» » Додж где расположен. История марки Dodge

Додж где расположен. История марки Dodge

Марка Dodge - квинтэссенция всего истинно американского

В далеком 1900 году два брата Джон и Горацио Додж, устав выпускать популярные среди населения велосипеды, подписали договор с Генри Фордом на создание комплектующих для автомобилей Ford. Для организации этой идеи братья возвели неподалеку от Детройта завод. Через четырнадцать лет успешной деятельности на этом поприще братьям Додж надоело выполнять чужие подряды, и они призадумались о выпуске собственного автотранспорта. И вот в 1914 году появляется предприятие, для названия которой братья долго не думая, выбирают свою фамилию Dodge.

Первые шаги Dodge в самостоятельном автопроизводстве

«Первенцем» новосозданной фирмы стало авто, которому американцы дали ласковое прозвище «Старушка Бетси». Новинка представляла собой 4-дверный кабриолет, оснащенный 35-сильным мотором, фарами, 3-диапазонной КПП и электростартером. Это авто было не только в числе первых моделей с цельнометаллическим кузовом, но также отличалось приемлемой ценой в 795 долл. и высоким качеством, что позволило новинке сразу стать популярной среди американских покупателей.

Но далеко не удача и волшебство помогли братьям-бизнесменам добиться успеха на американском рынке. Их небольшое предприятие взяло на вооружение все технологические новшества того периода, в т.ч. и технологию «Форда» в стандартизации и поточной сборке (основатель Ford даже подавал по этому поводу на братьев в суд, но Додж удалось выиграть все суды). До конца 2014 года было выпущено 250 экземпляров «Старушки Бетси» и на радиаторе каждого экземпляра был логотип фирмы на котором красовалась наша планета, помещенная в середину шестиконечной звезды Давида (таким образом, создатели Dodge показали, что помнят и гордятся своим происхождением). Компания «Додж» также продолжила производить детали коробок передач, моторов, ведущих мостов и пр. Весь этот ассортимент реализовывался компаниям Ford и Olds Motors.

На 1915 год марка выпустила уже свыше 45 тыс. автомобилей. Незадолго после этого Dodge получает заказ от армии США на изготовление машин, которые будут применяться в военной кампании направленной против действий Панчо Вилья. Успешно справившись с задачей «Додж» стала получать от Вооруженных Сил США и другие заказы. Начиная с 1917 года, братья приступили к расширению продуктовой гаммы Dodge и выпустили под своей маркой грузовики и фургоны. «Первенцем» в этом направлении стала армейская санитарная машина и ее предназначенная для нужд гражданского населения вариация по цене 885 долл. Продажи Dodge росли невероятными темпами: в 1917 году под брендом «Додж» было реализовано 71,4 тыс. авто, а спустя 3 года после этого число проданных машин перевалило за 141000. Все это позволило компании братьев к 1920-му году стать второй в США по производству авто, уступив «золото» Ford. Но такое успешное восхождение на автомобильный Олимп остановила смерть обоих основателей марки. Горацио ранее никогда не болевшего от простуд, приковала к постели пневмония, от которой он, невзирая на усилия лучших американских врачей, скончался в середине января 1920 года. А спустя одиннадцать месяцев ушел из жизни и второй брат, причиной смерти которого, несмотря на то, что он всегда отрицательно относился к алкоголю, стал цирроз печени.

Компания Dodge без своих основателей

После смерти братьев марку возглавил Фредерик Хайнс. Под его руководством Dodge производит в 1921 году Tourung Car - первое в истории мирового автопрома авто с цельнометаллическим закрытым кузовом. За новинку просили довольно небольшую по тем временам сумму в 980 долл. Параллельно с этим Dodge первым в США приступает к покорению европейских автолюбителей. Спустя год в Лондоне «Додж» основывает первое в Европе американское предприятие по сборке авто. После чего Dodge выводит на европейский рынок свои грузовики под брендом Graham. Началом спортивной славы бренда стал выход в 1924 году рассчитанного на двоих человек Dodge Roadster со складным тканевым верхом.

Своим прямым наследницам-вдовам братья оставили более чем по 20 млн. долл. каждый и по 50 процентов уставного капитала, но у их жен не было должных предпринимательских способностей и Dodge начала «уходить в минус». Консорциум американских банков приобрел бренд за 145 млн. долл., что позволило «Додж» удержаться на плаву. И в 1927 году выходит авто Senior Six, которое впервые за период существования бренда комплектовалось 6-цилиндровым силовым агрегатом (через год этот мотор заменит все «четверки») и гидроприводными тормозами. В 1928 году модельную гамму Dodge также пополнило более доступное авто Victory Six с низким расходом топлива.

Но купившие компанию банкиры также не смогли грамотно ею распорядиться, и вот накануне экономического кризиса марка вновь оказалась на грани краха. Было решено продать Dodge Уолтеру Крайслеру, занимавшемуся на то время строительством собственной автоимперии. Начиная с 1928 года, компания утратила свою автономность, став частью корпорации Chrysler.

Развитие Dodge после потери самостоятельности

С того времени авто Dodge постепенно стали «подгоняться» под продукцию других членов Chrysler. Унификация была начата еще в 1929 году, когда была выпущена новая модель DA1, ставшая клоном Chrysler. После чего был произведен Dodge DC, оснащенный 8-цилиндровым агрегатом Chrysler. Корпорация под руководством Уолтера Крайслера знала свое дело и уже в 1930 году «Додж» по объему производства в США занимал 4 место вместо 13, как это было ранее.

Спустя два года после этого выходит изящный кабриолет Dodge DL, дизайн которого был выполнен в модном на то время стиле ар-деко. Капот новинки украсила фигурка барана, которая с того времени стала эмблемой марки. В период 1935-1939 гг. модели Dodge стали выделяться новыми кузовами обтекаемой формы. В 1939 году компания отметила 25 лет со дня своего основания и провела приуроченное к юбилею обновление своей модельной гаммы. Рестайлинговая линия получилась настолько удачной, что заслуженно получила негласное название «роскошные лайнеры». В число моделей Luxury Liners входил и представительский седан D-ll Deluxe, оборудованный встроенной в передние крылья оптикой и стеклоподъемниками с гидроприводом.

Во время Второй Мировой войны марка «не простаивала», выпуская авиадвигатели, прочные и надежные армейские грузовики повышенной проходимости, а также оснащенные системой полного привода пикапы Fargo Powerwagons. Последние выпускались не только для нужд армии, но и для гражданского населения и производились до 1970 года. После окончания военных действий Dodge продолжила выпуск разработанных еще до 42-го года старых моделей, предварительно немного обновив их. Эти авто были качественными, но очень скучными в плане дизайна.

Всплеск популярности со сменой дизайна

В 50-е годы дизайнер компании Верджил Экснер чтобы выделить модели Dodge на фоне других марок разрабатывает новый дизайн Forward Look и ситуация меняется в корне. В 1949 году, наконец, были представлены первые после окончания военных действий новые авто.

В 1953 году Coronet получил «второе дыхание» выйдя впервые среди всей гаммы марки в новом современном дизайне Forward Look и с агрегатом V8 (хотя в моторную гамму также входил и прежний агрегат с шестью цилиндрами). Среди всех спецификаций Coronet особо элегантный вид имел рассчитанный на пятерых человек Club Coupe с изогнутым лобовым стеклом, утопленными ручками дверей, покрытыми хромом деталями и трехтоновой окраской кузова. В период 1953-1954 гг. увидело свет более 300 тыс. экземпляров рестайлингового Coronet. Периодически незначительно обновляясь, модель производилась три года.

В 1953 году Dodge также презентует новое авто, оснащенное мотором HEMI V8 и АКПП. В последующем этот двигатель, который изначально создавался для военной авиации, а позже удачно применялся на спортавтомобилях, был назван наиболее экономичным по расходу масла. В 1959 году представлен публике Royal Lancer, в экстерьере которого выделялись своеобразные «акульи» плавники-стабилизаторы.

В 1960 году «Додж» переходит на создание моделей с несущими кузовами и серийно выпускает малогабаритное авто марки Dart. Спустя год Dodge презентует компактный Lancer с 6-цилиндровым 2,8-литровым агрегатом. А в 1963 году его заменила в продуктовой линейке марки еще более миниатюрная модель Dart. Из-за успеха малогабаритных авто руководство Chrysler в начале 60-х убрало полноразмерные модели из гаммы Dodge и Plymouth. Эта ошибка в стратегии привела к резкому снижению объемов продаж. Чтобы исправить ситуацию летом 1962 года в продажу поступает полноразмерный Dodge Custom 880. Через два года после этого «Додж» отпраздновал свой полувековой юбилей, и в честь этого выпустил лимитированную спортивную спецвариацию. К 1966 году модельная линейка Dodge окончательно была определена: в нее входили две полноразмерные модели, компакт-кар и одна промежуточная модель.

В этот же период компания открывает себе дорогу на только появившийся класс muscle cars, выпуская созданное на основе Coronet спорткупе Dodge Charger. Эта «двухдверка» с кузовом fastback и спрятанными за декоративными щитками огнями комплектовалась 230-сильным агрегатом V8, а под капотом ее спортвариации находился легендарный мотор Hemi объемом 7 л и отдачей в 426 «лошадок». Это авто по праву стало легендой Америки. В 1970 году Dodge представил мощную модель Challenger с двигателем объемом семь литров. Вышедшая немного позже обновленная версия получила более скромный 5,2-литровый мотор.

Разразившийся в начале 70-х топливный кризис привел к окончанию эпохи мускул-каров. Этот кризис также повлек за собой серьезные финансовые проблемы в Chrysler, ведь в продуктовой гамме корпорации не было субкомпактной малолитражки. А потому корпорация решилась на продажу под маркой Dodge японского авто Mitsubishi Lancer. В последующем зависимость от т.н. captive import была очень большой. Больше десяти лет Dodge выпускала под своей маркой модели производства Mitsubishi. Только в 1978 году у «Додж» появилось собственное субкомпактное переднеприводное авто Omni, но к этому времени концерн был практически разорен. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что продукция корпорации получила славу очень ненадежной. В большей степени имидж подпортили отличавшийся низкокачественной сборкой Dodge Aspen и полноразмерное авто Dodge St Regis, которое вышло в период нефтяного кризиса 79-го года.

Чем ознаменовались 80-е и 90-е годы в истории Dodge

Чтобы спасти ситуацию новый менеджер Chrysler Ли Якокка обратился к американским конгрессменам с просьбой предоставить корпорации госзаем. У Якокка была стратегия, как вывести Chrysler из финансового кризиса. Менеджер возлагал большие надежды на K-платформу с системой переднего привода, на основе которой с начала 80-х производилось целое семейство автомобилей. Предложенная Ли программа полностью оправдала ожидания.

В 1984 году выпускается минивэн Dodge Caravan с ведущими передними колесами и установленным поперечно двигателем. Эта уникальное и в то же время достаточно утилитарное авто в кратчайшие сроки завоевало популярность, в том числе и среди европейских покупателей, которым модель была представлена как Chrysler Voyager.

В 1989 на детройтской автовыставке дебютировал концептуальный родстер Dodge Viper, а через два года увидела свет серийная версия, названная Viper RT10. Новинка оснащалась полностью алюминиевым 8-литровым мотором V10. Агрегат предлагался в двух вариантах мощности: 394 «лошадки» для Америки и 364 «лошадки» для других рынков. Viper также оборудовался 6-диапазонной МКПП и независимой подвеской. Авто стало наиболее мощной серийной американской моделью. Производством Viper автопроизводитель продемонстрировал свои твердые намерения и возможности проявить себя в автоспорте.

В начале 1992 года «Додж» выпускает модель Intrepid, которая заставила пересмотреть негативное отношение многих автолюбителей к американским машинам. Через год на франкфуртской автовыставке дебютировал седан Dodge Neon с ведущими передними колесами и «четверкой» объемом 2 л. Это авто было не только наиболее дешевым в гамме Dodge, но также отличалось комфортабельностью и могло развивать достаточно приличную скорость. Через 6 лет на детройтской автовыставке состоялась премьера уже доработанной вариации Neon с модифицированной передней частью кузова и улучшенной подвеской. В 1997 году на этом автосалоне Dodge презентовала внедорожник Durango с V-образной «восьмеркой» и отключаемым полным приводом. Довольно успешно продвигаются вышедшие в 90-е годы пикапы Dakota с верхом из мягкого материала. В 1997 году выходит Dakota второй генерации с жесткой лонжеронной рамой, которая сумела достойно побороться за покупателей с Ford F-150.

Чтобы справиться с растущей конкуренцией в 1998 году Chrysler объединяется с Daimler-Benz. После чего продукция марки Dodge по сравнению с автомобилями других, входящих в концерн марок, начинает позиционироваться как более доступная, а также как спортивная.

Марка Dodge в 21 столетии

В 2001 году «Додж» приступил к обновлению своего ассортимента. Выходят такие модели как Stratus и Stratus Coupe, минивэны Caravan/Grand Caravan, спортвариации R/T и рестайлинговый внедорожник Durango. В следующем году на чикагском автосалоне состоялась премьера третьей генерации пикапа Dodge Ram. И ныне эту модель называют наиболее привлекательным американским легким грузовиком. В дальнейшем марка прикладывала все усилия, чтобы укрепиться на международном рынке. В 2005-2006 годах компания помимо серийных моделей выпустила несколько концепт-каров. В 2007 году модельную гамму Dodge пополнил седан D-класса Avanger и внедорожник Nitro. Осенью следующего года автопроизводитель выпустил «паркетник» Journey в пятиместном и семиместном исполнениях и с множеством версий трансформации салона.

В 2009 году большую часть акций концерна приобрел итальянский концерн Fiat, а в 2014 году Fiat выкупил оставшийся 41% активов Chrysler. Альянс намерен дальше продолжать свою деятельность под названием Fiat Chrysler Automobile.

Невзирая на все перипетии с альянсами Dodge продолжает трудиться над выпуском новых стильных авто. Так, например, осенью 2013 года компания презентовала адаптированный для службы в полиции и для пожарников внедорожник Durango и приступила к разработке седана Dart с двигателем V6. В декабре 2013 года компания вывела на тестовые испытания Challenger 2015 модельного года, а на чикагской автовыставке в 2014 году презентовала «паркетник» Journey Crossroad.

Добившись успеха в этой сфере, братья Додж решили, что пора начать производство собственного автомобиля.

Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали Старушка Бетси, покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании - земной шар, помещенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни. К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным - по 20 с лишним миллионов долларов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50 % уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и дела компании пошли на спад. Владельцами предприятия стали их вдовы, которые в 1925 году продали её инвестиционной группе Dillon, Read & Co за 146 миллионов долларов . Несмотря на усилия новых владельцев, Dodge терял позиции на рынке, и инвесторы начали поиск покупателя для компании. Этим человеком стал Уолтер Крайслер , и в 1928 году компания вошла в состав корпорации Chrysler.

-

Во время Второй мировой войны компания Dodge занималась преимущественно выпуском тяжёлых джипов (серии и WF), а также производством авиационных двигателей. Dodge WC поставлялся в СССР по ленд-лизу и на жаргоне шоферов назывался «Додж три четверти» из-за своей грузоподъёмности 750 кг (по аналогии с «полуторкой» ГАЗ-ММ).

-

В конце 1945 года возобновился выпуск гражданских автомобилей. Как и другие американские автопроизводители, Dodge предложил покупателям довоенные модели.

Самыми известными моделями марки Dodge 1960-70-х годов были спортивные купе Challenger и Charger .

В попытке закрепиться в сегменте компактных машин компания стала продавать японскую малолитражку Mitsubishi Colt под своей маркой Dodge Colt .

Продолжился выпуск Dodge WC под названием Dodge Power Wagon. В дальнейшем этот автомобиль послужил основой семейству пикапов, в том числе и Dodge Ram .

-

В конце 1970-х годов Chrysler оказался в глубоком кризисе. Однако, получив государственную помощь, Chrysler сумел избежать банкротства . В рамках программы выхода из кризиса было создано несколько новых «антикризисных» моделей, например седан Dodge Aries и минивэн Dodge Caravan , который стал основоположником нового класса автомобилей.

-

с

Модельный ряд

Год Модель
Modell 30-35
Modell 30-35
Modell 30-35
Modell 30
Modell 30
Modell 30
Modell 30
Modell 30
Modell 30 , Serie 116
Serie 116
Serie 116
Serie 116
Serie 126
Serie 126/124 , Fast Four 128/129 , Senior 2249
Fast Four 128 /129 , J-Serie , M-Serie , Senior 2249/2251/2252 , S-Serie , Standard 140/141 , Victory 130/131
DA-Serie , DB-Serie , J-Serie , M-Serie , S-Serie
DA-Serie , DB-Serie , DC-Serie , DD-Serie
DC-Serie , DD-Serie , DG-Serie , DH-Serie
DC-Serie , DD-Serie , DG-Serie , DH-Serie , DK-Serie , DL-Serie
DO-Serie , DP-Serie
DR-Serie , DRXX-Serie , DS-Serie
New Value DU-Serie
Beauty Winner D2-Serie
D5-Serie
D8-Serie
Luxury Liner D11-Serie
Luxury Liner Deluxe D14-Serie , Luxury Liner Special D17-Serie
Custom D19-Serie , Deluxe D19-Serie
Custom D22-Serie , Deluxe D22-Serie
Custom D24C-Serie , Deluxe D24S-Serie
Custom D24C-Serie , Deluxe D24S-Serie
Custom D24C-Serie , Deluxe D24S-Serie
Coronet D30-Serie , Wayfarer D29-Serie
Coronet D34-Serie , Wayfarer D33-Serie
Coronet D42-Serie , Meadowbrook D42-Serie , Wayfarer D41-Serie
Coronet D42-Serie , Meadowbrook D42-Serie , Wayfarer D41-Serie
Coronet D46/D48-Serie , Meadowbrook D46/D47-Serie
Coronet D51/D52/D53-Serie , Meadowbrook D50/D51-Serie , Royal D50/D53-Serie
Coronet D55/D56-Serie , Custom Royal D55-Serie , La Femme , Royal D55-Serie
Coronet D62/D63-Serie , Custom Royal D63-Serie , La Femme , Royal D63-Serie
Coronet D66/D72-Serie , Custom Royal D67-Serie , Royal D67-Serie
Coronet , Custom Royal , Royal
Coronet , Custom Royal , Royal
Matador , Phoenix , Pioneer , Polara , Seneca
Lancer , Phoenix , Pioneer , Polara , Seneca
Custom 880 , Dart 330 , Dart 440 , Lancer 170 , Lancer 770 , Polara 500
, , , Custom 880 , Dart 170 , Dart GT , Polara , Polara 500
, , , Custom 880 , Dart 170 , Dart GT , Polara
Coronet , Coronet 440 , Coronet 500 , Custom 880 , Dart 170 , Dart 270 , Monaco , Polara
Charger , Coronet , Coronet 440 , Coronet 500 , Dart , Dart GT , Monaco
Charger , Coronet Deluxe , Coronet 440 , Coronet 500 , Coronet R/T , Dart , Dart 270 , Dart GT , Monaco , Monaco 500 , Polara
Charger , Charger R/T , Coronet Deluxe , Coronet 440 , Coronet 500 , Coronet R/T , Dart , Dart 270 , Dart GT , Monaco , Monaco 500 , Polara , Polara 500 , Super Bee
Charger , Coronet Deluxe , Coronet 440 , Coronet 500 , Coronet R/T , Dart , Dart GT , Dart Swinger , Monaco , Polara , Super Bee
Challenger , Charger , Coronet Deluxe , Coronet 440 , Coronet 500 , Coronet R/T , Dart , Dart Custom , Polara , Polara Custom , Super Bee
Challenger , Charger , Colt , Coronet , Coronet Brougham , Coronet Crestwood , Dart , Demon , Monaco , Polara , Super Bee
Challenger , Charger , Colt , Coronet , Dart , Demon , Monaco , Polara
Challenger , Charger , Colt , Coronet , Dart , Dart Sport , Monaco , Polara
Challenger , Charger , Colt , Coronet , Dart , Dart Sport , Monaco
Charger , Colt , Coronet , Dart , Dart Sport , Monaco
Aspen , Colt , Coronet , Dart , Monaco
Aspen , Colt , Diplomat , Monaco
Aspen , Colt , Diplomat , Magnum , Monaco , Omni
Aspen , Colt , Diplomat , Magnum , Omni , St. Regis
Aspen , Colt , Diplomat , Mirada , Omni , St. Regis
Aries , Colt , Diplomat , Mirada , Omni , St. Regis
, Aries , Colt , Diplomat , Mirada , Omni
, , Aries , Charger , Colt , Diplomat , Mirada , Omni
, Aries , Charger , Colt , Colt Vista , Conquest , Daytona , Diplomat , Lancer , Omni
, Aries , Charger , Colt , Colt Vista , Conquest , Daytona , Diplomat , Lancer , Omni
, Aries , Charger , Colt , Colt Vista , Conquest , Daytona , Diplomat , Lancer , Omni
, Aries , Charger , Colt , Colt Vista , Daytona , Diplomat , Lancer , Omni , Shadow
, Aries , Colt , Colt Vista , Daytona , Diplomat , Dynasty , Lancer , Omni , Shadow
Aries , Colt , Colt Vista , Daytona , Diplomat , Dynasty , Lancer , Omni , Shadow , Spirit
Colt , Colt Vista , Daytona , Dynasty , Monaco , Omni , Shadow , Spirit
Colt , Colt Vista , Daytona , Dynasty , Monaco , Shadow , Spirit , Stealth
Colt , Colt Vista , Daytona , Dynasty , Monaco , Shadow , Spirit , Stealth , Viper
Colt , Colt Vista , Daytona , Dynasty , Intrepid , Shadow , Spirit , Stealth , Viper
Colt , Colt Vista , Daytona , Intrepid , Shadow , Spirit , Stealth , Viper
Avenger , Intrepid , Neon , Spirit , Stealth , Stratus , Viper
Avenger , Intrepid , Neon , Stealth , Stratus , Viper
Avenger , Intrepid , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Intrepid , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Intrepid , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Intrepid , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Intrepid , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Brisa , Intrepid , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Brisa , Intrepid , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Brisa , Intrepid , Magnum , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Brisa , Magnum , Neon , Stratus , Viper
Avenger , Brisa , Caliber , Charger , Magnum , Stratus , Viper
Avenger , Brisa , Caliber , Charger , Magnum , Viper
Avenger , Brisa , Caliber , Challenger , Charger , Magnum , Viper
Avenger , Brisa , Caliber , Challenger , Charger , Viper

Современный модельный ряд

Легковые автомобили

АКПП)

Отрывок, характеризующий Dodge

В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.
За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.
– Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов.
– Этот как тут? – спросил Пьер.
– Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..
Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым.
– Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов.
– Так, так.
– А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть.
– Так… так…
– И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости.
– Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера.
В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру:
– Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!
Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:
– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.


История марки "Dodge"

Краткая биография братьев Додж

 История марки Додж - это история , воплотившая в жизнь великую американскую мечту, история братской любви и верности идеалам.

  Однажды в Америке, в маленьком городке Найлз, что в штате Мичиган родились два брата. В 1864 году родился старший - Джон, а затем в 1868 младший - Горас. Их отец Дениел Додж вместе со своими братьями владел маленьким литейным цехом и мастерской по ремонту железнодорожного оборудования. Жизнь была трудна, Джон подрабатывал на разгрузке вагонов, младший Горейс в свои девять лет работал пастухом.

 В 1882 году скончался брат главы семейства Доджей . У Дениела возникают трудности в ведении бизнеса, и семье приходится покинуть родной город. Вначале семья переехала в Порт-Гурон. Там семнадцатилетний Джон и четырнадцатилетний Горас устроились на работу в "Upton Manufacturing Compny" (производство сель.хоз. техники). Здесь братья на практике постигают мастерство работы с механизмами.

 В 1886 году состоялся еще один переезд в Детройт, где Джон вскоре находит себе работу в "Murpwy Boil Works". Проработав там год, Джон помогает устроиться туда и младшему брату. У Джона был "пробивной" характер и организаторские способности - это было замечено руководством и он получает должность начальника цеха. Дела шли не плохо, но в начале 1890 годов случилось несчастье - Джон заболел туберкулезом. Джон был вынужден уволиться, а все финансовые тяготы семьи взял на себя Горас.

 Горас тоже увольняется с прежнего места работы по причине низкой оплаты, и устраивается на новую работу в мастерской Генри Лиланда. Мастерская выпускала широкий спектор продукции - от деталей велосипедов до паровых котлов. В это время здоровье Джона пошло на поправку, но он попрежнему не мог работать в задымленных цехах. Джон и Горас решают найти себе более экологичное место работы.

 Вот так и попадают братья Додж на предприятие "Dominion Typograph Company". Здесь старший брат быстро дорос до начальника цеха. А Горас при помощи своего изобретения значительно улучшил велосипедный подшипник. Фактически он придумал велосипедную втулку, и получил патент на свое изобретение.

Фред Эванз - управляющий "Dominion Typograph Company" решил открыть вместе с братьями Додж дочернюю фирму, "Evans & Dodge Bicycle", отдав для этого в аренду часть своего предприятия.На фирме изготовлялись велосипеды с усовершенсвоваными по задумке Гораса подшипниками. Предприятие процветало до конца 19 века. Затем на велосипедном рынке США и Канады начался передел, и конкурентам удалось поглотить предприятие. Доджи удачно продали долю в велосипедном бизнесе и открыли свое собственное дело. В это же время налаживается и их личная жизнь - оба брата женились и стали многодетными отцами.

 Вскоре образовалась новая фирма "Dodge Brothers ". Предприятие занималось очень многим - разовые заказы связанные с изготовлением деталей, ремонт оборудования и пр. Компания Доджей славилась своей надежностью и качеством работы. На это обратил внимание Генри Форд и обратился к Доджам с предложением о сотрудничестве. В рамках этого союза, братья Додж поставляли две трети комплектующих для машин Форда . Джон Додж занимал пост вице призедента "Ford Motor Company ". Это сотрудничество прекратило свое существование спустя 11 лет, в 1914 году, из-за разногласий в ведении дела. В работе у братьев всегда проявлялась специализация. Джон Додж вел бизнес, а Горас Додж был погружен в изобретения и совершенствование механизмов. Пришло время самостоятельно выпускать собственные автомобили.

 Доджи оборудуют свои цеха под производство собственных машин. Первый автомобиль - Dodge Model 30, шутливо прозвали Старушкой Бетси. у него был четырехцилиндровый двигатель в 35 сил, который разработал лично Горас, электрический стартер, спидометр. Корпус у Бетси был из металла (до этого корпуса в основном делались из дерева). Модель стоила дороже, чем Ford , но была более технически совершенной и надежной. На Dodge Model 30 появился большой спрос среди населения. Бизнес процветал и приносил огромные прибыли.

 В Первую мировую войну Доджи помогли армии союзников поставляя военные грузовики, которые по окончании войны превратились в коммерческие автомобили.

Братья Додж, которым суждено было стать одними из богатейших людей Америки, приняли жизненный старт с самой низкой точки. Джон и Хорас родились не то чтобы в нищете, но в бедности точно. Их отец Дэниел Додж держал маленькую литейную мастерскую и едва сводил концы с концами. Возможно, именно крайняя нужда так сплотила ребятишек. Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте (старший из братьев - Джон родился в октябре 1864-го), Доджи были неразлучны словно близнецы. С младых ногтей они старались быть полезными семье. Джон, к примеру, за 50 центов в неделю гонял соседскую корову на пастбище и помогал местному извозчику разгружать мешки с отрубями.

Интерес к технике настиг Доджей в совсем еще юном возрасте. Собственно, ничем другим сорванцы интересоваться и не могли, даже если б захотели. Весь их узкий мирок составляла крошечная мастерская отца, где мальчишками, а затем и подростками они проводили напролет дни и ночи.

В 1891-м братья из родного городка Найлс, что на границе Мичигана и Индианы, перебрались в Детройт. С работой здесь было получше. Поначалу Доджи устроились в Murphy Engine company, специализировавшуюся в производстве и ремонте паровых машин. Причем всего за полгода на новом месте от разнорабочего Джон дорос до бригадира. В Murphy Engine братья проработали около четырех лет, набравшись практического опыта в производстве и ремонте самой разнообразной техники. Затем они перебрались в соседнюю Канаду, получив место токарей в компании Canadian Typograph. Здесь дела пошли еще бодрей. Джон вскоре получил должность начальника смены, а Хорас (надо сказать, из двух братьев он был более одаренным в техническом плане, зато Джон с лихвой компенсировал некоторое отставание предпринимательской жилкой) изобрел и запатентовал конструкцию колесной втулки, не боящейся попадания грязи. Это стало отправной точкой. Джон отыскал инвестора (детройтского промышленника Фреда Эванса) и на его деньги в арендованной мастерской братья построили свое первое транспортное средство. Нет, пока еще не автомобиль, а всего лишь велосипед. Джон и Хорас наладили производство двухколесной модели Evans & Dodge - на стыке веков она пользовалась неплохим спросом.

В конце 19 века велосипедные мастерские в Америке открывались сотнями. И сотнями же закрывались. Двухколесный бизнес активно концентрировался в руках крупных игроков. И четко осознав, что на выпуске велосипедов разбогатеть не получится, Доджи в 1901-м вернулись в Детройт. После продажи своего велосипедного предприятия у них завелся небольшой капиталец, а город, находившийся в предвкушении автомобильной лихорадки, которая затем захлестнет всю Америку, только и ждал, чтобы быть завоеванным.

Новое дело

Братья рассудили трезво. Открыть собственное производство автомобилей они не могли - знаний у них, возможно, было и не меньше, чем у первых заокеанских автопромышленников, но имевшихся в наличии $7500 на подобный размах явно не хватало. Зато аккуратные, ответственные и дорожащие собственной репутацией Доджи стали прекрасными исполнителями. Они основали небольшой бизнес по производству комплектующих. Шесть токарей, шестеро подмастерьев плюс сами Джон и Хорас, не гнушавшиеся стоять за станком и вести финансовую документацию, выполняли самые разнообразные заказы: от мелкого ремонта до сборки двигателей.

Братьям, надо признать, очень повезло с заказчиками. Одним из первых клиентов семейной фирмы стал Рэнсом Эли Олдс собственной персоной. Основатель «Олдсмобиля» и создатель первого массового автомобиля США заказывал у братьев одноцилиндровые моторы для своего «Скругленного передка», а затем и двухскоростные трансмиссии. Один только этот контракт принес молодой компании все, о чем только можно мечтать, - деньги, известность, репутацию. Но на горизонте появился еще более крупный, как оказалось, клиент - некий Генри Форд.

Доджи стали партнерами Ford Motor Company буквально со дня основания фирмы в 1903-м. Моторы, трансмиссии, а затем и мосты, носившие клеймо братьев Додж стояли на всех первых «Фордах» начиная с модели А и заканчивая легендарным Ford T. Уже в 1904-м Джон стал одним из пяти директоров Ford Motor Company. Тогда же неразлучные братья обеспечили себя и свои семьи на всю жизнь. Сравнительно небольшой пакет акций - по пятьдесят на брата в 1903-м и еще по тысяче каждому в 1908-м - сделал их мультимиллионерами. Когда спустя девять лет Генри Форд, решив сосредоточить контроль над компанией в собственных руках, начал скупать долю бывших компаньонов, за акции братьев ему пришлось выложить $25 миллионов! И это в деньгах 1917 года. По нынешнему курсу получается все 330 миллионов...

Сами с усами

Впрочем, к тому времени Джон и Хорас уже и сами слыли известными автопромышленниками. В самостоятельное плавание братья решили отправиться сразу по нескольким причинам. Во-первых, Генри Форд постепенно отказывался от практики аутсорсинга, концентрируя производство комплектующих в стенах собственной компании. Плюс, по меткому выражению Джона, они «просто устали быть мелочью в необъятном кармане Форда». И в 1914 году братья организовали собственную автомобильную фирму. Этот, как сегодня сказали бы, старт-ап был обречен на успех.

В автомобильных кругах Америки того времени репутация Доджей плечами доставала до неба. Еще никто не видел их первый автомобиль, а количество желающих продавать его побило все мыслимые рекорды. Братья получили предложения о сотрудничестве более чем от 22 тысяч дилеров со всей страны! Испортить такое начало мог лишь откровенно провальный продукт. Но Доджи слишком долго были причастны к секрету успеха главного автомобиля Америки - речь, конечно же, о Ford T, - чтобы допустить промах. Братья прекрасно знали о всех плюсах и минусах хитовой «Жестянки Лиззи», поэтому и с концепцией первой самостоятельной модели определились довольно быстро. Это должен быть не самый дешевый, но все еще доступный для широкого потребителя качественный массовый автомобиль. Настолько же более совершенный, насколько и более дорогой, нежели «Лиззи».

Если уж совсем в двух словах, Dodge Model 30 представлял собой усовершенствованный Ford T. Несомненными преимущеcтвами «Доджа» стала 3-ступенчатая коробка передач (у Ford только двухступенчатая), 35-сильный 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор (на тот момент «тэшка» могла похвастать лишь 20-ю лошадками) и полностью цельнометаллический кузов фирмы Budd. Здесь у Model 30 вообще не было аналогов. Во всяком случае, в массовом сегменте. Правда, и цена от $785 почти вдвое превышала базовый прайс «Лиззи». Но братья не сомневались в успехе.

Вот так красочно и необычно выглядела поначалу фирменная эмблема Dodge. Причем знак, похожий на звезду Давида, на самом деле лишь перевернутые латинские D, символизирующие фамилии братьев. Впрочем, со временем, уже после смерти Доджей, неоднозначный дизайн фирменной эмблемы, вызывавший кривотолки, решили изменить. После Второй мировой некоторые модели Dodge украшал вот такой геральдический герб. Долгое время вместо эмблемы использовался простой шильдик с надписью Dodge. Лишь в 90-х фирменным знаком стала знаменитая голова барана, а после того, как Ram превратился в отдельный бренд, эмблема компании снова сменилась. Теперь это крест и надпись Dodge, вписанные в поле геральдического щита

Скажите, а что будет делать армия владельцев «Форд-Т», когда им захочется купить настоящий автомобиль? - посмеивался Джон, отвечая на вопросы о перспективах модели.

Все так и вышло. Уже в первый год продаж братьям удалось реализовать 45 тысяч «тридцатых». В 1916-м продажи превысили отметку в 70 тысяч, что позволило Dodge, вернее, Dodge brothers - именно под таким именем компания существовала до 1930 года, - стать четвертой автомобильной компанией США, после лишь Ford, Willys-Overland и Buick.

«Бензиновые миллионеры»

Правда, нельзя сказать, что мир богатых и знаменитых принял автомобильных нуворишей с распростертыми объятиями. Не будем забывать, Доджи вышли из очень простой семьи и слыли мужчинами, мягко говоря, простого склада. Оба любили приложиться к бутылке и частенько попадали в неприятные истории. Уж что такое заварушка в питейном заведении с обязательным битьем бутылок и смачным мордобоем, неразлучные братья знали не понаслышке. Неудивительно, что слегка прямолинейных Доджей не особо жаловали в высшем свете, презрительно называя Джона и Хораса «бензиновыми миллионерами». Те, по возможности, старались отвечать высшему свету той же монетой.

Когда из-за непростого характера и сомнительной репутации Доджам отказали в членстве в престижном детройтском «Кантри клабе», они решили отомстить. Додж и Хорас выкупили прилегающий к пафосному клубу участок земли с намерением построить на нем абсурдно большой и как можно более безвкусный особняк, который бы в прямом смысле бросал тень на здание «Кантри клаба». К счастью, до самого строительства дело не дошло, остановились на стадии устных угроз и потрясаний кулаками. В любом случае, общий уровень отношений Доджей и детройтского истеблишмента в свете этого инцидента исчерпывающе понятен.

Возможно, великосветские манеры и правда были чужды братьям, однако назвать их безголовой деревенщиной - большая ошибка. Достаточно вспомнить, что Хорас являлся едва ли не главным меценатом Детройтского симфонического оркестра. Он также вложил немало средств в строительство нового городского концертного зала, а его дочка выучилась на прекрасную пианистку.

Судьба-злодейка

Удивительное в мире большого бизнеса явление. За годы и даже десятилетия искренняя дружба Джона и Хораса ни разу не дала и трещинки. В богатстве и достатке братья были так же неразлучны, как и в годы полуголодной юности. И Джон, и Хорас давно обзавелись семьями - жены, детишки, все как полагается, но все равно, для каждого из них родной брат оставался самым близким в мире человеком. Так было всегда. До самого конца.

Как пишут в плохих романах - ничто не предвещало беды. В первых числах нового 1920 года Хорас отправился на нью-йоркское автошоу и... подхватил грипп. Болезнь перетекла в воспаление легких и стремительно прогрессировала. Лучшие врачи разводили руками - в то время грипп был действительно очень и очень опасен. Но Хорас все-таки выздоровел. Возможно, благодаря поддержке брата, который буквально не отходил от его кровати. Вот только дело обернулось еще хуже... Теперь грипп скрутил уже самого Джона, и 14 января в возрасте 55 лет он, не приходя в сознание, умер в номере отеля Ritz-Carlton.

Хорас, абсолютно опустошенный потерей самого близкого человека, будто сразу потерял интерес к жизни. Он протянет меньше года и скончается в декабре того же трагичного для Доджей 1920-го. На его похоронах играл Детройтский симфонический оркестр в полном составе.

Одна из крупнейших в Штатах автомобильных компаний по наследству перешла под контроль вдов Джона и Хораса. В 1925-м барышни продали Dodge brothers специалистам по финансовым инвестициям фирме Dillon Read And Co. Те, в свою очередь, провозившись с компанией еще пару лет, осознали, что производство автомобилей - бизнес несколько более сложный, нежели банковские махинации, и уступили фирму Уолтеру Крайслеру, ударными темпами строившему собственную автоимперию.

Тогда поглощение «Крайслером» «Доджа» сравнивали с сардиной, умудрившейся проглотить кита. Однако именно эта сделка стала знаковой для покупателя. Получив в свое распоряжение производственные мощности и широкую сбытовую сеть Dodge brothers, Уолтер Крайслер со временем достроил свою империю до масштабов, сравнимых с Ford и General Motors. Dodge и поныне является неотъемлемой частью FIAT-Chrysler, специализируясь на выпуске моделей спортивного плана.

Данила Михайлов


Топ-10

10 лучших моделей Dodge по версии «Авто Mail.Ru»

Model 30 (1914)

Первый и такой важный автомобиль, заложивший основу процветания компании. Верный нехитрой философии «улучшенного Ford T», Dodge Model 30 походил на свою ролевую модель даже внешне. Более того, как и «Жестянная Лиззи» «тридцатка» первые несколько лет также предлагалась на рынке только в черном колере.

Dart GTS (1968)

Свою нынешнюю славу мускул-бренда Dodge начал зарабатывать во второй половине 60-х. Компания далеко не первой вышла на рынок «маслкаров», зато по максимуму использовала возможности нового сегмента. У Dodge имелся спорткар для любого возраста и достатка. Скажем, скромный с виду и весьма недорогой Dart GTS с 7,2-литровым V8 по сути представлял собой дрэгстер, легальный для дорог общего пользования. Мощность - 375 л.с., крутящий момент - 650 Н∙м. В 1968-м это обеспечивало разгон до сотни всего за 5 секунд.

Coronet (1969)

Еще один бюджетный седан, ставший масл-каром. В базе Coronet представлял собой не слишком мощное и довольно унылое с виду средство передвижения. В заряженных версиях Super Bee или Six Pack этот Dodge превращался в безжалостное к покрышкам и соперникам средство увеличения водительской потенции. При мощности под 400 л.с. и тяге за 660 Н∙м этого волка в овечьей шкуре лучше и не охарактеризуешь.

Charger (1970)

В наших краях маскл-кары Dodge известны в меньшей степени, нежели продукция Ford или Chevrolet. На деле на рубеже 70-х в Штатах не было более крутой тачки, нежели Charger в исполнении R/T (Road and Track). V-образный восьмицилиндровый мотор Hemi только по паспорту выдавал 425 л.с. Многие не без оснований полагали, что реальная мощность машины приближалась к 500 лошадям, а занижена она была исключительно из страховых соображений. Прибавьте к этому потрясающий дизайн с хромированной петлей переднего бампера и узнаваемым обрамлением задней оптики, и вы поймете, почему эта машина давно в пантеоне великой классики.

Challenger (1970)

Еще одно имя из золотого фонда мускулкаростроения. В начале 70-х (как, впрочем, и сегодня) «Челленджер» не давал продохнуть заряженным «мустангам» и «камаро». V-образная восьмерка с тремя сдвоенными карбюраторами Six Pack по паспорту выдавала 290 л.с. В реале мощность доходила до 350 коней, но главное - более компактный и легкий «Челленджер» по крайней мере не уступал более мощным, но зато и более тяжелым конкурентам. Четверть мили со старта он делал за 14 с небольшим секунд, а дисковые тормоза и специально настроенная подвеска выделяли этот «Додж» в ряду поникаров-одноклассников.

«Додж» (Dodge Division), отделение американской корпорации «Крайслер», специализирующееся на выпуске легковых автомобилей, а также автомобилей повышенной проходимости. Штаб-квартира в Хайленд-Парке (пригороде Детройта).

Американцы Джон и Горейс Додж основали собственную фирму в 1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и «Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха).

Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после «Форда»), но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания пошла на спад. Уже в 1928 году Dodge Brothers была куплена набравшим силу Уолтером Крайслером, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. Прочные автомобили «Додж» с честью выдержали испытания Первой мировой войной, когда их использовали как штабные и санитарные автомобили.

В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации «Крайслер» и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler. Сегодня, наряду с легковыми автомобилями, под маркой Dodge изготовляются также внедорожники, минивэны и пикапы. Логотип "Dodge" регулярно менялся, но чаще всего (как и в настоящее время) в эмблеме фигурировала... баранья голова. Как считают некоторые специалисты, "виной" тому одна из моделей Dodge, изогнутый выхлопной коллектор которой напоминал витые рога горного барана...

Завод Dodge в Аргентине был продан в 1980 году Volkswagen. Существовал ряд дочерних и совместных - с долевым участием Dodge - компаний, выпускавших грузовые Dodge в Великобритании, Индии, Австралии и Турции. Однако, в рамках курса на консолидацию, проводимого фирмой Chrysler эти фирмы вышли из сферы влияния этой американской корпорации.

В составе корпорации Chrysler Dodge выделяется своим спортивно-внедорожным имиджем. Легковая программа Dodge полностью копирует таковые от Chrysler и Plymouth, зато внедорожники фирмы выпускаются лишь под одной маркой. Может быть, благодаря этому факту, а также несомненной внешней привлекательности моделей Dakota, Durango и Ram, имя Dodge ассоциируется с внедорожниками и, конечно же, спортивный суперавтомобиль (родстер) Viper, выпускающийся и как спортивное купе.

Dodge Caravan, переднеприводный минивэн с поперечно расположенным двигателем, появился в модельной программе Chrysler в 1984 году и произвел настоящую революцию на автомобильном рынке. Концепт был уникальным и в то же время настолько практичным, что в короткое время завоевал большое количество поклонников. В Европу автомобиль поставляется под именем Chrysler Voyager. Наряду с Jeep Grand Cherokee модель является самым продаваемым "американцем" на европейском континенте. Dodge Caravan соответствует аналогичным моделям Chrysler Town & Country и Plymouth Voyager.

Разработка "Dodge Viper" (или "Chrysler Viper" в Европе - по имени родительской компании для "Dodge") духовного наследника Cobra, была санкционирована президентом корпорации "Chrysler" Бобом Лутцем (Bob Lutz) в 1989 году. Прототип новой модели стал звездой на международном автосалоне в Детройте в 1989 году. Окончательный вариант модели "Viper RT10" был готов в 1991 году. Выпустив спортивную модель Viper GTS, концерн Chrysler продемонстрировал свое намерение активно участвовать в автоспорте. На Детройтском автосалоне 2000 г. был показан прототип Viper GTS/R с 500-сильным мотором V10, развивающим максимальную скорость около 320 км/ч.

Концерн Chrysler, выпустив в январе 1992 года автомобили Dodge Intrepid, заставил многих изменить свое отношение к американским автомобилям. Рестайлинг пять лет спустя сделал его отличным от аналога Concord в модельном ряду Chrysler. Современные модели дополняет спортивная комплектация Intrepid FVT. В модельном же ряду Dodge - Intrepid является единственным автомобилем высокого класса.

Dodge Neon преемник Shadow, переднеприводный седан Golf-класса, впервые был представлен во Франкфурте-на-Майне в 1993. Параллельная модель марки Plymouth Neon. В Европе под маркой Chrysler. Самый дешевый автомобиль в производственной программе фирмы, быстроходный и комфортабельный (под лозунгом "для молодых"). В январе 1999 в Детройте - новая версия с измененным дизайном передней части и модифицированной подвеской.

Двухместное переднеприводное купе Dodge Avenger впервые было представлено зимой 1994, дебютировало одновременно с Chrysler Sebring и является его конструктивным аналогом.

Dodge Stratus, переднеприводный седан с поперечно расположенным двигателем (преемник модели Spirit). Впервые в качестве прототипа был представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994. Весь облик машины поражает цельностью и законченностью, и не зря этот автомобиль, только под маркой Chrysler, довольно успешно продается в Европе. Премьера новых моделей Stratus 2001 модельного года состоялась на автосалоне в Чикаго зимой 2000 г. С появлением новинки решено отказаться от названия Avenger.

Высокомощный и крупногабаритный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) Dodge Durango с отключаемым полным приводом (преемник модели Ramcharger) впервые был представлен в Детройте в январе 1997. Этот комфортабельный джип с мощным V-образным восьмицилиндровым мотором может составить серьезную конкуренцию популярному «Гранд Чероки».

Очень успешно продвигаются на рынке пикапы «Дакота», выпускаемые грузовым отделением, и завоевавшие титул «спортивного грузовика года» в 1996 году. С 1997 года в свет выходит второе поколение Dodge Dakota. Созданный на жесткой лонжеронной раме, автомобиль конкурирует с грандом жанра Ford F-150. Агрессивный мощный кузов с выразительными подштамповками на дверях и боковых панелях ясно говорит о характере автомобиля.

Только в США и Канаде по итогам 1999 г. было произведено 1561,4 тыс. различных моделей Dodge. Около 1080 тыс. единиц из них составили пассажирские модели Neon, Stratus, Avenger, Intrepid, Caravan, Durango и Viper.

Существенное обновление производственной программы Dodge в 2001 году. Появление новые моделей Stratus и Stratus Coupe (вместо Avenger), минивэны Caravan/Grand Caravan, а также несколько спортивных модификаций под индексом R/T. А также обновление вседорожника Durango.

На автосалоне в Чикаго дебютировал полноразмерный пикап Dodge Ram нового поколения. Ram предыдущего поколения появился в 1993 году и стал настоящим откровением в стилистике и формообразовании полноразмерных пикапов. До сих пор он носит неофициальное звание самого привлекательного и стильного легкого грузовика в США. Неоднократно модернизировавшиеся с тех пор пикапы Ford и Chevrolet так и не смогли превзойти Dodge по красоте и лаконичности дизайна.

Интернет сайт: www.dodge.com

Представительство в России: