» » Формы работы по фгос. Тип урока по фгос

Формы работы по фгос. Тип урока по фгос

Современный этап развития нашего государства предъявляет не только новые требования к росту экономики, военной отрасли, сельского хозяйства, не обходят стороной реформы и российское образование.

Если вспомнить советскую школу, то главной задачей педагогов было вложить в головы школьников определенное количество знаний, которые им могли бы пригодиться во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях ФГОС должен стать развивающим, и деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ребят учиться и добывать знания самостоятельно. Развивать такие качества и черты характера у школьников, которые помогут им стать успешными людьми в жизни.

На учителя сейчас возлагается большая работа по формированию современной личности школьника. В статье попробуем разобраться, какие требования к уроку предъявляются в условиях новых образовательных стандартов.

Урок - форма обучения

В современной школе основной является урок. На каждый отводится определенное количество времени, которое регламентируется школьным уставом. Педагог во время занятий должен руководить различными видами деятельности обучающихся, контролировать, направлять в нужное русло, создавать благоприятные условия для овладения новыми знаниями.

Для достижения этой цели по ФГОС может быть разным, так же как и методы и средства, используемые на нем. Современный урок должен соответствовать некоторым требованиям. Рассмотрим их более подробно.

Какова должна быть структура урока

Готовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, которая соответствует следующим положениям:

  1. Перед составлением развернутого плана урока учитель должен тщательно и правильно определить все дидактические задачи, воспитательные, а также поставить те цели, которых он хочет достичь вместе со своими учениками.
  2. Важно определиться с типом занятий, так как от этого будет зависеть и их структура. Отдельные этапы урока должны между собой быть взаимосвязаны, один вытекает из другого.
  3. Необходимо связать информацию, которая будет подаваться на уроке, с той, которую ребята уже получили ранее или только освоят в будущем.
  4. Для большей эффективности усвоения нового материала необходимо тщательно подобрать методы и средства обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей ребят.
  5. Для контроля усвоения надо продумать, как будут проверяться знания. Очень важно при этом охватить как можно большее количество учеников.
  6. Без правильного этапа закрепления полученных на уроке знаний можно забыть об их прочности.
  7. Домашнее задание должно быть продумано с учетом возможностей и способностей учеников.

Только предварительно тщательно подготовленный урок может стать настоящим кладезем информации и полезных знаний для современных школьников.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока

Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:

  • Здоровье каждого школьника на уроке превыше всего.
  • Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме.
  • Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный Сухое объяснение не даст никакого результата. Особенно актуально это, если будет проводиться урок биологии по ФГОС.

  • Изучая одну тему, желательно использовать различные типы занятий.
  • На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания.
  • В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации.
  • На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей - это очень пригодится во взрослой жизни.
  • Для воспитания любви к своему краю, природе нашей родины прекрасно подходит естествоведческий урок по ФГОС: окружающий мир, например, в начальной школе, а в старших классах - биология.

Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация.

Классификация уроков по ФГОС

В современном образовательном процессе по новым стандартам образования можно выделить несколько типов занятий:

  1. Урок овладения новыми знаниями.
  2. Занятие, на котором стараются найти комплексное применение полученным знаниям и умениям.
  3. Урок повторения и обобщения.
  4. Систематизация знаний и умений.
  5. Контрольное занятие.
  6. Урок анализа и корректировки процесса усвоения.
  7. Комбинированное занятие.

Если спросить любого педагога, то все эти типы уроков ему прекрасно знакомы. Но в образовательном процессе чаще всего проводятся комбинированные занятия, независимо от того, это урок русского языка по ФГОС или какой-то другой.

Каждая разновидность урока имеет свою определенную структуру, под которой подразумевается совокупность различных этапов, взаимосвязанных между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Получение новых знаний

Структура типов уроков по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:

  1. он в обязательном порядке имеется на каждом занятии. Педагог проверяет готовность класса к уроку.
  2. На втором этапе осуществляется постановка целей, основных задач и мотивирование обучающихся к активной работе на уроке.
  3. Актуализация уже имеющихся знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний, когда учитель проверяет, насколько дети полно и точно понимают то, что он им старается объяснить.
  5. Промежуточная проверка того, насколько понятен материал учащимся.
  6. Первый этап закрепления материала.
  7. Задание на дом и подробный инструктаж по его выполнению, например, что необходимо заучить, что подлежит изучению в ознакомительном плане, какие задания необходимо выполнить письменно и так далее. Здесь же обращается внимание на индивидуальное задание с учетом возможностей учеников.
  8. Подведение итогов урока или рефлексия.

Этих этапов предлагают придерживаться, когда занятие проводится в соответствии с новыми стандартами образования.

Структура комбинированного урока

Этот тип урока по ФГОС имеет следующие этапы:

  1. Организационный момент, который не должен занимать более 1-2 минут.
  2. Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу.
  3. Актуализация знаний, то есть проверка домашнего задания.
  4. Первичное усвоение нового материала, также этот этап можно назвать объяснением, главная роль здесь принадлежит учителю, особенно если это урок математики, например, в начальных классах.
  5. Проверка понимания нового материала.
  6. Закрепление. На этом этапе решаются задания различной сложности, выполняются опыты и эксперименты, если того требует материал.
  7. Контроль проводится с целью выявления, насколько учащиеся хорошо поняли материал.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия или подведение итогов. На этом этапе не столько выясняется усвоение материала, сколько настроение ребят на уроке, доступен или недоступен материал, интересный или нет, их ощущения от занятия вообще.

Виды уроков

Независимо от того, к какому типу относятся занятия, они могут проводиться в различной форме. В современной школе, когда учащиеся сейчас подкованы с точки зрения использования всех гаджетов, а также для наиболее эффективного усвоения материала очень важно преподносить информацию в различной форме. В зависимости от этого выделяют не только тип урока по ФГОС, но еще и его вид:

  • Урок-беседа.
  • Проблемный урок, особенно полезно и эффективно их устраивать в старших классах. Когда ребята уже не боятся высказывать мнение.
  • Урок-экскурсия. Например, урок английского по ФГОС легко можно провести в форме экскурсии по другой стране.
  • Лекция практикуется в старших классах, когда учитель начитывает определенную информацию, а потом уже идет закрепление, отработка навыков и умений.
  • Киноурок. Учитывая степень развития современной техники и применения ИКТ в школах можно сказать, что при наличии интернета можно прямо на уроке посмотреть ролик по теме или демонстрацию опыта, прослушать интересную информацию.
  • Занятие-сказка чаще всего практикуется в начальных классах, например, урок чтения прекрасно для этого подходит.

  • Занятие-конференция также больше подходит для старшеклассников, но, учитывая контингент класса, можно проводить и в среднем звене.
  • Ролевая игра.
  • Урок математики можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?».
  • На уроках естественного цикла практикуются лабораторные работы. Когда ребята что-то делают своими руками, проделывают опыты, то информация гораздо лучше запоминается.
  • С целью проверки знаний можно провести зачетный урок, семинар, круглый стол, викторину.

У каждого учителя в своем арсенале имеется много различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, надо отметить, что не каждый урок можно провести, используя всю палитру форм занятий. Чаще всего педагоги приберегают их, чтобы дать открытый урок. Все-таки надо помнить, что учеба - это не развлечение, а серьезная работа.

Критерии эффективности современного урока

Современное общество предъявляет большие требования к образованию, так как от полученных в школе знаний будет зависеть дальнейшая жизнь выпускников, их умение приспосабливаться к жизни в наше нелегкое время, найти свое место под солнцем.

Не важен тип урока по ФГОС, но имеются некоторые признаки, показывающие, насколько урок будет эффективным:

  1. Обучение на уроке должно строиться через открытие учениками новых знаний, то есть педагог не подает готовую информацию, а организует совместную работу таким образом, чтобы ученики сами находили правильные ответы и приходили к истине. Знания, полученные самостоятельным трудом, гораздо крепче откладываются в голове.
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной задачи.
  3. Наличие на уроке обсуждений, решение спорных вопросов, диалога. Процесс должен быть живым.
  4. Школьник должен уметь самостоятельно проектировать свою предстоящую деятельность на уроке.
  5. Демократичность.
  6. Открытость, то есть педагог всегда должен аргументировать свои отметки.
  7. Профессиональный учитель всегда сумеет смоделировать затруднения и организовать поиск путей их решения.
  8. Важно для школьников создание ситуации успеха, особенно для слабо мотивированных.
  9. Основным видом деятельности на уроке должна стать самостоятельная работа над поиском ответов на поставленные вопросы.
  10. Нельзя опускать вопрос соблюдения гигиенических условий труда.
  11. Урок будет эффективным только тогда, когда созданы все необходимые условия для успешного формирования навыков общения между учащимися и для активизации их внимания.
  12. Важен дифференцированный подход к слабоуспевающим ребятам и более сильным.

Когда проводится открытый урок, педагоги всегда обращают внимание на то, как учитель во время урока организует работу с разными категориями учащихся.

Отличие урока по ФГОС от традиционных занятий

Проведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:

  1. Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с ребятами для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
  2. Для усвоения материала важна мотивация, так обычно учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
  3. Для достижения целей и учебных задач на традиционном занятии педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
  4. Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
  5. На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата, на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
  6. Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих воспитанников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самим ученикам.

Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:

  1. При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели, которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться подведением кратких итогов.
  2. Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
  3. Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных умений и навыков.
  4. Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально возможное число каналов получения информации. Если ребенок не понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется трудно.
  5. Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
  6. Современный учитель не должен быть единоправным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве консультантов, помощников, экспертов.
  7. Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать заранее.
  8. Эффективно использовать на занятиях различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
  9. Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные домашние задания с учетом возможностей школьников.
  10. Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом команды, а не ее командиром.
  11. На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы, разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.

Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.

Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти. Конечно, без участия родителей это невозможно, но это уже тема совсем другого разговора.

Дата публикации: 29.08.17

Инновационные формы работы с родителями

по экологическому воспитанию дошкольников в соответстви с требованиями ФГОС ДО

2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь, в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесии. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания, практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.)

Основные задачи педагога:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания,
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное, доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.

Во время работы с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (собрания, консультации, беседы) , так и нетрадиционные формы работы (деловые игры, круглый стол и т. д).
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. При выборе форм общения с родителями надо помнить: что надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на экологическую тему сначала надо провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей.
Консультации на экологическую тематику , можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
Для формирования экологической культуры, нужно дать детям элементарные научные знания о природе. Поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания. Родителям можно предложить такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе .

Например:
Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору.

Для приобретения опыта поведения в природной среде применяется такая форма работы как создание экологических ситуаций , решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.
Например, дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в экологических акциях .
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают формы организации общения - досуги .
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты .
Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы , в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например, на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы).

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Актуальность В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Имея большой опыт работы с детьми (30 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок - уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям:.

Информационно - аналитическое,

Познавательное,

Наглядно - информационное,

Досуговое направление.

С этой целью использую разнообразные инновационные формы работы.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба, либо в виде кон сультаций. В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей (индивидуальных и групповых, таких как «Понимаем ли мы друг друга? », «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно? ». Далее у нас был круглый стол «Знать, понимать и уважать личность».

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями - что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?»

Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по речевому развитию. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось

некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревал.

Через некоторое время мы устроили «День открытых дверей» и пригласили родителей. Я тщательно продумала режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, совместно с детьми приготовили пригласительные билеты.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми, попробовать самим провести мастер класс, рассказать о своей профессии, показать свои умения при изготовлении поделок.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица», «Помоги птицам», «Наши любимые», «Мой папа самый лучший», «Зимние забавы». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее. Так, руками мам и пап была отреставрирована мягкая модульная мебель, изготовлена мебель для опытно-экспериментального центра и уголка ряженья и театрализации, изготовлены костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, ортопедические дорожки, пополнены запасы для опытно-экспериментальной деятельности. Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание рассады цветов). На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Совместно с родителями организовали мини - музей «Моя семья».Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. В музее хранятся совместные поделки детей и родителей, рисунки, оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи», альбомы «Моя семья», разные газеты, оформленные к праздникам.

Одной из результативных форм являются - Выставки совместного творчества.

Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвовали в выставках семейного творчества:

« У солнышка в гостях»,« Новогодняя игрушка от нашей семьи» « Весенний букет.» (поделки из бросового материала), в выставках рисунков:«Любимый вид спорта»,«Открытка Ветерану», «День победы».

А также участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах. Не первый год родители принимают участие в районном спортивном конкурсе «Самая здоровая семья».

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Практикую награждение участников выставок.

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно - информационный материал: ширмы, стенды.« Скоро в школу» ,« Реализация ФГОС в ДОУ»,« Всё о здоровье детей», « Времена года».

Из папки - передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей».

Регулярная организация фотовыставок:.«Здоровье в порядке- спасибо зарядке», «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Организую акции: «Просто так», «Подари книгу детям» . У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми. Попробовать самим провести мероприятия «Все профессии нужны, все профессии важны».

Родители организовали интересные экскурсии на свои рабочие места для ознакомления со своими профессиями. Провели экскурсию в магазин, познакомили детей с профессией продавца. В Доме Культуры -знакомились с интересной работой актеров.

Очень увлекательно проходят встречи с интересными людьми- «Мастер своего дела».

Ребята узнали много интересного о работе полицейского (Куимов А.Е. -участковый полиции) из рассказа папы Вани Куимова.

Мама Тани Андреевой (Андреева О.В.- медсестра РЦБ) научила детей, как лечить больных, как вести здоровый образ жизни.

Ветеран труда Домрачева В.В.- интересно рассказала о своих детских годах, о школьной жизни, о своей профессии- повар.

Традиционно в нашей группе проводятся «Дни общения», дни рождения детей с хороводом, караваем, я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми слушаем рассказы,семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Мы пришли к выводу, что наиболее действенной формой будет семейный клуб, который получил название «Дружная семейка».

Поэтому у себя в детском саду мы тоже открыли клуб семейного общения. Его миссия - оказание всесторонней помощи и поддержки семье, а основной принцип работы - создание микроклимата, в основе которого - уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; распределение ролей взрослых, изготовление пригласительных билетов; подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); изготовление атрибутов, пособий.

Провели в группе праздники: «Осень в гости приглашает» , «Мамочка любимая»,«8 Марта - праздник мам» ,«В гости к ёлке», «Мой папа самый лучший», «В гостях в деревне Хохотушкино»,- развлечение, «День Победы», « До свиданья детский сад».

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС позволило нам обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые умения.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Документы для скачивания:

Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями. Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж. Родари и др.) Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др. Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.) Игры с элементами спорта: городки, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д. Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Проектная деятельность.