» » Что лучше выбрать — кроссовер или универсал? Какие преимущества и недостатки у кроссоверов и универсалов? Кроссовер или универсал что выбрать.

Что лучше выбрать — кроссовер или универсал? Какие преимущества и недостатки у кроссоверов и универсалов? Кроссовер или универсал что выбрать.

Статья о кроссоверах и универсалах - их достоинства и недостатки, сравнения по различным параметрам. В конце статьи - интересное видео о кроссоверах и универсалах на бездорожье.

Содержание статьи:

Выбор автомобиля зависит от многих факторов, индивидуальных для каждого водителя: бензиновый или дизельный двигатель, городское или внедорожное назначение, цвет, техническая начинка, а также тип кузова. Даже одна и та же модель может обладать несколькими вариациями кузова, что иногда сбивает с толку покупателей. Например, кузова универсал и кроссовер имеют много сходств, но не меньше и отличий. Как их сравнивать? Насколько принципиальны недостатки и перевешивают ли достоинства?

Главные особенности кроссоверов и универсалов


Кроссоверы не зря еще называют «паркетниками» - это городские внедорожники, чья проходимость хороша на разбитых дорогах и при парковке на возвышениях. Однако при попадании в действительно сельскую местность они окажутся столь же беспомощными, как обычные седаны.

Автомобиль имеет североамериканскую родословную, где они оснащаются преимущественно передним приводом, а с суровыми внедорожниками их связывают лишь некоторые внешние признаки.

В России же традиционно смешали всё в одну кучу, сделав паркетники полноприводными и приписывая им несуществующие качества.


Универсалы не обладают столь высокой посадкой, проходимостью и сочетанием мощи с компактными габаритами, хотя в автомобильной летописи известны случаи превращения универсала в кроссовер, что произошло с Audi A6 Allroad.


Универсал - комбинация седана с хетчбэком, редкий долгожитель на авторынке. В Советском Союзе «Москвич» представил свою версию универсала, названного «Комби». Следом за ним появился ВАЗ 2102, который в полной мере можно назвать первым настоящим отечественным универсалом.

Если кроссоверы предпочитают молодые, дерзкие люди, то универсал – это вместительный семейный автомобиль. Огромный багажник позволит путешествовать всей семьей с горой вещей или отправиться с рассадой на дачу, не теряя при этом динамических качеств и внешней привлекательности.

Так, Audi RS 6 превзойдет не только седаны, но даже купе своими скоростными показателями. Под капотом у этого, вроде бы, абсолютного «помощника домохозяйки» 560 лошадиных сил, которые преодолевают сотню за каких-то 3,9 секунды.

Теперь внимательнее рассмотрим плюсы и минусы представителя каждого из этих семейств.

Кроссовер: преимущества


Какие же качества позволяют паркетникам доминировать на всех автомобильных рынках от России и Европы и до Африки и Австралии?

Обзор

Широкие сиденья, высокая посадка водителя делают процесс вождения очень комфортным и предоставляют большую видимость, практически избавляя от мертвых зон.

Безопасность

Исследования страхового института дорожной безопасности показали, что, несмотря на высокие показатели надежности седанов и хэтчбеков им очень далеко до безопасности, демонстрируемой кроссоверами. Даже в случае попадания в ДТП водители паркетников получают намного меньше собственных травм и повреждений на автомобиле.

Вместимость

Кроссовер может вместить пассажиров больше, чем любой другой легковой автомобиль, исключая, конечно, минивэн. Авторынок предлагает модели с 3 рядами сидений, достаточно широких, чтобы на них расположились не только дети или вещи, но и взрослые люди.

Этим показателем кроссовер ломает тот стереотип, что он не может стать семейным автомобилем.

Багажник

Если даже такая вместимость салона оказалась недостаточной для поездки в отпуск или за город большой компанией, к вашим услугам увеличенный объем багажника.

Большой, но внешне компактный, очень вместительный, проходимый кроссовер становится универсальным транспортом для всех категорий водителей и любого функционального назначения.

Буксировка

Для активных людей способность кроссовера перевозить достаточно тяжелые грузы окажется незаменимой. Ему под силу буксировка прицепа с мотоциклом, снегоходом и лодкой, даже с легким кемпером. Безусловно, во всем надо знать границы и не использовать паркетник в качестве грузовой фуры.

Дорожный просвет

Самое весомое преимущество этого класса машин, позволяющее эксплуатировать ее как в городских реалиях, так и на грунтовых дорогах. Особенно ощутимо это качество скажется в зимнее время, когда любые трассы становятся непроходимыми.

Экономичность

При всех вышеперечисленных плюсах кроссоверы - еще и весьма экономичные машины, в некоторых случаях даже превосходящие по расходу топлива небольшие седаны. Большинство моделей оснащены турбированными двигателями небольшого объема, что вкупе с низким коэффициентом сопротивления воздуха существенно сэкономит бюджет своего владельца на топливе.

Стайлинг

Не самая основная характеристика, но и немаловажная. Современным легковушкам часто не хватает какой-то оригинальности, грубой привлекательности, неповторимого стиля. Кроссоверы последнего поколения вдохнули новизну в автомобильный дизайн, который несколько истощил фантазию в седанах и универсалах.

Достоинства универсалов


Популярность этих кузовов ощутимо упала в последние годы, но заслуженно ли?

Функциональность

Как мы уже выяснили, кроссоверы впечатляюще вместительны, но универсалы ничем не уступают им в этой характеристике. У него превосходная комфортность салона и большое внутреннее пространство при меньшем весе по сравнению с конкурентом. А большая доля моделей имеет дополнительную функцию по установке запасных сидений, если необходимо перевезти группу людей свыше 5 человек.

Динамика

По сравнению с паркетниками универсалы обладают низким центром тяжести. Зачем он необходим? Разница почувствуется при разгоне, когда при тех же технических качествах и силовых агрегатах универсал оставит соперника далеко позади себя.

Автолюбители ошибочно записывают универсалы в машины для домохозяек и пенсионеров-дачников. Авторынок предлагает широкий выбор мощных спортивных моделей, сравнимых с седанами, например, универсал Mercedes AMG E-Class.

Экономичность

Низкая посадка, меньший дорожный просвет уменьшают сопротивление воздуха, что способствует экономии топлива. Напрямую влияет на расход и небольшой вес автомобиля. Если же приобрести дизель, то экономическая выгода по сравнению с кроссовером будет просто фантастической.

Полный привод

Как уже упоминалось, в Россию поставляются полноприводные кроссоверы, невероятно устойчивые и надежные на дорогах. Но современные универсалы обладают аналогичной паркетнику полноприводной системой. Вот только подобные модели стоят в разы дешевле кроссоверов при такой же проходимости и маневренности. А Audi Allroad обладает практически схожим с кроссовером дорожным просветом.

Кстати, эксперты утверждает, что управляемость полноприводных универсалов намного выше, чем у соперников.

Необычность

На паркетниках сейчас ездит каждый второй автовладелец, поэтому такой машиной никого не удивишь. Зато не заметить универсал на дороге невозможно. Таким образом, потребитель, сделавший выбор в пользу этого типа кузова, не только получит функциональную и надежную машину, но еще и бросающуюся в глаза.

Кроссовер: недостатки


Неужели при таком количестве достоинств кроссовер может иметь какие-то минусы?

Стоимость

Первый и основной недостаток. Безусловно, цена кроссоверов существенно превосходит стоимость любого универсала. Это объясняется более высокой прочностью деталей ходовой части, конструкцией кузова и в целом большим количеством материала, затраченного на производство.

Кстати, большинство владельцев паркетников уверены, что прочность гарантирует им низкую вероятность поломок. Здесь важно понимать, что ходовая часть имеет усиленную конструкцию в первую очередь для того, чтобы выдержать вес кузова.

Эксплуатационные затраты

Изначально выложив круглую сумму за новый автомобиль, владельцу и дальше придется вливать в него внушительные средства. Ему придется переплачивать за мелкий и крупный ремонт, сезонную смену резины, замену масла и прочие услуги. Даже эвакуация кроссовера оценивается дороже того же универсала вследствие его массы и размеров.

Топливо

Хотя уже говорилось об экономичности кроссоверов, по сравнению с универсалами они намного прожорливее. Одинаковый двигатель на обоих автомобилях покажет абсолютно разный расход – почему? Потому что кроссовер тяжелее, габаритнее и по определению обладает полным приводом, что в совокупности прибавляет к расходу дополнительные литры.

Минусы универсала

Статусность

Стереотипы слишком сильны в умах автовладельцев, а так как универсалы никогда не блистали особой популярностью, сейчас их вовсе вытесняют седаны и кроссоверы. Даже при всех их достоинствах редкий водитель задумывается о приобретении именно этого типа кузова, кажущегося неэлегантным и неповоротливым.

Проходимость

Несмотря на то, что сейчас на рынок поступают универсалы повышенной проходимости, по общим показателям даже лучшие их представители все же хуже любого среднего кроссовера.

Парковка

Удлиненный кузов создаст сложности при парковке в городских условиях. Там, где кроссовер займет одно место, универсал расположится на все два. В пробках, узких переулках, в заставленных машинами дворах жилой зоны владельцу универсала придется основательно потрудиться, чтобы найти достаточно места для своего «корабля».

Однозначно ответить на вопрос о том, какой тип кузова лучше, невозможно. Здесь важна цель, для которой приобретается автомобиль, местность и условия, в которых предполагается его эксплуатация. И, конечно, личные предпочтения каждого конкретного автомобилиста.

Видео о кроссоверах и универсалах на бездорожье:

Кроссовер эконом — класса или универсал, т.е. грузопассажирский автомобиль “повышенной проходимости” — что более подходит для российских реалий? Рено Дастер или Лада Веста кросс? Автомобили предназначены для разных задач, у них разные возможности. Авто разных классов сравнивать конечно же, некорректно, но с выходом Lada Vesta cross — именно такой выбор встал перед массой автолюбителей. Единственное, что сближает машины — это ценовой коридор.

Сравниваем технические характеристики

Чтобы разобраться в вопросе технических характеристик необходимо сравнить Лада Веста Кросс и Рено Дастер. Сравниваем.

Веста кросс — первый автомобиль ВАЗа с таким уровнем безопасности и оснащения. Компактным, но вместительным универсалом нетрудно управлять и на городских улочках, а при длительных поездках, внедорожные возможности (повышенный дорожный просвет, пластиковый обвес, снижающий степень повреждений от летящего из-под колес гравия), сослужат свою службу.

Дастер — признанный лидер в своем классе. В нем Рено удалось совместить крепкий автомобиль, неплохие внедорожные качества и приемлемую цену. В автомобиле в наличии практически все необходимые современному автомобилисту опции. Машина безусловно надежная — за всю историю продаж не выявлено каких-то глобальных проблем, систематических поломок — они практически всегда носят частный характер. Серьезных детских болезней не зафиксировано. Да и недавний рестайлинг серьезно стимулировал продажи.

Двигатели и трансмиссии

Лада Веста кросс, в сравнении с Рено Дастер проигрывает ему по количеству силовых агрегатов. Она комплектуется 2-мя двигателями, оба однорядные, четырехцилиндровые, четырехтактные, атмосферные, 16-ти клапанные, с ременным приводом ГРМ и чугунным блоком цилиндров:

  • ВАЗ 21129 — 1, 6 л., мощность 106 л.с., крутящий момент 148 н/м при 4200 оборотов/ мин. Такой двигатель ставится только в паре с 5 МКП, средний расход бензина — 7,5 л.;
  • ВАЗ 21179 — 1,8 л., мощность 122 л.с., крутящий момент 170 н/м при 3750 оборотов/мин. Этот двигатель может устанавливаться с 5 МКП и с 5 ст. роботом.

Дастер комплектуется 3-мя двигателями, 2 — мя бензиновыми, однорядными, четырехцилиндровыми, четырехтактными, атмосферными,16-клапанными, с ременным приводом ГРМ. Кроме этого, на машину ставится и экономичный турбодизель dCi. В России примерно 80% продаж приходится на бензиновые моторы:

  • двигатель объемом 1,6 л. — 114 л.с., крутящий момент 156 н/м при 5750 оборотах/мин, средний расход бензина 8,5-9 литров. Этот двигатель может устанавливаться как в паре с 5 МКП, так и в паре с 6 МКП — на машинах с полным приводом;
  • двигатель объемом 1,8 л. — 143 л.с., крутящий момент 195 н /м при 5500 оборотах/мин, средний расход бензина 8,5 литра. Этот
  • двигатель может устанавливаться и с 6 МКП, и с автоматом. Ставится на 4х4 и 4х2 версии;
  • турбодизель имеет объем 1,5 литра, и крутящий момент 200 н/м при 1750 оборотах/мин., средний расход около 5 литров. Эти двигатели работают с 6 МКП или 4 ст. автоматом.

Веста кросс имеет передний привод. Устанавливаются КПП двух видов — 5 МКП и специально разработанная для России, не боящаяся никаких морозов, роботизированная АКПП. Передняя подвеска независимая, типа МакФерсон, несколько доработанная для усиления. Дисковые тормоза установлены на все колеса. Руль имеет регулировки и оборудован электроусилителем. Полноприводное оборудование, о котором было заявлено, не устанавливается, проект отложен в силу ряда разных причин. На заднем мосту стоит полунезависимая торсионная балка. В случае появления полноприводной версии, задняя подвеска станет рычажной и независимой.

Дастер имеет две версии трансмиссии — с приводом на передние колеса и полноприводный. Если внедорожник построен на базе Рено Логан, то применяемая полноприводная трансмиссия от Ниссан, и поныне ставится на модели Икс-Трейл и Кашкай. Она может работать в трёх режимах, (Авто, Лок и 4х2), по-разному, распределяя крутящий момент.

Суть ее работы такова — при движении по хорошим дорогам, крутящий момент поступает лишь на передние колеса, так как многодисковая муфта включения заднего привода отключена. В режиме Авто, специальный датчик включает задний привод, зажимая муфту при пробуксовке передних колес, и выключает, когда в заднем приводе нет необходимости. В режиме 4х4 многодисковая муфта принудительно включена и постоянно передает крутящий момент на задние колеса. Передняя подвеска независимая, МакФерсон, задняя тоже независимая, рычажного типа. На модели 4х2 рычаги на задней подвеске заменяет балка.

Габариты и экстерьер

Длина Весты кросс 4424 мм., ширина автомобиля 1785 мм. Если стоят рейлинги высота увеличивается до 1532 мм. Веста кросс на 4 мм. выше Дастера благодаря своим семнадцатидюймовым колесам и увеличенному клиренсу, который порадует любителей езды “там, где кончается асфальт”. А черные накладки на бампере позволили ей обогнать паркетник в длину на 2 см.

Дизайн экстерьера Весты кросс видится хорошо отработанным. Нет дисбаланса в форме и размерах деталей кузова. Выполненные в черном цвете стойки сливаются с тонированными стеклами, становясь незаметными. Оригинально смотрится антенна, смахивающая на акулий плавник. Измененная форма крыши, заниженная к “атлетичной” корме, придает машине спортивность. Неокрашенный (что делает незаметными царапины) пластмассовый обвес, не только защищает кузов от гравия, но и контрастно подчеркивает яркий окрас. Решетка радиатора с массивными хромированными перекладинами и крупным логотипом производителя, выглядят стильно.

Выштамповки сбоку и молдинги на бампере, наводят на мысли о стиле Х.

В “российском” исполнении “Дас”, или Рено Дастер, отличается большим количеством хромированных элементов, (решетка радиатора, накладки на зеркала и т.п.), и довольно изящными фарами. Присмотревшись к рестайлинговой версии замечаешь новые, переработанные кузовные панели, и стилизованный дизайн радиаторной решетки. На бамперах новые, мощные вставки, головная оптика с полосками ДХО, слегка напоминает оптику семейства Jeep. Интересно смотрятся стилизованные задние габаритные огни. Более мускулистый вид приобрел капот, неплохо смотрится переработанная багажная дверь.

В целом получилось этакое брутальное авто, как для любителей грунтовых дорог, так и для городской езды.

Интерьер автомобилей

Внутри Lada Vesta cross довольно привлекателен. Продуманные, плавные линии лобовой и приборной панели, стильно выполненные дефлекторы как бы окантовывают экран мультимедиа. Верхняя панель из мягкого пластика, утопленные в три больших, глубоких колодца приборы. Длинные, средней жёсткости, подушки сидений, внутри, в общем то все неплохо. Может быть только множество оранжевых вставок — на любителя, это скорее какой-то корейский стиль.

На Рено Дастер установлена интуитивно понятная приборная панель. Клавиши управления ограничителем скорости и круиз контролем имеются на руле. Пластик мягкий, приятный, тихий. Сиденья обшиты износостойким материалом, имеют усиленную боковую поддержку. Нижняя подушка сидений, для предотвращения усталости ног, удлинена. На случай аварии у сидений имеется функция программируемой деформации.

Блок управления мультимедиа расположен на рычаге за рулём, и это давнишнее, неудобное решение, которое французы никак не исправят. Дефлекторы далеки от изящности, но довольно практичны, с большим количеством настроек. И внешне, и внутренне Дастер консервативен. Это просто трудяга, стоящий именно тех денег, что за него просят.

Сравниваем комплектации и цены

Vesta cross SW продается в трех версиях — Классик, Комфорт и Люкс. И если версия Классик стоит немногим менее 600 т.р., уже имея при этом все необходимое оснащение, то в базе у Дастера все обстоит гораздо хуже. Здесь, заплатив 639 т.р., мы имеем переднеприводную модель, с 5 МКП и 1,6 л. двигателем. 4х4 с 6 МКП в базовом оснащении + 121 т.р. Кондиционер в этой версии у Дастера отсутствует, но можно установить за 30 т.р., что негативно сказывается на цене. Подогрев лобового стекла отсутствует — таковой имеется только на заднем.

Слегка приближается к Весте Классик по комплектации Дастер в версии Expression. На нем также установлен 1,6 л. двигатель и 5 МКП, но цена уже 790 т.р., и опять без кондиционера. А это ещё 30 т.р., итого 820 т.р. Таким образом значительно обогнав Весту кросс по цене, Дастер, все равно отстает по оснащению.

Вывод: сравнив комплектации цены мы видим значительный отрыв Весты.

Итог сравнения

Сегодняшняя Веста кросс коренным образом отличается от своих предшественниц. Здесь уже можно говорить об уровне иномарок эконом-класса. Здесь не бросается в глаза, как ранее, откровенная экономия всем и вся. Качество и проблемы обсуждать пока рано, хотя, с учётом того, что это почти копия седана и универсала, имеющих опыт эксплуатации, думается что обойдется без глобальных недочетов.

Дастер дороже, но проходимее. Это 100% качественная иномарка эконом-класса. С учетом опыта многолетних продаж Дастера и отсутствия откровенных проблем при его эксплуатации, Весте трудно спорить с ним. Весте придется доказывать, что она не хуже, т.е. догонять, а это значит, что у Дастера более выигрышная позиция изначально. Есть у наших машин такое свойство — вдруг, без видимых причин, начать безудержно дорожать, в этом случае на Весте кросс можно ставить крест. Впрочем, кроме цены, против Дастера играет ещё и тот фактор, что Веста новая модель, Дастер же в продаже с 2009 г. Да, не так давно был рестайлинг, но существенных улучшений он не привнес.

Для выбирающих Дастер или Веста скажу: Веста кросс — оптимальный вариант для города. Она ярче, выигрывает во внутренней и внешней отделке, лучше укомплектована за те же деньги. Что касается “внедорожности” — поездки на дачу — ее максимум. Что же касается рыбалки, охоты, езды по бездорожью - это все про Дастер.

Видео

Легковые универсалы в России не в большом почете. Нашим покупателям больше подавай седаны, хэтчи, кроссоверы и внедорожники. Но у некоторых "сараев" все же есть шанс зацепиться на нашем рынке. Это очень узкий и немногочисленный сегмент универсалов, так сказать, слегка повышенной проходимости.

Строят их, как правило, на основе обычных универсалов, но увеличивают им клиренс за счет модернизации подвески, на кузов и днище прикручивают защитные элементы, ставят колеса побольше и чуть "зубастее", непременно оснащают полным приводом - и готово. Не кроссовер или внедорожник, конечно, но уже и не прежняя легковая "пузотерка", которая кланяется каждой кочке. Причем у некоторых таких "сараев" клиренс получается на зависть некоторым внедорожникам. Например, у того же нового вседорожного универсала Volvo V90 Cross Country днище и землю разделяют аж 210 мм!

Но про V90 Cross Country мы уже недавно . А в этот раз пройдемся по таким же моделям других компаний.

Audi A4/A6 allroad quattro

Год выпуска: с 2016/с 2014

У Audi таких "приподнятых" универсалов нашлось сразу два, младший из них - A4 allroad quattro (верхнее фото). Его первое поколение показали в 2009 году, а нынешнее - в этого года. Отличия от обычного универсала А4 Avant - защитный обвес кузова с расширенными колесными арками, увеличенный до 175 мм клиренс и, конечно, фирменный постоянный полный привод с межосевым "самоблоком" Torsen. Расщедрились и на адаптивную подвеску. И целую россыпь агрегатов: на выбор - два дизеля на 150, 163, 190, 218 или 272 л.с., бензиновый турбомотор в 252 л.с., "робот" или классический автомат...

И A4 allroad quattro, и A6 allroad quattro (на фото) сегодня продаются в России, но моторы у обоих - только бензиновые. За первого просят от 2 739 000, за второго - 3 795 000 рублей.

Но флагман - это, конечно, A6 allroad quattro, впечатлявший еще в момент своего дебюта в 1999 году. Пневмоподвеска увеличивала клиренс до 208 мм, а полный привод, бензиновый 250-сильный битурбомотор, 180-сильный дизель и даже бензиновый V8 в 300 л.с. позволяли "зажигать" и на асфальте, и вне его. Была даже пониженная передача в раздатке! Нынешний A6 allroad quattro от 2014 года поскромнее. Пневмоподвеска есть, но клиренс - максимум 185 мм, и "понижайки" уже давно нет. Зато осталось много моторов на выбор: 3-литровый дизель выдает 190, 218, 272 или 320 л.с., а 3-литровый бензиновый агрегат развивает 333 л.с.

Mercedes-Benz E-Class All-Terrain

Год выпуска: с 2016

В Mercedes-Benz долго смотрели на конкурентов, прежде чем решиться завести себе такую нехарактерную модель. И своим вседорожным "сараем" компания разродилась только в этом году: новейшую полноприводную модель All-Terrain представили на Парижском автосалоне в сентябре. В ее основе - универсал E-Class Estate, тоже нового поколения, а сама версия All-Terrain станет переходным звеном от него до кроссовера GLE. Как узнать на улице? Новые бамперы с накладками, решетка радиатора, массивный обвес кузова из черного пластика, оригинальные колесные диски на 19 или 20 дюймов - все это выдает машину с головой.

Mercedes-Benz All-Terrain может появиться в России уже весной. Правда, пока нет ни цен, ни четкой информации о том, какие будут моторы. Обычные же универсалы будут продавать только с бензиновыми движками.

Плюс увеличенный клиренс, само собой. По сравнению с обычным универсалом E-Class, у All-Terrain дорожный просвет больше на 29 мм (15 мм дали настройки подвески, а еще 14 мм - более высокий профиль покрышек). При этом в базовом оснащении уже есть пневмоподвеска Air Body Control, которая может изменять клиренс от 121 мм до максимальных 156 мм во внедорожном режиме All-Terrain. Двигатели - 2-литровый дизель отдачей в 194 л.с. и 400 Нм, работающий в паре с 9-ступенчатым автоматом и обеспечивающий разгон до "сотни" за 8 секунд. Плюс 3-литровый V6 на тяжелом топливе, выдающий 258 л.с. и сочетающийся с той же коробкой. Позже ожидаются и бензиновые двигатели.

Opel Insignia Country Tourer

Год выпуска: с 2013

Представляя в 2013 году вседорожный универсал Insignia Country Tourer, опелевцы заявили, что конкурировать он будет не абы с кем, а с Audi A6 Allroad! Чтобы влезть в узкую нишу таких машин, "Инсигнии" увеличили клиренс (правда, всего на 20 мм - до 175 мм), заковали в защитный пластиковый обвес… Но в остальном Country Tourer остался обычной Insignia с шильдиком 4x4.

Insignia Country Tourer успела добраться до России до кризиса, но продавалась недолго и покинула наш рынок вместе с Opel. На подходе - новое поколение, но мы его вряд ли увидим.

В моторную гамму полноприводной версии сегодня входят 2-литровый бензиновый турбомотор в 250 л.с. и 170-сильный турбодизель того же объема. Причем интересно, что оба мотора могут сочетаться как с 6-ступенчатой "механикой", так и с автоматом! Но замах на Audi, конечно, выглядит слишком оптимистичным. Та же А6 ощутимо больше Insignia (относится к сегменту Е, а не к сегменту D), комплектуется более мощными моторами и стоит гораздо дороже (а значит - богаче оснащена). В реальности главным конкурентом новинки выглядит Alltrack - аналогичная по концепции версия универсала VW Passat. До которого мы еще доберемся.

Skoda Octavia Scout

Год выпуска: с 2014

Свой "высокий" универсал по имени Scout появился у Skoda в 2006 году во втором поколении модели Octavia. Клиренс, по сравнению с обычным моноприводным "сараем", был увеличен на 40 мм, в приводе заднего моста стояла муфта Haldex, кузов защищали пластиковые накладки…

Российским покупателям Skoda Octavia Scout дизели, увы, "зажали": у нас этот универсал продается только с бензиновым турбомотором и стоит от 1 854 000 рублей.

Нынешнего "Скаута" компания представила в 2014 году, и подходы к его созданию не изменились. За счет иной подвески клиренс увеличен до 171 мм, установлены более высокопрофильные 17-дюймовые покрышки, а задний мост при пробуксовке передних колес подключает все тот же Haldex, только уже пятого поколения. На выбор - бензиновый турбомотор 1,8 TSI в 180 л.с. в паре с 6-ступенчатым "роботом", два дизеля (1,6 л и 110 л.с. или 2 л и 150 л.с.) с МКПП и топовый дизель на 184 л.с. в связке с коробкой DSG.

Год выпуска: с 2015

Кто в нашем обзоре реально "собаку съел" на полноприводных универсалах повышенной проходимости - так это Subaru! Ведь первый такой "сарай" появился у компании еще в 1994 году: знаменитая внедорожная версия Outback впервые была сделана на базе универсала Legaсy и со временем выделилась в отдельную модель.

Дизельные Subaru Outback до нашего рынка так и не добрались, но все бензиновые варианты у нас продаются. Оба - с вариатором и системой полного привода АСТ с муфтой в приводе заднего моста. От 2 399 000 рублей попросят за мотор 2,5 л, а флагманский V6 тянет аж на 3 399 900 рублей.

Нынешнее поколение "Аутбека" выпускают с 2014 года. И под легковым кузовом - клиренс в более чем серьезные 213 мм, не постыдные не то, что для кроссовера, но даже и для внедорожника! И, несмотря на немалые свесы кузова, Outback очень прилично

Кроссовер покупают для штурма бордюров и спокойных выездов на природу. Но его вместительность зачастую владельца не удовлетворяет. То сзади места мало, то багажник напоминает бардачок. При этом не так уж много людей обращают взор на универсалы повышенной проходимости (УПП). А зря.

УПП — что за зверь?

Легендарными представителями этого сегмента можно назвать Subaru Outback и Audi Allroad. Они — эталоны универсала повышенной проходимости. И, что важно, своей актуальности не растеряли и по сей день.

Для создания «Аутбэка» использовалась 5-дверная Legacy, а «Олроуд» — A6 Avant. Конструкторы немного увеличили дорожный просвет, «всунули» полный привод, усилили подвеску, а также нарядили авто в защитные «юбки». Вот и все, универсал повышенной проходимости готов.

Сейчас на рынке много представителей этого класса. Смущает только одно — цена. Но постепенно (особенно если брать докризисную ситуацию) стоимость таких машин начала снижаться. Просто к этому сегменту подтянулись не столь именитые бренды. Например, у «Шкоды» есть очень симпатичная модель Octavia Scout (правда, стоит она сейчас от 1 636 000 рублей). Раньше чехи продавали еще и более дешевую Fabia Scout, но сейчас ее нет на нашем рынке. У Renault есть Sandero Stepway. Даже АвтоВАЗ и тот представлен в этом сегменте — Kalina Cross.

В более элитный список входят: Outback, A4 и А6 Allroad, Volvo XC70. Даже у Volkswagen была модель Passat Alltrack. Есть и еще несколько моделей, но, в общем, список не так уж и мал.

Так в чем разница и сходство?

В большинстве УПП и кроссоверы очень похожи, но различия все же имеются. И если дорожный просвет что у тех, что у других составляет примерно от 17−21 сантиметра, то внедорожные способности разные.

Например, Volkswagen Tiguan благодаря хорошим углам съезда и въезда, может спокойно «скакать» по горкам. А вот А4 Allroad далеко не факт, что сможет преодолеть препятствие. Он или сядет на «брюхо» на вершине, или же банально даже на пригорок заехать не сможет. Главное преимущество кроссоверов перед «прокаченными» универсалами — геометрическая проходимость. У первых она значительно лучше. Поэтому для активного штурма бездорожья пригодны только кроссоверы.

А вот на асфальте, особенно если путь пролегает по извилистой дороге, УПП рулятся лучше своих конкурентов. Дело в том, что у кроссоверов довольно приличный клиренс, а кузов сам по себе высокий. А значит, выше и центр тяжести. Поэтому с управлением SUV не все так гладко, как хотелось бы. Понятно, что конструкторы пытаются решить эту проблему, но многие автопроизводител и выбирают самый легкий и очевидный путь — просто «зажимают» подвеску. И авто становится жестким и болезненно воспринимает встречи с огрехами дорожного полотна.

Теперь о вместительности. За счет кузова универсалы повышенной проходимости способны взять на «борт» гораздо больше всевозможного груза. Конкуренцию в этом плане им могут составить разве что большие, серьезные 7-местные кроссоверы. Но только и цена на них соответствующая.

Общее то, что и те, и другие, в большинстве своем, оснащаются самыми «продвинутыми» на сегодняшний день системами полного привода, которые адекватно работают и в теплое время года, и в холодное. Про дорожный просвет все понятно — его достаточно для многих «приключений». Легковые авто, даже самые высокие, таким клиренсом похвастаться не могут.

Что выбрать?

В этом вопросе отталкиваться нужно от того, что требуется от автомобиля. Если на первом месте стоят внедорожные способности — выезды на природу, причем, зимние -выбор, конечно, нужно делать в пользу кроссовера.

Ну, а если ценятся управляемость, сверхбольшая вместительность, а выезды на серьезное бездорожье находятся под знаком табу, то — универсал повышенной проходимости.

Кто был первым?

Отцом-основателе м сегмента универсалов повышенной проходимости считается компания Subaru. Они первыми вывели на рынок машину Legacy Outback, которая полностью соответствовала заявленному классу. Появилась ровно двадцать лет назад, а главными покупателями стали жители США.

И, надо сказать, Subaru попали в яблочко. Машина стала очень популярной. В ней все, о чем мог только мечтать американец: и комфорт, и вместительность, и высокий дорожный просвет, и «неубиваемая» подвеска, и неплохие внедорожные способности. И при этом — отличная управляемость.

На успех японцев не могли спокойно смотреть в компании Audi. И потому уже в 1999 году представили свой универсал повышенной проходимости — Allroad. Ну а позже начали подтягиваться и остальные.

Эти автомобили нельзя называть полноценными кроссоверами, но и от классических универсалов они отличаются. Потому было придумано специальное обозначение, характеризующее авто как универсальны повышенной проходимости.

В техническом плане инженеры доработали настройку педали тормоза, внесли корректировки в вариатор, электроусилитель рулевого колеса и подвеску. Теперь машина ощущается более комфортной и мягкой.

Это уже пятое поколение модели Outback в истории компании Субару. Последний представитель модельного ряда характеризуется солидной и выразительной внешностью, за которой удалось сохранить традиционные для универсала черты.

В своём походном состоянии Outback в исполнении компании Субару получил внушительный дорожный просвет, равный 213 мм.

Основными преимуществами машины считается высокое качество сборки, эргономика, комфорт и удобство. Автомобиль лишён каких-то изысков и чрезмерной декоративности. Субару понимает, для чего нужна такая машина и в каких условиях Outback может эксплуатироваться.

Не обошли конструкторы Субару вниманием и вопрос грузоперевозок, обеспечив 527 литров пространства в багажном отсеке. Они могут несколькими движениями превратиться в 1801 литр, стоит только опустить задний ряд кресел.

Базовым считается 2,5-литровый мотор мощностью 175 лошадиных сил, не обеспечивающий превосходную динамику, но позволяющий в среднем расходовать около 7,7 литров топлива. Но куда интереснее выглядит второй мотор на 260 лошадок при объёме 3,6 литра. Его средний расход возрастает сразу до 10 литров в смешанном цикле и до 14 литров на 100 километров в городе.

A4 Allroad

Ещё один автомобиль, который не покидает рейтинг лучших универсалов практически с момента появления этого сегмента. Разработка от компании Ауди относится к категории полноприводных универсалов, имеющих отличную проходимость в разных условиях эксплуатации.

В данной ситуации речь идёт уже о 5 поколении А4, который выполнен в модификации Allroad Quattro. Если сравнивать со стандартной моделью, то здесь машина получила более презентабельный и мощный дизайн, что удалось достичь за счёт пластикового обвеса, широких колёсных арок и самих высокопрофильных покрышек.

Универсал подняли сразу на 20 миллиметров по сравнению с простой версией А4, но это всё равно дало лишь 160 миллиметров дорожного просвета. Не самый высокий показатель среди всех автомобилей, попавших в топ.

Никаких нареканий на эргономику, качество отделки и внешний вид салона нет. Это Audi, а потому тут изначально всё на высоком уровне.

В штатном положении заднего ряда багажный отсек приподнятого универсала способен вмещать до 505 литров груза. Но если опустить сиденья, объём возрастает до внушительных 1510 литров.

Для разных рынков Ауди предлагает различные силовые агрегаты, доступные под капотом их внедорожной версии универсала Ауди А4. Для России подготовили бензиновый 2,0 литровый агрегат с турбиной и мощностью в солидные 252 лошадиные силы.

В Европе актуальными являются дизельные четырёхцилиндровые моторы с турбиной объёмом от 2 до 3 литров. Они способны выдавать от 163 до 272 лошадиных сил.

Для России актуальная стоимость универсала повышенной проходимости от Ауди в лице А4 Allroad составляет 2,7 миллиона рублей. При этом Allroad идёт изначально в очень богатой комплектации, потому претензий к дефициту оборудования и опций быть не должно.

Когда речь заходит про лучшие полноприводные универсалы, то очень часто в первую очередь звучат названия разработок компании Volvo. Одной из них является модель V90 с приставкой Cross Country, которая имеет не только полный привод, но и целый ряд других отличительных особенностей.

Сами шведские разработчики утверждают, что их V90 в версии универсала с повышенной проходимости создавался для эксплуатации в самых тяжёлых условиях. Справиться с такими испытаниями автомобиль сможет за счёт полного привода, большого дорожного просвета, адаптированной подвески, электронных помощников и отличных технических характеристик.

Внешне Кросс Кантри практически полностью повторяет гражданскую версию универсала V90. Но сюда добавили пластиковый обвес, подняли кузов относительно уровня земли до 210 миллиметров, а также добавили штатные диски внушительного размера вместе с внедорожной резиной.

Внутреннее пространство также копирует стандартный универсал. А потому здесь стоит ожидать только самые высококачественные материалы, идеальную подгонку элементов интерьера, превосходную эргономику и .

Даже если спинки заднего дивана находятся в поднятом состоянии, V90 Cross Country с лёгкостью готов принять на борт 913 килограмм груза. Если же спинки опустить, багажное пространство увеличивается до 1526 литров.

Их технического оснащения стоит отметить пару бензиновых моторов на 254 и 320 лошадиных сил, а также линейку дизельных силовых агрегатов с системой битурбо и мощностью в диапазоне от 190 до 235 лошадиных сил. И это при объёме все 2,0 литра.

Но приобрести V90 Cross Country по цене менее чем 3,2 миллиона рублей не получится. Топовые комплектации обойдутся со старта в 4 миллиона.

A6 Quattro

У компании Ауди есть в арсенале ещё один представитель сегмента УПП. В 2019 году А6 Allroad объективно заслуживает места в рейтинге, где собраны лучшие полноприводные универсалы с повышенной проходимостью.

На российском рынке эта модель впервые была представлена в 2012 году. Вскоре автомобиль сменил поколение, а также вышла рестайлинговая версия.

Внедорожный универсал получил отличительные характеристики в виде увеличенного дорожного просвета, пластикового обвеса, новой радиаторной решётки и видоизменённого переднего бампера. Не забыли конструкторы и о защите бампера и двигателя повышенной прочности.

Уровень комфорта и внутреннего оснащения здесь запредельный. Хотя ничего удивительного, ведь А6 Allroad Quattro полностью повторяет внутреннее убранство гражданской версии седана А6 и универсалаA6 Avant.

В стандартном положении задних кресел багажник вмещает до 565 литров груза. При складывании спинок заднего дивана багажное пространство моментально увеличивается до 1680 литров.

До рестайлинга автомобиль шёл лишь с 2 типами силовых агрегатов. Это был дизельный и бензиновый мотор, которые выдавали по 245 и 310 лошадиных сил соответственно.

После рестайлинга количество двигателей не поменялось. Дизель остался точно таким же, а бензиновую версию доработали. В итоге она стала выдавать полные 333 лошадиные силы. Вместе с 7-ступенчатой роботизированной коробкой Ауди удалось добиться превосходных динамических показателей.

Отличительной особенностью Ауди А6 Allroad Quattro является наличие адаптивной пневматической подвески, где можно регулировать дорожный просвет в диапазоне от 135 до 185 миллиметров.

Интереснейший универсал из категории автомобилей повышенной проходимости, разработанный компанией Volkswagen.

Вседорожная версия построена на базе классического седана и универсала Пассат. Последнее на текущий момент поколение показали в рамках Женевского автосалона в 2015 году. После был лишь незначительный ресталийнг, слегка затронувший внешний вид, а также внёсший небольшие изменения в технические характеристики.

В основе Alltrack лежит 8 поколение Passat. Машина практически полностью повторяет внешний вид собрата, но имеет отличительные черты в виде увеличенного дорожного просвета, защитного обвеса, более крупных колёс и дисков, идущих в базовой комплектации. Клиренс немного не дотянул до отметки в 173 миллиметра.

Внутри легко узнаётся стандартный Пассат 8 поколения. Интерьер выполнен строго, лаконично, с преобладающими прямыми линиями и образцовой эргономикой. Буквально каждая кнопочка нашла своё идеальное место.

Традиционно Фольксваген предлагает одни из самых больших багажников. Alltrack на основе Passat в стандартном походном состоянии вмещает в багажный отсек 650 литров груза. Опустив спинку заднего ряда, получается уже пространство на 1780 литров. Длина самой погрузочной площадки чуть более 2 метров.

Для Пассата в виде универсала повышенной проходимости предлагается сразу 5 различных силовых агрегатов. 2 из них работают на бензине, представляют семейство TSI и выдают 150 и 220 лошадиных сил при объёме всего 1,4 и 2,0 литра соответственно.

Дизельные версии варьируются в диапазоне от 150 до 240 лошадиных сил.

Exiga Crossover 7

Название автомобиля вас не должно обманывать. Это не кроссовер, а самый настоящий универсал повышенной проходимости. Автором такого проекта выступает компания Субару.

Официальная презентация новинки состоялась ещё в 2015 году, но до сих пор до многих рынков машина дойти не успела. Автомобиль обладает привлекательной внешностью со всеми характерными чертами своего класса. Это окантовка из неокрашенного пластика по периметру, внедорожные бампера, достаточно солидный дорожный просвет и пр.

Построен автомобиль на базе модели Exiga. Как и Exiga, Crossover 7 сохранил 7-местую модификацию салона. При этом со стандартных 150 до 170 миллиметров.

Компоновка салона выполнена по принципу амфитеатра, то есть каждый последующий раз расположен выше предыдущего. Это обеспечивает превосходный обзор даже с галёрки. При этом чувство дискомфорта для пассажиров последнего ряда нехарактерно. Пространства здесь более чем достаточно.

Автомобиль комплектуется двигателем объёмом 2,5 литра, способным выдавать 173 лошадиные силы. Это атмосферный четырёхцилиндровый мотор с достойными показателями экономичности. В смешанном цикле производитель обещает расход всего в 7,7 литров на 100 километров.

И снова представитель компании Volvo. Но уже более скромных размеров, нежели V90.

V60 Cross Country относится к среднеразмерным полноприводным универсалам повышенной проходимости премиум класса. Это подтверждается не только высокой стоимостью, но и соответствующим качеством сборки, техническими характеристиками и используемыми материалами.

Второе поколение V60 Cross Country, построенное на базе гражданской версии V60, презентовали в конце осени 2018 года. Причём презентация проводилась в режиме онлайн. Автомобиль получил такие же новшества, как и стандартная версия. Но дополнилась характерными компонентами для универсала повышенной проходимости. Или вседорожника.

Новое поколение модели отличается внушительным клиренсом. Здесь дорожный просвет вырос до 210 миллиметров. Помимо пластикового обвеса, крупных колёсных арок и соответствующих покрышек, никаких существенных изменений для Cross Country предусмотрено не было.

В стандартном положении багажный отсек вмещает 529 литров. Но превращается в погрузочную площадку на 1441 литр, стоит только опустить задний ряд.

В техническом плане всё тоже на высоком уровне, что вполне характерно для Volvo. В подкапотном пространстве для V60 Cross Country универсал 2019 модельного года комплектуется на выбор одним из двух моторов с 4 цилиндрами объёмом 2,0 литра. Это двигатели на 190 и 250 лошадиных сил. Первый мотор дизельный, А второй бензиновый. Оба оснащаются турбонагнетателем.

Универсал повышенной проходимости от Volvo характеризуется крайне скромными показателями потребления топлива. Дизель в среднем расходует 6,6 литров, а бензиновой версии на 100 километров пути нужно не более 7,5 литров в смешанном цикле.

Octavia Scout

И среди универсалов повышенной проходимости есть представители довольно бюджетного ценового сегмента. Ярким примером качественного, комфортабельного, но при этом недорогого авто выступает Octavia Scout от компании Skoda.

Автомобиль подвергся довольно серьёзному рестайлингу в 2016 году, и сейчас Scout продаётся именно в таком виде. Машина получила новую оптику, обзавелась более широким списком дополнительного оборудования.

Octavia Scout стала интереснее, крупнее и агрессивнее, нежели предшественник. В основе лежит стандартная версия Octavia, доступная в кузове лифтбек и универсал. Приставка Scout даёт не только пластиковые обвесы, но также и приподнятый дорожный просвет, усиленные бампера и защиту.

Внедорожная версия универсала от компании Skoda имеет клиренс в 171 миллиметр. Не так много, но для большинства дорог и направлений вполне достаточно.

Поскольку у Шкоды есть непосредственная связь с компанией Фольксваген, чешские автомобили также традиционно могут похвастаться просторными багажными отсеками. Если убрать запаску, объём составит 610 литров. С ней объём сокращается до 588 литров. Но если сложить задний ряд, водитель получит погрузочную площадку на 1740 литров, которая позволяет перевозить груз длиной около 3 метров.

Volkswagen Golf Alltrack

Как и Passat Alltrack, здесь мы видимо полный привод, пластиковые обвесы, увеличенный дорожный просвет. Но каких-то особых сюрпризов ждать не стоит. Это всё тот же Гольф.

Габариты автомобиля идентичные с Гольфом Вариант. Дорожный просвет не такой огромный, и составляет лишь 165 миллиметров. Интерьер также перекочевал со стандартного Golf, но дополнился надписями Alltrack.

Из интерьерных обновлений в Alltrack стоит отметить алюминиевые педали, дорогие вставки на центральной консоли, руль в кожаной оплётке, подсветку водительских ног. Но самым главным нововведением справедливо считается пара спортивных кресел впереди.

Во внедорожном полноприводном универсале имеется на выбор сразу 4 двигателя. Бензиновый вариант лишь один. Это турбированный мотор на 1,8 литра со 180 л. с. Остальные моторы дизельные, оснащённые турбинами. Их мощность составляет от 110 до 184 лошадиных сил.

E-Class All Terrain

All Tarrain построен на базе E-Class с кузовным индексом S213. Впервые автомобиль представили широкой публике в конце 2016 года, а начались только в середине 2017 года.

Внедорожная версия гражданского универсала получила выраженную решётку радиатора, неокрашенные пластиковые обвесы, новые бампера и колёсные диски диаметром 19 и 20 дюймов, в зависимости от комплектации.

При этом автомобиль увеличился в размерах, прибавив в длину до 4923 миллиметров. Высота и ширина на уровне 1468 и 1852 мм соответственно. Адаптивная регулируемая подвеска позволяет менять дорожный просвет в диапазоне от 121 до 156 миллиметров. Но если выбрать специальный режим All Terrain, предусматривающий прохождение сложных участков на скорости до 35 км/час, тогда клиренс увеличивается до 176 миллиметров.

Помимо декоративных алюминиевых вставок, ковриков со специальными надписями и спортивных педалей на основе нержавеющей стали, салон полностью копирует гражданскую версию E-Class.

Внедорожный универсал может похвастаться огромным багажником, который в зависимости от положения заднего ряда может составлять от 670 до 1820 литров.

Изначально универсал повышенной проходимости от компании Мерседес комплектовался лишь одним 2,0-литровым двигателем на 194 лошадиные силы. Но затем к линейке моторов добавили другие дизельные и бензиновые агрегаты.

Автомобиль с не самым коротким названием от компании Opel. В основе внедорожного универсала лежит обычный Opel Insignia.

Кросс-универсал презентовали в режиме онлайн в середине 2017 года. Это уже второе поколение автомобиля подобного типа. Машина оснащается защитными пластиковыми накладками, увеличенным дорожным просветов, серебристыми вставками и оригинальными колёсными дисками.

Внешне кроссоверная версия универсала Инсигния существенно преобразилась. Доля брутальности сыграла только на пользу автомобилю. А вот салон остался таким же. Но претензий к нему нет, поскольку здесь прослеживается великолепное качество отделки, дорогостоящие материалы и работа грамотного дизайнера. Эргономика оказалась на самом высоком уровне.

Багажный отсек предлагает разместить груз на платформе объёмом от 560 до 1665 литров.

Под капотом скрывается один из 2 двигателей. Это бензиновый турбомотор на 2,0 литра и 260 лошадиных сил, либо турбированный дизельный агрегат на те же 2,0 литра, но уже с мощностью в 170 лошадок.

Поскольку в России автомобиль официально не продаётся, можно ориентироваться лишь на ценники в Европе. Там универсал повышенной проходимости стоит от 35 тысяч евро за стандартную версию Country Tourer, либо от 38 тысяч для Tourer Exclusive.

Универсалы повышенной проходимости действительно занимают отдельную нишу. Это интересные автомобили с широкими возможностями, объединяющие в себе лучшие качества кроссовера и универсала.

Назвать очевидного фаворита и лидера рынка сложно. Каждый из представленных автомобилей заслуживает повышенного внимания и высоких оценок. При этом есть возможность выбора как среди элитных кросс-универсалов, так и сравнительно недорогих автомобилей.