» » Эл схема заднего освещения ваз 2105. Схема включения наружного освещения

Эл схема заднего освещения ваз 2105. Схема включения наружного освещения

ВАЗ 2104 с задним приводом и кузовом «универсал» выпускался с 1982 по 2012 год. Модель постоянно совершенствовалась: менялось электрооборудование, появилась система впрыска топлива, пятиступенчатая КПП и полуспортивные передние сиденья. Модификация ВАЗ 21043 была дополнена системой очистки и подогрева окна задней двери. Система электроснабжения отдельных узлов автомобиля довольно проста.

Совокупные схемы электроснабжения ВАЗ 2104

Все потребляющие электричество системы ВАЗ 2104 коммутируются по однопроводной линии. Источниками электроэнергии являются аккумулятор и генератор. Положительный контакт этих источников связан с электрическими приборами, а отрицательный идёт на кузов (массу).

Электрооборудование ВАЗ 2104 делится на три вида:

  • рабочее оборудование (аккумулятор, генератор, зажигание, стартер);
  • вспомогательное эксплуатационное оборудование;
  • светозвуковая сигнализация.

При выключенном двигателе всё электрооборудование, в том числе и стартер, питается от аккумулятора. После запуска стартером двигателя источником электроэнергии становится генератор. При этом он восстанавливает заряд аккумулятора. Системой зажигания создаётся искровой разряд для воспламенения поступающей в двигатель топливновоздушной смеси. В функции светозвуковой сигнализации входит внешнее освещение, подсветка салона, включение габаритов, подача звукового сигнала. Коммутация электрических цепей происходит через замок зажигания, состоящий из электрического контактного узла и механического противоугонного устройства.

На ВАЗ 2104 используется аккумулятор 6СТ-55П или аналогичный. В качестве источника переменного тока используется синхронный генератор 37.3701 (или Г-222). Это трёхфазный генератор с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямительным блоком на кремниевых диодах. Снимаемое с этих диодов напряжение питает обмотку ротора и подаётся на контрольную лам­пу заряда аккумулятора. На автомобилях с генератором 2105–3701010 эта лампа не задействована, а уровень заряда аккумулятора контролируется вольтметром. Генератор крепится на кронштейнах в правой (по ходу движения) передней части моторного отсека. Ротор генератора приводится в движение шкивом коленчатого вала. Стартер 35.3708 прикреплён к картеру сцепления с правой стороны двигателя, ограждён теплоизоляционным щитком от трубы выхлопной системы и включается электромагнитным реле дистанционного управления.

На ВАЗ 2104 используется контактная, а в автомобилях, произведённых после 1987 года, бесконтактная система зажигания. Контактная система содержит следующие элементы:

  • распределитель-прерыватель, предназначенный для размыкания цепи катушки зажигания с током низкого напря­жения и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания;
  • катушка зажигания, основной функцией которой является преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения;
  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода;
  • выключатель зажига­ния.

Бесконтактная система состоит из:

  • датчика-распределителя, подающего управляющие импульсы низкого напряжения на коммутатор и распределяющего импульсы высокого напряжения по све­чам зажигания;
  • коммутатора, предназначенного для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания в соответствии с сигналами датчика-распределителя;
  • катушки зажигания;
  • свечей зажигания;
  • высоковольтных проводов.

Ток постоянно подаётся в электрические контуры:

  • звуковых сигналов;
  • стоп-сигналов;
  • прикуривателя;
  • освещения салона;
  • розетки переносной лампы;
  • аварийной световой сигнализации.

Для коммутации и защиты электроприборов от перепадов напряжения в специальной нише подкапотного пространства имеется монтажный блок с предохранителями и реле, назначение которых схематично указано на крышке блока. Штатный блок можно снять, заменить плату или восстановить её токопроводящие дорожки.

На приборной панели ВАЗ 2104 расположены клавиши включения:

  • внешних осветительных приборов;
  • противотуманных фар;
  • обогрева заднего стекла;
  • отопления салона.

Кнопка световой сигнализации находится на защитном кожухе вала рулевой колонки, а под колонкой расположены переключатели ближнего и дальнего света, поворотников, дворников и омывателя лобового стекла.

Схема электрооборудования ВАЗ 21043 и 21041i (инжектор)

Модели ВАЗ 21043 и 21041i (иногда некорректно обозначается как 21047) имеют идентичные схемы электропитания. Всё электрооборудование этих автомобилей аналогично оборудованию ВАЗ 2107.

Модели ВАЗ 21043 и 21041i имеют одинаковые схемы электропроводки: 1 - блок-фары; 2 - боковые указатели поворотов; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - реле включения стартера; 5 - электропневмоклапан карбюратора; 6 - микровыключатель карбюратора; 7 - генератор 37.3701; 8 - моторедукторы очистителей фар; 9 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 10 - датчик включения электродвигателя вентилятора; 11 - звуковые сигналы; 12 - распределитель зажигания; 13 - свечи зажигания; 14 - стартер; 15 - датчик указателя температуры тосола; 16 - подкапотная лампа; 17 - датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 18 - катушка зажигания; 19 - датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 20 - моторедуктор очистителя лобового стекла; 21 - блок управления электропневмоклапаном карбюратора; 22 - электродвигатель насоса омывателя фар; 23 - электродвигатель насоса омывателя лобового стекла; 24 - выключатель света заднего хода; 25 - выключатель сигнала торможения; 26 - реле аварийной сигнализации и указателей поворотов; 27 - реле очистителя лобового стекла; 28 - монтажный блок; 29 - выключатели плафонов на стойках передних дверей; 30 - выключатели плафонов на стойках задних дверей; 31 - диод для проверки исправности лампы сигнализатора уровня тормозной жидкости; 32 - плафоны; 33 - выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 34 - лампа сигнализатора уровня тормозной жидкости; 35 - блок сигнализаторов; 36 - штепсельная розетка для переносной лампы; 37 - лампа освещения вещевого ящика; 38 - переключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 39 - выключатель аварийной сигнализации; 40 - трёхрычажный переключатель; 41 - выключатель зажигания; 42 - реле зажигания; 43 - эконометр; 44 - комбинация приборов; 45 - выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 46 - лампа сигнализатора заряда аккумутора; 47 - лампа сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 48 - лампа сигнализатора включения указателей поворотов; 49 - спидометр; 50 - лампа сигнализатора резерва топлива; 51 - указатель уровня топлива; 52 - регулятор освещения приборов; 53 - часы; 54 - прикуриватель; 55 - предохранитель цепи противотуманного света; 56 - электродвигатель вентилятора отопителя; 57 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 58 - электронасос омывателя заднего стекла; 59 - выключатель заднего противотуманного света с сигнализатором включения; 60 - переключатель вентилятора отопителя; 61 - выключатель обогрева заднего стекла с сигнализатором включения; 62 - переключатель наружного освещения; 63 - вольтметр; 64 - лампа сигнализатора включения наружного освещения; 65 - лампа сигнализатора включения дальнего света фар; 66 - дампа сигнализатора недостаточного давления масла; 67 - лампа сигнализатора включения ручника; 68 - тахометр; 69 - указатель температуры тосола; 70 - задние фонари; 71 - колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 72 - датчик указателя уровня топлива; 73 - плафон освещения задней части салона; 74 - фонари освещения номерного знака; 75 - моторедуктор очистителя заднего стекла

Экспортный вариант ВАЗ 2104 и ВАЗ 21043 дополнительно включают очиститель и обогрев заднего стекла. С 1994 года такая схема стала стандартом для всех выпускаемых четвёрок. После появления инжекторных моделей схема была несколько изменена. Это было также обусловлено появлением пятиступенчатой коробки передач, электрооборудования и салона от ВАЗ 2107, а также управляющих работой двигателя электронных узлов.

Схема электрооборудования ВАЗ 2104 (карбюратор)

К отличительным особенностям электрооборудования ВАЗ 2104 первых лет выпуска относятся:

  • генератор Г-222;
  • десятиконтактный выключатель аварийной сигнализации;
  • пятиконтактное реле указателей поворотов и аварийной сигнализации;
  • датчик верхней (мёртвой) точки первого цилиндра;
  • колодка диагностики;
  • индикаторная лампа обогрева заднего стекла;
  • двухпозиционный выключатель внешнего освещения и трёхпозиционный переключатель света, находящийся под рулевой стойкой;
  • отсутствие контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора.

Схема электрооборудования карбюраторных ВАЗ 2104 отличается от инжекторных: 1 - блок-фары; 2 - боковые указатели поворота; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 5 - электропневмоклапан карбюратора; 6 - датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 7 - микровыключатель карбюратора; 8 - генератор Г-222; 9 - моторедукторы очистителей фар; 10 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 11 - датчик включения электродвигателя вентилятора*; 12 - звуковые сигналы; 13 - распределитель зажигания; 14 - свечи зажигания; 15 - стартер; 16 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 17 - подкапотная лампа; 18 - датчик контрольной лампы давления масла; 19 - катушка зажигания; 20 - датчик уровня тормозной жидкости; 21 - моторедуктор очистителя ветрового стекла; 22 - блок управления электропневмоклапаном карбюратора; 23 - электродвигатель насоса омывателя фар*; 24 - электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 25 - колодка диагностики; 26 - выключатель стоп-сигнала; 27 - реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 28 - реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 29 - выключатель света заднего хода; 30 - штепсельная розетка для переносной лампы; 31 - прикуриватель; 32 - лампа освещения вещевого ящика; 33 - монтажный блок (вместо реле КЗ установлена перемычка); 34 - выключатели плафонов на стойках передних дверей; 35 - выключатели плафонов на стойках задних дверей; 36 - плафоны; 37 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 38 - переключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 39 - выключатель аварийной сигнализации; 40 - трехрычажный переключатель; 41 - выключатель зажигания; 42 - выключатель освещения приборов; 43 - выключатель наружного освещения; 44 - выключатель заднего противотуманного света; 45 - контрольная лампа давления масла; 46 - комбинация приборов; 47 - контрольная лампа резерва топлива; 48 - указатель уровня топлива; 49 - плафон освещения задней части салона; 50 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 51 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 52 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 53 - блок контрольных ламп; 54 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 55 - контрольная лампа заднего противотуманного света; 56 - контрольная лампа стояночного тормоза; 57 - вольтметр; 58 - спидометр; 59 - контрольная лампа наружного освещения; 60 - контрольная лампа указателей поворота; 61 - контрольная лампа дальнего света фар; 62 - переключатель вентилятора отопителя; 63 - выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой включения; 64 - электродвигатель вентилятора отопителя; 65 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 66 - электродвигатель насоса омывателя заднего стекла; 67 - задние фонари; 68 - моторедуктор очистителя заднего стекла*; 69 - колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 70 - фонари освещения номерного знака; 71 - датчик указателя уровня и резерва топлива

Электропроводка подкапотного пространства

ВАЗ 2104 в стандартной комплектации аналогична модели ВАЗ 2105. Изменения коснулись лишь:

  • приборной панели;
  • задних блоков габаритных огней и стоп-сигналов;
  • схемы подачи топлива в автомобиле с инжектором.

Особенности подкапотной проводки автомобилей с инжектором отображены на схемах электроснабжения ВАЗ 2104.

Коммутация в салоне ВАЗ 2104

По отношению к взятым за основу схемам от ВАЗ 2105 и 2107 электрооборудование салона ВАЗ 2104 и 21043 дополнено:

  • очистителем заднего стекла, который включается клавишей на приборной панели;
  • плафоном освещения задней части кузова.

Очиститель заднего стекла состоит из моторедуктора, рычага и щётки. Моторедуктор, как и электродвигатель омывателя лобового стекла, можно разобрать. Электрическая цепь очистителя и омывателя защищена предохранителем №1, а цепь плафона - предохранителем №11. Электропитание к подсветке, обогревателю и очистителю заднего стекла подводится с помощью жгута проводки.

Электрооборудование задней части ВАЗ 2104: 1 - монтажный блок; 2 - выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 3 - выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 4 - плафоны; 5 - выключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 6 - датчик указателя уровня и резерва топлива; 7 - плафон освещения задней части кузова; 8 - элемент обогрева заднего стекла; 9 - электродвигатель омывателя заднего стекла; 10 - задние фонари; 11 - фонари освещения номерного знака; 12 - электродвигатель очистителя заднего стекла

Замена электропроводки ВАЗ 2104

При сбоях в подаче питания на электрооборудование прежде всего следует проверить целостность электрической цепи. Для этого необходимо:

  1. Обесточить проверяемый участок, отсоединив минусовую клемму аккумулятора или соответствующий предохранитель.
  2. Подключить контакты мультиметра к концам проблемного участка цепи, а один из щупов - к «массе».
  3. Если на табло мультиметра отсутствуют какие-либо показания, в цепи есть разрыв.
  4. Проводка меняется на новую.

Подбор проводов и замена проводки производится согласно схеме электропитания ВАЗ 2104. При этом используются штатные компоненты или компоненты от другой модели с подходящими характеристиками.

Видео: замена проводки, предохранителей и реле классических моделей ВАЗ

Для замены проводки разбирается передняя часть салона. Провода недостаточной длины наращиваются, а соединения спаиваются и изолируются.

Видео: замена электропроводки в салоне и под капотом

Полностью заменить электропроводку ВАЗ 2104 своими руками практически невозможно. При возникновении такой ситуации лучше обратиться в автосервис.

Видео: ремонт электропроводки инжекторной ВАЗ 2107

Основные неисправности электрооборудования ВАЗ 2104

Основными неисправностями электропроводки являются короткое замыкание и обрыв проводов. При замыкании перегорают предохранители, выходят из строя реле и приборы. Иногда даже может произойти возгорание. При обрыве провода перестают работать узлы, к которым этот провод подключён.

Монтажный блок

Всё электрооборудование подсоединяется через плавкие предохранители, расположенные в монтажном блоке и обеспечивающие защиту этого оборудования при коротком замыкании. На ВАЗ 2104 устанавливают монтажные блоки производства РФ или Словении. Последние не разбираются и ремонту не подлежат.

Таблица: предохранители в монтажном блоке ВАЗ 2104

Предохранитель (номинальный ток) Оборудование защищаемых цепей
1 (8А) Задние фонари заднего хода;
Электродвигатель отопителя;
Контрольная лампа, реле обогрева стекла задней двери.
2 (8А) Электродвигатели стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
Электродвигатели очистителей и омывателей фар;
Реле очистки ветрового стекла.
Реле очистителей и омывателей фар (контакты).
3 (8А) Резервный.
4 (8А) Резервный.
5 (16А) Элемент обогрева и реле включения обогрева стекла задней двери.
6 (8А) Прикуриватель;
Розетка для переносной лампы;
Часы;
Фонари сигнализации открытых передних дверей.
7 (16А) Звуковые сигналы и реле включения сигналов;
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения электродвигателя (контакты).
8 (8А) Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота в режиме аварийной сигнализации.
9 (8А) Регулятор напряжения генератора (на автомобилях с генератором ГB222).
10 (8А) Указатели поворота при включении и соответствующая контрольная лампа;
Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка);
Контрольные приборы;
Контрольная лампа заряда аккумулятора;
Контрольные лампы резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза;
Система управления электромагнитным клапаном карбюратора.
11 (8А) Задние фонари стоп-сигнала;
Плафон освещения салона.
12 (8А) Правая фара (дальний свет);
Обмотка реле включения очистителей фар (при включённом дальнем свете).
13 (8А) Левая фара (дальний свет);
Контрольная лампа включения дальнего света фар.
14 (8А) Левая фара (габаритный свет);
Правый задний фонарь (габаритный свет);
Фонари освещения номерного знака;
Подкапотная лампа;
Контрольная лампа включения габаритного света.
15 (8А) Правая фара (габаритный свет 2105);
Левый задний фонарь (габаритный свет);
Подсветка прикуривателя;
Подсветка приборов;
Подсветка вещевого ящика.
16 (8А) Правая фара (ближний свет);
Обмотка реле включения очистителей фар (при включённом ближнем свете).
17 (8А) Левая фара (ближний свет 2107).

Соединения монтажного блока ВАЗ 2104

Кроме предохранителей, в монтажном блоке расположено шесть реле.

В монтажном блоке расположено шесть реле: Р1 - обогрев заднего стекла; Р2 - очистители и омыватели фар; Р3 - звуковые сигналы; Р4 - вентилятор системы охлаждения двигателя; Р5 - дальний свет фар; Р6 - ближний свет фар

Кроме этого, на рисунке:

  • цифры под буквой А соответствуют номеру штекера в колодках монтажного блока;
  • цифры рядом с буквой Ш обозначают номер колодки и номер штекера;
  • штекеры колодок без цветной маркировки помечены коричневым.

Видео: ремонт блока предохранителей классических моделей ВАЗ

При замене предохранителей и ремонте монтажного блока необходимо:

  • отключить минусовую клемму аккумулятора при выключенном зажигании;
  • при замене предохранителя выявить причину его перегорания;
  • не использовать предохранители увеличенного номинала во избежание выгорания соответствующих дорожек платы.

Видео: восстановление дорожек монтажного блока ВАЗ 2105

Подключение ближнего, дальнего и противотуманного света

Схема включения фар и противотуманного света в задних фонарях ВАЗ 2104 аналогична соответствующим схемам ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107.

Схема включения фар и задних противотуманок одинакова у всех классических моделях ВАЗ: 1 - блок-фары; 2 - монтажный блок; 3 - переключатель света фар в трех-рычажном переключателе; 4 - переключатель наружного освещения; 5 - выключатель заднего противотуманного света; 6 - задние фонари; 7 - предохранитель цепи заднего противотуманного света; 8 - контрольная лампа противотуманного света, расположенная в блоке контрольных ламп; 9 - контрольная лампа дальнего света фар, расположенная в спидометре; 10 - выключатель зажигания; Р5 - реле включения дальнего света фар; Р6 - реле включения ближнего света фар; А - вид на штекерный разъем блок-фары: 1 - штекер ближнего света; 2 - штекер дальнего света; 3 - штекер массы; 4 - штекер габаритного света; Б - к клемме 30 генератора; В - выводы печатной платы заднего фонаря (нумерация выводов от края платы): 1 - на массу;2 - к лампе стоп-сигнала; 3 - к лампе габаритного света;4 - к лампе противотуманного света;5 - к лампе света заднего хода; 6 - к лампе указателя поворота

Система подачи топлива

Система распределённого впрыска в инжекторных ВАЗ 2104 предполагает подачу топлива в каждый цилиндр отдельной форсункой. Эта система объединяет подсистемы питания и зажигания, управляемые с помощью контроллера «Январь-5.1.3».

Электрическая схема системы впрыска топлива: 1 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 2 - монтажный блок; 3 - регулятор холостого хода; 4 - электронный блок управления; 5 - октан-потенциометр; 6 - свечи зажигания; 7 - модуль зажигания; 8 - датчик положения коленчатого вала; 9 - электробензонасос с датчиком уровня топлива; 10 - тахометр; 11 - контрольная лампа CHECK ENGINE; 12 - реле зажигания автомобиля; 13 - датчик скорости;14 - колодка диагностики; 15 - форсунка; 16 - клапан продувки адсорбера; 17, 18, 19 - предохранители системы впрыска; 20 - реле зажигания системы впрыска; 21 - реле включения электробензонасоса; 22 - реле электроподогревателя впускной трубы; 23 - электроподогреватель впускной трубы; 24 - предохранитель подогревателя впускной трубы; 25 - датчик концентрации кислорода; 26 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 27 - датчик положения дроссельной заслонки; 28 - датчик температуры воздуха; 29 - датчик абсолютного давления; А - к клемме “плюс” аккумуляторной батареи; В - к клемме 15 выключателя зажигания; Р4 - реле включения электродвигателя вентилятора

Контроллер, на который поступает информация о параметрах работы двигателя, идентифицирует все неисправности и при необходимости подаёт сигнал Check Engine. Сам контроллер закреплён на кронштейне в салоне за вещевым ящиком.

Переключатели, расположенные на рулевой колонке

Переключатели указателей поворотов находятся под рулевой колонкой, а кнопка аварийной сигнализации - на самой колонке. Мигание указателей поворота с частотой 90±30 раз в минуту обеспечивает реле аварийной сигнализации при напряжении 10,8–15,0 В. При неисправности одного из указателей поворота удваивается частота мигания другого указателя и контрольной лампы.

Схема включения аварийной сигнализации и указателей поворотов: 1 - блок-фары с передними указателями поворота;2 - боковые указатели поворота;3 - монтажный блок; 4 - реле зажигания; 5 - выключатель зажигания;6 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 7 - контрольная лампа указателей поворота, расположенная в спидометре; 8 - задние фонари с лампами указателей поворота; 9 - выключатель аварийной сигнализации; 10 - переключатель указателей поворота в трехрычажном переключателе;А - к клемме 30 генератора;Б - нумерация штекеров в выключателе аварийной сигнализации;В - порядок условной нумерации штекеров в реле-прерывателе указателей поворота и аварийной сигнализации

Электрические стеклоподъёмники

Некоторые автовладельцы устанавливают на свои ВАЗ 2104 электрические стеклоподъёмники.

Особенности монтажа таких стеклоподъёмников на ВАЗ 2104 определяется размером и конструкцией окон передних дверей. В отличие от других классических моделей ВАЗ в передних дверях четвёрки (как и у ВАЗ 2105 и 2107) отсутствуют поворотные форточки. Полностью опустившиеся передние стёкла занимают больше пространства внутри корпуса двери.

Видео: монтаж на передние двери ВАЗ 2107 стеклоподъёмников «Форвард»

При выборе электрических стеклоподъёмников следует предусмотреть наличие свободного пространства для установки электромотора и механизма привода.

Видео: установка на ВАЗ 2107 стеклоподъёмников «Гранат»

Таким образом, самостоятельный ремонт электрооборудования ВАЗ 2104 для неискушённого автовладельца обычно ограничивается заменой предохранителей, реле и сигнальных ламп, а также поиском обрыва электропроводки. Сделать это, имея перед глазами схемы подключения электрических приборов, довольно просто.

Электрическая схема автомобилей ВАЗ, в принципе, не особо сложная, однако некоторые неисправности могут просто сбить с толку автовладельца. В этой статье мы поговорим об автомобиле ВАЗ 2105 — принципиальная схема электрооборудования, а также рекомендации по ремонту системы также приведены ниже.

[ Скрыть ]

Что входит в электросхему?

Схема электрооборудования ВАЗ состоит из многих компонентов. Речь идет о генераторе, аккумуляторе, оптике, блоках предохранителей, контрольных лампах, а также приборной панели и прочих компонентах. Речь идет как об инжекторе, так и карбюраторных двигателях. Провода системы маркируются разными цветами, они соответствуют тем, которые отмечаются на схемах, это дает возможность автовладельцу не запутаться в ходе диагностики цепи и ремонте.

Сама схема электропроводки ВАЗ 21053 карбюратор или инжектор в целом дает полную картину цепи, без какой-либо конкретики и объяснений. Соответственно, в сервисном мануале к транспортному средству должны идти дополнительные приложения, объясняющие предназначение электрических устройств. В любом случае, одним из основных компонентов цепи является система зажигания. В целом в ней нет ничего сложного, но во время проведения ремонта легко запутаться в проводке, которая идет от реле к блоку с предохранителями и от к блоку.

Также система проводки включает в себя электросхему приборной панели и запуска мотора. Практически все оборудование «пятерки» обозначается отдельными приложениями в сервисном мануале, что во многом облегчает процедуру ремонта и диагностики. К примеру, автовладельцы часто сталкиваются с проблемой некорректно работающий указателей поворотов, а также противотуманной оптики.

Вполне возможно такое, что устройства отказываются нормально функционировать при некорректно работающем генераторе. Разумеется, при наличии схемы обнаружить неисправность будет значительно легче. Следует отметить, что инжекторные версии, в отличие от карбюраторных, более сложные в силу наличия дополнительных датчиков и регуляторов, форсунок и прочих компонентов.

Признаки неисправностей

Различается несколько видов состояния электроцепи «пятерки», когда автовладельцам приходится искать неисправность:

  1. Машина не может ехать. В принципе, причин этому может быть множество. Это могут быть и поломки определенных узлов и механизмов, либо же проблемы в работе электроцепи.
  2. Машина может ехать, однако электрическое оборудование функционирует некорректно.

В том случае, если пытаясь завести мотор, этого сделать не выходит, а бензин без проблем поступает в агрегат, вероятнее всего, проблему необходимо искать именно в цепи:

  1. Как сказано выше, инжекторные версии более сложные в плане электропроводки и оборудования. Как показывает практика, в большинстве случаев проблема заключается именно в системе управления ДВС. К примеру, если система транспортного средства не может обрабатывать сигналы с регуляторов и, соответственно, передавать сигналы на вспомогательные механизмы, вероятнее всего, проблема именно в цепи.
  2. В том случае, если у вас карбюраторная «пятерка», то для начала необходимо произвести диагностику свечей зажигания, а также высоковольтников. Бывает такое, что высоковольтные провода перегибаются или на них окисляются контакты, что приводит к проблемам в эксплуатации авто. Кроме того, целесообразно произвести проверку работоспособности катушки зажигания и трамблера.

По факту на любых версиях ВАЗ 2105, будь то инжектор или карбюратор, одной из основных причин некорректной работы оборудования являются контакты. Они окисляются или подгорают, в результате чего могут возникнуть сложности в работе оборудования, в частности, освещения в салоне или внешней оптики (автор видео — Макс Рублев).

Диагностика поломки

Как правильно проверить электроцепь авто:

  1. Сначала произведите диагностику цепи на участке от генератора до катушки. Удостоверьтесь в том, что контакты на этом участке не имеют окислений, возможно, присутствуют обрывы. Если есть окисления, то контакты нужно просто зачистить. Плохие провода необходимо заменить.
  2. Проверьте работоспособность катушки. Вам необходимо узнать, есть ли искра. Достаньте один высоковольтный провода и поднесите его к металлу. При попытке запустить двигатель между контактом кабеля и металлом должна проскакивать искра. Если ее нет, то необходимо более тщательно произвести диагностику основных компонентов системы зажигания.
  3. Также произведите диагностику работоспособности свечей зажигания и трамблера. Иногда невозможность запуска двигателя обусловлена образованием нагара на свечках, если это так, то от налета необходимо избавиться. Причин появления нагара может быть множество, подробнее о них, а также вариантах избавления читайте здесь .
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Ремонт электропроводки автомобиля ВАЗ 2105»

Тонкости ремонта электроцепи в этом автомобиле приведены на видео (автор видео — Виталий Жадан).

Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2105 выполнено по однопроводной схеме - отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с "массой" автомобиля, которая выполняет функцию второго провода. Схема электрооборудования автомобиля представлена на рисунках ниже

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2105

1 - боковые указатели поворота; 2 - блок-фары; 3 -очистители фар; 4 - звуковые сигналы; 5 - электродвигатель смывателя фар; 6 - блок управления пневмоклапаном карбюратора; 7 -моторедуктор очистителя ветрового стекла; 8 - электродвигатель смывателя ветрового стекла; 9 - датчик уровня тормозной жидкости; 10 - катушка зажигания; 11 - подкапотная лампа; 12 - распределитель зажигания; 13 - датчик контрольной лампы давления масла; 14 - свечи зажигания; 15 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 - генератор; 17 - микровыключатель карбюратора; 18 - аккумуляторная батарея; 19 - пневмоклапан; 20 - реле включения стартера; 21 - стартер; 22 - реле очистителя ветрового стекла; 23 - реле зажигания; 24 - релепрерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 25 - выключатель стоп-сигнала; 26 - штепсельная розетка для переносной лампы; 27 - выключатель света заднего хода; 28 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 - монтажный блок; 30 - выключатель освещения приборов; 31 - выключатель зажигания; 32 - выключатель наружного освещения; 33 - переключатель очистителя ветрового стекла; 34 - выключатель смывателя ветрового стекла и фар, очистителей фар; 35 - выключатель звуковых сигналов; 36 - переключатель света фар; 37 - переключатель указателей поворота; 38 - выключатель аварийной сигнализации; 39 - выключатель обогрева заднего стекла; 40 - электродвигатель отопителя; 41 - прикуриватель; 42 - лампа освещения вещевого ящика; 43 выключатели плафона, расположенные в стойках дверей; 44 - выключатель противотуманного света в задних фонарях; 45 - контрольная лампа давления масла; 46 - контрольная лампа резерва топлива; 47 - комбинация приборов; 48 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 49 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 50 - блок контрольных ламп; 51 - контрольная лампа заднего противотуманного света; 52 - контрольная лампа стояночного тормоза; 53 - вольтметр; 54 - контрольная лампа габаритного света; 55 - спидометр; 56 - контрольная лампа указателей поворота; 57 - контрольная лампа дальнего света фар; 58 - переключатель электродвигателя отопителя; 59 - плафон; 60 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 61 - задние фонари; 62 - фонари освещения номерного знака; 63 - датчик указателя уровня и резерва топлива; 64 - элемент обогрева заднего стекла; А - порядок условной нумерации штекеров в колодках трехрычажного переключателя

Большинство цепей включается и выключается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания)остаются цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, плафонов, стоп-сигнала, штепсельной розетки для переносной лампы и цепь питания аварийной сигнализации.

Электрооборудование автомобиля защищено плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке.

Цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи зажигания и пуска двигателя, обмотки реле включения ближнего и дальнего света фар не защищены предохранителями.

Перед тем, как заменить перегоревший предохранитель, необходимо выяснить причину его сгорания и обязательно необходимо устранить ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть указанные в таблице цепи, которые защищает данный предохранитель.

Цепи, защищенные плавкими предохранителями

№ предохранителя (смотрите рисунок 1)

Защищаемые цепи

Задние фонари (свет заднего хода). Электродвигатель отопителя. Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка).

Электродвигатели очистителя и омывателя ветрового стекла. Электродвигатели очистителей и смывателя фар. Реле очистителя ветрового стекла. Реле очистителей и смывателя фар (контакты).

Резервный

Резервный

Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты).

Прикуриватель. Штепсельная розетка для переносной лампы.

Звуковые сигналы

Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации.

Регулятор напряжения генератора (на автомобилях с генератором Г-222)

Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольные лампы резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа и реле заряда аккумуляторной батареи. Комбинация приборов. Вольтметр. Система управления пневмоклапаном карбюратора. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза.

Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафоны внутреннего освещения кузова.

Правая фара (дальний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем свете).

Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар.

Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаршный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Контрольная лампа включения габаршиого света.

Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаршиый свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампы освещения приборов. Лампа освещения вещевого ящика.

Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном ближнем свете).

Левая фара (ближний свет).

До 1988 г. лампы противотуманного света в задних фонарях и контрольная лампа противотуманного света защищались предохранителем № 17 монтажного блока. С 1988 г. они стали защищатья отдельным предохранителем, который распологается в пластмассовом корпусе в жгуте проводов около выключателя противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на 8 А.

Кроме этого, до 1988 г. лампа освещения вещевого ящика защищалась не предохранителем № 15, а предохранителем № 2.

Рисунок 2. Монтажный блок (крышка снята)

1-17 - плавкие предохранители; 18 - реле включения ближнего света фар (Р6); 19 - реле включения дальнего света фар (Р5); 20 - перемычка на месте реле включения звуковых сигналов; 21 - реле включения очистителей и смывателя фар (Р2); 22 - реле включения обогрева заднего стекла (Р1)

Монтажный блок . Все предохранители и вспомогательные реле установлены в отдельном монтажном блоке (рисунок 2), который расположен в моторном отсеке. Кроме этого, через монтажный блок осуществляется соединение жгутов проводов моторного отсека с жгутом проводов панели приборов автомобиля и с задним жгутом. Условные номера штекеров в соединительных колодках монтажного блока указаны на рисунке 3. Схема внутренних соединений монтажного блока представлена на рисунке 4.

На автомобиле ВАЗ-2105 могут быть установлены монтажные блоки отечественного производства или изготовленные в Словении. Последние являются неразборными и ремонту не подлежат. В случае нарушения внутренних соединенийих необходимо заменять на новые.

Монтажные блоки отечественного производства можно разбирать и заменять у них блок печатных плат. Допускается припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек на печатных платах, но только если для этого не требуется рассоединения печатных плат.

Рисунок 3. Условная нумерация штекеров в колодках монтажного блока и цвета присоединяемых к ним проводов

В кружках указана цветная маркировка колодок. (* Оранжевый провод сечением 2,5 мм2)

ВАРИАНТ №1

Рисунок 4. Схема соединений монтажного блока (в обозначении выводов указаны номер колодки и условный номер штекера)

Р1 - реле включения обогрева заднего стекла; Р2 - реле включения очистителей и смывателя фар; РЗ - реле включения звуковых сигналов*; Р4 - реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя*; Р5 - реле включения дальнего света фар; Р6 - реле включения ближнего света фар; А - порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока.

* На автомобилях ВАЗ-2105 не устанавливается

ВАРИАНТ №2

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

При проведении ремонтных работах, чтобы избежать коротких замыканий необходимо отсоединять провод от клеммы "минус" аккумуляторной батареи.

Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля, т.к. это может привести к перегреву проводов и к пожару.

При проведении проверке схемы электрооборудования автомобиля не допускается замыкать на массу провода, т.к. это может привести к перегоранию токоведущих дорожек на печатных платах монтажного блока.

При снятии реле и предохранителей в монтажном блоке не допускается применять металлические отвертки, т.к. это приводит к замыканию выводов реле и перегоранию токоведущих дорожек монтажного блока.

Модель ВАЗ 2105 впервые появилась на улицах городов в 1980 году и сразу же стала необычайно популярной. Дело в том, что дизайн автомобиля повторял черты европейских моделей тех лет: передние и задние блок-фары, алюминиевые бампера, современная панель приборов.

Все это потребовало от конструкторов переделки привычной электрической схемы автомобиля.

Публикуемая в статье оригинальная схема облегчит автовладельцам и мастерам СТО поиск неисправностей в электросистеме автомобиля семейства Жигули .

Схема проводки ВАЗ 2105 вместе с проверочным тестером позволит:

  1. определить причины отказа цепи;
  2. выявить какой датчик или реле перестали выполнять свои функции;
  3. установить поломку в системе зажигания;
  4. определить цепь, предохранитель которой перегорел;
  5. проверить бортовое напряжение, выдаваемое генератором;
  6. найти причину выхода из строя ламп накаливания и т.д.

За основу при изготовлении была взята платформа ВАЗ 2101. По своей сути, это был все тот же заднеприводной пятиместный автомобиль в кузове «седан». ВАЗ 2105 своим дизайном практически копировал модели машин, выпускаемых в Европе в начале 80-х годов, а стоил на порядок ниже, что и предопределило его популярность в западных странах.

За границей автомобиль имел имя Lada Riva и Lada Nova (в зависимости от страны продажи). Под такими именами он демонстрировался на видео рекламе.

Автозавод выпускал несколько модификаций ВАЗ 2105:

  1. С индексом ВАЗ-2105 автомобиль оснащался 4-ст. коробкой передач и карбюраторным двигателем объемом 1290 куб. см (63 л.с.);
  2. ВАЗ-21050 оснащался 5-ст. КПП;
  3. На ВАЗ-21051 устанавливался двигатель от ВАЗ 2101 (объем 1200 куб. см, мощностью 58 л.с.) с 4-ст. КПП;
  4. ВАЗ-21053 комплектовался карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 (объем 1450 куб. см, мощностью 71 л.с.);
  5. ВАЗ-21053-20 комплектовался инжекторным двигателем от ВАЗ-2104 (объем 1450 куб. см, мощностью 71 л.с.), соответствовавший требованиям Евро-2. Также с ним шла 5 ст. коробка передач.

Справочно: электропроводка ваз 21053 отличалась иной формой клемм в подкапотном пространстве. Это было вызвано установкой ЭСУД -электронной системы управления двигателем и дополнительными датчиками.

Особенности электрооборудования автомобиля ВАЗ 2105

Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2105 выполнено по классической для семейства Жигулей однопроводной схеме, при которой:

  1. металлический кузов авто играет роль второго провода;
  2. отрицательные выводы всех электрических устройств и компонентов соединены на «массу»;
  3. электрические цепи защищены плавкими предохранителями;
  4. работа основных систем активируется через замок зажигания автомобиля.

Справочно: замок зажигания управляет электрическими сетями путем подачи питания с аккумулятора или генератора.
Контактная группа замка сконструирована таким образом, чтобы в момент запуска двигателя электропроводка ваз 2105 второстепенных цепей отключалась.

Замок зажигания

В качестве системы управления электрическими системами автомобиля использовался замок зажигания, имевший четыре основных положения:

  1. Положение «0» – все выключено.
  2. Положение «1» – зажигание включено. Ключ блокируется в замке, При этом со вставленным ключом могут быть активированы цепи наружного освещения, контрольные приборы и лампы сигнализации (уровня тормозной жидкости, давления масла в двигателе, уровня топлива в бензобаке);
  3. Положение «2» – включение стартера. Вспомогательные цепи и проводка ваз 21053, объединяющая их, не работают для облегчения пуска двигателя;
  4. Положение «3» – стоянка. Все цепи выключены, а после извлечения ключа блокируется рулевая колонка.

Справочно: заводская инструкция информирует, что вне зависимости от положения ключа, остаются под напряжением лампы освещения салона, лампы стоп-сигнала (при нажатии на педаль тормоза), клаксона и разъема подключения переносной лампы.

Блок плавких предохранителей и реле

Для защиты электрических цепей и устройств применяется схема разрыва электрического соединения плавким предохранителем. Это происходит при увеличении напряжения – плавкая вставка от температуры плавится и цепь рассоединяется.

На фото представлены:

  1. С 1 по 17 – плавкие предохранители;
  2. Реле 18 отвечает за включение ближнего света фар;
  3. Реле 19 отвечает за включение дальнего света фар;
  4. Реле 21 активирует очиститель и омыватель головного света;
  5. Реле 22 отвечает за включение обогрева заднего стекла.

Справочно: под №20 указана перемычка. Схема электропроводки ваз 21053 в экспортном исполнении отличается установкой в этом месте реле включения звуковых сигналов.

Пятая модель ВАЗ

Нельзя сказать, что ВАЗ 2105 обладает чрезмерно сложной электрической частью, но диагностика многих поломок нередко заводит владельца в тупик. Для того чтобы быстро разобраться в переплетении проводов, понадобится электросхема ВАЗ 21053, которую лучше распечатать на большом листе бумаги, используя цветной принтер.

Можно также ее приобрести в готовом виде, что даже будет предпочтительнее, поскольку типографские варианты более качественные. Главное, чтобы эл схема ваз 2105 была большой и разборчиво читалась. Стоит помнить, что на модификацию 21053 инжектор нужна несколько другая схема, чем на карбюраторную версию.

Что входит в электросхему?

Главная схема электропроводки ВАЗ включает общее расположение элементов цепи — генератора, аккумулятора, фар, реле, контрольных ламп, панели приборов и других деталей. Данная электросхема позволяет увидеть, как распределяются провода между основными потребителями. Все провода разного цвета, их цвет на схеме соответствует реальному, что позволяет не запутаться во время ремонта и диагностики. Любая электрическая схема ВАЗ имеет цифровые указатели электрооборудования, название которого можно прочитать в приведенном списке. Хотя большинство видов электрооборудования ВАЗ 21053 инжектор можно узнать и без пояснений, поскольку на рисунках они достаточно реалистично выглядят. Вместе с тем главная эл схема ВАЗ может дать только полную картину, совершенно без конкретики, поэтому с ней, как правило, идут еще несколько дополнительных приложений.

Схема зажигания

В первую очередь очень важна схема электрическая зажигания. В ней нет ничего принципиально сложного, однако при ремонте можно запутаться в проводах, ведущих от реле к монтажному блоку и от замка зажигания к реле. Кроме того, возможно, понадобится отдельная электрическая схема ВАЗ на панель приборов или систему запуска двигателя. Почти все виды электрооборудования ВАЗ 21053 инжектор продублированы отдельными схемами. Во время ремонта это действительно очень спасает. Например, часто у ВАЗ 2105 начинают неправильно работать указатели поворота или противотуманные фары. Бывает и так, что приборы демонстрируют отказ или плохую работу генератора. Когда под рукой есть отдельная схема зарядки, найти поломку куда проще.

При ремонте машины сложнее всего приходится людям, у которых ВАЗ 2105 инжектор, ведь электрооборудование там наиболее сложное из-за наличия датчиков, клапана, форсунок и других элементов. Некоторые автолюбители даже не пытаются разобраться с ВАЗ 2105 инжектор, а сразу вызывают эвакуатор и везут машину в сервис. Между тем ремонт электрооборудования ВАЗ с впрыском топлива не отличается большой сложностью.

Если под рукой имеется схема электрооборудования ВАЗ 2105 с инжектором, некоторые из поломок можно устранить самостоятельно. Понадобится только немного времени и приборы для диагностики. Обычно диагностика сводится к проверке датчиков и замеру сопротивления форсунок.

Основные сложности при ремонте электрооборудования

Демонтаж проводки

Самая большая сложность, которая может возникнуть при ремонте электрооборудования, заключается в том, что цвет проводки ВАЗ не соответствует тому, который обозначен на схеме. Когда автомобиль старый, провода в нем, скорее всего, уже меняли множество раз. Вряд ли прежнего владельца интересовало, чтобы схема электропроводки ВАЗ и цвет проводов соответствовали друг другу. Наверняка он просто брал первый имеющийся под рукой провод и устанавливал его в автомобиль, независимо от цвета. Поэтому новый владелец может столкнуться с тем, что проводка ВАЗ потребует длительных мучений и выяснений, куда какой провод идет. Лучше всего приобрести комплект фломастеров и сразу вносить исправления, чтобы схема электропроводки ВАЗ 21053 инжектор в следующий раз не доставляла такого количества неудобств.

Еще с большими проблемами можно столкнуться, когда предыдущим владельцем предпринимались попытки замены проводки ВАЗ, но он не довел дело до конца, сменив только часть проводов. Подобная картина вызывает еще большую путаницу, иногда проще демонтировать сразу все провода и проложить их заново, чем пытаться понять, где схема электрическая соответствует реальности.

Самая частая причина поломки электрооборудования ВАЗ 2105 — повреждение изоляции проводов или отсутствие контакта. В этом случае достаточно просто «прозвонить» тестером все возможные участки. Поврежденная проводка ВАЗ просто меняется на новую, возможно и частичное ее восстановление при помощи изоленты или специальных обсадных колпачков.