вакуумный усилитель очень зависим от работы двигателя.

Принцип работы ВУТ

При нажатии на педаль тормоза атмосферная камера соединяется с вакуумной посредством толкателя, который перемещает клапан слежения. После этого диафрагма соединяется со специальным штоком, вследствие чего происходит нагнетание поршнем тормозной жидкости, которая перемещается к рабочим цилиндрам. Если вакуумный усилитель тормозов шипит , это свидетельствует о разгерметизации системы, вследствие чего эффективность механизма будет снижена. В рабочем состоянии при ослаблении педали тормоза диафрагма из-за воздействия обратной пружины возвращается в исходное положение и давление на жидкость ослабевает, тормозные колодки разжимаются.

Основные неисправности ВУТ и их особенности

Согласно статистическим исследованиям ВУТ испытывает достаточно больший перегрузки, из-за которых система может с течением времени изнашиваться и требовать ремонта. Именно поэтому так важно знать основные неисправности вакуумного усилителя тормозов, поскольку это позволит предотвратить возникновение аварийных ситуации, а также способствовать повышению безопасности движения на дороге. Итак, чаще всего у автомобиля возникают следующие неполадки вакуумного усилителя:

1. Разрыв диафрагмы

В таком случае неисправность возникает внутри самого усилителя, вследствие чего устройство будет травить воздух. В результате этого будет слышен характерный свист при надавливании на педаль. Такими же признаками могут свидетельствовать и о том, что сильно изношены резины клапанов, что требует незамедлительного ремонта, поскольку эффективность торможения будет снижена.

Образование в ВУТе дополнительного зазора

Иногда вследствие разбалтывания механизма крепления мембрана немного уходит вперед, помогая таким образом давить на педаль. Вследствие этого возникает лишний зазор, который может издавать при резком торможении стук . Для решения данной проблемы необходимо отрегулировать шток, выдвинув его немного вперед. Сделать это можно как самостоятельно, так и на станции технического обслуживания.

Разгерметизация ВУТ

К сожалению нередки случаи, когда вследствие частичного или полного обрыва шланга, соединяющего усилитель с коллектором двигателя, возникает разгерметизация вакуумной камеры. Главными признаками такой неисправности является то, что шипит вакуумный усилитель тормозов, который также сопровождается неровной работой двигателя. Дело в том, что такая разгерметизация нередко сопровождается подсасыванием воздуха во впускной коллектор, вследствие чего топливно-воздушная смесь обедняется, вызывая перебои в работе мотора.

Варианты выполнения ремонта

Важно понимать, что тормозная система хотя и не является очень сложной в сравнении с другими устройствами двигателя, однако требует к себе очень внимательно отношения. Обычно признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов может почувствовать каждый водитель, поскольку вне зависимости от поломки это сразу же сказывается на ходе педали тормоза, эффективности торможения, появлении посторонних шипящих или свистящих звуков. В то же время ремонтировать данный узел следует со знанием дела, поэтому если человек не уверен в своих знаниях и навыках ремонта, лучше отдать предпочтение специализированному сервисному центру.

Преимущества обращения на специализированную станцию технического обслуживания:

  • Гарантия профессиональной диагностики неисправности
  • Высокая эффективность проведения любого ремонта
  • Сжатые сроки выполнения работы
  • Надежность и положительный результат
  • Предоставление гарантии на выполненную работу

Как можно заметить, отдавая свой автомобиль профессиональным мастерам, водитель получат полную уверенность в надежности и безопасности. Так что если появился скрежет при резком торможении, шипящие или свистящие звуки, слишком сильный свободный ход педали тормоза, снизилась эффективность системы в целом, то следует немедленно приступать к ремонту данного узла. А поскольку вакуумный усилитель тормозов выполняет очень значительную роль, то откладывать решение данной неисправности не рекомендуется.