» » Что такое седан универсал хэтчбек. Что выбрать — хетчбек, универсал или седан? Основные отличия конструкций

Что такое седан универсал хэтчбек. Что выбрать — хетчбек, универсал или седан? Основные отличия конструкций

Развитие современной инфраструктуры дало толчок к широкому распространению различных вариаций легковых автомобилей для городского трафика и междугородних перевозок. Особой популярностью среди отечественных потребителей пользуются хэтчбеки и универсалы.

Но, чем же отличается хэтчбек от универсала? А также в чём заключаются их преимущества перед «классическими» седанами? В этой заметке мы ответим на самые распространённые вопросы автомобилистов.

Хэтчбек – это вариация легкового автомобиля с укороченным свесом, задней дверью-«люком» и багажным отделением небольшого объёма, совмещённым с салоном. В зависимости от конкретной комплектации, в машине может быть 1 (реже) или 2 ряда сидений, 3 или 5 дверей. Багажное отделение можно существенно увеличить, просто сложив задние сиденья.

Появление хэтчбеков стало результатом растущего спроса на городской автомобиль, за рулём которого водитель комфортно чувствовал бы себя в плотном городском трафике в час пик. Граница корпуса проходит по краю задних колёс. Компоновка в большинстве случаев предусматривает передний привод с поперечно расположенным двигателем. Эти решение позволяют существенно увеличить манёвренность авто, сделать возможной парковку в сложных условиях.

Новичок, который только закончил автошколу, будет себя чувствовать уверенней на хэтчбеке, поскольку на нём значительно лучше ощущаются габариты кузова.

Ещё раз обратим внимания на характерные отличительные черты:

  • Укороченный задний свес – благодаря этой черте хэтчбек легко отличить от других модификаций по внешнему виду;
  • Объём багажника менее вместителен, чем в универсалах или других вариациях;
  • В задней стенке есть дверь. В некоторых случаях стекло в ней может открываться отдельно.

Из-за того, что салон фактически совмещён с багажников, пассажиры могут жаловаться на неприятный запах, исходящий из багажника, если там регулярно перевозятся специфические продукты питания, моторные масла и т.д.

Универсал: всё своё беру с собой!

Универсал представляет собой пяти дверное легковое авто на базе седана такой же модели, в котором 4 двери расположены по бокам попарно, и одна – в задней части кузова. Последняя расположена вертикально и является крышкой багажного отделения, которое сообщается с салоном машины.

При необходимости объём багажного отделения можно увеличить, сложив задний ряд сидений (так же, как и в хэтчбеке, о котором мы говорили выше).

Из всех видов легковых авто, универсалы лучше всего приспособлены для грузоперевозок, поэтому они в течение многих лет пользуются неизменной популярностью у людей, работающих с габаритным багажом.

К недостаткам класса, как правило, относят повышенный травматизм среди пассажиров в результате ДТП. При столкновении груз из багажника может вылетать в салон. В некоторых странах правилами дорожного движения предписывается использование специальной разделительной сетки, который защищает людей от форс-мажорных ситуаций.

Основные отличия хетчбека от универсала

Общие черты, присущие хэтчбеку и универсалу – оба класса представляются собой модифицированный седан с фактически объединённым салоном и багажником.

Отличия хэтчбека от универсала заключаются в следующем:

  • Размер багажного отделения — в Хэтчбеке он существенно меньше. Универсал отлично подходит для грузоперевозок и зачастую приобретается частными предпринимателями и средними компаниями именно для этих целей;
  • Хэтчбек отличает более элегантным дизайном задней части кузова. Наклонная дверца выглядит значительно красивее, чем строгий вертикальный свес универсала. Женщины зачастую делают выбор, исходя из этого;
  • Универсал длиннее хэтчбека. Это может быть существенным недостатком в городских условиях, если авто используется только для перевозки пассажиров, но когда речь идёт о габаритном грузе, это однозначно преимущество;
  • Хэтчбек может поставляться в «спортивной» 3-дверной комплектации;
  • Универсалы, как правило, стоят дороже хэтчбеков той же серии.

Оба класса легковых авто, рассмотренных в этой статье, занимают свою нишу на отечественном рынке и пользуются спросом среди российских автолюбителей благодаря своим особенностям.

Очень часто покупатели нового авто не представляют, какой автомобиль им лучше подойдет. С каким типом кузова. Седан или хетчбек, а может универсал?

Давайте рассмотрим преимущества и недостатки каждого из типов кузовов автомобилей.

Седан

Седан подкупает своей красотой, эти автомобили, как правило, хорошо смотрятся, хорошо продаются и, вообще, пользуются всеобщей любовью наших покупателей.

Седаны имеют следующие преимущества:
Более мягкая подвеска, по сравнению с хетчбеками, - обусловлена особенностями развесовки массы автомобиля по осям. Высокая популярность, т.к. автомобиль седан имеет традиционную форму кузова: исторически первые автомобили были седанами, при этом многим людям нравятся традиционные вещи и, соответственно, автомобили с традиционным дизайном.

Седаны имеют представительный вид. В связи с тем, что они не такие практичные, как другие виды автомобильных кузовов, то у людей складывается мнение, что если человек купил не совсем практичный автомобиль - значит он имеет высокий доход и высокий статус в обществе.

Недостатки седанов:
Малый багажник, слабые возможности трансформации салона. В седан не уместится горный велосипед, небольшой скутер или детская коляска (в хетчбеки и универсалы все это можно уместить). Малый полезный объем салона для задних пассажиров, т.к. часто их крыша в задней части салона делается покатой, что уменьшает свободное место над головами пассажиров.

Хетчбек

Хетчбеки имеют следующие преимущества:
Практичный салон, широкие возможности трансформации. Как следствие, при желании, можно объединять пространство багажника с пространством салона. Много места для задних пассажиров, т.к. крыша у хетчбеков крайне редко имеет покатую форму.

Недостатки хетчбеков:
Как правило, хетчбеки имеют неоднозначную внешность. И напоминают классический автомобиль - седан с отпиленным багажником. Так же свою лепту в это вносит и то, что они, как правило, выше седанов - издержки практичности.

Подвеска более жесткая чем у седанов в связи с тем, что колеса у хетчбеков разнесены по краям кузова (для увеличение полезного внутреннего пространства, ведь хетчбеки практически всегда компактнее седанов, и, следовательно, внутреннее пространство надо откуда - то добывать).

Универсал

Универсалы имеют следующие преимущества:
Универсалы имеют все те же преимущества, что и хетчбеки, но, кроме этого, имеют еще большее внутреннее полезное пространство. Все это позволяет улучшить внешний вид универсала за счет того, что можно делать более пологой заднюю часть автомобиля, а не почти строго вертикальной, как у хетчбеков.

Недостатки универсалов:
Из недостатков можно отметить, что подвеска у универсалов более жесткая, чем у седанов и хетчбеков. Это обусловлено тем, что они имеют большую грузоподъемность и, соответственно, производителям приходится устанавливать на них более жесткие пружины подвески и амортизаторы с другими характеристиками, что бы избежать пробоев подвески при полной загрузке автомобиля.

В СССР не было не только секса, но и типов автомобильных кузовов. Вернее, тип кузова был всего один - классический седан . Позже страна узнала об универсалах - например, такими были белые «Волги», работающие в медслужбе. А с приходом перестройки появились хэтчбеки - «девятки» ВАЗ-2109. А потом понеслось: купе, родстеры, кроссоверы, микровэны , лифтбеки - сам Генри Форд ногу сломит. А тут еще на помощь производителям пришел маркетинг: автогиганты стали называть свои новые модели и вовсе загадочными словами вроде «четырехдверное купе» или «фастбек». «Комсомолка» попробовала собрать все воедино и разобраться в современных типах автомобильных кузовов.

Отметим сразу - все так смешалось, что подогнать разнообразие современных автомобильных форм к общему знаменателю сегодня невозможно. Что ни возьми за основу - все равно найдутся автомобили, совершенно не попадающие в класс. Упростив отдельные моменты, мы решили разделить все типы кузовов на три группы: трехобъемные, двухобъемные и однообъемные.

Трехобъемные кузова

Главный признак - выступающий капот и багажник, как в классических «Жигулях » первой модели. Это самый консервативный тип кузовов, и постепенно мировая мода на такие машины угасает - мол, никакой универсальности и возможностей трансформации салона и багажника. В эту группу попадают седаны, купе (включая кабриолеты) и пикапы .

Самый яркий представитель трехобъемного кузова - это седан , который пока еще присутствует в модельном ряду практически всех производителей. В отличие от Европы седан имеет огромную популярность на белорусских дорогах, где «престиж это все», а многие водители до сих пор разделяют машины на седаны и не седаны.


Купе - тот же седан, только не с четырьмя, а с двумя дверями. Купе обычно строятся на базе седана и имеют спортивный уклон - более низкий кузов, мощные моторы.


Кабриолет - это седан или купе с мягкой крышей-тентом, которая складывается за задними сиденьями и поднимается в случае необходимости. Но мягкий верх не позволял использовать автомобиль круглый год, поэтому в конце 90-х начал набирать популярность новый вариант открытого кузова - хардтоп-купе. На первый взгляд это обычное купе, но стоит нажать кнопку - и жесткая металлическая крыша поднимается и аккуратно складывается в багажник, превращая купе в кабриолет. Двухместный кабриолет (без второго ряда сидений) называется родстер .


Пикап - это машина с открытой грузовой площадкой, отделенной от салона жесткой перегородкой. Проще говоря, это уменьшенная копия обычного грузовика - как в фильмах про американских фермеров. Большинство пикапов строятся на одной платформе с внедорожниками и обладают хорошей проходимостью. В Беларуси , да и во всей Европе, пикапы популярностью не пользуются, зато в США от них без ума.

Двухобъемные кузова

У них нет выступающего багажника, а его задняя крышка открывается только вместе со стеклом и считается еще одной дверью. То есть бывают трехдверные и пятидверные автомобили. К двухобъемным кузовам относятся хэтчбеки, универсалы , а также созданные на их базе кроссоверы и внедорожники . Двухобъемные кузова выделяются наиболее вместительными багажниками (универсалы) и компактными размерами (хэтчбеки).



Главное отличие хэтчбека от универсала - это длина багажника. Кроме обычного хэтчбека еще существует лифтбек - хэтчбек с почти трехобъемным кузовом. У лифтбека крышка багажника имеет небольшой выступ и напоминает седан, но открывается вместе с задним стеклом. Основное преимущество хэтчбека - его компактность и маневренность, зато универсал всегда выигрывает по объему багажника.


Большинство внедорожников и кроссоверов (о них чуть позже) по сути - универсалы, но их можно выделить в отдельный класс из-за внешности и размеров. Внедорожник , благодаря большому дорожному просвету, полному приводу и наличию рамного кузова, всегда выше любого универсала и большинства кроссоверов. Кроссовер хоть и старается выглядеть как внедорожник, но не может похвастаться рамным кузовом и внушительным клиренсом и очень часто уступает внедорожнику по высоте. Кроме того, все чаще кроссоверы создаются на базе хэтчбеков и отличаются от них лишь повышенным дорожным просветом и большими колесами. Такие часто называют паркетниками - мол, псевдовнедорожник годится лишь для езды по ровному асфальту.


Однако в последнее время популярность кроссоверов во всем мире, да и в Беларуси, очень сильно выросла. Несмотря на то, что первые кроссоверы появились сравнительно недавно, почти каждый производитель уже имеет в своем модельном ряду такой кузов или планирует его добавить в ближайшее время.

Однообъемные кузова

Они не имеют далеко выступающего капота и багажника - двигатель и багажный отсек находятся практически в салоне. Однообъемные кузова гордятся огромным количеством вариантов трансформации своих просторных салонов. Сюда относятся самые молодые типы кузова: минивэны, компактвэны и микровэны - то есть практически все семейные автомобили любых размеров. Различить эти варианты кузова можно по размерам машины и по количеству рядов сидений.



Микровэн - это просто увеличенный в высоту хэтчбек с более просторным салоном. В микровэне нет третьего ряда сидений. Первые микровэны появились только 5 - 7 лет назад, но уже стремительно набирают популярность в Европе, и даже на наших дорогах их можно встретить все чаще.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Со временем разница между типами кузовов становится все менее заметной. Чего стоит только седан-хэтчбек Skoda Superb (крышка багажника открывается и со стеклом, и без него) или практически однообъемный хэтчбек Honda Civic. Стремление производителей создать максимально универсальный автомобиль скоро приведет к тому, что понять, какой у машины тип кузова, будет невероятно сложно. Например, из-за плавных замыленных форм седан Mercedes CLS рекламщики назвали «первым четырехдверным купе в мире». А внедорожник BMW X6 и вовсе назвали Sports Activity Coupé. Хотя кузов двух последних автомобилей многие специалисты называют фастбек - из-за формы крыши, плавно перетекающей в багажник. Оказалось, что этот термин использовали еще в 1930-е годы для обозначения машин с каплевидной задней частью. В общем, не за горами времена, когда при НАН РБ откроется кафедра истории автомобильных кузовов, а студенты БНТУ или БГЭУ будут защищать дипломы на тему «Четырехдверное купе: отголоски наследия или жертва маркетинга?»

Приобретаем машину мы не каждый год и при ее выборе предъявляем большой список требований. Производитель, цена, расход топлива, пассажировместимость - все это должно быть учтено. Важным критерием является и тип кузова. Именно от него зависит внешний вид, комфорт при эксплуатации, проходимость автомобиля. Существует много видов кузова: кабриолет, купе, пикап, лимузин, кроссовер и другие. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся на российских дорогах: седан, хэтчбек, универсал. И попробуем разобраться, что лучше.

Типы кузова

Разберем наиболее распространенные типы кузова:

  • Седан - это кузов легковой машины с багажником, отделенным от салона сидениями. Такой тип еще называют трехобъемным: салон и багажник представляют собой два замкнутые прилегающие пространства (третьим считается моторный отсек). Крышка багажного отделения называется капотом. Заднее стекло сопоставимо по углу установки и площади с лобовым. Преимущественно модели машин имеют 4 двери и 2 ряда сидений.
  • Хэтчбек - это кузов с укороченным задним свесом, то есть расстоянием от заднего колеса до заднего бампера. Кузов двухобъемный - багажник — часть салона и расположен за пассажирскими сидениями. Чтоб скрыть содержимое багажника и обезопасить пассажиров, предусмотрена производителем натягивающаяся тканевая сетка. В задней стенке есть подъемная дверь, обеспечивающая доступ в салон. У подавляющего большинства современных хэтчбеков эта дверь наклонная. Модели выпускаются как с 3, так и с 5 дверями.
  • Универсал - легковой автомобиль, имеющий 5 дверей и багажное отделение, объединённое с салоном. Отличается большим объёмом багажника. Пятая задняя дверь может быть подъемной, открывающейся набок, двустворчатой. В салоне возможно установить дополнительный ряд пассажирских сидений. Седан и универсал имеют одинаковую длину кузова.

Отличие седана от хэтчбека

Мы выяснили характеристики кузова седана и хэтчбека. Теперь разберемся, чем они отличаются и какими обладают преимуществами.

  • Длина машины . Хэтчбек на 30-40 сантиметров меньше за счет укороченного заднего свеса. Это влияет на маневренность и значительно упрощает парковку. Это важно в городе, где каждый дюйм парковочного места на счету.
  • Развесовка по осям . Седан имеет преимущество за счет равномерно распределенной весовой нагрузки на колеса.
  • Задний свес . У хэтчбека он укорочен и благодаря этому его проще припарковать задним ходом, не боясь задеть бордюр. Из-за брызг с дороги хэтчбеку необходимы задний стеклоочиститель с омывателем.
  • Объем салона . За этот параметр плюс получает седан, так как здесь более удобный салон для пассажиров. И хотя у его конкурента салон считается больше за счет багажника, он не настолько комфортен. Тем более, чтобы сделать подходящий микроклимат в хэтчбеке, понадобиться больше времени на обогрев салона или, наоборот, его охлаждение.
  • Объем багажника . Трудно сказать, кто выигрывает. Объем самого багажника в седане больше. Но в хэтчбеке можно сложить пассажирские сидения, что даст дополнительное пространство. При этом полезное пространство соизмеримо, но погрузить, например, телевизор или длинные предметы, в седане затруднительно. Хэтчбек делает практичным и большое погрузочное окно.
  • Безопасность . Седан явно выигрывает, так как при аварии разгерметизация салона сзади практически невозможна. Пассажиры хэтчбека при столкновении часто получают травмы предметами, которые находились в багажнике. В некоторых странах даже обязывают использовать специальную разделительную сетку.
  • Соединение кузова . Сложно сказать, на чьей стороне преимущества, скорее это зависит от ситуации. Плюсы соединенного пространства салона и багажника:
  1. доступ к багажу, не выходя из машины;
  2. в нестандартной ситуации возможно попасть в машину через заднюю дверь;
  3. увеличение объема багажника за счет салона.

Положительные стороны изолированного багажника:

  1. При перевозке канистры с топливом или открытой банки краски, запаха вы не почувствуете, и это не скажется на вашем самочувствии.
  2. Открывая багажник, вы не изменяете микроклимат в салоне автомобиля.
  3. Безопаснее перевозить небольшие вещи.
  • Удобство управления . В хэтчбеке граница корпуса автомобиля проходит по краю задних колес, это дает возможность водителю лучше почувствовать габариты машины. Практически у всех моделей седанов низкий клиренс, что не дает свободно ездить по грунтовым дорогам или разбитому асфальту.
  • Задний обзор . Начинающие автолюбители обратят внимание, что в седане он шире. Это достигается в результате большого заднего стекла и небольшого расстояния до водителя. В хэтчбеке это расстояние больше, а само стекло меньше, таким образом, получается туннельный эффект или уменьшенный угол обзора.
  • Внешний вид . У седана более солидный, презентабельный вид. Хэтчбек же ближе к спортивной машине.

Что выбрать?

Выбирая машину, определитесь, какие функции, кроме доставки из пункта А в пункт Б, она должна выполнять.

Если вы планируете переезд, ремонт, пополнение в семье или частые выезды загород, то лучше остановить свой выбор на хэтчбеке. Он поможет перевести крупногабаритные грузы, например, небольшой холодильник, телевизор, коляску или карниз. А также справиться с ухабами на дороге благодаря более высокой посадке и адаптированной подвеске.

Российский покупатель предпочитает седан за его комфорт, респектабельный вид, безопасность. Если же вы возите множество мелочей - лучшим вариантом будет машина с закрытым кузовом.

Как мы видим, характеристика вида кузова в разных ситуациях может играть как на нас, так и против. При покупке автомобиля ориентируйтесь не только на эстетику внешнего вида, но и на свои потребности и практичность. Машина расскажет окружающим о вашем статусе, образе жизни и даже характере.